Логико-семантическая модельпедагогического управления ученическим коллективом

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Павлова Л. Н. Логико-семантическая модельпедагогического управления ученическим коллективом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2116–2120. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53426.htm.
Аннотация. В данной статье предложено рассмотреть основы понятий «педагогическое управление», «ученический коллектив», «механизм педагогического управления ученическим коллективом» с целью построить логико-семантическую модель педагогического управления ученическим коллективом, задачей которой является описание функций педагогического управления через логику семантического аспекта понятий. Это позволит раскрыть содержание каждого понятия и посмотреть отношения между смысловыми значениями понятий, тем самым описать объект исследования в терминах.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1УДК 371.08:373ПавловаЛариса Николаевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскpavlovalnppi@mail.ru

Логикосемантическая модель педагогического управления ученическим коллективом

Аннотация.В данной статье предложено рассмотретьосновы понятий «педагогическое управление», «ученический коллектив», «механизм педагогического управления ученическим коллективом» с целью построить логикосемантическую модель педагогического управления ученическим коллективом, задачей которой является описание функций педагогического управления через логику семантического аспектапонятий.Это позволитраскрыть содержаниекаждого понятияи посмотреть отношения между смысловыми значениямипонятий, тем самым описать объект исследования в терминах.Ключевые слова: педагогическое управление, ученический коллектив, механизм педагогического управления ученическим коллективом, логикосемантическая модель.

Задачей статьи является рассмотрениепонятий «педагогическое управление», «ученический коллектив» и «механизма педагогического управления ученическим коллективом» через логику семантического аспектас целью определения содержания понятий, смысловых значенийи отношенийуказанных понятий. Это позволит нам описать объект исследованияв терминах профессиональной педагогики.В.М.Полонский, рассматривая методологические принципы разработки понятийнотерминологического аппарата педагогики отметил, что «оперирование понятиями является необходимым условием для изучения и построения теоретических моделей, осмысления процессов воспитания и обучения в динамике и перспективе. Термин выступает своеобразным катализатором, источником постановки и осознания проблемы. Есть термин –есть проблема, нет термина –нет проблемы» [1].В понятийнотерминологической педагогической системе существуют термины «педагогическое управление», «педагогическое руководство», «педагогический менеджмент», «организация образовательногопроцесса».Английское слово «manage» произошло от латинского «manus», что значит «рука». Слово «менеджмент» появилось в русском языке по причине экономической перестройки государственной системыЗаимствование терминов связано, как правило, с необходимостью для заполнения лакун в национальных терминосистемах.Слово «руководить» берет начало от общесловянского корня raka–«рука».Как видим, у данных понятий общий генетический источник.В силу развития общественных отношений качественно менялись профессиональные требования к педагогу и сравнительный анализфункциональной деятельности педагогов в 1821 веках эту мысль подтверждает. С целью гармонизации на понятийном уровне потребовалась коррекция содержания понятия, 2обозначаемого «старым» термином, например, «наставник», «руководитель» на термин «управление» («управленец»), который может быть употреблен как эквивалент слову «менеджмент» («менеджер»). Термин «руководство» употребляется для обозначения управленческих действий в сфере внутри организационного управления образовательного учреждения и отражает социальнокоммуникативный и личностнодеятельностный аспект управления[2].. Следовательно, термин «менеджмент» можно употребить, если речь идет о внутриорганизационном управлении учреждения с целью осуществления инновационной деятельности. Термин «организация»употребляется в смысле устройства образовательного процесса –«продуманное устройство»[3].Понятие «управление» в этимологическомсловаре определяется как «править, прав, правильно делающий». В ФедеральномЗаконе «Об образовании» дано объяснение управлению образованием в соответствии с общегосударственными принципами построения управления (статья 6) [4].Таким образом, понятия «управление», «руководство», «менеджмент» и «организация» являются родовыми понятиями. Оперализация данных терминов ярко характеризуется тематикой диссертационных исследовании, в которых определяется сущность, описывается степени проявления характеристик и показываются соотношения с другими понятиями. Данные понятия употребляются относительно образовательного процесса, признаком которого является педагогическая деятельность. На основании этого положения, формируются термины «педагогическое управление», «педагогическое руководство», «педагогический менеджмент», «организация образовательного процесса». Указанные термины характеризуются по видовому признаку. Данное обстоятельство объем понятия уменьшает.На этом основании,объемы понятий пар «управление» и «педагогическое управление», «руководство» и «педагогическое руководство», «менеджмент» и «педагогический менеджмент», «организация» и «организация образовательного процесса»совпадают частично.Предлагаемые видовые понятия используются в общей и профессиональной педагогике.Системноструктурные отношения терминов «педагогическое управление», «педагогическое руководство», «педагогический менеджмент», «организация образовательного процесса» характеризуют образовательный процесс, прослеживаются в методиках преподавания, в теории воспитания и в управлении образовательного учреждения. Это обстоятельство послужило основанием употребления терминов в различных сферах деятельности образовательного учреждения. Отличительные признаки пересекающихся понятий, как правило, вычленить сложно, при этом они обладаютэмерджентными свойствами, т.е. свойствами системы, не присущие элементам, и возникающиепри их системном объединении [5]. Это свойство может послужить основанием для идентификации термина.

«Педагогическое управление»будем классифицировать как вид управления образовательным учреждением. Учитывая область применения, педагогическое управление можем показывать как педагогическую деятельность по отношению к ученическому коллективу в структуре управления образовательного учреждения, тем самым демонстрировать педагогическое управление как уровень управления, объектом которого является ученический коллектив. Педагогическое управление можно рассматривать как формы профессиональной деятельности педагогического коллектива (педагогический совет, методическое объединение, творческие лаборатории и пр.).

3Таким образом, управление, обладающее свойствами системы в системном сочетании с объектами и субъектами образовательного процесса может проявлять другие свойства –свойства характерные виду, уровню и форме управления. Это означает, что употребление термина «педагогическое управление» ограничивается объемом употребляемых понятий (вид управления, уровень управления, форма управления), имеет ограниченность значениярамками образовательного учреждения. Следовательно, характеризуется какдефиниция специального, т.е.узкогопонятияи понимание термина определяется исходя из сферы применения. Это обстоятельство влечетвновь сужение объема понятия на уровне системноструктурных отношений. Рассуждения по заданной траектории привели к следующему умозаключению.1.Система «педагогическое управление –вид управления образовательногоучреждения» характеризуется структурой управления по типовому признаку образовательного учреждения. Примером служат следующие диссертационные материалы: Толстов Н. С. «Научнопедагогические основы управления общеобразовательной школой: Теория и практика совершенствования внутришкольного контроля»[6];Халимова Н. М. «Педагогическая система управления качеством начального профессионального образования в условиях его модернизации: на примере Республики Хакасия»[7].2.Система «педагогическое управление–уровень управления образовательного учреждения» рассматривается в структуре уровня педагогической деятельности и уровня профессиональной компетентности. Например, Бондарькова А. М. «Педагогическоеуправлениепрофессиональным саморазвитием студентов технических вузов, обучающихся дистанционно»[8]; Касьянова И. В.«Педагогическое управление иноязычным образованием будущих юристов в процессе профессиональной подготовки»[9];Павлова Л.Н. «Педагогическое управление развитием детского школьного детского коллектива»[10].3.Система «педагогическое управление–форма управления образовательного учреждения» рассматриваются через структуру форм педагогической деятельности (формы педагогического управления и самоуправления обучающихся, ученического коллектива, педагогов и педагогического коллектива). Например, Абузярова Г.С. «Основные тенденции развития ученического самоуправления в современных образовательных системах»[11],Безродная Я. А. «Организация ученического самоуправления как средство формирования социальной зрелости старшеклассников»[12],Слабунова Э.Э.«Педагогические условия научнометодического обеспечения развития многопрофильного лицея»[13]; Азариашвили С. Г. Научнометодическая работа педагогов в совершенствовании образовательной системы в условиях малого города»[14]; Сенченко Н. В. «Педагогическое управление процессом самореализации студентовв образовательной среде вуза»[15].В свою очередь системноструктурные отношенияпонятия «педагогическое управление» рассматриваются через призму системы этих отношений или процесса отношений, или деятельности, возникающей в результате отношений.Рассматриваемые термины имеют признаки синонимов. Под синонимией в терминологии обычно понимают явление дублетности. Это явление присутствует: управление–руководство –менеджмент –организация. Они тождественны между 4собой, каждый из них относится прямо к обозначенному. «Педагогическое управление», «педагогическое руководство», «педагогический менеджмент», «организация образовательного процесса» это виды управления,используемые в образовании. Следует дать оценку существования этих дублетов. Можем ли применить термины «педагогический менеджмент», «педагогическое руководство», «организационное управление образовательным процессом» в качестве синонимов термина «педагогическое управление»? Нами отмечено, что термин «педагогический менеджмент» подчеркивает направленность действия на инновацию.Допускается употребление термина «педагогическое руководство» как синоним «педагогического управления», если речь идет о социальнокоммуникативных и личностнодеятельностных аспектахуправления.Синонимичность термина «организационное управление образовательным процессом» к термину «педагогическое управление» проявляется, если рассматривается как профессиональная деятельность, требующая координацию субъектов образовательного процесса для решения всякого рода задач.Резюме.1.Понятие «педагогическое управление» это видовое понятие, которое используется в педагогической теории, образовано от родового понятия «управление».2.Термин «педагогическое управление» появился в результате эволюции взглядов на содержание педагогической деятельности.3.Понятие «педагогическое управление» обладаетэмерджентными свойствами, благодаря чему может рассматриваться как вид управления, как уровень управления и как форма профессиональной деятельности.4.На основе системноструктурных отношений педагогическое управление характеризуетсяисходя из типа образовательного учреждения,уровня педагогической деятельности, уровня профессиональной компетентности, форм педагогической деятельности. Результат структурных отношений педагогического управления демонстрирует систему отношений, процесса отношений или деятельность.5.Понятию «педагогическое управление» присуще явление дублетности. На основании этого может быть допущено параллельное использование терминов «педагогическое управление», «педагогическое руководство», «педагогический менеджмент», «организация образовательного процесса». Употребление терминов характеризует профессиональную компетентность и уровень понимания проблемы.Перейдем к рассмотрению термина«ученический коллектив». Слово «коллектив» происходит от лат. collectivus«собирательный, силлогистический, скопившийся». В русскую лексику слово попалоиз французского языка (collectif).Синонимом данного понятия в словаре указано слово «команда». В Большом энциклопедическом политехническом словаре понятие «команда» трактуется как «временная или постоянная организационная единица, предназначенная для выполнения определенных задач» [16]. Гипероним, т.е. родовое понятие «коллектива» «группа»; гипонимом (понятие, выражающее частную сущность) является понятие «бригада» [16]. Данное слово образовано отфранцузского слово.вrigade и первоначально понятие относилось к военному лексикону (часть войск определенного состава)[6].Словарь Д.Н.Ушакова с пометкой неологизм (современное толкование) трактует понятие «бригада» как«коллектив, выполняющий определенное производственное задание» [17].

5Таким образом, понятие «коллектив» можем толковать через ряд понятий в зависимости от области применения как его синонимы –это команда, группа, бригада. Поэтому рассмотрим семантический аспектпонятия «коллектив», который позволит раскрыть содержание и посмотреть отношения между смысловыми значениями.

Семантические свойства слова «коллектив» представляется как «группа людей, объединённых общей деятельностью». Устойчивыми словосочетаниями являются «производственный коллектив», «спортивный коллектив», «ученический коллектив». Содержание понятий различаются по задачам объединения в группы.Коллектив–группалиц, объединенных общей работой, учебой, общими интересами [3]. Словарь «Политология» указывает, что понятие «коллектив» «сравнимо со старорусским термином «собор» [18]. Словарь русского языка толкует понятие группа как «совокупность лиц, объединенных по какомулибо признаку» [19, С.235],«Команда –отряд, воинское подразделение, спортивный коллектив, личный состав» [19,С.237]. Группой называется объединение людей, соответствующее состоянию общности, наиболее узкая форма общества, в котором отношение общности определяет характер целого. Признаками группы являются: осознание себя как «нас», которое может выступать также как групповой эгоизм, групповой индивидуализм, взаимная готовность членов группыпомочь друг другу, а также существование определенного жизненного уклада как комплекса известных требований, которые группа ставит перед своими членами. Так определяется понятие философским словарем.[20].Известно, что понятие «коллектив» употребляется в социологии, психологии, педагогике и др. Например,в социологии понятие «коллектив» – это «группа, характеризуемая особыми признаками, так что в ней почти полностью исчезают отдельные личности» [20].В социальной психологии термином «коллектив» определяется «высший уровень развития малой группы, в которой все внутригрупповые процессы опосредованы совместной деятельностью, а члены группы не только разделяют общие ценности,

но и принимают цели групповой деятельности как свои собственные. Развитие малой группы осуществляется путем перехода с одного уровня деятельностного опосредствования на другой,

достигая в итоге уровня коллектива» [21]. В психологической энциклопедии понятие «группа» представляется в виде ограниченной в размерах «общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков; таковыми являются цели, общие интересы, устремления, функции или опасения, позволяющие как самим участникам, так и другим рассматривать подобное объединение в качестве коллективного образования или групп»[21].На основе вышеизложенного, коллектив рассматриваем как временную или постоянную группу людей, объединенных для конкретной задачи, которой присуще общая деятельность, сформирован комплекс требований к ее членам иявляется организационной структурой известного состава.Коллектив образовательного учреждения представляет собойгруппы, сформированныепо признаку деятельности, в частности, обучающие и обучающиеся. Каждая группа имеет свою задачу –обучаться и обучать, отсюда формируется содержание деятельности каждой группы и комплекс требований (компетентностей), совокупность групп является коллективомобразовательного учреждения. Но каждую группу в отдельности мы называем коллективом относительно обусловленной задачи функционирования. Такими задачами могут быть: ученический, профессиональный, творческий и т.п. Признак понятия «коллектив» может характеризовать группу по видам деятельности, вновь образованные термины могут различаться по объему понятия и проявлять синонимичность. Например, «профессиональный коллектив», «педагогический коллектив» или «коллектив обучающихся», «ученический коллектив». Признаком 6понятия могут быть возрастные рамки участников группы, в этой связи уместно употреблять понятия «коллектив дошкольников», «коллектив подростков», «студенческий коллектив» и т.д. Нас интересует коллектив, который формируется для воспитания и обучения (для образования), т.е. «коллектив обучающихся». Образовательные учреждения делятся по типу, на основе этого положения получаем термины «школьный коллектив», «студенческий коллектив», «ученический коллектив». Системноструктурные отношения терминов «ученическая группа», «группа обучающихся» характеризуют образовательный процесс, прослеживаются в методиках преподавания, в теории воспитания и в теории управлении образовательным учреждением.В Федеральном Законе «Об образовании» в качествеуниверсального термина употребляется слово «обучающиеся» [4]. Термин по содержанию понятия относятся к группам, которые занимаются обучением. Таким образом, прилагательное «ученический» рассматривает в качестве свойственный периоду ученичества, характерный для него [22]. Поэтому термин «ученический коллектив» по природе своей можем считать универсальным, т.к. по объему содержания отражает задачи функционирования, системноструктурные отношения, характеризуют образовательный процесс относительно всех типов образовательных учреждений.Употребление понятий «ученический коллектив» и «группа обучающихся» может быть синонимично по цели существования.Данные понятия обладают свойствами системы на основе процессов формирования, функционирования и развития. Система «ученический коллектив» и система «группа обучающихся» имеют различия по следующим основаниям: по сфере употребления понятий (педагогическая наука, педагогическая психология социология); по предполагаемым свойствам проявления и необходимым уровнем педагогического управления. Ученический коллектив –результат педагогической деятельности, которая нацелена на развитие коллектива, рассматривается как показатель эффективностиработы педагога. Группа обучающихся –это форма целевого объединения людей. В этом случаи целью выступает одна из задач образования по уровню, направлению, содержанию. Например, «группа учащихся», «группа студентов», «группа экологов», «группа проекта» «группа актива» и т.п.Обоснованность правильности употребления терминов зависит от следующих позиций: от объекта и предмета рассмотрения, от объема рассмотрения термина, контекста, от нормативной лексической базы конкретной научной или юридической области. Основанием для идентификации термина могут служить эмерджентные свойства понятия, которые проявляются в системном объединении элементов, тем самым, изменяя свойства системы [5, С.277].В педагогической науке раскрывается понятие «коллектив» через его гипероним «группа», синоним же слова «коллектив» является «команда». Образуя синонимичные термины к термину «ученическая команда», означало бы «ученический отряд», «ученическое подразделение», «ученический состав». Как видим, интересующее нас понятие«ученический коллектив» лексически образовалось. Таким образом, понятия «коллектив», «команда», «группа», «отряд» характеризуется дублетностью (проявляют свойства синонимичности).Объединения обучающихся можем различать по свойствам проявления (группа по виду), по степени развития отношений между членами группы (уровень взаимоотношений), по структуре организации (форма группы). Следовательно, с точки зрения проявления свойств объединения людей, можем рассматривать по 7видовому признаку, по уровню внутренней организации и форме организации обучающихся. Соответственно, группы обучающихся рассматривается в педагогической психологии, в педагогике, социальной педагогике и педагогике профессионального образования. Это означает, что при рассмотрении термина «ученический коллектив» необходимо обозначить научнопедагогическое поле употребления понятия (область педагогики), описать ученический коллектив с определенной точки зрения как системное понятие, которое позволит очертитьобъём понятия (значение имени) и описать содержание данного понятия (концепт). Эти условия являются определяющими для описания термина. Этим объясняется различные варианты трактовки понятия.Рассмотрим понятие «ученический коллектив» с позиции профессиональной педагогики. Эволюция взглядов на содержание деятельности педагога претерпела несколько этапов и связана с социальными изменениями в Российской государственности. В восемнадцатом веке начала складываться система образования, и в девятнадцатомначале двадцатого века не было профессиональной подготовки педагогического состава, в частности, в области управления ученическим коллективом. В 2030 годы двадцатого века акцент ставился на общественное воспитание (Н.К.Крупская)[23]. В это время формируется теория коллектива (А.С.Макаренко)[24] и, как следствие,обращают внимание на профессиональную педагогическую подготовкус целью обеспечения формирования, функционирования и развития ученического коллектива. Это время мы может отнести ко времени зарождения практики педагогического управления ученическим коллективом. Середина века характеризуется актуализациейвопроса самоуправления ученического коллектива в теории и практики педагогической деятельности (И.П.Иванов, В.А.Караковский, В.М.Коротков, А.Т.Куракин, Л.И.Новикова и др.)[25,26,27,28,29].В 90е годы двадцатого века разрабатывается технология самоуправления ученического коллектива с позиции личной заинтересованности членов коллектива. Например, Институтом развития личности РАО разработана была Концепция развития самодеятельности личности, в которой дано определение «самодеятельности человека» через деятельность, обеспечивающую свободу выборарешений творческого характера, на основе инициативы, выполняется самостоятельно в силу мастерства исходя из личной интересованности и ответственности за дела своего коллектива. Развитие личности определено как «сущностное содержание действительного процесса воспитания»[30].Изучение вопроса педагогического управления ученическим коллективом, введение государственных стандартов на образование привело нас к пониманиютого, что профессиональная подготовка педагогов сопряжена со знанием, умением и владением управленческой компетенции, которая проявляется через педагогическое управление воспитанием и обучением ученического коллектива. Объем понятия «ученический коллектив» определяется на основе группы обучающихся образовательного учреждения, сформированной с целью воспитания и обучения (образования), являющейся организационной структурой данного учреждения. Содержанием понятия «ученический коллектив» будет формирование,функционирование и развитие группы обучающихся образовательного учреждения под руководством педагога, данная деятельность которого характеризуется как профессиональная деятельность. Выражается педагогическая деятельность по отношению к ученическому коллективу через педагогическое управление и характеризуется педагогической управленческой компетенцией.

8Резюме.1.Понятие «ученический коллектив» это видовое понятие, образовано от родового понятия «коллектив», включено в педагогическую терминологию.2.Термин «ученический коллектив» появился в результате эволюции взглядов на содержание педагогической деятельности, точно ограниченное в научном и практическом смысле по отраслям педагогики, тем самым демонстрирует эмерджентные свойствами, благодаря чему может рассматриваться термин как социальную группу, как форму организации, как уровень объединения обучающихся.3.На основе системноструктурных отношений ученический коллектив характеризуетсяисходя из возрастных особенностей, целевых установок формирования, содержания деятельности, типа образовательного учреждения,уровня педагогической деятельности, уровня профессиональной компетентности педагогаруководителя, уровня развития самоуправления. Результат структурных отношений ученического коллектива демонстрирует систему отношений, процессаотношений или деятельность, самоуправление коллектива и каждой личности, входящей в состав коллектива.4.Понятию «ученический коллектив» присуще явление дублетности. На основании этого может быть допущено параллельное использование термина «группа обучающихся».Таким образом, ученический коллектив –это группа обучающихся, целью которой является воспитание и обучение ее участников, осуществляемые на основе педагогического управления и представленная в виде организационной структуры образовательного учреждения.Теперь предстоит рассмотреть понятийнотерминологическую основутермина «механизмпедагогического управления ученическим коллективом».Понятие «механизм» философский словарьопределяют как систему «движений или событий, а также устройство или приспособление, в которых и посредством которых совершаются эти движения, определяемые законом природы[20].

Слово «механизм» в одном из своих значений переводится как система, устройство, определяющее порядок какого –либо вида деятельности. Всемирная энциклопедия под механизмом предлагает понимать «способ объяснения движения и взаимодвижения изучаемых объектов исходя из механических закономерностей[31].Для механизма в целом как мировоззренческой установки характерно сведение сложного к простому, целого к сумме частей, отрицание качественно своеобразных законов у объектов с различным типом системной организации». Слово «механизм» рассматривается как «механическое приспособление, обеспечивающее функционирование машины, прибора или аппарата»,как «машина, устройство», как «внутреннее устройство, последовательность стадий процесса, деятельности» и как «сложная система».Слово «машина» является синонимом слова «механизм», родовым понятием –устройство[22].Этимология слова «механизм» рассказывает о наличии данного понятия в английском, итальянском, французском, немецком языках с одинаковой трактовкой термина machine как любое сложное техническое устройство. Врусских словах «техника», «машина», «механизм»естьэлементы словас корнями иврита, ониобразуют понятия с общим значением –«движение», что соответствует смыслу анализируемых слов.Следовательно, механизм можно описать через как движение 9ипроцесс.Процесс представляется через смену состоянияпо некимправилам и позволяет осуществлять движение.Всловаре С.И. Ожегова толкование понятия«механизм» раскрывается на основе системыили внутреннего устройства, определяющие порядоккакогонибудь видадеятельности.Существует словосочетание «механизм управления»[3].Раскрыть содержание и рассмотреть отношения между смысловыми значениями поможет семантика понятия.Механизм –это устройство, порядок [3].Устройство представляет собой соотношение частей, конструкцию. Порядок –последовательность, расположение чеголибо, правила. Строй –система отношений, порядок, определяющий отношения.Таким образом, понятие «механизм» может характеризовать устройство, движение, порядок деятельности.Слово «механизм» включено в систему языка науки. Доказательством данного положения служат следующие примеры. В Концепции о двухконтурнойструктуре механизма управленияее автор Р.Ф.Абдееввыделяет три этапа развития механизма управления: уровень регулятора, когда управление реагирует на текущее воздействие, имеет свой контур, целью на данном уровне управления является самосохранение; второй уровень развития механизма считается промежуточным, характеризуется изменениями в управлении с целью сохранения устойчивости объекта управления; третий уровень развития представляет собой самоорганизующуюся систему, характеризуется возможностью отбора полезной информации с первого уровня развития механизма, накоплением информации, формируя опыт и знания, что позволяет выстраивать определенные структуры, тем самым повышая живучесть системы[32].В теории функциональных систем,рассматриваются данные системы как саморегулирующиеся организации, объединяющие на основе неких механизмов представленную деятельность для достижения полезных системе в целом результатов[33].Понятие «механизм управления» рассматривается в кибернетикекак деятельность по созданию организационного порядка и определяется ассоциируетсякак стержень управления.Синергетика употребляет слово «механизм» с целью рассмотрения необратимых процессов, в частности с позиции социальных явлений, возникновения новаций.

Учет синергетических закономерностей существенно меняет традиционные представления в области управления, согласно которым эффект от управляющего воздействия однозначно и линейно зависит от величины приложенных усилий[34].Например, работы Г.В. Губко«Модели и механизмы управления виртуальными организационными системами»[35], Н.А. Коргина«Механизмы открытого управления в обменных схемах»[36].Рассматривая механизм управления с позиции философии, биологии, кибернетики и синергетики, мы пришли к выводу, что модели управления имеют структурное и функциональное сходство в живой природе и в социальной сфере.Рассмотрим вопрос о применении понятия «механизм» в теории управления и педагогической теории.

Л.М.Митина «механизм» понимают как совокупность внутренних логических связей, процедур, определяющих возникновение изменений в поведении учителя как саморазвивающейся системы[37].А.М.Моисеев предлагает понимать под термином «механизм» управляющие подсистемы, реализующие определённые частные управленческие функции. «Это понимание близко к пониманию частного и конкретного организационного механизма управления, т.к. подразумевает 10определённый алгоритм действий, взятый вместе с их исполнителями, взаимосвязями, методами выполнения, ресурсным обеспечением и т.п.»[38]. Под «механизмом».В.И.Андреев термин «механизм» подразумевает определённую автономность в выполнении действий[39]. Следовательно, механизм должен включить в себя составляющие, обеспечивающие отдельную самостоятельность в решении возникшей проблемы, в т.ч. и элементы регулирования и координации.Сущность механизма как интеграционную и синтетическую представляет М.Хазан[40].По его мнению,каждый механизм включает систему социальных связей, влияющих на интересы и отношения личности, степень их устойчивости, формы, содержание социальной деятельности. М.Мишин говорит о механизме управления как о исключительно сложном процессевлияния субъективных многообразных и объективных условий на функционирование систем управления[41].Следует отметить, что данные идеи о механизмах активно разрабатываются и находят своё отражение в периодических изданиях: обсуждаются вопросы подхода к формированию механизма управления функционированием и развитием образовательного учреждения средствами локальных нормативноправовых документов, механизмы управления муниципальной системой образования, рассматривается механизм развития в школьной педагогике как инновационный процесс, что не противоречит общим подходам управления организационного развития в целом. Педагогические механизмы управления ориентированы на определённое содержание, задаютсяорганизационными схемами и контекстуальными характеристиками. М.Артюхов и Н.Стригун рассматривают«механизм» через определение основной задачи развития, принципов управления, определение условий управления развитием, т.е. изменение управленческих функций,формирование единого образовательного пространства, создание программы развития образовательного учреждения[42]. .На основании вышесказанного, терминологический статус «механизма» определяется:как система движений и система устройства;как управляющие подсистемы, реализующие частные управленческие функции;как структурнофункциональная упорядоченность;как процессы функционирования систем управления;как порядок деятельности;как способ объяснения движения и взаимодвижения.Понятие «механизм» в сочетании с конкретным прилагательным имеет следующие значения: воздействия изменений на решение; способ, посредством которого изменения влияют на деятельность или предмет; совокупность методов, с помощью которых обеспечивается становление широкой системы; совокупность организационных структур, форм деятельности, методов управления, правовых норм с учетом специфики учреждения.Предлагаемый статус понятию «механизм» определяет границы его употребления: область управления.Втеоретической педагогике «механизм» связан с термином «управление».Следуя логике нашего рассуждения,получаем следующее определение. Механизм –это процесс изменения состояния объектносубъектных и субъектносубъектных отношений. Управление –это целенаправленное воздействие на субъект. Таки образом, механизм управления –это целенаправленное воздействие на процесс изменения состояния отношений управляемой и управляющей подсистем путем соблюдения определенных правил. Правила выражены в виде закономерностей и их принципов.Понятие «механизм» усиливает значимость понятия «управление» и определяет его сущность. Нами рассматривается данное понятие в определенной научной среде, поэтому важно указать область принадлежности управления –

11педагогическое. Получаем следующее выражение «механизм педагогического управления». В комплексе механизм педагогического управления может быть представлен в разработке структуры управления и в координации действий субъектов образовательного процесса.В области решений механизм педагогического управления реализуется через разработки, согласования, введение новшеств, правил и пр.С нашей точки зрения, механизм педагогического управления можно рассматривать как средство, обеспечивающее (или не обеспечивающее) реальную возможность управления.Механизм педагогического управления осуществляется на основе методов, критериев и системы оценок; на информационной системе управления; на основе интегрирования всякой деятельности.Механизм управления является характеристикой системы и процесса управления, а педагогическое управление –объектом качественного совершенствования управления на основе частных и специализированных управленческих механизмов. Под педагогическим управлением мы понимаем целенаправленное педагогическое воздействие с целью качественных изменений ученического коллектива, характеризующееся как необратимое и направленное на развитие личности каждого обучающегося. Следовательно, механизм педагогического управления –это целенаправленное воздействие на процесс качественных изменений состояния отношений управляющей (педагог) и управляемой (ученический коллектив) подсистем, основанной на закономерностях и их принципах педагогической деятельности.Обращаем внимание, что педагогическое управление –это вид управления образовательным учреждением, выраженный через управление на уровне педагогического коллектива в виде профессиональных советов, объединений, и на уровне ученического коллектива в виде формы профессиональной деятельности. Поэтому термин «педагогическое управление ученическим коллективом» представляем как целенаправленная педагогическая деятельность по отношению к ученическому коллективу, посредством которой осуществляется качественное изменение данного коллектива.Механизм педагогического управления ученическим коллективом –это целенаправленное профессиональное воздействие на процесс качественных изменений ученического коллектива на основе закономерностей и их принципов педагогической деятельности, характеризующееся как необратимое и направленное на развитие личности каждого обучающегося.Словосочетание «механизм педагогического управления» было допущено нами в диссертационном исследовании «Педагогическое управление развитием школьного детского коллектива» и представлено как система внутренних и внешних связей и отношений образовательного учреждения. Сегодня мы сузилиполевидового понятия «механизм»в области педагогической науки до понятия «механизм педагогического управления ученическим коллективом», тем самымуменьшилиобъем понятия. Таким образом, изменилизначение имени «механизм» и его смысл. Указанные манипуляции произведены с целью раскрытия содержания управленческой компетенции педагога.Резюме.1.Понятие «механизм педагогического управления» это видовое понятие, включено в педагогическую терминологию.2.Понятия«механизм»,«педагогическое управление»,«ученический коллектив»приобретают новые свойствапри их объединении.Эмерджентное свойство будет основанием для идентификации термина.

123.Дефиниция «механизм педагогического управления ученическим коллективом» определяет точность рассмотрения вопроса с позиции профессиональной педагогики; очерчивает направление деятельности (управленческая); определяет границыдеятельности (педагогическая); указывает на объект управления (ученический коллектив). Предполагает наличие содержательного аспекта в виде механизма, который требует детального рассмотрения. Что позволит описать сущность педагогического управления ученическим коллективом, рассмотреть педагогическую деятельность в ходе реализации управления ученическим коллективом, тем самым определить содержание управленческой компетенции педагога. Все это позволит осуществить педагогическое проектирование на основе программноцелевого принципа управления.4.Механизм педагогического управления ученическим коллективом рассматривается с позиции внутреннего устройствапроцесса управления.Выводы.При рассмотрении понятий «педагогическое управление», «ученический коллектив», «механизм педагогического управления ученическим коллективом» мы сделали объяснение терминов с целью определение проблемы исследования(проблема реализации управленческой компетенции), определили научнопедагогическое полетермина (область профессиональной педагогики),измерили объёмы понятий(значение имени) и содержание понятий (концепт); описалитермины как системныепонятия, последующие структурные отношения и проявляющиеся свойства исходя из сферыприменения. На основе этого сделали следующие выводы.1. Понятия «педагогическое управление» и «ученический коллектив»и «механизм педагогического управления ученическим коллективом»

это видовые понятия, включены в педагогическую терминологию.2.1.Термины«педагогическое управление»и «ученический коллектив» появилисьв результате смены парадигмы образования. Характеризуютсяограничениями в научном и практическом смысле поотраслям педагогикииэмерджентнымисвойствами.2.2. Термин «механизм педагогического управления ученическим коллективом»появился в силу изменений характера управления образовательным учреждением на основе реализации принципа государственнообщественного управления и развитияинтереса к специфике управленческой деятельности в образовательном учреждениикак возможный резерв совершенствования образовательного процесса.Характеризуется ограничениями в зависимости от выбора изучения научной областиродового понятия «управление», практикой определения сущности понятия и эмерджентными свойствамис целью идентификации термина.3.1.На основе системноструктурных отношений педагогическое управление характеризуется исходя из типа образовательного учреждения, уровня педагогической деятельности, уровня профессиональной компетентности, форм педагогической деятельности. Результат структурныхотношений педагогического управления демонстрирует систему отношений, процессотношений или деятельность.

133.2. На основе системноструктурных отношений ученический коллектив характеризуется исходя из возрастных особенностей, целевых установок формирования, содержания деятельности, типа образовательного учреждения, уровня педагогической деятельности, уровня профессиональной компетентности педагогаруководителя, уровня развития самоуправления. Результат структурных отношений ученического коллектива демонстрирует систему отношений, процессотношений или деятельность, самоуправление коллектива и каждой личности, входящей в состав коллектива.

3.3.Термин«механизм педагогического управления ученическим коллективом» рассматриваетсяс позиции профессиональной педагогики, представляет управленческую педагогическую деятельность по отношению к ученическому коллективуи реализуетсячерез механизм данной деятельности.4.1.Понятию «педагогическое управление» присуще явление дублетности. На основании этого может быть допущено параллельное использование терминов «педагогическое управление», «педагогическое руководство», «педагогический менеджмент», «организация образовательного процесса». Употребление терминов характеризует профессиональную компетентность и уровень понимания проблемы.

4.2. Понятию «ученический коллектив» присуще явление дублетности. На основании этого может быть допущено параллельное использование термина «группа обучающихся».

4.3.Понятие«механизм педагогического управления ученическим коллективом»раскрывает содержание управленческой компетенции педагога как составляющей его профессиональной компетентности.Ссылки на источники.

1.Полонский, В.М. Методологические принципы разработки понятийнотерминологического аппарата педагогики. Режим доступа: [портал] http://www.jeducation.ru/4_2004/55.html–[Дата обращения 18.04.2012].2.Кичева, И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90е годы XX века. Пятигорск, 2004. С. 3233.

Словарь Ожегова. Режим доступа:[портал]. URLhttp://www.onlinedics.ru –[Дата обращения 21.03.2013].4.Закон Российской Федерации«Об образовании» от 10. 07. 1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями) Режим доступа: [портал]. URL: http://www.consultant.ru/popular/edu/–[Дата обращения 29.03.2013].5.Разберг, Б.А. Диссертация и ученая степень: Пособие длясоискателей. М.: ИНФРА, 2002. –4000 с.6.Толстов, Н. С. «Научнопедагогические основы управления общеобразовательной школой: Теория и практика совершенствования внутришкольного контроля». Режим доступа: [портал]. URL: http://www.dissercat.com/–[Дата обращения 24.11.2012]. 7.Халимова, Н. М. «Педагогическая система управления качеством начального профессионального образования в условиях его модернизации: на примере Республики Хакасия».Режим доступа: [портал]. URL:http://www.dissercat.com/–[Дата обращения 24.11.2012]. 8.

Бондарькова, А. М. «Педагогическоеуправлениепрофессиональным саморазвитием студентов технических вузов, обучающихся дистанционно». 14Режим доступа: [портал]. URL: http://www.dissercat.com/–[Дата обращения 25.11.2012]. 9.Касьянова, И. В.«Педагогическое управление иноязычным образованием будущих юристов в процессе профессиональной подготовки». Режим доступа: [портал]. URL: http://www.dissercat.com/–[Дата обращения 25.11.2012]. 10.Павлова, Л.Н. «Педагогическое управление развитием детского школьного детского коллектива».Режим доступа: [портал]. URL: http://www.dissercat.com/–[Дата обращения 25.11.2012]. 11.Абузярова, Г.С. «Основные тенденции развития ученического самоуправления в современных образовательных системах» URL: http://www.dissercat.com/

–[Дата обращения 24.11.2012].

12.Безродная, Я. А. «Организация ученического самоуправления как средство формирования социальной зрелости старшеклассников». Режим доступа: [портал]. URL: http://www.dissercat.com/–[Дата обращения 25.11.2012]. 13.Слабунова, Э. Э. «Педагогические условия научнометодического обеспечения развития многопрофильного лицея». Режим доступа: [портал]. URL: http://www.dissercat.com/–[Дата обращения 25.11.2012]. 14.Азариашвили, С. Г. Научнометодическая работа педагогов в совершенствованииобразовательной системы в условиях малого города». Режим доступа: [портал]. URL: http://www.dissercat.com/–[Дата обращения 25.11.2012]. 15.Сенченко, Н. В. «Педагогическое управление процессом самореализации студентов в образовательной среде вуза».Режим доступа: [портал]. URL: http://www.dissercat.com/–[Дата обращения 25.11.2012]. 16.Большом энциклопедическом политехнический словарь. Режим доступа: [портал]. URL: http://slovari.yandex.ru. –[Дата обращения 15.04.2012].17.Толковый словарь Ушакова. Режим доступа:[портал]. URL:http://dic.academic.ru –[Дата обращения 15.04.2012].18.Политология, словарь. Режим доступа: [портал]. URL: www.onlinedics.ru –[Дата обращения 15.04.2012].19.Лопатин, В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. –5е изд., стереотип. –М.: Рус. Яз., 1998. –832 с. 20.Философский словарь. Режим доступа: [портал]. URL: www.onlinedics.ru–[Дата обращения 12.05.2012].21.Психологическая энциклопедия. Режим доступа:[портал] URLhttp://www. synonymdictionary.info–[Дата обращения 15.04.2012].22.

Словарь синонимов. Режим доступа: [портал]. URL http://www synonymdictionary.info –[Датаобращения15.04.2012].23.Крупская, Н.К. Организационное и воспитательное влияние школы / Н.К. Крупская. –М.: Мол. гвардия, 1993. –339 с.24.Макаренко А.С. Собрание сочинений в 8 т.: т.5. / А.С. Макаренко. –М.: Просвещение, 1984. –302 с.25.Иванов, И.П. Методика коммунарского воспитания. М.: Просвещенбие, 1990. –67.26.Караковский, В.А. Развитие воспитательных функций коллектива / В.М. Караковский. М.: Академия, 1974. –198 с.27.Коротков, В.М. Самоуправление школьников / В.М. Коротков. М.: Акад. проект, 1981. –208 с.28.Куракин, А. Т., Новикова Л.И. Школьный ученический коллектив: проблемы управления / А.Т. Куракин, Л.И. Новикова. –М.: Книга, 1982. –67 с.

1529.Моделирование воспитательных систем: теорияпрактика: сб. науч. ст. / под ред. Л.И. Новиковой. М.: МГУ, 1995. 164 с.30.Концепция развития самодеятельности личности / В.М.Коротов, Н.В. Турчина, М.И. Мухина, Е.Н. Комарова. –1995 г.31.Всемирная энциклопедия Режим доступа: [портал]URL: http://dic.academic.ru/searchall. info–[Дата обращения 31.03.2013].32.Анохин, П.К. Кибернетика функциональных систем. Москва, "Медицина", 1998.

336 с.33.Абдеев, Р.Ф.Философия информационной цивилизации/ Р.Ф. Абдеев. 1994 . 336 с. –Режим доступа: [портал]. URL: http://sbiblio.com/biblio–[Дата обращения 17.03.2013].34.Синергетика: процессы самоорганизации и управления. Учебное пособие/ Под общей редакцией А.А. Колесникова. В 2х частях. Таганрог: Издво ТРТУ. 2004. Ч. I. 360 с.35.Губко, Г.В. Модели и механизмы управления виртуальными организационными системами / Управление большими системами. Выпуск 19. М.: ИПУ РАН, 2007. С. 154173.

36.Коргин, Н. А. Механизмы открытого управления в обменных схемах // Управление большими системами: сборник трудов, 2000, №2. Режим доступа: [портал]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmyotkrytogoupravleniyavobmennyhshemah –[Дата обращения 23.03.2013]. 37.Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Л.М.Митина.М.: Издательский центр «Академия», 2004. 320 с.38.Моисеев, А.М. Качество управления школой: каким оно должно быть / А.М.Моисеев . –М.:Сентябрь, 2001. – 634 с.39.Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс.Кн:2. –Казань: Издво Казанского университета, 1998. –318 с. 40.Хазан, М. Организационноэкономический механизм в системе управления предприятием // Проблемы теории и практики управления. –2006. № 2. –С.98.41.Мишин, Н.С. Исследование систем управления / Н.С.Мишин. –М.: Инфра, 2003. –525 с.42.Артюхов, М., Стригун, Н. Проектный подход как способ развития муниципальной системы образования // Народное образование. –2001. № 8. –С.35.PavlovaLarisa, Cand. Sci. (Educ.), Assoc. Prof. Department of Pedagogy and Psychology of Professional Education, GOU VPO "Chelyabinsk State Pedagogical University", Chelyabinsk, Email: pavlovalnppi@mail.ruLogicosemantic model of teaching pupils group management

Abstract.In this paper we propose to consider the conceptual and terminological base terms "management of the teacher", "'group', 'the mechanism of management". The goal is to build a logical and semantic model. The objective of this model is the description of the functions of pedagogical management. This will reveal the contents of each concept and see the relationship between the semantic meaning of concepts, thus described in terms of the object of study.Keywords:pedagogical management, student team, the mechanism of teaching pupils group management, logicalsemantic model.