Психологическая база письменной речи

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гусакова Н. Ф. Психологическая база письменной речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2776–2780. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53558.htm.
Аннотация. Данное пособие является руководством по использованию серии Тетрадей «РазУМейка» и представляют комплекс специально разработанных тренинговых упражнений, используемых в системе занятий по коррекции устной и письменной речи младшего школьного возраста с ОНР. Интегрирование заданий в коррекционно-развивающий процесс обеспечивает комплексное развитие памяти, внимания, нестандартного мышления, речи, повышают интерес детей не только к конечным результатам работы, но и - что особенно важно – к самому процессу познания, мыслить эйдосами – образами. Лейтмотив настоящего руководства – сохранение, укрепление и коррекция психосоматического здоровья детей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гусакова Наиля Фаритовна, учительлогопедМАДОУ ДС КВ «Ручеёк», г. Новый Уренгой, ЯНАОЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ КОГНИТИВНЫХ КОМПОНЕНТОВТренинговые упражнения как средство развития когнитивных компонентов у детей младшего школьного возраста с нарушениями устной и письменной речи



















В настоящее время, развитие образовательных систем на современном этапе характеризуется усилением внимания к проблемам обучения письменной речи, что обусловлено возросшей ролью данного вида деятельности и соответствующим повышением требований, предъявляемых современным обществом к письменной речи. В результате обучение аномальных детей, в целях оказания им помощи в специальном и развивающем образовании, коррекционная педагогика в целом и логопедия, в частности, должна подняться на более качественно новыйуровень. Особенно остро встает вопрос о развитии самостоятельной письменной речи у учащихся с Общим Недоразвитием Речи (ОНР)

при которой, на первый Краткий тезаурус и ключи их расшифровки:ОНР (Общее НедоразвитиеРечи) –различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Дисграфия–специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.Система Эйдетики–память без границ, «Эйдос» в переводе с греческого «образ». Эйдетизм–способность очень ярко представлять себепредмет, которого нет в поле нашего восприятия.

Данное пособие является руководством по использованию серии Тетрадей «РазУМейка»и представляют комплекс специально разработанных тренинговых упражнений, используемых в системе занятий по коррекции устной и письменной речи младшего школьного возраста с ОНР.Интегрирование заданий в коррекционноразвивающий процесс обеспечивает комплексное развитие памяти, внимания, нестандартного мышления, речи, повышаютинтерес детей не только к конечным результатам работы, но и что особенно важно –к самому процессу познания,мыслить эйдосами –образами.Лейтмотив настоящего руководства –сохранение, укрепление и коррекция психосоматического здоровья детей.план выступает недоразвитие всех компонентов речевой системы, отражающееся на устной и письменной формах речи. Поэтому учителямлогопедам необходимо владеть большим арсеналом диагностических, развивающих, обучающих и корригирующих современных методик, разработка которых становится приоритетным направлением логопедии. На фоне первоочередной задачи в коррекционной педагогике и логопедии продолжает оставаться проблема выявления, предупреждения и коррекции письменноречевой деятельности у детей с ОНР.Решение рассматриваемых вопросов во многом зависит от научнотеоретического подхода к природе изучаемого явления. При исследовании письменной речи, в частности, при изучении готовности к овладению навыкам письма, необходимо учитывать несколько аспектов данной проблемы. Письменная речь,прежде всего,относится к языковым явлениям. Вследствие этого необходимо учитывать факторы, определяющие данный вид речи с лингвистических и психолингвистических позиций; необходимо различать как психологические, так и физиологические аспекты; учитывать не только учение о психических операциях, но и психофизиологическую структуру каждой операции в отдельности, особенностях речевого развития.В характеристике детей данной категории условно можно выделить 2 группы нарушений (С.П. Дуванова, Р.И. Лалаева, Е.С. Слепович, О.В.Филатова, С.Г. Шевченко):Особенности речевой деятельностиОсобенности познавательной сферыбедность словарного запаса;трудности в овладении грамматическим строем;своеобразие формирования словообразования;нарушение формирования монологической речи;наличие комплекса речевых нарушений.несформированность операций анализа, синтеза, абстракции, сравнения, обобщения;тяготение к стереотипным, ранее усвоенным действиям и операциям, к механическому неосмысленному стилю труда;отсутствие положительного эмоционального отношения к мыслительной деятельности;снижение всех видов памяти, внимания, умственной работоспособности;неполноценность тонких форм зрительного, слухового, тактильного восприятия

В отечественной логопсихологиисуществуют немало исследований, посвященных изучению развития психики детей с речевой патологией(А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин). Большая часть работ была направлена на изучение познавательной сферы детей с нарушениями речи, среди них работы:АвторыОбластьисследованияИ.Т. Власенко, А.П. Вороновой, Изучение различных видов восприятияЕ.М. Мастюковой, Т.М. Пирцхалайшвили,Л.С. Цветковой, Н.А. ЧевелевойГ.С. ГуменнойИзучение особенностей мнестической деятельностиЮ.Ф. Гаркуша, О.Н. Усановой,

Т.А. ФотековойИзучение особенностей вниманияЛ.И. Беляковой, И.Т. Власенко, Ю.Ф. Гаркуша, Г.В. Гуровой, Л.Р. Давидович, Л.А. Зайцевой, В.А. Ковшикова, Т.Н. Синековой,

А.И. Ураковой, О.Н. УсановойИзучение особенностей мыслительной деятельностиО.С. Павловой, Л.Г. СоловьевойИсследование речевых коммуникацийВ.П. ГлуховаИсследование воображенияПравильная оценка неречевых процессов необходима для выявления закономерностей атипичного развития детей с ОНР, и в тоже время, для определения их компенсаторного фона. Особенности сенсорной, интеллектуальной и аффективноволевой сферы у детей обусловлены нарушениями речевой деятельностью. Для них характерна недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения, в том числе между речью и практическим действием. Низкий уровень показателей произвольного внимания приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности. Различия в проявлении произвольного внимания зависят от модальности раздражителя: дети с трудом сосредотачивают внимание на выполнении заданий с использованием слуховой инструкции, чем с опорой на наглядность.При первично сохранной смысловой и логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память и нарушена продуктивность запоминания: они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Причем, эта низкая активность припоминания может сочетаться ограниченными возможностями развития познавательной сферы.Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылкамидля овладения мыслительными операциями, дети отстают в развитии словеснологического мышления. В этойсвязи последние годы контингент детей, нуждающихся в логопедической помощи, значительно изменился. Стревогой отмечаются резкое снижение успеваемости учащихся по родному языку, растет поколение неграмотных детей. Увеличился поток учащихся с нерезкими выраженными нарушениями слуха и зрения, недостаточным уровнем развития познавательной деятельности, высших психических функций. У них отмечаются недостатки речевого развития, нередко имеющие различные соматические заболевания, что, в свою очередь, обуславливает трудности в освоении программы в целом. Все больше становится детей с теми или иными незначительными отклонениями в состоянии нервной системы, а в процессе обучения нагрузки на детей значительно увеличиваются. В результате, у многих школьников возникают трудности в овладении школьными навыками, которые усугубляют психическое состояние ребенка. Спутниками этих детей в школе являются: частые головне боли, астенические состояния, недостаточность внимания, неумение контролировать свое поведение, расторможенность, непослушание, несобранность. Они проявляются лишь при увеличении нагрузок на нервную систему, что приводит к разбалансировке психических процессов –памяти, внимания, мышления. Следовательно неусвоение программы русского языка рассматривается как дисграфия, а механизмы ее возникновения связываются не только с речевой патологией, которая бесспорно продолжает занимать основное место среди причин возникновения этих нарушений, но и с особенностями развития познавательной деятельности и когнитивных функций ребенка, принимающих активное участие в формированиифункциональной системыписьма. Прежде всего, для представления общей, четкой картины о нарушениях письменной речи, необходимо дать определение, уточнить симптоматику и механизмы дисграфии.Дисграфия–специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма. В связи с этим необходимо выделить психологические причины, при которых младшие школьники испытывают трудности в усвоении письменной речью, обусловленное общим недоразвитием речи (ОНР). Эти школьники характеризуются специфическими особенностями нарушения познавательной деятельности, так как умственное и речевое развитие ребенка тесно связаны между собой. Формирование речи основывается на развитии познавательной деятельности, но эти два процесса являются относительно автономными. Работа по формированию мышления и иных психических процессов должна идти параллельно с развитием речи, так как известно, что речь запаздывает в развитии. Обычно речь детей с ОНР невыразительна, без эмоциональных оттенков и логических ударений. Отмечается слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушено смысловое программирование речевой деятельности, создание внутренних речевых действий. Затруднен звуковой анализ, отмечается позднее формирование фразовой речи. Речь характеризуется бедностью словарного запаса, ситуативностью, наличием аграмматизмов, несформированностьюкак импрессивной, так и экспрессивной речи. Как следствие,большую сложность в дальнейшем представляет овладение письменной речью. Из всех наиболее известных классификаций дисграфии, разработанных авторами (М.Е Хватцевым, О.В. Токаревой, А.Н. Корневым и др.), предпочтение отдается той, которая была создана сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А.Н Герцена ив дальнейшем несколько уточнена Р.И. Лалаевой. Согласно этой классификации, выделяются следующие пять видов дисграфий. Виды дисграфии

Психологическая причинаАртикуляторноакустическая дисграфия

дифференцированные нарушения звукового анализа и синтеза.

Аграмматическая дисграфиянедостаточность развития мыслительной деятельности, проявляется в искажениях смысла слова, непонимания многозначности слов и фраз. В основу этих затруднений лежит недостаточность такой мыслительной операции как обобщение. Недостаточность операции абстрагирования проявляется в трудностях при переходе из конкретного в абстрактный план действия, внутреннее программирование в высказывании.

Оптическая дисграфия

несформированность пространственных представлений, недоразвитие зрительного анализатора.

Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза

недостаточная обобщенность мышления, что обуславливает затруднения при образовании понятий; однолинейность мышления, «прикованность» к какойлибо одной стороне рассматриваемого предмета или ситуации; инертность мыслительной деятельности, приводит к образованию шаблонов мышления, к стереотипности действий. Недостаточное развитие памяти и процессов произвольного внимания является причиной многих видов трудностей при обучении родному языку.

Идеаторная дисграфия1 следствие выраженного дисбаланса между основными нервными процессами –возбуждением и торможением.

Дисграфия на почве истерии2гиперболизированный вариант идеаторной дисграфии при преобладании возбуждения над торможением.



Показатели частой причиной неуспеваемости ребенка в школе является несформированность познавательной деятельности, слабость познавательных 1О.М. Коваленко «Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы», Москва, 2006 г.2О.М. Коваленко «Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы», Москва, 2006 г.

процессов, отсутствие мотивации и мысль о многоаспектном проявлении характеров нарушений и необходимость их преодоления породили новое направление в моей практике. Где лейтмотивом и доминантой данного руководства становится комплексное развитие интеллектуальной сферы в младшем школьном возрасте посредствомтренинговых упражнений как средство развития когнитивных компонентов. Складываласьопределенная концепция, что уровень готовности к овладению письменной речью, как сложной формой психической деятельности человека зависит от состояния нервной системы и характера процессов возникающей в ней. А самую важную роль в этом выполняет часть центральной нервной системы –мозг, деятельность, которого отвечает за организацию психических процессов. Таким образом, суммируя первичные нарушения устной речи (ОНР) и вторичные проявления (дисграфия) с неотъемлемыми нарушениями психологического состояния детей, способствовало созданию системы комплексных заданий и упражнений в предлагаемом пособии.Работа, отраженная в серии Тетрадей «РазУМейка», идет в нескольких различных направлениях:Усвоение и активное использование речи как средства мышления.

Соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: нагляднодейственного, нагляднообразного и словеснологического.

Выделение, обособление и относительно независимое развитие познавательных процессов:памяти, внимания, мышления.Все это в полной мере относится к овладению письменной речью детей младшего школьного возраста с недостатками в устной речи. Этим определяется актуальность избранной темы. В предлагаемых пособиях серии «РазУМейка» опубликованы основные процедуры интеграции в коррекционноразвивающий процесс, в данном случае тренинговые упражнения, способствующие развитию когнитивных компонентов по совершенствованиюустной и коррекции письменной речи. Предложенные модифицированные и адаптированные задания, направлены на формирование когнитивного компонента навыков письмаи способствуют устранению сопутствующих причин:

Несформированность пространственных представлений;Недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза;Недостатки в развитии фонетикофонематических процессов;Преодоление несформированности языковых единиц: слово –предложение –текст. Основной целью написания данного практического руководстваявляется:создание инновационного

процессакомплексной деятельности по разрешению проблем развития когнитивной и языковой линий, обеспечивающих формирование внутренней структуры письменной речи детей с ОНР, реализуя принцип вариативного и деятельностного подходов в коррекционноразвивающий процесс на основе интеграции развивающих технологий. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи: Коррекционные:Осуществление поискапутей эффективной коррекционной работы по развитиюустной речи.Развивающие:Обучение многомодальному восприятию информации; Использование тренинговых упражнений, как средство по стимулированию развития когнитивных компонентов.Профилактические:Предупреждение отклонений в развитии устной речи и ряда информационновыразительных средств, способствующих становлению коммуникативных навыков;Профилактика недостатков и преодоление трудностей в освоении письменной речи;Повысить высокий уровень успешной социализации детей в обществе.Воспитательные:Развитие эмоциональноволевой сферы;Развитие саморегуляции и контроля над собственной деятельностью. Следует отметить, что применение предлагаемого комплекса упражнений способны помочь становлению и развитию личности ребенка, формированию познавательных и учебных мотивов деятельности, т.е. создаются предпосылки к сформированности у него универсальных учебных действий. Научная новизнаи теоретическое значение данного пособия заключаются в целесообразности и эффективности разработанной системы предназначенная для развития когнитивных компонентов. Для детей младшего школьного возраста характерно эмоциональнообразное восприятие окружающего мира, в том числе и обучающей информации. Методы обучения, которые предлагает эйдетика, отражены в данном пособии, они опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам физиологического развития. Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий мозга, делает более гармоничным и самого ребенка. Используя, методы эйдетики, процесс обучения становится с одной стороны более эффективным, с другой стороны,перестает быть психологически травмирующим. Существеннее следующее: комплекс тренинговых упражнений образуют необходимые задатки к развитию нужных, а именно, креативных способностей ребенка. Другими словами обучение только тогда эффективно, когда оно в радость и правильно организовано.Отличие данного руководстваот других, действующих в традиционной системе, и заключается в том, что:Тетради сери «РазУМейка»базируется на выводах и достижениях современной психологии, дидактики и частных методик, например метод эйдетики. Задания и упражнения ориентированы не только не только на контроль и оценку результата, но позволяют овладеть знаниями и рациональными приемами их применения.В ней представлена система тренинговых упражнений, позволяющие успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, формирования нестандартного, то естькреативного мышления. Тем самым строится непрерывный курс овладения творческой грамотной устной и письменной речи.Учитывая, что для детей с ОНР не характерно эмоциональнообразное восприятие окружающего мира, в том числе и обучающей информации, на образное мышление ребенка, которые соответствуют законам физиологического развития, и способствует гармоничному развитию познавательной деятельности, что делает более гармоничным и самого ребенка. Используя Тетради сери «РазУМейка»по развитию когнитивных компонентов,процесс обучения становится с одной стороны более эффективным, с другой стороны перестает быть психологически травмирующим. В значительной степени методы обучения, которые отражает данное пособие, опираются на концепции известного психотерапевтаВиктора Франкла, сформулировавшийпринципы развития личности и пути, по которым необходимо идти «Все, что растет, нуждается в пище. Пища мысли концентрация".Другими словами обучение только тогда эффективно, когда оно в радость и правильно организовано.Условия реализации Тетрадейсери «РазУМейка»осуществляется с учетом уровня сформированности устной речи, с учетом структуры дефекта в психологическом аспекте, это, в свою очередь, помогает строить и внедрять коррекционнопедагогическую работу с детьми, с учетом их психологических особенностей. Предлагаемые тренинговые упражнения используются на каждом занятии по коррекции и профилактики нарушений письменной речи детей. В этой связи, можно говорить о некой системе, когда осуществляется комплексный подход и реализация принципов вариативности, осуществления его в коррекционноразвивающий процесс на основе интеграции развивающих технологий, к решению чрезвычайно актуальной проблемы. Не работая над развитием психических процессов, невозможно справиться с такой проблемой, как нарушения письма. Но нельзя забывать, что мы имеем дело с маленькими людьми, которым тяжело высидеть урок и выполнять монотонные упражнения, хотя и очень важные. Необходим поворот от преувеличенного внимания к знаниями детей к акценту на их умственное развитие. Совершенно необходимо в ходе коррекционноразвивающей деятельности ставить ребенка в ситуацию выбора, оценки своих результатов, ценить и развивать его индивидуальность. Следовательно, работа педагога, должна строиться так, чтобы дети почувствовали свою причастность и важность личного вклада, к учебному процессу, веру в свои силы, и, безусловно, адаптировались к условиям нахождения в школьной среде. Главное не гладкость занятия, а естественный процесс изучения и исследования, понятия и осмысления, с его ошибками трудностями, эмоциями радости, огорчения, преодоления инертности. В.Ф. Шаталов считает: «Ученик должен учиться победно!», значит должны бытьи необходимо учитывать доминирующие принципы:

Не нанесение вреда;Непрерывность и преемственность; Соответствие возрастным особенностям; Приоритет позитивных воздействий над негативными воздействиями. Упражнения и большое количество разнообразных заданий, направлены на восполнение пробелов в развитии психологических предпосылок к полноценному овладению устной и письменной речью, способствуют повышению качества и результативности на формирование устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста.

Серия Тетрадей «РазУМейка» состоит из пяти разработок, но имейте в виду, что каждое из них не соответствует объему и отводимому на выполнение времени уроку. Как один из вариантов можно рекомендоватьследующая модель занятия с применением тренинговых упражнений:1.Разминка –35 минут, в течение которых учащиеся в быстром темпе отвечают на достаточно легкие вопросы, вызывающие интерес, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой доли юмора, и подготавливает к выполнению специальных, более сложных задач;2.Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей памяти, внимания, воображения;3.Развитие связной речии мышления, в условиях выполнения логикопоисковых и творческих заданий.Предлагаемые упражнения идут синхронно с основной коррекционноразвивающей деятельностью и порядок применения заданий такой: в течение отводимых 40 минут необходимо в качестве интеллектуальных разминок выполнить 12 упражнения из любого блока на развитие когнитивных компонентов. Успех коррекционнопедагогической работы во многом зависит от непременных качеств специалиста, работающего с детьми: должны быть любовь к детям, отзывчивость, наблюдательность, мудрое взвешивание возможностей ребенка, что поможет увидеть подводные рифы в обучении детей при индивидуальном подходе к каждому ребенку. Интеграция развивающих технологий, инновационных приемов в процесскоррекционноразвивающей деятельности, в результате проведенной работы

и реализации серии пособий «РазУМейка» гипотетически устанавливаются качественныеожидаемыеизменения психического здоровьядетей, в следующихаспектах:Способствует развитию памяти посредством связей с ярким эмоциональнообразном восприятии информации.Позволяет запоминать не только картину, образ, но и абстрактный символ, который развивает способность мыслить образами.Помогает детям естественно пользоваться при обучении разными ассоциациями, синестезически воспринимают полезную информацию, легко управляют своим вниманием.Учит детей объединять свои психологические и интеллектуальные способности, научатся управлять своими эмоциями, настраиваться на восприятие информации, обрабатывать ее, понимать, запоминать.Развивает ребят правильно и логически мыслить, в результате чего повышается эффективность работы головного мозга, повышается успеваемость школьника.Способствует овладению модели познания, и пользы от правила «науки учиться» с самого детва.Расширяет кругозора детей.Помогает гармонично им развиваться как личности.Тетради серии«РазУМейка», как практическое руководство тренинговых упражнений по развитию когнитивных компонентов адресована учителям начальных классов, родителям, заинтересованных в гармоничном развитии их ребенка, будет полезно гувернерам, особенно, широкому кругу логопедовпрактиков, педагоговпсихологов, воспитателей ГПД. Серия «РазУМейка» предлагает захватывающиетренинговые упражнения по развитию когнитивных компонентов, которые предполагает Эйдетика, с целью приятного времяпрепровождения и досуговой деятельности, обостряющее работу мозга. Такой системный подход позволяет и способствует не только повышению качества коррекционноразвивающего воздействия, но и обеспечивает последовательное и непрерывное познавательное развитие ребенка, так как в основу материала заложена идея развития личностного потенциала, укрепление и сохранение психического здоровья ребенка.

Список литературы1.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –СПб: Союз, 1997. –96 с.2.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. –СПб.: Издво«СОЮЗ», 2001. –224с.3.Эльконин Д.Б. избранные психологические труды. Под. ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. –М., 1989г.4.Матюгин И.Ю. и др. Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения. Т.1: Запоминание цифр, телефонов, исторических дат \Матюгин И.Ю., Чакакберия Е.И., Рыбников И.К. –М.: Эйдос, 1994 г.5.

Матюгин И.Ю. Развитие памяти и внимания \И.Ю. Матюгин. –М.: РИПОЛ классик, 2009. –112 с.: ил.6.Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителей \И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е Данилова и др.; под. ред. И.В. Дубровиной. –М.: Просвещение, 2003. –208с. –ISBN5090116407.