Социализация молодежи в этнической педагогике адыгов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Урусова Л. Х. Социализация молодежи в этнической педагогике адыгов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 3241–3245. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53654.htm.
Аннотация. Социализация молодежи, являясь отражением культурно- психологической общности народа, менталитета несет значительные этические, регулятивно-нравственные функции. Её содержание и место в социальной жизни общности зависят от конкретно-исторических условий развития этноса
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Урусова Лаура Хабаловна,кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности СевероКавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского Университета МВД России, г. Нальчик

lauraurusova@gmail.com

Социализация молодежи в этнической педагогике адыгов.

Аннотация: Социализация молодежи, являясь отражением культурнопсихологической общности народа, менталитета несет значительные этические, регулятивнонравственные функции. Еёсодержание и место в социальной жизни общности зависят от конкретноисторических условий развития этноса.Ключевые слова: социализация, гендер, этикет, мужское и женское поведение, традиции и обычаи.

Адыги (черкесы), как и любой другой народ мира, исключительно огромное значение придавали проблемам воспитания подрастающего поколения. Была создана целая система формирования полноценной личности, и не одно тысячелетие оправдывала она себя в этом архиважном вопросе для функционирования общества. Поэтому неслучайно проблемы всестороннего воспитания личности занимают значительное место в адыгском этикете (адыгэ хабзэ). Он не только регулировал и регулирует все стороны отношений людей, но и в нем детально разработаны все принципы физического, умственного и нравственного воспитания подрастающего поколения.Адыгский этикет предполагает, прежде всего, воспитание физически здорового человека с высокой нравственностью, умение увидеть в любом индивиде человека со своими сильными и слабымисторонами характера.С раннего возраста адыги самым тщательным образом готовили ребенка к будущей жизни, воспитывали в нем такие качества, которые были необходимы во всех жизненных ситуациях. В этом плане они огромное значение придавали правильном) питанию ребенка.Ни для кого не секрет, что состояние моральнопсихологического климата в семье, в трудовом коллективе определяется во многом не только умением руководителя строить нормальные отношения со своими подчиненными, но и в не меньшей мере зависит и от правильных межличностных отношений всего коллектива. В этом плане имеется в адыгском этикете богатый пример построения нормальных межличностных отношений. Понятия «адыгэ», «щэн». «щэныфIэ» предполагают соблюдение адыгского этикета во всем. Эти понятия в переводе на русский язык означают быть человечным, высоконравственным. К человеку, который совершил какойлибо проступок, и по сей день обращаются со словами: «Уадыгэкъэ уэ?» (Ты разве не адыг?). Это означает, что он нарушил нормы адыгского этикета, стало быть, поступил аморально.Народная педагогика адыгов (черкесов) предполагает не просто уважение человека вообще, а подходит к каждому человеку особо уважительно, почтительно, учитывая половозрастные особенности. В адыгском этикете особым уважением и почетом пользуются старший по возрасту и женщины.С малых лет детей приучали и приучают, чтобы они с уважением относились к последним. Например, строго запрещается младшим по возрасту встревать в разговор старших, садиться за стол, пусть это обеденный или рабочее место, без разрешения старшего, входить первым в помещение, занимать более почетные места в нем и т.д. Адыги приучали детей всегда брать инициативу на себя первыми, выполнять наиболее трудоемкую работ), не начинать первыми есть за обеденным столом. При этом младший должен был брать со стола из еды менее значительные куски мяса, и т.д. Строго соблюдался принцип уважительного отношения к старшим по возрасту не только в быту, но и в пути, на производстве, даже на войне.Например, старший по возрасту никогда не выполнял такие работы, которые связаны с риском для здоровья и с большими физическими усилиями. Им всегда отводили «интеллектуальные» функции организации трудовой жизни. Большим позором считалось также по адыгскому этикету, чтобы старшие выполняли такиеработы, которые считались уделом младших. В частности, для старших по возрасту позором было готовить обед, ходить за водой и т. д., когда находились в пути или в поле.Перечень обязанностей и прав младших по возрасту строго был регламентирован во всех ситуациях адыгским этикетом. Большим позором считалось, если молодой человек выражал свое недовольство по поводу организации тех или иных условий его труда, питания, одежды, обращения к нему со стороны старших и т.д. Однако это вовсе не означало, что последние относились к ним пренебрежительно, проявляли диктаторские методы. Наоборот, они обязаны были не в меньшей степени относиться к младшим уважительнопокровительственно, проявлять всякую заботы о них. В присутствии младших старшие не имели право по адыгскому этикету сквернословить, рассказывать о событиях и случаях из жизни, где говорится об интимных связях между мужчиной и женщиной и т.д. Старшие всегда должны были заботиться о младших, особенно в пути, вдали от дома. Более того, они несли полную ответственность за их здоровье и жизнь перед их родителями, всем родом.Адыгская народная педагогика уделяет огромное внимание воспитанию молодого поколения принципов интернационализма уважительного отношения к представителям других национальностей. Вообще, адыги (черкесы) всегда отличались своим интернационализмом. Об этом свидетельствуют многочисленные факты и высказывания многих авторитетных людей, которые бывали в различные эпохи в стране черкесов. Например, большим позором, проявлением крайнего неуважения считалось, когда двое или несколько адыгов разговаривали на родном языке в присутствии представителя другой национальности. В воспитанных компаниях или семьях, если они не владели языком постороннего или гостя, они ненавязчиво и вежливо давали знать, о чем идет речь в разговоре, какимито способами привлекали его к разговору, если даже не было переводчика.К сожалению, этого уважительного отношения к чужому не увидишь у многих современных людей, даже в среде интеллектуальной. Иные могут себе позволить разговаривать в компании в присутствии человека, который не понимает ни одного слова языка, на котором они общаются.Все это говорит о воспитанности или ее отсутствии у того или иного человека. На эти вопросы адыгский этикет всегда обращал огромное внимание, и сейчас эти требования не потеряли своей значимости. Жизнь не один раз доказывала, что в тех семьях, трудовых и иным коллективах, где царит большая культура поведения всех членов, всегда существуют благополучие и успех.Поэтому очень актуально сейчас в полной мере, с учетом изменившихся условий жизни, умело использовать принципы адыгского этикета в межличностных отношениях. Очень важно также, чтобы учебные заведения правильно использовали и применяли сейчас формы и методы воспитания подрастающего поколения по требованиям народной педагогики.В этом плане уже есть наглядный пример умелого сочетания современных форм и методов воспитания с традициями. Например, в Японии давно осуществляют воспитание подрастающего поколения именно при таком сочетании. Традиционная культура используется не только в вопросах воспитания, но и почти во всех сферах общественной жизни. Словом, они сумели соединить достижения современного научнотехнического прогресса со своей традиционной культурой, и мир видит, каких грандиозных успехов эта талантливая нация достигла не только в культуре, образовании, но и в экономике, во всех сферах социальной жизни. Таким образом, народная педагогика адыгов (черкесов) является уникальной системой, огромной «площадкой» воспитания подрастающего поколения. Неслучайно в адыгском этикете занимает такое заметное место эта система воспитания. Она достойно выдержала испытание временем. Но, к сожалению, были и такие периоды в жизни адыгского (черкесского) народа, как и у остальных народов бывшей советской империи, когда их обычаи и традиции объявлялись «пережитками» прошлого, «буржуазным национализмом», «патриархальщиной» и т.д. Но время показало обратное. Те народы, которые сохранили свою традиционную культуру и заботятся о ее дальнейшем развитии, продвинулись на пути прогресса гораздо больше, в их обществе господствует гармония, гражданское согласие. И одним из значительных успехов демократических процессов, которые начались в нашемобществе со второй половины 80х годов XXвека, является то, что каждый народ получил реальную возможность возродить свою традиционную культуру. Поэтому неслучайно мы наблюдаем сейчас большой интерес к ней со стороны ученых, политиков и молодежи. Особенносейчас актуальна проблема воспитания подрастающего поколения, и народная педагогика адыгов (черкесов) должна занимать достойное место не только в воспитательном процессе, но и в науке и политике.В деле возрождения традиционной культуры наших народов огромную роль играют учебные заведения всех степеней, дошкольные, культурнопросветительские, научные и другие учреждения.Немалая заслуга в этом благородном деле интеллигенции, которая обладает необходимыми научными знаниями и навыками в воспитании подрастающего поколения.Как было сказано выше, в формировании полноценной личности особое место отводится физическому воспитанию.Любой народ располагает формами и методами воспитания детей. Все национальные детские игры направлены на развитие физических данных детей. В этих играх вырабатывается воля, упорство в достижении своих целей, решительность, отвага и другие качества. При этом народная педагогика не упускает из виду воспитания и необходимых моральнопсихологических качеств человека.Таким образом, этнопедагогика любого народа, в том числе и адыгов (черкесов), является настоящим «университетом» воспитания физически здоровой, моральнопсихологически полноценной личности. Ее возможности и резервы в этом архиважном деле неограниченны. Главное, не предать их забвению, а умело сочетать с научной педагогикой. В условиях глобализации человеческого общества малочисленные народы, каковым является и адыгский, всегда рискуют потерять все эти ценности своей культуры, которые вырабатывались веками и служили верным инструментом воспитания физически здорового, высоко нравственного молодого поколения.