Роль самостоятельной работы при изучении иностранного языка

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Середкина А. Ю., Ладыгина М. И. Роль самостоятельной работы при изучении иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1766–1770. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53356.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации самостоятельной работы обучающихся при изучении иностранного языка в школе. В статье рассмотрена специфика организации самостоятельной работы обучающихся, выявлены основные этапы организации самостоятельной работы, раскрыты главные недостатки при организации самостоятельной работы и пути их решения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ладыгина Мария Игоревнаучитель английского языка, МБОУ «СОШ №22», г. АнжероСудженск Кемеровской областиemail:marija858@mail.ru

Середкина Анастасия Юрьевнаучитель английского языка, МБОУ «Лицей №17», г. Березовский Кемеровской областиemail: hellolleh0102@gmail.com

Роль самостоятельной работы при изучениииностранногоязыка

Аннотация: Статья посвящена вопросам организации самостоятельной работы обучающихся при изучении иностранного языка в школе. В статье рассмотрена специфика организации самостоятельной работы обучающихся, выявлены основные этапы организации самостоятельной работы, раскрыты главные недостатки при организации самостоятельной работы и пути их решения.Ключевые понятия: самостоятельная работа, внеклассная работа, учебная деятельность, мотивация, индивидуальный характер обучения, уровень владения иностранным языком.

Понятие самостоятельной работы учащихся в современной дидактике обязательно соотносится с организующей ролью учителя. Под самостоятельной работой понимают разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, осуществляемой ими на классных и внеклассных занятиях или дома по заданиям без непосредственного участия учителя. Общепедагогическое определение внеклассной и внешкольной работы, согласно которому она представляет собой различные виды деятельности учащихся воспитательного и образовательного характера, организуемые и проводимые школой во внеурочное время, положено воснову рассмотрения самостоятельной деятельности учащихся [Шатилов: 1986]. И.А.Зимняя считает, что самостоятельная работа школьника –этоследствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное еерасширение,углубление и продолжение в свободное время[Зимняя, Ильинская: 1985]. Соответственно, организуемая и управляемая учителем учебная работа школьника должна выступать в качестве определенной присвоенной им программы его самостоятельной деятельности по овладению иностранным языком. Это означает для учителя четкое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у школьников как некоторой схемы освоения языка в ходе решения ими новых учебных задач. В данной трактовке самостоятельная работа учащихсяпредставляет более широкое понятие, чем домашняя работа. Самостоятельная работа может включать внеурочную, задаваемую учителем в той или иной форме работу школьника. Для самихучащихсясамостоятельная работа должна быть осознана каксвободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность. Она предполагает выполнение учащимисяцелого ряда входящих в неедействий: осознания цели своей деятельности, принятия учебной задачи, придания ей личностного смысла, подчинения выполнению этой задачи других интересов и форм занятости учащихся, самоорганизацию в распределении учебных действий во времени, самоконтроль в процессе выполнения и некоторые другие действия.И.А.Зимняя рассматривает специфику самостоятельной работы в точном, деятельностном смысле этого слова в сопоставлении с внеклассной работой и соотносит ееопределение с основными требованиями к организации внеклассной работы, сформулированными в методике обучения иностранному языку[Зимняя: 1970]. Первое требование сводится к тому, что внеклассная работа может только углублять, расширять и совершенствовать знания, умения и навыки учащихся, полученные ими на уроке, но не имеет основной целью сообщение новых знаний, умений и навыков владения языком. Вторым требованием является увлекательность самих форм, процесса и материала работы. Третье требование фиксирует необходимость межпредметных, междисциплинарных связей. Важным требованием является добровольность и активность школьников в этой работе.Если сформулировать понимание самостоятельной работы как высшего специфического вида учебной деятельности школьников, то можно выявить еесущественные особенности в сопоставлении с каждым из этих требований. Так, подлинно самостоятельная работа как самостоятельная учебная деятельность может возникнуть на основе «информационного вакуума». Он возникает тогда, когда у учащихсяформируется потребность узнать, освоить чтото новое, неизвестное, нужное, важное для себя, а средств удовлетворения такой потребности в учебном процессе нет. Методисты подчеркивают, что знания,полученные самостоятельно, путем преодоления посильных трудностей, усваиваются прочнее, чем полученные в готовом виде от учителя, ведь в ходе самостоятельной работы каждый учащийсянепосредственно соприкасается с усваиваемымматериалом, концентрирует на нем своевнимание, мобилизуя все резервы эмоционального, интеллектуального и волевого характера.Помимо того, что самостоятельная работа вызывает активность учащихся, она обладает ещеодним важным достоинством –носит индивидуальный характер.Каждый школьникиспользует источник информации в зависимости от своих собственных потребностей и возможностей. Это свойство самостоятельной работы придает ей гибкий адаптивный характер, что значительно повышает ответственность каждого учащегося и, как следствие, его успеваемость. В рациональном использовании самостоятельной работы, несомненно, кроются значительные резервы повышения уровня учебнопознавательной мотивации.Овладение иностранным языком связано с формированием у учащихся произносительных, лексических, грамматических, орфографических и других навыков, на основе которых развиваются и совершенствуются умения понимать речь на слух, говорить, читать и писать. Навыки же, как известно, вырабатываются только в ходе систематического выполнения определенных действий с учебным материалом, т.е. таких действий, которые позволяют многократно слушать, произносить, читать и писать на изучаемом языке.Можно утверждать, что ни один предмет школьного курса не требует такой постоянной, систематической работы учащихся, как иностранный язык, овладение которым требует не столько знаний, сколько умений[Рогова: 1991]. В методике принято выделять следующие уровни самостоятельной работы:воспроизводящий (копирующий);полутворческий;творческий.Воспроизводящий уровень очень важен при изучении иностранного языка, поскольку он лежит в основе других ееуровней, и он отвечаетза формирование произносительнолексикограмматической базы, за создание образцов в памяти учащегося.Полутворческий уровень заключает в себеперенос приобретенных знаний, навыков и умений на другие, но аналогичные ситуации, в частности, чтение слов, словосочетаний, предложений и текстов без образца, задаваемого диктором; не списывание с учебника, а разнообразные преобразования материала в письменной форме и, наконец, формирование высказываний в аналогичных ситуациях. Самостоятельная работа этого уровня требует от выполняющего еебольшей мыслительной активности и связана с такими операциями, как подстановка, расширение, трансформация.Творческий уровень связан с формированием навыков и умений осуществлять поиск при решении более сложных коммуникативных задач, как в устной речи, так и при чтении, например, действовать в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами и взятой на себя ролью, подготовить сообщение на определённую тему, прослушать сообщение и высказать свое отношение к его содержанию,прочесть рассказ, и ответить на проблемные вопросы в связи с содержательносмысловым планом текста, интерпретировать главную идею текста [Рогова: 1991]. Организация самостоятельной работына урокепроходит в четыре этапа:1.Подготовительный, на котором учитель рассказывает учащимся о цели их работы, раскрывает возможности ееболее успешного выполнения, предлагает каждому в случае необходимости обращаться к нему за консультацией, а также пользоваться дополнительной литературой. 2.Сам процесс самостоятельной работы учащихсяна уроке. Необходимо не просто занять ихумственным трудом и побудить их выполнить определенные требования, а обеспечить непременное развитие заинтересованности учащихсяв умственной деятельности, постепенный переход от работы воспроизводящего характерак более сложной, требующей применения умений и навыков пользования справочниками, словарями и, наконец, к самостоятельному творчеству, требующему проявления воображения.3.Итоговообобщающий: включение самостоятельной работы в классе в более или менее сложный вариант домашней работы.4.Заключительный: выбор учащимисятворческих заданий для системы самообразования[Пассов: 1977].Самостоятельная работа может осуществляться в различных организационных формах: индивидуально, в парах, в небольших группах и целым классом.Каждая из данныхформ призвана создавать и развивать в совокупности организационные, информационные, познавательные и коммуникативные умения учащихся, овладение которыми обеспечит продвижение учащихся в усвоении языка в единстве с развитием их методики. Выбор организационной формы и места ееприменения определяется характером материала, видом развиваемой деятельности, возрастными и психологическими особенностями учащихся и степенью оснащённости кабинета иностранного языка необходимыми ТСО. Анализ опыта самостоятельной внеурочной работы учащихся по иностранному языку на основе методической литературы и статей журнала «Иностранные языки в школе»показывают, что в организации самостоятельнойработы школьников имеются серьезные недостатки. Целесообразно назватьосновные из них.1.Во многих школах учащиеся не имеют необходимого минимума знаний и практических навыков по рациональной организации своего учебного труда, не владеют культурой и способами самостоятельного получения теоретических знаний и применения их при выполнении упражнений и заданий по учебнику.2.Школьники не знают психологических и физиологических особенностей запоминания и забывания, не имеют представления о том, в какой последовательности и в какое примерно время дня нужно готовить уроки, выполнять отдельные виды заданий. 3.Многие учителя не проявляют личной инициативы в разработке раздаточного дидактического материала, необходимого для индивидуализации и дифференциации обучения, не учат школьников работе со словарем, справочными материалами, содержащимися в учебнике, приемам самостоятельного раскрытия значения новых лексических единиц.4.Самостоятельная работа слабо обеспечена методически. 5.Припланировании самостоятельной работы учащихся учитель не всегда уясняет для себя, какую цель он ставит при этом, заинтересует ли такая форма работы школьников, посильно ли данное задание по сложности всем ученикам класса (группы), сколько времени потребуется на выполнение задания (в частности, домашнего), когда и как оно будет проверяться.6.Нередко на дом задается то, что учитель не успел сделать на уроке. В результате учащиеся не справляются с подобными заданиями. Обратный случай –задание для самостоятельной работы иногда повторяет классную работу и не вызывает интереса у учащихся ни по содержанию, ни по форме. Многие задания не связаны между собой или с материалом предыдущего урока.7.Задания для самостоятельной работы обычно даются в конце урока, передзвонком или после звонка без четкого объяснения.8.Учащиеся не представляют себе цели тех или иных заданий, не осознают практической значимости своей работы, не владеют приемами выполнения отдельных видов заданий с учетом их специфики.9.Проверка заданий осуществляется бегло, поверхностно. У многихучителей не налажен строгий учет проверки домашней работы[Рогова: 1980]. Ежедневная,систематическая работа учащихсяпо иностранному языку, направляемая учителем в плане ее содержания, формы, способов и приемов выполнения, в настоящее время становится настоятельной необходимостью, в противном случае усилия учащихся и учителей в равной мере будут тщетны, не дадут желаемых результатов.Необходимо отметить, что осуществление учащимисясамостоятельной работы как специфической формы учебной деятельности, играющей значительную роль в повышении уровня учебнопознавательной мотивации и уровня овладения иностранным языком, требует от учителя предварительного обучения их приемам, формам и содержанию этой работы. Это подчеркивает важность организующей и управляющей функций учителя и в то же время необходимость осознания обучающимисясебя в качестве подлинных субъектовучебной деятельности.

Литература1.Зимняя И. А. Индивидуальнопсихологические факторы и успешность научения речи на иностранном языке // ИЯШ. –1970. –№1. –С. 37462.Зимняя И. А.,ИльинскаяЕ. С. Психологический анализ урока иностранного языка // ИЯШ. –1985. –№4. –С. 25303.Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам. –М.: Просвещение, 1999. –216 с.4.Рогова Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. –М.: Просвещение, 1998. –287 с.5.Рогова Г. В.Некоторые предложенияпоорганизации самостоятельной работы учащихся// ИЯШ. –1980. –№5. –С. 25316.Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. –М.: Просвещение, 1986. –223 с.

Ladigina Maria IgorevnaThe teacher of the English language, MBGEI«Secondary General School№22», AnzheroSudzhenskemail:marija858@mail.ru

Seredkina Anastasia YuryevnaThe teacher of the English language, MBGEI«Lyceum№17», Beryozovskiemail: hellolleh0102@gmail.com

The role of selfguided pupils’ work while studying the foreign language

Annotation: The article is devoted to the problems of organization of selfguided pupils’ work at school.The article is about the specific character of selfguided pupils’ work, the main the stages of selfguided work’s organization, the main disadvantages of such kind of work and ways of solving them.Key terms: selfguided work, outofschool activities, school work, motivation, personal kind of education, level of foreign languageproficiency.