Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Груздева А. В., Арсёнова М. А. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2771–2775. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53557.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена проблемам развития воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности. Представлены результаты исследования особенностей развития воображения детей 5-6 лет. Раскрыты и обоснованы основные пути развития воображения детей в условиях современного дошкольного образовательного учреждения
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Груздева Анастасия Викторовна,студент ГОУ ВПО ©Череповецкий государственный университетª, специальность 050703.65 ©Дошкольная психология и педагогикаª, г. Череповец.Gruzdena@yandex.ru

Арсёнова Марина Алексеевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВПО ©Череповецкий государственный университетª, г. Череповец.y0sh@mail.ru

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

Аннотация:Данная статья посвящена проблемам развития воображения у детейстаршего дошкольного возраста средствамиизобразительной деятельности.Представленырезультаты исследования особенностей развития воображения детей 56 лет. Раскрыты и обоснованы основные пути развития воображения детей в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Ключевые слова:воображение, изобразительная деятельность,рисование, уровень развития воображения, творчество.

Проблема развития воображения детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в ее изучении. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в его творческой деятельности. Воображение создание новых образов на основе предшествующего опыта. Это необходимый элемент в творческой деятельности человека в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределённостью (дефицитом информации).[2].В отечественной психологии исследования, посвященные развитию воображения у детей дошкольного возраста, занимают значительное место. Многие авторы связываютгенезис воображения с развитием игровой деятельности ребенка (А.Н..Леонтьев, Д.Б.Эльконин), а также с овладением детьмидошкольниками видами деятельности: конструктивной, музыкальной, художественнолитературной, изобразительной.[2].Одной из важнейших линий познавательного развития ребенка является развитие воображения. Изучая развитие воображения, О.М Дьяченко и Е.Л Пороцкая отмечают, что, на основе игровой деятельности у ребенка формируется ряд психологических новообразований. ©Это, прежде всего, воображение и символическая функция, которые позволяют ребенку производить в своих действиях перенос свойств одних вещей на другие, замещение одного предмета другимª.[4].В работах большинства отечественных авторов подчеркивается роль образов в функционировании воображения. Так, Л.С. Выготский писал:©…привнесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает некоторый новый, ранее не существующий образ, составляет, как известно, саму основу той деятельности, которую мы называем воображениемª.[2].Л.С. Выготский отмечает, что деятельность воображения зависит от опыта, который в детском возрасте складывается и растет постепенно, от потребностей и интересов, в которых эти потребности выражаются. Также оно зависит от комбинаторной способности и упражнения вэтой деятельности.[2].В процессе нашего исследованияизучались особенности развития воображения детейв изобразительной деятельности, так как именно в данном виде деятельностипроявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоциональноволевой сферы.О. Боровик отмечает, что рисование

это одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка.В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоциональноволевой сферы.[1].Значительный скачок как в развитии самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему нравится. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать.Рисование популярно среди детей 5

6 лет. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выявить уровень этого познания. Чем больше развито у детей восприятие, наблюдательность, тем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки.

В старшем дошкольном возрасте возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.Психологические исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н.Леонтьева, А.А. Люблинской показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством проявляется новый тип деятельности творческий. Своеобразие этой деятельности в том,что создается возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли.А.А. Люблинская доказала в своих исследованиях, что воображение старших дошкольников приобретает все более активный и творческий характер, и поэтому развивается способность к творческой деятельности, дети все большее внимание начинают уделять идее, тоесть замыслу своего произведения, которое отражает сюжет его рисунка. При этом они используют в своей творческой деятельности не только реальные предметы и явления, но и сказочные образы.Так как рисование наиболее популярный вид продуктивной деятельности дошкольников, именно в этой деятельности появляется возможность выявить наиболее характерные черты развития детского воображения, посредствоманализа продуктов деятельности детей.Специальные педагогические воздействия могут способствовать развитию воображения ребенка. Для этого хорошо использовать разные варианты задач на воображение и другие приемы. Именно педагогически правильные воздействия на ребенка приведут к увеличению уровняразвития воображения. Анализ психологопедагогической литературы на тему развития воображения в дошкольном возрасте позволил нам организовать опытноэкспериментальное исследование с целью выявления особенностей развития воображениядетей 56 летв изобразительной деятельности.Так как время исследовательской работы было ограничено, нам удалось выявить особенности воображения дошкольников старшей возрастной группы, в изобразительной деятельности. Данная деятельность была выбрана нами, так как она дает продукт для исследования, который ярко отражает все особенности детского воображения. Так как перед нами стояла задача: выявить особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте, нами были подобраны соответствующие методики.Изобразительная деятельность была выбрана нами, так как она является особым продуктивным видом деятельности, который побуждает ребенка к активной творческой деятельности. Детские рисунки, ярко выражают основныеособенности детского воображения, а также в полной мере отражают уровень развития воображениядошкольников. Нами оценивались детские рисунки, в соответствии с критериями, представленными в методиках, а также отличительные особенности детских работ

оригинальность и техничность.Экспериментальное исследование проходило на базе МБДОУ ©Белоручейский детский сад ©Родничокª Вытегорского района Вологодской области. В эксперименте участвовали 20 детей в возрасте 56 лет. Использовались диагностические методики Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной©Дорисуй фигуруª и ©Свободный рисунокª.Подобранные методики диагностики отвечают возрасту детей и соответствуют целям исследования. Они являются стандартными, надежными и валидным. Нам удалось достичь цели исследования и получить результаты, контентанализ которых позволил выявить особенности и уровни развития воображения детей старшего дошкольного возраста.Анализ результатов диагностики позволил нам выделить следующие группы детей: дошкольники с низким уровнем развития воображения (21%); дети со средним уровнем воображения (16%); дети с высоким уровнем развития воображения (63%). Анализ содержания детских рисунков показал, что больше половины детей имеет достаточно высокий уровень развития воображения. Рисунки этих детейяркие, красочные и оригинальные. У детей, чьи рисунки по всем критериям оценки относятся к среднему уровню развития воображения, в работах проявились только отдельныеэлементы творчества, то есть не создаличегото абсолютно нового, но нарисовали объект посвоему, оригинально.С учетом результатовдиагностики нами были разработаны методические рекомендации для педагогов, которыесодержатпоэтапную структуру педагогической работы, по развитию воображения детей посредством изобразительной деятельности. При составлении рекомендаций мы опирались наработу О. В. Боровик ©Развитие воображенияª.Работа по развитию воображенияу детей старшего дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения должнастроитьсяпоэтапно,в зависимости от темы и поставленной цели занятия.Сначала ребенку показывают, как можно создавать новый образ, затем организуется совместная деятельность педагога и ребенка, и только после этого ребенокдействует самостоятельно.Важно учить ребенка выделять главное, намечать план действийпо созданию творческого продукта, осуществлять самоконтроль.Цельпервого этапа:формирование операциональных умений, необходимых для создания образов воображения. Детей учат видению и построению образов знакомых им предметов по элементам, тренируют в умении выделять образ предмета среди других и воссоздавать его в рисунке.Примеры заданий первогоэтапа:Задание ©Дорисуй фигуруª. Ребенку предлагают незаконченное изображение предмета и просят назвать этот предмет. После того, как ребенок назвал предмет, он должен его дорисовать и раскрасить.Задание ©Кто больше придумает и нарисуетª. Ребенку показывают изображения двух одинаковых по форме, но разных по величине геометрических фигур и предлагают назвать как можно больше предметов, которые по форме похожи на нарисованные. После словесного ©опредмечиванияª просят нарисовать их.Данныезадания способствуют активизации познавательных процессов ребенка и актуализации имеющегося у него запаса знаний и представлений об окружающем. Таким образом, создается база, на основе которой возможно дальнейшее развитие воображения.Цельвторого этапа:формирование у детей умений видеть и создавать сюжетные изобразительные композициина основе наглядной опоры. Ребенок учится анализировать объекты и ситуации: выделять главные и второстепенные признаки, видеть взаимосвязь предметов по содержанию, уметь расположить их в любом порядке, планировать свою изобразительную деятельность, вносить новые элементы в изображение.Примеры заданий второгоэтапа:Задание ©Дорисуй картинкуª. Ребенку предлагают недорисованную сюжетную картинку, которую он должен сначала внимательно изучить и описать, а потом дорисовать и раскрасить.Задание ©Дорисовываем рассказª. Необходимы 3 картинки, объединенные сюжетом. На доске последовательно вывешивают картинки, но без первой (начало рассказа), или без последней (конец рассказа). Ребенку предлагают воссоздать рассказ целиком, представить и нарисовать недостающую картинку.Данные задания позволяют продолжитьработу по совершенствованию познавательных процессов ребенка, расширению и уточнению имеющегося запасапредставлений об окружающем. Составляя композиции,ребенок нетолько устанавливает причинноследственные зависимости, но и включается в активный процесс создания полного сюжета. У него укрепляется интерес к занятиямизобразительной деятельностью, активизируется связная творческая речь.Цельтретьего этапа:обучение приемам и способам комбинирования и перекомбинирования образов.Способность включать знакомые фигуры и абстрактные элементы в различные изображения

это одиниз важных компонентов развития воображения.Примеры заданий третьегоэтапа:Задание ©Геометрические фигуры в предметахª. Ребенку показывают картинку с изображением конкретной геометрической фигуры и просят отыскать в комнате предметы, в которых она присутствует, а потом нарисовать их.Задание ©Дорисовывание на основе данного элементаª. Ребенку дают лист с нарисованным абстрактным элементом или фрагментом предмета. Необходимо догадаться, что начал рассовать художник, и дорисовать картинку.Задания третьегоэтапа способствуют максимальной активизации всех психических процессов и особенно операций анализа и синтеза, продолжают формировать операционные компоненты воображения, создавая предпосылки самостоятельной творческой деятельности. Наряду с созданием рисунков по заданным эталонам, предлагают ребенку рассказать о том, что он изобразил. Овладение этой деятельностью будет основанием для перехода к следующему этапу обучения.Цельчетвертого этапа:развитие самостоятельного словесного и изобразительного творчества ребенка. В процессе обсуждения и уточнения представлений об окружающем мире он обучается пониманию смысла с помощью интонации, иллюстраций, схем и символов, а также планированию, делению на смысловые части, последовательному изложению и рисованию.Примеры заданий 4 этапа:Задание © Иллюстрация к сказкеª. Ребенку читают сказку, после чего он выбирает наиболее понравившийся эпизод, рассказывает о нем и рисует к нему картинку.Варианты сказок: ©Красная шапочкаª, ©Колобокª, ©Кот в сапогахª, ©Лиса и журавльª.Задание ©Сочини историюª. Ребенку предлагают придумать короткую историю и нарисовать к ней картинку. Онможет сам выбрать темы своих историй.Варианты тем историй: ©8 мартаª, ©Новый годª, ©В детском садуª, ©На выставкеª.При разработке системыучитывалисьпринципы отечественных и зарубежных психологов о единстве сознания и деятельности (в частности изобразительной), развитии психики и деятельности, о потенциальных возможностях ребенка, ©зоне ближайшего развитияª.Предлагаемые этапы работы могут включаться в систему психологопедагогических занятий, а так же могут быть самостоятельным вариантом организации совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста.

Ссылки на источники:

1.Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. –М.: ООО "ЦГЛ "Рон"" 2000. –112с.2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя / ВыготскийЛ. С.,ПослеслВ. В., ДавыдоваМ...: Просвещение,1991. 90 с.3.Возрастная и педагогическая психология. Учеб. Пособие для студентов / Под ред. Проф. ПетровскогоА.В. М., "Просвещение", 1973

–288 с.4.Дьяченко О.М. Воображение дошкольника М.: Знание, 1986 с.3850.5.Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника //Вопросы психологии. –1988. № 6 с. 5259.6.Смирнова О. Е. Детская психология. –М.,Владос, 2006. —366 с.

Gruzdeva AnastasiyastudentInstitution Cherepovets State University, a specialty 050703.65 "Preschool Psychology and Pedagogy", Cherepovets.Gruzdena@yandex.ruArsenova Marinacandidate of Pedagogical Sciences, associate professor of early childhood education Cherepovets State University, Cherepovetsy0sh@mail.ru

Development of imagination in children preschool age in expressive activity.

Abstract: This article deals with problems of imagination in children preschool age in expressive activity. Presents and analyzes the results of research on the problem. Disclosed and justified the main ways of imagination through the use of guidelines for teachers and parents.Keywords:imagination, figurative work, painting, the level of imagination and originality.