Эргономическое проектирование учебного кабинета учителем начальных классов в условиях реализации ФГОСов НОО: введение в проблематику

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Хасанова Л. А., Батурина О. С. Эргономическое проектирование учебного кабинета учителем начальных классов в условиях реализации ФГОСов НОО: введение в проблематику // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1266–1270. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53256.htm.
Аннотация. В статье рассматривается, что проблема эргономического проек-тирования учебного кабинета учителем начальных классов особо актуально в наши дни в связи с реализациями ФГОСов НОО. Успешное, эффективное проектирование учебного кабинета приводит к необходимости интеграции различных областей зна-ния и разработки на их основе методики диагностики проектирования учебного каби-нета как эргономической системы. В исследовании разрабатываются и используются психодиагностический инструментарий изучения проектирования учебного кабинета как эргономической системы в деятельности учителя начальных классов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Хасанова Ляйсан Альфарисовнастудентка 4 курса, БФ БашГУ, г.Бирск 199210.92@mail.ruБатурина Оксана Сергеевнакандидат психологических наук, доцент кафедры психологииБФ БашГУ, г.Бирск Bosbeer@mail.ru

Эргономическое проектирование учебного кабинета учителем начальных классов в условиях реализации ФГОСов НОО: введение в проблематику

Аннотация:В статье рассматривается, что проблема эргономическогопроектированияучебного кабинета учителем начальных классов особо актуально в наши днив связи с реализациями ФГОСов НОО. Успешное, эффективное проектирование учебного кабинета приводит к необходимости интеграции различных областей знания и разработки на их основе методики диагностики проектирования учебного кабинета как эргономической системы. В исследовании разрабатываются и используются психодиагностический инструментарий изучения проектирования учебного кабинета как эргономической системы в деятельности учителя начальных классов.

Ключевые слова:эргономика, проектирование, эргономическое проектирование, учебный кабинеткак сложная эргономическая система, проектированиеучебного кабинета как эргономической системы, ФГОС НОО.

В настоящее время содержание основной образовательной программы начального общего образования находится в состоянии модернизации, необходимость которой на современном этапе очевидна, так как новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, становится особенно актуальной в условиях глубоких структурных изменений в обществе.Изменения в сфере образования продиктованы не только сменой приоритетов в образовании, но и обеспечения успешности личностного и познавательного развития детей, позволяющего сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы, что является необходимым условием для успешного введения ФГОС в систему образования. Для получения качественного образования обучающимися начальной школы должны быть обеспечены необходимые ресурсы.В условиях реализации ФГОСов начального общего образования неизбежна активизация форм и методов обучения, изменение педагогической технологии как урочной, так и внеурочной деятельности, учет новых требований к образовательному процессу. Учитель начальных классов призван работать поновому. Гибкость, мобильность, интерактивность и динамичность учебного занятия в определенной степени достигается за счет эффективного проектирования учебного кабинета учителем начальных классов с использованием эргономического подхода.Учебный кабинет представляет собой сложную эргономическую (инженернопсихологическую) систему, включающую в один момент времени несколько взаимосвязанных элементов:деятельность учителя, оборудованное рабочее место учителя, деятельность обучающихся, оборудованное рабочее место обучающегося, информационнообразовательная среда, материалы и мебель, зоны деятельности, взаимодействие между всеми элементами и др. Каждый элемент является предметом изучения отдельных наук. Традиционное планирование учебного кабинета приводит к ограничениям в движениях, снижению физической активности младшего школьника. Исследователями указывается, что эргономическое проектирования учебного кабинета начальной школы, обеспечивающее качество и комфортность образования, должно строится на основе результатов психологических исследований. Традиционное расположение учительского стола и парт школьников в учебном кабинете соответствует конкурирующее

оборонительной позиции, однако большего взаимопонимания во взаимодействии можно достигнуть в позиции делового взаимодействия.Проблемам оснащения учебных кабинетов, в частности изучению вопросов организации образовательной среды, созданию средств обучения и технологий их использования посвящены работы Д.Р.Баетовой. И.И.Дриги, А.А.Макарени, Т.С.Назаровой, Н.А.Пугал, Н.Н.Суртаевой и др. Практически все исследователи отмечают, что учет результатов эргономических исследований является обязательным условием создания образовательной среды. Несмотря на то, что многие ученые занимались разработкой средств обучения, частными вопросами оснащения школьных учебных кабинетов, недостаточное внимание уделялось вопросам инженернопсихологического проектирования учебного кабинета начальной школы, обеспечивающее качество, комфортность и безопасность образовательной деятельности субъектов образовательного процесса. Учебный кабинет начальной школы с позиции ФГОСов представляет собой особую развивающую здоровьесберегающую среду, позволяющую реализовывать ценности, цели и принципы личностноориентированного образования. Корректное инженернопсихологическое (эргономическое) проектирование учебного кабинета способствует раскрытию индивидуальности каждого младшего школьника, его творческой реализации, поощряет к развитию у инициативы и самостоятельности, создает возможности для образования на основе личной активности обучающегося.Кабинет является центром организации урочной и отчасти внеурочной работы школьников. Качество и количество усваиваемой учеником информации напрямую зависит от степени соответствия учебного кабинета современным стандартам. Главная задача инженернопсихологического проектирования –создание и достижение благоприятной комфортной развивающейсовременной образовательной среды. То естьнеобходимо организовать учебный кабинет таким образом, чтобы способствовать полной жизни школьнику, в которой учение органично сочетается с игрой. Школа призвана стать вторым домом для ребенка.Успешное, эффективное проектирование учебного кабинета приводит к необходимости интеграции различных областей знания и разработки на их основе методики диагностики проектирования учебного кабинета как эргономической системы. Актуальность исследования продиктована противоречием между потребностью в необходимости использования эргономического подхода при проектировании учебного кабинета начальной школы и отсутствием, с одной стороны, теоретических разработок и практических исследований эргономических условий построения информационнообразовательный среды учебного кабинета начальной школы и, с другой стороны, учета коммуникативной и интерактивной сторон общения между субъектами образовательного процесса, обеспечивающих качество, комфортность и безопасность образования.Объективно существующая проблема заключается в следующем: каково содержание и эффективность эргономического проектирования учебного кабинета учителем начальных классов?В данной статье предлагается к рассмотрению понятийного аппарата проблемы исследования эргономического проектирования учебного кабинета учителем начальных классов в условиях реализации ФГОСов НОО.Целью нашегоисследованияявляется: определить содержание эргономического проектирования учебного кабинета учителем начальных классов в условиях реализации ФГОСовНОО и экспериментально проверить его эффективность.Объектомисследованиявыступаетучебный кабинет как сложная эргономическая система.Предмет исследованияслужитэргономическое проектирование учебного кабинета учителем начальных классов в условиях реализации ФГОСов НОО.Мы выдвинули ряд предположений, заключающихся в следующем:1) под эргономическом проектированием учебного кабинета будет пониматься системный подход педагога к разработке методов согласования психологических характеристик, особенности коммуникации и интеракции субъектов образовательного процесса и информационнообразовательной среды, учебнометодического, материальнотехнического обеспечения, зонирования учебного кабинета для обеспечения максимальной эффективности, безопасности и комфортности образовательного процесса;2) разработан и используется психодиагностический инструментарий для изучения проектирования учебного кабинета как эргономической системы в деятельности учителя начальных классов;3) выделены критерии эффективности эргономического проектирования учебного кабинета учителем начальных классов;4) составлены и внедрены психологопедагогические рекомендации учителю начальных классов по эффективности эргономического проектирования учебного кабинета.Теоретикометодологическую основуисследованиясоставляют:

теория деятельности (В.В.Богословский, В.В.Давыдов, Т.В.Габай, И.И.Ильясов, Н.В.Кузьмина, В.Я.Ляудис, Р.А.Низамов, В.А.Сластенин идр);

теория развивающего обучения (Ю.В.Громыко, В.В.Давыдов, В.П.Зинченко, В.Т.Кудрявцев, В.И.Слободчиков, Г.А.Цукермани др.)

научные исследования проектирования развивающей образовательных технологий и сред (В.А.Гуружапов, Т.Г.Ивошина, А.А.Марголис, В.В.Рубцов,);

положения средового подхода (В.А.Козырев, В.П.Лисицкая, А.А.Макареня, Ю.С.Мануйлов, Л.И.Новикова, С.Ю.Полуйкова, А.Л.Портянская, В.И.Слободчиков, И.В.Феттер, В,А.Ясвин и др.);

эргономика и инженерная психология в разработке современных зарубежных исследователей (G.B.J.Andersson, J.Annett, T.Boersema, D.B.Chaffin, N.Chmiel, J.Dul,R.JGatchel., E.Grandjean, H.C.M.Hoonhout, S.Johnson, P.W.Jordan, W.Karwowsk, S.Konz, K.H.E.Kroemer, S.Kumar, W.S.Marras, B.J.Martin, T.J.Mayer, D.A.Norman, S.Parker, P.B.Polati, B.Shneiderman, N.A.Stanton, N.A.Stanton, T.Wall, B. Weerdmeester,M.S.Young, H.J.G.Zwaga) и представителей отечественной психологии (Е.В.Воронина, В.П.Зинченко, А.А.Крылов, А.Б.Леонова, В.М. Мунипов, Т.С.Назарова и др.);

научные исследования коммуникации и интеракции в общении между субъектами образовательного процесса (Д. Мацумото, М. Сандомирский, Г.М. Андреева).

научные исследования организации образовательной среды, создание средств обучения и технологий их использования (Д.Р.Баетова. И.И.Дриги, А.А.Макарени, Т.С.Назарова, Н.А.Пугал, Н.Н.Суртаева и др.);

научные исследования оснащения учебных кабинетов Т.Е.Балабановой, В.П.Голов, А.А.Грабецкого, Л.М.Зельмановой, Т.М.Коджаспировой, Т.С.Назаровой, В.Н. Наумчика и др.В нашем исследовании планируется использовать следующие методы исследования: анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация, выявление причинноследственных связей. В исследовании разрабатываются и используются психодиагностический инструментарий изучения проектирования учебного кабинета как эргономической системы в деятельности учителя начальных классов: экспертная оценка соответствия рабочего места учителя начальных классов и зонирования кабинета требованиям, указанным в ФГОСах НОО; контентанализ паспорта учебного кабинета начальной школы; изучение удовлетворенности информационнообразовательной средой субъектов образовательного процесса в учебной и внеучебной деятельности и оценка дискомфорта и безопасности процесса образования. В данном перечне представлены педагогические, социальнопсихологические, инженернопсихологические методы и методики. Объединение знаний данных научных областей позволит разработать методики диагностики эргономической системы «педагогобучающийся» для изучения:1) особенностей информационнообразовательной среды начальной школы: доступность для субъектов образовательного процесса к элементам ИКТ и автоматизированным рабочим местам; представление учителя о рабочем месте и функциях учебной доски; ориентиры использования участниками образовательного процесса медиатеки; преимуществами информационнокоммуникативные технологий и трудности их использования в педагогической деятельности;2) особенностей коммуникации и интеракции субъектов образовательного процесса как субъектов общения: взаиморасположение обучающихся и учителя начальных классов на занятиях в учебном кабинете относительно друг друга; расположение учителя относительно обучающегося за рабочим столом при организации индивидуальной работы с ним; коммуникационная структура группы.Использование фотографического метода получения эмпирических данных для получения фотоизображения учебного кабинета, а также контентанализ Паспорта учебного кабинета позволяет определить особенности зонирования учебного кабинета, являющееся предметным контекстом учебной деятельности. Методика «Психологический портрет учителя» позволяет выявить взаимосвязь между элементами эргономического пректирования учебного кабинета учителем начальных классов и его параметрами личности: приоритетные ценности, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль преподавания, объективность и адекватность самовосприятия.Обработка эмпирических данных осуществлялась математическими методами статистического, корреляционного и кластерного анализов с использованием программ MicrosoftExcel2010, Statistica6.0, а также качественными методами (описание, категоризация, классификация и типологизация). Эмпирическая база исследования: муниципальные бюджетные образовательные учреждения: средние образовательные школы с. Аскино Аскинского района и г.Бирска Бирского района республики Башкорстостан, г. Губкинского ХантыМансийского автономного округа.Организация исследования планируется осуществить в три этапа:Первый этап (подготовительный): изучение психологической литературы по проблеме эргономического проектирования учителем начальных классов учебного кабинета в условиях реализации ФГОСов НОО, определение темы исследования, обобщение полученных результатов теоретического исследования, разработка программы исследования.Второй этап (исследовательский): разработка психодиагностического материала для исследования эргономического проектирования учителем начальных классов учебного кабинета в условиях реализации ФГОСов НОО, проведение эмпирического исследования по изучаемой проблеме.Третий этап (заключительный): обобщение полученных результатов эмпирического исследования, проверка выдвинутой гипотезы исследования, формулирование выводов, разработка психологопедагогических рекомендаций для учителей начальных классов.Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается методологически обоснованной логикой исследования, использованием совокупности методов, адекватных предмету исследования, количественным и качественным анализом результатов опытноэкспериментальной работы.

Ссылки на источники:

1.Мунипов В.М Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. Учебник для вузов [Текст] / В.М. Мунипов, В.П. Зинченко. М.: ЛОГОС, 2001. –356 с.2.Сергеев С.Ф. Инженерная психология и эргономика: Учебное пособие. М.: НИИ школьных технологий, 2008.176 с.3.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: Приложение «ФГОСТ НОО»: М. Просвещение , 2009. –«Стандарты второго поколения».

hasanova Lyaysan Al'farisovna student 4 courses, BF BASHGU, Birsk 199210.92@mail.ru

Baturina Oksana Sergeycandidate of psychological sciences, associate professor of department of psychology of BF BASHGU, BirskBosbeer@mail.ru

Ergonometric planning of educational cabinet by the teacher of initial classes in the conditions of realization of FGOSov NOO: introduction to problematiku

Annotation: In the article examined, that problem of ergonometric проектированияof educational cabinet by the teacher of initial classes especially topically in our days in connection with realization of ФГОСовНОО. The successful, effective planning of educational cabinet results in the necessity of integration of different areas ofknowledge and development on their basis of methodology of diagnostics of planning of educational cabinet as an ergonometric system. In research developed and used психодиагностическийtool of study of planning of educational cabinet as an ergonometric system in activity of teacher of initial classes. Keywords: ergonomics, planning, ergonometric proektirovanie, educational cabinet as difficult ergonometric system, planning of educational cabinet as an ergonometric system, FGOS NOO.