Проблема участия государства в экономике страны является основной для любого государства [1.] В современных условиях экономического развития страны сложившаяся организация контроля не может в полной мере удовлетворить менеджеров предприятий,так как она не может в полной мере удовлетворять быстро меняющимся условиям и в результате не в состоянии получить необходимые результаты. В современных экономических условиях достижение финансовой устойчивости деятельности предприятия во многом зависят от реализуемой в компании практики управления, принятия оптимальных, рациональных и грамотных управленческих решений [2]. В связи с чем предприятия, стремящиеся быть признанным на рынке товаров и услуг и иметь высокие финансовы результаты, вынуждено внедрять в свою практику управления и контроля наиболее передовые,прогрессивные методы и способы. К числу таких инноваций можно отнести практику внедрения контроллинга.
В настоящее время не дано однозначного определения термина «контроллинг», но что точно подтверждено это то, что контрллинг представляет собой совершенно новую концепцию управления, которая возникла в результате практики применения современного менеджмента.
Само слово «контроллинг» происходит от английского слова «to control»,что означает контроллировать либо управлять,и которое, в свою очередь произошло от французского слова «реестр,проверочный список». Однако, обратясь к англоязычным источникам,выясняется, что в них сам ермин «контроллинг» практически не используется. Так, в Великобритании и США закрепился и применяется термин «управленческий учет» (managerial accounting,management accounting),а управленческие работники носят название контроллеры (controller).
В начала ХХ века в США появляется управленческий учет, основной целью которого явилось управление издержками. В СССР управленческий учет как одно из направлений внутрифирменного управления переходит плавно во внутризаводской хозяйственный расчет. После глобального экономического кризиса 1929-1932 г. система управленческого учета в Америке приобретает несколько иной вид. Это было управление издержками,направленное на управление всей внутренней структурой предприятия[5]
В Россию,как считается, термин «контроллинг» пришел из Германии, и так как российская терминология пока не установилась окончательно, в практике используются оба термина: и контроллинг и управленческий учет. Но что представляется наиболее важным, это то, что термин «контроллинг» является термином наиболее емким и дает возможность передать характер современного явления контроллинга в управлении,включая при этом не только учетные функции, но и полный спектр управления предприятия.
Рассматривая условия современной конкуренции
, необходимо отметить,что контроллинг в итаких условиях выступает в основном как система,обеспечивающая выживаемость компании в краткосрочном периоде и нацеленная на оптимизацию прибыли, а,если говорить о значении контроллинга в долгосрочном периоде,то он направлен на поддержание нормальных гармоничных отношений предприятия с существующей окружающей средой. Существует еще один подход к характеристике термина «контроллинг». Так, контроллинг иногда характеризуется как совокупность методов оперативного и стратегического менеджмента,учета, планирования, анализа и контроля, реализуемых на соврешенно качественно новом этапе развития рынка и направленных на достижение стратегических целей предприятия. Представляется, что второе определение контролллинга позволяет в наиболее полной мере раскрыть его сущность, с его ориентацией на эффективную поддержку процессов принятия решения.
Говоря о современном менеджменте,необходимо определить две основные цели предприятия, которые он формирует: это оперативные (краткосрочные) и стратегические (долгосрочные, перспективные). Контроллинг при этом позволяет осуществлять постоянный контроль за достижением, как стратегических, так и оперативных целей деятельности предприятия. Следовательно, контроллинг, как система, включает в себя те же да направления: стратегический и оперативный. Причем задачей оперативного (технического) контроллинга является учет, анализ,планирование и управление результатами деятельности предприятия,осуществление контроля,выявление и устранение проблем,совершенствование мотивации трудового коллектива для целей повышения финансово-хозяйственных результатов деятельности предприятия. Задачей же стратегического контроллинга является формулировка целей,управление ими и нахождение резервов и возможности их достижения.
Таким образом,проведенный анализ показал, что система контроллинга в первую очередь интегрирует учет,планирование,маркетинг в единую самоуправляемую систему, которая имеет свои определенные цели фирмы, принипы управления, а также методы и способы их реализации. К функциям контроллинга можно отнести те виды управленческой деятельности,которые обеспечивают достижение поставленных предприятием целей: учет, поддержка планирования, контроль за реализацией планов, оценка осуществляемых на предприятии процессов,выявление отклонений их причин, и в завершении,выработка необходимых рекомендаций для администрации предприятия по устранению причин,вызвавших эти отклонений.
В связи с изменяющими экономическими условиями, функции системы контроля все чаще дополняются системой контроллинга,которая во многом позволяет более эффективно управлять предприятием в целях обеспечения его долгосрочного существования на рынке и которая,по-сути, является инструментом управления для реализации задач деятельности предприятия.
Исторически сложилось так, что в ряде развитых стран с рыночной экономикой концепции контроллинга носят схожий характер, и различаются лишь в понимании двух ситуаций: прагматизма и степени соврешенствования системы в соответствие с менталитетом различного рода пользователей каждой страны. Например, в Германии распространена тенденция академизации контроллинга,т.е. придается большее значение обоснованию теоретической основы,а затем уже решению практических задач. В США и ряде других европейских странах имеет место прагматический подход, т.е. контроллинг в этих странах очень тесно связан с менеджментом и носит более ориентированный характер по отношению к требованиям рынка и потребностям клиента.
В целях внедрения системы контроллинга и обеспечения его эффективного функционирования на предприятии, менеджеру предприятия требуется оперативная информация о затратах предприятия на производство и реализацию продукции, о ее выпускаемых видах, т.е. о калькуляции услуг, в которую внесены все затраты предприятия для их обеспечение. При этом следует отметить, что традиционное ценообразование,основывающееся на калькулировании полной фактической себестоимости продукта,в современных условиях отходит несколько на второй план, а в большей степени приобретает значение оценка того, сколько реально клиент сможет заплатить за тот или иной товар или услугу. Менеджер основывается на нижний предел цены, при которой определяется совокупность затрат,миинимально необходимых для покрытия собственных затрат на производство и реализацию продукции.
Для задействования в полном объеме потенциала контроллинга на российских предприятиях и его вредрения необходимо перестроить всю систему планирования, учета и анализа хозяйственной деятельности в соответствие с современными требованиями [4]. Большое значение при этом имеет внедрение в практику системы стратегического планирования, в соответствии с которым контроллинг может существенно влиять на будущее развитие фирмы. Данная система все активнее внедряется в практику управления по мере развития и совершенствования производства, перехода на более качественно новый уровень системы управления предприятия, внедрения наиболее эффективных методов и инструментов системы менеджмента.
Большое значение в условия всеобщей информатизации общества и именно в системе управления придается информационному обеспечению. Информационная система внутрифирменного управления носит конфиденциальный характер и и является независимой от системы публичного финансового учета и отчтености. Учитывая, что при этом правила и принципы составления публичной финансовой отчетности являются нормируемыми и обязательными для применения. Внутрифирменная информация регулируется только потребностями внутреннего управления.
Следует констатировать, что в настоящее время для российских предприятий имеется значительный потенциал для развития концепции и методов контроллинга, и, что является самым главным, для возможностей его практического применения. В действительности контроллинг является инновацией для многих росскийских предприятий и для его широкого внедрения имеются все необходимые предпосылки,что требует дальнейшего рассмотрения.
Во-первых, в Российской Федерации, начиная с утверждения в 1998 году «Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчтености»,что обусловлено требованиями развития рыночной экономики, успешно происходит переходит на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и делаются первые шаги для их реализации. В соответствии с требованиями прогораммы утвержден ти выпущен ряд национальнных стандартов,продолжается деятельность над составлением новых.
Во-вторых, учитывая что основные варианты контроллинга базируются на сокращенной себестоимости,что предусмотрено действующим планом счетов бухгалтерского учета, делает его реализацию менее проблематичной для российской системы учета. Основу МСФО содержит представление о том, что бухгалтерский учет ведется для управления финансовыми вложениями и потоками со стороны инвестора,неважно, собственника или кредитора. В этом его главное отличие от традиционного учета,который ведется администратором,действующим в интересах собственника для отражения экономической деятельности какого-либо объекта собственности. Именно такое различие порождает основные особенности,определяющие развитие системы МСФО:
- приоритет бухгалтерского баланса;
-отказ от исторической стоимости;
-замена концепции собственности концепцией контроля;
-переход от учета имущества к учету ресурсов,от брутто-оценок к нетто-оценкам;
-отказ от регулирования учета в пользу регулирования отчетности.[6]
Таким образом,важнейшим отличием современных тенденций развития МСФО является постепенное вытеснение исторической стоимости, или себестоимости оценками по справедливой стоимости. Действительно, справделивая стоимость- одно из ключевых и относительно новых понятий МСФО.Как оценка целого класса активов – финансовых инструментов, который впервые появился в МСФО 32 (1995 г.) и за это время затронула существенное число других балансовых статей и продолжает вытеснять традиционную себестоимость. Справедливая стоимость оказалась достаточно удобным инструментом и для расширения балансовых статей.
При этом порядок исчисления оценок по МСФО тесно связан с концепцией контроля над активами, котрая предполагает,что имуществом предприятия следует считать не то, что принажлежит ему на правах собственности, а то, что оно может контролировать [6]
В-третьих, учитывая, что современное предприятие вынуждено работать в условиях жесточайшей конкуренции, возникает необходимость перехода на новые нестандартные пути управления,одним из которых может стать контроллинг как более эффективный инструмент и метод менеджмента.
Для внедрения контроллинга на предприятии необходимо провести целый комплекс преобразований в системе внутрифирменного контроля, формируя при необходимости такие структуры, как отдел управленческого учета и отчетности либо отдел внутреннего контроля и финансового планирования с четким определением их функций. Но,главным является то, что внедрение необходимо проводить именно сегодня, так как контроллинг дает возможность использовать на практике современные методы и инструменты менеджмента раньше конкурентов,что наиболее важно именно в условиях конкурентной среды.
Как показывает отечественная и мировая практика, важнейшим элементом обеспечения качества бухгалтерской отчетности является действенный контроль качества. Основой системы контроля может стать институт аудита как форма независимой проверки бухгалтерской отчтености хозяйствующих субъектов.При этом сама система контроля качества включает комплекс мер финансовой, административной и уголовной ответственности хозяйствующих субъектов.
На ряде предприятий при реализации функций и принципов контроллинга происходит тесное взаимодействие с работниками,осуществляющими внутренний аудит. Согласно утверждениям Э.А.Аренса и Дж.К.Лоббека, внутренний аудит должен обеспечить администрацию необходимой информацией для принятия решений,касающихся эффективного функционирования их бизнеса. Внутренний аудит дает руководству проверенную информацию,касающуюся тех или иных сфер деятельности предприятия с точки зрения ее полноты,достоверности, соответствия существующим нормам законодательства [3].
Действительно,в настоящее время во многих организациях особое значение придается организации и совершенствованию системы внутреннего аудита. Именно внутренний аудит представляет собой важнейший элемент управленческого контроля, позволяющий предотвратить потери ресурсов,осуществить необходимые преобразования в рамках принятия своевременных и оптимальных упралвенческих решений.
Рассматривая внутренний аудит, следует отметить, что в его рамках возможно осуществление не только детального контроля за сохранностью активов, и но и за качеством организуемого на предприятии менеджмента с использованием аналитических процедур. Функции вунтреннего аудитора могут выполнять как работники предприятия, так и приглашенные со стороны независимые аудиторы (аутсорсинг).
Для характеристики элементов внутреннего аудита, следует дать определение его основной цели – это экспертная оценка реализации экономической политики предприятия, включая учетную и оценку функционирования внутрихозяйственного контроля. Иначе говоря, главной целью внутреннего аудита является оказание помощи менеджерам в эффективном управлении предприятием. Кроме того, в соответствие с целью данного вида контроля, можно выделить основные его задачи:
- оценка качества экономической информации, формируемой на предприятии;
- экспертная оценка экономической политики предприятия на основании проведения внутренних финансовых ревизий и аналитического тестирования;
- обеспечение пользователей отчетности информацией о реальном финансовом состоянии предприятия, достоверности учета, отчетности и качества внутрихозяйственного контроля.
Таким образом, практика управления показывает, что наиболее эффективным инструментом в условиях рыночных преобразований деятельности предприятия является внедрение систем контроллинга и внутреннего аудита, которые смогут позволить предприятию не только устоять в рыночных перепетиях, но и добиться ускоренного прогресса с наименьшими затратами. Кроме того, учитывая поставленные перед контроллингом и внутренним аудитом задачи, можно сказать, что рассматриваемые системы контроля являются средством снижения риска банкротства предприятия в условиях конкурентной среды и необходимы для эффективного функционирования бизнеса в целом.