Основные сущностные характеристики понятия «коммуникативная деятельность»
Выпуск:
ART 53357
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Штефанова
Е.
С. Основные сущностные характеристики понятия «коммуникативная деятельность» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
1771–1775. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53357.htm.
Аннотация. Проанализированы разнообразные подходы к пониманию сущности понятий «общение», «коммуникация», «коммуникативная деятельность», «коммуникативные умения» в психолого-педагогическом и психолингвистическом аспектах. Разграничены понятия «общение» и «коммуникация». Выделены структурные компоненты коммуникативной деятельности.
Похожие статьи
Текст статьи
Штефанова Екатерина Сергеевна УчительдефектологМБОУ ЦДиК №9, г. КрасноярскEmail: e.s.ryzhkova@mail.ruОсновные сущностные характеристики понятия©коммуникативная деятельностьªАннотация. Проанализированы разнообразные подходы к пониманию сущности понятий ©общениеª, ©коммуникацияª, ©коммуникативная деятельностьª, ©коммуникативные уменияª в психологопедагогическом и психолингвистическом аспектах. Разграничены понятия ©общениеª и ©коммуникацияª. Выделены структурные компоненты коммуникативной деятельности. Ключевые слова: общение, коммуникация, коммуникативная деятельность, коммуникативные умения.Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметомизучения исследователей разнообразных отраслей научного знания: педагогов и психологов (Г.М.Андреева, Б. Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.К. Дьяченко, Е.В. Коротаева, А.Н.Леонтьев, М.И. Лисина, Л.Р. Мунирова, B.C. Мухина, А.Г. Рузская, Л.М.Шипицына, и др.),психолингвистов (И.Н.Горелов, В.А.Лабунская, А.А.Леонтьев, Б.Ф. Ломов, A.M. Шахнарович), философов и социологов (Л.П. Буева, И.С.Кон, Б.Д.Парыгин, и др.).Особый интерес к проблеме общения связан с тем, что общение является необходимым условием социализации и формирования любого человека, его жизни и его органической потребностью. Понятие ©общениеª в работах исследователей имеет разнообразные интерпретации.Так, например, по данным А.А. Леонтьева, в англоязычной литературе к середине 20ого века предлагалось более сотни определений понятия общения. Приведём некоторые из них.Н. И. Конюхов определяет общение как ©одну из универсальных форм активности личности, проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельностиª.Через категорию взаимопонимания, то есть совпадение, схожесть у людей взглядов на мир и ценностных ориентировок, понимание мотивов поведения друг друга понятие общение характеризуется в исследованиях Б.Д.Парыгина. М.И. Лисина предлагает следующее определение понятия ©общениеª: ©Общение это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результатаª[5]. А.А.Брудный отмечает, что общение это не только выражение отношений между людьми; общение является одновременно и деятельностью, и процессом.Таким образом, понятие общение рассматривается как производное от категории деятельности. Общение –это действительность человеческих взаимоотношений. Разнообразные формы общения введены в специфичные формы совместной деятельности: в процессе выполнения совместных действий, люди не просто общаются ради общения, они всегда общаются в определённой деятельности, ©по поводу неёª. Таким образом, собственно общение формирует единство индивидов, осуществляющих общую деятельность.Г.М. Андреева рассматривает общение не только, как сторону совместной деятельности (поскольку сама деятельность является не только трудом, но и общением в процессе труда), но и как её своеобразный вариант. Подобное понимание взаимоотношения общения и деятельности соответствует широкому пониманию самого общения как основного условия присвоения индивидом достижений исторического развития человечества, как на микроуровне (в непосредственном окружении), или на макроуровне (во всей системе социальных связей) [1].Похожие определения, свидетельствующиео взаимосвязи общения и взаимодействия, понимания общения, как особого рода деятельности, даются в трудах Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева, В. К. Дьяченко, М. С. Кагана, Е. В. Коротаевой, А.Н. Леонтьева, Л. Р. Мунирова, Р. С. Немова и др. Важнейшей характеристикой общения как деятельности, по мнению Б.Г.Ананьева, является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми.Такие исследователи, как В.В.Знаков, Б.Ю.Ломов, А.А. Реан рассматривают общение с другой позиции, полагая, что общение является не только средством, но и целью, оно охватывает особый класс отношений, а именно взаимоотношения субъект субъект(ы). Общение является специфичной и самостоятельной формой активности субъекта. Результатом общения является не изменённый предмет, материальный или духовный, а взаимоотношения с другим субъектом, с другими людьми. Авторы замечают, что общение является основной сферой проявления человеческих эмоций, необходимым условием формирования психологических свойств личности, ее сознания и самосознания.Б.Ю.Ломов особое внимание обращает на то, что между общением и деятельностью имеются качественные различия, в то же время подчёркивает, что эти категории неразрывно связаны. Таким образом, можно сделать вывод о единстве общения и деятельности. Темне менее, характер этой связи понимается поразному. В одних случаях деятельность и общение рассматривают не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального существования человека. В других случаях общение понимается как определённая сторона деятельности, то есть общение включается в любую деятельность человека, является её составной частью, вместе с тем сама деятельность является условием общения. Несмотря на вариативность в исходных теоретических взглядах авторов, каждая точка зрения не отрицает самого важного связи деятельности и общения, недопустимости их отрыва друг от друга. Общение имеет свою структуру и функции. Г.М. Андреева характеризуетструктуру общения, выделяя в ней три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова заключается в обмене информацией между общающимися субъектами.Интерактивная сторона включает в себя организацию взаимодействия между общающимися субъектами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.Перцептивная сторона общения включает в себя процесс восприятия и познания друг друга партнёрами пообщению и нахождения взаимопонимания друг с другом [1].Это мнение перекликается с точкой зрения Б.Д.Парыгина, который выделяет следующие функции общения: установление взаимопонимания, передача информации, экспрессия, психологическое воздействие.Определённые точки соприкосновения мы находим в исследованиях Ю. Н. Емельянова, И. А. Зимней, А. К. Марковой, Л. А. Петровской, Е. В. Сидоренко, А. В. Хуторского и др., в которых сущностные характеристики общения рассмотрены в контексте анализа коммуникативной компетентности. В ее структуре выделены следующие компоненты: когнитивный, связанный с процессом познания другого человека; эмоциональный, включающий эмоциональную отзывчивость и способность к сопереживанию; поведенческий, отражающий способность к сотрудничеству, совместной деятельности. В социальной психологиивыделяют шесть функций общения как процесса взаимодействия между людьми: коммуникативную, информационную, когнитивную, эмотивную, конативную и креативную [8]. Коммуникативная функция реализует "взаимосвязь людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия". Информационная функция предполагает осуществление общения с помощью коммуникативной функции: приема и передачи информации от человека к человеку. В зависимости от цели их условно можно подразделить на осведомительную, регуляторную и эмоциональную. Когнитивные функции предназначаются для понимания знаний сквозь представления, мышление и т.д. Когнитивные функции тесно связаны с эмотивными, которые проявляются в переживании человеком своих отношений с людьми. Эмотивные функции определяют эмоциональный фон в отношениях между людьми. [8]К креативным функциям относятся: подражание, эмоциональное заражение, внушение, убеждение, которые реализуют связь с партнером. [7]Такимобразом, при рассмотрении функций общения, всеми авторами подчеркивается его коммуникативная направленность. Также многие исследователи (А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский, Б.Ф. Ломов,Н.Н. Обозов) в структуре общениявыделяют эмоциональноповеденческий компонент. О важности эмоций в процессе общения, их взаимосвязи свидетельствует то, что аффективность является неотъемлемой частью любых взаимоотношений людей.Взаимосвязьобщения и эмоций подчёркивается в многочисленных исследованиях ученых, таких как Б.Г. Ананьев, М.Р. Битянова., А.А. Бодалев, Л.А. Венгер, В.К.Вилюнас, Л.Н. Галигузова, Я.Л. Коломинский, П.Д. Котырло, М.И.Лисина, В.И. Мясищев, Р.В. Овчарова, Т.А. Репина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, М.Ю. Стожарова и др. [4].Эмоции выполняют важную роль в общении, так как с одной стороны являются регуляторами деятельности, с другой стороны подчиняются ей самой и ее мотивам. Также эмоции могут выступать одним из мотивов общения.Развитие эмоциональной сферы влияет на развитиекоммуникативных умений индивида.Таким образом, очевидна взаимосвязь эмоций с общением. В последние время наряду с понятием ©общениеª исследователи употребляют другое –©коммуникативная деятельностьª или ©коммуникацияª.Многие авторы не разграничивают понятия ©общениеª и ©коммуникацияª. М.И.Лисина[5], рассматривает их как близкие по значению, но не идентичные: ©Общение –это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результатаª. Коммуникация же –явление более узкое, направленное на обмен информацией. Таким образом, интерпретируя общение как особый вид деятельности, М.И.Лисина рассматривает термины ©общениеª и ©коммуникативная деятельностьª как синонимы. Л.С.Волкова и С.Н.Шаховская используют следующее определение: ©Коммуникативная функция речи –функция общенияª. В.И. Селиверстов определяет коммуникацию, как функцию общения заключающуюся ©в передаче некоторого ©интеллектуального, логического содержанияª.Таким образом, понятие ©коммуникацияª не разграничивается с понятием ©общениеª, а лишь уточняется. В настоящее время идея единства общения и коммуникации является общепризнанной точкой зрения, вместе с тем характер этой связи понимается учеными неодинаково. Общение –понятие более широкое, коммуникация является лишь одной из сторон общения, которая имеет свою специфику. Социологический аспект понимания коммуникации выявляет специфику средств связи любых объектов материального и духовного мира, поэтому данное понятие часто употребляется применительно к многообразным средствам массовой передачи информации (средства массовой коммуникации) [7].Е.И.Исенина определяет коммуникацию как ©использование слов и невербальных средств для общения и выражения мыслиª [4]. А.В.Ястребова и А.К.Марковав структуре коммуникации выделяют информационный и регулятивный аспект, так как обмен информацией в процессе общения предполагает и воздействие на партнера. Таким образом, человеческая коммуникация не сводится только к процессу передачи информации, т.к.информация не только передаётся, но и формируется, уточняется, развивается.Как всякая деятельность, коммуникативная имеет свои структурные компоненты, которые тесно взаимосвязаны между собой на каждом этапе ее развития. Структурными компонентами коммуникации являются: побудительномотивационная часть (потребности, мотивы, цели), предмет деятельности, продукт или результат деятельности и средства ее осуществления (действия и операции). Для общения нужно наличие говорящего (коммуникатора) и слушающего (коммуниканта), представление о ситуации, обладание средствами передачи информации. Поэтому предметом общения является другой человек. Передача различной информации возможна лишь посредством знаковых систем, или средств общения. Существуют различные подходык классификациям средства общения.Например М,И,Лисина [5] выделяет три основные категории средств общения: экспрессивномимические, к ним относятся: улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации; предметнодейственные: локомоторные и предметные движения, позы; речевые: высказывания, вопросы, ответы, реплики.Общепризнано деление средств общения на вербальные и невербальные. Вербальная коммуникация употребляет в качестве знаковой системы человеческую речь, а именно систему фонетических знаков. При помощи речи происходит кодирование и декодирование информации. В зависимости от направленности речевого сообщения в речевой деятельности выделяют импрессивную речь, целью которой является прием, декодирование информации, и экспрессивную речь, направленную на выдачу, и кодирование сообщения. Речь включена в систему деятельности, а включение это неизбежно дополняется использованием иных –неречевых –знаковых систем, которые составляют средства невербальной коммуникации. По мнению Б.Ф. Ломова, Е.Н. Панова, Н.Г. Салмина, Ю.С. Степанова и др. к невербальным средствам относится самостоятельная знаковая система, которая существует параллельно с языковой и имеет в распоряжении собственный план выражения и содержанияª. А.А. Леонтьев отмечает: ©В сущности, речевая деятельность есть частный случай знаковой деятельности, как язык есть одна из знаковых системª.Знаковая, символическая функция лежит в основе оперирования знаками. Суть данной функции состоит в способности находить для объекта определённый образ, а для этого образа знак, двигательный или изобразительный. Невербальные средства общения выполняют следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнёров по коммуникативному процессу. И.Н.Горелов [3] выделяет такие значения невербальных компонентов сообщения как: указание, описание, побуждение, вопрос, утверждение, отрицание, согласие, одобрение, сложные (вопрос –недоумение), символические (угроза).В.А.Лабунская предлагает следующую схему знаковых систем, используемых в невербальной коммуникации:1) оптико –кинетическая;2) параи экстралингвистическая;3) организация пространства и времени коммуникативного процесса;4) визуальный контакт.Анализируя невербальные средства общения Е.И.Исенина, рассматривает средства протоязыка, ©первичного дословесного языкаª и вводит понятия вокознака, мимиознака, физиознака (физического объекта, который является частью знаковой ситуации) и кинезнака (жесты или взгляды) [4]. М.И.Лисина [5] к невербальным средствам относит экспрессивномимические и предметнодейственные. Системы невербальной коммуникации представляют большую значимость и имеют вспомогательную (порой и самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Невербальная коммуникация реализовывается в процессе речевого общения параллельно с вербальной и обеспечивают обмен информацией, который нужен людям для организации коллективной деятельности.И.Н. Горелов, Г.В. Колшанский, В.П. Морозова и др. говорят о том, что невербальная коммуникация является важнейшим, наряду с вербальной, средством общения и взаимопонимания людей. Жесты, мимика, позы несут очень существенную информацию о собеседнике, увеличивая семантическое значение слов или ослабляя его.Вместе с тем, возможности невербальной коммуникации ограничены, поскольку используемые в ней знаки несут обобщённый характер, имеют множественные значения, их грамматическое значение зависит от контекста, отсутствуют словоформы. А.П.Беликов, А.В. Блинова, Е.М. Верещагин, В.Г Костомаров, К.Ф. Седов и др. говорят о том, что игнорирование невербальных средств общения делает речь не эмоциональной, ломает её логический ход, а иногда делает бессмысленной. Таким образом, полноценная коммуникация не может реализовываться без невербальных средств общения, которые являются базовыми для языковых средств образованиями. Одним из структурных компонентов коммуникативной деятельности Лисина М.И. выделяет коммуникативные мотивы –это то, ради чего предпринимается общение. Мотивы общения должны воплощаться, или по терминологии А.Н. Леонтьева, “опредмечиваться”, в тех качествах самого человека и других людей, ради познания и оценки которых данный индивид вступает во взаимодействие с кемто из окружающих. Продуктом общения являются образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения [5].По мнению А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек, помимо коммуникативных средств, должен обладать целым рядом умений: уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, планировать речь, выбирать содержание акта общения, подбирать адекватные средства для передачи этого содержания, уметь обеспечить обратную связь. В работах Г.М. Андреевой, Л,Г. Буевой, И.С. Кона и других авторов подчеркивается, что с раннего возраста формируются коммуникативные качества человека, а именно: потребность в общении, активность, возможности установления межличностных отношений [1].Особое место отводится проблемам общения и коммуникации в психолингвистике.Существует достаточно большое количество функциональных моделейречепорождения. Наиболее популярными моделями порождения речи являются стохастические или вероятные модели, модели непосредственно составляющих, модели на основе трансформационной грамматики и когнитивные модели.Модель на основе трансформационной грамматики была предложена Н.Хомским. В данной модели выдвигается предположение о существование глубинных и поверхностных синтаксических структур. Глубинные синтаксические структуры отражают общие схемы формулирования мысли, число таких синтаксических структур относительно невелико, на их основе создаются поверхностные синтаксические структуры, разнообразные для разных языков [7].Схожие положения прослеживаются в когнитивных моделях У.Кинча, И.Шлезингера, а именно идея существования доречевых когнитивных структур пропозиционного характера (имя –предикат).Л.С.Выготским были выдвинуты этапы, ©фазыª речепорождения. Эта идея получила дальнейшее развитие в целом ряде моделей порождения речи (Т.В.Ахутина, Н.И.Жинкина, И.А.Зимняя, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия, И.П.Павлова, С.Л.Рубинштейн, И.М.Сеченова, Т.Н.Ушакова, Л.В.Щерба) [6].А.Р.Лурия выделил шесть основных этапов пути от мысли к речи: мотив и общий замысел, внутренняя речь, глубинные синтаксические структуры, поверхностные синтаксические структуры, внешняя речь.А.А. Леонтьев в своей теории порождения речи не только основывается на идеях Л.С.Выготского, но и учитывает разработанную А.Н.Леонтьевым концепцию деятельности. Автор выделяет следующие этапы порождения речи: мотив –мысль (речевая интенция) –внутреннее программирование –грамматическое конструирование и лексическое развёртывание (линейный и нелинейный этапы) –моторная реализация –внешняя речь. В русле этой теории различают целый ряд моделей порождения речи (Т.В.Ахутиной, В.Л.Деглина, И.А.Зимней, Л.В.Сахарного, Т.В.Черниговской). Т.В.Ахутина [2], основываясь на теории А.А.Леонтьева конкретизировала основные этапы пути от мысли к слову, предложенные А.Р. Лурией. Автор выделяет 6 этапов порождения речи: мотив; мысленный образ прошедшенастоящего и потребного будущего; смысловая программа, в которой происходит выбор смыслов во внутренней речи; уровень семантической структуры предложения; поверхностный уровень лексикограмматической структуры предложения; уровень моторной программы синтагмы.Таким образом, ряд авторов (Т.В.Ахутина, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия) простраивают теории и модели речепорождения на основе деятельностного подхода, и рассматривают восприятие речи также как активный процесс, через соотнесение механизма понимания с механизмом продуцирования речи. Ряд авторов (И.А. Зимняя, Т.Н. Ушакова и др.), рассматривающие процессы речепорождение и восприятие речи не изолированно друг от друга, а во взаимодействии в процессе коммуникации.Общим для всех перечисленных психолингвистических моделей является выделение доречевых этапов речепорождения.Анализ литературных данных даёт основание сделать следующие выводы:1. Общение –это многогранный, сложный процесс, который является неотъемлемой частью человеческого бытия, сложнейшим феноменом социума. Несмотря на вариативность взглядов различных авторов на характер связи деятельности и общения, каждая точка зрения подтверждает взаимосвязь этих двух процессов и недопустимости их отрыва друг от друга. 2. При рассмотрении функции общения, всеми авторами подчеркивается его коммуникативная направленность. В настоящее время общепринятой точкой зрения является идея единства общения и коммуникации. При этом подчёркивается специфика коммуникативной деятельности. Большинство исследователей понимают коммуникацию как одну из сторон деятельности общения, направленную на обмен информацией.3. В структуре коммуникативной деятельности выделяют следующие компоненты: предмет, потребность, мотив, действия, задачи, средства и продукты общения. Из очевидной взаимосвязи эмоций с общениемвытекает целесообразность выделения эмоционально поведенческого компонента в структуре коммуникативной деятельности. 4. При рассмотрении средств общения, недопустимо игнорирование невербальных средств коммуникации, так как они детерменируют развитие речи и являются компенсаторными в условиях её отсутствия или недоразвития. 5. Для осуществления успешной коммуникации необходима сформированность не только вербальных и невербальныхсредств, но и коммуникативных умений, то есть умений свободно и адекватно использовать имеющиеся средства коммуникации в меняющихся условиях естественного живого общения.
Ссылки на источники:1.Андреева Г.М. Социальная психология. Учеб.длявысш. учеб. заведений / Г. М. Андреева. –М. : Аспект Пресс, 2006. –363 с. 2.Ахутина Т.В. Порождение речи: Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т. В. Ахутина. М. :Изд–во МГПУ, 1989. –215 с. 3.Горелов И. Н. Безмолвной мысли знак : Рассказы о невербальной коммуникации / И. Н. Горелов, В. Ф. Енгалычев. –М. : Молодая гвардия, 1991. –238 с.4.Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей /Е.И. Исенина. —Саратов: Издво СГУ, 1986. 163 с.5.Лисина М,П, Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г.Рузской,
МоскваВоронеж, 2001. 383с.6.Лямина И. П. Начальные этапы формирования общения у детей с общим недоразвитием речи :Дисс. … канд. пед. наук. –М. , 2006. –207 с.7.Мамаева А. В.Формирование первоначальных коммуникативных умений у детей 79летнего возраста с церебральным параличом в процессе логопедического воздействия :Дисс. …канд.пед.наук.Екатеренбург, 2008. –228 с.8.Федосеева Е. Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи :Дисс. … канд. пед. наук. –М. , 1999. –191 с.
Ekaterina Sergeevna ŠtefanováTeacherdefectologist MBOU TsDiK № 9, KrasnoyarskThe basic characteristics of concept©Communicative activityªAbstract. Various approaches to understanding of essence of concepts "dialogue", "communications", ©communicative activityª, ©communicative abilitiesª in psihologopedagogical and psycholinguistic aspects are analysed. Concepts "dialogue" and "communications" are different. Structural components of communicative activity are allocated. Keywords: dialogue, communications, communicative activity, communicative abilities.
Ссылки на источники:1.Андреева Г.М. Социальная психология. Учеб.длявысш. учеб. заведений / Г. М. Андреева. –М. : Аспект Пресс, 2006. –363 с. 2.Ахутина Т.В. Порождение речи: Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т. В. Ахутина. М. :Изд–во МГПУ, 1989. –215 с. 3.Горелов И. Н. Безмолвной мысли знак : Рассказы о невербальной коммуникации / И. Н. Горелов, В. Ф. Енгалычев. –М. : Молодая гвардия, 1991. –238 с.4.Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей /Е.И. Исенина. —Саратов: Издво СГУ, 1986. 163 с.5.Лисина М,П, Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г.Рузской,
МоскваВоронеж, 2001. 383с.6.Лямина И. П. Начальные этапы формирования общения у детей с общим недоразвитием речи :Дисс. … канд. пед. наук. –М. , 2006. –207 с.7.Мамаева А. В.Формирование первоначальных коммуникативных умений у детей 79летнего возраста с церебральным параличом в процессе логопедического воздействия :Дисс. …канд.пед.наук.Екатеренбург, 2008. –228 с.8.Федосеева Е. Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи :Дисс. … канд. пед. наук. –М. , 1999. –191 с.
Ekaterina Sergeevna ŠtefanováTeacherdefectologist MBOU TsDiK № 9, KrasnoyarskThe basic characteristics of concept©Communicative activityªAbstract. Various approaches to understanding of essence of concepts "dialogue", "communications", ©communicative activityª, ©communicative abilitiesª in psihologopedagogical and psycholinguistic aspects are analysed. Concepts "dialogue" and "communications" are different. Structural components of communicative activity are allocated. Keywords: dialogue, communications, communicative activity, communicative abilities.