Построение концептуальной модели учебных словарей по педагогическим дисциплинам

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Киселева О. М., Тимофеева Н. М. Построение концептуальной модели учебных словарей по педагогическим дисциплинам // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 3216–3220. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53649.htm.
Аннотация. В статье теоретически обоснованы и содержательно охарактеризованы основные этапы проектирования учебных словарей по педагогическим дисциплинам; представлена концептуальная модель проектирования учебных словарей по педагогическим дисциплинам.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Тимофеева Наталья Михайловна кандидат педагогических наук, заместитель декана физикоматематического факультета, доцент кафедры методики обучения математике, физике и информатике, Смоленский государственный университет, г. Смоленск nat.timopheeva@yandex.ru Киселева Ольга Михайловна кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий, Смоленский государственный университет, г. Смоленск foxy03@yandex.ru

Построение концептуальной модели учебных словарей по педагогическим дисциплинам

Аннотация.В статье теоретически обоснованы и содержательно охарактеризованы основные этапы проектирования учебных словарей по педагогическим дисциплинам; представлена концептуальная модель проектирования учебных словарей по педагогическим дисциплинам. Ключевые слова:терминологический словарь, учебный словарь по педагогическим дисциплинам, словник, словарная статья, отбор и семантизация терминов, проектирование, моделирование.

В современных условиях модернизации образования особое место в учебновоспитательном процессе отводится учителю, так как от его подготовки, эрудиции и качества работы в решающей мере зависит успех обучения и воспитания. Глубокие научные предметные, психологопедагогические, методические знания учителя ‬залог эффективности учебновоспитательного процесса. В связи с этим повышение понятийнотерминологической культуры учителя, в частности, овладение им понятийнотерминологическим аппаратом педагогической науки, должно быть одним из приоритетных направлений в системе подготовки и повышения квалификации учителя. Немаловажную роль в практическом развитии любой науки, в том числе и педагогической особенно в её теоретическом обосновании, играет система понятийитерминов.Опираясь на обобщение практики, живого опыта, научное знание формируется в понятиях, в их развертывании, в определении этих понятий по законам логики. Совершенствование понятийнотерминологического аппарата науки является одним из условий её развития и повышения эффективности. На актуальность проблемы совершенствования понятийнотерминологического аппарата для педагогических наук указывали многие ученые, которые занимались вопросами методологии педагогики, такие как Ю.К. Бабанский [1], И.М. Кантор [2], В.В. Краевский, В.О. Кутьев [3] и другие. Решение этой проблемы включает уточнение понятий и категорий, их смыслового значения, объема и содержания, определений, а также предполагает упорядочение и систематизацию понятий и терминов, т.е. выявление соотношения содержания и объемов понятий, уточнение взаимосвязей и взаимоотношений между ними. Одним из решений указанной проблемы является создание словарных произведений, аккумулирующих, определяющих и систематизирующих все основные понятия педагогических наук. Как сложная методологическая проблема, связанная с уточнением и упорядочением педагогической терминологии, проблема создания словарей по педагогическим дисциплинам включена в перечень приоритетных направлений педагогических исследований (работы В.О. Кутьева [3], , А.Я. Найна [4]). Исследования в области языка педагогических наук называются В.В Краевским ©прикладными аспектами методологии педагогикиª [3]. Примерами практических словарных разработок по педагогике и образованию являются работы Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова [5], Е.С. Рапацевич [6]. К практическим разработкам в области методики обучения учебным предметам отнесем лишь пособие М.Р. Львова ©Словарьсправочник по методике русского языкаª [7], а также ©Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков)ª Э.Г. Азимова, А.И. Щукина [8]. В то же время следует отметить, что не существует теоретических основ создания педагогических, предметных методических словарей, состоящих в выявлении и теоретическом обосновании принципов формирования и описания предметного содержания подобных словарных произведений. А между тем, по выражению Э.Г. Азимова, ©в педагогической науке остро ощущается отсутствие единых подходов как к отбору важнейших понятий, так и к их определениюª [8]. Вопросам теории и практики лексикографической деятельности как деятельности по проектированию и конструированию произведений словарного типа посвящены работы В.П. Беркова [9], А.С. Герда [10], В.В. Морковкина [11], А.К. Сулеймановой [12], В.Д. Табанаковой [13] и др. Вопросы составления словарей дидактической направленности исследовались В.В. Морковкиным [11], В.Д. Табанаковой [13],А.К. Сулеймановой [12] и др. Однако все работы указанных авторов направлены на изучение проблем, касающихся создания двуязычных учебных словарей, цель которых состоит, прежде всего, в обучении иноязычного пользователя русскому языку. Вопросы же составления одноязычных учебных справочных пособий по отдельным областям знаний не затрагиваются. Лишь отдельные теоретические аспекты составления таких словарей освещаются в работах А.К. Сулеймановой [12]. Таким образом, основными факторами, определяющими актуальность выявления теоретических основ проектирования учебных словарей по педагогическим дисциплинам, являются следующие: 1)необходимость теоретического обоснования разработки словарей по педагогическим дисциплинам; 2)упорядочение педагогической информации и её систематизация в учебных словарях; 3)выделение состава и границ предметного содержания области педагогически направленных наук; 4)необходимость систематического повышения квалификации учителей, преподавателей, в частности, их понятийнотерминологической культуры; 5)помощь студентам педагогических вузов в подготовке к профессиональной деятельности. Цель исследования: выявление теоретических подходов к моделированию учебных словарей по педагогическим дисциплинам. Исходя из цели исследования, перед нами ставятся следующие задачи: 1)изучить и провести аналитический обзор подходов к построению учебнометодических пособий и словарных произведений, в том числе и имеющихся лексикографических произведенийв области педагогических дисциплин; 2)разработать и теоретически обосновать основные этапы создания учебных словарей по педагогическим дисциплинам; 3)построить концептуальную модель учебного словаря по педагогической дисциплине и реализовать её; 4)проверить эффективность разработанных теоретических и практических подходов к составлению учебных словарей по педагогическим дисциплинам. Основными методами исследования стали: теоретический анализ научной литературы по теме исследования; изучение передового педагогического опыта; диагностические методы; обсервационные методы (наблюдение, фиксирование результатов обучения и развития); констатирующий и формирующий педагогические эксперименты; методы математического моделирования; математические методы обработки результатов исследования. Научная новизна исследования: теоретически обоснованы и содержательно охарактеризованы основные этапы проектирования учебных словарей по педагогическим дисциплинам; разработана концептуальная модель проектирования учебных словарей по педагогическим дисциплинам; разработана алгебраическая модель учебных словарей по педагогическим дисциплинам с использованием алгебры многомерных матриц; вычленено основное ядро терминосистемы общей методики обучения математике в форме словника и словаря по общей методике обучения математике. Практическая значимостьисследования заключается в возможности использования разработанного учебнометодического пособия как средства педагогического обеспечения труда учителя; использования разработанных подходов к проектированию словарей в практической деятельности по составлению словарных пособий; в процессе обучения студентов и системе повышения квалификации учителей; в разработке методических рекомендаций по использованию учебных словарей по педагогическим дисциплинам в учебном процессе. Теоретическая значимостьисследования состоит в разработке и описании конкретных средств и методов проектирования, создания и апробации учебных словарей по педагогическим дисциплинам; в вычленении, упорядочении и описании основного ядра терминологической лексики, относящейся к общей методике обучения учебному предмету (математике); в возможности использования результатов исследования при проектировании и моделировании справочнометодических пособий словарного типа в других предметных областях; в возможности использования результатов исследования в учебной лексикографии при разработке одноязычных словарных пособий дидактической направленности; в возможности автоматизации учебных словарей по педагогическим дисциплинам на основе разработанной алгебраической модели. Перейдем к последовательному изложению материалов исследования соответственно его задачам. При разработке модели проектирования мы исходили из целевого назначения учебных словарей по педагогическим дисциплинам (учет основных педагогических требований к составлению словарных пособий: направленности на адресата, учет его познавательных потребностей, отражение материалом основных концепций теории обучения и воспитания, содействие индивидуализации обучения пользователя словаря), а также, из специфики словаря каклексикографического произведения (лингвистические требования: однородности лексического состава; полноты и равномерности описания; быстроты и легкости нахождения необходимой информации). Для раскрытия содержания понятия ©учебный словарь по педагогическим дисциплинамª были привлечены такие понятия общей и учебной лексикографии, как ©отбор и семантизация понятийª, ©словникª, ©лексическая единицаª, ©словарная статьяª, ©терминª, ©понятиеª, ©общая типология словарейª, ©учебный словарьª, анализ которых вывел нас на понятие ©типология учебных словарей по педагогическим дисциплинамª, это позволило сделать следующие выводы [14]: ©учебный словарь по педагогической дисциплинеª в общей типологии словарей может быть отнесен к различным подтипам: по характеру описываемых лексических единиц ‬терминологический (в частности, по характеру использования ‬справочный; по числу представленных языков ‬одноязычный; по наличию и принципу толкования ‬полный; по тематической ориентации ‬отраслевой); по общей целевой установке ‬учебный; по разнообразию отражаемой информации ‬полиаспектный; по мере отражения истории рассматриваемых языковых единиц ‬неисторический; по характеру расположения языковых единиц ‬содержательно упорядоченный; по способу обнаружения информации ‬объяснительный, демонстрирующий; по виду речевой деятельности ‬активнопассивный; по отношению к другим средствам обучения ‬зависимый; данные подтипы в совокупности представляют собой типологию учебных словарей по педагогическим дисциплинам;

©отбор и семантизация понятийª являются основными этапами лексикографической деятельности и в значительной степени определяют качество разрабатываемого учебного словаря; критерии, этапы, принципы и требования к отбору и семантизации понятий учебных словарей по педагогическим дисциплинам должны помимо общей лексикографической традиции учитывать специфику предметной области педагогической дисциплины, отражать основные закономерности теории обучения и воспитания;

©словникª словаря по педагогическим дисциплинам, представляющий собой реестр, каталог единиц (слов, словосочетаний), выбранных из источников словаря, предназначенных для включения в словарь и подлежащих определению и описанию, должен иметь иерархическую упорядоченную структуру, адекватную структуре соответствующей педагогической дисциплины;

©словарная статьяª как основная структурная единица учебного словаря по педагогическим дисциплинам должна удовлетворять дидактическим требованиям научности, доступности, простоты структуры и содержания, последовательности, содержать по возможности богатый иллюстративный материал. Далее для определения сущности, структуры, этапов педагогического проектирования учебного словаря по педагогическим дисциплинам были привлечены следующие понятия: ©педагогическое проектированиеª, ©этапы проектированияª. Анализ понятий позволил сформулировать следующие выводы [14]:

теория и практика педагогического проектирования требуют системного подхода к моделированию учебного словаря, понимаемого как специфическая система понятий, представляемых в форме словарных статей с развитой системой ссылок, отражающих содержание и отношения педагогических понятий;

педагогическое проектирование учебных словарей по педагогическим дисциплинам имеет поэтапную структуру, причем ведущими из выделенных этапов являются: системный, всесторонний комплексный анализ опыта создания учебнометодической литературы и лексикографической традиции; определение специфичности исследуемой педагогической дисциплины, её влияния на процесс проектирования учебного словаря; разработка концептуальной модели учебного словаря; этапами, задающими педагогическую специфику подобных словарей, ориентирующими на назначение словарных произведений являются последние два из перечисленных выше. Все вышесказанное составляет концептуальную модельпроектирования учебного словаря по педагогическим дисциплинам [15, 16, 17]. Она была реализована в работе на материале общей методики обучения математике [18, 19]. Результаты этой практической реализации показали, что специфика педагогической дисциплины (общей методики обучения математике) отразилась лишь на содержательном наполнении разрабатываемого словаря, тогда как структура концептуальной модели (совокупность этапов, принципов, требований к проектированию) сохранилась. При построении словника учебного словаря по общей методике обучения математике отбор лексических единиц осуществлялся в два этапа ‬создание списка базовых терминов, а затем его расширение за счет использования системных отношений; в основу построения иерархической модели терминологии при упорядочении терминологии рассматриваемой предметной области были положены основные компоненты процесса обучения математике, так как в совокупности, дополняя друг друга, они служат целостному описанию педагогического процесса [20, 21]. Вся последовательность выводов приводит к наиболее общему выводу: 1)проектирование учебных словарей по педагогическим дисциплинам необходимо вести с учетом познавательных потребностей их потенциального адресата: учителей, студентов, преподавателей высших и средних учебных заведений; 2)методологической основой проектирования учебных словарей по педагогическим дисциплинам являются системный, комплексный, технологический, личностный, деятельностный подходы к проблеме исследования на основе учета опыта создания учебнометодической литературы и лексикографической традиции; 3)основными требованиями к проектированию учебных словарей по педагогическим дисциплинам являются лингвистические и педагогические требования; 4)проектирование учебных словарей по педагогическим дисциплинам имеет поэтапную структуру; 5)разработку концептуальной основы учебных словарей по педагогическим дисциплинам необходимо вести в 3х направлениях: выявление основных параметров словаря; критериев, принципов, требований к отбору и упорядочению терминологии; требований к семантизации терминов; 6)в качестве критерия эффективности разработанной модели проектирования учебных словарей по педагогическим дисциплинам можно взять повышение уровня подготовленности потенциального адресата словаря к педагогической деятельности. Дальнейшее направление исследований связано с углублением и уточнением некоторых научнотеоретических вопросов, связанных с проблемой исследования, с практической реализацией электронного варианта учебного словаря по методике обучения математике.

Ссылки на источники 1.Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. ‬М.: Педагогика, 1982. ‬192 с. 2.Кантор И.М. Понятийнотерминологический аппарат педагогики. ‬М.: Педагогика, 1980. ‬158 с. 3.Краевский В.В., Кутьев В.О. Методология педагогики: о чем спорим // Советская педагогика. ‬1991. ‬№7. ‬С. 30‬41. 4.Найн А.Я. Общенаучные понятия в педагогике // Педагогика, 1992, № 78 ‬С. 7579. 5.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. ‬М.: Academia, 2001. ‬173 с. 6.Рапацевич Е.С. Золотая книга педагога. ‬Минск: Современная школа, 2010. ‬720 с. 7.Львов М.Р. Словарьсправочник по методике русского языка. ‬М.: Просвещение, 1988. ‬240 с. 8.Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). ‬СПб.: Златоуст, 1999. ‬472 с. 9.Берков В.П. Вопросы двуязычной лексикографии. Словник. ‬Л.: Издво Ленинградского университета, 1973. ‬192 с. 10.Герд А.С. Основы научнотехнической лексикографии. (Как работать над терминологическим словарем). ‬Л.: Издво Ленинградского университета, 1986. ‬73 с. 11.Морковкин В.В. Основы теории учебной лексикографии: Дис. … дра филол. наук. ‬М., 1990. ‬75 с. 12.Сулейманова А.К. Лингводидактические основы комплексного тематикотерминологического словаря генеративного типа (на материале ©Бурение нефтяных и газовых скважинª): Дис. …канд. пед. наук. ‬Уфа, 1999. ‬256 с. 13.Табанакова В.Д. Семантизация термина в одноязычных терминологических словарях: Дис. … канд. филол. наук. ‬Л., 1981. ‬204 с. 14.Тимофеева Н.М. Проектирование учебных словарей по педагогическим дисциплинам. ‬Смоленск: Издво СмолГУ, 2010. ‬118 с 15.Тимофеева Н.М. Проектирование учебных словарей по педагогическим дисциплинам: Дисс. …канд. пед наук. ‬Смоленск, 2004. ‬с. 215. 16.Тимофеева Н.М. Концепция проектирования словаря по обучению математике. // Электронный математический и медикобиологический журнал. ‬2006. Том 5. ‬Вып. 4. ‬

URL: http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N12html/timopheeva/timopheeva.htm.[Дата обращения 07.01.2013] 17.Киселева О.М. Применение методов математического моделирования в обучении: Дисс. …канд. пед. наук. ‬Смоленск, 2007. ‬с. 181. 18.Тимофеева Н.М., Сенькина Г.Е. Краткий карманный словарьсправочник по общей методике обучения математике. ‬Смоленск: СГПУ, 2004. ‬72 с. 19.Сенькина Г.Е., Тимофеева Н.М., Самарина А.Е., Куприкова О.Н. Словарь по теории и методике обучения математике. ‬Смоленск: СмолГУ, 2008. ‬370 с. 20.Тимофеева Н.М. Попытка формализации педагогической науки путем систематизации её терминосистемы. // Информатика и образование, 2008. № 4. ‬С. 105107. 21.Тимофеева Н.М., Киселева О.М.Моделирование и формализация системы понятий педагогической науки. // Осенние научные чтения 2010: сборник научных трудов по материалам Международной научной конференции. ‬Киев, 2010. ‬С. 76 82.



Timopheeva Natalia, Ph.D., deputy dean of the faculty of physics and mathematics, assistant professor of methods of teaching mathematics, physics and computer science, Smolensk State University, Smolensk nat.timopheeva @ yandex.ru Kiseleva Olga, Ph.D., assistant professor of information technology, Smolensk State University, Smolensk

Modeling training dictionary on pedagogical disciplines Abstract.The paper theoretically grounded and meaningful describes the main stages of the design of educational vocabularies in pedagogical disciplines, the conceptual model of designing educational dictionaries in pedagogical disciplines. Keywords: terminological dictionary, training dictionary on pedagogical disciplines, glossary, selection of terms, projecting, modeling.