Учреждения высшего образования должны готовить своих выпускников к реальной конкуренции. Без радикальных изменений в системе образования будет утеряна связь между потребностями общества, государства и текущей образовательной системой. Обществу и бизнесу нужны креативные личности, способные искать нестандартные решения, находить свое место на конкурентном рынке труда и создавать инновации. Современный специалист, безусловно, должен обладать знаниями, умениями и навыками в предметной области. Именно образование должно поменять способ мышления, сам подход к деятельности, сформировать творческую, активную личность, способную к саморазвитию, самосовершенствованию.
Концепция модернизации современного профессионального образования основной целью ставит подготовку компетентного специалиста, конкурентного на рынке труда, способного к эффективной профессиональной работе по специальности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте указано «Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13)…
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
- способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
- способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);
- способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12)…».
Формирование интеллекта такого студента заключается в развитии и совершенствовании умения самостоятельно работать, в максимальной адаптации учебного процесса к его индивидуальным особенностям. Уровень довузовской подготовки студентов различный. Преподавателям высшей школы приходится формировать культуру учебного труда, обучать методам самостоятельной работы, что позволит будущему специалисту не только адаптироваться к вузовским условиям обучения, но и создаст предпосылки постоянного профессионального роста в течение всей трудовой деятельности. Актуальность решения этой задачи требует постоянного совершенствования учебного процесса, современными требованиями которого является использование электронных ресурсов для организации самостоятельной работы студентов.
Первый шаг в этом направлении ‑ стопроцентное обеспечение студентов учебно-методической литературой по всем изучаемым программным продуктам в печатном и электронном варианте. Это позволяет в должной мере организовать самостоятельную работу, предшествующую занятию. Учебно-методическое издание включает явно заданную целевую установку в виде списков:
- Вы будете изучать…
- Цели модуля…
- После изучения модуля Вы сможете….
Краткая теоретическая справка очерчивает круг прорабатываемых на занятии вопросов. Не секрет, что начальная подготовка студентов первого курса по информатике не одинакова. Список рекомендованной литературы помогает ликвидировать школьные пробелы рассматриваемых теоретических аспектов.
Чрезвычайная динамичность предмета изучения информатики ставит целью дисциплины: научить студентов осваивать новые программные продукты, выработать умение приспосабливаться к постоянно изменяющемуся миру программного обеспечения. Поставленную задачу продуктивно решает технология организации учебного процесса, сущность которой заключается в одновременной работе преподавателя по:
- управлению самостоятельной работой всех учащихся;
- работе с отдельными учащимися – индивидуально;
- осуществлению учета и реализации индивидуальных особенностей и возможностей студентов;
- максимальному включению всех в индивидуальную самостоятельную работу.
Занятие начинается с объяснительно–иллюстративного представления нового материала. Наличие полного перечня заданий в учебно-методической литературе позволяет каждому студенту в определенный им самим момент времени перейти к самостоятельной работе. Осуществляемая на данном этапе самостоятельная работа носит характер - выполнение действий по алгоритму, воспроизведение действий в разных условиях. Преподаватель стимулирует и координирует деятельность студентов, ориентируясь на личность студента его интересы, склонности и способности.
Повышению качества обучения способствует выполнение индивидуальных заданий, сформированных по методу проблемного изложения. Студентам предлагается адаптировать возможности изученных программных продуктов к поставленным задачам. Задания ранжированы по сложности. В наиболее сложных заданиях методы учебной работы непосредственно включают элементы научных исследований.
Обучение может быть результативным только тогда, когда учебная работа регулярно и глубоко контролируется, когда сами студенты постоянно видят результат своей работы [1]. В связи с этим систематически проводится компьютерное тестирование знаний студентов по каждой теме дисциплины, сформирована мощная база электронных тестовых заданий.
Дальнейшая информатизация системы образования связывается с широким использованием информационных и коммуникационных технологий, которые сегодня предлагают новые перспективы и поразительные возможности для обучения.
В своей работе «Культура мультимедиа» Шлыкова О.В. отмечает: «...работы отечественных ученых, различные эксперименты по использованию мультимедиа подтверждают вывод американских коллег. ... В процессе обучения студентами осваивается не более чем четверть предлагаемого материала. Мультимедийная технология позволяет в 2 – 3 раза увеличить этот показатель, так как предоставляет возможность синкретического обучения, т.е. одновременно зрительного и слухового восприятия материала, активного участия в управлении его подачей, возвращения к тем разделам, которые требуют повторного анализа. ... В будущем роль мультимедиа в области образования будет возрастать, так как знания, обеспечивающие высокий уровень профессиональной квалификации, всегда подвержены быстрым изменениям» [2].
В России имеется огромный опыт в области информатизации, разработки цифрового мультимедийного учебного контента, внедрения новых методик обучения и телекоммуникационных средств обучения для преподавателей и учащихся. К сожалению, наблюдается очевидная нехватка готовых или разработанных под заказ электронных курсов. Проблема заключается в том, что основные поставщики и разработчики российского рынка физически не могут закрыть все потребности, им просто не хватает ресурсов. Рынок ресурсов для высшего образования заполнен, в основном, продуктами, созданными силами преподавателей и студентов.
Нами разрабатываются электронные учебные ресурсы (ЭУР), по форме относящиеся к типу «электронная книга». Это сверстанный «текстовый документ», в который добавлены иллюстрации и простейшие элементы навигации: гиперссылки, закладки, оглавление [3]. Выбранные специализированные программные средства формируют электронные книги в формате .html.
Компоненты ЭУР связаны гиперссылками. Все основные термины имеют определения, помещенные в терминологический словарь. Основные понятия описаны на самом нижнем уровне иерархической структуры информационного материала. Практика показала, что предложенный интерфейс ЭУР не вызывает затруднений даже у студентов со слабым уровнем подготовки. Начиная работать с учебником, студенты этой группы активнее используют и терминологический словарь и гиперссылки.
Выбранная структура относит ЭУР к открытым системам. Их можно дополнять, корректировать, модифицировать как в процессе тестирования, так и в процессе эксплуатации [3]. Практика показывает, что на этапе тестирования ЭУР по просьбе студентов расширяется терминологический словарь и дорабатывается система гипертекстовых связей.
Электронное пособие предоставляет возможность особенно трудные разделы снабжать материалами для дополнительного чтения. Дополнительное чтениепозволяет студентам расширить и углубить их знания по теме, уяснить наиболее сложные понятия и определения, заострить внимание на наиболее важных моментах. Представление материала на разных уровнях изложения способствует повышению мотивации работы с электронным учебным пособием для студентов разного уровня подготовленности и заинтересованности.
Особо следует отметить, что преимущества электронного образования по достоинству оценены обучающимися: студенты нашего университета, использующие технологии электронного обучения в качестве дополнения к традиционному образованию, отмечают гибкость, экономию времени, простоту возвращения к пройденному учебному материалу.
Электронное образование является отличным дополнением очной формы обучения и может служить инструментом для повышения качества и эффективности традиционного обучения. Очевидно, что электронное обучение ‑ это не временное увлечение и необходимо уже сегодня планировать комплексное использование электронных ресурсов.
Дальнейшее развитие электронного обучения планируется в размещении ЭУР на Internet-сайте нашего вуза, что существенно расширит доступ к ним и выведет их на качественно новый уровень.Ссылки на источники
- Павлов Н., Артемов А., Сидорова Т., Фролов В. Контроль знаний студентов // Высшее образование в России. – 2000. - №1.
- Шлыкова О.В. Культура мультимедиа / МГУКИ – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 416 с.
- БашмаковА.И., БашмаковА.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. / БашмаковА.И., БашмаковА.И. М:Информационно- издательский дом «Филин», 2003. 616с.