Образовательный веб-квест как средство формирования компетенций обучающихся и учителя

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сандракова Н. С. Образовательный веб-квест как средство формирования компетенций обучающихся и учителя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1396–1400. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53282.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования компетентностей обучающихся и учителя через образовательный веб-квест. Данная технология способствует развитию способностей учащихся, через неё они приобретают практические навыки в работе, также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сандракова Наталья Сергеевнаучитель начальных классов МБОУ СОШ № 7 г. Поронайск Сахалинская областьSergei2671@yandex.ruОбразовательный вебквест как средство формированиякомпетенций обучающихся и учителя.Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования компетентностей обучающихся и учителя через образовательный вебквест. Данная технология способствует развитию способностей учащихся, через неё они приобретают практические навыки в работе, также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.Ключевые слова: образование,ключевые компетентности, Интернет, вебквест, сайт, проект Модернизация образования, базирующаяся на новых информационных технологиях, предполагает формирование новых моделей учебной деятельности, использующих информационные и телекоммуникационные средства обучения. И современная российская школа находится в процессе поиска оптимальных форм и методов обучения. Формирование новых моделей учебной деятельности, с широким использованием информационных и телекоммуникационных средств обучения являются главной составляющей модернизации образования. Возрастает интерес к механизмам включения детей в деятельности, способствующие развитию их способностей. Жизнь показывает, что формирование любой компетентности происходит через практическую деятельность. В качестве таких механизмов выступают технологии обучения. В программных документах Национальной образовательной инициативы ©Наша Новая школаª, сказано: ©главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развитияª и ©изучать в школах необходимо … способы и технологии, которые пригодятся в будущемª. Каждый учащийся должен приобрести опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, т.е. ключевые компетентности, определяющие качество современного образования. В концепции модернизации российского образования на общеобразовательную школу возлагаются задачи формирования целостнойсистемы универсальных знаний, умений и навыков.[1]. Этот процесс невозможен без развития технологий образования с использованием различных сервисов сети Интернет и распространения электронных образовательных ресурсов.

Роль Интернета в развитии этих технологий велика. Однако отношение к нему в обществе до сих порнеоднозначное. Одни проводят в глобальной сети часы, в основном, общаясь в социальных сетях, другие просто категорически не приемлют. Но, как и любая другая технология, Интернет сам по себе ни полезен, ни вреден –выбор совершают люди. Например, учащиеся используют информационные интернетресурсы в ©корыстных целяхª, бездумно копируя готовые рефераты или сочинения. А ведь пассивное восприятие информации может привести к потребительскому отношению к медиаресурсам, плагиату текстов, работ, идей, в конечном итоге к стереотипному мышлению и искаженному мировоззрению. Такая деятельность, естественно, не становится реальной базой для формирования и развития личности. С другой стороны, совсем игнорировать Интернет в наше время нельзя. Мне кажется, будущее –за новыми эффективными способами интеграцииИнтернета в обучение, который называется вебквест.[2]. Вебквест –это сайт в Интернете, который создается учителем для выполнения тех или иных учебных задач, это проблемное задание c элементамиролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Вебквест является наиболее сложным как для учащихся, так и для преподавателя. Вебквест направлен на развитие у обучаемых навыков аналитического и творческого мышления; преподаватель, создающий вебквест, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции. Особенностью вебквестов является то, что часть информации или вся информация, представленная на сайте для самостоятельной или групповой работы учащихся, находится на самом деле на различных вебсайтах. Благодаря же действующим гиперссылкам, учащиеся этого не ощущают, а работают в едином информационном пространстве, для которого не является существенным фактором точное местонахождение той или иной порции учебной информации. Учащемуся дается задание собрать материалы в Интернете по той или иной теме, решить какуюлибо проблему, используя эти материалы. Ссылки на часть источников даются преподавателем, а часть они могут найти сами, пользуясь обычными поисковыми системами. Различают два типа вебквестов: для кратковременной и длительной работы.Есть четыре условия, которым должна соответствовать тема Вебквеста:1) соответствовать требованиям государственных стандартов к содержаниюучебных программ;2) содержать задание, которое будет способствовать развитию более высокогоуровня мышления учащихся;3) содержательно заменять или дополнять имеющиеся материалы по теме урока,Освоением, которых со стороны учащихся вы не полностью удовлетворены;4) эффективно использовать Интернет. Задания на пересказ являются самыми примитивными и представляют собой самый простой пример использования Интернета как источника информации. Существует даже мнение о том, что вебквесты, основанные только на пересказе, нельзя считать вебквестом. Однако в большинстве случаев пересказ допускается как задание для вебквеста при условии, что: 1. формат и форма докладов учащихся заметно отличается от оригинальных материалов, то есть не является простым копированием текста из Интернета в текстовый редактор; 2. учащиеся свободны в выборе того, о чем рассказывать и как организовывать найденную информацию; 3. учащиеся используют навыки суммирования, отбора и обработки информации. Суть компиляционного задания заключается в том, что учащиеся должны взять информацию из различных источников и привести ее к единому формату. Финальная работа может быть опубликована в Интернете или представлена в форме какоголибо осязаемого или нецифрового продукта. Вебквест, созданный на основе заданиязагадки, требует синтеза информации из набора источников и создания головоломки, которую невозможно решить простым поиском ответа на какойлибо конкретной странице Интернета. Напротив, необходимо придумать загадку, решение которой требует:

усвоения информация из множества источников;

составления информации в единое целое посредством выводов и обобщений из разных источников информации;

исключения сложных следов, которые могут вначале показаться правильными ответами на вопросы, но при ближайшем рассмотрении таковыми не оказываются. В журналистских вебквестах учащиеся должны собрать факты и организовать их в жанре новостного репортажа, интервью или другого журналистского жанра. Конструкторский вебквест требует от учащихся создания продукта или плана действий по выполнению заранее определенной цели в определенных рамках. Например, спланировать кухню, удовлетворяющую нуждам определенной семьи или найти работу и распланировать карьеру вымышленным выпускникам университета и так далее. Творческие вебквест требуют от учащихся создания какоголибо продукта в заданном формате (картина, пьеса, постер, игра, песня, вебсайт, мультимедийная презентация и так далее). Творческие проекты похожи на конструкторские, но являются более свободными и непредсказуемыми в своих результатах. При оценке таких проектов следует больше внимания уделять творчеству и самовыражению учащихся. Вебквесты по решению спорных проблем предполагают поиск и представление различных, порой противоположных, мнений на одну и ту же проблему и попытку привести их к консенсусу. Убеждающий вебквест имеет своей целью создание продукта, способного убедить когото в чемто. Такое задание выходит за рамки обычного пересказа и требует от учащихся разработки аргументов в пользу какоголибо утверждения, мнения, варианта решения проблемы на основе материалов, полученных при работе с квестом. Конечным продуктом такого проекта может быть выступление в суде, письмо, статья или прессрелиз, постер, видеозапись, мультимедийная презентация, вебстраница и так далее. Вебквесты, ориентированныена самопознание, имеют своей целью лучшее понимание учащимися себя самих, которое может развиваться через исследование онлайн и оффлайн ресурсов. Аналитический вебквест исследует взаимозависимость вещей реального мира в рамках заданной темы. Такие задания дают почву для получения учащимися знаний в условиях, при которых они должны внимательно изучить одну или несколько вещей и найти в них сходства и различия, а также вычислить скрытый смысл этих сходств и различий, понять связь причины и следствияи обсудить их значение. Например, при сравнении культур двух стран или народов необходимо не просто выявить их сходства и различия, а поразмышлять и порассуждать о том, что они означают, каковы их причины и следствия. Оценочные вебквесты представляют учащимся ряд предметов и просят их оценить или классифицировать, или выбрать решение из ограниченного списка. Зачастую, но необязательно, учащимся предлагается исполнять какуюлибо роль в таких квестах, например, судьи в вымышленном судебном процессе. Научные вебквесты служат для знакомства и приобщения учащихся к научным исследованиям в различных областях знаний. Интернет богат как исторической, так и свежей информацией, которая может быть полезной в любой науке. Создавая вебквест, мы, по сути, создаем микромир, в котором учащиеся могутпередвигаться с помощью гиперссылок, моделируя физическое пространство. По завершении квеста ученики представляют творческие работы в электронной, печатной или устной форме. В ходе организации работы школьников над вебквестами реализуются следующие цели:

образовательная —вовлечение каждого учащегося в активный познавательныйпроцесс, организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.

развивающая —развитие интереса к предмету, творческих способностей,воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой и Интернет ресурсами;

воспитательная —воспитание толерантности, личной ответственности завыполнение выбранной работы. Вебквест, используя информационные ресурсы Интернет и интегрируя их в учебный процесс, помогает эффективно решать целый ряд практических задач, так как в процессе работы над вебквестом развивается ряд компетенций:

использование информационных технологий для решения профессиональных задач;

самообучение и самоорганизация;

работа в команде;

умение находить несколько способов решений проблемной ситуации.

Кроме того, работая над вебквестом, учащиеся проходят полный цикл мотивации от внимания до удовлетворения, знакомятся с аутентичным материалом, который позволяет учащимся исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость. Работа учащихся в формате вебквеста разнообразит учебновоспитательный процесс, сделает его живым и интересным. Образовательный вебквест это сайт в сети Интернет, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную задачу. Разрабатываются такие вебквесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему,могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных вебквестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных вебсайтах. Кроме того, результатом работы с вебквестом является публикация работ. Тематика вебквестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности. Результаты выполнения вебквеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, вебстраницы и т.п. Этапы работы над квестом:1. Начальный этап (командный) Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 14 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.2. Ролевой этап Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над вебквестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели —создания сайта. Задачи:1) поиск информации по конкретной теме; 2) разработка структуры сайта; 3) создание материалов для сайта; 4) доработка материалов для сайта. 3. Заключительный этап Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования. По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность,профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие какпреподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.Критерии оценки вебквеста.[3]. Вебквест является комплексным заданием, в связи с этим оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата.Для создания бланка оценки необходимо:1. Сформулировать наиболее значимые критерии оценки. Критерии должны быть адекватны типу задания, целям и видам деятельности и в равной степени учитывать:

достижение заявленной цели;

качество процесса выполнения работы;

содержание;

сложность задания.2. Определить шкалу оценки например, трех, четырех, пятибалльную.3. Подготовить описание параметров оценки. Как видно, основной методической задачей учителя на пути создания хорошего вебквеста остается продуманность содержания, выбор темы и постановка задачи. Сложность в создании вебквеста состоит в отборе качественных и тематически релевантных сайтов, соответствующих также уровню подготовки, психологическим и возрастным особенностям учащихся. Проведение проектной работы с помощью сетевых ресурсов имеет ряд определенных преимуществ:1. вебквесты дают учителю образец того, как проводить проектную работу;2. в Сети можно найти много интересных разработок. Начать можно с выбора готового продукта и использовать его без изменений (или, может быть, слегка изменив);3. в Интернете имеются шаблоны, которые могут быть весьма полезны учителям,желающим создавать свои собственные вебквесты, различные задания, которыеподходят к предложенной технологии, массу методических советов для учителей о том, как и где, найти полезные сайты при создании вебквеста, а также списокпоисковых систем и инструкции по их использованию;4. учитель предоставляет список сайтов, который ученики используют при выполнении проекта. В результате чего они тратят меньше времени на поиск необходимой информации, чем на выполнение задания;5. многие ученики будут с удовольствием работать по этой технологии для повышения уровня владения языком. Но, однако, существуют трудности и проблемы в использовании вебквестов:

для выполнения проекта ученики должны иметь доступ в Сеть;технология вебквестов требует от детей и взрослых определенного уровнякомпьютерной грамотности;

медленный Интернет может ограничивать тип загружаемых ресурсов(например, видеоматериалов);

много вебквестов, которые можно найти в Интернете, созданы за рубежом,поэтому их необходимо адаптировать к конкретным условиям обучения. Несколько рекомендаций для разработки визитной карточки вебквеста. [4].Подумайте, по какомунаправлению Вы бы хотели создать свой веб –квест (это учебная деятельность или внеклассная работа по предмету) может быть, это будет интегрированный вебквест по нескольким предметам. Определитесь с возрастной категорией учащихся (подумайте, какие навыки работы в компьютерных программах необходимы для выполнения вашего квеста, и могут ли это ваши дети). Если Вы работаете с маленькими детьми (учителя начальных классов), то возможно привлечение к работе над квестом родителей (то есть совместное выполнение заданий детей и родителей это тоже очень интересный вариант). Тема должна быть интересна не только для Вас, но и для учащихся. Когда Вы определились с темой, необходимо выделить направления работы каждое направление будет оформлено в конкретную роль, которой надо будет дать интересное название (всетаки "квест" это своеобразная игра, головоломка, приключение, поэтому игровые, интригующие моменты здесь просто необходимы, даже в названий ролей, например: следователи, журналисты, следопыты, расследователи, фольклористы, сказочники, путешественники, кулинары, адвокаты, искуствоведы и т.д., и т.д.). Ролей должно быть больше, чем одна, но не увлекайтесь, для начала давайте не будем выходить за число 5. Для каждой роли нужно прописать порядок (план) работы, иными словами инструкции с указанием пошаговых действий, конечного результата и оформления их работы. Самое главное в квесте это путешествие детей по всемирной паутине в поисках ответов на вопросы квеста. Учителю необходимо дать некоторые ссылки, которые помогут учащимся найти ответы, но группы могут использовать и свои ресурсы. Поиск учителем нужных сайтов очень кропотливая задача. Ссылки необходимо копировать и давать аннотацию к сайту. Визитная карточка вебквеста

1. Предмет 2. Возрастная категория учащихся 3. Центральное задание 4. Количество ролей 5. Название ролей 6. Пример пошаговой инструкции (запишите пошаговые инструкции для каждой роли) 7. Список Интернетисточников (запишите хотя бы 2 Интернетресурса, которыми могут воспользоваться учащиеся для выполнения задания. Не забудьте написать аннотацию к каждому интернетресурсу) 8. Критерии оценки вебквеста 9. Предполагаемый результат Составление вебквеста не требует обширных технических знаний. Можно определить следующие группы умений, необходимых для производства квеста: 1. Исследовательские умения; 2. Необходимо уметь вести поиск в Интернете, быстро и точно подбирать ресурсы. Важно иметь навык работы в различных поисковых системах, уметь точно сформулировать вопрос. 3. Аналитические умения; Также очень важно критически оценить найденные ресурсы. Прежде чем дать задания ученикам, необходимо посетить предлагаемые сайты и убедиться, что они подходят для выполнения заданий, соответствуют уровнюучеников. Перед составлением вебквеста стоит поискать в Интернете –возможно, ктото уже создал нечто подобное. Сильным учащимся, имеющим опыт работы в Интернете, можно предложить составить свой квест по интересующей их тематике. Предварительно их следует познакомить со структурой квеста, при необходимости снабдить списком полезных сайтов. Сознание того, что твоя работа может быть использована как задание для других учащихся, может быть очень сильной мотивацией. [5].Работая над вебквестами, учащиеся научатся:

работать с информацией, анализировать, систематизировать, обобщать ее,устанавливать ассоциации с ранее изученным,делать выводы;

создавать творческие работы разных жанров в соответствии с коммуникативным замыслом;создавать информационные ресурсы, используя различные программы и сервисы,генерировать идеи, находить многовариантные решения проблемы;

вступать в общение, слушать партнера, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс с собеседником и др.

сотрудничать, нести ответственность за результаты своего труда, подчиняться решению группы, доверять членам команды. Бег времени неумолим. Новое поколение диктует новые подходы к организации познавательного процесса, новые технологии, которые развивают компетенции: информационную: умение находить необходимую информацию, используя различные информационные источники; исследовательские: запоминать, думать, судить, решать; самообразовательные: организовывать себя к работе. Именно поэтому использованиекомпьютерных технологий в образовании, в частности образовательный вебквест, открывает новые возможности и в методике образования, и в усовершенствовании знаний.

Ссылки на источники:1. Андреева М. В. Технологии вебквест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационнокоммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научнопрактической конференции. М., 2004.2. Быховский Я. С. Образовательные вебквесты // Материалымеждународной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО99".3. Кузнецов А.А., Семёнов А.Л., Уваров А.Ю. О проекте концепции образовательной области ©Информатика и информационные технологииª// Информатика 2001. № 17. –С.21.4. Николаева Н. В. Образовательные квестпроекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернетобразования. 2002, № 7. –С. 912.5. РоманцоваЮ.В. Вебквесткакспособактивизацииучебнойдеятельностиучащихся. // Справочник заместителя директора школы.2009.№ 12.С. 62.