Инклюзивное обучение в школе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Степаненко Н. А. Инклюзивное обучение в школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2121–2125. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53427.htm.
Аннотация. В данной статье раскрывается понятие «инклюзивное образование», принципы инклюзивного образования, дистанционное обучение. Как ребенок может получать образование, не находясь в классе. Каковы принципы дистанционного обучения. Ка-кой урок можно считать дистанционным и условия для проведения дистанционного урока. Вашему вниманию предлагается инновационный проект поддержки детей с ограниченными возможностями через блог учителя и сайт лицея, подготовленный учащимися 7 «В» класса МКОУ Кантемировский лицей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Степаненко Наталья Александровна

учитель английского языка МКОУ Кантемировский лицей п. Кантемировка Воронежской области

stepanenko61178@yandex.ru

Инклюзивное обучении в школе

В данной статье раскрывается понятие «инклюзивное образование», принципы инклюзивного образования, дистанционное обучение. Как ребенок может получать образование, не находясь в классе. Каковы принципы дистанционного обучения. Какой урок можно считать дистанционным и условия для проведения дистанционного урока.Вашему вниманию предлагается инновационный проект поддержки детей с ограниченными возможностями через блог учителя и сайт лицея, подготовленный учащимися 7 «В» класса МКОУ Кантемировский лицей.

Инклюзив, инклюзивное образование, принципы, дистанционное обучение, дистанционный урок, инновационный проект учащихся.

Список использованной литературы и нормативноправовых актов:1. Декларация о правах инвалидов (утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447(XXX) от 9 декабря 1975 г.)// Текст Резолюции размещен на сервере ООН в Internet (http://www.un.org).2. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последними изменениями от 31 декабря 2005 г.)//Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. N 48, ст. 4563; от 2 января 2006 г. N 1 ст. 10.3. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2005г. N832 "О федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2006 2010годы"//Собрание законодательства Российской Федерации от 9 января 2006 г. N 2 ст. 199.4. Постановление Правительства РФ от 3 октября 2002 г. N 732 "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2003 2006 годы"// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 октября 2002 г. N 41 ст. 3984.5. Концепция совершенствования медикосоциальной и психологической реабилитации детейинвалидов и инвалидов с детства (утв. приказомМинздрава РФ от 25 ноября 2003г. N567)//Справочноинформационная правовая база «Гарант», 4 ноября, 2006 г.6. Письмо Управления специального образования Минобразования РФ от 28 февраля 2003 г. N 27/26436 "Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения"// Вестник Образования России, апрель 2003 г., N 7.7. Создание научнометодической и нормативной базы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья с применением информационных и коммуникационных технологий. Под ред.: Л.Е.Курнешовой. М., 2006.

Stepanenko Natalia

Teacher of English Kantemirovsky Lyceum of Kantemirovka Voronegh region

Inclusive education in school(Education of disabled pupils in school)In this article you can find information of the concept of "inclusive education", theprinciples of inclusive education, distance learning. How a child can get an education without being in the classroom. What are the principles of distance education. What lesson can be considered remote and facilities for remote lesson. We offer an innovative project to support children with disabilities through the blog and web site of the Lyceum’s teacher which prepared by students of 7 form of Kantemirovsky Lyceum.

Inclisive, Inclusive education, principles of inclusive education, distance education and principles, distance lesson, innovate project of pupils of secondary school.

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ).Правовую основу организации дистанционного обучения детейинвалидов, нуждающихся в обучении на дому, составляют, прежде всего, Закон Российской Федерации от 10 июля 1992г. N32661 "Об образовании", Федеральный закон от 24 ноября 1995г. N181ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005г. N137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий". На основании статьи 18 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" детяминвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, с согласия их родителей должны быть созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государстваучастники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека. Инклюзивное (франц. inclusif –включающий в себя, от лат. include –заключаю, включаю) или включенное образование –термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаетособые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование –процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование –это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется детям, которые по медицинским показаниям не могут обучаться непосредственно в образовательном учреждении. Задачей индивидуального обучения на дому является освоение учащимися образовательных программ в рамках государственного образовательного стандарта. Нормативная база индивидуального обучения на дому определяет общие положения организации процесса обучения, права и обязанности участников образовательного процесса.

Каковы принципы инклюзивного образования?Восемь принципов инклюзивного образования: 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; 2. Каждый человек способен чувствовать и думать; 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; 4. Все люди нуждаются друг в друге; 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Проблема образования детей с ограниченными возможностями имеет статус национальногоприоритета. Поэтому для еѐ реализации необходимо воспользоваться социальноинновационными технологиями и практическими навыками, используя отечественный и зарубежный опыт. Это позволит раскрыть необходимый обществу индивидуальный потенциал каждого человека. Безусловно, стартовым условием для интеграции инвалидов в общество является создание партнерства власти, бизнеса, гражданского общества и, безусловно, образования. Поскольку у людей с ограниченными возможностями расширяются другие каналы восприятия мира, обостряются другие чувства, необходимо предоставить им возможность общаться на уровне современного общества, задействовать их интеллектуальный потенциал, чтобы развивать участие инвалидов в нашей жизни. Эффективным средством организации образования детейинвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения и нуждаются в обучении на дому, является развитие дистанционной формы их обучения с использованием современных информационнокоммуникационных технологий. Дистанционное обучение –комплекс образовательных услуг, предоставляемых детяминвалидам с помощью специализированной информационнообразовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, вебкамера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения. Дистанционное обучение детей –инвалидов рекомендуется осуществлять индивидуально. Необходимым условием организации дистанционного обучения является активное включение в деятельность родителей обучающихся. Эта особенность, как правило, реализуется через согласование с родителями индивидуального образовательного маршрута и единой программы воспитания, обучение родителей информационнокоммуникативным технологиям. Со стороны родителей или лиц их заменяющих необходима заинтересованность к урокам в дистанционном режиме. На начальном периоде обучения, при освоении работы на компьютере нужно помогать ребѐнку выполнять учебные действия,осваивать умения и навыки работы в электронной оболочке. Данная технология может быть использована и при обучении школьников, временно не посещающих учебное заведение по медицинским показаниям. В таком случае можно рекомендовать следующие направления организации дистанционного обучения: Свободный темп работы, неограниченный временными рамками; Удобное для учащегося место занятий, домашняя обстановка; Модульность обучения, где каждый отдельный курс создаѐт целостное представление об определѐнной области знаний; Личностноориентированный подход в обучении; Разнообразие педагогических технологий, использование различных методов, форм и средств взаимодействия в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения знаний, умений и навыков. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных наразвитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении. По данным Министерства образования и науки РФ, модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов Федерации: Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Воронежской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях. Создаются центры дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.С 2013 года МКОУ Кантемировский лицей является экспериментальной площадкой дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями и взрослого населения. В связи с этим педагогический коллектив стал проводить дистанционные уроки, семинары, конференции для взрослого и детского населения района. Но со следующего учебного года, такие виды педагогической деятельности будут проводится и для населения других районов и областей.

При проведении дистанционных уроков на каждого ученика составляется индивидуальное календарнотематическое планирование. Дистанционный урок проводится по заранее составленному расписанию.

Что такое дистанционный урок?1. Дистанционный урок может быть начат при условиях: учитель находится в дистанционной оболочке, а именно вклассе, по материалам которого планируется проведение урока учитель использует возможность для оперативной связи с учеником (чат, скайп, обмен внутренними сообщениями, телефон) учитель посылает текстовое сообщение в начале урока в обмен сообщениями Администратору дистанционных занятий по форме: имя ученика, урок (Например: «Ученик Федоров Дима, английский язык») 2. Учитель инициирует контакт с ребенком в начале урока, объявляет задачи урока и план его проведения, приглашает ребенка к общению в программах для онлайн взаимодействия, момент завершения урока также обозначается учителем. 3. В течение всего урока, независимо от выбранной формы его проведения, учитель находится в классе и доступен в программе для оперативного онлайн взаимодействия (чате, скайпе или др.)

4. При отсутствии ученика в дистанционной оболочке учитель старается выяснить причины его отсутствия (индивидуальный форум ребенка, телефонный звонок ребенку, завучу) и сообщает о несостоявшемся уроке завучу.

Инновационный проект в школе.В 20122013 учебного году школьниками 7 «В» класса был разработан проект поддержки детей с ограниченными возможностями через блог учителя и сайт лицея «Общение без границ».На современном этапе реабилитация людей с ограниченными возможностями все больше и больше становится делом государственной политики. Число инвалидов трудоспособного возраста и детейинвалидов постоянно увеличивается1. Подавляющее большинство детей с ограниченными возможностями воспитываются в семье, 1/3 находятся в специализированных и интернатных детских учреждениях2.

Одна из основных задач, которая стоят перед государством и обществом в целом в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности заключается в создании надлежащих условий и оказании помощи в их социальной адаптации и реабилитации. Дети с ограниченными возможностями –одна из категорий детей, не всегда имеющая возможность интегрироваться в общеобразовательную среду. Для них система дополнительного образования имеет особое значение, являясь основной, а иногда и единственно возможной моделью включения в среду нормально развивающихся сверстников.

Понашему глубокому убеждению, именно поэтому актуальной в настоящее время является разработка новых концепций, программ, систем и моделей реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.В представляемом проекте предлагается разработка одной из таких моделей –

«Общение без границ» через блог учителя и сайт лицея.Цель: организация дистанционного центра для детей через общение на странице лицея и блог учителя (руководителя проекта).Мы хотим создать открытое образовательное пространство равных возможностей для учащихся лицея и детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.Гипотезы: мы предположили, что 1) предлагаемый нами проект является оптимальным средством социальнопсихологического механизма, который позволяет осуществить успешное включение детейинвалидов с ограниченными возможностями в среду здоровых сверстников. 2) разработанные нами направления деятельности будут скорректированы в процессе взаимодействия с помощниками проекта, которые будут помогать в реализации данного проекта, по предпочтениям и интересам детейинвалидов, а также с учетом предложений учащихся лицея и других школ района или области.Задачи:Разработать структуру (по направлениям деятельности).Определить круг помощников проекта и установить связи с ними.Создать инициативную группу из учащихся класса и лицея.Разработать простую анкету для детей инвалидов с ограниченными возможностями и их родителей с целью определения предпочтений и интересов потенциальных участников проекта. 1Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2005г. N832 "О федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2006 2010годы"//Собрание законодательства Российской Федерации от 9 января 2006 г. N 2 ст. 199; 2Концепция совершенствования медикосоциальной и психологической реабилитации детейинвалидов и инвалидов с детства (утв. приказомМинздрава РФ от 25 ноября 2003г. N567)//Справочноинформационная правовая база «Гарант», 4 ноября, 2006 г.Определить участников проекта –детей с ограниченными возможностями (по результатам проведенного анкетирования).Провести корректировку направлений деятельности в соответствии:

с выявленными предпочтениями детейинвалидов и их родителей; пожеланиями помощников.7. Для реализации проекта разработать Положение для поддержки и реабилитации детейинвалидов с ограниченными возможностями.

8. Реализовать модель на практике. Для выполнения этих задач потребуется осуществить комплекс мероприятий по следующим взаимосвязанным направлениям:

активизация работы инициативной группы гимназии;

расширение круга помощников и направлений взаимосвязи с ними;

внедрение современных технологий вовлечения инвалидов в общество;разработка дистанционной схемы работы по направлениям реализации проекта;технологическая разработка и организация: центр «Общение без границ» будет функционировать в виртуальном пространстве как блог или социальная сеть. Уникальность нашего Центра заключается в том, что:

с одной стороны, будет происходить включение детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности в среду здоровых сверстников;

с другой стороны

учащиеся лицея будут получать навыки взаимодействия с детьми с ограниченной жизнедеятельностью.Принципы, на которых будет основана деятельность нашего Центра:

«от подростка к подростку» –то есть возможность непосредственного общения учащихся лицея и детей с ограниченными двигательными возможностями с учетом их интересови потребностей.

модульность возможность создания новых направлений деятельности. I. Теоретическое обоснование необходимости создания центра «Общение без границ» для поддержки детей с ограниченными возможностями

1.1. Определение и состав целевойгруппы

В соответствии с положениями Декларации о правах инвалидов (утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447(XXX) от 9 декабря 1975 г.)3, выражение "инвалид" означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его или ее физических или умственных способностей.Согласно положениям указанной Декларации, инвалиды имеют неотъемлемое право на уважениеих человеческого достоинства. Инвалиды, каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной. Инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица. Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность. 3Декларация о правах инвалидов (утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447(XXX)от 9 декабря 1975 г.)// Текст Резолюции размещен на сервере ООН в Internet (http://www.un.org).Инвалиды имеют право жить в кругу своих семей или в условиях, заменяющих ее, и участвовать во всех видах общественной деятельности, связанных с творчеством или проведением досуга. Обращаясь к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г. N 181ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"4, мы находим норму, закрепляющую положение о том, что инвалид–это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.Ограничение жизнедеятельности

полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.Из этого определения следует, что ограниченные возможности ребенка –это медицинский диагноз, предполагающий длительное лечение. При этом, ограниченные возможности жизнедеятельности ребенка предполагают и особый поиск своего места в обществе, необходимость получения образования.В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенокинвалид".Нормы, которые закрепляют правовые гарантии социальной поддержки детейинвалидов, содержит и региональное законодательство. Так, в частности, целями Закона Воронежской области "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности являются:1) создание условий для восстановления способностей инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности к бытовой, общественной и профессиональной деятельности;2) возможно полное удовлетворение потребностей указанных лиц в реабилитации;3) улучшение качества и уровня жизни указанных лиц.Мы считаем, что разработка и функционирование такой модели, как Центр «Общение без границ» для поддержки детей с ограниченными возможностями полностью соответствует государственной концепции в отношении рассматриваемой группы населения.1.2. Социальнопедагогическая реабилитация и включенность как важнейшие элементысоциальной адаптации детей с ограниченными возможностямиДести с ограниченными возможностями обычно проходят обучение на дому. Необходимо отметить, что обучение ребенка на дому нередко приводит к его изоляции от детского коллектива, формированию у ребенка патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими детьми. Социальная дезадаптация в детском возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Они легко переходятграницы моральных и правовых норм. Именно поэтому большое значение имеет социальнопедагогическая реабилитация, то есть социальная адаптация, осуществляемая педагогическими средствами. Известно, что процесс социальной адаптации 4Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последними изменениями от 31 декабря 2005 г.)//Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. N 48, ст. 4563; от 2 января 2006 г. N 1 ст. 10.идет на протяжении всей жизни человека. От того, насколько успешно он будет проходить в детском возрасте, во многом зависит дальнейшая социализация личности. Считаем, что, выполняя наряду с другими функциями компенсаторные (от лат. compenso возмещаю, уравновешиваю) и реабилитационные, дополнительные возможности в сфере образовательного пространства могут открыть ребенку максимум направлений для развития потенциальных творческих способностей с учетом его интересов, желаний и возможностей. Здесь могут быть решены многие задачи:

выработка положительных качеств,

формирование правильной оценки окружающих и самих себя,

воспитание нравственного отношения к окружающим и др. Мы убеждены, что расширить доступ детей с инвалидностью к образовательным программам и включению их в информационное, образовательное пространства учебного заведения, можно с помощью применения новых информационнообразовательных технологий. Мы предполагаем, что наш Центр для детей с ограничением жизнедеятельности и здоровья, основные направления деятельности которого осуществляются дистанционно, займет свое место среди социальных институтов, которые занимаются проблемами социальной адаптации и реабилитации детей с инвалидностью.Основной категорией участников, со стороны образовательного учреждения, являются лицеисты. Возможности моделируемого Центра безусловно широки, так как предлагаемая форма является одним из звеньев социальнопсихологического механизма, позволяющего осуществить успешную социальнопедагогическую интеграцию детей с ограниченными двигательными возможностями в среду здоровых сверстников. Ряд специфических особенностей работы Центра содержит уникальные возможности для социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными двигательными возможностями в общество здоровых сверстников:

широкие возможности дистанционных технологий;

постоянная (ежедневная) возможность социальноориентированной работы;

возможность осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку;

направленность на решение проблем социальной адаптации и социализации путем формирования у детей социальнокоммуникативной компетентности;

возможность формирования гуманистически ориентированной личности и др.Здесь необходимо решить две основные задачи: 1. Создать условия, которые позволяли бы каждому ребенку с ограниченными возможностями реализовать себя, помогут быть уверенным в себе и жить в контакте с другими людьми. 2. Помочь окружающим –педагогам, членам семьи, соседям, школьникам –принимать, уважать детейинвалидов, доброжелательно относиться к ним, ценить их возможности и способности. Предлагаемая форма детскоподросткового взаимодействия может стать благоприятным средством для социальной адаптации детейинвалидов еще по одной причине. Если в реабилитационные центры, психодиагностические и т.п. учреждения, которые специализируются на работе с проблемными детьми, родители зачастую не обращаются, то в Центр, где основные направления деятельности основаны на интересах и потребностях детей с инвалидностью и осуществляются по системе «от подростка к подростку», они пойдут с большим желанием. С нашей точки зрения значение в развитии работы Центра и ему подобных моделей будет иметь такое направление, как виртуальная педагогика. Виртуальная педагогика базируется на психологии виртуальных реальностей и включает в себя методики создания особого психологического состояния «виртуала», в котором и происходит на самом деле процесс образования, обучения и включения в информационную среду. Человек, находящийся в виртуальном пространстве (в зависимости, от того в каком именно) способен либо резко интенсифицировать свою образовательную деятельность, либо, напротив, затормозить и затруднить ее. Виртуальная педагогика становиться особо актуальной в эпоху, когда в современный мир внедряется множество искусственных виртуальных реальностей. Чтобы в них не заблудиться личность должна научиться работать с самой реальностью. Мы считаем, что современный педагог должен обладать не только новыми знаниями, умениями и навыками, но и новыми профессионально значимыми психологическими качествами. Сфера дистанционного образования (еще встречаются термины дистантное, открытое образование, Internet–технологии образования) сверхактуальна, современна и быстро развивается. Нетрудно показать, что педагогическая деятельность в Internet предполагает присутствие элементов и виртуальной педагогики. Здесь нужно отметить, что одна из проблем функционирования дистанционных моделей –подмена реального общения виртуальным. Мы считаем, что виртуальное общение ни в коем случае не заменяет вербальное. Но, с нашей точки зрения, следует обратить внимание на тот факт, что общение в киберпространстве это общение при помощи текста. Эмоциональная вовлеченность в обсуждаемую тему преодолевает холодную и чисто "интеллектуальную" сущность компьютера и люди устанавливают эмоциональные отношения. Воображение заполняет пустоты, оставленные ощущениями. Сеть Интернет стала не просто некоторым новым феноменом реальности, а самой реальностью компьютер не просто переносит в какуюто другую точку того же самого пространствавремени, а позволяет войти в иное пространство, не только войти, но и пересоздать его, строить особую сферу среды существования.

Первые шаги деятельности нашего Центра показали высокую степень искренней заинтересованности, как ребят, так и учителей в осуществлении этого начинания. II. Механизм реализации проекта2.1. Ресурсное и технологическое обеспечение проектаДанный центр будет создан на базе МКОУ Кантемировский лицей. Информационнотехнологические возможности лицея позволяют поддерживать работу нашего центра для детей с ограниченными возможностями дистанционно.Технологически основой работы Центра являются коммуникационные возможности сети Интернет. Для отсылки разработанных анкет и получения ответов от детей с ограниченными возможностями и их родителей будет сформирован адрес электронной почты.Как уже было сказано выше, в ходе работы над созданием Центра был очерчен круг помощников, то есть потенциально заинтересованных в существовании и функционировании такого Центра структур. С каждым из помощников будут:определены точки взаимодействия и направления дальнейшей совместной деятельности (например, включение в проектную и исследовательскую деятельность лицеистов в качестве соавторов или индивидуально);исключены сферы, деятельность в которых: а) уже ведется в достаточном количестве (например, общеобразовательная программа);

б) не востребована (воспитательная работа);обозначены перспективные направления деятельности, работа в сфере которых востребована, но еще не ведется (например, общение по системе «от подростка к подростку»).Основной метод функционирования Центра дистанционный. В широком смысле слова под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационнообразовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.).В деятельности Центра «Общение без границ» дистанционно будет осуществляться работа по всем направлениям. Преимущества дистанционного образования:Гибкость возможность заниматься в удобное для себя время и в удобном темпе.Модульность–возможность выбора из предлагаемых направлений того набора, который отвечает индивидуальным потребностям ребенкаинвалида.Охват–одновременное обращение ко многим источникам информации.Новая роль преподавателя(в качестве которого в нашем центре выступают не только учителя, но и ученики старших классов), возможность дистанционного консультирования.Социальное равноправие–равные возможности участия в работе Центра не зависимо от места проживания, элитарности и материальной обеспеченностиучастника.Экономичность–эффективное использование учебных площадей, технических средств. Мультидоступ к информации. Как уже говорилось, Центр начнет функционировать в виде социального сервиса или социальной сети –то есть сервиса создания виртуальных личностей с возможностью коммуникации между ними, где приоритетным контентом и точкой отсчёта является сама личность.Такая форма организации деятельности предоставляет участникам следующие сетевые возможности (в зависимости от окончательно утвержденных направлений деятельности Центра):

Сообщества–основные направления деятельности Центра;

Автоматизированную систему размещения публикаций участников лицеистов, детей с ОВ , учителей, психологов и других помощников (сочинения, эссе, рефераты, научные исследования и проектные работы, статьи и др);

Автоматизированную систему публикации отзывов (рецензий)на любой материал, размещенный на этом вебпортале;

Профайлы

странички пользователей;

Форум–как средство обсуждения различныхпроблем, ответов на актуальные вопросы, предложений, коммуникаций по интересам и др;

Внутреннюю почту–средство коммуникации между участниками;

Рассылку средство доставки участникам информации.Итак, можно сделать вывод, о том, что дистанционные методы в образовании являются современной универсальной технологией образования, ориентированного на индивидуальные запросы обучаемых и их специализацию.Схема 1Информационно технологическая схема реализации деятельности Центра «Содружество»

2.2. Структура и основные направления деятельностиС учетом интересов и потребностей детей с инвалидностью и ребят из нашего лицея будут определенны четыре основных направления деятельности: Творчество, Общение, Учёба и Исследовательская деятельность. Направления в нашем центре представляют собой сообщества –группы людей, которые будут связанны общими интересами.Построение структуры Центра обусловлено работой основных его направлений:1. Информационно технологическая поддержка учебной деятельности детейинвалидов с ограниченными возможностями:

консультации старшеклассников по учебным предметам;

включение в исследовательскую работу школьников в качестве соавторов (помощь в подборке материалов, информации) на базе современных информационных и коммуникационных технологий. занятия в секциях дополнительного образования (онлайн);

знакомство детейинвалидов с новейшими компьютерными технологиями (новыми программами, возможностями, ресурсами). 2. Исследовательская деятельность: совместная работа над учебными исследованиями и проектами; получение консультаций, рецензий, отзывов от специалистов, экспертов, ученых; научное руководство работой; поиск соавторов; обсуждение актуальных тем для исследований; совместное участие в конкурсах, конференциях по научноисследовательской деятельности школьников.3. Творчество:

публикация творческих работ (стихи, прозу, фотографии, живопись и др.);

обсуждение работ.4. Общение:

форум на сайте с темами, которые интересуют детейинвалидов;

связи с детьми, имеющими такие же проблемы за рубежом;

публикация сообщений и статей на сайте, информации о себе.

Перечни возможных направлений будут иметь открытый характер –их можно будет корректировать и дополнять в зависимости от востребованности. Еще одной особенностью организации Центра является обязательное включение в его деятельность родителей детейинвалидов. Эта особенность реализуется через: согласование с родителями направлений деятельности Центра, обсуждение индивидуального подхода к включению детейинвалидов в информационное и образовательное пространство лицея,

постепенное формирование у родителей адекватной оценки возможностей ребенка, создание системы постоянной обратной связи.Каждый участник будет создавать свою страничку пользователя, на которой будет содержаться основная информация о нём, будут приходить сообщения внутренней почты, рассылки.На сайт лицея и блог учителя уже приходят вопросы по работе центра от родителей и специалистов и предлагают свои идеи и помощь. Многие учителя нашего лицея согласны работать в режиме onlineи консультировать детей. Так же стали обращаться детиинвалиды и из других городов и областей. А недавно пришло письмо от семьи из штата Техас, которые очень бы хотели, чтобы дочьинвалид изучала русский язык. В перспективе для решения дальнейших задач развития деятельности Центра «Общение без границ», следует организовать кадровое обеспечение. Кроме должностей, включаемых обычно в штатное расписание образовательного учреждения, в штатное расписание базовой школы следует включать такие должности как: реабилитолог, педагогпсихолог с квалификацией "социальный психолог", системный администратор.Мы надеемся, что наш центр окажется социально значимым проектом, принесёт реальную помощь конкретным людям.





Итак, нами была разработана организационная структура, а также определены принципы, основные направления и перспективы деятельности центра для детей с ограниченными двигательными возможностями. Особенность нашего Центра, которая отличает его от аналогичных структур, состоит в том, что:одна из важнейших задач деятельности Центра состоит во включении детей с инвалидностью в среду здоровых сверстников;в то же время участники Центра со стороны гимназии получают навыки взаимодействия с детьми с ограниченной жизнедеятельностью;взаимодействие построено на принципе «от подростка к подростку».Были выполнены поставленныезадачи:Разработана организационная структура проекта (по направлениям деятельности центра).Определен круг помощников проекта и установлены связи с ними.Создана инициативная группа из учащихся 7 «В» класса лицея.По результатам анкеты будут определены предпочтения и интересы потенциальных участников проекта.Будет проведена корректировка направлений деятельности Центра в соответствии:

с выявленными предпочтениями детейинвалидов и их родителей; пожеланиями помощников;

предложениями учащихся гимназии.Разрабатывается положение о центре для поддержки детей с ограниченными двигательными возможностями.Начата практическая реализация проекта.В ходе теоретической разработки проекта подтвердились выдвинутые гипотезы: 1) предлагаемая нами модель является оптимальным средством социальнопсихологического механизма, позволяющим осуществить успешное включение детейинвалидов с ограниченными двигательными возможностями в среду здоровых сверстников. 2) разработанные нами направления деятельности были скорректированы: 1) в процессе взаимодействия с помощниками проекта; 2) после обработки результатов опроса (выяснение предпочтений) детейинвалидов –потенциальных участников работы Центра; 3) после предварительного изучения мнения родителей детейинвалидов; 4) предложений учащихся лицея и школ других районов.Возможно через несколько лет (57), когда ресурсы и возможности сети Интернет станут доступны всем, дистанционные методы в образовании составят серьезную конкуренцию традиционным формам обучения для детей

инвалидов.В перспективе одной из задач Центра должны стать обоснование и разработка по включению в деятельность Центра детейинвалидов всех категорий.Список использованной литературы инормативноправовых актов:

Декларация о правах инвалидов (утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447(XXX) от 9 декабря 1975 г.)// Текст Резолюции размещен на сервере ООН в Internet (http://www.un.org).

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последними изменениями от 31 декабря 2005 г.)//Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. N 48, ст. 4563; от 2 января 2006 г. N 1 ст. 10.

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2005г. N832 "О федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2006 2010годы"//Собрание законодательства Российской Федерации от 9 января 2006 г. N 2 ст. 199.

Постановление Правительства РФ от 3 октября 2002 г. N 732 "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2003 2006 годы"// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 октября 2002 г. N 41 ст. 3984.

Концепция совершенствования медикосоциальной и психологической реабилитации детейинвалидов и инвалидов с детства (утв. приказомМинздрава РФ от 25 ноября 2003г. N567)//Справочноинформационная правовая база «Гарант», 4 ноября, 2006 г.

Письмо Управления специального образования Минобразования РФ от 28 февраля 2003 г. N 27/26436 "Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения"// Вестник Образования России, апрель 2003 г., N 7.

Создание научнометодической и нормативной базы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья с применением информационных и коммуникационных технологий. Под ред.: Л.Е.Курнешовой. М., 2006.