Музыкально-педагогическая система К. Орфа и реформирование дополнительного музыкального образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Забурдяева Е. Г. Музыкально-педагогическая система К. Орфа и реформирование дополнительного музыкального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2886–2890. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53582.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблемам современной музыкальной педагогики. В статье обозначены основные тенденции модернизации образования в России – активизация его развивающей функции, переориентация современной педагогики на человека, возврат к гуманистическому подходу в образовании, к принципу природосообразности воспитания. Дана характеристика музыкально- педагогической системы К. Орфа, как системы соответствующей современному прогрессивному направлению в образовании.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Забурдяева Елена ГригорьевнаПреподаватель фортепиано Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей ©Детская школа искусствª городского округа город Урюпинск.Zaburdyaevaeg@mail.ruМузыкальнопедагогическая система К. Орфа и реформирование дополнительного музыкального образования.Аннотация. Статья посвящена проблемам современной музыкальной педагогики. В статье обозначены основные тенденции модернизации образования вРоссии –активизация его развивающей функции, переориентация современной педагогики на человека, возврат к гуманистическому подходу в образовании, к принципу природосообразности воспитания. Дана характеристика музыкальнопедагогической системы К. Орфа, как системы соответствующей современному прогрессивному направлению в образовании.Ключевые слова: общество, культура, образование, природосообразность воспитания, музыкальная деятельность, игра, импровизация, социализация, система Орфа.

Необходимость реформирования отечественного образования, как одного из стратегических направлений государственного развития, официально декларируется с конца ХХ начала XXIвеков. Система музыкального образования, как неотъемлемая часть российского образования, представлена основной (общим музыкальным образованием в школе) и дополнительной (©полупрофессиональнымª образованием в музыкальной школе) подструктурами также находящимисяв стадии своего реформирования. Вектор реформирования системы общего музыкального образования уже определяется на правительственном уровне в направлении формирования хорового сознания, что внутренне сплачивает учащихся на основе особого рода духовной общности и делает понятным как государственные интересы в консолидации общества, так и частнометодические музыкальнопедагогические методы и способы решения поставленной задачи.Иначе дело обстоит в системе дополнительного музыкального образования, где все признают необходимость его реформирования на основе трех принципов новой музыкальной педагогики, сформулированных В.Г. Ражниковым, первым из которых является принцип личностноориентированного обучения, согласно которому центром педагогического процесса должна быть личность учащегося. Данный принцип бесспорен, хотя многие десятилетия он с успехом нарушался и особенно часто именно в педагогике музыкального образования, где основной формой общения выступала коммуникативная диада ©учительученикª где учитель всегда (независимо от своей воли и желания) выступал тем духовным референтом или образцом для подражания, идеалом для самовоспитания учащегося. Транслируемые учителем ценности, образы, формы поведения часто неадекватно воспринимаются учащимся не только потому, что они ©индивидуально окрашеныª педагогом, но и потому, что сам учащийся ©при сохранении сущностных оснований и действенных механизмов его развития…., не только разительно отличается от того ©дитяª, которое описывали Я.А. Коменский…и другие великие детоволители прошлого, но даже качественно отличается и от ребенка 90х гг. ХХ в. При этом ребенок не стал хуже или лучше своего сверстника двадцатилетней давности, он просто стал другим!ª [1]. При этом, наличие традиционного арсенала педагогических средств, накопленного со времен Я.А. Каменского, по мнению ученых, часто оказываются безрезультативными вреализации личностноориентированного образовательного подхода.Из сказанного выше возникает очевидное противоречие: если есть продекларированная цель новой музыкальной педагогики, но фундаментальной гуманитарной наукой обнаружена неспособность ее реализации на общепедагогическом уровне, а значит и на уровне дополнительного музыкального образования, то возникает вопрос: где искать выход?Один из апробированных способов, позволяющих решить сформулированную нами проблему, является изучение передового отечественного и зарубежного опыта и не только современного, но и прошлого, ярким образцом которого выступает педагогическая система К. Орфа. Данная система была открыта для советской музыкальной общественности благодаря Д.Б. Кабалевскому и Л.А. Баренбойму в 6070 гг. ХХ века, которые дали ее описание, что породило к ней общественный интерес. Не касаясь истории развития орфсистемы в СССР, а в дальнейшем и в России 90х гг. ХХ в., скажем, что ее судьба была скорее драматична, чем оптимистична, так как включала самые полярные оценки: от снисходительного ©разрешенияª на существование, до экзальтированного признания. Подобный оценочный разброс долгое время не позволял осмыслить истинный образовательный потенциал орфсистемы, что оттеснило ее на периферию музыкальнопедагогической науки и практики вплоть до конца ХХ века.Тем не менее, именно в первые десятилетия XXIвека орфсистема предлагает музыкальнопедагогическому сообществу свой потенциал, с помощью которого можно и нужно успешно и безотлагательно решать проблему реформирования дополнительного музыкального образования именно на начальной своей стадии, т.е. в работе с младшими школьниками (а, по возможности, и с дошкольниками и даже во внутриутробном периоде). Ибо именно это звено, будучи профессионально ориентированным (к чему стремится ныне государство), обязано в перспективе пополнять ряды абитуриентов музыкальных колледжей, музыкальнопедагогических институтов, университетов, академий и консерваторий без чего академическая музыкальная культура может рухнуть, а традиционная –уйти в небытие.Безальтернативность и необходимость использования орфсистемы в настоящий момент обусловлено тем, что она функционирует на принципе природосообразности, обеспечивающему любому социуму перспективу выживания и успешного развития. Принцип природосообразности, сформулированный еще Я.М. Коменским не в должной мере используется в системе дополнительного музыкального образования. В данной системе до сих пор господствуетавторитарный принцип, в контексте которого референтным образом (или образом для подражания) выступает небесспорная во всех отношениях личность учителя. Личность учителя как референтный образ –это большая и важная проблема, анализу которой посвящены разделы в книгах Г.Г. Нейгауза, А.Д. Алексеева, А.П. Щапова и др. Однако личность учителя, даже самого ©идеальногоª, т.е. признанного историей развития музыкальной педагогики, не может соперничать с референтными образами, хранимыми в фольклорной памяти любого народа. Вероятно, поэтому многие и не только отечественные системы музыкального образования строятся на основе принципа приоритетного изучения национального фольклора. Таковы системы музыкального образования З. Кодаи, Б. Бартока и, конечно же, К. Орфа, которые помогают каждому индивиду ©входитьª в искусство, которое запечатлело в своих образах человечество ©на всем протяжении всемирной истории, (где) человек сегодняшний узнает себя в ликах прошлогоª [2]. В данном контексте речь идет об обращении к глубоким корням человеческой памяти, актуализация которой раскрыта в культурноисторической концепции Л.С. Выготского.Принцип природосообразности тесно сосуществует, с принципом культуросообразности. В педагогике данный принцип сформулировал А. Дистервег [3]. Соотношение принципов природосообразности и культуросообразности в истории образования и в учении А. Дистервега базируется на сущностных характеристиках человека –природной и социальной. Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учётом особенностей этнической и региональной культур, решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры. Таким образом, цели, содержание, методы воспитания культуросообразны в том случае, если учитывают исторически сложившиеся в конкретном социуме традиции и стиль социализации.В основе педагогической системы Орфа концепция природосообразного развития личности.Исходя из этого, цель воспитания формулируется К. Орфом каквосстановление в человеке цивилизованном человека природного (природосообразность).К. Орф придавал большое значение биогенетическому закону Мюллера –Геккеля [4]. Согласно этому закону индивидуальное развитие каждого организма (онтогенез) есть краткое и сжатое повторение (рекапитуляция) важнейших этапов эволюции (филогенеза), через которые в течение длительного периода прошли предки группы, к которой данный организм относится. Формулировку историкофилософского принципа, К. Орф, позаимствовал у Гёте: ©...если мир и всё человечество движется путем прогресса, то каждое новое поколение, каждый вновь родившийся человек всё же должен начинать сначала, с тем чтобы пройти заново через все эпохи мировой культурыª [5]. Элементарные формы музыки предшествуют всяким иным известным формам первоначальной продуцирующей деятельности,как в историческом развитии человеческого рода, так и в возрастном развитии человеческого индивида. Сохранение и культивирование фольклора в системе К. Орфа направлено на сохранение основ культуры нации, защиту культурной среды обитания человека.Система К. Орфа создает предпосылки для соучастия воспитуемого в разнообразной музыкальной деятельности, необходимой для современного человека. Сюда относятся все формы музицирования, начиная с фольклора народов мира, включая простые образцы европейской музыкальной классики, хорового пения, охватывает все возможные стили и направлениясовременной музыки вплоть до ©авангардаª. Элементарное музицирование К. Орфа является самым благоприятным фундаментом для дальнейшего (профессионального и любительского) музыкального воспитания, но, что важнее всего закладывает основы для природосообразного развития личности. На уроке элементарного музицирования знакомясь и осваивая элементы музыкального языка, ребёнок, находится в движении в прямом и в переносном смысле. В процессе музыкальнотворческой игры коей является Орфурок, дети учатся моделировать создавать не только музыкальнопоэтический материал, но и человеческие отношения в обществе. Приобретая музыкальный опыт, дети имеют опыт социальный –опыт общения. Ребёнок учится быть ведущим –брать на себя ответственность за результат своих действий и действий своих товарищей. Учится отдавать ведение лидерство ©другомуª, быть внимательным и активным ведомым. Учится работать в команде –быть чутким, отзывчивым, сообща быстро находить верное решение общей проблемы. Учится на практике тем качествам, которые делают человека личностью. Кроме того сама форма урока снимает целый ряд социальных проблем: учит детей телесному контакту, взаимопониманию, состраданию, моделирует сложные социальные ситуации, воспитывает коммуникативность, настроенность и готовность к общению.Опираясь на фундамент элементарной музыки движение и ритм, лежащие в основе человеческого бытия, используя слово и обретая мелодию, ребёнок продвигается по пути развития культуры человечества. На этом пути, человек, вступая во взаимодействие, друг с другом и с музыкальным материалом, совершает открытия, приобретая социальный и культурный опыт. Важно, чтобы в процессе ©эволюцииª, на пути превращения маленького человека в гармонично развитую личность, ребёнка терпеливо сопровождал учитель. Именносопровождал, а не дёргал и не подталкивал, являлся равноправным партнёром чутким и терпеливым в созданной им же ситуации открытияи познания (игровая ситуация).Здесь следует отметить, что главной задачей элементарного музицирования по системе Карла Орфа является импровизационнотворческая игра в самых разнообразных формах, сочетающих музыку, речь и движение. Поскольку целью этого музицирования является развитие творческих способностей детей и их обучение в действии, по форме и содержанию оно наиболее естественно соответствует природе детей, а также принципам игровых методик, существующих в мировой практике.Игра –служит, с одной стороны, проявлением естественной потребности к деятельности, с другой стороны, выражением детской радости она утомляет их гораздо меньше, чем любое другое занятие, поскольку является одновременно и работой, и отдыхом.Игра –как психологопедагогическое средство выступает в трех измерениях: как средство передачи традиции (нацелена в прошлое); как средство передачи радости, настроения (нацелена в настоящее); как средство развития творческого потенциала (нацелена в будущее).Игра всегда двупланова (в ней существует реальная ситуация и иллюзорная); игровое действие осуществляется по правилам (подвижные игры) или в форме сюжетноролевой игры. Дети, находясь в иллюзорной ситуации испытывают настоящие чувства, взаимоотношения играющих складываются не только в игре, но и по поводу игры. Игру по всем этим признакам можно считать прототеатром или первичной формой театра (здесь есть актёр, т.е. ребёнок, есть роль, которую он исполняет или разыгрывает, но ещё нет третьей важнейшей составляющей театра –зрителя). Следует отметить, что театральная составляющая всего происходящего необыкновенно важна для К. Орфа.Ссылки на источники

1.Фельдштейн Д.. Приоритетные направления психологопедагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д.И. Фельдштейн. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. –16 с.–с.6.2.Валицкая, А.П. Образование в России: стратегия выбора. СПб.:издво РГПУ им. А.И. Герцена, 1998.128 с.–с.43.3.Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей [Публ. фрагмент из трудов нем. педагога, 1834г.] // Нар. Образование, 2001. №1.4.Мюллер Ф., Геккель Э. Основной биогенетический закон (Классики естествознания). –М. Л.: Издание Академии наук СССР, 1940. –292 с. ; URL: http://www.booksgid.com/science/38832mjullergekkelosnovnojj.html.5.Гёте И. В. Поэзия и Правда (Wahrheit und Dichtung). —М.: ©Захаровª, 2003. —736 с. —ISBN 5815903566.Zaburdyaeva Elena G.Piano Teacher Municipal budgetary educational institutions of further education for children "Children's Art School" of city district Uryupinsk.Zaburdyaevaeg@mail.ruMusicalpedagogic Orff system and reform additional musical education.Abstract.The article deals with the problems of modern pedagogy. The paper outlines the key trends in the modernization of musical education in Russia to activate its developmental functions, the reorientation of modern pedagogy for a human, return to the humanistic approach to education, the principle of education in its nature way. The characteristic of the musical education of Orff, as a system of appropriate modern progressive tendency in education is given.Keywords: society, culture, education, the way of education, musical activities, games, improvisation, socialization, Orff system.