Программа прикладного курса «География Зеленовского района» для учащихся 10 класса

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Майемер А. М. Программа прикладного курса «География Зеленовского района» для учащихся 10 класса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 25. – С. 156–160. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55275.htm.
Аннотация. Содержание прикладного курса «География Зеленовского района» знакомит учащихся 10 класса с географией и историей родного края, позволяет школьникам овладеть приемами работы с географическими картами, статистическими материалами и дополнительными источниками информации. Данный прикладной курс представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся знаниями по краеведению, развивает их географическую память, повышает интерес к предмету географии, воспитывает чувство сопричастности к историческим событиям малой Родины. В прикладном курсе «География Зеленовского района Западно-Казахстанской области» используются методы географических исследований: наблюдения, картографический, статистический, сравнительный, системный и исторический подход и геоэкологический мониторинг.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Майемер Азамат Максимович,учитель географии высшей категории, заместитель директора по учебновоспитательной работе, член Республиканской именной школы по географии У.А.Есназаровой. ГКУ СОШ Белес.Республика Казахстан, ЗападноКазахстанская область, Зеленовский район, село Белес.

maiemer_71@mail.ru

Программа прикладного курса «География Зеленовского района» для учащихся 10 класса

Аннотация:Содержание прикладного курса «География Зеленовского района»знакомит учащихся 10 класса с географией и историей родного края, позволяет школьникам овладеть приемами работы с географическими картами, статистическими материалами и дополнительными источниками информации. Данный прикладной курс представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся знаниями по краеведению, развивает их географическую память, повышает интерес к предмету географии, воспитывает чувство сопричастности к историческим событиям малой Родины. В прикладном курсе «География Зеленовского района ЗападноКазахстанской области» используются методы географических исследований: наблюдения, картографический, статистический, сравнительный, системный и исторический подход и геоэкологический мониторинг.Ключевые слова:прикладной курс,краеведческий материал, природа, хозяйство, население, методыгеографических исследований, патриотическое воспитание,профессия, специальность.

В системе географических знаний особое место приобретают прикладные курсы. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа и патриотизма.Местный край изучается на уроках разных учебных дисциплин, но самое широкое использование краеведческого материала возможно в преподавании географии, биологии,химии, истории, литературы и т.д. Задача учителя: использование краеведческого материала в учебном процессе для формирования общих географических понятий и закономерностей, вовлечение учащихся в активную исследовательскую работу. Главнымиобъектами изучения географии являются природа, хозяйство, население. Система базовых краеведческих знаний учащихся в основной школе складывается из двух блоков:1.Физическая география Зеленовского района.2.Социальная и экономическая география Зеленовского района.Региональный компонент базисного учебного плана может быть представлен как самостоятельнымикурсами краеведения (комплексная характеристика, включающая все направления школьного краеведения), так и факультативно, спецкурсами в рамках изучения конкретных разделов и тем. Реализация регионального компонента ориентирует учителя на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению.Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, так как программа прикладного курса включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, проблемы экологии и экономики, истории заселения и хозяйственного освоения территории от местного (ближайшее школьное окружение) до областного уровня.Учитель может организовать разнообразные формы самостоятельной деятельности учащихся поискового, исследовательского характера, оформить материал в виде научных школьных проектов. Учащиеся не только самостоятельно изучают особенности географии своей местности с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывания собственных гипотез, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.Цель и задачи обучения географии в новых условиях неразрывно связаныс общими установками школьного географического образования. Концепция географического образования в школах Республики Казахстан ставит одну из основных задач: «Изучать родной край, как часть всемирной географии. Заложить объективную основу патриотизма в неразрывной связи с интернационализмом и широким взглядом на мир. Воспитывать чувство гордости его успехам родного края, проявлять чуткость и внимание к его проблемам».Эта задача красной нитью прослеживается в функционирующем Государственном общеобязательном стандарте образования (ГОСО2012), концепции географического образования (1993), учебных программах начальной, основной, старшей ступенях школ.В государственной программе по патриотическому воспитанию (20062008) гражданин Республики Казахстан говорится, что будут введены материалы, способствующие восприятию молодыми людьми реального окружения (села, района, города) как Родины, проявление любви к ней и чувство долга перед ней, ибо в ней олицетворяется государство со всеми его социальными институтами. Прикладной курс основан на физической, экономической и социальной географии Казахстана (89 класс) и является продолжением более глубокого изучения конкретного региона Казахстана, представляет большие возможности для формирования у учащихся любви к малой родине, отношение к природе как национальному богатству.Программа по «Географии Зеленовского района ЗападноКазахстанской области» предназначена для проведения прикладного курса в 10 классе, со следующей часовой нагрузкой:10 класс прикладной курс«Физическая, экономическая и социальная география Зеленовского района»,34 часа годовых(1 час в неделю).Прикладной курс «География Зеленовского района ЗападноКазахстанской области» как краеведческий курс ставит перед собой следующую цель и задачи:Цель: Изучение краеведческого материала по родному краю и формирование у учащихся высокого патриотического сознания, чувство гордости за свою малую родину.Образовательновоспитательные задачи прикладного курса:углубить знания учащихся о физикогеографических закономерностях и явлениях природы. Сформировать у учащихся знания о развитии территории Зеленовского района;расширить краеведческие знания о природе родной местности;формировать диалектикоматериалистические взгляды на природу и на взаимодействие общества и природы;углубить и расширить знания учащихся по экономике Зеленовского района;формировать взаимосвязь природы и хозяйственной деятельности человека;способствовать развитию навыков у учащихся самостоятельно получать знания, творчески мыслить, правильно использовать методы и приемы поиска знаний, работать с различными источниками географической информации, получать необходимые сведения о районе из периодической печати;углубить знания и умения у учащихся посредством экскурсий, наблюдений и практических работ на местности;формировать у учащихся знания о роли климатических условий в жизни людей, о негативном и положительном влиянии хозяйственной деятельности человека на природу; воспитывать сознательную любовь к родным местам, к своей малой родине, связывающейвоспитание с жизнью, помогать формировать нравственные понятия и чувства школьников на основе живого восприятия окружающей действительности;способствовать формированию эстетического воспитания, основываясь на знаниях учеников о красоте природы и рекреационных возможностях уголков Зеленовского района. В концепции 12летнего среднего общего образования в Республике Казахстан в соответствии с заданной целью ожидаемые результаты образования определены в виде ключевых компетенций выпускника, одной из компетенции является учебнопознавательная, которая должна обеспечить процесс самостоятельной учебнопознавательной и исследовательской деятельности учащихся, что позволит понимать научную картину мира, иметь навыки поисковоисследовательской деятельности. Ценностноориентационная компетенция выделяет самое главное –быть патриотом своей Родины.

В процессе изучения прикладного курса «География Зеленовского района ЗападноКазахстанской области» у учащихся формируется комплекс практических знаний: наблюдать и сопоставлять природные явления, фиксировать результаты наблюдений и сопоставлений, проводить опыты, выполнять мероприятия по охране природы родного края. Объяснять изменение экономики района, с точки зрения развития народного хозяйства в современных рыночных условиях.Содержание и построение программы создают возможность более последовательно и убедительно раскрывать ведущие мировоззренческие идеи курса школьного –краеведения, теснее связать его с жизнью. В содержании прикладного курса обеспечена преемственность между курсами географии, в развитии географического мышления, картографических знаний и умений. Текст программы подразделятся на крупные разделы и темы. Он изложен кратко, с выделением важнейших общих понятий каждого раздела.В программе предлагаются практические работы, которые учитель обязательно проводит со всем классом, но оценивает по своему усмотрению: у всех или выборочно. Разумеется, в течение года у каждого ученика должно быть не менее 45 оценок за итоговые практические работы.После пояснительной записки в программе даются: учебнотематический план, требования к уровню подготовки учащихся, система оценивания учащихся, методические рекомендации, список рекомендуемой литературы для учителя и учащихся.Содержание и структура программы создают благоприятные условия для достижения целей, поставленных перед географическим образованием в школах Республики Казахстан и профессиональной подготовкой учащихся.Содержание прикладного курса«География Зеленовского района ЗападноКазахстанской области»(Всего34 часа, 1 час в неделю)Физическая география Зеленовского района (17 часов)

Введение (1 час)Краеведение –его содержание, значение, задачи, методы изучения. Особенности школьного краеведения. Методы сбора и оформления краеведческих материалов.Общие сведения о Зеленовском районе (2 часа)Географическое положение района. Административнотерриториальное деление района. История формирования и развития Зеленовского района с момента образования по сегодняшний день. История формирования вашего населённого пункта.Литосфера (3 часа)Геологическое строение территории Зеленовского района. Особенности рельефа. Рельеф. Полезные ископаемые.

Атмосфера (2 часа)Климат: распределение температуры воздуха и атмосферного давления. Воздушные массы, преобладающие ветры, атмосферная циркуляция. Атмосферные явления.Гидросфера (4часа)Внутренние воды: реки, озера, происхождение названий рек и озёр.Водные ресурсы, биологические ресурсы, смешанные ресурсы рек и озёр. Болота, искусственные водоёмы, подземные воды. Почва, флора и фауна (5 часов)Почвы: образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Закономерности распространения почв в пределах района. Изменение почв и их хозяйственное использование.

Растительный покров территорий Зеленовского района. Животный мир. Растения и животные Зеленовского района, занесённые в Красную книгу Казахстана.Практические работы:1.Определение высоты и крутизны склона увала.2.Наблюдение за погодой, обработка и анализ собранных материалов.3.Ознакомление с поверхностными водами, их использованием и охраной.4.Определение плодородия почвы.Экскурсии:1.Знакомство с рельефом местности и простейшими методами его изучения.2.Жизнь растений, птиц и зверей зимой.Экономическая и социальная география Зеленовского района(17часов)Население (3 часа)Численность населения, причины её изменения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения.Национальный состав населения. Состав населения по половым и возрастным признакам. Понятие о трудоспособном возрасте и трудовых ресурсах.Общая характеристика хозяйства Зеленовского района

(9 часов)Промышленность. Предпринимательство. Агропромышленный комплекс и его значение в хозяйстве. Растениеводство района. Зависимость от природных условий. Зерновое хозяйство как основа растениеводства района. Животноводство и перспективы его развития.Виды транспорта района, их характеристика. Развитие социальной инфраструктуры: здравоохранение, образование, культура и спорт.Практические работы:1.Построение диаграмм графиков: численности населения, половозрастного состава (с использованием статических материалов, по данным вашего сельского округа).2.Определение зерновых злаков по проросткам и зерновкам.Экскурсии:1.На промышленное предприятие или на частное производство с целью ознакомления работы местного предприятия.2.Знакомство с работой крестьянских хозяйств (экскурсии производятся по усмотрению учителя, с учетом местных возможностей).Экологические проблемы Зеленовского района (5 часов)Экологическая обстановка района. Природнорекреационные объекты: рекУрал, Чаган, Деркул, Кирсановский государственный заказник.ЭкскурсияЭкологическая экскурсия (акция) «Очистка от мусора ближайшей к вашему населенному пункту территории леса или реки».Требования к уровню подготовки учащихся:Ученики должны называть, показывать, объяснять:место Зеленовского района в пределах ЗападноКазахстанской области, положение, расстояние, географические координаты;геологическое строение района;особые формы рельефа суши;климатообразующие факторы; закономерности распределениятемпературы воздуха и атмосферного давления, осадков; воздушные массы и преобладающие ветра;внутренние воды и их основные виды;основные типы почв, их размещение, меры по охране;природные комплексы; сельские населенные пункты;расселение народов по району, основные этносы и широко распространенные языки;промышленность и её основные отрасли; сельское хозяйство и её основные отрасли;транспорт и его виды;виды природных ресурсов и экологические проблемы района;правила поведения в природе;Определять и(или) измерять:различные географические карты;при сопоставлении различных карт: зависимость рельефа от тектонического строения территории района;по картам определять: размещение внутренних вод, типы почв, основных видов растительного и животного мира района;по картам и статистическим материалам: территории с высокой и низкой плотностью населения, показатели естественного движения населения;по картам и статистическим материалам: особенности хозяйственных объектов;по картам: особенности экономикогеографического положения Зеленовского района;Описывать: ландшафт своей местности;характеристику рек;механический состав почвы;особенности растительного и животного мира;редкие и исчезающие виды растений и животных, лекарственные, ядовитые, дикорастущие съедобные растения района;население сельского округа;обычаи, традиции, культуру, виды хозяйственной деятельности населения на разных этапах развития истории; работу крестьянских хозяйств района;характеристику одного из местных предприятий;памятники природы своей местности и района;Прогнозировать:изменение погоды по местным признакам; воздействие хозяйственной деятельности людей на водные ресурсы района, меры по их охране;изменение уровня воды, в зависимости от высоты снежного покрова;изменение природных объектов под воздействием человеческой деятельности;экологическая оценка своего села;экономическое развитие района на ближайшее время, с учетом современных изменений.Ключевые компетенции:быть патриотом своей Родины;уметь давать оценку происходящим социальным событиям;уметь понимать культуру своего народа и культурное многообразие мира;иметь навыки поисково исследовательской деятельности;грамотно работать с информацией;уметь собирать необходимые факты;анализировать, производить отбор, делать необходимые обобщения;уметь анализировать конкретную социальнообщественную ситуацию; самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта.Рекомендации по оценке знаний и умений учащихсяПроверка, учет и оценка знаний учащихсясоставляют необходимое звено процесса обучения. На прикладных курсах могут проводиться устные, письменные и практические проверки. Можно выделить индивидуальную, фронтальную, групповую формы проверки и зачет.Индивидуальная проверка может носить различныйхарактер: измерение по карте, чтение карт, проведение наблюдений в природе, различные вычислительные работы и т.д. Фронтальная проверка проводится при закреплении знаний, например, после лекции. Групповая форма проверки может быть использована после проведения практических работ или экскурсии.Большую роль в проверке и оценке знаний и умений играют доклады и рефераты. Они не только позволяют проверить и оценить знания учащихся, но и служат прекрасной основой развития творческих сил и способностей, навыков самостоятельной работы с литературными источниками. Кроме того, любое устное и письменное сообщение совершенствует умения учащихся грамотно писать, излагать свои мысли литературным языком, логически мыслить.Доклады –это один из видов самостоятельной работы учащихся. Лучше, если учащиеся сами выбирают тему доклада. Получив консультацию учителя, он продумывает план доклада. План доклада и сроки его подготовки согласуются с учителем. Подготовленный доклад, как правило, должен быть иллюстрирован рисунками, схемами. Содержание доклада сообщается на занятии, где могут быть прочтены один –два доклада. За время изучения курса рекомендуется каждому учащемуся сделать один –два доклада.Реферат–более глубокое и законченное исследование. Как и при подготовке доклада, хорошие результаты получаются при выборе темы самим учеником. Лучшие работы наравне с другими материалами учащихся демонстрируются на специально выделенном стенде на итоговом занятии по прикладному курсу.После изучения нескольких тем можно проверитьзнания в форме зачета. Зачеты дают возможность более глубоко проверить знания учащихся, выявить его индивидуальные интересы к различным вопросам. Для зачета учитель выбирает наиболее важные вопросы по каждой из пройденных тем. Учащиеся должны заранее знать перечень вопросов на зачете. Некоторым учащимся можно поставить зачет, не опрашивая их, за активную работу во время занятий. Итоговая оценка выводится как среднее арифметическое из общей суммы полученных баллов. Разумеется, учитель может с успехом применять и другие формы проверки знаний на прикладных курсах. Мы, например, не коснулись многих методов проверки знаний и умений учащихся. Однако в любом случае необходимо стремиться к тому, чтобы занятия на прикладных курсах проводились наряду с глубокими знаниями интересно и увлекательно.Методические рекомендацииПрикладной курс «География Зеленовского района ЗападноКазахстанской области», как краеведческий курс должен раскрывать следующие особенности: это изучение учащимися природных условий и хозяйственной деятельности населения своей местности, основанное преимущественно на непосредственных наблюдениях в природе и на предприятиях; на изучении материалов периодической печати. Учащиеся знакомятся с жизнью и хозяйственной деятельностью населения в окрестностях школы, встречаются с ветеранами труда, изучают профессиональную деятельность лучших работников производства, при этом имеют возможность непосредственно видеть значение труда.В программу курса включаются экскурсии в природу и на производство, изучение компонентов природных условий и ландшафтов, взаимодействие хозяйственной деятельности и природы, мероприятия по охране природы и участие в них, изучение производственных предприятий. Краеведческая работа развивает трудолюбие, исследовательские наклонности; воспитывает любовь к природе; воспитывает патриотизм, гордость за достижение своего края и желание самим принять в нем активное участие. В прикладном курсе «География Зеленовского района ЗападноКазахстанской области» используются методы географических исследований: наблюдения, картографический, статистический, сравнительный, системный и исторический подход и геоэкологический мониторинг.Данный прикладной курс имеет большие возможности познакомить учащихся с разнообразными профессиями, при изучении раздела «Физической географии Зеленовского района» учитель знакомит учащихся с профессией геолога, топографа, картографа, фенолога, почвоведа, климатолога, синоптика, гидрометеоролога, лесника, егеря и т.д. При изучении раздела «Экономической и социальной географии Зеленовского района» учащиеся более близко знакомятся с профессиями, связанными с сельским хозяйством: фермер, агроном, зоотехник, ветврач, инженер, механизатор. Например, в теме «Транспорт» с профессиями водителя, техника –механика; тема «Здравоохранение» медсестра, медбрат6 фельдшер, врач и т.д; тема «Образование» профессия учителя объединяет учителей разных специальностей.

Ссылки на источники1.Асубаев Б. и др. Физическая география Казахстана: методическое руководство. Алматы«Атамура», 2004.2.Аксакалова Г.П., Андреев Н.В. и др. Факультативные занятия по географии. М.:«Просвещение», 1985.3.Байдулова Л., Булатова К., Карагойшин Ж. Животный мир ЗападноКазахстанской области. –Уральск, 2002.4.Баранский Н.Н Методика преподавания экономической географии. М.: «Просвещение», 1990.5.Беляева В.С., Василевская С.Д. Изучаем природу родного края. М.: «Просвещение», 1971.6.Бред А.А. Трудовое воспитание в обучении географии. М.: «Просвещение», 1987.7.Верба И.А., Галкин Я.Б. и др. Туристскокраеведческие кружкив школе: методические указаниядля руководителей. М.: «Просвещение», 1988.8.Галимов А.Г., Амельченко В., Галимов М.А.География ЗападноКазахстанской области. –Алматы, 2002.9.Голов В.П. Изучение рельефа в курсе географии. М.: «Просвещение», 1973.10.Дарбаева Т., Утаубаева А., Цыганкова Т. . Растительный мир ЗападноКазахстанской области.Уральск, 2003.11.Даринский А.В. Профориентационные возможности школьногокурса экономической географии.М.: «Просвещение», 1980.12.Даринский А.В. Краеведение. М.: «Просвещение», 1987.13.Доброжицкий Б.С. Знакомство с профессиями в обучении географии. М.: «Просвещение», 1981.14.Заездный Р.А. Графическая наглядность в преподавании экономической географии. М.:Просвещение,1977.15.Курмангазиева М., Кокимбаева А. Путеводитель по профессиям: краткий справочник длямолодежи, выбирающей специальность и работу. Алматы: Аль –Фараби, 1998.16.Майемер А.М. География Зеленовского района ЗападноКазахстанской области. Уральск, 2005.17.Парфенова А.Я. География сельского хозяйстваЗападноКазахстанской области. Уральск,1990.18.Пичугин Б.В., Фисуненко О.П. Школьные геологические экскурсии. М.: «Просвещение», 1981.19.Петренко А.З., Ли К.А., Дебело П.В. Природа ЗападноКазахстанской областии ее охрана.Уральск, 1992.20.Преображенский А.И. Экономические карты в преподавании географии. М.: Просвещение,1981.21.Рысбеков Т., Биримжаров Б., Курманалин С., Жаксыгалиев. История ЗападноКазахстанскойобласти. Уральск, 2001.22.Соловьев А.И. и др. Энциклопедический словарь юного географа краеведа. М.:«Просвещение», 1981.23.ТуремуратоваЖ. Приуралье. Алматы, 2001.24.Энциклопедия. ЗападноКазахстанскаяобласть. Алматы, 2002.