Стимулирование самовоспитания учащихся кадетской школы
Выпуск:
ART 53325
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Баранова
В.
А. Стимулирование самовоспитания учащихся кадетской школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
1611–1615. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53325.htm.
Аннотация. Конец ХХ – начала ХХI века – это период, когда на человека хлынул огромный поток информации. Все области человеческой жизни постоянно пополняются новыми открытиями, достижениями науки. И чтобы человек
шёл в ногу со временем, ему необходимо владеть новейшими знаниями и технологиями, а это невозможно без регулярного пополнения знаний, умений
и навыков. С другой стороны, современный человек должен обладать высокими нравственными качествами.
К сожалению, современная школа в погоне за успеваемостью часто упускает из виду воспитание школьников. При этом процесс воспитания тесно связан с самовоспитанием: самовоспитание сопутствует правильному воспитанию и в то же время является результатом его. Поэтому, по нашему мнению, одной из важнейших задач кадетской школы сегодня является
формирование в детях навыков самовоспитания.
Похожие статьи
- Основные аспекты личностно-профессионального саморазвития студента в образовательной системе вуза на современном этапе
- “Эркээйи эргиирэ” бырагыраама – оскуолаҕа иитии үлэтигэр сүрүн олук” (“Программа “Эркээйи эргиирэ” – основа воспитательной работы в школе”)
- Воспитание и самовоспитание как основа формирования личности
Текст статьи
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Кадетская школа»Чистопольского муниципального района Республика Татарстан
Конкурс«Лучшая научная статья –2013»
Тема:«Стимулирование самовоспитания учащихся кадетской школы»
Баранова Валентина Александровна
Заместитель директора по воспитательной работе высшей квалификационной категории
г.Чистополь 2013 г.Стимулирование самовоспитания учащихся кадетской школы
Конец ХХ –начала ХХIвека –это период, когда на человека хлынул огромный поток информации. Все области человеческой жизни постоянно пополняются новыми открытиями, достижениями науки. И чтобы человек шёл в ногу со временем, ему необходимо владеть новейшими знаниями и технологиями, а это невозможно без регулярного пополнения знаний, умений и навыков. С другой стороны, современный человек должен обладать высокими нравственными качествами. К сожалению, современная школа в погоне за успеваемостью часто упускает из виду воспитание школьников. При этом процесс воспитаниятесно связан с самовоспитанием:самовоспитание сопутствует правильному воспитанию и в тоже время является результатом его. Поэтому, по нашему мнению, одной из важнейших задач кадетской школы сегодня является формирование в детях навыков самовоспитания.
Четвертый год школа развивается в инновационном режиме с классами правовогопрофиля. Переход школы из общеобразовательной в кадетскую школу полиции наложил отпечаток и на воспитательную работу, которая составляет единое целое с учебным процессом по профилю. Нарядус общеобразовательными предметами кадеты изучают спецпредметы, которые ведутсяофицерами ГРОВД, что предполагаетво внеурочной работеразвитие эмоциональнонравственной сферы, выработку позитивного отношения к предмету, развитие познавательного и профессионального интереса и творчества. Такая работа направлена на конкретный результат, на воспитание способности к саморазвитию.
Время требует созданияновых педагогических условий, которые бы подготовили человека к самостоятельному жизненному и нравственному выбору, предоставили широкие возможности для более полного удовлетворения потребности в самореализации, самовыражении, самоутверждении. Отметим, идея педагогического стимулирования самовоспитания и саморазвития учащихся кадетской школы является актуальной и своевременной в силу того, что ведущая
идеядля коллектива ориентация на личность кадета,его интересы и способности. На педагогических советах, классных и родительских собраниях именно эта идея наиболее часто использовалась как фундамент для различных соображений, аргументаций,для обобщения и выводов. Сравнительный анализ взглядов ученых по изучаемой проблеме (Г.Закиров, В.Кочетов, П.Осипов и др.)привелнас к следующим обобщениям: все специалисты сходятся в убеждении, что самовоспитание –это деятельность человека,являющаяся средством его самореализации, самовыражения, совершаемая им не по принуждению, а по собственному желанию. Самовоспитание –волевой по своей природе процесс. Чем сильнее у человека развита воля, то есть способность заставить себя достигнуть намеченных целей, преодолевая любые преграды, тем эффективнее и самовоспитание, что особенно важно в формировании личности кадета.По нашему мнению, процесс самовоспитания всегда имеет определенные этапы: 1 этап –осознание необходимости работы над собой; 2 этап –определение программы самовоспитания;3 этап –поисковое самовоспитание; 4 этап –активное осуществление программы самовоспитания,включая изменение себя и обстоятельств (руководство самовоспитанием на этом этапе идет двумя путями: или изменяются условия, заставляющие воспитанника переоценить себя, или дается педагогическая оценка самимусилиям воспитанника чего добился, каковы успехи, что еще надо воспитать у себя в дальнейшем);5 этап –завершающий:происходит оценка результатов самовоспитания, интенсивно работают ведущие программы: «я каким был», «я какой есть», «я в будущем», «я и самовоспитание».
Теоретический анализ научной литературы позволил подойти к выделению педагогических условий, стимулирующих процесс самовоспитания кадет. Это: 1)изучение воспитанников и определение задач их самовоспитания; 2)вооружение ихумениями и навыками работы над собой; 3)формирование у кадетпотребности, установки на самовоспитание; 4)организация упражнений в самовоспитании и его педагогическое стимулирование. Проверке эффективности выделенных педагогических условий была посвящена опытноэкспериментальная работа, которая проводилась в естественных условиях на базе кадетской школы. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ научной литературы, опроснодиагностические (наблюдение, анкетирование, беседы, комплексные личные опросники, самооценка), экспериментальные. В исследовании,которое проводилось в течение двух лет, приняло участие 45 человек. На этапе констатирующего эксперимента был определен уровень развитиясвойств подростков, их мотивы, а также выявлены методы, способы стимулирования этих свойств.
Полученные данные привели к выводам: немногие кадетыактивно и регулярно занимаются самовоспитанием
отсюда и его довольно низкая эффективность. Педагоги не используют в целях его стимулирования возможностей теоретического обучения, внеучебной воспитательной деятельности. Вследствие этого, учащиеся не всегда умеют правильно познать и оценить себя, свои возможности, наметить общественно значимые цели и пути их достижения.Формирующий эксперимент проводился в трех направлениях: а) методическая подготовка учителей (семинары, педсоветы, педагогические чтения); б) работа с учащимися –организация самоуправленческой деятельности школьников, введение спецкурса по проблеме «Сам себя воспитать должен» (34 часа); в) работа с родителями (просвещение родителей, корректировка семейного воспитания, практическая помощь семье, совместная деятельность).По завершению опытно–экспериментальной работымы для изучения достоверности результатов решили исследовать ценностные ориентации кадетконтрольной и экспериментальной групп. Для этого был использован адаптированный вариант методики М.Рокича «Ценностные ориентации».Рассмотрев систему ценностей учащихся контрольной и экспериментальной групп, мывыявили разную значимость ценностей. Объяснение этому мы находим в том, что в экспериментальной группе были созданы специальные педагогические условия, более конкретной былавоспитательная работа, направленная на самовоспитание учащихся.Таким образом, результаты опытноэкспериментальной работы привели нас к следующим выводам: 1) для стимулирования самовоспитания характерна отдаленность и неодинаковость результатов. О желаемом эффекте самовоспитания можно говорить лишь тогда, когда стимулируемое поведение становится устойчивым и желаемым для учащихся, когда оно осознается как необходимость и становится потребностью. Самовоспитание у кадетпроисходит под влиянием всей воспитательной работы в школе и семье.
2) Существуют следующие приемы педагогическогоруководства самовоспитанием кадет: создание проблемной ситуации, индивидуальный подход к каждому подростку, проведение бесед на различные темы, рекомендациялитературы, повышение значимости самовоспитания через убеждение учащихся в его необходимости в современном обществе, разъяснение возможности удовлетворения своих потребностей и запросов через процесс самовоспитания, развитие мотивов и положительного отношения кадетк самовоспитанию и др. 3)Результаты опытноэкспериментальной работы и опыт работы в качестве зам. директора по воспитательной работе показывают, что в школахне создаются условия для самовоспитания учащихся. В связи с этим приходится констатировать необходимость более высокого уровня психологопедагогической подготовки педагогов, развития их методического мастерства, проявления творческой инициативы в решении как теоретических, так и практических вопросов стимулирования самовоспитания, большего доверия к проявлению инициативы и самостоятельности учащихся. 4) Основными методами самовоспитания являютсяличные обязательства, самоотчёт, самоанализ, самоконтроль, самооценка. 5) Разработанная нами программа спецкурса по проблеме «Сам себя воспитать должен» и созданные педагогические условия стимулировали самовоспитаниекадетэкспериментального класса.В процессе экспериментальной работыпедагогическое управление, осуществляемое в диалектическом единстве с самоуправлением ученического коллектива, позволило повысить методическое мастерство и творчество учителей, с одной стороны, а с другой подтолкнуть кадет к процессам самопознания, самовоспитания, самоопределения и саморазвития.
Конкурс«Лучшая научная статья –2013»
Тема:«Стимулирование самовоспитания учащихся кадетской школы»
Баранова Валентина Александровна
Заместитель директора по воспитательной работе высшей квалификационной категории
г.Чистополь 2013 г.Стимулирование самовоспитания учащихся кадетской школы
Конец ХХ –начала ХХIвека –это период, когда на человека хлынул огромный поток информации. Все области человеческой жизни постоянно пополняются новыми открытиями, достижениями науки. И чтобы человек шёл в ногу со временем, ему необходимо владеть новейшими знаниями и технологиями, а это невозможно без регулярного пополнения знаний, умений и навыков. С другой стороны, современный человек должен обладать высокими нравственными качествами. К сожалению, современная школа в погоне за успеваемостью часто упускает из виду воспитание школьников. При этом процесс воспитаниятесно связан с самовоспитанием:самовоспитание сопутствует правильному воспитанию и в тоже время является результатом его. Поэтому, по нашему мнению, одной из важнейших задач кадетской школы сегодня является формирование в детях навыков самовоспитания.
Четвертый год школа развивается в инновационном режиме с классами правовогопрофиля. Переход школы из общеобразовательной в кадетскую школу полиции наложил отпечаток и на воспитательную работу, которая составляет единое целое с учебным процессом по профилю. Нарядус общеобразовательными предметами кадеты изучают спецпредметы, которые ведутсяофицерами ГРОВД, что предполагаетво внеурочной работеразвитие эмоциональнонравственной сферы, выработку позитивного отношения к предмету, развитие познавательного и профессионального интереса и творчества. Такая работа направлена на конкретный результат, на воспитание способности к саморазвитию.
Время требует созданияновых педагогических условий, которые бы подготовили человека к самостоятельному жизненному и нравственному выбору, предоставили широкие возможности для более полного удовлетворения потребности в самореализации, самовыражении, самоутверждении. Отметим, идея педагогического стимулирования самовоспитания и саморазвития учащихся кадетской школы является актуальной и своевременной в силу того, что ведущая
идеядля коллектива ориентация на личность кадета,его интересы и способности. На педагогических советах, классных и родительских собраниях именно эта идея наиболее часто использовалась как фундамент для различных соображений, аргументаций,для обобщения и выводов. Сравнительный анализ взглядов ученых по изучаемой проблеме (Г.Закиров, В.Кочетов, П.Осипов и др.)привелнас к следующим обобщениям: все специалисты сходятся в убеждении, что самовоспитание –это деятельность человека,являющаяся средством его самореализации, самовыражения, совершаемая им не по принуждению, а по собственному желанию. Самовоспитание –волевой по своей природе процесс. Чем сильнее у человека развита воля, то есть способность заставить себя достигнуть намеченных целей, преодолевая любые преграды, тем эффективнее и самовоспитание, что особенно важно в формировании личности кадета.По нашему мнению, процесс самовоспитания всегда имеет определенные этапы: 1 этап –осознание необходимости работы над собой; 2 этап –определение программы самовоспитания;3 этап –поисковое самовоспитание; 4 этап –активное осуществление программы самовоспитания,включая изменение себя и обстоятельств (руководство самовоспитанием на этом этапе идет двумя путями: или изменяются условия, заставляющие воспитанника переоценить себя, или дается педагогическая оценка самимусилиям воспитанника чего добился, каковы успехи, что еще надо воспитать у себя в дальнейшем);5 этап –завершающий:происходит оценка результатов самовоспитания, интенсивно работают ведущие программы: «я каким был», «я какой есть», «я в будущем», «я и самовоспитание».
Теоретический анализ научной литературы позволил подойти к выделению педагогических условий, стимулирующих процесс самовоспитания кадет. Это: 1)изучение воспитанников и определение задач их самовоспитания; 2)вооружение ихумениями и навыками работы над собой; 3)формирование у кадетпотребности, установки на самовоспитание; 4)организация упражнений в самовоспитании и его педагогическое стимулирование. Проверке эффективности выделенных педагогических условий была посвящена опытноэкспериментальная работа, которая проводилась в естественных условиях на базе кадетской школы. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ научной литературы, опроснодиагностические (наблюдение, анкетирование, беседы, комплексные личные опросники, самооценка), экспериментальные. В исследовании,которое проводилось в течение двух лет, приняло участие 45 человек. На этапе констатирующего эксперимента был определен уровень развитиясвойств подростков, их мотивы, а также выявлены методы, способы стимулирования этих свойств.
Полученные данные привели к выводам: немногие кадетыактивно и регулярно занимаются самовоспитанием
отсюда и его довольно низкая эффективность. Педагоги не используют в целях его стимулирования возможностей теоретического обучения, внеучебной воспитательной деятельности. Вследствие этого, учащиеся не всегда умеют правильно познать и оценить себя, свои возможности, наметить общественно значимые цели и пути их достижения.Формирующий эксперимент проводился в трех направлениях: а) методическая подготовка учителей (семинары, педсоветы, педагогические чтения); б) работа с учащимися –организация самоуправленческой деятельности школьников, введение спецкурса по проблеме «Сам себя воспитать должен» (34 часа); в) работа с родителями (просвещение родителей, корректировка семейного воспитания, практическая помощь семье, совместная деятельность).По завершению опытно–экспериментальной работымы для изучения достоверности результатов решили исследовать ценностные ориентации кадетконтрольной и экспериментальной групп. Для этого был использован адаптированный вариант методики М.Рокича «Ценностные ориентации».Рассмотрев систему ценностей учащихся контрольной и экспериментальной групп, мывыявили разную значимость ценностей. Объяснение этому мы находим в том, что в экспериментальной группе были созданы специальные педагогические условия, более конкретной былавоспитательная работа, направленная на самовоспитание учащихся.Таким образом, результаты опытноэкспериментальной работы привели нас к следующим выводам: 1) для стимулирования самовоспитания характерна отдаленность и неодинаковость результатов. О желаемом эффекте самовоспитания можно говорить лишь тогда, когда стимулируемое поведение становится устойчивым и желаемым для учащихся, когда оно осознается как необходимость и становится потребностью. Самовоспитание у кадетпроисходит под влиянием всей воспитательной работы в школе и семье.
2) Существуют следующие приемы педагогическогоруководства самовоспитанием кадет: создание проблемной ситуации, индивидуальный подход к каждому подростку, проведение бесед на различные темы, рекомендациялитературы, повышение значимости самовоспитания через убеждение учащихся в его необходимости в современном обществе, разъяснение возможности удовлетворения своих потребностей и запросов через процесс самовоспитания, развитие мотивов и положительного отношения кадетк самовоспитанию и др. 3)Результаты опытноэкспериментальной работы и опыт работы в качестве зам. директора по воспитательной работе показывают, что в школахне создаются условия для самовоспитания учащихся. В связи с этим приходится констатировать необходимость более высокого уровня психологопедагогической подготовки педагогов, развития их методического мастерства, проявления творческой инициативы в решении как теоретических, так и практических вопросов стимулирования самовоспитания, большего доверия к проявлению инициативы и самостоятельности учащихся. 4) Основными методами самовоспитания являютсяличные обязательства, самоотчёт, самоанализ, самоконтроль, самооценка. 5) Разработанная нами программа спецкурса по проблеме «Сам себя воспитать должен» и созданные педагогические условия стимулировали самовоспитаниекадетэкспериментального класса.В процессе экспериментальной работыпедагогическое управление, осуществляемое в диалектическом единстве с самоуправлением ученического коллектива, позволило повысить методическое мастерство и творчество учителей, с одной стороны, а с другой подтолкнуть кадет к процессам самопознания, самовоспитания, самоопределения и саморазвития.