Индивидуальная траектория исследовательского саморазвития студентов педвузов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Рындина Ю. В., Кунгурова И. М. Индивидуальная траектория исследовательского саморазвития студентов педвузов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 3126–3130. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53631.htm.
Аннотация. В статье рассматривается понятие «индивидуальная траектория исследовательского саморазвития», показаны его сущностные характеристики, описываются основные стадии исследовательского саморазвития студентов педвузов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Рындина Юлия Валерьевнак. пед. наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «ИГПИ им. П.П. Ершова», г. Ишимmelodica@yandex.ruКунгурова Ирина Михайловнак. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «ИГПИ им. П.П. Ершова», г. Ишимirinakungur2011@rambler.ru

Индивидуальная траектория исследовательского саморазвития студентов педвузовАннотация. В статье рассматривается понятие «индивидуальная траектория исследовательского саморазвития», показаны его сущностные характеристики, описываются основные стадии исследовательского саморазвития студентов педвузов.Ключевые слова: исследовательское саморазвитие, индивидуальная траектория исследовательского саморазвития, исследовательская компетентность, исследовательская позиция, индивидуальный образовательный маршрут.В официальном документе («Модель образования 2020») рассматривается одна из ведущих задач высшего профессионального образования –вовлечение студентов и преподавателей в фундаментальные исследования, что позволитне только сохранить известные в мире российские научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний [1]. Достижение этой задачи прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса в вузе, что вполне осуществимо при построении индивидуальных траекторий исследовательского саморазвития студентов педвузов.В контексте нашего исследования понятие «индивидуальная траектория исследовательского саморазвития» мы рассматриваем как определённую линию (путь) продвижения студента в реализации себя как субъекта исследовательской деятельности и становлении исследовательской позиции.Сущность индивидуальной траектории исследовательского саморазвития студента мы раскрываем через следующие признаки (свойства):личность, обладающая активной исследовательской позицией, способная творчески мыслить, самостоятельно осваивать и «приращивать» новые знания, принимать нестандартные решения.Мы считаем, что личности педагогаисследователя должны быть присущи такие качества как самостоятельность и инициативность; мощный интеллект; исследовательское мировоззрение; оригинальность и креативность; стремление выразить свою собственную истину; честность, открытость и смелость в отстаивании своего стиля мышления, деятельности, общения; способность к преодолению стереотипов; критичность и самокритичность; способность видеть себя в зеркальном отражении разных мнений. Данные качества определяют авторитет педагогаисследователя, его общую педагогическую и методологическую культуру, поведение в соответствии с нормами профессиональной и психологопедагогической этики.импульс –запуск механизма «самодвижения» студента в сторону субъектности (проектирование и реализация индивидуальной траектории исследовательского саморазвития). Соглашаясь с мнением А.Г. Маслоу, согласно которому «нет более ценного, чем научение опытом», первоочередную задачу педагога мы видим в подготовке студентов к аналитической деятельности и рефлексии имеющегося опыта, его осмыслению и осознанию, а также определению перспективы саморазвития. Главное здесь –чтобы студент ощутил себя творцом собственного субъектного исследовательского опыта –опыта активного, осознанного, творческого отношения к себе, другим, исследовательской деятельности.ориентиры –определение содержания и сущностных характеристик исследовательской компетентности педагога.С точки зрения аксиологического подхода исследовательскую компетентность педагога мы определяем так: это характеристика личности педагога, проявляющаяся в его готовности занять активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к самому себе как её субъекту. Активная исследовательская позиция проявляется в готовности и стремлении педагога к самостоятельной исследовательской деятельности, в ценностном отношении к процессу познания и экспериментирования, в творческом способе решения проблем. Таким образом, сущность исследовательской компетентности педагога проявляется в освоенной им компетенции, задающей совокупность взаимосвязанных исследовательских качеств, позволяющих реализовать систему мотивационноценностных отношений к исследовательской деятельности и самому себе как её субъекту.индивидуальный образовательный маршрут –дифференцированная образовательная программа, позволяющая студенту выбрать, построить и реализовать индивидуальную траекторию исследовательского саморазвития в соответствии со своими потребностями, исследовательскими способностями и возможностями (уровень готовности к освоению программы саморазвития).портфолио исследовательского саморазвития –сумма «образовательных продуктов» студента, создание которых возможно через развитие у него исследовательских качеств и способностей в процессе исследовательского саморазвития.Портфолио как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студентов в процессе исследовательского саморазвития мы выбрали не случайно. Портфолио исследовательского саморазвития позволяет констатировать и наблюдать, как происходит развитие у студента исследовательских качеств и способностей в процессе обучения в вузе.

«Портфолио исследовательского саморазвития» может включать в себя такие разделы как «Профессиональная характеристика», «Научнометодическая деятельность», «Результаты научноисследовательской деятельности», «Самодиагностика исследовательского саморазвития».Так, раздел «Профессиональная характеристика» отражает информацию, характеризующую педагогическое кредо студента, круг его профессиональных интересов, мировоззренческие позиции.В раздел «Научнометодическая деятельность» помещаются презентации, таблицы, схемы, конспекты статей, лекций и других текстов, отражающие сущность, методологические характеристики и логику педагогического исследования; список научнометодической литературы по методологии психологопедагогических исследований; психологопедагогическая диагностика для оценки результатов исследовательской деятельности студента; глоссарий; пояснения студента к внесённым в данный раздел материалам.В разделе «Результаты научноисследовательской деятельности» находятся: творческие, учебноисследовательские и научноисследовательские работы; отчёты об участии на конференциях, в «круглых столах», конкурсах.В разделе «Самодиагностика исследовательского саморазвития» фиксируются факты, объясняющие оценку результатов исследовательской деятельности и уровня исследовательской компетентности студента.Таким образом, «Портфолио исследовательского саморазвития» –одна из наиболее приближённых к реальному состоянию форм, которые способствуют формированию умений самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать новые знания, ориентирует студента на процесс самооценивания успехов, возможностей, результатов.рефлексивное осмысление исследовательской деятельности –становление «индивидуальной образовательной истории» как суммы значимых «внутренних приращений», необходимых для непрерывного исследовательского саморазвития студентов педвузов.Рефлексивное осмысление исследовательской деятельности происходит тогда, когда она выполняется студентом самостоятельно. Главное здесь –самоорганизация исследовательской деятельности: цель, представление об условиях исследовательской деятельности, программа исследовательских действий, критерии оценки результатов исследовательской деятельности, оценка её результатов, реализация программы. Для этогооблик профессиональной педагогической деятельности, представленный в образе исследовательской компетентности, становится моделью профессионального поведения студента.учебноисследовательская общность студентов, преподавателей вуза и педагогов общеобразовательной школы –пространство превращения потенциала в ресурс.Мы считаем, что в данной общности осуществляется переход студента от познавательного к исследовательскому отношению к действительности; формируется его субъектность в профессиональнопедагогической и исследовательской деятельности, изменяется система отношений к действительности (изменения происходят на уровне личностных смыслов, что, в свою очередь, оказывает влияние на мотивацию к исследовательской работе в дальнейшей педагогической деятельности).Так как общность, по мнению многих исследователей, является объединением людей на основе общих ценностей и смыслов, то мы можем полагать, что в учебноисследовательской общности, благодаря созданию атмосферы поиска, творческого и профессионального саморазвития, сотрудничества, выбора индивидуального образовательного маршрута в соответствии с профессиональными наклонностями, у студентов происходит становление позиции субъекта исследовательской деятельности.Содержание процедуры построения траектории исследовательского саморазвития начинается с определения системы задач развития исследовательской компетентности учителя, которая включает, согласно уровням интегративного взаимодействия подготовки и самоподготовки, четыре группы подзадач: 1)формирование системы знаний и отношений к организации исследовательского поиска (понятийносущностный);2) формирование системы умений организации исследовательской деятельности (практикодеятельностный);3) формирование опыта исследовательской деятельности (мировоззренческий);4) формирование личностноценностного отношения к самосовершенствованию исследовательской деятельности (концептуальный).Становление и развитие исследовательской компетентности как целостный процесс предполагает четыре стадии исследовательского саморазвития будущего учителя:•стадия самоосмысления, выражающаяся в осознании студентом своих возможностей как начинающего педагогаисследователя, потребностей и интересов.Первоочередными задачами педагога на этой стадии являются: включение студентов вразнообразные формы рефлексии профессиональнопедагогической и исследовательской деятельности; стимулирование интереса к приобретению необходимого минимума теоретического материала; овладение аналитическими умениями; акцентирование внимания студентов на прогностическом аспекте в исследовательской деятельности.При этом осознание студентом •стадия самовзращивания, когда студент самостоятельно формулирует цели и задачи исследовательского саморазвития, планирует содержание, способы и средства становления иразвития своей исследовательской компетентности на ближайшее и отдалённое будущее, отбирает средства самовоздействия.На данной стадии целесообразно предложить студентам выполнить ряд заданий, направленных на проектирование траектории их саморазвития в исследовательской деятельности. Приведём примеры.1.Проанализируйте своё собственное теоретическое осмысление проблемы становления и развития исследовательской компетентности педагога.2.Охарактеризуйте собственный уровень исследовательской компетентности.3.Определите основные направления своей деятельности, продвижение по которым позволит Вам повысить свой уровень исследовательской компетентности.4.Спрогнозируйте те противоречия собственной профессиональнопедагогической деятельности, которые могут быть решены за счёт становления и развития у Вас исследовательской компетентности.5.Спрогнозируйте появление затруднений в процессе становления и развития у Вас исследовательской компетентности, типологизируйте их и укажите причины возникновения.6.Спрогнозируйте перспективы развития у себя исследовательских качеств, необходимые в дальнейшей профессиональной педагогической деятельности.7.Определите критерии, по которым Вы будете оценивать свой уровень становления исследовательской компетентности.В процессе данной работы у студентов формируются умения грамотно ставить цели, выбирать адекватные средства их достижения, видеть перспективы развития себя как исследователя, рефлексировать по поводу возможных затруднений на пути реализации намеченных целей.•стадия самопроявления, когда студент моделирует исследовательскую деятельность и на основе этого приобретает такой опыт с целью осознания своей исследовательской позиции, вырабатывает индивидуальный способ деятельности.Моделируя исследовательскую деятельность, студент применяет теорию не только для осмысления её процессуальной стороны, но и для формирования оценочных суждений, осознания системы профессиональноличностных ценностей. «Перевод» ценностей, умений и личного опыта студента, приобретенного им в исследовательской деятельности, в устойчивые взгляды, убеждения и смыслы, определяют характер его исследовательской деятельности и поведения. Процесс этого «перевода» тесно связан с формированием будущего учителя как творческой личности, формированием у негоисследовательских качеств и отношений, из которых рождаются его потребности, мотивы, ценностные ориентации и смыслы, становлением у него профессиональной исследовательской позиции. •стадия самореализации, когда студент реализует в исследовательской деятельности свою исследовательскую позицию.Анализ психологопедагогических исследований позволили выделить следующие факторы успешной реализации индивидуальной траектории исследовательского саморазвития:•уверенность в наличии у себя основных исследовательских качеств и способностей, необходимых для успешного и результативного проведения исследовательской работы;•активное участие в учебнопознавательной и исследовательской деятельности;•твёрдая убеждённость в импонировании другим людям;•эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе;•позитивное восприятие своего прошлого опыта в свете исследовательской деятельности;•осознание необходимости в исследовательской деятельности.После прохождения всех этапов работы по реализации индивидуальной траектории исследовательского саморазвития студенты составляют себе рекомендации на будущее, оценивают достигаемые результаты деятельности, анализируют причины, обусловливающие полученный результат, вносят коррективы в деятельность по дальнейшей реализации «Яконцепции» исследовательского саморазвития. Оценивая траекторию исследовательского саморазвития, студентам предлагается ответить на следующие вопросы: Какова моя дальнейшая перспектива как исследователя? (уровень становления исследовательской компетентности)? Что я могу не сегодня? Чему я хочу научиться? Каких знаний и умений мне для этого не хватает? Что мне необходимо сделать для этого (программа развития)? Каковы мои достижения на данный момент (результаты)? Данный вид работы способствует глубокому самоанализу собственного исследовательского опыта, самопознанию своих исследовательских возможностей, формированию ценностноцелевых установок в дальнейшей реализации индивидуальной траектории исследовательского саморазвития в профессиональной педагогической деятельности.Итак, индивидуальная траектория исследовательского саморазвития студентов педвузов позволяет каждому, независимо от исходного уровня исследовательской компетентности, реализовать на практике активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как к субъекту этой деятельности.

Ссылки на источники

1.Российское образование –2020: Модель образования для экономики, основанной на знаниях [Текст]: к IXМеждународной научной конференции «Модернизация экономики и глобализация»; Москва, 13 апреля 2008 г.; под. ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина. –М.: Изд. дом ГУВШЭ, 2008.









Ryndina Juliya Valeryevnacandidate of pedagogical sciences, senior teacher of Foreign LanguagesDepartment Federal State Budget Establishment of Higher Education «Ishim Ershov State Teachers’ Training Institute»melodica@yandex.ruKungurova Irina Michaelovnacandidate of pedagogical sciences, associate professor of Foreign LanguagesDepartment of Federal State Budget Establishment of Higher Education «Ishim Ershov State Teachers’ Training Institute»irinakungur2011@rambler.ru

Individual trajectory of research selfdevelopment of teachers’ training university students

Summary. In the given article the concept «individual trajectory of research selfdevelopment»is considered, its intrinsic characteristics are shown, the main stages of research selfdevelopment of teachers’ training university students are described.Keywords: research selfdevelopment, individual trajectory of research selfdevelopment, research competence, research position, individual educational route.