Традиционно комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности организации в обобщенном варианте включает следующие направления:
1.Анализ организационно-технического уровня, социальных, природных и внешнеэкономических условий производства.
2.Анализ ресурсного обеспечения организации.
3.Анализ объема выпуска и продаж продукции, работ, услуг.
4.Анализ себестоимости продукции, работ, услуг.
5.Анализ финансовых результатов и показателей рентабельности.
6.Анализ финансового состояния организации.
Анализ эффективности управления организацией не выделен в отдельное направление комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности, что является, на наш взгляд, неправомерным. Более того, полагаем, что в современных условиях развития отечественной экономики, а именно переходом к новой экономике – «к экономике знаний – той стадии экономического развития, на которой важнейшую роль в процессе производства и распределения играют знания, умения и навыки работников и формирующиеся на их основе возможности организаций» [1, с. 338], необходимо менять и схему проводимого комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности организаций. Прежде всего, следует оценить эффективность управления организацией. Далее проанализировать влияние системы управления на финансовое состояние организации, и как следствие, на финансовые результаты и показатели рентабельности. И в последнюю очередь дать оценку использования ресурсного потенциала организации.
Авторская позиция по данному вопросу обусловлена следующим: если управление организацией является эффективным, то, как следствие, финансовое положение организации стабильно, величина прибыли высока, объем выпуска и продаж продукции, работ, услуг растет вследствие эффективного использования ресурсов.
Анализ эффективности управления необходим для всех организаций, так как его результаты позволяют активно воздействовать на их текущее состояние и тенденции развития, устанавливать размеры и направления изменений, выявлять наиболее важные факторы роста, отслеживать и корректировать неуправляемые процессы, принимать решения об изменениях и прогнозировать их воздействие на ключевые параметры, а также планировать дальнейшее развитие организации и ее подразделений.
В экономической литературе рассматриваются различные подходы к оценке эффективности управления, основные из которых систематизированы ниже (на основании работ [1], [2], [3],[4]):
1. Эффективность управления определяется соизмерением результата и использованных ресурсов.
2. Эффективность управления оценивается группой показателей, выражающихся через конечные результаты деятельности организации и затраты на управление. При данном подходе в качестве эффекта, обусловленного функционированием или развитием системы управления, могут рассматриваться объем выпуска продукции, прибыль, себестоимость, объем капитальных вложений, качество продукции и т.д.
3. Эффективность управления оценивается группой показателей, характеризующих содержание и организацию процесса управления, в том числе непосредственные результаты и затраты управленческого труда. В качестве затрат на управление учитываются текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, подготовку и переподготовку кадров управления, расходы на исследовательские и проектные работы в области создания и совершенствования систем управления и др.
4. Эффективность управления оценивается комплексным показателем, определяемым как средняя геометрическая величина темпов роста: объема реализации продукции на одного управленческого работника, чистой прибыли на одного управленческого работника, стоимости основных производственных фондов на одного управленческого работника, численности основных рабочих в расчете на одного управленческого работника.
5. Эффективность управления оценивается не связанными между собой частными показателями: величина затрат на управление и их доля в общих расходах, затраты на подготовку управляющих и затраты на привлечение специалистов-консультантов, степень взаимоувязки принимаемых решений, характеристика участия работников и специалистов разных уровней в разработке целей и задач организации, минимальная численность управленческого аппарата, обеспеченность квалифицированными управляющими, задержка во времени в процессе принятия решений, снижение трудоемкости обработки управленческой информации, сокращение управленческого персонала, сокращение сроков обработки информации, повышение квалификации управленческого персонала и др.
Указанные подходы к оценке эффективности управления организацией относятся к традиционным подходам и группируются по следующим составляющим:
- целевой подход;
-затратный подход;
- ресурсный подход;
- подход внутренних процессов.
Целевой подход к оценке эффективности управления состоит в выявлении целей организации и оценке того, насколько хорошо организация достигает этих целей. В целевом подходе измеряется степень приближения организации к этим целям. [5]
Затратный подход к определению показателей эффективности управления организацией заключается в том, что при их расчете результат соотносится с текущими затратами ресурсов, обеспечившими получение этого результата.
При ресурсном подходе эффективность определяется путем наблюдения за началом процесса управления и оценки способности организации эффективно добывать ресурсы, необходимые для успешной деятельности.
При подходе внутренних процессов эффективность оценивается с точки зрения непрерывности, рациональности, синхронности и экономичности организации производства. Важным элементом эффективности в данном подходе является то, как организация использует свои ресурсы и возможности, и как это отражается на экономичности. [5]
Эффективность управления – это «относительная характеристика результативности деятельности конкретной управляющей системы, отражающаяся в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления)» [2, c. 212].
Исходя из данного определения, можно выделить две составляющие анализа эффективности управления организацией:
1.Анализ эффективности субъектов управления.
2.Анализ эффективности системы управления.
Субъект управления – это управляющий или группа управляющих, наделенных полномочиями принимать управленческие решения, т.е. в обеспечении эффективности управления организацией ключевую роль играют ее человеческие ресурсы. Для оценки субъектов управления ранее в работе [6]рассмотрена эффективность управления с позиции рентабельности оценки руководителей, которую предлагают Р. Саймонс и А. Давила [7].
В развитие методики анализа эффективности субъектов управления предлагаем применение процедур преобразования индивидуальных характеристик субъектов управления, которые выражаются качественными признаками, в балльные оценки. Далее эти оценки с помощью весовых коэффициентов трансформировать в обобщающие и интегральную оценки индивидуальных характеристик субъекта управления. Прежде всего, необходимо детализировать индивидуальные характеристики субъекта управления:
1.Деловые качества личности.
2.Стиль руководства.
3.Прошлые успехи.
4.Прошлые провалы.
5.Глубина управленческого таланта.
6.Быстрота мышления.
7.Умение совместно работать ради достижения конечных результатов.
8.Инициативность.
9.Уровень квалификации и знаний.
10.Организационные навыки.
11.Социальная активность.
Далее определяют балльные оценки каждой ступени индивидуальной характеристики. Например, по деловым качествам личности субъекта управления выполняется операция шкалирования, то есть вводится их градация по шести ступеням и назначаются соответствующие баллы: очень высокие качества – 10 баллов; высокие – 8 баллов; выше средних – 6 баллов; средние – 4 балла; ниже средних – 2 балла; низкие – 0 баллов. [8]
Среднегрупповая оценка индивидуальной характеристики субъекта управления находится по формуле средней арифметической – простой либо взвешенной (следует предварительно определить весовые коэффициенты для каждого показателя – характеристики).
Подход к оценке индивидуальных характеристик субъектов управления на основе такого метода дает возможность представить комплексную оценку развития субъекта управления как с точки зрения экономической деятельности, так и с точки зрения маркетинговой, производственной, финансовой, управленческой и другой деятельности.
Для анализа эффективности системы управления ранее в работе [9] предложены коэффициент эффективности управления и коэффициент неэффективного управления. Коэффициент эффективности управления рассчитывается в целом по организации и соответственно по сегментам: производство, маркетинг, финансы, персонал, инновации. Максимальное значение данного коэффициента свидетельствует о высокой степени эффективности управления в организации.
Коэффициент неэффективного управления определяется по сегментам деятельности: производство, маркетинг, финансы, персонал, инновации. Очевидно, что чем выше рассчитанный коэффициент, тем ниже эффективность управления той области, относительно которой он определен.
По результатам дальнейших исследований представляется более целесообразным поиск не отдельных показателей оценки эффективности управления, а комплексного оценочного индикатора, состоящего из ряда взаимосвязанных переменных. Для этого необходима разработка концепции анализа эффективности управления организацией и его информационной составляющей. Сущностное наполнение компонентов концепции анализа и учета эффективности управления организацией включает:
1. Определение систематизирующих компонентов концепции анализа и учета эффективности управления организацией: цель,задачи, предмет, объекты, субъекты, методы, функции, принципы.
2. Разработка оценочных индикаторов эффективности управления организацией, включающие финансовые и нефинансовые оценочные индикаторы, и определение критериальной направленности их оптимальных значений.
3. Разработка методики анализа эффективности управления организацией, включающей определенную последовательность аналитических процедур.
4. Формирование информационной основы для анализа эффективности управления организацией, включающей:
- разработку рекомендаций по совершенствованию информационного обеспечения анализа эффективности управления организацией бухгалтерской финансовой учетной системой;
- разработку рекомендаций по совершенствованию информационного обеспечения анализа эффективности управления организацией бухгалтерской управленческой учетной системой.
Считаем, что предложенный подход к анализу эффективности управления организацией в определенной степени расширит теорию и практику управления организацией.
Список литературы
- Мильнер Б.З.Теория организации: учебник. 7-е изд. перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2009, 864 с.
- Грибов В.Д. Менеджмент: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2007. 280 с.
- Ендовицкий Д.А., Лысенко Д.В., Шмеров В.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М.: Велби, Проспект, 2006. 360 с.
- Хоружий Л.И. Теория и практика информационного обеспечения механизмов управления в сельском хозяйстве. М.: Изд-во МСХА, 2003. 624 с.
- Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Управленческие решения (методы принятия и реализации): учеб.пособие – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011, 190 с.
- Современная модель эффективного бизнеса / М.В. Бикеева, Н.Ю. Жукова, О.С. Жуковец и др. Новосибирск: Изд-во «СИБПРИНТ», 2010. 199 с.
- Измерение результативности компании: пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 220 с. (Серия «Классика Harvard Business Review»)
- Илышев А.М. Стратегический конкурентный анализ в транзитивной экономике России / А.М.Илышев, Н.Н.Илышева, Т.С.Селевич – М.: Финансы и статистика; ИНФРА – М, 2010 – 480 с.
- Кальницкая И.В. Подходы к оценке эффективности управления организацией // Актуальные вопросы экономических наук: Материалы ХII Междунар. науч.-прак. конф. Новосибирск: Изд-во «СИБПРИНТ», 2010. С. 163-167