Инновационная методика преподавания информатики на основе «динамического метода» коммуникативного общения

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Иванова Ж. Б., Таннинг Ж. Ф. Инновационная методика преподавания информатики на основе «динамического метода» коммуникативного общения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 3191–3195. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53644.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы о механизме повышения эффективности передачи знаний в традиционной форме обучения с использованием интерактивного метода общения в виде дискуссии, с целью лучшего усвоения материала при проведении занятий по информатике.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Таннинг Жиогап ФирмэнPh.Dintechnicalsciences,доцент,ФГБОУ ВПО «ВлГУ имени АГ и НГС», г. Владимирemail: fiston@gmx.frИванова Жанна Борисовнак.ю.н., доцент, ФГБОУ ВПОВПО «КРАГСиУ», г. Сыктывкарemail: mgbpravo@yandex.ru

Инновационная методика преподавания информатики на основе«динамического метода»коммуникативного общения

Аннотация:В статье рассматриваются вопросы о механизме повышения эффективности передачи знанийв традиционной форме обучениясиспользованиеминтерактивногометодаобщения в виде дискуссии,с целью лучшего усвоения материала при проведении занятийпо информатике.Ключевые слова:Методика, знания, дискуссия, обучающий, обучающийся, алгоритм, техническая наука, общекультурная и профессиональная компетенция.

В современном мире методика преподавания является основополагающим фактором, определяющим развитие образования и,в частности,информационных систем в нем. Наданныймомент в мире наблюдается гиперинформатизация в сфереобразования с применением:1)мультимедийных средств для более наглядного представления изучаемого материала[1];

2) большого количества методик, методов для передачи информации обучающимся[2].Основным инструментомреализациипо перечисленным выше пунктам является человек (преподаватель, учитель), который четко определяет задачи и передает знания системно по определенному алгоритму.Эта последовательность действий должна быть выстроена таким образом, чтобы обучающийся мог с наибольшей эффективностьюи интересом получить предлагаемые знания.Существует многообразие методов обучения, среди которых:

пассивный метод, когда обучающий только передает информацию (прямая связь), но при этом, получающие знания активно не участвуют в этом процессе;

активный метод предполагает коммуникацию обратную связьс обучающимися[2];

«динамический метод», на основе интерактивного общения(дискуссия)с обратной связьюи возможнымиспользованиемролевыхситуационныхигр.Следуетзаметить, что наиболее часто применяются первые два метода, которыене дают достаточную эффективность получения знаний ине позволяют достичь в полной мере желаемого результатав определенной сфере деятельности. Тем не менее,можно наблюдать применение «динамического метода»в процессе обучения, но его эффективность полностью зависит от формы, типа и алгоритма построения систем передачи знаний.Методика передачи знаний зависит от предмета преподавания. Для естественных наук –например,«Уголовное право», можно ассоциировать проведение занятия с практической составляющейкак представление конкретной ситуации, ее анализ и формулировка альтернативных вариантов ее решения в виде «спектакля», нодля технических наук наблюдается определенная сложность, связанная с передачей знаний, в связи с визуальным представлением информации в виде реальности.

Формы передачи знаний в преподавании информатики: цели и задачи

Общеизвестный факт, что преподавание направлено на передачу знаний, а студенты –не сосуд, который необходимо заполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь; чтобы он постоянно совершенствовал самостоятельно свои знания. Обучающий не только не уходит от процесса преподавания, ноииграет очень важную рольконсультанта и руководит процессом(рис.4 и5).Процесс обучения (в виде дискуссии) начинается с краткого изложения материала всего курса(рис. 1)без использования мультимедийного инструмента (если есть необходимость, то может использоваться), который разбит на темы.Это задача преподавателя.















Рис. 1Алгоритм первого этапа–кратное изложение материала обучающим

Для информатики предлагаются следующие темыв качестве примера:

основные понятия и механизм работы компьютера;

теория и количество информации;

программное обеспечение;

система счисления;

представление данных в компьютере и выполнение арифметических операциив различных системах счисления;

логика и элементы математической логики;

алгоритмизация и программирование;

введение в сетевые технологии.После завершения данного этапа(рис. 1), которыйзанимает 2/10 времени всего курса(этапропорция может меняться, все зависит от того насколько студенты готовы для самостоятельной работы), объема читаемого курса, с учетом аудиторных занятий и самостоятельной работы обучающихся, обозначенных в учебном плане по изучаемой дисциплине.Необходимо разбить обучающихся на kподгруппы из nколичества субъектов обучения(студентов).Каждая подгруппа получает тему, i номер текущей темы;m–количество подгруппы;началоВыбор курсаРазбить курс на главы (темы)i := 1,mКраткое изложение главыВывод: Название темыОсновные определенияВывод: источникиконецкоторая представлена выше, и обсуждает её с целью формирования основного содержания. Рассмотримсодержание темы «Программное обеспечение» в качестве примера:введение;классификация программного обеспечения;виды программного обеспечения;типы программного обеспечения; технология операционной системы;структура файла и файловая система;заключение.После этого получаем следующую схему,представленную на рисунке 2.











(количество человек в подгруппе не рекомендуетсяболее 4; это во многом зависит от численности группы и календарного плана,разработанного для даннойдисциплины)

Рис. 2Формирование подгруппы и распределение темы

Процесс подготовкидоклада для выступления

Для обсуждения предложенной темы семинараобучающиеся приступаюткраспределения“ролей”. Источники информации могут быть следующими: библиотека (известныйсписок литературы получен от преподавателя или учителя;сетьинтернета;конспект краткого лекционного материала). Схема взаимодействия между участниками до выступленияпредставлена на рисунке 3.











Рис. 3.Взаимодействие между участниками в подгруппедо выступленияГруппа студентов /учеников. . .Подгруппа №1Подгруппа №2Подгруппа №m. . .. . .Обучающийся 1Обучающийся 2Обучающийся k. . .Обучающийся 1’Обучающийся 2’Обучающийся k’Тема доклада №1Тема доклада №m. . .Об №1Об №2Об №4Об №3Общий доклад[видео файла]презентациидокумент docот источника [1..3]от источника [1..3]от источника [1..3]от источника [1..3]

Превращается вОб обучающийсяЗадача обучающихся состоит в том, чтобы каждый из них,выступая,должен использовать в обязательном порядке мультимедийный инструмент для предоставления материала. Выступающийстановится ведущим, а сам преподаватель или учитель наблюдает,контролируяи оцениваявыступление подгруппы и слушателей(см. рис.4).



Рис. 4. Взаимодействие между участникамии их роливо время выступления

Слушатели не только участвуют в обучающем процессе, но и делают заметки для дискуссии(рис. 4), которая может возникнутьпосле завершения выступления. Необходимо заметить, что обучающий заблаговременно распределяет роли участников следующей игрыдискуссии:

определяется выступающий одной из подгрупп с вышеозначенной темой;

остальные участники готовят вопросы по данной теме, оцениваемые преподавателем или учителем по следующим критериям: содержание вопроса, глубина и вызванный интерес участников. Оценка обучающихся осуществляется по критериям, представленнымв таблице № 1и 2.

Таблица1Результативность усвоения материалов студента в качествеслушателяКритерийоценки участников(слушателей)Содержание вопроса(W)Глубина вопроса(Y)Актуальностьвопроса(Z)Максимальный балл для всех подгруппыW=10Y=10Z=5Максимальный балл для одной подгруппы

задает вопрос (теоретический или практический);дает ответ на вопросТаблица2Результативностьусвоения материалов студента во время выступленияКритерий оценки докладчика (выступающего)Качество и умениеприменения мультимедийнойтехнологииГлубина проработки материалаКачество оформления материалаГлубина ответа на заданные вопросыАктивность участия в процессе выступленияДиапазон баллаот 1 до 15от 1 до 15от 1 до 10от 1 до 10от 0 до 5

Процесс проведения дискуссии

После завершения выступлений в подгруппе начинается процесс дискуссии, проводимый выступающим, но контролируемый преподавателем. Схема дискуссии изображена на рисунке 5.











Рис. 5Взаимодействие между участниками –дискуссия.

По рисунку 5 и 6видно, что слушатели задают вопросы выступающему, который отвечает на них, а преподаватель в свою очередь оценивает заданный вопрос и полученный ответ по критериям таблицы № 1. Может возникнуть ситуация, когда слушатели не имеют ни одного вопроса. Вэтом случае вопрос задает преподаватель или учитель слушателям,на который они должны ответить, показывая глубину проработки темы. Для этоговыступающий предварительно оценивает полученный ответ, а преподаватель подтверждает или делает корректировкуответа выступающего.Таким образом,все подгруппы, которые получили темы,участвуют в аналогичном процессев соответствии с календарным планом данной дисциплины.Следует заметить, что после выступления каждая подгруппа передает откорректированный обучающим материал доклада всем обучающимся,являющийся основой материала по данному курсу(см. рис. 6).На рисунке № 7 приводитсяпоследовательность действий предписания, которое необходимо совершить для решения поставленной задачи: проведениезанятия по информатике с наибольшей эффективностью и интересамидля студентов.Задают вопросыОтвечают навопросы[Может задать вопроса][Ответ навопрос]Обучающий(учитель)слушателиВыступающие

Рис. 6 Схема проведения дискуссиии формирования конспекта











Разбивка курса по темамКраткое изложение материала лекции обучающим по темамРазбивка групп на подгруппыРаспределение тем по подгруппамAНачало





























Рис.7.Алгоритм преподавания информатики на основе «динамического метода»



Тема:=

̅̅̅̅̅Разработка сценария выступленияКоммуникация между участниками вподгруппеИзучение теоретического материалаПодготовка слайдовИзучение теоретического материалаФормирование вопросовПрезентация и другие интерактивные элементыФормирование вместе с обучающимися содержаниядокладаОпределить даты выступленияПодготовка к выступлениюУчастие других членов подгрупп в этой темеПроцесс выступления по данной темеОбсуждение докладаПодведение итоговКонецAРаспределение «ролей»Таблица № 3Пример ведомости для подгруппы I (Xне доступная зона)№ подгруппыКритерий



ФИОКритерии оценки для выступающихКритерии оценки для слушателя∑ БаллыКачество и умение применения мультимедийной технологииГлубина проработки материалаКачество оформления материалаГлубина ответа на заданные вопросыАктивность участия в процессе выступленияСодержаниевопросаГлубина вопросаАктуальность вопросаИванов ИИПетров ПППопова АВЖданов ДВIИванов ИИ151510105XXX55XXXПетров ПП



XXXX

XXПопова АВ



XXXXX

XЖданов ДВ



XXXXXX

Активность Iой при ответе

IIп/грИванов ИИXXXXX2,52,51,256,25XXXПетров ППXXXXX

X

XXПопова АВXXXXX

XX

XЖданов ДВXXXXX

XXX

Активность Iой при ответе IIIп/грИванов ИИXXXXX2,52,51,256,25XXXПетров ППXXXX

X

X

XXПопова АВXXXXX

XX

XЖдановДВXXXXX

XXX

Активность Iой при ответе IVп/грИванов ИИXXXXX2,52,51,256,25XXXПетров ППXXXXX

X

XXПопова АВXXXXX

XX

XЖданов ДВXXXXX

XXX

Активность Iой при ответе Vп/гр.Иванов ИИXXXXX2,52,51,256,25XXXПетров ППXXXXX

X

XXПопова АВXXXXX

XX

XЖданов ДВXXXXX

XXX

Суммарные баллы для каждого студента:80SпSпSжОпределение суммарнойоценкистудента после курса

Как было выше сказано, имеетсягруппа, состоящаяиз nколичества субъектовобучения. Необходимо делить группу на mподгруппы, каждая изкоторыхсодержит kсубъекта обучения. Значит:n=mxk; (1)Сумма для каждого участника определяется с помощью данной формулы(№2)., (2)где Si–суммарная оценка студента при выступлении с iой критерии иSj–суммарная оценкастудентапри аудированиис jой критерии; (3)где d

количество активных критериев для выступающих(см. таб. 2);i–номер позиции;Okr[i]–список полученныхбаллов внутрикритериевсiойпозицииво время выступления.Это означает, что:Si=

=Oку_i+ Oгп_i+ Oко_i+ Oго_i+ OАу_i; где Oку–оценка качества и уменияприменения мультимедийной технологии;Oгп–оценка глубины проработки материала;Oко–оценка качества оформления материала;Oго–оценка глубины ответа на заданные вопросы;OАу–оценка активностиучастия в процессе выступления. (4)где b

количество активных критериев для слушателей(см. таб. 1), j–номер позиции, Okr[j]–список полученных баллов внутри критериевс jой позиции как слушатель.

суммарная оценкастудентапри аудировании с jой критерии для определенной подгруппы.Поскольку студент выступает один раз (получает Si) и играет роль слушателей не одного раза во время курса (изза m(m�1) количество подгрупп), то:Sj=; (5)где g–номер подгруппы; тогда получим что:Sj= = = ;где Oсв–оценка содержания вопроса gой подгруппы;Oгв–оценка глубины вопроса gой подгруппы;Oав–оценка актуальной вопроса gой подгруппы.

При подведении итогов необходимо заполнить ведомость преподавателя (таблица3)и дать возможность обучающимся распределить балл лучшего доклада между участниками по 20тибальной шкале(Т).Для получения окончательного результата эти баллы добавляются к бальной оценкеобучающегося.Таким образом, новая суммарная бальная оценка (Sfinal) обучающегося получается с помощью следующей формулы (№6): (6)Втаблице №3 приведенпример заполнения ячейки с оценками,полученнымистудентамиво время изучения информатики. На каждом этапе, например,студент Иванов И.И. получил максимальный балл,т.е. S=80.Такаяже процедура происходит с остальными студентамипри заполнении ведомости.

Заключение

Таким образом, принимая непосредственное участие в этом процессе по всем темам курса,обучающийся не только усваивает дисциплину, но и участвует в формировании общекультурных и профессиональных компетенциях.Данный метод может эффективно применяться как в высших, так и средних учебных заведениях[3]и позволяет сформировать следующие общекультурные компетенции:–овладеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;–готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе, способностью работать в команде и самостоятельно;атакже профессиональными компетенциями:–способностью осуществлять сбор, хранение, обработку и оценку информации, необходимой для организации и управления профессиональной деятельности и др..Сказанное позволяет отметить, что данный метод может быть эффективен не только для преподавания информатики, но может также быть полезным для других технических дисциплин, в которых наблюдается определенная сложность, связанная с передачей знаний с помощью ролевых ситуационных игр.Результат исследования показал, что эффективность данного метода зависит от определенных минимальных требований, предъявляемых: 1) к обучающимся: активность, добросовестность, трудолюбие; 2) к преподавателю: прекрасноевладение материаломв целом, умениевести дискуссию; 3) к аудитории: проектор, компьютер и колонки.

Библиографический список1. Иванова Ж.Б., Плоцкая О.А., Таннинг Ж.Ф. Информационнокоммуникационные технологии в образовательном процессе. Учебное пособие Сыктывкар: ГАОУ ВПО КРАГСиУ,2012.Ч.4. ISBN9785932062760 (ч.4). ISBN9785932062777. 2012г. С. 110.2. Ж.Б. Иванова, О.А. Плоцкая, Таннинг Ж.Ф. Обучающие игры как интерактивный способ выработки компетенций у студентов вузов. Периодическое научное издание. Современные исследованиясоциальных проблем №4(08)/2011 Красноярск НИЦ, 2011 (ISSN20771770). С. 235242.3. Таннинг Ж.Ф. Механизм повышения качества классического образования. Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Сервере:материалы XIВсероссийской научнотеоретической конференции (с международным участием)(2526 октября 2012г., г. Сыктывкар): в 4ч. –Сыктывкар: ГАОУ ВПО КРАГСиУ,2012.Ч.4. ISBN9785932062760 (ч.4). ISBN9785932062722. 2012г. С. 97103.





Tangning Jiogap FirminPh.DinTechnicalSciences, associate professor, FGBOU VPO «Vladimir State Universitynamedafter Alexandreand Nikolay Stoletovs», Vladimir;email: fiston@gmx.frIvanovaJeannaBorisovnaCand.Jur.Sciences, associate professor, FGBOU VPO «The Komi Republican Academy of State Service and Administration», Syktyvkar;email: mgbpravo@yandex.ru

Innovative technique of teaching informatics on a basis«dynamicmethod»communicative communication

Summary:The article talk about the mechanism of increase of efficiency of transfer of knowledge in traditional form of education using an interactive method of communication in the form of discussionwiththe purpose to the best assimilation of a material when carrying out classes in informatics are considered.Keywords:Technique, knowledge, the discussion, training, being trained, algorithm, technical science, common cultural and professional competence.