Развитие творческих способностей воспитанников через тестопластику (на примере деятельности детского объединения «Колорит»)
Выпуск:
ART 53641
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сербина
Е.
А. Развитие творческих способностей воспитанников через тестопластику (на примере деятельности детского объединения «Колорит») // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
3176–3180. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53641.htm.
Аннотация. В статье представлены возможности лепки из соленого теста в развитии и воспитании обучающихся. Показаны поэтапные способы обучения лепке, приемы развитие творческих способностей воспитанников на занятиях лепкой из соленого теста
Текст статьи
Сербина Елена Анатольевнапедагог дополнительного образования
МБОУДОД «Лянторский центр детскоготворчества»г.Лянторksy1410@yandex.ru
Развитие творческих способностейвоспитанников через тестопластику(на примере деятельности детского объединения«Колорит»).
Аннотация. В статье представлены возможности лепки из соленого теста в развитии и воспитании обучающихся. Показаны поэтапные способы обучения лепке, приемы развитие творческих способностей воспитанников на занятиях лепкой из соленого теста.
Ключевые слова: творческие способности, тестопластика,солёное тесто,лепка.
Что же подразумевается под творческими способностями?В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, впроцессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения и опыт проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. Таким образом, творчество –создание на основе того, что есть, того, чего ещене было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.Основой детского творчества является наблюдение за окружающей жизнью, нахождение того, что можно отразить в своей деятельности. Развитие способов "вслушивания", "всматривания" в звуки и краски природного и предметного мира, овладение выразительными средствами помогают школьникам проявлять себя в творчестве, на основе этого интенсивно развиваются художественные способности детей. Тестопластика является одним из видов народноприкладного искусства. Интерес к солёному тесту, как к материалу для изготовления различных поделок, возник, сравнительно недавно. Хотя история о солёном тесте говорит, о том, что в Древнем Египте приблизительно 5 тысяч лет назад знали много рецептов солёного теста и выпекали из него более 30 различных сортов хлеба.Лепка –одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания –помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, учащиеся знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи. В процессе занятий лепкой у детей развивается мелкая моторика пальцев интеллектуальные и творческие способности. Формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук играет огромную роль в мыслительной деятельности ребенка.О значении развития руки, о влиянии движения пальцев на развитие мозга детей,так как через руки проходит огромный поток информации. Не зря немецкий философ И.Кант назвал руку "выдвинутым наружу головным мозгом".Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев.
Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее на долгое время.Мною была разработана программа курса «Художественная лепка солёного теста» рассчитанная на два года обучения.Данная программа является творческой переработкой методических материалов, изложенных авторами:
Винокурова Н. К., А. М. Матюшина. Синеглазова Марина Олеговна, Казагранда Бриджит, Лыкова И.А. Е.А.Губина, Чаянова Г.Н. Ольга Чибрикова, Алина Артуровна Пицык.Цель: Развитие творческих способностей воспитанников в процессе изготовления изделий из солёного теста. Задачи:Обучить приёмам лепки;Формирование опыта в практической деятельности в работе с тестом;Развитие способностей у воспитанников области декоративноприкладного искусства, через приобщение к народным промыслам.Формирование творческой личности воспитанников.
Моё объединение посещают обучающиеся в возрасте от 7 до 12 лет.
На занятиях они знакомятся с различными рецептурами теста и его изготовления, учатся планировать свою работу, осуществлять задуманное, развивать фантазию и воображение. А также воспитывать в себе трудолюбие и аккуратность.Испокон веков ценилось и ценится всё, что сделано своими руками, и на моих занятиях я стараюсь помочь учащимся душой прикоснуться к этому виду искусства.
Нужно помнить, что научить ребёнка лепить это не значит, что достаточно дать ему один кусочек теста, оченьважно показать, что можно сделать из этого кусочка.Занятия проходят поэтапно от простого к сложному.На первых занятиях я знакомлю учащихся с солёным тестом, как видом народноприкладного искусства, его историей, особенностям, инструментами, которые необходимы для работы, простейшим технологическим приемам работы с ним.
Тесто замешиваюв присутствии детей. Даю возможность потрогать, помять, высказать свое впечатление о нем, какое оно твердое, белое, холодное? Оторвав кусочек, скатать «колбаску», «колобок», «косичку», «капельку» и т.д. Приготовить тесто самостоятельно. Обучающимся предлагается отпечатать на поверхности теста предметы с интересной фактурой пуговицы, колпачки, штампикии т.п.
Для раскатывания теста мы применяем скалки, а для вырезания кондитерские формочки для печенья.Затем учимся лепить плоские фигурки. Фигурки с «налепами».Дальнейший этап –это объёмные фигуры, облепливание тестом разнообразных объёмных форм.Ребята постарше изготавливают более сложные предметы.
Одним из этапов изготовления поделок является раскрашивание. Для этого используются краски гуашь, акварель, фломастеры. Постепенно дети привыкли и научились использовать в работе палитру, для смешивания красок, кисточки разного размера и жесткости. Шаг за шагом работы получаются интереснее и выразительнее. С окрашенным тестом мы работаем с большим удовольствием, так как открываем для себя новые свойства этого материала
В начале новой темы мы проводим опрос в игре «Поле чудес» по закреплению пройденного материала.
Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда использую игровые мотивации. А в конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.Оценивают свои работы учащиеся при помощи жетонов. Каждому раздаются жетоны трёх цветов: красный, жёлтый и зелёный в виде светофора (красный3, жёлтый4, зелёный5).По окончании работы, поделки выставляются и оцениваются. Возле каждой работы ребята оставляют жетон соответствующего цвета. В итоге определяется лучшая работа.
Одним из важных средств поощренияи развития детского творчества являются выставкадетских работ. Возможность продемонстрировать свои достижения, служит стимулом для активного участия детей в процессе лепки из соленого теста.
Выставка Объединения «Колорит»
На Ярмарке
Многие детские работы украшают наш кабинет. Свои поделки учащиеся дарят родителям и друзьям.
На занятиях, используется наглядный материал – инструкционные карты, пошаговые зарисовки, книги силлюстрациями детских художников. Планируя работу с детьми, темы подбираю с учётом сезона и календарных праздников.Чтоб добиться творческих результатов мною были подготовлены пособия,помогающие в реализации достижения цели, которые включают в себя: программа и тематическое планирование;поурочные разработки занятий;презентации;дидактические материалы.Серьёзное внимание уделяю взаимодействию с родителями, считаю их надёжными соратниками и союзниками в вопросах развития детского творчества, так кактолько в результате воспитания природные качества ребёнка трансформируются в художественнотворческие способности. Родители помогают ребёнку превратить исторический опыт человечества в систему открытых проблем и осмыслить его. Такой подход к организации работы является залогом активного и успешного умственного и художественного воспитания детей, развития их одаренности и таланта, перспектива будущего проявления личности как активной, деятельной, творческой.Цель второго года обучения углубленное изучение технологий тестопластики, освоение более сложных приемовлепки. А также совместному творчеству изготовлению сувениров, барельефов, игрушек для настольного театра, коллективных панно и т. д.
Литература1.Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. М., 19992.Развитие творческой активности школьников / Под ред. А. М. Матюшина. М., 1991 3.3.Синеглазова М. О. «Удивительное солёное тесто». Делаем сами. М.: Издательский Дом МСП,2005г4.Казагранда Бриджит. Поделки из солёного теста. АРТРОДНИК.,2007.5.Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Творческий центр Сфера –Москва,2000.111с.:ил.6.Чаянова Г.Н. Солёное тесто.М.:ДрофаПлюс,2005.144с.:ил.(Для начинающих).7.ГубинаЕ.А.Занятия по прикладному искусству 57 классы.Волгоград:Учитель,2009.8.ЧибриковаО.А.«Азбука солёного теста», книга игра. «ЭКСМО» Москва,2010г.9.ПицыкА.А.«Игрушки из солёного теста», издательство «Мир Книги»,2010г.
Serbin Elenateacher of additional educationMBOUDOD "Lyantorskaya Center Children's Art" g.Lyantorksy1410@yandex.ru
Development of creative abilities of pupils through testoplastiku(on the example of the children's association "color").
Abstract.The paper presents the possibility of modeling of salt dough in the development and education of students. Steps demonstrate how learning modeling, methods of development of creative abilities of pupils in class modeling of salt dough.
Keywords:creativity, testoplastika, salt dough modeling.
МБОУДОД «Лянторский центр детскоготворчества»г.Лянторksy1410@yandex.ru
Развитие творческих способностейвоспитанников через тестопластику(на примере деятельности детского объединения«Колорит»).
Аннотация. В статье представлены возможности лепки из соленого теста в развитии и воспитании обучающихся. Показаны поэтапные способы обучения лепке, приемы развитие творческих способностей воспитанников на занятиях лепкой из соленого теста.
Ключевые слова: творческие способности, тестопластика,солёное тесто,лепка.
Что же подразумевается под творческими способностями?В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, впроцессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения и опыт проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. Таким образом, творчество –создание на основе того, что есть, того, чего ещене было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.Основой детского творчества является наблюдение за окружающей жизнью, нахождение того, что можно отразить в своей деятельности. Развитие способов "вслушивания", "всматривания" в звуки и краски природного и предметного мира, овладение выразительными средствами помогают школьникам проявлять себя в творчестве, на основе этого интенсивно развиваются художественные способности детей. Тестопластика является одним из видов народноприкладного искусства. Интерес к солёному тесту, как к материалу для изготовления различных поделок, возник, сравнительно недавно. Хотя история о солёном тесте говорит, о том, что в Древнем Египте приблизительно 5 тысяч лет назад знали много рецептов солёного теста и выпекали из него более 30 различных сортов хлеба.Лепка –одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания –помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, учащиеся знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи. В процессе занятий лепкой у детей развивается мелкая моторика пальцев интеллектуальные и творческие способности. Формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук играет огромную роль в мыслительной деятельности ребенка.О значении развития руки, о влиянии движения пальцев на развитие мозга детей,так как через руки проходит огромный поток информации. Не зря немецкий философ И.Кант назвал руку "выдвинутым наружу головным мозгом".Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев.
Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее на долгое время.Мною была разработана программа курса «Художественная лепка солёного теста» рассчитанная на два года обучения.Данная программа является творческой переработкой методических материалов, изложенных авторами:
Винокурова Н. К., А. М. Матюшина. Синеглазова Марина Олеговна, Казагранда Бриджит, Лыкова И.А. Е.А.Губина, Чаянова Г.Н. Ольга Чибрикова, Алина Артуровна Пицык.Цель: Развитие творческих способностей воспитанников в процессе изготовления изделий из солёного теста. Задачи:Обучить приёмам лепки;Формирование опыта в практической деятельности в работе с тестом;Развитие способностей у воспитанников области декоративноприкладного искусства, через приобщение к народным промыслам.Формирование творческой личности воспитанников.
Моё объединение посещают обучающиеся в возрасте от 7 до 12 лет.
На занятиях они знакомятся с различными рецептурами теста и его изготовления, учатся планировать свою работу, осуществлять задуманное, развивать фантазию и воображение. А также воспитывать в себе трудолюбие и аккуратность.Испокон веков ценилось и ценится всё, что сделано своими руками, и на моих занятиях я стараюсь помочь учащимся душой прикоснуться к этому виду искусства.
Нужно помнить, что научить ребёнка лепить это не значит, что достаточно дать ему один кусочек теста, оченьважно показать, что можно сделать из этого кусочка.Занятия проходят поэтапно от простого к сложному.На первых занятиях я знакомлю учащихся с солёным тестом, как видом народноприкладного искусства, его историей, особенностям, инструментами, которые необходимы для работы, простейшим технологическим приемам работы с ним.
Тесто замешиваюв присутствии детей. Даю возможность потрогать, помять, высказать свое впечатление о нем, какое оно твердое, белое, холодное? Оторвав кусочек, скатать «колбаску», «колобок», «косичку», «капельку» и т.д. Приготовить тесто самостоятельно. Обучающимся предлагается отпечатать на поверхности теста предметы с интересной фактурой пуговицы, колпачки, штампикии т.п.
Для раскатывания теста мы применяем скалки, а для вырезания кондитерские формочки для печенья.Затем учимся лепить плоские фигурки. Фигурки с «налепами».Дальнейший этап –это объёмные фигуры, облепливание тестом разнообразных объёмных форм.Ребята постарше изготавливают более сложные предметы.
Одним из этапов изготовления поделок является раскрашивание. Для этого используются краски гуашь, акварель, фломастеры. Постепенно дети привыкли и научились использовать в работе палитру, для смешивания красок, кисточки разного размера и жесткости. Шаг за шагом работы получаются интереснее и выразительнее. С окрашенным тестом мы работаем с большим удовольствием, так как открываем для себя новые свойства этого материала
В начале новой темы мы проводим опрос в игре «Поле чудес» по закреплению пройденного материала.
Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда использую игровые мотивации. А в конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.Оценивают свои работы учащиеся при помощи жетонов. Каждому раздаются жетоны трёх цветов: красный, жёлтый и зелёный в виде светофора (красный3, жёлтый4, зелёный5).По окончании работы, поделки выставляются и оцениваются. Возле каждой работы ребята оставляют жетон соответствующего цвета. В итоге определяется лучшая работа.
Одним из важных средств поощренияи развития детского творчества являются выставкадетских работ. Возможность продемонстрировать свои достижения, служит стимулом для активного участия детей в процессе лепки из соленого теста.
Выставка Объединения «Колорит»
На Ярмарке
Многие детские работы украшают наш кабинет. Свои поделки учащиеся дарят родителям и друзьям.
На занятиях, используется наглядный материал – инструкционные карты, пошаговые зарисовки, книги силлюстрациями детских художников. Планируя работу с детьми, темы подбираю с учётом сезона и календарных праздников.Чтоб добиться творческих результатов мною были подготовлены пособия,помогающие в реализации достижения цели, которые включают в себя: программа и тематическое планирование;поурочные разработки занятий;презентации;дидактические материалы.Серьёзное внимание уделяю взаимодействию с родителями, считаю их надёжными соратниками и союзниками в вопросах развития детского творчества, так кактолько в результате воспитания природные качества ребёнка трансформируются в художественнотворческие способности. Родители помогают ребёнку превратить исторический опыт человечества в систему открытых проблем и осмыслить его. Такой подход к организации работы является залогом активного и успешного умственного и художественного воспитания детей, развития их одаренности и таланта, перспектива будущего проявления личности как активной, деятельной, творческой.Цель второго года обучения углубленное изучение технологий тестопластики, освоение более сложных приемовлепки. А также совместному творчеству изготовлению сувениров, барельефов, игрушек для настольного театра, коллективных панно и т. д.
Литература1.Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. М., 19992.Развитие творческой активности школьников / Под ред. А. М. Матюшина. М., 1991 3.3.Синеглазова М. О. «Удивительное солёное тесто». Делаем сами. М.: Издательский Дом МСП,2005г4.Казагранда Бриджит. Поделки из солёного теста. АРТРОДНИК.,2007.5.Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Творческий центр Сфера –Москва,2000.111с.:ил.6.Чаянова Г.Н. Солёное тесто.М.:ДрофаПлюс,2005.144с.:ил.(Для начинающих).7.ГубинаЕ.А.Занятия по прикладному искусству 57 классы.Волгоград:Учитель,2009.8.ЧибриковаО.А.«Азбука солёного теста», книга игра. «ЭКСМО» Москва,2010г.9.ПицыкА.А.«Игрушки из солёного теста», издательство «Мир Книги»,2010г.
Serbin Elenateacher of additional educationMBOUDOD "Lyantorskaya Center Children's Art" g.Lyantorksy1410@yandex.ru
Development of creative abilities of pupils through testoplastiku(on the example of the children's association "color").
Abstract.The paper presents the possibility of modeling of salt dough in the development and education of students. Steps demonstrate how learning modeling, methods of development of creative abilities of pupils in class modeling of salt dough.
Keywords:creativity, testoplastika, salt dough modeling.