Модель проблемно-диалогового урока в начальной школе
Выпуск:
ART 53585
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Киселева
Н.
В. Модель проблемно-диалогового урока в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
2901–2905. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53585.htm.
Аннотация. Данная статья раскрывает сущность одного из типов урока, а именно проблемно-диалогового. Чем же отличается данная модель урока от традиционного?
Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
Текст статьи
Киселева Нина ВячеславовнаУчитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 Барабинского района, г.Барабинскnisaar@mail.ruМодель проблемнодиалогового урока в начальной школе.Аннотация.Данная статья раскрывает сущность одного из типов урока, а именно проблемнодиалогового.Чем же отличается данная модель урока от традиционного?Проблемнодиалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка проблемы –это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Ключевые слова:проблемный диалог, мотивация, технологии, ситуация, методы, творческие способности.
В современном обществе меняются приоритеты образования. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Исходя из этих целей, необходимо использовать новую организацию совместной деятельности. В развивающей образовательной системе школа 2100 реализуется технология проблемно –диалогического обучения, которая помогает учащимся самостоятельно открывать знания.
На смену монологу приходит диалог.При построении диалогового урока надо учитывать, что диалог –это форма общения. Проблемнодиалогические уроки способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной мотивации. Достигается понимание учениками материала, так как до всего додумался, самдиалоговый урок не получится, если присутствуют факторы, тормозящие диалог:1. Категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке. Навязывание своего мнения, обилие дисциплинарных замечаний, авторитаризм.2. Отсутствие внимания учителя к ребёнку (улыбка, обращение по имени, физический и зрительный контакт.)3. Закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые вообще отвечать не нужно.4. Неумение учителя быть хорошим слушателемПроблемнодиалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.Постановка проблемы –это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения –этап формулирования нового знания.Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога:побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать понастоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. В побуждающем диалоге мысль ученика как бы делает скачок к неизвестному. Важную роль в организации побуждающего диалога играет создание различных ситуаций на уроке.
1. Создание «ситуации успеха». Детям предлагается задача, опирающаяся на имеющийся опыт. Каждый индивидуально решает задачу, не испытывая затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями.2. Ситуация «интеллектуального разрыва». Предлагается похожая по внешним признакам практическая задача, которую ученики решить уже не могут, так как она ориентирована на новый способ решения. В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха (никто не может). Это положительная эмоция, так как нет переживания своего неуспеха на фоне успеха других.3. Формулирование учебной задачи вместе с учителем. Дети должны испытать дефицит своих способностей. Проанализировать ситуацию практического затруднения: где и почему возникла проблема? Тогда и появляется учебная задача. «Что будем делать дальше?» или «Как бы вы сформулировали последующие действия?» Учащиеся сами формулируют вопрос и ищут на него ответ. Диалог развивается от тех вопросов, которые волнуют ребёнка.
Поэтому школьник испытывает некоторую неуверенность, переживает чувство интеллектуального риска: «Вдруг не то скажу?». А так обычно и случается: класс высказывает массу неожиданных ответов.Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию. Таким образом, проблемнодиалогическое обучение –это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам разрешить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.В отличие от этого традиционное обучение –это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков.При этом постановка проблемы сводится к сообщению учителем темы урока; поиск решения редуцирован до изложения готового знания, что не гарантирует его понимания большинством класса.Центральную часть технологии составляет характеристика проблемнодиалогических методов обучения.Проблемно
диалогические методы обучения обеспечивают постановку и решение учебных проблемшкольниками и представляют собойопределённые сочетания приёмов, вопросов, заданий. Традиционные методы сводятся к сообщению темы учителем и знания в готовом виде.Проблемнодиалогические методы дают широкие возможности варьирования форм обучения (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной), в то время как традиционные методы всегда фронтальны.Использование проблемнодиалогических методов в учебном процессе исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребенка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки. Таким образом, учебный процесс ориентирован на формирование у детей интереса к обучению, на творческое начало в учебной деятельности, приобретение собственного опыта творческой деятельности. С самых первых уроков детям предлагаются задания, которые, развивают не только ум, но и волю, чувства, эмоции, умение самостоятельно находить и преодолевать затруднения, проводить самооценку. Поощрение со стороны учителя –это признание способностей ребенка, оно стимулирует его к дальнейшему творчеству. Очень часто делают «открытие» при изучении нового материала дети с нестандартным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью и далеко не «отличники». Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями. Самыми догадливыми и самыми сообразительными, как правило, хотят быть все. Если ученику комфортно на уроке –тогда и результаты учения будут лучше, и личность будет развиваться более гармонично. Очень важно сохранить не только физическое здоровье ребенка, но и психическое, и нравственное. Данная технология являетсярезультативной и здоровьесберегающей, посколькуобеспечивает высокое качество усвоения знаний, позволяет добиться положительной динамики качества обучения, развитие интеллекта и творческих способностей, воспитания активной личности при сохранении здоровья учащихся.
Список литературы:1.Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., 20022. Образовательная система Школа 2100. Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная образовательная программа. В 2х книгах/ Под науч. ред. Д.И. Фильштейна. М.: Баласс, 2011
Kiseleva Nina VyacheslavovnaThe teacher of initial classes, the municipal budget educational institution secondary comprehensive school №3 Барабинского district, г.БарабинскModel of the problemdialog lesson in primary school.Abstract. This article reveals the essence of one of the types of class, and that is the problemdialog. What is the difference of this model lesson from the traditional? Problemdialogical technology gives a detailed answer to the question, how to teach to students put and solve problems. In the phrase «the problem dialogue» the first word means that the lesson of learning the new material should be worked out two links: formulation of the learning problem and the search for its solution. Statement of the problem this is a stage of formulation of the topic of the lesson or the study question.Key words:the problem dialogue, motivation, technology, situation, methods, creative abilities.
В современном обществе меняются приоритеты образования. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Исходя из этих целей, необходимо использовать новую организацию совместной деятельности. В развивающей образовательной системе школа 2100 реализуется технология проблемно –диалогического обучения, которая помогает учащимся самостоятельно открывать знания.
На смену монологу приходит диалог.При построении диалогового урока надо учитывать, что диалог –это форма общения. Проблемнодиалогические уроки способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной мотивации. Достигается понимание учениками материала, так как до всего додумался, самдиалоговый урок не получится, если присутствуют факторы, тормозящие диалог:1. Категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке. Навязывание своего мнения, обилие дисциплинарных замечаний, авторитаризм.2. Отсутствие внимания учителя к ребёнку (улыбка, обращение по имени, физический и зрительный контакт.)3. Закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые вообще отвечать не нужно.4. Неумение учителя быть хорошим слушателемПроблемнодиалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.Постановка проблемы –это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения –этап формулирования нового знания.Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога:побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать понастоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. В побуждающем диалоге мысль ученика как бы делает скачок к неизвестному. Важную роль в организации побуждающего диалога играет создание различных ситуаций на уроке.
1. Создание «ситуации успеха». Детям предлагается задача, опирающаяся на имеющийся опыт. Каждый индивидуально решает задачу, не испытывая затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями.2. Ситуация «интеллектуального разрыва». Предлагается похожая по внешним признакам практическая задача, которую ученики решить уже не могут, так как она ориентирована на новый способ решения. В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха (никто не может). Это положительная эмоция, так как нет переживания своего неуспеха на фоне успеха других.3. Формулирование учебной задачи вместе с учителем. Дети должны испытать дефицит своих способностей. Проанализировать ситуацию практического затруднения: где и почему возникла проблема? Тогда и появляется учебная задача. «Что будем делать дальше?» или «Как бы вы сформулировали последующие действия?» Учащиеся сами формулируют вопрос и ищут на него ответ. Диалог развивается от тех вопросов, которые волнуют ребёнка.
Поэтому школьник испытывает некоторую неуверенность, переживает чувство интеллектуального риска: «Вдруг не то скажу?». А так обычно и случается: класс высказывает массу неожиданных ответов.Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию. Таким образом, проблемнодиалогическое обучение –это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам разрешить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.В отличие от этого традиционное обучение –это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков.При этом постановка проблемы сводится к сообщению учителем темы урока; поиск решения редуцирован до изложения готового знания, что не гарантирует его понимания большинством класса.Центральную часть технологии составляет характеристика проблемнодиалогических методов обучения.Проблемно
диалогические методы обучения обеспечивают постановку и решение учебных проблемшкольниками и представляют собойопределённые сочетания приёмов, вопросов, заданий. Традиционные методы сводятся к сообщению темы учителем и знания в готовом виде.Проблемнодиалогические методы дают широкие возможности варьирования форм обучения (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной), в то время как традиционные методы всегда фронтальны.Использование проблемнодиалогических методов в учебном процессе исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребенка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки. Таким образом, учебный процесс ориентирован на формирование у детей интереса к обучению, на творческое начало в учебной деятельности, приобретение собственного опыта творческой деятельности. С самых первых уроков детям предлагаются задания, которые, развивают не только ум, но и волю, чувства, эмоции, умение самостоятельно находить и преодолевать затруднения, проводить самооценку. Поощрение со стороны учителя –это признание способностей ребенка, оно стимулирует его к дальнейшему творчеству. Очень часто делают «открытие» при изучении нового материала дети с нестандартным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью и далеко не «отличники». Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями. Самыми догадливыми и самыми сообразительными, как правило, хотят быть все. Если ученику комфортно на уроке –тогда и результаты учения будут лучше, и личность будет развиваться более гармонично. Очень важно сохранить не только физическое здоровье ребенка, но и психическое, и нравственное. Данная технология являетсярезультативной и здоровьесберегающей, посколькуобеспечивает высокое качество усвоения знаний, позволяет добиться положительной динамики качества обучения, развитие интеллекта и творческих способностей, воспитания активной личности при сохранении здоровья учащихся.
Список литературы:1.Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., 20022. Образовательная система Школа 2100. Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная образовательная программа. В 2х книгах/ Под науч. ред. Д.И. Фильштейна. М.: Баласс, 2011
Kiseleva Nina VyacheslavovnaThe teacher of initial classes, the municipal budget educational institution secondary comprehensive school №3 Барабинского district, г.БарабинскModel of the problemdialog lesson in primary school.Abstract. This article reveals the essence of one of the types of class, and that is the problemdialog. What is the difference of this model lesson from the traditional? Problemdialogical technology gives a detailed answer to the question, how to teach to students put and solve problems. In the phrase «the problem dialogue» the first word means that the lesson of learning the new material should be worked out two links: formulation of the learning problem and the search for its solution. Statement of the problem this is a stage of formulation of the topic of the lesson or the study question.Key words:the problem dialogue, motivation, technology, situation, methods, creative abilities.