Основы разработки и оценка апробации трансактивных технологий обучения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Семенова Е. В. Основы разработки и оценка апробации трансактивных технологий обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1616–1620. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53326.htm.
Аннотация. Современный образовательный процесс претерпевает существенные изменения, обусловленные возросшими требованиями общества к его результатам. При этом традиционные формы его реализации объективно уже не просто не соответствуют современной ситуации, но и, с учетом темпов развития научных знаний любой профессиональной области, фактически себя исчерпали. Это приводит научное педагогическое сообщество к осознанию необходимости формирования новых образовательных технологий, поиска оснований для их реализации, ключевыми из которых, по нашему представлению, являются потенциальные возможности междисциплинарных связей. Последнее дало возможность формулировки системных положений трансактивного образовательного процесса.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Семенова ЕленаВикторовнаКандидат педагогиче ких на к, доцент, зав. кафедрой экономики и правления в оциальнок льт рной фере, Челябин кая го дар твенная академия к льт ры и и к тв, Челябин кОСНОВЫРАЗРАБОТКИ И ОЦЕНКА АПРОБАЦИИ ТРАНСАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Современный образовательный проце претерпевает ще твенные изменения, об ловленные возро шими требованиями обще тва к его рез льтатам. При этом традиционные формы его реализации объективно же не про то не оответ тв ют овременной ит ации, но и, четом темпов развития на чных знаний любой профе иональной обла ти, фактиче ки ебя и черпали. Это приводит на чное педагогиче кое ообще тво к о ознанию необходимо ти формирования новых образовательных технологий, пои ка о нований для их реализации, ключевыми из которых, по нашем пред тавлению, являют я потенциальные возможно ти межди циплинарных вязей. По леднее дало возможно ть форм лировки и темных положений тран активного образовательного проце а.Ключевые лова: образовательный проце , о нования образовательных технологий, активные и интерактивные методы об чения; тран активные методы об чения.

Современное обще тво претерпевает проце коренного изменения, который ка ает я в ех без и ключения торон жизни. Этот проце органично включает тремительно изменяющие я требования к поведению отдельного человека, формир я необходимо ть по тоянного принятия решений в ит ациях не тандартного выбора.Наибольшее воздей твие такие ит ации выбора оказывают в профе иональнойдеятельно ти лично ти. При этом о новной акцент требований обще тва отно ит я к развитию профе иональных компетенций, закладываемых в рамках чебного проце а профе ионального образования.В этой вязи отправной точкой целевой ориентации образовательной и темы должно тать формирование компетенций. Как акт альный феномен, названная категория имеет большое количе тво как одержательно, так и формально различающих я дефиниций.Так, компетентно тный подход в целом ра матривает я как:

образовательная парадигма, ориентированная на оздание ловий для овладения комплек ом компетенций, означающих потенциал, по обно ти вып кника к выживанию и тойчивой жизнедеятельно ти в ловиях овременного изменяющего я обще тва [10, . 138]. В данном а пекте важно выделить компоненты тр дового потенциала лично ти, к которым отно им п ихофизиологиче кие возможно ти ча тия в обще твеннополезной деятельно ти; возможно ти нормальных оциальных контактов; по обно ти к генерации новых идей, методов, образов, пред тавлений; рационально ть поведения; наличие знаний и навыков, необходимых для выполнения определенных обязанно тей и видов работ; предложение на рынке тр да [6, . 4647];

ориентация на целивекторы образования: об чаемо ть, амоопределение, амоакт ализацию, оциализацию и развитие индивид ально ти [5, . 29];

определенный ровень ф нкциональной грамотно ти [4];

вид одержания образования, который предполагает цело тный опыт решения профе иональных проблем, выполнения ключевых ф нкций, оциальных ролей,компетенций [4, . 10];

подход, акцентир ющий внимание на одержании образования, в котором рез льтатом предполагает я по обно ть человека дей твовать в разных проблемных ит ациях [7; 9].Принимая в ра чет м льтиа пектно тьвлияющих на феномен требований точки зрения его развивающего потенциала, мы тракт ем его как инергетиче к ю и тем , о нованн ю на триединой направленно ти потребно тей обще тва, по обно тей лично ти и мотивов ее поведения в решении изменяющих я профе иональных задач, ориентированный на овершен твование профе ионализма лично ти.Это подводит на к необходимо ти выявления ще твенных детерминант формирования профе ионального развития:

п ихофизиологиче ких, определяющих принципы организации чебного информационного потока;

п ихологиче ких, обе печивающих мотивационн ю о нов ;

ак еологиче ких, формир ющих ценно тн ю баз профе ии;

акмеологиче ких, определяющих направление лично тного развития;

оциальных, развивающих по обно ть к формированию эффективных межлично тных комм никаций т дента;

креалогиче ких, инициир ющих проце творче кой деятельно ти и формирования на его о нове базы запрограммированных профе иональных решений;

педагогиче ких, и польз ющих и тем профе иональнометодиче кого и лично тного влияния вед щих преподавателей.1. П ихофизиологиче кие детерминанты о нованы на идее проце ально ти мы лительной деятельно ти, предполагающей пере тройк физиологиче кой активно ти по ход решения задачи и отражение рез льтата в динамике активно ти. При этом лед ет и пользовать ак иоматиче кое эмпириче кое правило: чебные задания должны быть адре ованы топографиче ки разне енным обла тям мозга, что должно проявлять я в очетании задач (вербальнологиче ких, зрительнопро тран твенных и т.д.). След ет читывать, что пешно ть решения задач имеет положительн ю вязь илением ритмов ЭЭГ в диапазоне тетаактивно ти, проявляющей я в повышении концентрации внимания и величении коро ти решения (активно ть передних отделов коры головного мозга). При этом м твенная активно ть опровождает я повышением мощно ти бетаритма при решении задач элементами новизны; нижение вязано решением тереотипных задач. Вербальные задания и те ты на зрительнопро тран твенные отношения повышают активно ть бетадиапазона ЭЭГ левого пол шария.Вме те тем, при решении как вербальных, так и математиче ких задач возра тает тепень ди тантной инхронизации биопотенциалов в лобных и центральных отделах левого пол шария; при решении математиче ких задачвозникает дополнительный фок активации в теменнозатылочных отделах.В зави имо ти от тепени алгоритмизации дей твий меняет я и тепень про тран твенной инхронизации биопотенциалов (про тые алгоритмы ‬задние отделы левого пол шария, ложные ‬передние зоны левого пол шария).Различия в тратегии решения задач определяют характер межзональных отношений (математиче кий ‬правая префронтальная и левая теменнови очная; про тран твенный ‬ начала в передних, затем ‬в задних отделах правого пол шария). По ледовательное решение активир ет передние зоны левого пол шария; цело тное ‬передние зоны правого пол шария. Решение тандартными приемами повышают активно ть левого пол шария, эври тиче кие решения активир ют лобные доли правого пол шария.В общем л чае: за образное мышление ©отвечаетª ви очнотеменная обла ть мозгового б трата; а за аб трактновербальное ‬лобные доли. След ет отметить, что именно эти отделы читают я ©фок амиª взаимодей твия как имеющими наибольшее чи ло вязей др гими ча тками.С позиций принятия решений в ф нкциональной и теме (что опряжено реализацией выбора) лед ет различать и на этом о новании и пользовать в образовательном проце е эффекты афферентного интеза как проце а личения и анализа информации и эфферентного (порождающего дей твия) интеза.В проце е принятия решения лед ет делать акцент на два типа пецифиче ких (экзогенных, вязанных первичной обработкой) и не пецифиче ких (эндогенных, вязанных процед рой обработки тим лов: формирование образа, личение его эталоном памяти, принятием решения) типов реакций.Уточним, что мак имально и ледованное эндогенное колебание волны Р3 ра матривает я как коррелят когнитивных проце ов (ожидание, об чение, ра огла ование, нятие неопределенно ти и принятие решения). С позиций информационного подхода, ф нкцией Р3 являет я воего рода ©когнитивнымзавершениемªи/или метаконтрольным проце ом, вязанным планированием и контролем поведения и тановлением долговременных приоритетов в поведении и определением вероятно тных изменений окр жающей реды.И пользование эффекта названной волны и обратн ю вязь о ложно тью решаемой задачи лед ет читывать, формир я информационн ю пецифик образовательного проце а.В е вме те позволяет форм лировать принципиальный и темный подход к целенаправленном развитию т дентов:

для работы левого пол шария характерна аналитиче кая, знаково опо редованная тратегия познания;

для работы правого пол шария характерна интетиче кая, образно опо редованная тратегия.2.П ихологиче ким о нованием образовательного проце а являет я тойчиво ть и темы м твенных операций, вязанных о тилем и тратегией решения проблем индивида (интеллект), предполагающая чет этапизации проце а мышления: из чение ловий задачи, оздание общего плана дей твий, выбор тактики решения, опо тавление разработанного решения и ходными данными.Инициирование направленно ти проце а мышления опряжено мотивацией бъекта, предопределяя афферентно ть (зона пои ка решения) /эфферентно ть (зона доказатель тв) процед ры интеза.На ровне лично ти мотивы определяют я дв мя факторами:1)заинтере ованно тью т дента в решении профе иональных ( чебных, образовательных) задач;2)их по обно тью добить я до тижение ит ации пеха.Из названного лед етвывод о том, что для поддержания чебной мотивации т дентов необходимо предлагать по ильные задачи, предполагающие, тем не менее, элементы творче кого пои ка обязательной фик ацией до тижения рез льтата о тороны педагога (внешнее тим лирование активно ти) для поддержание вн тренней мотивации.3. Ак еологиче киео нования образовательного проце а позволят т дентам форм лировать и лично тно принять значимо ть (ценно ть) профе ионального тр да, профе ии для об твенного развития, меняя направленно ть проектир емого тренда ( тратегии) развития и, как лед твие,конкретизации траектории (тактики) развития. Соп т тв ющим активизир ющим фактором б дет формирование более четкого образа об твенного профе ионального б д щего и нижение его неопределенно ти ( нижение ровня личной тревожно ти).4. Акмеологиче ким направлением образовательного проце а являет я конкретизация целевой направленно ти лично ти (цель как выбор тратегии профе ионального развития позиций ее конкретизации ‬©точкаª, ©направлениеª, ©обла тьª и др.).5. Социальное о нование повышения эффективно ти образовательного проце а в каче тве ще твенного ограничения выделяет характери тик референтно ти чебной гр ппы для т дента: референтные гр ппы ©подтягиваютª лично ть до более вы окого профе ионально направленного ровня, нереферентные ‬ нижают темпы профе ионального развития лично ти. При этом дв направленное влияние предполагает воздей твие и лично ти на гр пп (эмоциональное и/ или ин тр ментальное лидер тво по обно повы ить или понизить темпы профе ионального развития отдельной малой гр ппы и / или т денче кой гр ппы в целом. В по леднем л чае роль малой гр ппы определяет я ее референтно тью в гр ппе в целом).Сит ации до тигн того пеха формир ют повышение ровня референтно ти ин тр ментальных лидеров, что может по об твовать инергетиче ком эффект профе ионального развития.6. Креалогиче кие (творче кие) о новы образовательного проце а мог быть и пользованы позиций как на чнопои ковой(на ровне анализа информации и интеза пер пективных прогнозов), так и творче кой ( оздание нового знания; мозаключений, предположений и др.) деятельно ти. Такая организация чебного проце а по об тв ет табилизации и / или развитию мотивации профе ионального развития лично ти.7.Влияние преподавателя определяет я его профе иональнымихарактери тиками: реализ емыми методиками и индивид альным тилем педагогиче кой деятельно ти.При этом методиче кая торона формир ет я на о нове базы о военныхи реализ емых методиче ких приемов, тепенью их формализации, вободой владения, комбинирования и оздания новых по обов, в то время, как индивид альный тиль определяет я ан амблем профе ионально важных (и профе ионально недоп тимых) каче тв лично ти. Целенаправленное развитие индивид ального тиля педагогиче кой деятельно ти, в вою очередь, формир ет я под воздей твием того же набора факторов, что и т дентов (п ихофизиологиче ких; п ихологиче ких; ак еологиче ких; акмеологиче ких; оциальных; креалогиче ких; педагогиче ких).Таким образом, на о новании изложенных выше оображений, может быть логиче ки

проектированобразовательный проце большим инергетиче ким эффектом.Формальным о нованием для на являют я ровни ложно тиде крипторов Национальной рамки квалификаций Ро ий кой Федерации, ча тично пред тавленные втабл. 1)[8, С. 610].Таблица 1Рекоменд емые образовательные технологии в оответ твии де крипторамиНРК РФ

УровеньСложно ть деятельно ти (характер мений)Рекоменд емые образовательные технологии1Выполнение тандартных практиче ких заданий в изве тной ит ацииИн тр ктивные формы (доминир ют традиционные технологии фрагментарным включением активных)2Решение типовых практиче ких задач. Выбор по оба дей твий из изве тных по ин тр кцииФормирование базы форм решений(доминир ют активные технологии фрагментарным включением интерактивных)3 Решение типовых практиче ких задач.Выбор по обов дей твий из изве тных на о нове знаний и практиче кого опытаСоздание ин тр ментария выбора л чшей формы решения из имеющих я(доминир ют активные технологии фрагментарным включением интерактивных)4 Деятельно тьпорешениюразличных типов задач амо тоятельныманализом ит ации и ее пред каз емых изменений. Контроль, оценка и коррекция деятельно тиЦикл от прогнозированиядо контроля ит ации(доминир ют интерактивные технологии фрагментарным включением тран активных)

И пользование традиционных образовательных технологий, ориентированных на тран ляцию информации егодня пере тает быть до таточным для того, чтобы рез льтаты образовательного проце а в за были опо тавимы требованиями, предъявляемыми Национальной рамкойквалификаций Ро ий кой Федерации и Федеральным го дар твенным образовательным тандартом.Вме те тем, в ил различных факторов педагоги вын ждены ограничивать и польз емые образовательные технологии. В данном контек те значимыми являют я внешние факторы (незави имые от педагога), которые включают материальнотехниче кое и программнотехнологиче кое обе печение проце а и вн тренние (зави имые от педагога), которые предполагают и пользование ограниченного пектра компонентов в вязи имеющими я предпочтениями, определяемыми индивид альным тилем педагогиче кой деятельно ти. Конечно, названные ограничения нивелир ют я при ловии гибкой адаптации индивид ального тиля педагогиче кой деятельно ти под имеющие я и / или изменяющие я ловия ( ит ативный индивид альный педагогиче кий тиль).Хотя многие педагоги и польз ют активизир ющие методы, реализ ют я они по обами, овме тимыми преим ще твенно ин тр ктиви т ким мировоззрением. Например, преподаватель может и пользовать ократиче кий метод, нона ин тр ктиви т кой о нове.Еще Д. Дьюи, в начале 1900х годов заметил, что заинтере ованные т денты прилагают больше илий для чебы. Эта идея формировала концепцию ©доминанты об чения т дентовª. Позже была разработана концепция ©Передачи об ченияª в реальных ловиях работы [3].Эти обытия привели к возникновению нынешней ©кон тр ктиви т койª теории, в оответ твии которой чащие я мог т формировать об твенные знания под р ковод твом педагогов. Вме то того, чтобы быть па ивными пол чателями информациии знаний, т денты тановят я активными бъектами проце а об чения. Кон тр ктиви т кое об чение доп кает возможно ть того, что чащий я о ваивает новые знания в проце е принятия новой информации на о нове предварительных знаний и опыта [2]. Кон тр ктиви т кий подход тран формир ет педагога в модератора об чения, а не ©дозатораª знаний, придавая большее значение роли т дента в чении [1].Кон тр ктиви т кая теория об чения открывает п ть к реализации многомерного вида вязей межд педагогом, т дентом, т денче кими гр ппировками и гр ппой и одержанием. И польз я этот подход, педагоги мог т и пользовать комбинированные методы об чения, которые позволяют т дентам объединить илия в решении проблемы или о воении проце а об чения. Кроме того, преподаватели взаимодей тв ют др г др гом по повод одержания чебной информации в целях одей твия профе иональном и лично тном ро т .Для практиче ких целей е ть мы л проведения анализа ин тр ктивизма и кон тр ктивизма. Педагогиче кая амооценка ровня кон тр ктивизмаин тр ктивизма ко венно определяет тепень, в которой деятельно ть педагога ориентирована на преподавателей или т дентов, что определяет выбор образовательных технологий (табл. 2).Таблица 2Выбор чебных технологийИн тр ктивизмКон тр ктивизмДоминирование интере ов педагогаДоминирование интере ов т дентаОпределение цели об чения педагогомОриентация на цели об чения т дентовВыбор технологий, поддерживающих цели педагогаУчебная деятельно ть оответ тв ет чебным предпочтениям т дентовВыбор технологии педагогомВыбор технологии в оответ твии ит ацией в т денче кой гр ппе

Так, лекции ин тр ктиви т кого формата по об тв ют па ивном , однонаправленном обмен информацией от преподавателя к т дент ; кон тр ктиви т кий подход являет я более активным и ра ширяет межди циплинарные вязи разнонаправленным образом (и польз ет технологию, чтобы привлечь т дентов, одей твовать взаимо вязи, тим лировать интерактивн ю ред об чения).Этот проце имеет важное значение для определения факторов, определяющих кон тр кцию чебных методов и их выбор. Такой и темный подход к технологии об чения б дет по об твовать том , что преподаватели гибко адаптир ют я к требованиям меняющего я технологиче кого ландшафта, а также довлетворению никальных потребно тей и ожиданий т дентов в б д щем, что предполагает реализацию инновационного феномена ©тюнинга образованияª.Тюнинг образовательного проце а на о нове межди циплинарного подхода читывает:

пецифик оциальной ит ациии тадию чебногозанятия (п ихофизиология);

одержание чебногоматериала(дидактика);

индивид альныео обенно тигр ппыи чащих я(п ихологияи оциология);целевые тановкигр ппыи т дентов(акмеология); бъективнаяценно ть одержания чебногоматериала(ак иология); ит ативноэффективный выбор индивид ального тиля педагогиче койдеятельно ти (эмоциональный интеллект);-вариативно ть подхода активизации о воения материала т дентами (креалогия);

методика ответов демон трацией (педагогиче кая импровизация);

формирование т дентов комплек а развивающих я профе иональных навыков в оответ твии интегрированной моделью развития лично ти, одержащей так ономию Б. Бл ма, Д блин кие де крипторы, рез льтаты об чения и компетенции (профе иология);

тран активная технология об чения, эффективно применяемая на этапе перехода на 5 ровень Национальной рамки квалификаций (менеджмент);

ра ширение одержания феномена ©тюнинг образованияª

(акт ализацияпрофе ионализмапедагога) позиций:цели: иление заинтере ованно ти т дентов;проце а: изменение ©характераª ведения и/ или одержания чебной ди циплины;развития: вариативно ть ©форматаª образовательного проце а; бъектно ти: ©придание эк клюзивно тиª, включение ©лично тногоª педагогиче кого воздей твия;акт ализации: разработка новых образовательных концепций; и темно ти: гармонизация элементов образовательного проце а;инновационно ти: проце и рез льтат овершен твования формы и/ или одержания;

методика оценки каче тва о воениякомпетенций (квалиметрия).На этом о новании намиразработана и внедрена принципиальная технология проектирования образовательных технологий, на базекоторой реализ ет я тран активная методика об чения, предполагающая формальн ю инвер ию бъектов образования.Образовательный эффект о нован на вободном развитии (иллюзия открытия), прои текающий при ловии активно ти т дентов.

При этом возможен ход чебного занятия одержитэлементыразличнойочередно ти:

ключевая проблема темы;

вязи предыд щими темами;

о новные понятия темы;

закономерно ти и механизмы одержания понятий темы;

межди циплинарные вязи. Применимо их фрагментарное и пользование; ловия выбора конкретной форм лы определяют я:1) факторами, заданными заранее: ровень профе иональной базы т дентов; материальное обе печение образовательного проце а; доминир ющий педагогиче кий индивид альный тиль; профе иональная компетентно ть преподавателя; методиче кое обе печение темы;2) факторами, определяющими чебн ю ит ацию: оциальноп ихологиче кий на трой; готовно ть т дентов проявить активно ть; готовно ть педагога к реализации разноформатного образовательного проце а и тиля (делегированный,поддерживающий, ин тр ктивный, директивный).Занятие троит я в форме 4этапного проце а, позволяющего избежать нижения работо по обно ти: новые идеи деятельно ть (активное воение) опыт ( мения и навыки) о мы ление. В зави имо ти от ит ации, цикл можно начинать любого звена; новые идеи мог т тран лировать я педагогомили формировать я т дентами.Ф нкциональная о новаактивных (работа ©в ит ацииª), интерактивных (работа ©по ит ацииª) итран активных (формир емых ит ацией) методов об чения (табл. 3).Таблица 3Ф нкциональныео обенно тиметодов об ченияМетодыФ нкции педагогаФ нкции т дентаРез льтатАктивные1)принимает решение;2)определяет по обы до тижения целей;3) танавливает правила взаимодей твия в гр ппе;4)оценивает работ гр ппы и т дента;5)организ ет рефлек ивное подведение итогов1)обязан и полнять решение педагога;2)применяет тановленные по обы до тижения целей;3)реализ ет тановленные правила взаимодей твия;4)©принимаетª оценк педагога;5)реализ ет рефлек ивное подведение итоговАлгоритмы поведения в типовых ит ацияхИнтерактивные1)принимает решение на о нове ит ации;2) тавит конечн ю цель;3)не регламентир ет правила взаимодей твия в гр ппе;4)организ ет амооценк работ гр ппы и т дента;5)активизир ет рефлек ию1) ча тв ет в принятии решения;2)определяет формы и по обы до тижения целей;3) танавливает правила взаимодей твия в гр ппе;4)проводит оценк ;5)реализ ет рефлек ивное подведение итоговМетоды формирования по обов поведения в изменившей я редетран активные1)модерир ет решение на о нове ит ации;2)определяет направление цели;3)делегир ет правила взаимодей твия гр ппе;4) оздает ловиядля амооценки;5)принимает рефлек ивное подведение итогов гр ппой1)принимает решения;2)определяет цели и по обы их до тижения;3)корректир ет правила взаимодей твия;4)формир ет методик и проводит оценк ;5)реализ ет рефлек ию и формир ет б д щие прогнозыМетоды формирования по обов поведения в изменившей я реде, их оценкиипрогнозПрименение технологии предъявляет повышенные требования к педагог : не только знание традиционных методовоб чения, но и вы окий ровень готовно ти развивать образовательный потенциал чебной ит ации. По леднее противоречит традиционной логике развития профе ионализма: владение педагогиче кими приемами формир ет я опытом работы, не щем гроз профе иональных деформаций и де тр кций. Др гой о обенно тью применения технологии являет я ее вы окая эмоциональная затратно ть для педагога,приводящая к довлетворенно ти тр дом.Сложно ть педагогиче кой деятельно ти в данном формате проявляет я в и темном прогнозировании развития чебной ит ации и целевой направленно ти на до тижение рез льтата. Это реализ ет я при ловии на чного о мы ления и компиляции комплек а факторов: ценно ть предмета и темы для профе ионального развития т дентов; внешние влияющие факторы; п ихофизиологиче кие факторы; оциальные факторы.Для количе твенной оценки эффективно ти и пользования вышеназванных гр пп технологий, нами была проведена эк периментальная работа, предполагающая выделение четырех гр пп:ЭГ1 (n=152 чел.) ‬реализацияактивных методов об чения;ЭГ2 (n=150 чел.) ‬реализация интерактивных методов об чения;ЭГ3 (n=176 чел.) ‬реализация тран активных методов об чения;КГ (n=601 чел.) ‬реализация традиционных методов об чения.Сводные рез льтаты пред тавлены в табл. 4.Таблица 4Сводная таблица оценки эффективно ти решения профе иональных задач в зави имо ти от и польз емых образовательных технологийГр ппыАктивные методыИнтерактивные методыУровень решения профе иональных задачЭГ11,95±0,032,36±0,022±0,02ЭГ22,44±0,052,05±0,022,6±0,02ЭГ32,66±0,032,73±0,022,9±0,02КГ1,99±0,011,89±0,011,6±0,02

И ледование выявило наличие до товерных различий межд гр ппами ЭГ3 и КГ, ча тв ющими в эк периментальной работе (P0,05) tра ч.=2,56, tтабл. 2,14, амежд ЭГ1, ЭГ2 и гр ппой ЭГ3 до товерные различия выявлены не были (P0,05) tра ч.=2,41, tтабл. 1,98). Вме те тем, было выявлено, что межд рез льтатами внедрения тран активных методови ровнем по обно ти т дентов решать профе иональные задачи ще тв ет ильная корреляционная тати тиче ки значимая прямо пропорциональная взаимо вязь (r=0,691, d=47,69%).Рез льтаты внедрения тран активных технологийпродемон трировали целе ообразно ть и пользования ихв практике. При этом подтверждено наличие логикивыбора педагогом внедряемых теоретиче ких положений на о новании об твенных предпочтений. По троение математиче кой модели реализации различных технологий о ще твлено в виде и темы одновременных равнений, рез льтаты которой пред тавлены в таблице 5.О новными о тавляющими обеих форм запи и модели являют я эндогенные и экзогенные переменные. Эндогенные переменные ( ) определяют я вн три модели и являют я зави имыми переменными. Экзогенные переменные (х) определяют я вне и темы и являют я незави имыми переменными.Стр кт рная форма модели в нашем л чае б дет иметь вид:{ଵ

ଵ଴

ଵଶଶ

ଵଵଵ

ଵଶଶ

ଵଷଷ

ଵଶ

ଶ଴

ଶଵଵ

ଶଵଵ

ଶଶଶ

ଶଷଷ

ଶ(1)

10, 20‬ вободные члены равнений модели;b12, b21‬коэффициенты при эндогенной переменной;aij, (i=1, 2; j=1, 2, 3) ‬коэффициенты при экзогенной переменной;Е1, Е2‬ л чайные о тавляющие.Таблица 5Рез льтаты ра четов и темы равнений

х1х2х3

1

2

ଵ̂

ଶ̂12,272,291,62,252,62,252,6422,052,722,322,162,02,1542,04532,862,742,582,692,92,6842,96641,772,321,591,941,61,8551,632

где ଵ̂и ଶ̂ра читаны по тр кт рной модели и имеют отно ительн ю ошибк не более 2%. Модель каче твенная.Таким образом, мы готовы рекомендовать и пользование опи анной выше логики выбора доминир ющих образовательных технологий в оответ твии чебной ит ацией и индивид альными предпочтениями педагога, а также его профе иональной амооценкой.Спи ок цитир емойлитерат ры1.Berge, Z.,Collins, M.. Computermediated communication and the online classroom in distance learning / Z. Berge, M. Collins // ComputerMediated Communications Magazine. ‬1995. №2(4), 612.2.Olgren, C. H. Improving learning outcomes: The effects of learning strategies and motivation / C. H. Olgren // In C. Gibson (Ed.); Distance learners in higher education: Institutional responses for quality outcomes. 1998. pp. 7795.3.Tyler, R. W.. The five most significant curriculum events in the twentieth century / R. W. Tyler // Educational Leadership. ‬19861987. №44(4), рр. 3638.4.Болотов, В.А. Компетентно тная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. ‬2003. № 10. ‬С. 814.5.Зволин кая, Н. Н. П ти обновления квалификационной характери тики пециали та по физиче кой к льт ре и порт / Н. Н. Зволин кая, В. И. Ма лов // Теория и практика физиче кой к льт ры. 2003. N 12. С. 4044.6.Иванов, В.Н. Профе иональное тановление молодежи (Принципы и приоритеты) : ди . ... канд. эконом. на к / В. Н. Иванов. ‬М., 2002. 147 .7.Иванов, Д. А. Компетентно тный подход в образовании: проблемы, понятия, ин тр ментарий : чеб. ‬метод. по обие / Д. А. Иванов. ‬М. : АПКиППРО, 2005. ‬101 .8.Национальная рамка квалификаций Ро ий кой Федерации : Рекомендации / О. Ф. Батрова, В. И. Блинов, И. А. Волошина [и др.] М. : Федеральный ин тит т развития образования, 2008. 14 .9.При яжная, А. Ф. Педагогиче кое прогнозирование в и теме непрерывного педагогиче кого образования: методология, теория, практика : ди . … дра пед. на к / А. Ф. При яжная. ‬Челябин к, 2007. ‬380 .10.Селевко, Г. К. Компетентно ти и их кла ификация / Г. К. Селевко // Народное образование. ‬2004. № 4. ‬С. 138144., . 138.

Elena SemenovaPh.D., Associate Professor, Head. Department of Economics and Management in the sociocultural sphere, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, ChelyabinskBASIS DEVELOPMENT AND EVALUATION OF LEARNING TECHNOLOGIESTRANSAKTIVNYH APPROVALS

Abstract. Modern educational process is undergoing significant changes due to the growing needs of society to its results. In this case, the traditional forms of its realization is not just objectively not meet the current situation, but also, given the pace of development of scientific knowledge of any professional field, actually exhausted themselves. This leads science education community to recognize the need to create new educational technologies, search the grounds for their implementation, the key of which, in our view, is the potential for interdisciplinary communication. Recently enabled the formulation of system regulations transaktivnogo educational process.Keywords: educational process, the basis of educational technologies, active and interactive teaching methods; transaktivnye training methods.