Мини-проекты как один из способов реализации деятельностного подхода

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ямру Ю. П. Мини-проекты как один из способов реализации деятельностного подхода // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1486–1490. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53300.htm.
Аннотация. Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Всероссийский конкурс « Лучшая научная статья –2013»



Номинация: Педагогические науки.

Статья: «Мини проекты как один из способов реализации деятельностного подхода»



Выполнила: учитель начальных классов I категорииЯмру Юлия Павловна МАОУ СОШ №3 629300, г. Новый Уренгой ЯНАО,пр. Ленинградский д. 10д, кв. 18 тел. 8(922)0603409 Email: yamru@bk.ru Ямру Юлия ПавловнаУчитель начальныхклассов, МАОУ СОШ №3, г. Новый Уренгой Email: yamru@bk.ruСтатья.«Мини проекты как один из способов реализации деятельностного подхода»Аннотация: Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Главное для учителя –увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка. Ключевые слова: Проект, сотрудничество, развитие, взросление, самостоятельность, индивидуальность.

Что такое проектная задача?Выделяя основные тенденции всовременном образовании можно отметит: « Сегодня всё больше признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над предметными знаниями и навыками. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностноориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем; проектные формы организации обучения».( как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли. Пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. –М., Просвещение,2008.)Среди важнейших ценностных ориентиров начального образования отмечаются следующие: (см. там же.) 1.Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказании помощи кто в нем нуждается;

уважение к окружающим –умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; 2.Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование способности к организации своей учебной деятельности( планирование, контролирование, оценивание); 3. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности как условие ее самоактуализации: формирование самоуважения и эмоциональноположительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.

Новые образовательные результаты будут достигнуты только через проектную деятельность школьников. ( К.Н. Поливанова « Проектная деятельность школьников: пособие для учителя». –М.,2008г. с. 70) 2. От учебной задачи к проектной –вектор взросления младшего школьника.Термин « задача» имеет несколько значений, одно из этих значений трактуется как « сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения» (Толковый словарь С. И. Ожегова).Учебная задача всегда новая задача. До неё подобных задач дети не решали, и поэтому сходу она не может быть решена учащимися. Это поисковая задача. Именно в результате поиска через определенное время дети смогут решить эту задачу. (Г.А. Цукерман. Учебная задача –точка роста поисковой активности. –М,АПКиППРо,2005.)

Конкретнопрактическая задача ориентирована на применение уже освоенных способов действий( знаний, умений) в известной школьниками ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. Итогом решения такого типа задач является правильное использование знаний, умений и навыков учащихся.Творческая ( олимпиадная) задача –это такая задача, которая не имеет готового формального способа решения. Ученик за счет своих способностей, в основном спонтанно пытается сам найти способ решения. Как правило, этот способ решения не поддается алгоритмизации. Поэтому такие задачи обычно решают немногие учащиеся ( ученики, обладающие нестандартным мышлением).Что не могут сделать в обучении перечисленные типы задач?Они не позволяют:

научить самостоятельному выбору способа решения задачи ( проблемы) в ситуации, когда он не виден явно и однозначно из условия задачи;

стимулировать получение принципиально нового «продукта», которого никто( включая учителя) не знал бы до решения этой задачи;

содержательно мотивировать поиски решения задачи в малой группе; как правило, задачи, которые мы предлагаем решать детям на уроке, искусственно связываются с групповыми формами обучения, формами учебного сотрудничества;

оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации, но( в отличии от творческой задачи) с использованием известных детям способов действий;

задать разные «стратегии» решения задач с получением « веера» возможных результатов.

Аименно эти действия лежат в основе формирования новых образовательных результатов современной школы.Для осуществления перечисленных образовательных условий есть еще один тип задачпроектная задача.

Проектная задача –это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального « продукта».В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

рефлексировать (видеть проблему; анализировать –почему получалось, почему не получалось; видеть трудности, ошибки);

Целеполагать(ставить и удерживать цели);

планировать (составлять план своей деятельности);

моделировать( представлять способ действия в виде схемымодели, выделяя все существенное и главное);

проявлять инициативу при поиске способа( способов) решения задачи;

вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировать отклонять точки зрения других).

3. От урока к проектной задаче –вектор изменений педагога.Как же устроена проектная задача, где ее место в образовательном процессе, как могут оцениваться ее результаты?

Сформируем основные этапы любого проекта и соответствующие действия, необходимые для его реализации:

Анализ ситуации(Надо ли её решать? В чем проблема?)

Выявление дефицитов, их типов. Установление приоритетов ценностей.

Оценка необходимости восполнения дефицита. Формирование принципов отбора целей.

Быстрая и точная постановка цели действия, выработка критериев постановки и достижения цели.

Поиск средств, возможных путей решения –перевод проблемы в задачу.

Выбор средств решения проблемы.

Решение проблемы.

Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой.

Представление окружающим полученного результата. ( « продукта»)

Проектная задача отличается большим объемом и неоднородностью материала. Описание жизненной ситуации может быть представлено в виде единого текста или отдельных отрывков с множеством различных данных, в том числе избыточных, не имеющих отношения к конкретной ситуации. В то же время представленная в описательной части информация может быть неполной, недостаточной, что вынуждает детей самостоятельно обращаться к справочной информации, содержащейся в приложении к проектной задаче иливо внешних источниках, а возможно, и к собственному жизненному опыту. Информация, необходимая для выполнения одного задания, может также содержаться в текстах заданий или в их результатах. Создавая на уроках нестандартные ситуации, учитель сможет более объективно оценить знания детей и определить их проблемы. Для педагога важно найти, придумать такую ситуацию, которая была бы интересной детям. Окунувшись с головой в проблему, дети не подозревают, что именно диагностирует учитель, они увлечены решением задачи, работают не на учителя, а на свою общую цель и тем самым, не задумываясь об этом, демонстрирую свои истинные предметные знания, коммуникативные навыки в гораздо более полном объёме.

Отмечу, что регулярное использование проектных задач способствует повышению познавательного интереса учащихся.С первого класса ввожу учащихся в проектную деятельность.Приведу подробное описание предметной проектной задачи для 1 класса. «Конструирование игровой площадки для детского сада»,Педагогические цели: 1. Ознакомить первоклассников с одним из способов группового взаимодействия при решении проектной задачи. 2. Проверить в практической ситуации усвоение первой темы по математике « Признаки предметов».Задача.Учитель: « Из детского сада к нам обратились за помощью; нужно создать игровую детскую площадку, описание которой дано в одном журнале. Главное условие –на площадке должны быть четыре игровые зоны:

песочница (красная зона);

карусель (желтая зона);

качели (голубая зона);

горка (зеленая зона).Необходимо сконструировать все четыре игровые зоны детской площадки».Цветную картинку (схему) площадки с указанием четырех зон учитель размещает на доске.Дети сидят в группах.Этапы решения проектной задачи:1 этап: определение способа работы группы.Учитель: « Как вы думаете, почему мы сегодня расселись по группам?»( Дети приходят к выводу: каждый участник сконструирует свою игровую зону, но предварительно договорившись, кто какой зоной будет заниматься.А после дети определяют и запоминают цвета своих зон.)2этоп: выбор детьми своей игровой зоны.Учитель: « для того чтобы вы не мешали друг другу я на группу раздам заготовки каждой игровой зоны( все заготовки имеют белый цвет0. Выберите каждый свою заготовку. Такую же по форме и размеру, как на нашем цветном образце».3 этап: определение объема своей работы каждым членом группы.Учитель: для конструирования своих игровых зон каждая группа получает набор фигур. (Фигуры выдаются в группу одной кучкой, перемешаны, разные по цвету, форме и размеру.) задача каждого из вас –отобрать свои фигуры».Дети отбирают фигуры в соответствии с цветом своей зоны, определяя тем самым объем дальнейшей работы.4 этап: конструирование отдельной игровой зоны площадки каждым членом группы.Учитель: Теперь у каждого из вас есть заготовка (белого цвета) вашей игровой зоны и набор фигурок одного цвета, которые вы должны уложить на заготовке таким образом, чтобы полностью покрыть белое пространство.Вы должны соблюдать два условия: 1) фигуры не вылезают за край вашей заготовки; 2) фигуры не накладывают одну на другую, между ними нет зазоров».Дети индивидуально конструируют свои игровые зоны: сначала методом подбора пытаются уложить фигуры, отбрасывают те, которые явно не подходят, а потом наклеивают их на свои заготовки игровых зон.5 этап: сборка игровой площадки.На этом этапе сконструированные игровые зоны наклеиваются на общий образец в соответствии с цветами зон.После того как все зоны будут наклеены на образец, работа группы вывешивается на доску.6 этап: обсуждение результатов работы групп и способа их взаимодействия.Итог обсуждения способа работы могут быть зафиксированы в виде схемы, которая вывешивается в классе, для того чтобы и в дальнейшем использовать ее при решении подобных задач.Описанная задача только содержит элементы проектной задачи. Учитель последовательно ведет детей к решению , ставя перед собой прежде всего педагогическую задачу –создать условия, в которых дети будут действовать способом кооперации при решении общей конкретнопрактической задачи.Следует подчеркнуть, что методика рабаты над проектами в 1м классе существенно отличается от методики, применяемой в работе со старшими детьми. Как известно, работа над проектом предлагает постановку цели, определения задач, выдвижения гипотезы. Совершенно очевидно, что подобные понятия первоклассник не способен осознать. Поэтому « проект» в 1 классе –это, скорее, сообщение на заданную тему. Я готовлю детей к дальнейшей исследовательской поисковой работе, знакомя с простейшими видами самостоятельной учебной деятельности, посильной им. Л.С. Выготский говорил о том, что мы должны работать в зоне ближайшего развития. Работа учителя с опорой на зону ближайшего развития ребенка помогает полнее и ярче раскрыть его потенциальные возможности. Она воспитывает у него веру в свои силы, продвижение в развитии становится условием глубокого и прочного усвоения знаний. Учитель должен ставить перед учениками новые, более сложные задачи, одновременно повышая требования.

Литература.1.Пособие для учителя/ Под ред. А.Г. Асмолова. –М., Просвещение, 2008./2. Проектная деятельность школьника: Пособие для учителя. –М., 2008.3.Теория развивающего обучения./В.В. Давыдов –М., интор,1996.4. Проектная деятельность школьника. К.Н. Поливанова –М., 2008.