Оценка уровня освоения младшими школьниками базовых национальных ценностей как социально-педагогическая проблема

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мусс Г. Н. Оценка уровня освоения младшими школьниками базовых национальных ценностей как социально-педагогическая проблема // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1421–1425. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53287.htm.
Аннотация. В статье актуализируется проблема освоения учениками начальной ступени образования базовых национальных ценностей в контексте Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; предлагаются авторские позиции относительно выделения критериев и показателей освоенности младшими школьниками базовых национальных ценностей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мусс Галина Николаевна,

кандидат педагогических наук, декан факультета Дошкольного и начального образования,доцент кафедры Педагогики дошкольного и начального образованияФедеральногогосударственногобюджетногообразовательногоучреждениявысшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет», г.Оренбург,gnmuss@ya.ru

Оценка уровня освоения младшими школьниками базовых национальных ценностейкак социальнопедагогическая проблема

Аннотация: в статье актуализируется проблема освоения учениками начальной ступени образования базовых национальных ценностей в контексте Концепциидуховнонравственного развития и воспитания личности гражданина России; предлагаются авторские позиции относительно выделения критериев и показателейосвоенности младшими школьниками базовых национальных ценностей.Ключевые слова: воспитание, базовые национальные ценности, младший школьник, когнитивный, эмоциональномотивационный, деятельностный критерий освоенности базовых национальных ценностей.

Указанная в заголовке и теме статьи проблематика передачи и освоения подрастающим поколением базовых национальных ценностей далеко не нова. В разные исторические периоды люди поособенному трактовали цели воспитания, искали его философское, психологическое, педагогическоеобоснование.Вопрос о необходимости создания условий для формированияу ребенка социально одобряемого поведения был поставлен, по мнению исследователей,достаточно давно –в Древней Греции.Эволюционно общество выработало специфическую форму регуляции жизнедеятельностисвоих членов, их поведения и деятельности–преподнесение, предъявлениетребований к личностичерез систему социальных институтов. Требования общества становятся обоснованием цели воспитания подрастающего поколения и сейчас.В них отражаются те нормы нравственности, традиции, обычаи,принципы и правила морали,которые характеризуют законы общественной или духовной жизниконкретной группы людей, определенного этноса, государства.Перемены, происходящие в России 90х годов (аналогично с реорганизацией общественной системы в период, когда Российская империя стала Советским Союзом, трансформацией социума), поставили перед педагогической наукой и школьной практикой сложные задачи определения идеологии воспитания. Перед обществом стояла глобальная проблема –определить иерархию задач и приоритетов воспитания. Официально были представленыКонцепция военнопатриотического воспитания детей и молодежи, «Программа развития воспитания в системе образования России на 19992001 годы», программа «Дети России»,Государственная программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 20012005г. г.», Федеральная целевая программа «Молодежь России (20012005 годы)»,«Программа популяризации государственных символовРоссии до 2010 года»и др.Перед школой как социальным институтом была поставлена цель –содействовать духовному обновлению общества.Далее были обнародованы Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, «Общенациональная программа развития воспитания детей до 2010г.», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,Приоритетный национальный проект «Образование»,Государственная программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на201115г.г.»,Концепциядуховнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года,«Примерная программа воспитания и социализации учащихся»и др. Их анализ показывает, что всовременнойРоссии попрежнему актуальна проблема определения ведущих приоритетов воспитания, с одной стороны отражающих социальные нормы и ценности, а с другой –интересы граждан многонационального государства.Приоритетысовременного воспитания, считают деятели науки, культуры и спорта, ученыепедагогии школьные практики,должны быть сформулированы, исходя из российской национальной идеи.Любая национальная идея несет в себе ценностный потенциал. Ее смысл выявляется посредством внутренних характеристик и внешнихпроявлений, детерминированных, с одной стороны, социальными (спецификой культурноисторического пространства, целями, ценностями общества), а с другой –закономерностями, принципами, методами воспитания, характером взаимодействия педагога и воспитанника, способностью личности к самовоспитанию.Освоениебазовых национальных ценностей(наряду с необходимостью формулировки национальноговоспитательногоидеала и выделения основныхсоциальнопедагогическихусловий духовнонравственного развития и воспитания детей и молодежи)в настоящее время является не только одним из приоритетных направлений реализацииКонцепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России(2009), но и реальной задачей системы начального образования, как первой ступени основного общего образования Российской Федерации. Модернизационные процессы, пронизывающие деятельностьсовременной начальной школы,и трактовка приоритетоввоспитания в нормативноправовых документах, указанных выше, отражающих государственнуюполитику в области образования, вызывают необходимостьпереосмысления проблемы формирования у учащихсямладших классов представлений о базовыхнациональных ценностях. Базовые национальные ценности–это основные моральные ценности,

приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социальноисторических,религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению иобеспечивающие успешное развитие страны в современныхусловиях[1; 8].Впроцессе воспитаниямладшего школьника необходимо учитыватьспецифику его возрастного, психологического, индивидуального, личностногоразвития.Изменение и оптимизация нервнопсихической деятельности, интеллектуальной, эмоциональноволевойи других сфер личности младших школьников происходит под влиянием школьного обучения. При этом известным фактом является (в силу пластичности нервной системы детей данного возраста) их сензетивность к воспитанию. Деятельностьпедагога должна в этой связи направляться нато, чтобы, учитывая указанные особенностиучащихся начальных классов, использовать учебновоспитательную работу как ведущий фактор обогащения их сознания базовыминациональными ценностями.Традиционными источниками нравственностисогласно Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина Россииявляются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):патриотизм, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество[2; 15]. Освоение младшими школьниками базовых национальных ценностейс содержательной точки зрения не вызывает больших проблем в практике реализации. Само освоение по внешним и внутренним признакам близко к процессу научениячемулибо. Усвоение знанийявляется превращением внешнего по отношению к личности опыта во внутренние ее свойства. Этот процесс перевода социального опыта во внутренний план, в психические новообразования личности называется интериоризацией[3].Справедливо будет отметить, что именно он составляет психологическую основу процессавоспитания. В отношениисодержания, методов, форм, средстввоспитания в теории и методикеуже наработан достаточно серьезный опыт, он требует лишь адаптации к сегодняшнему дню, к особенностям современной ступени начального образования и ее субъекта –ученика младшего школьного возраста. Значительно более серьезным аспектом изучаемой проблемы нам представляется определение критериев освоенности младшими школьниками базовых национальных ценностей.Обозначим авторские позиции по этому вопросу.Когнитивный критерий, на наш взгляд, характеризует понимание сущности базовых национальных ценностей У учащихся начальных классов нет системы взглядов на мир, необходимых знаний и морального опыта, а лишь элементарные нравственные знания. Ребенок усваивает нравственный опыт, моральные ценности на уровне рационального, обобщённого познания. Наличие когнитивного критерия освоенности младшими школьниками базовых национальных ценностейподтверждается определенными представлениями, понятиями и суждениями(наличие знаний истории и традиций народа, нравственныхпринципови норм современного общества, правил применениягосударственной символики, осознание сущностной составляющей патриотизмакак любви к народу, Родине, различение понятий «государство» и «общество»,представления о вере, духовности, и т.д.)

Эмоциональномотивационный

раскрывает характер отношения кбазовой национальной ценности, переживание собственных действий и поступков, их эмоциональную оценку и мотивы, обусловливающие поведение.Эмоции, чувстваярко окрашивают суждения и высказывания младших школьников. Воспитание ребенка этого возраста сопровождается взволнованностью, эмоциональной приподнятостью, интересом.Для того, чтобы любая из базовых национальных ценностей стала мотивироватьдействиямладшего школьника, недостаточноосвоения ее сущности ипонимания общественной значимости. Важно, чтобы ученик начальных классов испытывал положительные эмоциональные переживания от нравственного поступка, которые сопровождают не только ощутимый результат совершенного поступка, но и намерениеотстаивать ценности, к которым мы относим и базовые национальные ценности.

Наличие эмоциональномотивационногокритерия освоенности младшими школьниками базовых национальных ценностей подтверждается в случае, если они преобразуются в субъективную нравственность благодаря тому, что ребенок их чувственно «прожил». Должно появиться «живое»чувство, реальное состояние и переживания глубокого удовлетворения или, напротив, дискомфорта, страдания, самоосуждения и горького раскаяния.Обобщив, отметим, что это должно быть развитиеморальных, интеллектуальных и эстетических чувств, долга и ответственности, чувства товарищества и дружбы уменияподчинять свои интересы общим целям коллектива и др.Деятельностный

характеризует меру участия младшего школьника в социальнозначимой деятельности, жизни общества, отражает созидательную направленность личности в социуме.Поведение младшего школьника те только и не столько определяется знаниямибазовых национальных ценностей, часто это не гарантируютсоответствующегоповедения детей. Ученики начальной школы импульсивны, склонны действовать под влиянием непосредственных побуждений. Часто они имеют представление о базовых национальных ценностях, но наблюдается разрыв между сознанием и поведением. Наличие деятельностного критерия освоенности младшими школьниками базовых национальных ценностей фиксируется, если имеют место не отдельныепоступки, а вся жизньличности прямо зависит от того, каковы еестратегические моральные ориентиры. Качественными различиями обоснования уровнейосвоенности базовых национальных ценностей,на наш взгляд,являются новообразования. Так, новообразованием, характеризующим достижениемладшим школьникомоптимального уровня освоенности базовых национальных ценностей,является самосознание. Оно понимается нами как социальное сознание, перенесенное внутрь, как личностный способ интеграции социальнозначимых видов деятельности, иерархизации мотивов поведения. Достижение учеником начальных классов среднего уровня освоенности базовых национальных ценностейносит рациональнологический характер: у школьника появляются способность к самопознанию (изучения себя, видениеглазами других, представления о границах и возможностях своего поведения).Новообразованием, характеризующим низкий уровеньосвоенности базовых национальных ценностей, является переход от эмоционального к рациональному: рефлексия знаний происходит через когнитивные процессы, конкретное мышление.

Достижение младшим школьником критического уровняосвоенности базовых национальных ценностейносит эмоциональносинкретический характер: воспитание ребенка осуществляется только через эмоциональную сферу, нагляднообразное мышление.Обобщенный анализ информации, полученнойнамив ходеэмпирического исследования, позволяет подробнее описать названные уровни.Оптимальный уровеньхарактеризуется гражданскопатриотической направленностью мировоззрения; пониманием патриотизма как любви к Родине, народу, к родному языку; повышенным интересом к истории и традициям своего народа; пониманием различия нравственных норм и многообразия мнений; устойчивым желанием следовать культурным и нравственным нормам; пониманием процессов, происходящих во внутриполитической жизни страны, в ее внешней политике; сформированной системой знаний о государственной символике, правилах ее применения; незыблемостью отношения к Родине; наличием системы духовнонравственных ценностей; чувством личной ответственности за судьбу страны; наличием устойчивых интересов, постоянствомв привязанностях, идеалах; ярко выраженной потребностью в социальнозначимой деятельностина благо человечества, семьии государства; уважением заданных социальных норм и требований; желанием приносить пользу обществу, людям; активным участием в сохранении и защите природы родного края; проявлением активной гражданской позиции.Средний уровеньхарактеризуется знанием культурных и нравственных норм, истории и традиций своего народа; развитыми мировоззренческими качествами; приоритетом духовнонравственных ценностей; устойчивостью, осознанностью отношения к Родине, Отечеству, ответственным отношением к своим обязанностям и поручениям; соблюдением традиций своего народа; социальной направленностью личности; участием в социальнозначимой деятельности; в сложных ситуациях вариативным применением нравственных норм.Низкий уровеньхарактеризуется удовлетворительным знанием истории и традиций своего народа; ситуативным интересом к культурным и нравственным нормам; слабой информированностью о процессах, происходящих во внутриполитической жизни России, в ее внешней политике, состоянии экономики, проблемами образования, науки и культурной жизни, спорта, здоровьем нации, проблемами экологии, правопорядка и состоянием преступности и т.д.; частичными знаниями о государственной символике; неверной оценкой событий, происходящих в стране и за рубежом; конформистским характером духовнонравственных отношений; ситуативностью и неустойчивостью отношений к Родине; несформированностью гражданской позиции.Критический уровеньхарактеризуется отсутствием интереса к познанию культурных и нравственных норм; неверной оценкой событий, происходящих в стране и за рубежом; отсутствием элементарных знаний о государственной символике Российской Федерации, проявлением неуважения к ней; антиценностным отношением к Родине; эмоциональной неустойчивостью; беспринципностью; отсутствием потребности в патриотическинаправленной деятельности; обывательским и социальным иждивенчеством; отсутствием гражданской позиции; отстранением от участия в социальнозначимой деятельности; отсутствием гордости за прошлое своего Отечества; проявлением национализма, цинизма, шовинизма, фашизма и т.д.В целом, такая педагогическая интерпретация полученных данных дала нам возможность предложить один из вариантоврешения проблемыоценкиуровня освоения младшими школьникамибазовых национальных ценностей.Дальнейшую перспективу исследования данного вопроса мы видим в поиске и более тщательном отборе диагностического инструментарияоценки изучаемого феномена.

Ссылки на источники:1.Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков. –М.: Просвещение, 2011. 24 с.2.Программа духовнонравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начально общего образования / А. Я. Данилюк, А. А. Логинова. М.: Просвещение, 2012. 32 с.3.Сенющенков, С. П. Типы интериоризации в теории Л. С. Выготского / С. П. Сенющенков // Вопросы психологии.

№5. 2006.[электронный ресурс] URL

http://www.vashpsiholog.info/voprospsih/215/17830tipyinteriorizaciivteoriilsvygotskogo.html[Дата обращения 25.03.2013].





Muss Galina Nikolaevna,Kandidat of pedagogical sciences(PhD), Dean of the Faculty of Preschool and Primary Education, Associate professor of Pedagogy of preschool and primary education of OrenburgsState Pedagogical University

Assess the level of development of younger students of basic national values as a social and pedagogical problem

Abstract:The problem of the development of pupils of primary school of basic national values in the context of the spiritual and moral development and education of the individual citizen of Russiais actualized; The author's position on the selection criteria and the implementation rate of younger students of basic national valuesis offered.Keywords:education, basic national values, younger students;cognitive, emotional, motivationaland activity criterion of assimilation of basic national values.