Разноуровневое обучение как условие педагогической технологии Марии Монтессори

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Хробостова Н. В., Лавренёва А. В. Разноуровневое обучение как условие педагогической технологии Марии Монтессори // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 3276–3280. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53661.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросу разноуровневого обучения, являющимся одним из условий педагогической технологии Марии Монтессори
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Хробостова Наталья Витальевна,заместитель заведующего по воспитательнометодической работе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка –детский сад № 53» (МБДОУ «ЦРРДС № 53»), г. Череповец. nata10041975@yandex.ru

Лавренёва Анастасия Владимировна,воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка –детский сад № 53» (МБДОУ «ЦРРДС № 53»), г. Череповец. nata10041975@yandex.ru

Разноуровневое обучение как условие педагогической технологии Марии Монтессори.Аннотация:Статья посвящена вопросу разноуровневого обучения, являющимся одним из условий педагогической технологии Марии Монтессори.

Ключевые слова:технология обучения, разноуровневоеобучение, внешняя и внутренняя дифференциация, технологияМонтессори, индивидуальный темп работы, дидактические материалы Монтессори, разновозрастная группа.

Одна из технологий обучения, отражающих идеи личностноориентированного подхода –это разноуровневое обучение. Существует несколько подходов к определению разноуровневого обучения. Мы придерживаемся следующего определения данной технологии.Разноуровневое обучение–это педагогическая технология организации учебно –воспитательного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала ребенком в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей.Разноуровневое обучение дает возможность каждому ребенку получить образовательный минимум на уровне своих возможностей и желаний; возможность идти своим темпом; изучать программный материал на своем уровне.Разноуровневое обучение реализуется через внешнюю и внутреннюю дифференциацию.Внешняя дифференциация –это построение обучения на основе разделения учащихся на группы, распределение детей по потокам обучения (организация гимназических классов, образовательных, коррекционных классов, математических, гуманитарных классов, различных факультативов, курсов по выбору.) Данная дифференциация используется только в школах.Под внутренней дифференциациейпонимается такая организация обучения, при которой индивидуальные особенности детей (темперамент, характер, способности, склонности, особенности психического развития и т.д.) учитываются в рамках одного класса или группы.При внутренней дифференциации для каждого ребенка определяется наиболее эффективный характер работы.В этом случае понятие дифференциации очень сходно с понятием индивидуального подхода и индивидуального обучения.На современном этапе в российском образовании применяются следующие виды дифференциации:

по возрастному составу (школьные классы, разновозрастные группы);

по области интересов;

по уровню умственного развития;

по уровню достижений;

по уровню здоровья.Основу технологии разноуровневогообучения составляют:

психолого –педагогическая диагностика ребенка;

планирование;

разноуровневый дидактический материал.Анализ литературы показал, что технология разноуровневого обучения сегодня находит применение в основном в школе (в начальных классах, среднем и старшем звене). Работа по системе Марии Монтессори позволяет и в дошкольном образовании использовать данную технологию.Суть метода Монтессори заключается в свободной работе детей в подготовительной среде при ограничении прямого воздействия педагога. Под работой принимается целесообразная деятельность с автодидактическими материалами, а свободной она является потому, что ребенку предоставляется право выбора материала. Задача педагога –показать,как работать с материалом. Подготовительная среда,созданная педагогом, является условием развития и обучения детей и позволяет каждому ребенку развиваться в своем индивидуальном темпе.Каждый ребенок в группе во время работы с материалом выбирает для себя место, темп работы,способы работы, продолжительность(т.е. количество времени, которое он будет заниматься), и сколько раз он повторит упражнение. Во время сензитивных периодов ребенок может подолгу заниматься материалами одной зоны.В свою очередь педагог, опираясь на уровень сформированности знаний и умений ребенка, основываясь на наблюдения за его развитием и учитывая общие требования к уровню развития детей соответствующего возраста, стоит своюдальнейшую работу с ребенком (решает,какой уровень сложности работы с данным материалом он ему даст).На занятиях в детском саду детям предоставляется свобода выбора работы по своим склонностям и способностям.При этом дети разных возрастов в одной группе оказываются на одинаковых ступенях развития в той или другой области. А таккак им не нужно тянуться друг за другом, не нужно уравниваться в каких –нибудь навыках, они могут не задерживаться на вещах слишком легких для себя и останавливаться на трудных столько, сколько им понадобится.Помощь саморазвитию детей в группе в возрасте от трех до семилет осуществляется посредством дифференцированной системы материалов,относящихся к следующим учебным разделам:

упражнения в практической жизни;

развитие сенсорики;

развитие речи, обучение чтению и письму;

математика;

космическое воспитание (знакомство с окружающим миром и человеческой культурой).В рамках каждого из разделов материалы упорядочены по степени сложности(по принципу “от простого к сложному”). Например, в математической зоне материалы для обучения счету до десяти располагаются перед материалами для знакомства с многозначными числами и действиями над ними.Каждый отдельный материал Монтессори рассчитан наопределенную степень сложности, но все материалы связаны между собой и образуют единое целое. Ребенок занимается с одним материалом до тех пор,пока вдоволь не насладится им и не перейдет на следующую ступень трудности. В каждом разделе находятся материалы для ребенка любого возраста. Материалы Монтессори позволяют детям реализовать свои познавательные потребности соответственно требованиям государственного стандарта, а в ряде случаев и значительно превышают стандарт (по математике, географии, биологии и т.д.)Например, математика: последовательный счет в пределах 100, запись чисел; четные и нечетные числа; составление многозначных чисел, действия с ними; умножение, деление чисел; квадрат числа; действия с дробями и т.д.Русский язык: знакомство с письменными буквами, классификация слов по частям речи: существительные, прилагательные, глагол и т.д.Космическое воспитание: скелет человека, внутренние органы; строение цветка, корня; карта полушарий, карта Азии, Европы; флаги стран Европы, Азии и т.д.Сенсорное воспитание: геометрические фигуры(эллипс, параллелограмм, трапеция и т.д.), виды треугольников (прямоугольный, тупоугольный, равносторонний и т.д.); геометрические тела(овоид, эллипсоид, пирамида с квадратом в основании, разные виды призм и т.д.)Таким образом, материалы предполагают разный уровень усвоения программного материала детьми в зависимости от их интереса, способностей и индивидуальных особенностей.Материалы Монтессори являются разноуровневыми дидактическими материалами. Они дают разный уровень усвоения материала. Например:1.Математические планки.Работая с этим материалом, дети младшей подгруппы учатся считать от 1 до 10, соотносить число и количество. Дети старшей подгруппы на этом же материале изучают состав числа от 1 до 10, пользуясь планками как условной меркой, выполняют действия сложения.2.Золотой материал.Дети младшей подгруппы на этом материале в доступной форме знакомятся с понятиями “больше”, ”меньше”, “столько же”. Дети постарше знакомятся на этом же материале со строением десятичной системы, учат строить многозначные числа. Дети подготовительного возраста выполняют арифметические действия: сложение и вычитание(без замены разрядов и с заменой разрядов).3.Строение человека.Дети младшей подгруппы знакомятся с частями лица и с названиями частей тела. Дети старшей подгруппы знакомятся на этом же материале с внутренними органами человека.4.Геометрический комод. Ящик с треугольниками.У детей младшей подгруппы развивается тактильное восприятие фигур, а дети старшей подгруппы знакомятся с названиями треугольников: прямоугольный, тупоугольный, равносторонний и т.д.5.Доска умножения.Дети младшей подгруппы выкладывают бусинки в отверстиях, развивая при этом мелкую моторику. Старшие дети учатся действию умножения, а так же счету “двойками”, ”тройками”, “пятерками” и т.д.Разноуровневое обучение предполагает дифференцированию детей по возрастному составу, что является одним из условий комплектования групп по системе Монтессори.Все Монтессори–группы

разновозрастные. И при подготовке к образовательной деятельности педагог учитывает это следующим образом:1.Учитывая данные уровневых срезов, уровень развития ребенка, работу ребенка на предыдущих занятиях с материалами, педагог планирует, какой индивидуальный урок он даст этому ребенку. Эти данные фиксируются на бланке “Презентации”.2.

Одна из групповых форма работы в детском саду

круг.При подготовке к совместной деятельностипедагог продумывает задания и вопросы для детей разного возраста, разного уровня развития. Предлагая один и тот же материал для всех, педагог ставит различные цели:Iуровень

формирование представлений о предмете, явлении с включением различных анализаторов, формирование пассивного словаря.IIуровень

действия с предметом или явлением( обыгрывание, проведение опыта, упражнение на классификацию, сериацию).IIIуровень

обсуждение, проговаривание, включение в активный словарь.Один

два раза в неделю в каждой группе детского сада проводятся групповые занятия(круги) на двух различных уровнях сложности для двух подгрупп, деление на подгруппы производится с учетом не только возраста детей, но и уровня развития каждого ребенка. Вопрос о том, какой материал будет изучаться в каждой подгруппе, решается педагогом с учетом индивидуальных особенностей детей, их уровня предварительной подготовки, интересов, ситуации в группе.3. В своей работе мы используем метод проектов, подготовка которых позволяет давать задания разного уровня сложности( младшим

принести книги, нарисовать рисунки, подготовить маленький рассказ и т.д., старшим

написать доклад, выступить с ним на кругу, провести опыт и т.д.) Комплектование разновозрастных групп в детском саду дает огромное преимущество. Сотрудничество детей разного возрастадает им возможность получатьи совершенствовать навыки социального общения, а педагогу

возможность формировать положительные эталоны поведения у детей.Каждый ребенок группы проявляет степень своего развития, посредством чего образуются различные социальные контакты:

старшие дети помогают младшим;

младшие дети наблюдают за деятельностью старших и пытаются подражать им;

старшие дети защищают младших;

старшие дети берут на себя ответственность.Старший ребенок, который объясняет младшему его задание, не только тем самым помогает ему, но и утверждается в своих собственных знаниях, становится более уверенным в своих достижениях. Младшие дети наблюдают за занятиями старших. Ребенок с низким уровнем развития в разновозрастной группе никогда не остается без внимания.Разновозрастные группы в детском саду предоставляют идеальные базовые условия для развития самостоятельности, самосознания и демократического поведения.Исходя из выше сказанного, мы можем говорить о том, что технология разноуровневого обучения является условием педагогической технологии Марии Монтессори.

Khrobostova Natalia Vitalevna,Deputy head of the educationalmethodical work of the municipal budget of preschool educational institution «Centre for the development of the child a kindergarten № 53»str., Cherepovets.nata10041975@yandex.ru

Lavreneva Anastasia Vladimirovna,teacherof the municipal budget of preschool educational institution «Centre for the development of the child a kindergarten № 53»str., Cherepovets.nata10041975@yandex.ru

Different levels of education as a condition of pedagogical technology of Maria Montessori.Abstract: the Article is devoted to the issue of the level of education, which is one of the conditions of pedagogical technology of Maria Montessori.Keywords: educational technology, different level of training, the external and internal differentiation, technology Montessori, individual pace of work, didactic materials Montessori, a group of different age.