Практико-ориентированные домашние задания по физике как одно из средств достижения качественного результата физического образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Горбунова Ж. Г. Практико-ориентированные домашние задания по физике как одно из средств достижения качественного результата физического образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2751–2755. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53553.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросу использования практико-ориентированных заданий при обучении учащихся физике – домашний физический эксперимент (наблюдение и опыты) и изготовление самодельных приборов и устройств.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1Горбунова Жанна Геннадьевна,учительфизикиМКОУ Чёрновская СОШ, с. Чёрновское g_maks02@mail.ru

Практикоориентированные домашние задания по физике как одно из средств достижения качественного результата физического образования

Аннотация: Статья посвящена вопросуиспользования практикоориентированных заданий при обучении учащихся физике –домашний физический эксперимент (наблюдение и опыты) и изготовление самодельных приборов и устройств.Ключевые слова: практикоориентированные задания, физика, физическое образование,физический эксперимент.

Развитие системы школьного образования, в том числе и физического, направлено надостижение качественного образовательного результата.В связи с этим актуальной стала проблема поиска новых подходов в обучении, в том числе совершенствования содержания, методов и организационных форм обучения. Результат обучения в современном образовании должен основываться на развитии, прежде всего, внутренней потребности в обучении, развитии мышления, воображения, креативности, устойчивого познавательного интереса как к содержанию предметной составляющей, так и к процессу обучения. Ведь цель образования сегодня предусматривает не только усвоение предметных знаний, но и общее развитие учащихся.Ведение мониторинга предметной составляющей результатов физического образования и диагностика предметной обученности позволили выявить проблемные места в изучении отдельных тем и разделов школьного курса физики.Педагогический опыт подсказывает, что для прочного усвоения знаний требуется сформировать у учащихся позитивное отношение и познавательный интерес к изучаемому материалу. Поэтому необходимо организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным и творческим, в котором учебная деятельность учащихся стала бы успешной, а знания востребованнымина практике. Как показывает время, один из возможных вариантов решения этой задачи заключается в использовании практикоориентированных заданий при обучении учащихся.Применениепрактикоориентированных заданий направлено наповышениекачества обучения учащихся, формированиеу них универсальных учебных действий, развитие творческих способностей.Физика –область естествознания, которая даёт возможность учащимся развивать их мышление, проявлять устойчивый интерес, совершенствовать учебные навыки. А содержание школьного курса физики позволяет для этого использовать разнообразные методы и приемы прикладного характера: учебные наблюдения, опыты, изготовление самодельных приборов и устройстви.т.д.Одно из таких направлений –это практикоориентированные домашние задания:домашний физический эксперимент (наблюдение и опыты);изготовление самодельных приборов и устройств, объясняющих суть физического явления или процесса.

Школьный курс физики основывается наописании опытови экспериментов, которые либо подтверждаютнаучныепредположения, либо, наоборот, требуют 2теоретического доказательства. Авторы школьных учебников пофизикепри описании некоторых практических исследованийобращаютсяк жизненному опыту учащихся, к ихнаблюдениям. Тем не менее, есть темы, в которых экспериментальные исследованиянедостаточно отражены в теории или, наоборот, экспериментне подкреплен теоретически. Решить эту часть проблемы позволяют правильно подобранные практикоориентированные домашние задания. Первое направление практикоориентированных домашних заданий–это домашний физический эксперимент (наблюдение и опыты).Значение домашнего физического экспериментаважно при формировании понятий, где необходима опора на конкретный материал, на понимание строения физических тели явлений.Наблюдения и опытыв домашних условиях, лабораторные работы, экспериментальные задачи направлены на вовлечение учащихся в активный познавательный процесс прикладного характера. В результате у учащихся формируются и развиваются предметные, метапредметные и универсальные учебные действия. Умение наблюдать, планировать и проводить эксперимент, исследовать и конструировать становятся составной частью в процессе обучения. Знания учащихся углубляются, становятся осмысленными, повышается интерес к физической и технике.В течение учебного года проводился мониторинг, направленный на изучениеэффективности использованияпрактических домашних заданий по физике в 7 классе. После изучения каждой темы проводилосьтестирование. Данный мониторинг показал, что в процессе изучениятеоретического материала и применения его на практике у учащихся формируютсянеобходимые учебные умения и навыки, а это одно из важнейших условий повышения качества обучения.Результатом данного педагогического исследования стала компилятивная подборка дидактических практикоориентированных домашних заданий «Домашний физический эксперимент. 7 класс». Дидактические материалы включают в себя творческиепрактическиезадания по основным темам учебника физики 7 класса А.П. Перышкина. Домашний физический эксперимент –это одно изсредств самостоятельного приобретения новых знаний; способствуетглубокому пониманию учащимися физических явлений, процессовитеорий; направлено на формированиеумений и навыков в практическом использовании физическихприборов, измерительных инструментов итаблиц. Выполнение физического эксперимента в домашних условиях позволяет развиватьнавыки измерения физических величин, устанавливать между ними соотношения и анализ их взаимосвязи. Это инструментознакомления учащихся с наблюдением и экспериментом как методами научного познания; развивает устойчивый интерес к познанию мира. Домашний физический эксперимент позволяет решать задачу современного образования –развитие универсальных учебных действий: определение целей и задач, составление плана деятельности (проведения наблюдений и опытов), умение интерпретировать полученный результат.Домашние экспериментальные задания позволяют выработать и развиватьу учащихсявнимательность, наблюдательность, аккуратность, целеустремленность; приучают обучающихсяк сознательнойцеленаправленной деятельности.Таким образом, домашний эксперимент направлен на повышение качества обучения; даёт возможность расширить связь теории с практикой; развивает интерес к физической науке; развивает творческое мышление и способность к 3изобретательству; позволяет дополнить демонстрационный эксперимент учителя и лабораторные работы, учит детей планировать и организовать свою деятельность. Второе направление практикоориентированных домашних заданий этоизготовление самодельных приборов и устройств, объясняющих суть физического явления или процесса –это известный метод, который выглядит сегодня в рамкахсовременной парадигмы образования, актуальным:активизирует творческий процесс изучения новой темы, побуждает проявлять смекалку и изобретательность. Кроме этого, процесс изготовления прибора, а тем более его демонстрация перед классом, учат школьников работать с учебной и дополнительной литературой, развивают мышление, учат презентовать свою деятельность, развивают коммуникативные навыки. В основе организации этой работы лежат слова древнего мыслителя и философа Китая Конфуция: Я услышал и забыл.Я увидел и запомнил.Я сделал и понял.Известно, что школьный курс физики достаточно сложный. Однако, очень важно, чтобы ученики понимали, что для решенияэкспериментальных задач требуются знания, получаемые не только на уроке.Ученики, встречаясь с необходимостью применения полученных знаний в новых условиях, а также самостоятельного открытия новых явлений, изобретая оригинальные приборы и конструкции, получают возможность развития своих творческих способностей. А наличие самодельных приборов в школьном кабинете физики расширяет возможности учебного эксперимента, как дома, так и на уроке.Самое сложное в процессе изготовления –это идея: как сделать, из чего, выбор материала и инструментов. Процесс изготовления самодельных приборов самый трудоемкий. Но ожидание его применения –вот что действительно имеет значение! Успешное выполнение творческого задания дает возможность поверить в свои силы и создает чувство гордости своей работой. Воспроизведение эксперимента на уроке с помощью самодельного прибора –самое важное и интересное!В качестве конкретных примеров предлагаю некоторые самодельные приборы и устройства, изготовленные учащимися в домашних условиях.Пружина с грузом плоской поверхности(рис. 1).

Прибор, позволяющий объяснить такие явления природы как смачивание твёрдого тела жидкостью и существования притяжения между молекулами. Прибор был представлен на уроке физики по теме «Взаимное притяжение и отталкивание молекул».

Рис. 1. Пружина с грузом плоской поверхности

Набор легкоподвижных тележек (рис. 2) представляет собой две тележки, собранные из деталей детского конструктора. Служит для доказательства, что действие одного тела на другое не может бытьодносторонним, оба тела действуют друг на друга, т.е. взаимодействуют. Прибор был представлен на уроке физики по теме «Взаимодействие тел».

4

Рис. 2. Набор легкоподвижных тележек

Шар Паскаля(рис. 3),с его помощью доказывается закон Паскаля: давление, производимое на жидкость или газ, передаётся в любую точку во всех направлениях. Прибор прошел испытание на уроке физики по теме «Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля».

Рис. 3. Шар Паскаля

Манометр(рис. 4)–устройство, позволяющее измерять давлений, больше или меньше атмосферного. Принцип действия этого прибора рассматривался на уроке по теме «Манометры». Рис. 4. Манометр

Устройства, объясняющие суть физического явления или процесса:Макет системы отопления жилого помещения,Фонтанпозволяют продемонстрировать принцип сообщающихся сосудов (в сообщающихся сосудах любой формы и сечения поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне). Печь (изучение тяги), Теплица, Термос, т.д.(рис. 5).

Рис. 5.Из коллекциисамодельных приборов

5Апробирование приборов заключалось в проверке надежности и возможности наблюдения изучаемых явлений и законов. На все изготовленные приборы составлены карты самодельного прибора. Разработана памятка счего же нужно начать, если вы решили заняться изготовлением прибора. Проведенаинвентаризацияранее изготовленных самодельных приборов, включеныв Каталог самодельных приборов.Длямладших школьников организовываютсявыставкис целью вовлечения их в увлекательный мир физики.Выполняя домашние лабораторные работы, наблюдая физические опыты, конструируя и изготовляя самодельные приборы, развивается познавательная активность и самобытное мышление обучающихся. И как сказал один из самоделкиных (автор самодельных приборов), что изготовление самодельных приборов –это не только интересно и занимательно, но и открывает двери в мирфизики.Результатом деятельности этого направления стало:Коллекция самодельных приборов и возможность их практического использования.Разработаны Каталог и Технологические карты самодельных приборов.Увеличение доли учащихсяучастников НПК, публичныхвыступлений (проекты, доклады, сообщения) и, как следствие, владение терминологией, развитие коммуникативных навыков, формирование исследовательских навыков,развитие познавательного интереса.

Выполнение учащимися опытов и наблюдений в домашних условиях, изготовление самодельных приборов –необходимое дополнение к теоретическому и практическому материалу, изучаемому на уроке, а использование практикоориентированных заданий обеспечивает эффективность обучения; действие канала обратной связи при взаимодействии «учительученик»,развитие интереса учащихся к творчествуинавыков исследовательской деятельности.

Ссылки на источники1.Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. –М.: Дрофа, 2002.



Gorbunova Zhanna,a teacher of physicsat the municipal governmental educational institution secondary comprehensive school, Chyornovskoe Irbit District Sverdlovsk Regiong_maks02@mail.ru

Practiceoriented types of homework in Physics is as one of means for achieving high results in Physics education

Abstract.The paper is devoted to practiceoriented types of homework that are used in Physics learning; they are a home physical experiment (an examination and a test) and the production of homemade apparatusesand devices.

Keywords:practiceoriented types of homework, Physics, physics education, a physical experiment.