Духовно-нравственная культура и проблема ее формирования в современной школе
Выпуск:
ART 53353
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Горшкова
Е.
Б. Духовно-нравственная культура и проблема ее формирования в современной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
1751–1755. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53353.htm.
Аннотация. Проблема формирования духовно-нравственной культуры в современной школе продиктована необходимостью приобщения учащихся к системе ценностей, формирования у школьников патриотизма, национального самосознания и культурного мышления.
Ключевые слова:
культура, духовно-нравственная культура, культура личности, профессиональная культура
Текст статьи
Горшкова Елена Борисовна,аспирант ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», г. Москваgd060275@mail.ruДуховнонравственная культура и проблема ее формирования в современной школеАннотация.Проблемаформирования духовнонравственной культурыв современной школе продиктована необходимостью приобщения учащихся к системе ценностей, формирования у школьников патриотизма, национального самосознания и культурного мышления.
Ключевые слова:культура, духовнонравственная культура, культура личности, профессиональная культура.
Проблемаформирования духовнонравственной культурыв современной школепродиктована необходимостью приобщения учащихся к системе ценностей, формирования у школьников патриотизма, национального самосознания и культурного мышления.
В современном обществе возникает стремление опереться на культуру, утверждается значимость культуросозидательных ресурсов образования, среди которых важнейшим является формирование ценностныхотношений, которые имеют социальноисторическую, культурную обусловленность и связаны с деятельностью человека. Размышляя о будущей культуре человечества, Д.С. Лихачев писал: «Я мыслю себе XXIвек как век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей, закладывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил»[1].Тенденции развития культуры в настоящее время определяют в качестве ведущего направления сферы образования переход от информационнокогнитивного (знаниевопросветительской) к культурноисторической (культуросообразной) педагогиге. «Содержание образования, подчеркивал О.С. Газман, это не сами по себе знания, умения, навыки, а человеческая культура, выраженная через них» [2].«Культура
специфический способ организации иразвития человеческойжизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе». [3].И.Ф. Исаев определяет философскую категорию «культура» следующим образом: «культура –исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура», определяемое в различных контекстах всегда указывает на процессы улучшения, преобразования. Оно изначально связано с человеком, является предметом его труда и, одновременно, фактором развития личности.Культура–универсум искусственных объектов,созданный человечеством в процессе освоения и познания природы, выступающий в оппозиции к природе, субъективной воле, к бессознательной активности, к стихийной самоорганизации. Культура решает такую сверхсложную задачу как поддержание общества, благодаря сохранению и воспроизведению традиций,создавая в себе многоуровневые системы позволяющие снимать напряжения между личностью и обществом, между старым и новым, своим и чужим, преодолевая эти противоречия развивать, усложнять общество.Культура всегда существует в виде симбиоза поведенческих ритуалов,обычаев, социальных норм,моральных и религиозных ценностей,мировоззренческих построений с технологическим укладом. Цельность всей этой системе придает язык как знаковая метосистема данной культуры.Разрушение Советской культуры,накрывавшей и пронизывавшей все пласты общества, привели к обесцениванию культурной традиции,к дискредитации идеологических устоев, вызвали огромные перемены во всех областях жизни, привели к утрате опоры на советские ценности, к существенным сдвигам в аксиосфере. После развала СССР большая часть культурных объектов,таких как библиотеки, музеи, театры, клубы были закрыты, что привело к архаизации и частичной утрате своей идентичности.Исследователями зафиксированы негативные тенденции ослабления российской идентичности. Нарастание социального и имущественного неравенства, привело к расслоению общества и отказу части общества от приоритета духовных ценностей в пользу ценностей, ориентирующихся на индивидуализм, экономический расчет и потребление. Сложившуюся ситуацию можно обозначить как кризис идеального, опасность которого состоит в том, что лишенное идеального общество теряет способность поддерживать себя как целостность, перестает вырабатывать, находить необходимые обществу потребности,выраженные в целях и ценностях.
В условиях глобализации и «открытости» общества иным культурам со своими системами ценностей актуализируется проблема не только обучения,но и воспитания школой и семьей маленького человека. Ни когда за всю историю России наша культура и наши ценности не подвергались такому давлению со стороны запада как в эти годы это такие программы как «гендерное равенство», «гомосексуализм как норма» навязываемые Советом Европы.Система ценностей, определяющая действия западного мира и имеющая тенденцию к распространению в России, при возрастающей технической мощи цивилизации становится крайне опасной. Влияние центров массовых коммуникаций на культуру становится с каждым днем все сильнее. В связи с этим формирование основанных на традиционной культуре идеалов и ценностных основ жизни вырастает в основную проблему современности, которую предстоит решать в первую очередь системе образования. В науке сложились определенные предпосылки к созданию нового образа школы будущего. Он определяется той методологией и идеологией, на основе которой строит свою образовательную деятельность учитель. Пристальное внимание к уровню его духовнонравственного развития и профессиональнопедагогической компетентности позволит прогнозировать путиразвития российской школы в духе традиций отечественной педагогики. Остро встаёт вопрос о культуре учителя,о тех слагаемых,на которых держится педагогический процесс. Преждевсего, учитель должен понимать, что знание школьной программы это всего лишь азбука в его кругозоре, только когда кругозор учителя неизмеримо шире рамок программы только тогда учитель становится подлинным творцом,мастером педагогического процесса. «По настоящему знать–это значит глубоко осмыслить, многократно переосмыслить знания, а если знания осмысленны и переосмыслены,если они стали частью субъективного мира ученика, его взглядами, его точкой зрения–значит, они являются убеждениями»[4].
Что приводит к усилению конфликта между ценностными системами? Значительная частьроссийского общества высказывается о том, что система,складывающаяся в современной России, во многом становится системой антиценностей. Общество демонстрирует разочарование и высказывается за возврат к базовым нравственным понятиям, к «объединяющим» ценностям,которые соответствовали интересам большинства социальных групп и традиционных религиозных течений, которыестанут способомосмысленного существования в едином государстве, и инструментомконсолидации общества.В этих не простых условиях огромную роль в воспитании детей отводится родителям, ведь умственное развитие ребенка напрямую зависит от их кругозора, интересов и культуры. Как писал А.С. Макаренко в своей лекции о воспитании детей: «Ваше собственное поведение самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или вы пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно ничего думать о воспитании; вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо»[5]. Педагогика признает, что нужны коррективы в системе воспитания, что нужно объединить усилия школы, семьи, общественности для их решения. Тогда «чужая»культура могла бы приносить пользу ребенку. Необходимо,чтобыдети,приобщаясь к ней, делали это вместе с родителями или учителями, которые могли бы чтото пояснить, прокомментировать, расшифровать знаковую составляющую чужой культуры, помочь применить полученные знания, умения в игре или учебе. Особое внимание нужно уделять такому труду как чтение, как первейшей духовной потребности.Уроки литературы в школе имеют огромный потенциал для формирования духовности и гражданского самосознания школьников. Уже в начальных классах основной задачей знакомства с художественной литературой является воспитание хорошего читателя: внимательного, чуткого, сопереживающего. Только такой читатель способен будет в старших классах понять художественное произведение, оценить его и сделать нравственный вывод. А русская литература, к всеобщей нашей национальной гордости, вся –урок нравственности, духовности и гражданственности.Результаты исследований показали, что под толщей современной жизни существует пласт духовнонравственной культуры, на котором сохраняются, ценности передаваемые семьейи школой. Общество призывает государство усилить влияние на сферу ценностей через продуманную образовательную и информационную политику.Обеспечение единства образования и духовных ценностей, соответствующее традиционной для российского общества культурной модели,помноженная на новые методы в воспитании,помогут в решении вызовов, обрушившихся на Россию. Все это вместе даст толчок для активного духовнонравственногоразвития тех, кому предстоит жить и работать в условиях современного общества.
Ссылки на источники
1.Лихачев Д.С.О национальном характере русских // Вопросы философии, 1990, №4.2.Газман О.С.От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования. М., 1995.3.Философский энциклопедический словарь/Под ред. Л. Ф. Ильичёв и др. М., 1983. 4.Сухомлинский В.А.Избранные педагогические сочинения: Т.3. М., 1983. 5.Макаренко А.С.Лекции о воспитании детей [Электронный ресурс] URL:http://www.kommunarstvo.ru/index.html?/biblioteka/bibmaklek.html(дата обращения: 01.02.2013).
Gorshkova Elena,Postgraduate«MoscowCityPedagogicalUniversity»gd060275@mail.ruSpiritual and moral culture and the problem of its formation in the modern schoolAbstract. The essence and the content of the concepts «spirituality», «spirituallymoral education» areconsidered. The level of readiness of school teachers to build spirituallymoral culture of pupils is revealed.Keywords: Culture, Individual Culture, Professional Culture
Ключевые слова:культура, духовнонравственная культура, культура личности, профессиональная культура.
Проблемаформирования духовнонравственной культурыв современной школепродиктована необходимостью приобщения учащихся к системе ценностей, формирования у школьников патриотизма, национального самосознания и культурного мышления.
В современном обществе возникает стремление опереться на культуру, утверждается значимость культуросозидательных ресурсов образования, среди которых важнейшим является формирование ценностныхотношений, которые имеют социальноисторическую, культурную обусловленность и связаны с деятельностью человека. Размышляя о будущей культуре человечества, Д.С. Лихачев писал: «Я мыслю себе XXIвек как век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей, закладывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил»[1].Тенденции развития культуры в настоящее время определяют в качестве ведущего направления сферы образования переход от информационнокогнитивного (знаниевопросветительской) к культурноисторической (культуросообразной) педагогиге. «Содержание образования, подчеркивал О.С. Газман, это не сами по себе знания, умения, навыки, а человеческая культура, выраженная через них» [2].«Культура
специфический способ организации иразвития человеческойжизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе». [3].И.Ф. Исаев определяет философскую категорию «культура» следующим образом: «культура –исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура», определяемое в различных контекстах всегда указывает на процессы улучшения, преобразования. Оно изначально связано с человеком, является предметом его труда и, одновременно, фактором развития личности.Культура–универсум искусственных объектов,созданный человечеством в процессе освоения и познания природы, выступающий в оппозиции к природе, субъективной воле, к бессознательной активности, к стихийной самоорганизации. Культура решает такую сверхсложную задачу как поддержание общества, благодаря сохранению и воспроизведению традиций,создавая в себе многоуровневые системы позволяющие снимать напряжения между личностью и обществом, между старым и новым, своим и чужим, преодолевая эти противоречия развивать, усложнять общество.Культура всегда существует в виде симбиоза поведенческих ритуалов,обычаев, социальных норм,моральных и религиозных ценностей,мировоззренческих построений с технологическим укладом. Цельность всей этой системе придает язык как знаковая метосистема данной культуры.Разрушение Советской культуры,накрывавшей и пронизывавшей все пласты общества, привели к обесцениванию культурной традиции,к дискредитации идеологических устоев, вызвали огромные перемены во всех областях жизни, привели к утрате опоры на советские ценности, к существенным сдвигам в аксиосфере. После развала СССР большая часть культурных объектов,таких как библиотеки, музеи, театры, клубы были закрыты, что привело к архаизации и частичной утрате своей идентичности.Исследователями зафиксированы негативные тенденции ослабления российской идентичности. Нарастание социального и имущественного неравенства, привело к расслоению общества и отказу части общества от приоритета духовных ценностей в пользу ценностей, ориентирующихся на индивидуализм, экономический расчет и потребление. Сложившуюся ситуацию можно обозначить как кризис идеального, опасность которого состоит в том, что лишенное идеального общество теряет способность поддерживать себя как целостность, перестает вырабатывать, находить необходимые обществу потребности,выраженные в целях и ценностях.
В условиях глобализации и «открытости» общества иным культурам со своими системами ценностей актуализируется проблема не только обучения,но и воспитания школой и семьей маленького человека. Ни когда за всю историю России наша культура и наши ценности не подвергались такому давлению со стороны запада как в эти годы это такие программы как «гендерное равенство», «гомосексуализм как норма» навязываемые Советом Европы.Система ценностей, определяющая действия западного мира и имеющая тенденцию к распространению в России, при возрастающей технической мощи цивилизации становится крайне опасной. Влияние центров массовых коммуникаций на культуру становится с каждым днем все сильнее. В связи с этим формирование основанных на традиционной культуре идеалов и ценностных основ жизни вырастает в основную проблему современности, которую предстоит решать в первую очередь системе образования. В науке сложились определенные предпосылки к созданию нового образа школы будущего. Он определяется той методологией и идеологией, на основе которой строит свою образовательную деятельность учитель. Пристальное внимание к уровню его духовнонравственного развития и профессиональнопедагогической компетентности позволит прогнозировать путиразвития российской школы в духе традиций отечественной педагогики. Остро встаёт вопрос о культуре учителя,о тех слагаемых,на которых держится педагогический процесс. Преждевсего, учитель должен понимать, что знание школьной программы это всего лишь азбука в его кругозоре, только когда кругозор учителя неизмеримо шире рамок программы только тогда учитель становится подлинным творцом,мастером педагогического процесса. «По настоящему знать–это значит глубоко осмыслить, многократно переосмыслить знания, а если знания осмысленны и переосмыслены,если они стали частью субъективного мира ученика, его взглядами, его точкой зрения–значит, они являются убеждениями»[4].
Что приводит к усилению конфликта между ценностными системами? Значительная частьроссийского общества высказывается о том, что система,складывающаяся в современной России, во многом становится системой антиценностей. Общество демонстрирует разочарование и высказывается за возврат к базовым нравственным понятиям, к «объединяющим» ценностям,которые соответствовали интересам большинства социальных групп и традиционных религиозных течений, которыестанут способомосмысленного существования в едином государстве, и инструментомконсолидации общества.В этих не простых условиях огромную роль в воспитании детей отводится родителям, ведь умственное развитие ребенка напрямую зависит от их кругозора, интересов и культуры. Как писал А.С. Макаренко в своей лекции о воспитании детей: «Ваше собственное поведение самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или вы пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно ничего думать о воспитании; вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо»[5]. Педагогика признает, что нужны коррективы в системе воспитания, что нужно объединить усилия школы, семьи, общественности для их решения. Тогда «чужая»культура могла бы приносить пользу ребенку. Необходимо,чтобыдети,приобщаясь к ней, делали это вместе с родителями или учителями, которые могли бы чтото пояснить, прокомментировать, расшифровать знаковую составляющую чужой культуры, помочь применить полученные знания, умения в игре или учебе. Особое внимание нужно уделять такому труду как чтение, как первейшей духовной потребности.Уроки литературы в школе имеют огромный потенциал для формирования духовности и гражданского самосознания школьников. Уже в начальных классах основной задачей знакомства с художественной литературой является воспитание хорошего читателя: внимательного, чуткого, сопереживающего. Только такой читатель способен будет в старших классах понять художественное произведение, оценить его и сделать нравственный вывод. А русская литература, к всеобщей нашей национальной гордости, вся –урок нравственности, духовности и гражданственности.Результаты исследований показали, что под толщей современной жизни существует пласт духовнонравственной культуры, на котором сохраняются, ценности передаваемые семьейи школой. Общество призывает государство усилить влияние на сферу ценностей через продуманную образовательную и информационную политику.Обеспечение единства образования и духовных ценностей, соответствующее традиционной для российского общества культурной модели,помноженная на новые методы в воспитании,помогут в решении вызовов, обрушившихся на Россию. Все это вместе даст толчок для активного духовнонравственногоразвития тех, кому предстоит жить и работать в условиях современного общества.
Ссылки на источники
1.Лихачев Д.С.О национальном характере русских // Вопросы философии, 1990, №4.2.Газман О.С.От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования. М., 1995.3.Философский энциклопедический словарь/Под ред. Л. Ф. Ильичёв и др. М., 1983. 4.Сухомлинский В.А.Избранные педагогические сочинения: Т.3. М., 1983. 5.Макаренко А.С.Лекции о воспитании детей [Электронный ресурс] URL:http://www.kommunarstvo.ru/index.html?/biblioteka/bibmaklek.html(дата обращения: 01.02.2013).
Gorshkova Elena,Postgraduate«MoscowCityPedagogicalUniversity»gd060275@mail.ruSpiritual and moral culture and the problem of its formation in the modern schoolAbstract. The essence and the content of the concepts «spirituality», «spirituallymoral education» areconsidered. The level of readiness of school teachers to build spirituallymoral culture of pupils is revealed.Keywords: Culture, Individual Culture, Professional Culture