Патриотическое воспитание учащихся в процессе изучения прикладного курса Географии Зеленовского района Западно-Казахстанской области Республики Казахстан

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Майемер А. М. Патриотическое воспитание учащихся в процессе изучения прикладного курса Географии Зеленовского района Западно-Казахстанской области Республики Казахстан // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 3001–3005. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53606.htm.
Аннотация. Рассмотрено содержание предлагаемого автором прикладного курса по «Географии Зеленовского района». В нем показано более глубокое изучение конкретного региона Казахстана, которое формирует у учащихся любовь к родине, отношение к природному богатству.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1.ФИО (полностью): МайемерАзамат МаксимовичМесто работы: ГУСОШ Белес село Белес Должность: учитель географии высшей категорииГород: Республика Казахстан, ЗападноКазахстанская область, Зеленовский район, село Белес.Электронный адрес: maiemer_71@mail.ru

Патриотическое воспитание учащихся в процессе изучения прикладного курсаГеографии Зеленовского района ЗападноКазахстанской области Республики Казахстан

Рассмотрено содержание предлагаемого автором прикладного курса по ©Географии Зеленовского районаª. В нем показано более глубокое изучение конкретного региона Казахстана, которое формирует у учащихся любовь к родине, отношение к природному богатству.Ключевые слова:краеведческий материал, патриотическое воспитание, прикладной курс, методы географических исследований.

Родной край изучается на уроках разных учебных дисциплин, но самое широкое использование краеведческого материала возможно в преподавании географии Казахстана. Задача учителя: использование краеведческого материала в учебном процессе для формирования общих географических понятий и закономерностей, вовлечение учащихся в активную исследовательскую работу. Главным объектами изучения географии являются природа, хозяйство, населения. Система базовых краеведческих знаний учащихся всреднеобщеобразовательной школе складывается из двух блоков:1.Физическая география Зеленовского района.2.Социальная и экономическая география Зеленовского района.Вариативный компонент учебного плана может быть представлен как самостоятельныйкурскраеведения (комплексная характеристика, включающая все направления школьного краеведения), так и факультативно, спецкурсами в рамках изучения конкретных разделов и тем. Реализация школьного компонента ориентирует учителя на организацию личностного познания родного краяот непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению.Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, так как программа прикладного курса включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, проблемы экологии и экономики, истории заселения и хозяйственного освоения территории от местногодо областного уровня.Учитель может организовать разнообразные формы самостоятельной деятельности учащихся поискового, исследовательского характера, оформить материал в виде научных школьных проектов. Учащиеся не только самостоятельно изучают особенности географии своей местности с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывания собственных гипотез, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество[4].Цель и задачи обучения географии в новых условиях неразрывно связаны с общими установками школьного географического образования. Концепция географического образования в школах Республики Казахстан ставит одну из основных задач: ©Изучать родной край, как часть всемирной географии. Заложить объективную основу патриотизма в неразрывной связи с интернационализмом и широким взглядом на мир. Воспитывать чувство гордости его успехам родного края, проявлять чуткость и внимание к его проблемамª.Эта задача красной нитью прослеживается в функционирующем Государственном общеобязательном стандарте образованияРеспублики Казахстана (ГОСО2010), концепции географического образования (1993), учебных программах начальной, основной, старшей ступенях школ.В государственной программе по патриотическому воспитанию (20062008годы) гражданинаРеспублики Казахстан говорится, что будут введены материалы, способствующие восприятию молодыми людьми реального окружения (села,района,города) как Родины, проявление любви к ней и чувство долга перед ней, ибо в ней олицетворяется государство со всеми его социальными институтами[1].Прикладной курс основанна физической, экономической и социальной географии Казахстана (89 класс) и является продолжением более глубокого изучения конкретного региона Казахстана, представляет большие возможности для формирования у учащихся любви к малой родине, отношение к природе как национальному богатству.Прикладной курс ©География Зеленовского районаЗападноКазахстанской областиª как краеведческий курс ставит перед собой следующую цель и задачи:Цель: Изучение краеведческого материала по родному краю и формирование у учащихся высокого патриотического сознания, чувство гордости за свою малую родину.Задачи прикладного курса:углубить знания учащихся о физикогеографических закономерностях и явлениях природы. Сформировать у учащихся знания оразвитии территории Зеленовского района;расширить краеведческие знания о природе родной местности;углубить и расширить знания учащихся поэкономике Зеленовского района;формировать взаимосвязь природы и хозяйственной деятельности человека;способствовать развитию навыков у учащихся самостоятельно получать знания, творчески мыслить, правильно использовать методы и приемы поиска знаний, работать с различными источниками географической информации, получать необходимые сведения о районе из периодической печати;углубить знания и умения у учащихся посредством экскурсий, наблюдений и практических работ на местности;формировать у учащихся знания о роли климатических условий в жизни людей, о негативном и положительном влиянии хозяйственной деятельности человека на природу; воспитывать сознательную любовь к родным местам, к своей малой родине, связывающей воспитание с жизнью, помогать формировать нравственные понятия и чувства школьников на основе живого восприятия окружающей действительности;В концепции 12летнего среднего общего образования в Республике Казахстан в соответствии с заданной целью ожидаемые результаты образования определены в виде ключевых компетенций выпускника, одной из компетенции является учебнопознавательная, которая должна обеспечить процесс самостоятельной учебнопознавательной и исследовательской деятельности учащихся, что позволит понимать научную картину мира, иметь навыки поисковоисследовательской деятельности. Ценностноориентационная компетенция выделяет самое главное –быть патриотом своей Родины[2].

В процессе изучения прикладного курса ©География Зеленовского района ЗападноКазахстанской областиª у учащихся формируется комплекс практических знаний: наблюдать и сопоставлять природные явления, проводить опыты, выполнять мероприятия по охране природы родного края. Объяснять изменение экономики района, с точки зрения развития народного хозяйства в современных рыночных условиях.Содержание и построение программы создают возможность более последовательно и убедительно раскрывать ведущие мировоззренческие идеи курса школьного –краеведения, теснее связать его с жизнью. В содержании прикладного курса обеспечена преемственность между курсами географии, в развитии географического мышления, картографических знаний и умений. Текст программы подразделятся на крупные разделы итемы. Он изложен кратко, с выделением важнейших общих понятий каждого раздела.В программе предлагаются практические работы, которые учитель обязательно проводит со всем классом, но оценивает по своему усмотрению: у всех или выборочно. Разумеется, в течение года у каждого ученика должно быть не менее 45 оценок за итоговые практические работы.В программе даются: учебнотематический план, требования к уровню подготовки учащихся, система оценивания учащихся, методические рекомендации, список рекомендуемой литературы для учителя и учащихся[5].Содержание и структура программы создают благоприятные условия для достижения целей, поставленных перед географическим образованием в школахРеспублики Казахстан и профессиональной подготовкой учащихся:Содержание прикладного курса ©География Зеленовского района ЗападноКазахстанской областиª(Всего 34 часа, 1 час в неделю).Требования к уровню подготовки учащихся:Ученики должны называть, показывать, объяснять:место Зеленовского района в пределах ЗападноКазахстанской области, положение, расстояние, географические координаты;геологическое строение района;полезные ископаемые;особые формы рельефа суши;климатообразующие факторы;внутренние воды и их основные виды;основные типы почв;природные комплексы; сельские населенные пункты;расселение народов по району, основные этносы и широко распространенные языки;промышленность и её основные отрасли; сельское хозяйство и её основные отрасли;транспорт и его виды;виды природных ресурсов района;Определять и (или) измерять:различные географические карты;при сопоставлении различных карт: зависимость рельефа от тектонического строения территории района;по картам определять: размещение внутренних вод, типы почв, основных видов растительного и животного мира района;по картам и статистическим материалам: территории с высокой и низкой плотностью населения, показатели естественного движения населения;по картам и статистическим материалам: особенности хозяйственных объектов;по картам: особенности экономикогеографического положения Зеленовского района;Описывать:ландшафт своей местности;характеристику озер, рек;механический состав почвы;особенности растительного и животного мира;редкие и исчезающие виды растений и животных, лекарственные, ядовитые, съедобные растения района;население сельского округа;обычаи, традиции, культуру, виды хозяйственной деятельности населения на разных этапах развития истории; работу крестьянских и фермерских хозяйств района;характеристику одного из местных предприятий;памятники природы своей местности и района;Прогнозировать:изменение погоды по местным признакам; воздействие хозяйственной деятельности людей на водные ресурсы района, меры по их охране;изменение уровня воды в реках, в зависимости от высоты снежного покрова;изменение природных объектов под воздействием человеческой деятельности;экологическая оценка своего села;экономическое развитие района на ближайшее время, с учетом современных изменений.Ключевые компетенции:быть патриотом своей Родины;уметь давать оценку происходящим социальным событиям;уметь понимать культуру своего народа и культурное многообразие мира;иметь навыки поисково исследовательской деятельности;грамотно работать с информацией;уметь собирать необходимые факты;анализировать, производить отбор,делать необходимые обобщения;уметь анализировать конкретную социальнообщественную ситуацию; самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта[4].

Проверка, учет и оценка знаний учащихся составляют необходимое звено процесса обучения. На прикладных курсах могут проводиться устные, письменные и практические проверки. Можно выделить индивидуальную, фронтальную, групповую формы проверки и зачет.Индивидуальная проверка может носить различный характер: измерение по карте, чтение карт, проведение наблюдений в природе, различные вычислительные работы и т.д. Фронтальная проверка проводится при закреплении знаний, например, после лекции. Групповая форма проверки может быть использована после проведения практических работ или экскурсии.Большую роль в проверке и оценке знаний и умений играют докладыи рефераты. Они не только позволяют проверить и оценить знания учащихся, но и служат прекрасной основой развития творческих сил и способностей, навыков самостоятельной работы с литературными источниками. Кроме того, любое устное и письменное сообщение совершенствует умения учащихся грамотно писать, излагать свои мысли литературным языком, логически мыслить.Доклады –это один из видов самостоятельной работы учащихся. Лучше, если учащиеся сами выбирают тему доклада. Получив консультацию учителя, он продумывает план доклада. План доклада и сроки его подготовки согласуются с учителем. Подготовленный доклад, как правило, должен быть иллюстрирован рисунками, схемами. Содержание доклада сообщаетсяна занятии, где могут быть прочтены один –два доклада. За время изучения курса рекомендуется каждому учащемуся сделать один –два доклада.Реферат –более глубокое и законченное исследование. Как и при подготовке доклада, хорошие результаты получаются при выборе темы самим учеником. Лучшие работы наравне с другими материалами учащихся демонстрируются на специально выделенном стенде на итоговом занятии по прикладному курсу.После изучения нескольких тем можно проверить знания в форме зачета.Зачеты дают возможность более глубоко проверить знания учащихся, выявить его индивидуальные интересы к различным вопросам. Для зачета учитель выбирает наиболее важные вопросы по каждой из пройденных тем. Учащиеся должны заранее знать перечень вопросов на зачете. Некоторым учащимся можно поставить зачет, не опрашивая их, за активную работу во время занятий. Прикладной курс ©География Зеленовского района ЗападноКазахстанской областиª, как краеведческий курс должен раскрывать следующие особенности: это изучение учащимися природных условий и хозяйственной деятельности населения своей местности, основанное преимущественно на непосредственных наблюдениях в природе и на предприятиях; на изучении материалов периодической печати. Учащиеся знакомятся с жизнью и хозяйственной деятельностью населения в окрестностях школы, встречаются с ветеранами труда, изучают профессиональную деятельность лучших работников производства, при этом имеют возможность непосредственно видеть значение труда.Краеведческая работа развивает трудолюбие, исследовательские наклонности; воспитывает любовь к природе; воспитывает патриотизм, гордость за достижение своего края и желание самим принять в нем активное участие. В прикладном курсе ©География Зеленовского районаЗападноКазахстанской областиª используются методы географических исследований: наблюдения, картографический, статистический, сравнительный, системный и исторический подход и геоэкологический мониторинг[6].Собранный материал необходимо оформлять в виде творческих заданий, докладов, рефератов, стендов, краеведческих уголков, музеев, чтобы он мог быть в дальнейшем успешно использован в учебных и воспитательных целях. В условиях осуществления всеобщего обязательного среднего образования одну из важнейших задач воспитания школьников составляет их профессиональная ориентация. Обоснованный выбор профессии школьниками возможен лишь тогда, когда он проводится при наличии у учащихся знаний о профессиях. ©Чтобы человек сознательно и активно мог строить и реализовать личные профессиональные планы, пишет специалист по вопросам профессиональной ориентации Е.А. Климов, он должен быть предварительно обогащен своего рода ©общим профессиоведческим образованиемª, у него должна сложиться общая ориентированность, кругозор…ª.Данный прикладной курс имеет большие возможности познакомить учащихся с разнообразными профессиями, при изучении раздела ©Физической географии Зеленовского районаª учитель знакомит учащихся с профессией геолога, палеонтолога, топографа, картографа, фенолога, почвоведа, климатолога, синоптика, гидрометеоролога, лесника, егеря и т.д. При изучении раздела ©Экономической и социальной географии Зеленовского районаª учащиеся более близко знакомятся с профессиями, связанными с сельским хозяйством: фермер, агроном, зоотехник, ветврач, механизатор. Например, в теме ©Транспортª с профессиями водителя, техника –механика; тема ©Здравоохранениеª медсестра, фельдшер, врач и т.д; тема ©Образованиеª профессия учителя объединяет учителей разных специальностей[3].





В заключение хочу сказать, что изучение родного края имеет огромное значение для развития личности школьника. Поэтому изучения родного краяявляется важнейшим фактором формирования системы общечеловеческих ценностей: бережного отношения к природе, возрождения интереса к истории и культуренарода, уважения к памяти предков, национальным традициям.

Подтверждением этому являются слова Президента Республики КазахстанНурсултана Абишевича Назарбаева: ©Перед человечеством сегодня стоиттри глобальных задачи:это —защита мира, защита духовности и защита природы.Все они главные условия нашего дальнейшего существования.Каждая из них не полна одна без другой. От этих трёх началзависит обеспечение грядущего не только Казахстана, но ивсего мираª.

Литература:1. Имангулова Т.В. Патриотическое воспитание старшеклассников средствами региональнокраеведческого компонента ( на примере предмета ©Географияª) дис. ... к. п. н. Алматы, 2009.

2. Концепция 12 летнего среднего общего образования в Республике Казахстан // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2007. № 2. С. 7.3. Курмангазиева М., Кокимбаева А. Путеводитель по профессиям: краткий справочник для молодежи, выбирающей специальность и работу. Алматы: Аль –Фараби, 1998.4. Майемер А.М. ГеографияЗеленовского района, ЗападноКазахстанскойобласти: учебное пособие. Уральск, 2005. –140с.5. Майемер А.М. Программа ©География Зеленовского района ЗападноКазахстанской областиª. Уральск, 2006. –16 с.6. Майемер А.М. География Зеленовского района, ЗападноКазахстанской областиª: методическое пособие. Уральск, 2007. –112 с.

MaiemerAzamatMaximovichWork place: village Beles, Beles SESCSProfession: teacher of geography of the highest category City: Republic of Kazakhstan, West Kazakhstan oblast, Zelenov region, village Beles.email: maiemer_71@mail.ru

Patriotic education of pupils in the course of studying of an applied course Geography of Zelenov region of West Kazakhstan oblast of the Republic of Kazakhstan

The contents of applied course of “Geography of Zelenov region” offered by the author are considered. In it is shown deeper studying of particular region of Kazakhstan which forms love for the country at pupils, relation to natural wealth. Key words:local history material, patriotic education, applied course, methods of geographical research.