Психология монетарности студентов: введение в проблематику

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Юсупова М. М., Батурина О. С. Психология монетарности студентов: введение в проблематику // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1866–1870. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53376.htm.
Аннотация. В статье рассматривается понятийный аппарат проблемы исследования психологии монетарности студентов. Монетарность включает, с одной стороны, экономическое значение, с другой стороны, психологическое содержание, представляя собой систему монетарных ценностей и норм поведения, монетарные социальные установки, стереотипы и предрассудки, мифы, суеверия и т.д. Понятийный аппарат исследования монетарности студентов позволит реализовать следующие задачи: определить содержание монетарности как психологического явления и выделить ее сущностные характеристики; установить и описать компоненты монетарности; рассмотреть и проанализировать факторы монетарности; изучить психологические особенности монетарности студентов; выявить связи монетарности студентов с жизненными стратегиями «работа» и «семья»; определить половые и возрастные (уровень образования) различия в проявлении монетарности, различия между студентами разной професиональной направленностью.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Юсупова Миляуша Мавледиановнастудентка 4 курса, БФ БашГУ, г.Бирскms.usyp@mail.ruБатурина Оксана Сергеевнакандидат психологических наук, доцент кафедры психологииБФ БашГУ, г.Бирск Bosbeer@mail.ru

Психология монетарности студентов: введение в проблематику

Аннотация:в статье рассматриваетсяпонятийный аппарат проблемы исследования психологии монетарности студентов. Монетарность включает, с однойстороны, экономическое значение, с другой стороны, психологическое содержание, представляя собой систему монетарных ценностей и норм поведения, монетарные социальные установки, стереотипы и предрассудки, мифы, суеверия и т.д.Понятийный аппарат исследования монетарности студентов позволит реализовать следующие задачи: определить содержание монетарности как психологического явления и выделить ее сущностные характеристики; установить и описать компоненты монетарности; рассмотреть и проанализировать факторы монетарности; изучить психологические особенности монетарности студентов;выявить связи монетарности студентов с жизненными стратегиями ©работаª и ©семьяª;определить половые и возрастные (уровень образования) различия в проявлении монетарности, различия между студентами разной професиональной направленностью.

Ключевые слова:деньги,монетарность, монетарное отношениеличности,монетарные отношения,монетарное поведение, монетарные ценности, монетарная потребность, монетарная удовлетворенность.

В обыденном сознании людей деньги ассоциируются с высшими материальными ценностями, создаются образы ©богатыхª и ©бедныхª. Стереотип ©богатыхª связан с символами счастья и здоровья. Спомощьюденегмогут удовлетворяться как материальные, так социальные и духовные потребности и мотивы. Отношение к деньгам является важным компонентом экономического сознания групп и конкретныхлюдей. Выполняя основную экономическую функцию, деньги выступают значимым фактором социальных и межкультурных взаимоотношений и детерминантом монетарности каждой личности. Монетарность, включающая,с одной стороны, экономическое значение, с другой стороны, психологическое содержание, представляет собой систему монетарных ценностей и норм поведения, монетарные социальные установки, стереотипы и предрассудки, мифы, суеверия и т.д. В социальном взаимодействии монетарность определяется психосоциальными нормами и социальными ценностями, которые являются для каждой социальной группы, культуры своеобразными и трансформирующимися с течением времени. Факторами монетарности выступают особенности социализации и достижение личностной зрелости, индивидуальные, возрастные и гендерные особенности личности, ценностные ориентации, профессиональное самосознание, семейные установки и др. Монетарность может проявлять в различных формах, порицаемых или одобряемых обществом: бережливость, скупость, благотворительность, транжирство, накопительство, монетарная зависимость, кредитоспособность, ©добываниеª и ©одалживаниеª денег.Монетарность в современном мире в силу переплетения с такими социальными явлениями как ©добро и злоª, ©сила и беспомощностьª, ©любовьи властьª, носит противоречивый характер, проявляющийся в отношении к деньгам, их использовании, удовлетворении материальных потребности и др. Неоднозначность, противоречивость явления монетарности мы можем пронаблюдать и в жизни студенческой молодежи, которая, с одной стороны, испытывает негативные эмоции и переживания при недостатке денег, неудовлетворенность низким уровнем материального благополучия, депрессии и стресс вследствие затраты времени на ситуацию безденежья и др., с другой стороны, является результатом труда, обеспечивает состояние удовлетворенности и ощущения ©жизнь в достаткеª, позволяет совершать покупки, путешествовать.Монетарность становится важным фактором формирования представленияи готовности создания и ведения своей будущей семьи. Молодые люди чаще решают вступать в брак после получения профессионального образования, выработки и реализации карьерной стратегии, достижения среднего или высокого материального статуса. Материальные разногласия в студенческой семье могут стать источником супружеских конфликтов и доходить до разводов. Финансовая зависимость супругов может стать и барьером на пути юридического развода, если даже на уровне межличностных отношений произошел разрыв. У студенческой молодежи монетарность связывается с реальным состоянием материального положения в период обучения в вузе, с наличием или отсутствием материальной поддержки со стороны родителей, с образом будущей заработной платы выбранной профессии, материальными затратами при трудоустройстве и создании семьи и др.Теоретический анализ проблемы позволил выявить, что в настоящее время в социальнопсихологической литературе недостаточное внимание уделено проблеме монетарности студентов. В данной статье предлагается к рассмотрению понятийного аппарата проблемы исследования психологии монетарности студентов.Цель нашего исследованиязаключается в изучении психологических особенностей монетарности студентов.Объектом исследованиявыступаетпсихологиямонетарности студентов.Предметом исследованияслужатпсихологические особенности монетарности студентов и ее взаимосвязь с половой и профессиональной принадлежностью, с жизненными стратегиями ©работаª и ©семьяª.Мы выдвинули ряд предположений, заключающихся в следующем:1) монетарность ‬это целостная система отношений личности, в которую входят индивидуальное отношение к деньгам как объекту действительности, монетарные представления и установки, позиция человека относительно денег, оценкаденег и монетарные ценности, обращение с деньгами и взаимодействия с другими людьми поповоду денег,нормы социального поведения, устанавливаемые на основе денежного оборота.2) существует связьмонетарности с жизненными стратегиями ©работаª и ©семьяª;3) имеются половые и возрастные (уровень образования) различия в проявлении монетарности,различия между студентами разной професиональной направленностью.Теоретикометодологической основой исследованияпсихологии монетарности студентов являются: психология отношений (М.Ю.Кондратьев, В.Н.Мясищев, В.С.Мерлин, А.В.Петровский и др.); исследования в области экономической психологии зарубежных авторов (Дж.Акерлоф, Р.Крэнтон,A.Furnham,S.Gesell, T.B.CРоieszи др.) и отечественных авторов (И.В.Андреева, О.С.Дейнека, К.Демина, А.Л.Журавлев, П.А.Муравьева, В.П.Позняков, В.В.Спасенников идр.); изучение различных сторон монетарности личности зарубежными исследователями (Гольдберг, В.Льюис,Подуска, Дж.Ф.Энджели др.) и отечественными исследователями (И.В.Андреева, Г.Э.Белицкая, В.И.Верховин, Е.ИГорбачева, О.С.Дейнека,Е.Г.Ефремов, А.Л.Журавлев,А.А.Капустин, А.Б.Купрейченко, Е.Н. Лазарев, В.П.Позняков, М.Ю.Семенови др.).В нашем исследовании планируется использовать следующие методы исследования:общенаучные методы познания (анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация,выявление причинноследственных связей); методы эмпирического исследования (анкетирование, тестирование, методы математической статистики, качественный анализ результатов). В настоящее время нами подобран основнойдиагностический комплекс, включающий:1. Методики исследования монетарности студентов: методика ©Завершение предложенияª (авторский вариант М.Ю. Семенова); методика ©Ретроспективная анкетамонетарных установокª (авторский вариант М.Ю. Семенова); шкала денежной удовлетворенности; (М.Ю. Семенов); методика ©Уровень соотношения ©ценностиª и ©доступностиªЕ.Б. Фанталовой.2. Методики для изучения жизненных стратегий студентов: анкета ©Жизненные стратегииª; методика ©Диагностика привлекательности трудаª (В.М.Снетков); анкета ©Жизненные стратегииª;Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре (А.Н.Волкова).Предполагается проводить исследование среди студентовБирского филиала ФГБОУ ©Башкирский государственный университетª и охватить такие факультеты, как социальногуманитарный, технологического и художественного образования, физической культуры.Организация исследования планируется осуществить в три этапа:1.Первый этап (подготовительный): изучение психологической литературы по проблеме монетарности студентов, определение темы исследования, обобщение полученных результатов теоретического исследования, разработка программы исследования.2.Второй этап (исследовательский): подбор психодиагностического материала для исследования монетарности студентов, проведение эмпирического исследования по изучаемой проблеме.3.Третий этап (заключительный): обобщение полученных результатов эмпирического исследования, проверка выдвинутой гипотезы исследования, формулирование выводов, разработка психологопедагогических рекомендаций для студентов.Научная новизна исследования заключается в следующем:1. Дано определение монетарности, под которым нами понимается целостная система отношений личности, в которую входят индивидуальное отношение к деньгам как объекту действительности, монетарные представления и установки, позиция человека относительно денег, оценкаденег и монетарные ценности, обращение с деньгами и взаимодействия с другими людьми по поводу денег, нормы социального поведения, устанавливаемые на основе денежного оборота.2. Выявлена взаимосвязь монетарности с жизненными стратегиями ©работаª и ©семьяª. 3. Определены половые и возрастные (уровень образования) различия в проявлении монетарности, различия между студентами разной професиональной направленностью.Исследование психологии монетарности студентов представляет теоретическую и практическую значимость.Полученныерезультаты позволят внести вклад в развитие отраслей (экономическая психология, психология труда, профориенталогия, семейная психология, психология студенчества, психология образования) и могут стать предпосылкой становления нового направления исследований и раздела психологии ©Психология монетарностиª. Выявленные особенностимонетарности студентов могут статьосновой для планирования, коррекции и прогнозирования отношения студентов к деньгам на разных этапах профессиональной подготовки, проведении психологопедагогический мероприятий по формированию социальных отношений в высшем профессиональномобразовании,учитываться в социализациистуденческой молодежи, в процессе адаптации и вхождениявыпускников вузовв профессиональную деятельность, в формировании готовности к браку и ведению семьи.Обобщенные данные по монетарности студентов выступать теоретической основой при разработке новых психодидактических формобучения, использовать в индивидуальном психологическом консультировании студентов.Таким образом, нами представлен понятийный аппарат проблемы исследования психологии монетарности студентов, который позволит реализовать следующие задачи: определить содержание монетарности как психологического явления и выделить ее сущностные характеристики; установить и описать компоненты монетарности; рассмотреть и проанализировать факторы монетарности; изучить психологические особенности монетарности студентов;выявить связи монетарности студентов с жизненными стратегиями ©работаª и ©семьяª;определить половые и возрастные (уровень образования) различия в проявлении монетарности, различия между студентами разной професиональной направленностью.

Ссылки на источники:

1.

Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для вузов.М.: Аспект Пресс, 1998.492 с.2.Белицкая Г.Э. Особенности отношения к деньгам: деньги как предмет личностного осмысления // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3го Всероссийского съезда психологов 2528 июня 2003 года: В 8 т.СПб.: Издво С.Петерб. унта, 2003.Т. 1.С. 120125.3.Горбачева Е.И., Купрейченко А.Б. Отношение личности к деньгам: нравственные противоречия в оценках и ассоциациях // Психол. журн. 2006. Т. 27. №4. С .2637.4.Дейнека О.С. Экономическая психология: учеб. Пособие СПб: Издво СПетерб. унта, 2000.160 с.5.Ефремов Е.Г., Семенов, М.Ю. Материальная удовлетворенность // Омский научный вестник. 2003. Вып.23.№ 2. С. 207210.6.Журавлев А.Л. Нравственнопсихологическая регуляция экономической активности/ Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б.М.: Издво ©Институт психологии РАНª, 2003.436 с.7.Капустин А.А. Отношение различных социальных групп к деньгам: На основе комплексного социальнопсихологического исследования: Автореф. дис. канд. психол. наук.Ярославль: Ярослав. гос. унт им. П. Г. Демидова, 2001.25 с.8.Позняков В.П. Экономическая психология как отрасль психологической науки // Проблемы экономической психологии.М.: Издво ©Инт психологииРАНª, 2004.Т. 1.С. 2757.9.Семенов М.Ю. Особенности отношения к деньгам людей с разным уровнем личностной зрелости: дис. … канд. филос. наук. Ярославль, 2004 178 c.10.Хьелл Л. Теории личности: основные положения, исследование и применение/ Л.Хьелл, Д.Зиглер СПб.: Питер, 1997. 606 с.11.Энджел Дж. Поведение потребителей/ Дж.Энджел, Р.Д.Блэкуэлл , П.У.Миниард.СПб: Питер Ком, 2000.759 с.12.Poduska B. Money, marriage, and maslow`s hierarchy of needs / B.Poduska //American Behavioral Scientist.1992.Vol. 35.Issue 6.P. 756770.13.http://www.economit.ru(дата обращения: 1.04.12)

Yusupova Milyausha Mavledianovnastudent 4 courses, BF BASHGU, Birskms.usyp@mail.ru Baturina Oksana Sergeycandidate of psychological sciences, associate professor of department of psychology of BF BASHGU, BirskBosbeer@mail.ru

Psychology монетарностиstudents: introduction to the topic

Annotation:the article discusses the conceptual apparatus of the monetary aspects of the research of psychology students. Monetary includes, on the one hand, the economic importance, on the other hand, the psychological content, introducing a system of monetary system of values and norms of behavior, monetary attitudes, stereotypes and prejudices, myths, superstitions, etc. Conceptual apparatus of monetary studies students will realize the following objectives: to determine the content of monetary as a psychological phenomenon, and identify its essential characteristics, to establish and describe the components of the monetary, review and analyze the monetary factors, explore psychological characteristics of monetary students, identify students with regard to monetary life strategies "work" and "family", determine the sex and age (level of education), the differences in the manifestation of monetary, differences between students of different professinal orientation.

Keywords: money, monetary, monetary relationship between the individual, the monetary relations, monetary behavior of the monetary value, the monetary demand, monetary satisfaction.