Формирование гражданской компетентности школьника в условиях образовательного учреждения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Слизкова Е. В. Формирование гражданской компетентности школьника в условиях образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 441–445. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54089.htm.
Аннотация. В статье представлены основные концептуальные положения формирования гражданской компетентности школьников в условиях образовательного учреждения, основанных на интеграции компонентов социально–правовом, морально–этическом, социально–психологическом и педагогическом.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1

Слизкова Елена ВладимировнаКанд.пед.наук, доцент кафедры социальной педагогики и педагогики детства, ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова»lick_diana@mail.ru

Формирование гражданской компетентности школьникав условиях образовательного учреждения

Аннотация:В статье представлены основные концептуальные положения формирования гражданской компетентности школьников в условиях образовательного учреждения, основанных на интеграции компонентов социально–правовом, морально–этическом, социально–психологическом и педагогическом.

Ключевые слова:гражданственность, гражданское образование, гражданская компетентность, гражданская социализация, самоактуализация.

Сегодня мы всё чаще замечаем, что молодое поколение неадекватно оценивает существующие реалии и вместе с тем не умеет качественно регулировать свои действия и поступки.

Среди требований, предъявляемых к человеку на современном этапе развития российского общества, важными являются: умение делать осознанный выборв ситуации неопределенности и нести ответственность за свои решения и действия, независимость убеждений, активная жизненная позиция, владение ценностями общества, умение адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях.

Мы вынуждены сегодня двигаться по пути роста культуры социальной жизни –культуры межличностных, межсубъектных отношений, взаимодействий, нравственных коммуникаций, культуры жизнесуществования каждого человека. Правильно определенный путь движения будет способствовать установлению и укреплению гражданской позиции, пониманию и согласованию, минимизации отчужденности между людьми, укреплению здоровья физического и духовного.

Феномен гражданственности является производной ценностью культуры. Культура гражданского становления личности для нас является областью, формирующей свободоспособность юного гражданина. Она лежит за пределами его природного и социального существования. В достижении юными гражданами свободы жизнетворчества в пространстве ценностносмыслового восприятия, мировоззренияи состоит смысл формирования гражданской компетентности.

Школа, являясь частью социальной системы, испытывает на себе все изменения, происходящие в обществе, она вынуждена принимать веяния демократии, адаптировать их в рамках школьной среды, делая акцентна целостное гражданское образование.

В философско–педагогическом аспекте такое обоснование опирается на гуманистическую парадигму образования (Е.В. Бондаревская, В.И. Бочкарев, О.С. Газман, Л.И. Новикова, Е.Н. Шиянов и др.), выдвигающую на первый план вгражданском образовании процессы демократизации, самоуправления; в социальнопсихологическом аспекте идеи развития личности в различных видах деятельности (А.Г. Асмолов, Л.С Выготский, А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн и др.), единства мира как гармонического многообразия на основе общечеловеческих ценностей (М.М. Бахтин, Б.М. БимБад и др.); вопросам: различных видов деятельности, способствующих формированию гражданских качеств у молодежи, их интериоризации и экстериоризации (А.С. Гаязов, Л.И. Аманбаева, А.В. Беляев и др.); формирование гражданственности средствами учебных дисциплин и в детских общественных объединениях (З.И. Васильева, З.Н. Каландаршвили, Е.В. Известнова, Г.Г. Николаев, Т.П. Скребцова, О.Р. Шефер и др.); содержаниесистемы 2

гражданского образования школьников в общеобразовательных учреждениях (Т.Ю. Сайпулаева, P.M. Салихова, Н.А. Сиволобова, М.А. Шкробова и др.).

Инновационного данного проекта обусловленарядом положений:

1) современными тенденциями образования, связанными с необходимостью реализации задач гражданского образования школьников в условиях демократизации общества;

2) повышением требований к качеству образовательного процесса и необходимостью совершенствованияпроцесса гражданского образования, обеспечивающего социализацию школьников;

3) не разработанностью концептуальных оснований формирования гражданской компетентности у школьников разных ступеней воспитанияи обучения.

Вместе с тем существует ряд противоречий приведших к разработке концептуальных основ гражданского образования как способа социализации личности, а именно:—между потребностью общества в ответственных гражданах, свободно ориентирующихся в сложной современной социальноэкономической иполитической ситуациис устойчивой личностно значимой, гражданской позицией, с одной стороны, и отсутствием у большинства молодых людей четких жизненных ориентиров, гражданских ценностей и идеалов, с другой;

—между объективно возрастающей необходимостьюосуществить процесс гражданского образования школьников и недостаточной теоретикометодологической и методикотехнологической разработанностью теории гражданского образования как способа социализации школьников.

Проблема исследования состоитв необходимости разрешения противоречия, с одной стороны, между объективными потребностями общества и государства в гражданском образовании и необходимостью совершенствования процесса гражданского образования школьников, с другой –недостаточной теоретикометодологической и методикотехнологической разработанностью концептуальных основ гражданского образования как способа социализации личности.

Цель проекта:разработка, теоретическое обоснование и апробация педагогической моделигражданского образования личности, обеспечивающей более высокую, чем в массовой практике, гражданскую активность школьников, уровень проявления качеств человекагражданина, с учетом существующих педагогических условий общеобразовательной школы.

Реализация данной цели обеспечит: глубокое понимание школьниками законов, действующих в обществе, способов самоактуализации и самореализации в социуме; защищенность юридически и социально от негативных влияний общества; способность контролировать себя и жизненные реалии, формирование гражданской компетентности.

В соответствии с целью будут решаться следующие основные задачи проекта:

1. Осуществление теоретикометодологического анализа и определение теоретикопедагогических аспектов проблемы, анализ различных точки зрения относительно сущности, структуры и особенностей гражданского образования как способа социализации личности школьников на разных ступенях обучения и воспитания;

2. Перевод общеобразовательной школы в инновационный режим работы и создание системы управления экспериментальнопоисковой деятельностью педагогического коллектива;

3. Построение и теоретическое обоснование концепции гражданского образования школьников, включающую в свое содержание: общие положения, понятийный аппарат, теоретикометодологическое ядро и составляющие его основания;

4. Разработка новой институциональной модели «Школа –центр гражданской компетентности», основанной на интеграции компонентов (целевой, мотивационноценностный, содержательный, практикодеятельностный, оценочнорезультативный), 3

обеспечивающих успешную социализацию школьников на разных ступенях обучения и воспитания с учетом существующих педагогических условий школы;

5. Разработка эффективной системы мониторинга инновационной деятельности;

6. Разработка системы инновационных форм взаимодействия субъектов образовательного процесса и на их основе составление методических рекомендации для всех участников образовательного процесса, с целью повышения эффективности реализации модели «Школа центр гражданской компетентности».Сроки реализации проекта:2006 (ноябрь) –2011 (июнь)Содержание проекта

Ведущая идея заключаетсяв раскрытии педагогической сущности гражданского образования в общеобразовательной школе с учетом разных ступеней воспитанияи обучениякак способа социализации и овладения субъектами образовательного процесса гражданской компетентностью, воплощающейся в конкретных гражданских качествах при условии преемственности и их систематического взаимодействия.

Разработанная нами концепция гражданского образования школьников как способ социализации личности школьников в структурном плане включает в себя: общие положения, понятийный аппарат, теоретикометодологическое ядро.

Общие положенияконцепции включают определение её цели, правового и методологического обеспечения, места в педагогической области знаний и границ применимости.

Главной целью гражданского образования является воспитанияи обучениегражданина, живущего в демократическом государстве, гражданском обществе и реально осознающего реалии своего места и предназначение в этой жизни.

Целью концепции «Гражданского образования как способа социализации личности» является разработка, теоретическое обоснование и апробация на практике модели, обозначенной нами как «Школа –центр гражданской компетентности».

Новая модель школы, реализующая концепцию «Гражданское образование как способ социализации личности», и одновременно являющейся сложной интегративной единицей, должна быть конкретизирована с учетом следующих аспектов: социальноправового, моральноэтического, социальнопсихологического и педагогического.

Социальноправовой аспектопределяется нами, как достаточный уровень развития демократического сознания, принятия демократических ценностей, опыта демократических отношений, готовности к активному участию в управлении государством, в то время как гражданственность определяет нормы, принципы социальноправового взаимодействия государства и власти с институтами гражданского общества и сотдельными его гражданами.

Моральноэтический аспект понимается как уровень нравственной культуры общества, оценивающий степень приближения общества к таким идеалам, как долг, ответственность, достоинство, совесть, патриотизм, гуманность, милосердие.

Социальнопсихологический аспект это чувство единства со страной, обществом, наличие социального оптимизма, любви к Родине, решительности и стойкости в преодолении жизненных трудностей, участие в созидательном труде, ощущение социальной и национальной полноценности, терпимость.

Педагогический аспект понимается как интегративный комплекс качеств личности, определяющий ее социальную направленность, готовность к достижению социально значимых и индивидуально необходимых целей в соответствии с принятыми в обществе правовыми и моральными нормами.

Следовательно, гражданское образование на сегодняшний день является интегративным свойством личности, тесно связанным с другими нравственными характеристиками личности, имеющими описание в содержании разных моделей гражданского воспитанияи обучения, взятыми нами за основу и трактуемых какпредматная, акцент делается на передачу подрастающему поколению определенных 4

знаний и развитию гражданских умений в ходе изучения отдельных дисциплин, таких как «Граждановедение», «Обществознание», «Обществоведение», «Правоведение», «Социология», «Экономика», «Культурология» и др.

Гражданское образование также эффективно осуществляться на уроках «Истории», «Литературы», «Иностранного языка». Школьники приобретают не только знания, но и ряд умений, способов деятельности, а также демократические ценностные ориентации. Однако делается это в рамках учебного предмета.

Эффективность модели «Школа –центр гражданской компетентности»повышается в случае установления межпредметных связей и координации деятельности учителейпредметников всех учебных дисциплин.

Теоретикометодологическое ядроконцепции, с нашей точки зрения, представляет собой: единство теоретикометодологических подходов исследования процесса гражданского образования, содействующего социализации школьников, в которомсистемныйподходявляется общенаучной основой, теоретикометодологическая стратегия –это ценностныйподход, а деятельностныйподход–это практикоориентированная тактика.

При определении сущности и специфики реализации ценностного подхода в формировании гражданских качеств у школьников мы опирались, прежде всего, на работы философов и педагогов: С.Ф. Анисимова, А.В. Кирьяковой, А.Г. Здравомыслова, В.П. Тугаринова, В.А. Караковского, Е.В. Бондаревской и др. и выделили гражданские ценности, под которыми мы понимаем социальные ценности, с помощью которых члены общества или отдельная личность характеризуют смысл определенных явлений действительности, определяют отношение личности школьника к себе, другим людям, обществу, государству.

Основными методологически механизмами ценностного подходав нашем инновационном проекте являются: совокупность ценностей, содержание ценностей, определение технологии и методики реализации совокупности ценностей в процессе гражданского образования школьников, единство содержания системы гражданского образования и внешней среды. Без ценностей не могут существовать и развиваться ни личность, ни общество.

Целостность системы «Гражданского образования как способа социализации личности», с нашей точки зрения, это учет ряда закономерностей:

Первая закономерность

цель гражданского образования школьников зависит от гражданского опыта.

Вторая закономерность

эффективность гражданского образования школьников зависит от сочетания объективных и субъективных потребностей школьников в выборе разнообразных форм и методов гражданской деятельности.

Третьей закономерностьюгражданского образования является то, что степень гражданской активности школьников зависит от используемой педагогом системы стимулирования и мотивации деятельности школьников.

Реализация концепции «Гражданское образование как способ социализации личности» представлена нами в виде модели«Школа –центр гражданской компетентности», основанной на интеграции компонентов (целевой, мотивационноценностный, содержательный, практикодеятельный, оценочнорезультативный), обеспечивающих успешную социализацию школьников на разных ступенях обучения и воспитания с учетом существующих педагогических условий школы:

Целевой компонентмодели определяет общие цели на основе более полного учета их интересов и с учетом тенденций общественного развития и требований.

Мотивационноценностный компонентмодели выделяет ценностносмысловые аспекты в содержании социальногуманитарных дисциплин.

Содержательный компонентмодели включает в себя основные направления гражданского образования школьников, формирует систему взглядов, определяющих 5

целенаправленную гражданскую деятельность; формирует критическое мышление, гражданский опыт для осознанного выбора жизненных ориентиров, гражданских ценностей.

Практикодеятельностныйкомпонентмодели формирует позитивные ценности через деятельность, создает условия для личностного самоопределения в поле этих ценностей и самореализации школьника как гражданина правового государства.

Оценочнорезультативный компонент модели предполагает отслеживание эффективности процесса гражданского образования школьников, характеризующееся изменениями в уровне гражданской образованности школьников. Гражданская образованность результат взаимодействия двух процессов обучения и воспитания, предполагающий формирование ценностных отношений личности к человеку, природе, обществу, самому себе, обеспечивающий школьнику свободу в выборе способов гражданской компетентности.

Тема гражданской компетентностивсегда была, есть и будет ключевым параметром в формировании гражданской компетентности подрастающего поколения, поколения умеющего жить и отвечать за свои поступки.

Slizkova Yelena,

Candidate of pedagogy, assistant professor of the department of social pedagogy and pedagogy of childhoodFederal State Educational Establishment “Ishim State Teacher Training Institute”lick_diana@mail.ruThe formation of civil competence of students in secondary school environmentAbstract: The article considers the basic principles that underlie the formation of civil competence of students in secondary school environment. The latter is comprised of such components as sociolegal, moralethical, sociopsychological and pedagogical. Keywords: civicism, citizenship education, civil competence,civil socialization, selfactualization