Исходя из того, что процесс формирования волевых усилий человека представляет собой систему целенаправленного взаимодействия педагога и школьника в адекватных, специально организованных условиях с применением необходимых механизмов, форм и методов организации занятий, подчеркнем, что главным компонентом учебного процесса является активная, целеустремленная, самоуправляемая познавательная деятельность самих учащихся. Самостоятельное изучение учащимися содержания каждой учебной дисциплины (понятий, теоретических положений, способов взаимодеятельности, характера поведения человека в различных ситуациях и т.д.), а также овладение техникой применения этих знаний в той или иной области учебной и практической деятельности является важнейшим показателем их предрасположенности к действиям в рамках достойного поведения.
Реализацией воспитательной среды, обеспечивающей целенаправленное формирование волевых усилий у учащихся школьного возраста, где созданы условия для нравственного, духовного, этического развития всех участников педагогического процесса, является идея построения «Школы Достоинства» - школы личностного развития и самосовершенствования, с идеалом свободной, жизнелюбивой, талантливой личности.
Центральное место во всей воспитательной системе «Школы Достоинства» принадлежит идее формирования высоконравственного человека, осознающего себя как личность. Создание такого информационно-педагогического пространства направлено на то, чтобы каждый его участник пользовался возможностями всестороннего развития личности.
«Школа Достоинства», развивая нравственный потенциал личности, помогает полнее раскрыться ее индивидуальным свойствам в деятельности на благо себя и общества, что позволяет реализовать обратную связь: коллектив - личность - коллектив.
Цель «Школы Достоинства» - воспитание и развитие личности школьника, способного строить жизнь, достойную Человека, сочетающего в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость и творческую индивидуальность, гуманное отношение к миру, способность к саморазвитию и самореализации. Приоритетными задачами в воспитательной работе «Школы Достоинства» являются задачи нравственного воспитания:
- вооружение учащихся знаниями о морали, раскрытие ее сущности, социальной и психологической целесообразности моральных норм и формирование положительного отношения к ним;
- систематическое накопление и обогащение опыта нравственного поведения учащихся путем организации их практической деятельности, взаимоотношений в коллективе, отношений с учителями и родителями;
- обогащение эмоционального мира детей нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств;
- формирование культуры общения и организации повседневного быта, навыков и привычек нравственного поведения;
- организация нравственного самовоспитания детей.
Для достижения целей и реализации поставленных задач, процесс организации воспитательной среды был ориентирован на: 1) переход от педагогики требований к педагогике отношений; 2) гуманно-личностный подход к ребенку; 3) единство обучения и воспитания.
Новый взгляд на личность выражается в следующих позициях:
- личность проявляется в раннем детстве; ребенок в школе – это полноценная человеческая личность;
- личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;
- личность - цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей;
- каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы;
- приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.).
Гуманно-личностный подход к ребенку в учебно-воспитательном процессе - это ключевое звено, которое объединяет в себе следующие идеи: новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса; гуманизацию и демократизацию педагогических отношений; отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях; новую трактовку индивидуального подхода; формирование положительной «Я-концепции».
В связи с этим были выделены основные принципы организации информационно-воспитательного пространства, реализация которых обеспечивала его направленность на формирование и развитие волевых усилий учащихся:
принцип гуманистической направленности;
принцип доминирования интересов учащихся;
принцип эвристической среды; принцип вариативности;
принцип интеграции; принцип;
принцип индивидуализации;
принцип мотивации деятельности учащихся.
Все педагогическое воздействие было направлено на развитие у учащихся морального отношения к самому себе, к своему поведению, мировоззрению, на формирование у него адекватной оценки окружающей действительности, а также на развитие умений проявлять волевые качества. Для этого наше влияние на личность школьника в рамках действия «Школы Достоинства» осуществлялось в четырех направлениях: интеллектуальном, эмоциональном, характерологическом и деятельностном.
Для реализации поставленных целей по каждому компоненту были разработаны свои цель и задача педагогического процесса, ставшие основным направлением организации учебно-воспитательной деятельности учащихся.
В «Школе Достоинства» были выработаны способы взаимодействия, правила общения, законы жизни, т.е. своя этика. Лишь совместная выработка нравственных ценностей, правил и законов жизни составляют суть воспитания, его живую душу. В «Школе» для учащихся организуются внеклассные мероприятия, проводятся беседы, появляются специальные уроки нравственности: «Я и коллектив», «Стань ЧЕЛОВЕКОМ», «Моя семья» и др. Вопросы нравственного воспитания и совершенствования личности решаются на сборах классов.
Совместными усилиями педагогов и детей в «Школе Достоинства» разработана программа деятельности «Каким быть? Каким стать?», Законы «Школы Достоинства». Эти законы определяют цель воспитания и нормы поведения учащихся Их выполнение - святая обязанность и дело чести каждого учащегося
Всестороннее педагогическое воздействие на школьника дало возможность решить главную цель воспитательной системы - это создание таких организационно-педагогических условий, при которых можно было бы обеспечить каждому молодому человеку возможность достойной и полноценной жизни в обществе, помочь ему всеми необходимыми средствами стать нравственно развитым и социально активным человеком, умеющим проявлять волевые усилия.
Деятельность школьников в учебно-воспитательном процессе не может быть в достаточной степени эффективна, если она не обеспечивается, не организуется, не управляется и не контролируется учителем.
Таким образом, процесс обучения в школе необходимо рассматривать как многогранную и взаимообусловленную деятельность учащихся и учителей, направленную на:
- отбор, систематизацию и представление учебной информации учителем;
- восприятие, осмысление, переработку и овладение этой информацией школьниками;
- организацию учителем самостоятельной, сознательной, рациональной, активной, целеустремленной и результативной деятельности каждого ученика по овладению учебной информацией по ее использованию.
Следовательно, только комплексный, системный учет всех сторон процесса обучения позволит правильно поставить и наметить пути решения главной задачи теории и практики школы - повышение эффективности обучения и качества подготовки школьника к деятельности в условиях нравственного выбора своего поведения.
Ссылки на источники
1. Рувинский Л.И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли. – М.: Мысль, 1993. – 89 с.
2. Молчанова Е.В. Формирование волевого компонента чувства собственного достоинства у учащихся младшего школьного возраста : диссертация ... кандидата педагогических наук : Майкоп, 2009 - 185 с.