Полный текст статьи
Печать

Целью обучения и образования  является  формирование  конкурентноспособной  личности    учащихся  обладающего  мобильностью знаний.

       Главной целью своей работы я считаю формирование личности выпускника школы, обладающего высоким уровнем коммуникативной подготовленности, современным толерантным мышлением, достаточным для адаптации к новым условиям современного образования и жизни в целом.

     Основой моей работы является деятельностный подход, обеспечивающий усвоение химии  и  биологии, развитие каждого ученика не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности с опорой на внутренние стимулы к учебе и поддержание учебной мотивации.

     Фундаментом опыта служит технология развивающего обучения, личностно-ориентированного подхода, использования современных информационных технологий. В своей педагогической практике системно использую технологии дифференцированного обучения. Степень проявления активности учащегося в учебном процессе – это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя помочь ребенку перейти с нулевого уровня на относительно-активный и далее – на исполнительно-активный. И во многом именно от педагога зависит, дойдет ли воспитанник до творческого уровня.

     Стремлюсь овладеть в совершенстве формами и методами активного обучения, использую на уроках групповую, индивидуальную работу с учащимися. На уроках стараюсь создать хороший психологический климат, все ученики чувствуют себя комфортно и активно включены в работу.

     Одной  из  важнейших задач  в  моей  работе  - это  активизация  познавательной  деятельности  учащихся   в  процессе  обучения  и развития  у  них  умения  самостоятельной  работы.

     Уроки  биологии  и химии  я  стараюсь  начать с  постановки проблемного  вопроса. Проблемное  обучение  учит  мыслить  логично, научно, творчески.  Сделает  учебный  материал более  доказательным  и  убедительным.

   Например,  урок  биологии  в 7  классе на  тему:  « Внутреннее  строение птиц»  я  начинаю  с  такого  вопроса:  « Многие  птицы в  сутки  едят  столько  червяков,  сколько сами  весят.  Чем  это  связано?». В  шестом  классе  при  изучении  темы « Фотосинтез»  урок  начинаю  поговоркой:  «  Каждый  человек  должен  в  своей  жизни  посадить дерево, построить  дом  и  родить  сына.   Почему  именно  посадить  дерево?  Учащиеся на  уроках самостоятельно приобретают  знания    в           процессе  работы с учебником,  литературными источниками,  рисункам, схемами,  текстовыми  таблицами.  Самостоятельно  приобретенные  знания  прочно  сохраняются в  памяти  учащихся. Учебный труд,  как   и  всякий  другой.  Интересен  тогда,   когда он  разнообразен.   Чем  больше  новый материал  связан  с  усвоенными   ранее  знаниями, тем   он  интереснее  для   учащихся.  Слишком легкий  и  слишком  трудный  материал  не  вызывает интереса. Обучение  должно  быть  трудным,  но  посильным.

     Создание  проблемных  ситуаций, постановка  учебных проблем, проблемных вопросов есть пути активизации обучения на уроках биологии, которые помогают проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. При этом возрастает потребность в учении, и чётко выявляются мотивы познавательной деятельности. При реализации проблемной ситуации  ученика, выполняющего задание, возникает психологическое состояние, требующее новых знаний об объекте или явлении, о способе или условиях выполнения действия.

Хочу отметить, что применение  проблемного подхода на уроках биологии имеет свои трудности.

  • Требуется большее количество времени, чем при «традиционном» изложении материала учителем.
  • Ученик должен обладать определённым запасом знаний,  поскольку отсутствие их не позволит ему успешно обсуждать поставленную проблему.
  •  Учитель должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и на уроке в частности.

 Однако преимущества проблемного подхода очевидны.

  • У учащихся в наибольшей степени развиваются навыки познавательной самостоятельности.
  • Формируется умение творчески, нестандартно решать учебные задачи.
  • При реализации проблемного подхода большинство учащихся начинают положительно относиться к учёбе.

Интерес к предмету заставляет школьников больше читать  биологической литературы, расширяя свои познания в области биологии.

Устойчивые положительные результаты обучения обеспечиваются благодаря грамотному и методически оправданному использованию в своей работе разнообразных методов и приёмов обучения. Я стараюсь обеспечить развитие способностей учащихся в оптимальном режиме, с учётом их индивидуальных особенностей.

На своих уроках я стараюсь формировать навыки  поисково-исследовательской деятельности на основе использования в работе развивающих и творческих  заданий, кроссвордов, ребусов, викторин, которые способствуют формированию устойчивого интереса к предмету, успешному интеллектуальному развитию и формированию положительной мотивации к учению. С помощью таких заданий организую частую смену деятельности, которая  поддерживает  работоспособность и повышает  активность  детей на уроке.    

       В своей педагогической деятельности использую  информационно – коммуникационные технологии в разных ситуациях и на разных этапах урока.

Девизом для использования компьютерных технологий взяла цитату из выступления генерального директора Intel Craig Barreta «Чудеса творят не компьютеры, а учителя».

Изучая теорию и практику использования информационной технологии обучения (компьютеризации обучения) В.П.Беспалько, Я.А.Ваграменко, А.П.Ершова ищу пути повышения эффективности обучения с использованием различных технических средств.

Электронные презентации эффективно использую на уроках биологии при объяснении сложного для понимания учащихся материала, при недостатке необходимых методических пособий.

В 2011 году в классе появилась интерактивная доска. Интерактивная доска дала возможность использовать более широкий диапазон визуальных средств, при изучении материала, поэтому преподносимый материал становится более понятным для учеников. Нельзя категорически заявить, что результаты всех учеников улучшаются с использованием на уроке интерактивной доски, но ученики становятся более заинтересованы и более мотивированы на уроке, быстрее запоминают материал. Интерактивная доска повышает качество уроков, что также экономит время учителя, ведь ему не придется объяснять один и тот же материал дважды. Интерактивную доску на различных этапах урока мы чаще используем  в следующих направлениях:

Интерактивная  доска не просто отображает объекты, как это делает проектор, а позволяет управлять процессом презентации, электронным маркером вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии поверх видеоклипов или заранее созданных презентаций.

         Использование интерактивной доски улучшает планирование, темп и течение урока, улучшает понимание материала. Правильная работа с интерактивной доской помогаем проверить знания учащихся. При этом опрос становится увлекательным и динамичным, так как средствами интерактивной доски легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции или опроса. Рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске.

Все, что учащиеся делают на доске можно сохранить и использовать в другой раз. Страницы размещаются сбоку экрана, как эскизы. Таким образом,  всегда есть возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия, сделать выводы или повторить то, что некоторые из учеников не очень поняли. Объекты можно вырезать и стирать с экрана, действия отменять или возвращать. Это придает учащимся больше уверенности – они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад или изменить что-нибудь.

Эффективно проведение индивидуальной работы, написанное закрыть и показать в нужный момент урока.

Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов. На одном и том же чертеже можно решать несколько задач, быстро удаляя рукописные пометки. Сам чертеж остается.

Вместе с тем важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех наших проблем. И совсем не обязательно работать с ней постоянно, на каждом уроке. Есть темы, при изучении которых применение интерактивной доски неэффективно. Иногда доска может пригодиться только в самом начале занятия или во время обсуждения, т.е. использование фрагментарно.

Эффективное использование  всех возможностей новой технологии жизненно важно для расширения учебного процесса. Информационно-коммуникационные технологии должны естественно войти в образовательный процесс и помочь учителю в подготовке уроков.

            Современный  педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав наших детей – право на качественное образование. При этом применение современных технологий на уроках повышает статус учителя, который идет не только в ногу со временем, но и со своими учениками.

Следующим методом развивающего обучения – это проектная деятельность, направленный на выработку самостоятельных умений (постановки проблемы, целей и задач, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, предполагаемое решение). Данную методику широко использую в 5- 8 классах и в работе инициативной группы «Возрождение». Например, учащимся 7 класса после изучения темы «Птицы» предлагаю работу над проектом « Пернатые друзья»

Основными пунктами содержания проекта для детей этого возраста являются:

 1) введение

 2) раскрытие темы

 3)стихи и загадки о птичьих повадках

 4) мои наблюдения за птицами

 5) викторина, кроссворд, «заморочки для бочки»

 6) используемая литература

 7) приложение.

Цели, которые ставят учащиеся при работе над проектом: расширение и углубление знаний по теме, овладение навыками самостоятельной работы с дополнительной литературой и другими источниками информации; обучение правильному оформлению проектной работы, созданию презентационного материала.

Практика показывает, что каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущения гордости за полученный результат. Для этого после завершения работы предоставляю возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта присутствуют  не только другие дети, но и родители.

            Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического мышления, приобщает школьников к необходимости самостоятельного решения жизненно важных проблем.

  Положительных результатов достигаю и за счёт создания ситуации успеха для каждого ребёнка: для этого детям подбираю такие задания, чтобы каждый мог справиться с ними и получить удовольствие от проделанной работы. Стараюсь заметить малейшие успехи и достижения ребёнка, сочетая разумную требовательность с уважением к личности ученика, используя эмоционально – положительный стиль общения. Это позволяет создать в классе комфортную психологическую обстановку.

     Желая идти в ногу со временем, живо интересуюсь новинками педагогической и методической литературы, охотно применяю на своих уроках новые формы и методы, ищу эффективные приёмы обучения и воспитания детей.

      Сегодня, в условиях перехода на ФГОС ООО, анализируя свою педагогическую деятельность, направленную на развитие познавательного интереса школьников на уроках биологии, я выделяю следующие положительные результаты: высокий уровень предметных знаний позволяет обучающимся успешно выступать на предметных олимпиадах (муниципального и регионального уровней): В 2009 году 1 место по биологии и экологии  на муниципальном уровне занял ученик 10 класса , 2010 году 1 место по экологии  и 2 место по биологии занял ученик 11 класса , 2011 году 3 место по биологии ученик 8 класса.

   Участвовали на республиканских  исследовательских конференциях и занимали призовые места. Например, ученик 10 класса в 2009году участвовал на7 межрегиональных юношеских  научно-исследовательских  чтениях имени Каюма Насыйри занял 2 место,  на 6 Поволжской научно экологической конференции  школьников в2010 году занял абсолютное первое место . Ученик 9 класса Чернов Дима  в 2012 году принял участие на 2 республиканском конкурсе исследовательских работ «Академические чтения» и занял 3 место

Ссылки на источники

  1. Словесная О.М. «Развитие познавательного интереса школьников при обучении биологии через деятельностный подход», 
  2. Биология в школе №2  2008 год