Организация учебно-воспитательного процесса и педагогической помощи детям и подросткам с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гринюк Р. Ф. Организация учебно-воспитательного процесса и педагогической помощи детям и подросткам с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2766–2770. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53556.htm.
Аннотация. Обсуждая проблему «обучаемости-необучаемости» детей с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, следует правильно осмыслить приоритетность формирования «житейского» опыта. Обучение лиц с тяжелыми нарушениями интеллекта нужно понимать в социальном и правовом контексте, как право каждого человека получать гарантированные государством и обществом такие условия жизни, которые не унижали бы его достоинства, как личности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гринюк Рита Фануровна

Заместитель директора по учебновоспитательной работе муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа –интернат № 2 VIIIвида» (сокращенное наименование МКСОУ «Школаинтернат №2») города Прокопьевска Кемеровской области

msoy2.savinova@yandex.ru

«Организация учебновоспитательного процесса и педагогической помощи детям и подросткам сумеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности»

Аннотация и ключевые слова

Обсуждая проблему «обучаемостинеобучаемости» детей с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, следует правильно осмыслить приоритетность формирования «житейского» опыта. Обучение лиц с тяжелыми нарушениями интеллекта нужно понимать в социальном и правовом контексте, как право каждого человека получать гарантированные государством и обществом такие условия жизни, которые не унижали бы его достоинства, как личности.

Умереннаяи тяжелая степень интеллектуальной недостаточности, детиинвалиды, социализация, организация образовательного пространства.













Мир многолик и многообразен. Многимиз нас приходилось слышать эту или схожую с ней фразу. Но каждый ли из нас задумывался, в чем эта многоликость?

К сожалению, окружающий нас мир открывает не только прекрасные, радостные и счастливые лица. В силу своей профессии мне представилась возможность работать и общаться с детьми, имеющими умеренную и тяжелую степень интеллектуальной недостаточности (далее УиТСИН), с нарушениями центральной нервной системы и массой других сопутствующих болезней.

Такими детьмине принято гордиться, они не вызываютчувства умиления. С ними трудно, тяжело, порой невыносимо. Они не принесут славу учителю, став победителями конкурсов, лауреатами какихлибо премий. Их успех мизерный, почти незаметный по сравнению с другими, талантливыми детьми. Но и такой ребенок,ранее считавшийся «необучаемым», приносит удовлетворение, радость людям, которые с ним рядом, которые отдают емумного сил, энергии, тепла и доброты –родным, близким, педагогам. Ошибочное понимание «обучаемости»как способности осваивать академические знания, быть равным сверстникам с сохранным здоровьем, нанесли невосполнимый социальный и нравственный урон нескольким поколениям детейинвалидов и их семьям. Опыт работы наших педагогов указывает на то, что такие дети овладевают социальными нормами поведения, несложными видами труда, способны усваивать грамоту, понимать обращенную к ним речь, т.е. в большинстве случаев, они обучаемы.Современными экспериментальными исследованиями подтверждено, что включение ребёнка с нарушением интеллекта в процесс обучения возможно и необходимо при обеспечении определённых условий. Хочу более подробнорассказать о таких детях, поделиться своими размышлениями о проблемах, с которыми сталкиваются «особые» дети и их семьи.

В МКСОУ «Школаинтернат №2» города Прокопьевска из 21 в 3хклассах (2б, 4б, 9б)обучаются дети, имеющие умеренные и тяжелые нарушения развития и статус «ребенокинвалид».

Всего 19 человек. Основным показателем в клинической картине таких нарушений является интеллектуальная недостаточность. Кроме того, в разных сочетаниях выявляются двигательные нарушения, тяжелые нарушения речи, задержка психического развития, болезнь Дуна, расстройство эмоциональноволевой сферы. Зачисление детей в школуинтернат осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) и по направлению городской или областной психологомедикопедагогической комиссии. Принимаются дети в возрасте от 6 до 18 лет, имеющие инвалидность в связи с тяжелыми нарушениями развития. Основнойцельюорганизации учебного процессав классах, где обучаются дети с УиТСИН,является коррекция имеющихся нарушений, искажений в личностном развитииобучающихся, дальнейшая социализация и адаптация воспитанников в этом сложном мире, где мало покоя и счастья, но много противоречий и отчаяния, где люди проявляют всё большую отчуждённость друг от друга и равнодушие. Многолетний вакуумв сфере организации образовательного пространства для данной категории обучающихся выявил следующие проблемы:Не сформирован характер и перспективы развития предоставляемого образования;Нет законодательно утвержденных программ и учебников для данной группы детей;Нет системы, позволяющей осуществлять педагогическое сопровождение детей с УиТСИН.В связи с этимв отношении обучающихся коррекционной школы, имеющих нарушения в умственном и физическом развитии, требуется применение особых и более специфических методов воспитания и обучения.Организация учебного процесса и педагогической помощи в классах для детей с УиТСИН в МКСОУ «Школаинтернат №2» осуществляется решением следующих задач:1.Изучить нормативные правовыеи законодательные документы, регламентирующие деятельность классов для детей с УиТСИН.2.Выявить специфические особенностиорганизации образовательного процесса в классах для детей с УиТСИН.3.Определить цели и содержание педагогической работы.Таким образом,возникла потребность в разработке адаптированных программ и методических рекомендаций. Совместная деятельность учителя и школьных специалистов (логопеда, психолога, социального педагога, медицинского работника) позволила добиться создания системы педагогического сопровождения детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Содержание обучения, как означалось выше,направлено на социализацию, коррекцию нарушений социальноличностного и познавательного развития обучающихся, поэтому в учебном плане основное место отводится предметам(на примере 9 класса): ремесло 10 часов в неделю, хозяйственнобытовой труд2 ч, социальнобытовая ориентировка 2 часа. Включены коррекционные занятия: лечебная физкультура (ЛФК), развитие психомоторики и сенсорных процессов.Важно, когда с детьми на протяжении всех лет обучения (с первого по девятый класс) постоянно работают одни и те же педагоги (учитель, воспитатель). Особенность работы с данными детьми заключается в том, что обучающиеся не могут быть оставлены на повторный год обучения. Главным в своей педагогической деятельности коллектив считает проведение мониторинга обучаемости воспитанников, и только на этой основе осуществляетсяпланирование, организацияи проведение занятий, консультирование членов семей обучающихся, сотрудничество с другими специалистами.В процессе работы делается акцент на развитииобщей психологической компетентности ребенка, учитываетсянестабильность эмоциональноволевой сферы обучающихся, отсутствие познавательной мотивации, проявление злостнотоскливого настроения ребенка.

Категория воспитанников имбецильных классов достаточно неоднородна по медицинским показаниям и возрастным особенностям. В качестве примера возьму данные по 9 Б классу (учитель Шумакова В.А). С 2004 г. по 2012 г. обучение прошли 14 человек: 8 девочек и 6 мальчиков в возрасте до 20 лет, признанные инвалидами детства.

Клинический диагноз органическое поражение центральной нервной системы и сопутствующие заболевания:

тяжелые нарушенияречи –5 человек;

специфические нарушения речи, движения, моторных функций –14 человек;

синдром Дауна –1 человек;

расстройство эмоциональноволевой сферы –6 человек;

соматические заболевания (порок сердца, нарушения зрения, нарушение осанки, сколиоз IIIIVстепени, невралгия) –14 человек.Из общего числа: 1 воспитанник с тяжелой патологией психофизического развития нуждается в повседневном медицинском контроле и социальной помощи во всех видах жизнедеятельности: гигиеническом уходе, кормлении, одевании и др.

5 человек, несмотря на нарушения двигательномоторных функций, недоразвитие познавательных и речемыслительных процессов, рассматриваются как перспективные с точки зрения формирования социальнобытовых умений, коммуникации, общения, доступных видовпознавательной деятельности. Работу началис обследования обучающихся. Убедились, что игровая, конструктивная, изобразительная деятельность у них не сформирована. Навыки самообслуживания слабо развиты, у большинства отмечены разнообразные нарушения мелкой

моторики. Все психические процессы

нарушены. Внимание

недостаточной концентрации, объем его

мал. Неумение переключать внимание с

одного вида деятельности на другой, быстрая

забываемость, нарушение всех мыслительных процессов, наличие сложных форм речевых расстройств.Результаты обследования убедили нас

в необходимости определения специальных путей организации работы.В ходе работы столкнулась с тем, что дети с УиТСИН не могут усвоить материал добукварного периода. Для них трудно понимание и обозначениеслов, самостоятельное использование их в общении, не могут составитьпредложение с опорой по картинке, возникают значительные трудностив звукослоговом анализе слов. У многих детейслабо развита мелкаямоторика, а предлагаемые задания для обводки и разукрашивания слишком малы для них. Для преодоления недостатков мелкой моторики и подготовки руки к письму предложилиследующие упражнения: обвести и разукрасить фигуру,продолжить узор. Для коррекции мыслительной деятельности задания на обобщение, анализ и синтез. Для развития пассивного и активного словаря к каждой теме предлагали иллюстрациюи задание к ней: назвать предметы, изображенные на картине. Чтобы ребенок научился соотносить слово с предметом, выполнялиупражнения, в которых нужно сначала назвать предмет, затем обвести его и разукрасить. Таким образом, при разработке дидактического обеспечениястановитсявозможнойинтеграция детей с выраженным нарушениеминтеллекта в образовательный процесс.Прежде чем начать работу по формированию у детей умения дифференцировать предметы личной гигиены и применять их по назначению, обратилиськ диагностической карте и внеслив нее показатель, указывающий,

на каком уровне сформировано то или иное

умение у

ребенка. Если у него не получалосьвыполнение какогото действия, работалис ним поэтапно. Сначалаучиливзаимодействовать с предметомпри совместных действиях, затем –демонстрировали ребенку действие и предлагаливыполнить его самостоятельно. Следующий этап–научитьшкольника выполнять действие по инструкции, инструкцию на первых порах делилина части. Например.«Покажи, где у нас раковина. Подойди к раковине. Покажи, где мыло, возьми мыло» Ежемесячно вносилив таблицу (см. таблицу 1) результат по формируемому умению, как показано на примере. Изменения в способах выполнения действий вселяют уверенность в успехе. При выводе ребенка на самостоятельное действие работу в этом направлениине прекращали.



Таблица 1. Результаты по формированию умения.

Условные обозначения:1 ребенок выполняет действие вместе с учителем. 2 ребенок выполняет действие по образцу, который ему предъявили. 3 ребенок выполняет действие по инструкции. 4 ребенок выполняет действие самостоятельно.

Задания соответствовалипсихофизическимвозможностям обучающихся, учитывалинарушения их двигательномоторных функций, недоразвитие познавательных и речесмысловых процессов. У таких детей должны появиться предпосылки для формирования представлений, навыков и умений, необходимых для последующегообучения в школе и их дальнейшей социальной адаптации. В своей

деятельности опираемся

на основной принцип коррекционной направленности обучения детейинвалидов

это практическая направленность всего обучения. Методическое объединение учителей, работающих в классах, где обучаются дети с УиТСИН, изготовили 20 коррекционноразвивающих игр, предлагают коллегам практический материал:упражнения для кистей рук и пальцев, развитие координации движений моторики в быту, общие упражнения

на координацию движений, массаж и самомассаж, пальчиковую гимнастику, конспекты уроков по развитию моторики.Другой попыткойнайти эффективный путь

социальной

адаптации детей –инвалидов является концертная и театральная деятельность.Обучение детей грамоте и элементарному счету имеет огромное значение для развития их познавательной деятельности, однако, это возможно лишь на практическинаглядной основе. И с такими детьми можно добиться успешности: См. табл.214 школьникам, считавшимся необучаемыми, оказана педагогическая поддержка и помощь, значит, у детей появилась возможность не быть изолированными от окружающего мира. 2 человека достигли уровня социальной интеграции –продолжили обучение в профессиональных училищах города. У всех обучающихся сформировано положительное отношение к школе, все воспитанники могут выполнять правила поведения в общественных местах, приобрели первичные навыки по самообслуживанию и личной гигиене, а также принимают участие в общественнополезном труде.В процентном соотношении уровень устной речи воспитанников сформирован на 59%.85% обучающихся знают буквы и цифры. 78% учеников читают слова, предложения, короткие рассказы, умеют списывать и писать под диктовку, овладели простейшими навыками счета.

Таблица 2. Овладение социальнобытовыми навыками обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости



Об эффективности работы системы педагогического сопровожденияв МКСОУ«Школаинтернат №2» свидетельствуют следующие факты:

наши дети живут в семьях, а не в учреждениях закрытого типа, посещают образовательное учреждение, находятся под постоянным наблюдением специалистов и получают квалифицированную помощь;

родители, опекуны имеют возможность работать и не терять квалификацию, получать квалифицированную педагогическую помощь в школе;

специалисты приобретают теоретические знания, практический опыт воспитания и обучениятаких детей, в процессе деятельности обобщают и распространяют опыт работы. Несомненно, существующая модель, реализуемая в образовательном процессешколыинтерната, требует дальнейшего развития. Но, несмотря на обозначенные трудности, нам уже удалось решить очень важную задачу –оказание своевременной педагогической помощи и поддержки детям с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточностии их семьям.



2004 г. 2007 г. 2012г. Я и моя семья1) знание своей фамилии, имени, отчества48122)знание своего домашнего адреса79143) знание места работы родителей2684) знание имен, фамилий ближайших родственников6911Социальные5) умение пользоваться общественным транспортом69116) умение пользоваться телефоном410127) умение соблюдать правила поведения в общественных местах 131414 Хозяйственные8) навыки самообслуживания1013139) участие в общественнополезном труде (уборка помещения, уборка на пришкольном участке, уход за цветами)141414 Список используемой литературы

1.Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида (Iвариант) от 10.04.2002 года №29/2065П.

2.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программнометодические материалы//Под редакцией И.М.Бгажноковой/.М.,ВЛАДОС, 2010.239 с.

3. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая: рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью.М., 2002. –205с.

4. Малер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: учеб. пособие. –М., Издательский центр «Академия», 2003. –201 с.

5. Малофеев Н.Н. Особый ребенок –обычное детство/ Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. –2011. №11.

6.Региональная система комплексного сопровождения детей и взрослых с тяжелыми нарушениями развития/ Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. –2011. №4.

7. Российская Федерация. Законы. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» 1995 г., с изменениями на 23.10.2003 (ст.18 и 19).

Grinyuk Rita FanurovnaThe deputy director for teaching and educational work of local government state special (correctional) educational institution for being trained, pupils with limited opportunities of health "Special (correctional) comprehensive school –a look boarding school No. 2 VIII" (MKSOU abbreviated name "Boarding school No. 2") cities of Prokopevsk of the Kemerovo regionmsoy2.savinova@yandex.ru"The organization of teaching and educational process both the pedagogical help to children and teenagers with moderate and heavy degree of intellectual insufficiency"

Thanks in advance.Discussing a problem of "learning ability not learning ability" of children with moderate and heavy degree of intellectual insufficiency, it is necessary to comprehend priority of formation of "everyday" experience correctly. Training of persons with heavy violations of intelligence needs to be understood in a social and legal context, as the right of each person to receive guaranteed by the state and society such living conditions which would not humiliate its advantage as persons.Moderate and heavy degree of intellectual insufficiency, disabled children, socialization, organization of educational space.