Методика описания бизнес - процессов в консалтинговых организациях на примере ООО «Навигатор права»

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Герасименко Е. А., Блинов О. А. Методика описания бизнес - процессов в консалтинговых организациях на примере ООО «Навигатор права» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1401–1405. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53283.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации и внедрения бизнес –процессов в консалтинговой организации ООО «Навигатор права», а также необходимости их дальнейшего совершенствования. Авторы предлагают технологию поэтапного описания бизнес — процессов предприятия.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Блинов Олег Анатольевичкандидат экономическихнаук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Омскогогосударственного аграрногоуниверситета имени П.А. Столыпина (ОмГАУ имени П.А. Столыпина), г. ОмскOleg_Blinov_2001@mail.ru

Герасименко Екатерина Анатольевнамагистрант 1 курса по направлению «Экономика» Омского государственного аграрного университета имени П.А. Столыпина (ОмГАУ имени П.А. Столыпина), г. ОмскGerasimenko_Ek@mail.ru

Методика описания бизнес процессов в консалтинговых организациях на примере ООО «Навигатор права»

Аннотация. Статья посвящена вопросам организации и внедрения бизнес –процессов в консалтинговой организации ООО «Навигатор права», а также необходимости их дальнейшегосовершенствования.Авторы предлагают технологию поэтапного описания бизнес —процессов предприятия.Ключевые слова: бизнес

процессы, консалтинг, управленческий учет.

На современном этапе развития российской экономики важное значение играют вопросы глобализации, стандартизации и унификации экономических отношений, поэтому возникает объективная необходимость формирования информационного обеспечения стратегического управления экономическими субъектами, стабильность деятельности которых возможна при непрерывном процессе прогнозирования, планирования, мониторинга проблем управленческой учетноаналитической системы. Решение данных вопросов целесообразно проводить в условиях функционирования единой системы управления, определяющее место в которой занимает формирование бизнес

процессов экономического субъекта[1].В настоящее время только некоторые экономические субъекты имеют реально функционирующую учетноаналитическую систему, которая эффективно используется работниками управленческого звенадля принятия различных решений. Поэтому в целях формирования и организации информационно

аналитической базы регистрации, упорядочения, обобщения и представления данных в современных экономических условиях хозяйствования существует необходимость проведения исследований в области развития теоретико

методологических положений и подготовки научно

методических рекомендаций по формированию многоуровневой системы управленческого учета и аудита бизнес

процессов, актуальность которых возрастает в связи с переходом на международные стандарты финансовой отчетности [1].Бизнес

процесс для предприятия представляет собой непрерывную серию задач, решение которых осуществляется с целью создания результата. Исходной точкой и конечным продуктом бизнес

процесса является выход, спрос на которыйпредъявляют корпоративные или внешние «потребители» [2].Бизнес

процессы позволяют добиваться высокой эффективности деятельности предприятия, фокусируя внимание на запросах потребителей. Поэтому важно максимально повысить значимость бизнеспроцесса и увязать с ним многочисленные функции [2].Таким образом, выделение бизнес

процессов, их аудити последующее совершенствование —огромныйрезерв для повышения конкурентоспособности предприятияи эффективности егоработы[2].Среди многочисленных проблем, которые можно решить в результате внедрения и оптимизации бизнес

процессов, назовем следующие:

сокращение объема документации, рационализация и ускорение документооборота и потока данных;

изменение структуры организационной отчетности и повышение квалификации сотрудников путем комплексного совершенствования процесса;

рассмотрение возможных мер по привлечению внешних ресурсов (т.е. по передаче функции создания выхода внешнему исполнителю);

внедрение новых производственных и ИТресурсов для улучшения функций обработки;

изменение структуры процесса путем введения одновременно выполняемых задач, что позволяет устранить лишние циклы и сделать структуру более рациональной[2].Различают постепенное (пошаговое) и кардинальное совершенствования. Постепенное совершенствование—это те изменения в процессе, которые требуют небольших капиталовложений или вообще их не требуют. Кардинальное совершенствование—это существенные изменения процесса; часто они сопровождаются переходом на новую технологию, фундаментальными переменами в организационной структуре и новым взглядом на весь процесс[2].Далее будем рассматривать постепенное совершенствование бизнеспроцессов на примере консалтинговой организации ООО «Навигатор права». Совершенствование бизнеспроцессов считается «классической» концепцией повышения операционной эффективности бизнеса. Примером может служить делегирование полномочий или передвижение границ между подразделениями с целью повышения эффективности деятельности, уменьшения издержек и т.д. Этот подход подразумевает детальное и системное рассмотрение существующего процесса с целью поиска возможных путей его совершенствования [3].Совершенствование бизнес процессов следует проводить в ситуациях, когда есть возможность постепенно улучшить работу в организации, не прибегая к радикальным мерам. Таким образом, совершенствование нужно рассматривать не как разовое мероприятие, а как непрерывный управленческий процесс, при котором бизнес процессы совершенствуются по мере необходимости [3].Для оптимизации бизнеспроцессов используется их описание. Под описанием бизнеспроцессов подразумевается схематическое детальное описание деятельности организации. Оно выполняется в несколькихэтапов.В первую очередь определяют задачи. Надо понять, для чего именно необходимо описание бизнеспроцессов. Помимо оптимизации, может преследоваться цель разработки новых схем ведения дел, создания новых документов, ITсистемы. В нем могут принимать участие люди, которые заинтересованы в реализации планируемого мероприятия и будут активно заниматься им и в дальнейшем. Результатом этого этапа должен явиться созданный документ, где прописаны основные цели и задачи, требования и пожелания.На второй стадии обычно формируют рабочую группу, в которую, лучше всего ввести и внешних консультантов,и сотрудников предприятия. Внешние консультанты могут выполнять роль аудиторов и экспертов, приносить в компанию новые идеи, методы и технологии управления, а собственные сотрудники –роль специалистов предметной области, а также непосредственно владельцев процессов, отвечающих за оптимизируемый процесс[3].На третьем этапе разрабатывают соглашение по бизнес моделированию, т.е. документ, где прописываются общие положения, глоссарий проекта, роли участников, их обязанности, правила и инструкции по описанию. Скорее всего, он будет пополняться и корректироваться в ходе реализации мероприятия. Также на этом этапе приобретают и устанавливают программный продукт, необходимый для бизнес моделирования.На четвертом этапеопределяют владельцев процесса, т.е. лиц, на которых ложится основная и важная задача. Обычно это главные специалисты, руководство. На пятом этапе разрабатывают план проекта по описанию. Его создают, основываясь на степени сложности бизнес процессов. Взависимости от специфики деятельности компании и других факторов план может разрабатываться от семи дней до одного месяца. Как правило, это решается во время согласования деталей проекта.Далее подробно рассмотрим технологию описания бизнес –процессов предприятия, которая разработана для компании ООО «Навигатор права». Данная технология состоит из следующих этапов:Этап 1

Описание организационной структуры:В рамках данного этапа разрабатывается модель организационной структуры, построенная по принципуподчиненности. При описании организационной структуры «инвентаризируются» подразделения и должности, существующие в компании, а также показывается их иерархическая взаимосвязанность (рис. 1).

Рисунок 1 Модель организационной структуры в ООО «Навигатор права»

Этап 2

Описание информационной системы:В рамках данного этапа строится модель информационной системы, при разработке которой показываются типы информационных систем, применяемых в компании, описывается их модульная структура, а также перечисляется программное обеспечение, используемое в компании при выполнении бизнес процессов (рис. 2).

Рисунок 2 Модель информационной системы в ООО «Навигатор права»

Директор ООО «Навигатор права»Юрист 1 категорииОфисменеджерГлавный бухгалтерБухгалтерМенеджер по рекламеТехнический персоналЮрист 2 категорииПрограммное обеспечение бухгалтерского учета1С: Предприятие 8.2КонсультантПлюсЕпорталНалогоплательщикMicrosoft OfficeMS WordMS ExcelMS PowerPointИнформационная система ООО «Навигатор права»Этап 3

Описание функций подразделений:На данном этапе описываются функции, выполняемые структурными подразделениями. По результатам описания функций строится функциональная модель компании, структурированная по организационной структуре (рис. 3).

Рисунок 3 Функциональная модель, структурированная поорганизационной структуре в ООО «Навигатор права»

Этап 4

Описание услуг:На данном этапе описываются услуги, которые оказывает компания и реализует на внешнем рынке. При построении модели услуг на верхнем уровне выделяются группы, которые детализируются на услуги, имеющие различную технологию производства и реализации (рис. 4).

Рисунок 4 Модель услуг в ООО «Навигатор права»Дерево функций ООО «Навигатор права»Функции бухгалтерского отделаВведение бухгалтерскогои налогового учета ООО «Навигатор права»Составление и сдача бухгалтерской и налоговой отчетности ООО «Навигатор права»Введение бухгалтерского и налогового учета ООО «Навигатор права»Консультирование по вопросам бухгалтерского и налогового учетаОказание бухгалтерского обслуживания ООО, ИПФункции юридического отделаПредставительство в арбитражном суде, в суде общей юрисдикции, третейском суде по гражданским делам, делам об оспаривании решений и действий налоговых органов на стороне истцаПредставительство в арбитражном суде, в суде общей юрисдикции, третейском суде на стороне ответчикаПредставительство в арбитражных судах, судах общей юрисдикции по делам об административных правонарушенияхСоставление договоровРегистрация выпуска акций в ФСФРУслуги, оказываемые ООО «Навигатор права»Бухгалтерские услугиЮридические услугиБухгалтерское обслуживаниеКонсультирование по вопросам б/у, налогамЮридическое обслуживаниеКонсультирование по вопросам юриспруденцииЭтап 5

Выделение и построение дерева бизнес процессов:На данном этапе на основе описанных услуг компании, а также описанных функций подразделений выделяются бизнес

процессы, которые классифицируются на:

основные;

вспомогательные;

развития и совершенствования[4]. После проведения классификации бизнес

процессов строится модель бизнеспроцессов компании (рис. 5).

Рисунок 5 Модель бизнес

процессов в ООО «Навигатор права»

Этап 6

Оценка и выбор бизнес

процессов для последующего описания, анализа и оптимизации:На данном этапе на основе разработанного перечня бизнеспроцессов компании выделяются приоритетные бизнес

процессы для дальнейшего описания, анализа и оптимизации. Выбор приоритетных бизнес

процессов производится на основе следующих критериев:

Важность бизнес

процесса;

Проблемность бизнес

процесса;

Затраты, требуемые для оптимизации бизнес

процесса. Для каждого из выделенных бизнеспроцессов рассчитываются количественные показатели в соответствии с приведенными критериями, после чего производится их ранжирование[4]. Для ранжирования бизнеспроцессов на основе критериев важности и Дерево бизнес –процессов ООО «Навигатор права»Основные бизнеспроцессыВспомогательные бизнеспроцессыБизнеспроцессы развития и совершенствованияПроизводственные процессыПредоставление услуг клиентуОбеспечение гарантии качествауслугФормирование необходимыхтрудовых ресурсовМаркетинг и продажиОпределение нужд и потребностейпотребителейИзмерение удовлетворенности потребителейСбыт услугПоддержание инфраструктуры фирмы (общее управление, планирование,бухгалтерский учет, юридическое обслуживание)Инженернотехническое обеспечение(содержание офиса)Стратегическое управление (отслеживание состояния внешней среды; разработка и установление целей организации; бизнеспланирование)Развитие технологий (разработка концепции и планов выпуска новой услуги; совершенствование существующих услуг)проблемности применяется матрица «Важностьпроблемность» (рис. 6).

Рисунок 6 Матрица «Важность проблемность» для ранжирования бизнеспроцессов в ООО «Навигатор права»

Этап 7

Описание информационных потоков, выбранных бизнес

процессов:На данном этапе идентифицируются информационные потоки, участвующие в описываемых бизнеспроцессах, представляющие из себя информацию, размещенную на бумажных носителях, устную информацию и информацию в электронном виде. Данные информационные потоки классифицируются, после чего строится модель информационных потоков для каждого бизнес процесса (рис. 7).

Рисунок 7 Модель информационных потоков в ООО «Навигатор права»

Этап 8 Документирование бизнеспроцесса:Бизнеспроцессы подлежат документированию. Наиболее удобной формой описания является процедура. Бизнеспроцесс может быть описан одной или несколькими процедурами, в зависимости от сложности. Удобно сделать единый вид для описания всех бизнес

процессов [5].

При описании бизнес процесса в обязательном порядке должны быть определены:Дерево информационных потоков в ООО «Навигатор права»Договоры, актыКадровые документыБухгалтерские документыДоговоры куплипродажиПриказы о приеме на работуБухгалтерская отчетностьПриказы на увольнениеПервичная документацияДоговоры арендыРегистры аналитического и синтетического учетаЗаявленияАкты выполненных работ

название бизнес

процесса;

входы бизнес

процесса;

выходы бизнес

процесса;

исполнитель структурные подразделения Компании, отдельные работники Компании, внешние (по отношению к Компании) исполнители;

управляющие входы бизнеспроцесса нормативные, организационно распорядительные и методические документы, определяющие требования к бизнеспроцессу[5].При описании бизнеспроцесса разрабатывается следующие документы:1. Положения, должностные и рабочие инструкции;2. Спецификация операций бизнеспроцесса (БПФ01);3. Спецификации входов/выходов (БПФ02);4. Спецификации на ресурсы (БПФ03);5. Графические схемы бизнеспроцесса иих текстовое описание (БПФ04);6. Показатели бизнеспроцесса (БПФ05);7. Глоссарий (БПФ06);8. Перечень документов бизнеспроцесса (БПФ07);9. Альбом документов бизнеспроцесса (БПФ08) (стандарт).Этап 9 Определение показателей и индикаторов бизнеспроцесса:Бизнеспроцесс должен быть охарактеризован некими показателями, чтобы процесс можно было измерить и оценить его эффективность. Все показатели входят в четыреосновные группы:

качество;

время выполнения;

количество;

издержки.Кроме того, принято выделять особые группы —группу индикаторов бизнеспроцесса, группу требований, группу обеспечения желаемого протекания процесса, группу рекомендаций[4].Можно сделать следующий вывод, что технология описания бизнеспроцесса делает все операции компании прозрачными и понятными, позволяет анализировать операции и находить в них проблемы, приводящие к сбоям. Главное, что бизнес

процессы позволяют понимать взаимодействие между разрозненными подразделениями. Как следствие, процессный подход значительно упрощает адаптацию новых сотрудников и снижает зависимость работы компании от человеческого фактора. Важно, что процессная система упрощает управление операционными расходами[5].В результате описания бизнеспроцессовможносоздать понятную и структурированную пользовательскую документацию, включающую в себя как само описание процесса, так и пошаговые инструкции для его выполнения; получить целостную картину бизнеспроцессов предприятия и понять какие услуги являются ценными для потребителя; понять какие функции выполняют конкретные подразделения (люди); согласовать какие цели преследует компания и т.д.[4].Таким образом, чтобы достичь поставленных целей, компании необходимо управлять своими процессами, организуя их взаимоувязанное исполнение. Это означает, что необходимо создать процессную структуру компании, которая образуется путем «связывания» процессов с целевой структурой[6].

Ссылки на источники1.НиколаенкоА.В. Формирование учетноаналитической системы в соответствии с МСФО / А.В. Николаенко // Теория и практика гармонизации информационных потоков в учетноналоговой системе на макрои микроуровне: монография / [Л.В. Попова и др.]; под общ. ред. Л.В. Поповой. –Орел.: ГУУНПК, 2011. –430 с. 2.Шеер АвгестВильгельм. Бизнеспроцессы. Основные понятия, теория, методы / Под ред. А.А. Белых. М. : ВестьМетаТехнология, 2010. —182 с.3.Кораблев А.В. «Оптимизация бизнеспроцессов: дань моде или жизненная необходимость?». «РПро Консалтинг», 2011. 2426 с.4.Сидоренко М.А. «Классическая технология описания бизнес деятельности предприятия»// М.А. Сидоренко. «Консультант директора»,№ 12, 2012. –24 27 с.5.

Репин В.В. «Бизнеспроцессы —основа эффективного управления предприятием» // В.Г. Елиферов, В.В. Репин. «Стандарт и качество», 2010, №17. –13

15с.

6.Карабанов Б.М. 5 шагов к процессному управлению / Под ред. Б.М. Карабанов. –СПб.:Инталев,2010.

107 с.

Oleg BlinovPhD, assistant professor of accounting and auditing, Omsk State Agrarian University (OmGAU), OmskEkaterinaGerasimenkoOne undergraduate course in "Economics" Omsk State Agrarian University (OmGAU), OmskMethodology description of business processes in consulting organizations for example LLC "Navigator rights"Abstract. The article is devoted to the organization and implementation of business processes in the consulting organization LLC "Navigator of law" and the need for their further improvement. The authors propose to describe the phasetechnology business processes of the enterprise.Keywords:business processes, consulting, management accounting.