Социально-психологические детерминанты выбора карьеры современными студентами

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Цариценцева О. П. Социально-психологические детерминанты выбора карьеры современными студентами // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 3281–3285. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53662.htm.
Аннотация. Статья посвящена анализу социально-психологических особенностей личности, влияющих на выбор приоритетного направления в карьере и возможностей их диагностики. В начале изложения описана актуальность заявленной проблемы, а также степень её разработанности в современной науке. В представленной работе содержательно раскрываются и анализируются понятия «карьера», детерминанты карьеры с точки зрения их сущности и структуры. В статье описывается диагностическая программа, позволяющая изучить социально-психологические особенности карьеры личности. По предлагаемой диагностической программе представлены результаты пилотажного исследования на студенческой выборке. Валидность программы диагностики карьерного потенциала подтверждается результатами факторного анализа и их описанием. Статья завершается выводами по пилотажному исследованию, сопоставлением полученных результатов с теоретическими основаниями работы и формулировкой направлений дальнейших исследований по изучению возможностей психолого-педагогического сопровождения реализации карьеры личности
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1

Цариценцева Оксана ПетровнаКандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии ФГБОУ БПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г.Оренбургemail: tsaritsentseva.oksana@yandex.ru

Социальнопсихологические детерминантывыбора карьеры современнымистудентамиАннотацияСтатья посвящена анализу социальнопсихологических особенностей личности, влияющих на выбор приоритетного направления в карьере и возможностей их диагностики. Б начале изложения описана актуальность заявленной проблемы, а также степень ея разработанности в современной науке. Б представленной работе содержательно раскрываются и анализируются понятия «карьера», детерминанты карьеры с точки зрения их сущности и структуры. Б статье описывается диагностическая программа, позволяющая изучить социальнопсихологические особенности карьеры личности. По предлагаемой диагностической программе представлены результаты пилотажного исследования на студенческой выборке. Балидность программы диагностики карьерного потенциала подтверждается результатами факторного анализа и их описанием. Статья завершается выводами по пилотажному исследованию, сопоставлением полученных результатов с теоретическими основаниями работы и формулировкой направлений дальнейших исследований по изучению возможностей психологопедагогического сопровождения реализации карьеры личности. Ключевые слова: карьера, студенчество, социальнопсихологические детерминанты карьеры, структуракарьеры, карьерный план.

Актуальность решения вопросов, связанных с разработкой программы диагностики социальнопсихологических особенностей карьеры личности на современном этапе развития общества не вызывает сомнения. Повышение требований работодателей к уровню квалификации специалистов, активное международное сотрудничество, развитие мелкого и среднего бизнеса, отмирание одних профессий и появление новых, происходящее буквально за несколько лет –все это, с одной стороны, расширяет перспективу профессионального и карьерного выбора оптанта. С другой стороны –при недостаточной осведомленности личности относительно собственныхсоциальнопсихологических особенностяхвозникает риск неадекватного использования и приложения индивидуальных карьерных усилий личности,что может приводить к снижению результатов профессиональной деятельности и удовлетворенности карьерой.Б связи с подобным положением специалиста в обозначенной социальноэкономической ситуации, особенно остро стоит вопрос относительно сознательного планирования карьеры. Решение этойзадачивыступает при этом психологической основой самореализации личности в сфере профессиональной деятельности. Б свою очередь, осознанный выбор карьерного пути возможен лишь в том, случае, когда специалист осведомлен особственных карьерных ресурсах и владеет системой управления ими. Обратимсяк описанию истории изучения карьерыв наукедля того, чтобы обосновать междисциплинарный и кросскультурный характер заявленной проблемы, а также представить степень ея разработанности в психологии. Б 70е гг. прошлого века исследование карьеры вступило в период зрелости, что подтверждает большое количество литературы, ежегодно выпускаемой по этой проблематике, создание отделений карьеры в Академии управления США и Американском обществе тренировки развития. Бо многих статьях, опубликованных в специальных зарубежных научных журналах («JournalofVocationalBehavior», «HumanRelations», «HumanManagement», «JournalofCounselingPsychology») и посвященных проблематике карьеры, в самом начале публикаций приводится предельно общее определение карьеры[1]. Основное же внимание авторы уделяют соподчиненным понятиям: мотивации к карьере (F.Herzberg, 1959, J.W.Atkinson, 1961;D.McClelland , 1975, A.Noe, R.Noe; J.Bachuber, 1990), специализации в карьере (M.C.White, A.Smith, 2

T.Barneff, 1994), субщективному карьерному успеху (S.Aryee, Y.W.Chay, 1994), гендерным аспектам карьеры (D.Levinson, 1978; R.Droege, 1982; D.Adams, 1983; J.A.Clauzen, 1981), модели карьеры (D.Levinson, 1978; D.Super, 1963; Feldman, 1989; E.H.Shein, 1990);механизмы карьерного процесса (R.Bretz, 1991; D.T.Hall, 1968); управление карьерой (J.S.Helbing, 1987; D.T.Hall, 1986; J.D.Krumboltz, 1976)описывая их достаточно глубоко. Ме смотря на то, что интерес зарубежных исследователей к вопросам управления, планирования карьеры и к ея составляющим появился и развивался раньше, в современных работах отечественных ученых более детально раскрывается собственно психологическое содержание понятия «карьера». Исследования в области карьеры в нашей стране имеют с одной стороны, сравнительно недавнюю историю, с другой –современная наука и практика располагает обширными междисциплинарными исследованиями в области карьеры. Б психологии изучаются можно выделить ряд направлений в изучении данного феномена как: изучение траектории движения человека в профессиональном пространстве (Ю.Б.Укке, 1971; П.Синисало, 1987; М.С.Пряжников, 1996, А.К.Маркова, 1996; Л.М.Митина, 1996; Е.А.Могилевкин, 2007; Л.Б.Шнейдер, 2006; С.Х.Мевструева, С.Г.Гнедина,2006; Б.П.Осоков 2003); гендерные исследования карьеры (О.А.Гаврилица, 1988; Б.Г.Горчакова, 2000; Г.Б.Сурецкая, 2001; М.Б.Сафонова, 1999; С.Ю.Гайнутдинова 2003; С.С.Джанерьян 1999, 2005;О.М.Разумникова 2004); психология управления и организационная психология (А.Я.Кибанов, 1997; Д.М.Иванцевич, А.А.Лобанов, 1995; А.П.Егоршин, 1999; С.Ю.Базаров, 2002; Б.А.Поляков, 1995; Е.Г.Молл, 1999; П.Б.Журавлев, 2007)[2]. Акмеологические направления научного поиска освещаются в работах А.А.Деркача, 1997; А.А.Бодалева,Л.А.Рудкевич

1997, И.Д.Ладанова, 1997; О.Б.Москаленко, 2007. Б педагогике проблема построения и сопровождения профессиональной карьеры решается в работах О.Л.Поминовой, 2001; Е.Б.Кисилевой, 2006; С.А.Челноковой, 2008; С.М.Крисковец, 2005; М.Б.Александровой, 2007. Кадровый менеджмент также вносит свой вклад в раскрытие общих законов и закономерностей карьерного процесса, в трудах таких исследователей как: С.Б.Шекшня, 1996; М.К.Маусов, М.М.Кулапов, П.Б.Журавлев, 1993; Е.Б.Охотский, 1996; М.Е.Соколова, 2008; Р.Л.Кричевский, 1998. Исследования в области социологии, политологии представлены работами Ф.Р.Филиппова, 1991; М.Р.Галиакберовой, 2003; С.Г.Айвазовой, 2001; Л.Б.Бабаевой, 1997; А.Е.Чириковой, 1996; Б.Д.Анурина, 2006.Имеются многочисленные работы,посвященные начальным этапам карьеры (И.А.Мовикова, Полянская Е.М., 2002; М.Л.Кирт 2000; А.М.Шевелева 2000; М.Л.Кирт 2000; Д.А.Скач, 2004и др.) Исследования по вопросам карьеры, выполненные в последнее десятилетие также поражают своим междисциплинарным характером и многосторонностью анализа: С.Б.Митюнина Модели профессиональной карьеры личности, 2006; А.А.Жданович Карьерные ориентации в структуре профессиональной Яконцепции студентов, 2008; Е.Б.Садон Профессиональные компетенции как фактор становления профессиональной карьеры будущего специалиста, 2009; А.С.МироноваСихомирова Психологическая структура карьерной готовности выпускника Буза, 2006; Задорожникова Е.Б. Профессиональная карьера женщин: Социологический анализ состояния в условиях радикальных перемен, 2003; А.Б.Шаповалов Процессуальный анализ карьер представителей различных профессиональных групп, 2006; Ф.О.Семенова Психология женской карьеры: личностный и этнический модусы, 2011; М.Р. Галиакберова

Статус и карьера женщины в современном российскомобществе, 2003; С.Б.Мамина Специфика лингвокогнитивного моделирования сценария «карьера» в русском языке, 2011; С.Д.Шерет Биды и характеристики отношений к профессиональной карьере у служащих страховой компании, 2006; М.А.Плотников Карьера как акмеологический механизм профессиональной самореализации кадров управления, 2010.

Б нашей работе, мы рассматриваем карьеру как многомерный социальнопсихологический феномен, связанный целевой активностью человека и обеспечивающий ему ощущение успешной профессиональной самореализации. Карьера формируется на всех этапах жизненного пути человека в пространстве процессов самоопределения, самоорганизации и персонализации, а так же обуславливается развитием саморефлексии. Быбор карьеры предполагает неоднозначное видение одной предметной области разными людьми и подчиняется культуральной и социальной специфике 3

конкретного общества [3].Карьера, другими словами, это вектор приложения собственных профессиональных знаний, навыков и умений, направление которого зависит от социальнопсихологических характеристик личности. Саким образом, карьера представляет собой процесс и результат реализации потенциала личности в социальнопрофессиональном пространстве общества с целью самореализации[2]. Ма основании теоретического анализаи обзора эмпирических исследований нами был очерчен круг эмпирически измеряемых конструктов разного уровня, имеющих отношение к социальнопсихологическим детерминантам выборакарьеры. По нашему мнению, карьераопределяется: 1) психофизиологическими характеристиками: темперамент, склонности и способности (в том числе общие способности), здоровье, работоспособность; 2) мотивационноориентационными характеристиками: мотивация достижения успеха и избегания неудач, карьерные ориентации, уровень субщективного контроля; 3) эмоциональночувственными: тревожность, стрессоустойчивость, внутриличностные противоречия; 4) поведенческоадаптационными: поведенческие ресурсы, стиль саморегуляции поведения, эффективность коммуникативной и предметной деятельности; 5) личностными характеристиками: индивидуальные личностные черты (уравновешенность, асоциальность, сензитивность, экстраверсия, самооценка и др.); 6) компетентностными: квалификация, общем и качества знаний, умений и навыков, уровень профессиональной идентичности. Они могут служить своеобразными осямивекторами, определяющими структуру карьеры, как конфигурация всех стадий и поворотов карьеры. Ма основании данного конструкта разрабатывается диагностическая программа. Сущностные особенности карьерыличности должны быть интегрированы карьерный план, если необходимо обретение какихлибо ресурсов для достижения цели или отражаться в специфике карьерной цели, которую ставит перед собой человек. Относительно планирования карьеры, можем отметить, что планирование карьеры–это вид деятельности, связанный с постановкой конечной карьерной цели и промежуточных этапов ея достижения в будущем. Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение следующих этапов: постановка целей и задач, составление программы действий, выявление социальнопсихологических особенностей и непосредственные действия, связанные с реализацией намеченного в сопровождении процессов контроля и оценки. Следовательно, планирование карьеры –это есть оптимальное распределение и использование ресурсов для достижения поставленной карьерной цели. Саким образом, для того, чтобы план имел возможность для реализации, он должен отвечать следующим условиям: осознанность личностью собственных особенностей; четкость формулировок целей и задач. Обозначенные вышетеоретические положения легли в основу разработанной нами программы диагностики социальнопсихологических особенностей карьеры. Б данной диагностической программе для каждого блока мы подобрали методики адекватные характеристике изучаемого параметраи позволяющие максимально полно изучить структурные характеристики карьеры.







Саблица 1.4

Методы диагностики социальнопсихологических особенностейкарьеры№ р/рБмпл тпчйбмэопртйцпмпдйшжтлйц цбсблужсйтуйлСптубгмяящйж вмплбМжупеь ейбдоптуйлй1Психофизиологические характеристикитемперамент, склонности и способности (в том числе общие способности), здоровье, работоспособностьОценка уровня удовлетворенности качеством жизни(М.Е. Бодопьянова)Опросник Г.Айзенка (EPI) (адаптация Б.М.Русалова) Оценкаработоспособности (А.Б.Берязин)Краткий ориентировочный тест (краткий отборочный тест, тест КОС (Б.М.Бузин, Э.Ф.Бандерлик)

2Мотивационноориентационные характеристикимотивация достижения успеха и избегания неудач, карьерные ориентации, уровень субщективного контроляШкала оценки потребности в достижении (Ю.М.Орлов)Уровень субщективного контроля(УСК)Методика Э. Шейна «Якоря карьеры» (реадаптация А.А.Жданович)Мотивационный профиль (Ш.Ричи, П.Мартин)Опросник «Мотивация карьеры» (А.Моэ, Р.Моэ, Д.Баххубер; адаптация Е.А.Могилявкина)3Эмоциональночувственные характеристикитревожность, стрессоустойчивость, внутриличностные противоречияМетодика Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах (Е.Б.Фанталова)Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости(М.П.Фетискин, Б.Б.Козлов, Г.М.Мануйлов)4Поведенческоадаптационные характеристикиповеденческие ресурсы, стиль саморегуляции поведения, эффективность коммуникативной и предметной деятельностиМетодика на определение общей и социальной самоэффективности (Дж.Маддукс, М.Шеер; адаптация А.Б.Бояринцевой)Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (Б.И.Моросанова)

5Личностные характеристикииндивидуальные личностные черты (уравновешенность, асоциальность, сензитивность, экстраверсия, самооценка и др.)Анализ ресурсов обусловленные психологическими особенностями личности (А.Б.Березин)

6Компетентностные характеристикисамооценка квалификации, общема и качества знаний, умений и навыков, уровень профессиональной идентичностиСамооценка компетентностных характеристик (С.Б.Ковалев)Профессиональная идентичность (Л.Б.Шнейдер)

Ма следующем этапе нашей работы мы провели пилотажноеисследование с целью определения комбинаций социальнопсихологических особенностей личности.Б пилотажном исследовании приняли участие студенты V курса факультета психологии Оренбургского государственного педагогического университета. Количество участвующих в исследовании составило 30 человек (из них 10 юношей и 20 девушекв возрасте 2021 года).





5

Саблица 2Описательная статистика по результатам диагностики социальнопсихологических особенностей карьеры личности№ р/рШлбмб СсжеожжСубоебсуо.пулмпожойж№ р/рШлбмбСсжеожжСубоебсуо.пулмпожойж1Удовлетворенность работой14,912,931Психическая уравновешенность9,17,992Экстраверсия6,75,9032Асоциальность2,82,973Мейротизм8,37,8433Экстраверсия5,65,274Работоспособность10,9434Сензитивность6,65,915Мотивация достижения8,38,0635Профессиональная компетентность3,83,616Общая интернальность33,0136Организационная компетентность2,22,047Интернальность в достижениях3,63,5037Автономия2,62,988Интернальность неудач3,33,3038Служение32,709Интернальность в семье3,12,8839Бызов2,22,2910Интернальность на производстве2,52,5940Предпринимательство2,92,5511Интернальность в отношениях4,13,6641Стабильность работы2212Интенрнальность здоровья3,73,5642Стабильность места жительства2,82,7813Карьерная интуиция12,311,1243Интеграция стилей жизни33,0914Карьерная причастность12,911,4444Ориентация на вертикальную карьеру2,22,0915Карьерная устойчивость1412,1445Ориентация на горизонтальную карьера3,23,1116Бнутренние конфликты19,619,1746Ориентация на условия работы2,32,3117Стресс13,212,0147Мотив заработка12,512,9518Деятельностная самоэффективность68,160,0448Мотив : физические условия14,114,2019Социальная самоэффективность22,421,3949Мотив: структурирование 12,913,2620Планирование4,64,0050Мотив: социальные контакты 12,311,6021Моделирование2,22,6951Мотив: взаимоотношения 12,114,4622Программирование2,72,7552Мотив: признание 18,217,8623Оценка результатов2,72,3553Мотив: стремление к достижениям 21,420,2224Гибкость2,52,2754Мотив: власть и влиятельность 11,813,6025Самостоятельность3,13,3155Мотив: разнообразие и перемены 20,419,5026Саморегуляция15,914,2156

Мотив: креативность 19,718,8227Идентичность1,61,7157Мотив: самосовершенствование 24,922,0828Астения8,77,7458Мотив: интересная и полезная работа 24,721,6929Психотизм9,38,39



30Депрессия9,88,91



6

Б полученных результатах, нас, в первую очередь, интересовал характер взаимосвязиданных по структурным звеньям карьеры. Поэтому, мы не будем в этойстатьеостанавливаться на содержательном описании отдельно каждого изученного нами компонента, а перейдем непосредственно к описанию результатов факторного анализа. Опираясь на классические результаты, приведенные в «Саблицах математической статистики» Л.М.Большева и М.Б.Смирнова, отметим,

что по выборкам общемов 650, как правило, не удается отличить нормальное распределение от других видов распределений. А, следовательно, проверка нормальности распределения практического значения, как правило, не имеет[4].

Кроме того, как отмечает А.И.Орлов [4] распределения реальных данных, как правило, не являются гауссовыми (нормальными) и не могут быть приближены гауссовскими распределениями. Этот факт делает необязательнымиработы по проверке нормальности и обосновывает использование непараметрических методов.

Поскольку набор шкал представляется содержательно неоднородным, в качестве метода факторного анализа был избран метод главных компонент, учитывающий как общую, так и специфическую дисперсию по каждой шкале.Использовался алгоритм вращения варимакс (с нормализацией по Кайзеру). После рассмотрения различных факторных моделей мы остановились на пяти факторной модели.Значимыми мы считали факторные нагрузки, превышающие по модулю 0,6. При анализе пяти факторной структуры были выделены следующие факторы:Б первый фактор вошли: удовлетворенность работой (0,93); мотивациядостижения (0,69); общая интернальность (0,92); интернальность в достижениях (0,83); интернальность неудач (0,95); интернальность в семье (0,59); интернальность в отношениях (0,94); карьерная интуиция (0,64); внутренние конфликты (0,79); стрессоустойчивость (0,91); гибкостьсаморегуляции(0,88); профидентичность (0,62); профессиональная компетентность (0,68); стабильность работы (0,63); организационная компетентность (0,77); автономия (0,74); предпринимательство (0,86); ориентация на условия (0,86); мотив власти ивлиятельности (0,7).Содержательно можно предположить, что данный фактор отражает типкарьеры, связанный с гармоничностью жизни в целом, которая связана с внутренними аспектами самоареализации в карьере. Б состав второго фактора вошли переменные следующегоуровня –экстраверсия (0,70); нейротизм (0,81); карьерная причастность (0,59); планирование (0,66); моделирование (0,73); программирование (0,95); самостоятельность (0,70); саморегуляция (0,92); асоциальность (0,80); вызов (0,96);стремление к достижениям (0,66);интеграция стилей жизни (0,84); ориентация на вертикальную карьеру (0,81); мотив социальных контактов (0,79); мотив креативности (0,92); мотив самосовершенствования (0,63).Переменные, вошедшие в этот фактор связаны по нашему мнению с вертикальными аспектами самореализации, то есть с карьерой «должностного роста». Сретий фактор образован такими переменными как сензитивность (0,58); служение (0,87); стабильность места работы (0,79); горизонтальная карьера (0,88); мотив заработка (0,86); мотив взаимоотношений (0,69); мотив структурирования работы (0,86); мотив признания (0,80). По всей видимости, этот фактор отражает горизонтальные аспекты самореализации, связанные с профессиональной компетентностью и социальным признанием. Четвертый фактор включаетработоспособность (0,76); деятельностнуюсамоэффективность (0,85); астению(0,97); мотив физических условий (0,79); мотив интересной/полезной работы (0,85).Этот фактор образован психофизическими характеристиками личности.

Пятый фактор состоит из интернальности на производстве (0,82); интернальности здоровья (0,69); карьерной устойчивости (0,60); оценка результатов деятельности (0,63); психотизма (0,78); психической уравновешенности (0,77); мотива разнообразия и перемен (0,76).Данный фактор отражает преимущественно эмоциональноволевую составляющую карьеры. Первичные факторы, полученные при косоугольном вращении, оказались содержательно идентичными ортогональным, но более четкими. Первый и пятый косоугольные факторы наиболее тесно связанными с общим фактором второго порядка(S1): 0,60и 0,68, соответственно. Б то время 7

как, второй и третий факторы, наиболее тесно оказались связаны с ещя одним фактором второго порядка (S2) (0,52 и 0,56, соответственно). Факторы второго порядкаявляются, по нашему мнению, двумя вариантами направленности карьеры. Б первом случае, вторичный фактор S1включает в себя такие переменные как (нагрузка каждого из представленных здесь факторов больше чем 0,5, по модулю): удовлетворенность работой; общая интернальность; гибкость;самостоятельность; депрессия; психическая уравновешенность; профессиональная компетентность; интеграция стилей жизни; ориентация на горизонтальнуюкарьеру; мотив власти и влиятельности; мотив разнообразия и перемен. Данный фактор представляет собой ориентацию на внутреннее содержание профессиональной деятельности и уравновешивание работы и других жизненных сфер.

Бо втором случае, вторичный фактор S2основан на переменных таки как (нагрузка каждого из представленных здесь факторов больше чем 0,5, по модулю): нейротизм; моделирование деятельности; программирование деятельности; общая саморегуляция; экстраверсия; сензитивность; ориентация на вертикальную карьеру; мотив структурирования работы; мотив стремления к достижениям; мотив стремления к самосовершенствованию. Подобный комплекс отражает, по нашему мнению, ориентацию на социальную мобильность и должностное восхождение в карьере. Саким образом, на основе полученных диагностических данных, мы можем сделать предварительный вывод о том, что предлагаемая намидиагностическая программа по изучению социальнопсихологических особенностей карьерыличности позволяет спрогнозироватьсклонность человека к определенному направлению в карьере. Следовательно, данная программа позволяет наиболее продуктивно разрабатывать план и перспективу своего карьерного продвижения либо по линии профессионализации(карьера профессиональной деятельности), либо по линии организационной иерархии («карьера должности»). Очевидно, что получая информацию о собственных социальнопсихологических особенностях, специалисты, находящиеся на разных этапах профессионализации, получают направление для принятия серии карьерных решений относительно дальнейшего продвижения в социальнопрофессиональном пространстве. Обобщая проделанный нами анализ, можно сделать ряд выводов.Бопервых,полученные нами результаты требуют верификации в ходе дополнительных исследований путем сопоставления вариантов факторнойструктуры использованного набора методик, выявленных на выборкахбольшего общема и качественно иных (например, у представителей разных профессий или у специалистов на разных стадиях профессиоагенезат.д.).Бовторых, для конвергентной валидизации факторов карьеры необходимо проведение сопоставления собщективнымикритериями успешности испытуемых в ситуации активного и свободного осуществления деятельности.

Б целом, несмотря на описанные выше ограничения, мы считаем,что результаты проведенного нами исследования свидетельствуютв пользу возможности операционализации социальнопсихологических детерминанткарьеры, что и будет являться перспективным направлением нашего дальнейшего научного поиска. Ссылки на источники: 1.Молл, Е.Г. Управление карьерой менеджера / Е.Г.Молл. –СПб.: Издательство «Питер», 2003. –352 с.2.Цариценцева О.П. Карьерные ориентации современной молодежи: теория, эксперимент, тренинг/О.П.Цариценцева. –Оренбург: Издво РИО ОУМБ им.М.К.Крупской, 2009 г. –186 с.3.Акбиева, З.С. Психология карьеры и профессиональнорелевантное поведение специалиста / З.С.Акбиева, О.П.Серновская, Л.Б.Шнейдер. –М.: Издательство Московского психологосоциального института; Боронеж: Издательство МПО «МОДЭК», 2008. –328 с. 4.Орлов, А.И. Прикладная статистика /А.И.Орлов. –М.: Издательство «Экзамен», 2004. –656 с.

8

Tsaritsentseva Oksana PetrovnaCandidate of psychological sciences, associate professor of the chair of age and educational psychology of federal public budgetary educational institution of higher education «The Orenburg state pedagogical university», city of OrenburgThe summary to articleSocial and psychological determinants of a choice of career by modern studentsArticle is devoted to the analysis of social and psychological features of the personality influencing a choice of the priority direction in career and opportunities of their diagnostics. At the beginning of a statement relevance of the declared problem, and also degree of its readiness in modern science is described. In the presented work the concepts «career», career determinants from the point of view of their essence and structure substantially reveal and analyzed. In article the diagnostic program, allowing to study social and psychological features of career of the personality is described. According to the offered diagnostic program results of flight research on student's selectionare presented. The validity of the program of diagnostics of career potential is confirmed by results of the factorial analysis and their description. Article comes to the end with conclusions on flight research, comparison of the received results to the theoretical bases of work and the formulation of the directions of further researches on studying of opportunities of psychologypedagogical maintenance of realization of career of the personality.

Keywords: career, students, social and psychological determinants of career, career structure, career plan.