К вопросу о развитии воспитательного потенциала семей младших школьников
Выпуск:
ART 53374
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Малышева
Е.
М. К вопросу о развитии воспитательного потенциала семей младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
1856–1860. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53374.htm.
Аннотация. В данной статье описана проблема развития воспитательного потенциала семей младших школьников. Семья является главной ячейкой общества, в которой формируются чувства, ценности, мировоззрения детей. Поэтому развитие воспитательного потенциала является актуальной проблемой.
Текст статьи
Малышева Елена Михайловна
Студентка, Ишимский государственный институт им. П.П. Ершова, г. Ишимemail: lenamalysheva@list.ruК вопросу о развитиивоспитательного потенциала семей младших школьниковАннотацияВ данной статье описана проблема развития воспитательного потенциала семей младших школьников. Семья является главной ячейкой общества, в которой формируются чувства, ценности, мировоззрения детей. Поэтому развитие воспитательного потенциала является актуальной проблемой.Ключевые слова: семья, потенциал, воспитательный потенциал, диагностика.Семья является главной ячейкой общество. Родители –это первые люди, которые дают детям представления о мире, о том,что хорошо, а что плохо. В неблагополучных семьяхэта линия у детей очень размыта, так как родители не уделяют должного воспитания детям и не дают правильных представлений о моральных нормах, традициях общества. В благополучных семьях ситуация иная. Таким образом, каждая семья обладает большим или меньшим воспитательным потенциалом. Так как проблема воспитательного потенциала не достаточно изложена в литературе, однозначного определения нет,каждый ученый вкладывает свой смысл. Так, Кучмаева О.В. под "воспитательным потенциалом семьи" понимает реальную, фактическую способность к воспитанию детей с учетом конкретных социальных ограничений, сбалансированности материальных и нематериальных ресурсов семьи [1].По мнению В.Г.Максимова, понятие «воспитательный потенциал семьи» раскрывается через содержание его основных компонентов[2]. Важнейшим таким компонентом являются внутрисемейные отношения, которые выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Уникальной характеристикой внутрисемейных отношений является близость, представляющая исключительную воспитательную ценность. Для оценки внутрисемейных отношений психологи предлагают такую характеристику, как психологическая коммуникабельность семьи, включающая следующие виды внутрисемейных отношений: интеллектуальные, эмоциональные и волевые. Другим наиболее значимым компонентом воспитательного потенциала семьи является нравственная направленность семьи, которая характеризуется уровнем соблюдения и выполнения в семье нравственных норм и принципов поведения. Этот параметр предполагает определение объективного содержания семейной жизни и целей, которые семья ставит, мотивов, побуждающих ее членов к деятельности, их интересов и идеалов, взглядов и убеждений. Еще одним компонентом воспитательного потенциала семьи является педагогическая культура родителей. С.Н.Токарева включает в понятие «педагогическая культура» педагогическую подготовленность родителей, их зрелость как воспитателей, которая проявляется в процессе семейного и общественного воспитания и дает положительныерезультаты[3]. По мнению А.В.Мудрика, в содержание понятия «воспитательный потенциал семьи» необходимо включить такие факторы, как социальноэкономический, техникогигиенический и демографический[4]. Социальноэкономический факторопределяется имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе.Техникогигиенический факторозначает, что воспитательный потенциал семьи зависит от места и условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни семьи.Демографический факторпоказывает, что структура и состав семьи диктуют свои особенности воспитания детей.Итак, каждая семья обладает свойственным только ей воспитательным потенциалом, который определяется сочетанием различных факторов, определяющих жизнедеятельность семьи. Совокупность факторов, под воздействием которых идет формирование, развитие и реализация воспитательного потенциала семьи, можно разделить на две группы: 1) внешние, имеющие макросоциальный характер; 2) внутрисемейные, связанные с общекультурным и образовательным уровнем семьи. Кроме того, можно учесть социальнодемографические показатели (состав семьи, стадия жизненного цикла семьи и др.), а также социальноэкономические условия (уровень жизни, занятость,); распространенность социальных аномалий в обществе; образ жизни; образовательный потенциал; характер взаимоотношений в семье; бюджет времени.Проблеме изучения воспитательного потенциала семьи уделяют внимание такие психологи и педагоги, как: Ю.П.Азаров, А.И.Антонов, Е.П.Арнаутова, Т.В.Воликова, И.В.Гребенников, В.Н.Дружинин, В.П.Дуброва, В.И.Загвязинский, С.А.Козлова, Т.А.Куликова, А.Н.Леонтьев, В.Г.Максимов, и многие другие.Е. П. Арнаутова в учебном пособии «Основы сотрудничества педагога с семьей» дает развернутую характеристику современной семьи и понятие о ее воспитательном потенциале, рассматривает современные подходы к изучению воспитательного потенциала семьи [5]. Т. В. Воликова в пособии «Учитель и семья» раскрывает функции семьи в обществе, психологопедагогические основы успешного воспитания детей, дает конкретные рекомендации по изучению воспитательного потенциала семьи [6]. В.П.Дуброва в учебном пособии «Теоретикометодические основы взаимодействия с семьей» раскрывает основы психологопедагогической диагностики семьи, методику педагогического просвещения и формы сотрудничества с родителями младшего школьника [7]. В.Г.Максимов в учебном пособии «Педагогическая диагностика в школе» дает понятие о воспитательном потенциале семьи школьника, характеризует методы диагностики воспитательного потенциала семьи школьника [2]. Изучение педагогической литературы, состояния работы по данному вопросу в начальной школе выявило противоречие: между необходимостью всестороннего изучения воспитательного потенциала семей учащихся, с одной стороны, и существующей практикой работы школы, т.к. именно учителя начальных классов способны оказать наибольшее влияние на развитие воспитательного потенциала семей младших школьников, используя совокупность адекватных методов диагностики, учитывая результаты диагностики припостроении позитивного взаимодействия с членами семей и осуществлении психолого –педагогического просвещения родителей, с другой.Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: возможно ли развить воспитательный потенциал семей младших школьников во взаимодействии педагогов и родителей.Все вышеизложенное определило выбор темы работы: «Развитие воспитательного потенциала семей младших школьников».Цель исследования: опытно –экспериментальным путем доказать что,используя методы активного социально –психологического обучения можно развить воспитательный потенциал семей.Объект исследования:процесс развития воспитательного потенциала семей младших школьников.Предмет исследования:факторы и способы развития воспитательного потенциала семьи.Изучив и проанализировав литературу по данной теме, нами была выдвинута следующая гипотеза: развитие воспитательного потенциала семьи будет возможным при выполнении следующих условии: диагностика, использование методов активного социально –психологического обучения и индивидуальные формы работы с родителями.Для решения поставленной проблемы и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи: 1.Выявить степень проработанности проблемы развития воспитательного потенциала в педагогической теории и практики.2.Определить уровень воспитательного потенциала в семьях младших школьников.3.Разработать программу по развитию уровня воспитательного потенциала семей и опытно –экспериментальным путем проверить ее эффективность.Методологической основой
исследования явились теоретические положения по изучению воспитательного потенциала семьи следующих авторов: Е.П.Арнаутовой, В.П.Дубровой, В.Г.Максимова, М.П.Осиповой, А.Г.Харчева и других. Научная новизна: конкретизировано понятие воспитательного потенциала семьи.Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности педагогов –психологов, а также педагогов начального образования.Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс теоретических и практических методов исследования: теоретический анализ психологопедагогической литературы, диагностические методы, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, методы математической статистики.Исследование проводилось в три этапа:на констатирующем этапе была проведена диагностика воспитательного потенциала семей контрольной и экспериментальной групп;на формирующем этапе с семьями экспериментальной группы была реализована программа развития воспитательного потенциала, представленаяразличными формами работы: тренинг, родительское собрание,просветительскоемероприятие, лекция, беседа. на контрольном этапе было проведено повторное диагностическое обследование семей контрольной и экспериментальной групп с целью проверки эффективности проведенной работы.С учетом цели исследования были определены три критерия оценки уровня развития воспитательного потенциала семьи: социальное благополучие семьи, внутрисемейные отношения, педагогическая культура родителей. На основании данных критериев были выделены три уровня развития воспитательного потенциала семьи:1) высокий уровень: семья относится к разряду благополучных; в семье наблюдается полная согласованность внутрисемейных отношений, наличие взаимопонимания между членами семьи; родители правильно понимают цели и задачи воспитания в семье, осознают ответственность за воспитание детей перед обществом, систематически занимаются воспитанием, осуществлением контроля за поведением детей, создают в семье необходимые условия для успешного воспитания; родители имеют хорошую подготовку по вопросам педагогики и психологии, активно занимаются самообразованием, повышением уровня имеющихся знаний, правильно и осознанно применяют соответствующие методы и приемы воспитания ребенка в семье, согласуют свои воспитательные воздействия с требованиями школы, прислушиваются ко всем советам учителя и стараются реализовать их на практике;2) средний уровень: социальное благополучие семьи в пределах допустимой нормы; видимых конфликтов во внутрисемейных отношениях не наблюдается, однако проявляются отдельные случаи отсутствия взаимопонимания между членами семьи; цели и задачи семейного воспитания чаще ставятся не в соответствии с требованиями педагогической науки, а вытекают из представлений данной семьи, родители стараются ответственно относиться к воспитанию детей в семье, однако в силу занятости, недостаточной педагогической грамотности или ряда причин внутрисемейного характера допускают отдельные ошибки в воспитании ребенка; знания родителей по педагогике и психологии имеют отрывочный характер, занятия педагогического всеобуча в основном посещают, но часто не придают должного значения полученным на них знаниям, самообразованием не занимаются, не всегда умело применяют теоретические знания на практике, педагогические методы чаще всего используют интуитивно, согласованность семьи и школы только в отдельных случаях, часто с доверием относятся к школе, но сами активного участия в воспитательных делах класса не принимают; 3) низкий уровень: семья относится к разряду неблагополучных; внутрисемейные отношения носят дезорганизованный, конфликтный, а в ряде случаев и аморальный характер; родители или один из них оказывают отрицательное влияние на формирование личности ребенка; в семье отсутствуют цели и задач семейного воспитания, родители недостаточно ответственно, а в ряде случаев безответственно относятся к воспитанию своих детей, не проявляют должных требований к ним, плохо контролируют учебу и поведение, не прививают положительных привычек; родители имеют низкий уровень психологопедагогических знаний, от посещения занятий педагогического всеобуча уклоняются, посещая их только после неоднократных приглашений учителя и родительского актива, не умеют целенаправленно использовать педагогические средства и методы воспитания детей, не поддерживают контактов со школой или поддерживают их только под нажимом учителя, к советам учителя либо проявляют равнодушие, либо сопротивляются требованиям школы, в воспитательной работе класса не участвуют. На констатирующем этапе мы провели диагностику уровня воспитательного потенциала семей младших школьников контрольной и экспериментальной групп, на основе разработанных нами критериев, используя для этого специально подобранный пакет методик (матрица определения общественного показателя социального благополучия семьи как института воспитания (Е.П. Арнаутова), опросник «Эмоциональный комфорт» (В.Г. Максимов), анкета для учителей «Педагогическая культура родителей» (В.Г. Максимов), тест «Стиль воспитания в семье» (М.П. Осипова).Результаты представлены в Таблице 1.Таблица 1Результаты выявления уровня воспитательного потенциала контрольной и экспериментальной группы (констатирующий этап)Уровни воспитательного потенциала семьиКонтрольная группа
(1 «б» класс)Экспериментальная группа (1 «в» класс)Количество%Количество%Высокий 850850Средний850637Низкий0
213На формирующем этапе нами была реализована программа по развитию уровня воспитательного потенциала семей.Программа включает в себя следующие компоненты: Профилактическое мероприятие в форме информационного стендадля родителей первоклассников «Для Вас, родители!», в котором были приведены правила правильного отношения к детям; «Ребенок родителю», где от лица ребенка были оформлены обращения родителям; а так же «Родителям первоклассника» маленькие памятки –советы родителям, конспект беседыс матерямидетей из неблагополучных семей, лекция «О родительском авторитете», родительское собрание «Родительская любовь и воспитание» и социальнопсихологический тренинг.Далее мыпровели повторную диагностику, с помощью которой была проверена результативность реализованной программы.Результаты представлены в Таблице 2.Таблица 2Результаты выявления уровня воспитательного потенциала контрольной и экспериментальной группы (контрольный этап)Уровни воспитательного потенциала семьиКонтрольная группа
(1 «б» класс)Экспериментальная группа (1 «в» класс)Количество%Количество%Высокий 8501169Средний850531Низкий0000По итогам реализации программы по развитию уровня воспитательного потенциала семей выявили, что в 3 (19%) семьях уровень воспитательного потенциала повысился до высокого, а в 2 (13%) –до среднего.Таким образом, можно сделать вывод о том, что на основе проделанной экспериментальной работы выдвигаемаяранее гипотеза подтвердилась.Для развития воспитательного потенциала семьи были использованы следующие условия: диагностика, использование методов активного социально –психологического обучения и индивидуальные формы работы с родителями.Ссылки на источники1.Кучмаева О.ВДемографические характеристики развития современной семьи / Кучмаева О.В., Коновалова О.В., Синельникова А.В. // Семья в России. –2002. №3. –с. 3033.2.Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе /В.Г.Максимов. –М.: Академия, 2002. –272 с.3.Токарева, С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания / С.Н.Токарева. –М.: Просвещение, 1989. –374 с. 4.Мудрик, А.В. Роль социального окружения в формировании личности/А.В.Мудрик. –М.: Просвещение, 1989. –314 с.
5.Арнаутова, Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей/Е.П.Арнаутова. –М.: Педагогика, 1994. –312 с.6.Воликова, Т.В. Учитель и семья /Т.В.Воликова. –М.: Просвещение, 1980. –111 с. 7.Дуброва, В.П. Теоретикометодические основы взаимодействия с семьей /В.П.Дуброва. –Минск, 1997. –346 с.
Malysheva Elena MikhailovnaStudent, ФГБОУ of Ishim state Institute of them. P.P. Ershov, Ishimemail: lenamalysheva@list.ruTo the question about the development of educational potential of the families of Junior schoolchildrenAnnotationThe article describes the problems of development of the up bringing potential in families of juniors. Family is the main unit of the society, that develops feelings, values, views of children. That’s why the up –bringing potential is an actual problem. Key words: family, potential, the educational potential, diagnostics.
Студентка, Ишимский государственный институт им. П.П. Ершова, г. Ишимemail: lenamalysheva@list.ruК вопросу о развитиивоспитательного потенциала семей младших школьниковАннотацияВ данной статье описана проблема развития воспитательного потенциала семей младших школьников. Семья является главной ячейкой общества, в которой формируются чувства, ценности, мировоззрения детей. Поэтому развитие воспитательного потенциала является актуальной проблемой.Ключевые слова: семья, потенциал, воспитательный потенциал, диагностика.Семья является главной ячейкой общество. Родители –это первые люди, которые дают детям представления о мире, о том,что хорошо, а что плохо. В неблагополучных семьяхэта линия у детей очень размыта, так как родители не уделяют должного воспитания детям и не дают правильных представлений о моральных нормах, традициях общества. В благополучных семьях ситуация иная. Таким образом, каждая семья обладает большим или меньшим воспитательным потенциалом. Так как проблема воспитательного потенциала не достаточно изложена в литературе, однозначного определения нет,каждый ученый вкладывает свой смысл. Так, Кучмаева О.В. под "воспитательным потенциалом семьи" понимает реальную, фактическую способность к воспитанию детей с учетом конкретных социальных ограничений, сбалансированности материальных и нематериальных ресурсов семьи [1].По мнению В.Г.Максимова, понятие «воспитательный потенциал семьи» раскрывается через содержание его основных компонентов[2]. Важнейшим таким компонентом являются внутрисемейные отношения, которые выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Уникальной характеристикой внутрисемейных отношений является близость, представляющая исключительную воспитательную ценность. Для оценки внутрисемейных отношений психологи предлагают такую характеристику, как психологическая коммуникабельность семьи, включающая следующие виды внутрисемейных отношений: интеллектуальные, эмоциональные и волевые. Другим наиболее значимым компонентом воспитательного потенциала семьи является нравственная направленность семьи, которая характеризуется уровнем соблюдения и выполнения в семье нравственных норм и принципов поведения. Этот параметр предполагает определение объективного содержания семейной жизни и целей, которые семья ставит, мотивов, побуждающих ее членов к деятельности, их интересов и идеалов, взглядов и убеждений. Еще одним компонентом воспитательного потенциала семьи является педагогическая культура родителей. С.Н.Токарева включает в понятие «педагогическая культура» педагогическую подготовленность родителей, их зрелость как воспитателей, которая проявляется в процессе семейного и общественного воспитания и дает положительныерезультаты[3]. По мнению А.В.Мудрика, в содержание понятия «воспитательный потенциал семьи» необходимо включить такие факторы, как социальноэкономический, техникогигиенический и демографический[4]. Социальноэкономический факторопределяется имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе.Техникогигиенический факторозначает, что воспитательный потенциал семьи зависит от места и условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни семьи.Демографический факторпоказывает, что структура и состав семьи диктуют свои особенности воспитания детей.Итак, каждая семья обладает свойственным только ей воспитательным потенциалом, который определяется сочетанием различных факторов, определяющих жизнедеятельность семьи. Совокупность факторов, под воздействием которых идет формирование, развитие и реализация воспитательного потенциала семьи, можно разделить на две группы: 1) внешние, имеющие макросоциальный характер; 2) внутрисемейные, связанные с общекультурным и образовательным уровнем семьи. Кроме того, можно учесть социальнодемографические показатели (состав семьи, стадия жизненного цикла семьи и др.), а также социальноэкономические условия (уровень жизни, занятость,); распространенность социальных аномалий в обществе; образ жизни; образовательный потенциал; характер взаимоотношений в семье; бюджет времени.Проблеме изучения воспитательного потенциала семьи уделяют внимание такие психологи и педагоги, как: Ю.П.Азаров, А.И.Антонов, Е.П.Арнаутова, Т.В.Воликова, И.В.Гребенников, В.Н.Дружинин, В.П.Дуброва, В.И.Загвязинский, С.А.Козлова, Т.А.Куликова, А.Н.Леонтьев, В.Г.Максимов, и многие другие.Е. П. Арнаутова в учебном пособии «Основы сотрудничества педагога с семьей» дает развернутую характеристику современной семьи и понятие о ее воспитательном потенциале, рассматривает современные подходы к изучению воспитательного потенциала семьи [5]. Т. В. Воликова в пособии «Учитель и семья» раскрывает функции семьи в обществе, психологопедагогические основы успешного воспитания детей, дает конкретные рекомендации по изучению воспитательного потенциала семьи [6]. В.П.Дуброва в учебном пособии «Теоретикометодические основы взаимодействия с семьей» раскрывает основы психологопедагогической диагностики семьи, методику педагогического просвещения и формы сотрудничества с родителями младшего школьника [7]. В.Г.Максимов в учебном пособии «Педагогическая диагностика в школе» дает понятие о воспитательном потенциале семьи школьника, характеризует методы диагностики воспитательного потенциала семьи школьника [2]. Изучение педагогической литературы, состояния работы по данному вопросу в начальной школе выявило противоречие: между необходимостью всестороннего изучения воспитательного потенциала семей учащихся, с одной стороны, и существующей практикой работы школы, т.к. именно учителя начальных классов способны оказать наибольшее влияние на развитие воспитательного потенциала семей младших школьников, используя совокупность адекватных методов диагностики, учитывая результаты диагностики припостроении позитивного взаимодействия с членами семей и осуществлении психолого –педагогического просвещения родителей, с другой.Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: возможно ли развить воспитательный потенциал семей младших школьников во взаимодействии педагогов и родителей.Все вышеизложенное определило выбор темы работы: «Развитие воспитательного потенциала семей младших школьников».Цель исследования: опытно –экспериментальным путем доказать что,используя методы активного социально –психологического обучения можно развить воспитательный потенциал семей.Объект исследования:процесс развития воспитательного потенциала семей младших школьников.Предмет исследования:факторы и способы развития воспитательного потенциала семьи.Изучив и проанализировав литературу по данной теме, нами была выдвинута следующая гипотеза: развитие воспитательного потенциала семьи будет возможным при выполнении следующих условии: диагностика, использование методов активного социально –психологического обучения и индивидуальные формы работы с родителями.Для решения поставленной проблемы и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи: 1.Выявить степень проработанности проблемы развития воспитательного потенциала в педагогической теории и практики.2.Определить уровень воспитательного потенциала в семьях младших школьников.3.Разработать программу по развитию уровня воспитательного потенциала семей и опытно –экспериментальным путем проверить ее эффективность.Методологической основой
исследования явились теоретические положения по изучению воспитательного потенциала семьи следующих авторов: Е.П.Арнаутовой, В.П.Дубровой, В.Г.Максимова, М.П.Осиповой, А.Г.Харчева и других. Научная новизна: конкретизировано понятие воспитательного потенциала семьи.Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности педагогов –психологов, а также педагогов начального образования.Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс теоретических и практических методов исследования: теоретический анализ психологопедагогической литературы, диагностические методы, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, методы математической статистики.Исследование проводилось в три этапа:на констатирующем этапе была проведена диагностика воспитательного потенциала семей контрольной и экспериментальной групп;на формирующем этапе с семьями экспериментальной группы была реализована программа развития воспитательного потенциала, представленаяразличными формами работы: тренинг, родительское собрание,просветительскоемероприятие, лекция, беседа. на контрольном этапе было проведено повторное диагностическое обследование семей контрольной и экспериментальной групп с целью проверки эффективности проведенной работы.С учетом цели исследования были определены три критерия оценки уровня развития воспитательного потенциала семьи: социальное благополучие семьи, внутрисемейные отношения, педагогическая культура родителей. На основании данных критериев были выделены три уровня развития воспитательного потенциала семьи:1) высокий уровень: семья относится к разряду благополучных; в семье наблюдается полная согласованность внутрисемейных отношений, наличие взаимопонимания между членами семьи; родители правильно понимают цели и задачи воспитания в семье, осознают ответственность за воспитание детей перед обществом, систематически занимаются воспитанием, осуществлением контроля за поведением детей, создают в семье необходимые условия для успешного воспитания; родители имеют хорошую подготовку по вопросам педагогики и психологии, активно занимаются самообразованием, повышением уровня имеющихся знаний, правильно и осознанно применяют соответствующие методы и приемы воспитания ребенка в семье, согласуют свои воспитательные воздействия с требованиями школы, прислушиваются ко всем советам учителя и стараются реализовать их на практике;2) средний уровень: социальное благополучие семьи в пределах допустимой нормы; видимых конфликтов во внутрисемейных отношениях не наблюдается, однако проявляются отдельные случаи отсутствия взаимопонимания между членами семьи; цели и задачи семейного воспитания чаще ставятся не в соответствии с требованиями педагогической науки, а вытекают из представлений данной семьи, родители стараются ответственно относиться к воспитанию детей в семье, однако в силу занятости, недостаточной педагогической грамотности или ряда причин внутрисемейного характера допускают отдельные ошибки в воспитании ребенка; знания родителей по педагогике и психологии имеют отрывочный характер, занятия педагогического всеобуча в основном посещают, но часто не придают должного значения полученным на них знаниям, самообразованием не занимаются, не всегда умело применяют теоретические знания на практике, педагогические методы чаще всего используют интуитивно, согласованность семьи и школы только в отдельных случаях, часто с доверием относятся к школе, но сами активного участия в воспитательных делах класса не принимают; 3) низкий уровень: семья относится к разряду неблагополучных; внутрисемейные отношения носят дезорганизованный, конфликтный, а в ряде случаев и аморальный характер; родители или один из них оказывают отрицательное влияние на формирование личности ребенка; в семье отсутствуют цели и задач семейного воспитания, родители недостаточно ответственно, а в ряде случаев безответственно относятся к воспитанию своих детей, не проявляют должных требований к ним, плохо контролируют учебу и поведение, не прививают положительных привычек; родители имеют низкий уровень психологопедагогических знаний, от посещения занятий педагогического всеобуча уклоняются, посещая их только после неоднократных приглашений учителя и родительского актива, не умеют целенаправленно использовать педагогические средства и методы воспитания детей, не поддерживают контактов со школой или поддерживают их только под нажимом учителя, к советам учителя либо проявляют равнодушие, либо сопротивляются требованиям школы, в воспитательной работе класса не участвуют. На констатирующем этапе мы провели диагностику уровня воспитательного потенциала семей младших школьников контрольной и экспериментальной групп, на основе разработанных нами критериев, используя для этого специально подобранный пакет методик (матрица определения общественного показателя социального благополучия семьи как института воспитания (Е.П. Арнаутова), опросник «Эмоциональный комфорт» (В.Г. Максимов), анкета для учителей «Педагогическая культура родителей» (В.Г. Максимов), тест «Стиль воспитания в семье» (М.П. Осипова).Результаты представлены в Таблице 1.Таблица 1Результаты выявления уровня воспитательного потенциала контрольной и экспериментальной группы (констатирующий этап)Уровни воспитательного потенциала семьиКонтрольная группа
(1 «б» класс)Экспериментальная группа (1 «в» класс)Количество%Количество%Высокий 850850Средний850637Низкий0
213На формирующем этапе нами была реализована программа по развитию уровня воспитательного потенциала семей.Программа включает в себя следующие компоненты: Профилактическое мероприятие в форме информационного стендадля родителей первоклассников «Для Вас, родители!», в котором были приведены правила правильного отношения к детям; «Ребенок родителю», где от лица ребенка были оформлены обращения родителям; а так же «Родителям первоклассника» маленькие памятки –советы родителям, конспект беседыс матерямидетей из неблагополучных семей, лекция «О родительском авторитете», родительское собрание «Родительская любовь и воспитание» и социальнопсихологический тренинг.Далее мыпровели повторную диагностику, с помощью которой была проверена результативность реализованной программы.Результаты представлены в Таблице 2.Таблица 2Результаты выявления уровня воспитательного потенциала контрольной и экспериментальной группы (контрольный этап)Уровни воспитательного потенциала семьиКонтрольная группа
(1 «б» класс)Экспериментальная группа (1 «в» класс)Количество%Количество%Высокий 8501169Средний850531Низкий0000По итогам реализации программы по развитию уровня воспитательного потенциала семей выявили, что в 3 (19%) семьях уровень воспитательного потенциала повысился до высокого, а в 2 (13%) –до среднего.Таким образом, можно сделать вывод о том, что на основе проделанной экспериментальной работы выдвигаемаяранее гипотеза подтвердилась.Для развития воспитательного потенциала семьи были использованы следующие условия: диагностика, использование методов активного социально –психологического обучения и индивидуальные формы работы с родителями.Ссылки на источники1.Кучмаева О.ВДемографические характеристики развития современной семьи / Кучмаева О.В., Коновалова О.В., Синельникова А.В. // Семья в России. –2002. №3. –с. 3033.2.Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе /В.Г.Максимов. –М.: Академия, 2002. –272 с.3.Токарева, С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания / С.Н.Токарева. –М.: Просвещение, 1989. –374 с. 4.Мудрик, А.В. Роль социального окружения в формировании личности/А.В.Мудрик. –М.: Просвещение, 1989. –314 с.
5.Арнаутова, Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей/Е.П.Арнаутова. –М.: Педагогика, 1994. –312 с.6.Воликова, Т.В. Учитель и семья /Т.В.Воликова. –М.: Просвещение, 1980. –111 с. 7.Дуброва, В.П. Теоретикометодические основы взаимодействия с семьей /В.П.Дуброва. –Минск, 1997. –346 с.
Malysheva Elena MikhailovnaStudent, ФГБОУ of Ishim state Institute of them. P.P. Ershov, Ishimemail: lenamalysheva@list.ruTo the question about the development of educational potential of the families of Junior schoolchildrenAnnotationThe article describes the problems of development of the up bringing potential in families of juniors. Family is the main unit of the society, that develops feelings, values, views of children. That’s why the up –bringing potential is an actual problem. Key words: family, potential, the educational potential, diagnostics.