К вопросу о необходимости инклюзивного образования в практике современного ДОУ
Выпуск:
ART 53650
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тимошина
Е.
И.,
Сергеева
Д.
В. К вопросу о необходимости инклюзивного образования в практике современного ДОУ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
3221–3225. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53650.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблемам инклюзивного образования в
практике современного ДОУ, анализу особенностей и трудностей на пути принятия решения о разворачивании инклюзивной практики в дошкольном учреждении.
Ключевые слова:
инклюзия, инклюзивный подход в образовании, инклюзивное
образование, инклюзивная модель
Текст статьи
Тимошина Елена Игоревна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецtimoshina1965@yandex.ru
Сергеева Дарья Владимировна,магистрант ВПО «Череповецкий государственный университет», специальность 050100.68 Педагогическое образование, г. Череповец.ezik2804@rambler.ru
К вопросу о необходимостиинклюзивного образования в практикесовременного ДОУ
Аннотация:Статья посвящена проблемам инклюзивного образования в практике современного ДОУ, анализу особенностей и трудностей на пути принятия решения о разворачивании инклюзивной практики в дошкольном учреждении.Ключевые слова:инклюзия, инклюзивный подход в образовании, инклюзивное образование, инклюзивная модель.
Россия взяла курс на модернизацию образования. В числе других изменений это означает и реализацию принципов инклюзивного образования.
Инклюзивное образование —это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурноэтнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных учреждениях, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим подопечным необходимую специальную поддержку[2].Инклюзивный подход в образовании стал утверждаться в связи с тем, что в современном обществе на смену «медицинской» модели, которая определяет инвалидность как нарушение здоровья и ограничивает поддержку людям с инвалидностью социальной защитой больных и неспособных, приходит «социальная» модель, которая утверждает: причина инвалидности находится не в самом заболевании как таковом; причина инвалидности –это существующие в обществе физические («архитектурные») и организационные («отношенческие») барьеры, стереотипы и предрассудки.Социальный подход к пониманию инвалидности закреплен в Конвенции о правах инвалидов (2006):«Инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими»[3].При социальной модели понимания инвалидности ребенок с инвалидностью или с другими особенностями развития не является «носителем проблемы», требующим специального обучения. Напротив, проблемы и барьеры в обучениитакого ребенка создает общество и несовершенство общественной системы образования,которая не может соответствовать разнообразным потребностям всех воспитанников.
До сих пор воспитатели детских садов ориентировались в основном на стандарты образовательной программы –внешнюю опору, в соответствии с которой разворачивалась их работа с детьми, а дети, используя свой личный ресурс, приспосабливались к этой программе. Но теперь в детских садах и школах стало появляться все больше детей, у которых нет такого внутреннего ресурса. Поведение этих детей кажется странным, «ненормальным», и часто педагоги, сталкиваясь с этой «странностью», рекомендуют родителям сходить на консультацию, проверить ребенка и, желательно, перевести его в другое, специализированное учреждение. До сих пор перевод детей с особенностями развития в специализированные учреждения был достаточно распространенной практикой. Теперь новые законы говорят нам о том, что все дети имеют равные права, поэтому дело образовательного учреждения –найти необходимый ресурс, чтобы обеспечить каждому ребенку наилучшие условия для развития. В идеале родители должны иметь возможность выбирать, где учиться их ребенку, и любые индивидуальные особенности детей должны учитываться в любом образовательном учреждении.Мыбы хотели обратиться к вопросу о том, какие трудности могут возникнуть при включении детей с особенностями развития в образовательный процесс ДОУ.Первое, что хотелось бы отметить, на сегодняшний день в отношении инклюзивного образования отсутствует нормативноправовая база, определяющая численность детей с особенностями в одной группе, время ихпребывания, размер и порядок финансирования работников инклюзивной группы, состав специалистов, правила оказания медицинских услуг в зависимости от возможностей и состояния здоровья ребенка [1].Трудностью на пути принятиярешения о разворачивании инклюзивной практики в дошкольном учреждении,является психологическая неготовность педагогического составак принятию человека с ограниченными возможностями здоровья.Речь идет о необходимости воспитаниятолерантногоотношения к детям с особыми образовательными потребностями, а так же знакомство с основными ценностями, целями и методикамиорганизации инклюзивной практики и согласие с ними.Не менее важным условием при реализации инкюзивной модели в ДОУ мы отмечаем изменение установок взрослыхна «особенных детей», ведь особенности есть у каждого из нас. Нидля кого не секрет, что недостаточная информированность порождает у значительной части общества предвзятое отношение к возможностям людей с ограниченными возможностями. Это, в свою очередь, делает самих инвалидов пассивными, безразличными к собственному общественному положению, вынужденными искать пути приспособления к житейским ситуациям. И как замкнутый круг, эти само найденные пути вызывают протест в обществе, которое называет их потребительством, иждивенчеством и т.д. Изменить ситуацию можно. Самый эффективный путь достижения взаимопонимания–воспитание у взрослых позитивного отношения к инвалидам черезсистему работы, которую условно можно назвать «Уроки понимания инвалидности», цель которых заставить человека задуматься о том, как живут и что чувствуют инвалиды, когда на них не обращают внимание. Данная система, по нашему мнению, должна содержать информацию об инвалидах и их трудностях, о ключевых понятиях: инвалидность, причины инвалидности, общественных организациях инвалидов, потребностях и досуге инвалидов. При этомвозникают следующие вопросы: как соединить в педагогической деятельноститребования дошкольной программы и особенности детей, которые должны ее освоить; как учитывать эти особенности при построении индивидуального плана развития ребенка и при тематическом планировании работы в группе? Ответы на эти вопросы формируют новый подход к образованию. Меняется педагогика в целом, она становится включающей (инклюзивной). В создание новых форм и способов взаимодействия детей и взрослых включаются все участники образовательного процесса (педагоги, родители, дети, администрация), поскольку инклюзивное образование требует постоянного творческого вклада от каждого[4].Следующая сложность, которая возникает при включении в образовательный процесс ребенка с особыми образовательными потребностями это изменения образовательной среды, что подразумевает составление образовательного проекта, в котором предусматриваются особенности ребенка. (Например, если приходит ребенок с физическими нарушениями, планируется весь маршрут передвижения ребенка по детскому саду: все режимные моменты и их обеспечение (посещение туалета, сидение застолом, прогулки, двигательные занятия), педагогические действия по организации обучения и взаимодействия ребенка с другими детьми). Очевидно, что данное условие требует материальных вложений, что не всегда становится возможным в некоторых детских садах.Таким образом, если брать курс на инклюзию, необходимо понимать, что движение в эту сторону с теми проблемами, которые есть: отсутствие нормативноправовой базы, психологическая неготовность педагогических кадров к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья,
отсутствие финансирования
это достаточно затратный процесс. На переходном этапе надо двигаться очень медленно, предусматривая каждый шаг, анализируя условия и подбирая средства.
Основная цель образовательного учреждения при реализации инклюзивной практики –обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными стартовыми возможностями, поэтому при принятии решения о разворачивании инклюзивной практики в общеобразовательном дошкольном учреждении должны быть учтены следующие условия: 1) наличие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), родители которых готовы привести их в этот детский сад; 2) психологическая готовность руководителя и коллективакинклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними; 3) наличие необходимых специалистов (дефектологов, психологов, логопедов); 4) наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, при необходимости, безбарьерной среды; 5) возможность повышения квалификации педагоговв данном аспекте.
Ссылки на источники
1.Инклюзивное образование в ДОУ // Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения» № 10, 2011.
2.Инклюзивное образование // Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду: М., Центр «Школьная книга»,2010.3.Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года.4.Селигман М., Дарлинг Р.Б. Обычные семьи, особые дети (Особый ребенок. Исследования и опыт помощи) –2007..
Timoshina Elena Igorevna,Ph.D., assistant professor of early childhood education Cherepovets State University (CSU), Cherepovetstimoshina1965@yandex.ru
Sergeeva Darya Vladimirovna,Master student Cherepovets State University (CSU), a specialty 050100.68 Teacher Education, Cherepovets.ezik2804@rambler.ru
To the question about the need for inclusive education in the practice of modern DOWAbstract:The article is devoted to the problems of inclusive education in the practice of modern DOW, the analysis of peculiarities and difficulties on the way of decisionmaking about the unfolding of the inclusive practices in preschool institution.Keywords:inclusion, inclusive approach to education, inclusive education, inclusive model.
Сергеева Дарья Владимировна,магистрант ВПО «Череповецкий государственный университет», специальность 050100.68 Педагогическое образование, г. Череповец.ezik2804@rambler.ru
К вопросу о необходимостиинклюзивного образования в практикесовременного ДОУ
Аннотация:Статья посвящена проблемам инклюзивного образования в практике современного ДОУ, анализу особенностей и трудностей на пути принятия решения о разворачивании инклюзивной практики в дошкольном учреждении.Ключевые слова:инклюзия, инклюзивный подход в образовании, инклюзивное образование, инклюзивная модель.
Россия взяла курс на модернизацию образования. В числе других изменений это означает и реализацию принципов инклюзивного образования.
Инклюзивное образование —это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурноэтнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных учреждениях, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим подопечным необходимую специальную поддержку[2].Инклюзивный подход в образовании стал утверждаться в связи с тем, что в современном обществе на смену «медицинской» модели, которая определяет инвалидность как нарушение здоровья и ограничивает поддержку людям с инвалидностью социальной защитой больных и неспособных, приходит «социальная» модель, которая утверждает: причина инвалидности находится не в самом заболевании как таковом; причина инвалидности –это существующие в обществе физические («архитектурные») и организационные («отношенческие») барьеры, стереотипы и предрассудки.Социальный подход к пониманию инвалидности закреплен в Конвенции о правах инвалидов (2006):«Инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими»[3].При социальной модели понимания инвалидности ребенок с инвалидностью или с другими особенностями развития не является «носителем проблемы», требующим специального обучения. Напротив, проблемы и барьеры в обучениитакого ребенка создает общество и несовершенство общественной системы образования,которая не может соответствовать разнообразным потребностям всех воспитанников.
До сих пор воспитатели детских садов ориентировались в основном на стандарты образовательной программы –внешнюю опору, в соответствии с которой разворачивалась их работа с детьми, а дети, используя свой личный ресурс, приспосабливались к этой программе. Но теперь в детских садах и школах стало появляться все больше детей, у которых нет такого внутреннего ресурса. Поведение этих детей кажется странным, «ненормальным», и часто педагоги, сталкиваясь с этой «странностью», рекомендуют родителям сходить на консультацию, проверить ребенка и, желательно, перевести его в другое, специализированное учреждение. До сих пор перевод детей с особенностями развития в специализированные учреждения был достаточно распространенной практикой. Теперь новые законы говорят нам о том, что все дети имеют равные права, поэтому дело образовательного учреждения –найти необходимый ресурс, чтобы обеспечить каждому ребенку наилучшие условия для развития. В идеале родители должны иметь возможность выбирать, где учиться их ребенку, и любые индивидуальные особенности детей должны учитываться в любом образовательном учреждении.Мыбы хотели обратиться к вопросу о том, какие трудности могут возникнуть при включении детей с особенностями развития в образовательный процесс ДОУ.Первое, что хотелось бы отметить, на сегодняшний день в отношении инклюзивного образования отсутствует нормативноправовая база, определяющая численность детей с особенностями в одной группе, время ихпребывания, размер и порядок финансирования работников инклюзивной группы, состав специалистов, правила оказания медицинских услуг в зависимости от возможностей и состояния здоровья ребенка [1].Трудностью на пути принятиярешения о разворачивании инклюзивной практики в дошкольном учреждении,является психологическая неготовность педагогического составак принятию человека с ограниченными возможностями здоровья.Речь идет о необходимости воспитаниятолерантногоотношения к детям с особыми образовательными потребностями, а так же знакомство с основными ценностями, целями и методикамиорганизации инклюзивной практики и согласие с ними.Не менее важным условием при реализации инкюзивной модели в ДОУ мы отмечаем изменение установок взрослыхна «особенных детей», ведь особенности есть у каждого из нас. Нидля кого не секрет, что недостаточная информированность порождает у значительной части общества предвзятое отношение к возможностям людей с ограниченными возможностями. Это, в свою очередь, делает самих инвалидов пассивными, безразличными к собственному общественному положению, вынужденными искать пути приспособления к житейским ситуациям. И как замкнутый круг, эти само найденные пути вызывают протест в обществе, которое называет их потребительством, иждивенчеством и т.д. Изменить ситуацию можно. Самый эффективный путь достижения взаимопонимания–воспитание у взрослых позитивного отношения к инвалидам черезсистему работы, которую условно можно назвать «Уроки понимания инвалидности», цель которых заставить человека задуматься о том, как живут и что чувствуют инвалиды, когда на них не обращают внимание. Данная система, по нашему мнению, должна содержать информацию об инвалидах и их трудностях, о ключевых понятиях: инвалидность, причины инвалидности, общественных организациях инвалидов, потребностях и досуге инвалидов. При этомвозникают следующие вопросы: как соединить в педагогической деятельноститребования дошкольной программы и особенности детей, которые должны ее освоить; как учитывать эти особенности при построении индивидуального плана развития ребенка и при тематическом планировании работы в группе? Ответы на эти вопросы формируют новый подход к образованию. Меняется педагогика в целом, она становится включающей (инклюзивной). В создание новых форм и способов взаимодействия детей и взрослых включаются все участники образовательного процесса (педагоги, родители, дети, администрация), поскольку инклюзивное образование требует постоянного творческого вклада от каждого[4].Следующая сложность, которая возникает при включении в образовательный процесс ребенка с особыми образовательными потребностями это изменения образовательной среды, что подразумевает составление образовательного проекта, в котором предусматриваются особенности ребенка. (Например, если приходит ребенок с физическими нарушениями, планируется весь маршрут передвижения ребенка по детскому саду: все режимные моменты и их обеспечение (посещение туалета, сидение застолом, прогулки, двигательные занятия), педагогические действия по организации обучения и взаимодействия ребенка с другими детьми). Очевидно, что данное условие требует материальных вложений, что не всегда становится возможным в некоторых детских садах.Таким образом, если брать курс на инклюзию, необходимо понимать, что движение в эту сторону с теми проблемами, которые есть: отсутствие нормативноправовой базы, психологическая неготовность педагогических кадров к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья,
отсутствие финансирования
это достаточно затратный процесс. На переходном этапе надо двигаться очень медленно, предусматривая каждый шаг, анализируя условия и подбирая средства.
Основная цель образовательного учреждения при реализации инклюзивной практики –обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными стартовыми возможностями, поэтому при принятии решения о разворачивании инклюзивной практики в общеобразовательном дошкольном учреждении должны быть учтены следующие условия: 1) наличие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), родители которых готовы привести их в этот детский сад; 2) психологическая готовность руководителя и коллективакинклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними; 3) наличие необходимых специалистов (дефектологов, психологов, логопедов); 4) наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, при необходимости, безбарьерной среды; 5) возможность повышения квалификации педагоговв данном аспекте.
Ссылки на источники
1.Инклюзивное образование в ДОУ // Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения» № 10, 2011.
2.Инклюзивное образование // Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду: М., Центр «Школьная книга»,2010.3.Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года.4.Селигман М., Дарлинг Р.Б. Обычные семьи, особые дети (Особый ребенок. Исследования и опыт помощи) –2007..
Timoshina Elena Igorevna,Ph.D., assistant professor of early childhood education Cherepovets State University (CSU), Cherepovetstimoshina1965@yandex.ru
Sergeeva Darya Vladimirovna,Master student Cherepovets State University (CSU), a specialty 050100.68 Teacher Education, Cherepovets.ezik2804@rambler.ru
To the question about the need for inclusive education in the practice of modern DOWAbstract:The article is devoted to the problems of inclusive education in the practice of modern DOW, the analysis of peculiarities and difficulties on the way of decisionmaking about the unfolding of the inclusive practices in preschool institution.Keywords:inclusion, inclusive approach to education, inclusive education, inclusive model.