Мировой процесс перехода от индустриального к информационному обществу, социально-экономические изменения, которые происходят в современной России, требуют существенных преобразований во многих сферах деятельности государства. Развитие сферы образования на основе новых прогрессивных концепций, внедрения в учебно-воспитательный процесс новейших педагогических технологий и научно-методических разработок, а также использование новых информационно-коммуникационных технологий являются актуальными проблемами развития системы образования России.
Еще десять лет назад такие понятия, как дистанционное обучение, заочное обучение, открытое обучение практически не различались с точки зрения российского обывателя. Но на современном этапе дистанционное обучение доказало свою значимость и востребованность на всех уровнях образовательной системы.
Технология дистанционного обучения интенсивно развивалась в мире еще в последнем десятилетии XX века. Использование данной технологии помогает решать одну из важнейших конституционных задач, стоящих перед образовательной сферой, – обеспечение права человека на образование и получение информации. Стратегической целью дистанционного обучения является предоставление гражданам равных возможностей получения образования любого уровня по месту проживания или профессиональной деятельности на основе использования новых информационно-коммуникационных технологий. Дистанционная форма обучения является одной из ведущих форм образования, так как перспективы развития дистанционного образования прослеживаются во многих направлениях. Основываясь на использовании технологий дистанционного обучения, система образования должна способствовать созданию дополнительных возможностей для обновления содержания обучения, методов преподавания дисциплин и распространения знаний. Также технология способствует расширению доступа ко всем уровням образования, реализации возможности его получения для большого количества молодых людей, включая тех, кто не может учиться в высших учебных заведениях с традиционными формами обучения из-за отсутствия финансовых или физических возможностей, профессиональной занятости и других причин.
Дистанционное обучение это получение образования с помощью интернета и современных информационных и телекоммуникационных технологий. При дистанционном обучении происходит обмен учебной информацией с помощью современных средств на расстоянии. Дистанционное обучение расширяет возможности для получения качественного профессионального образования.
Анализируя опыт развития дистанционного обучения в мире, разнообразие его моделей в развитых и развивающихся странах, можно сделать вывод, что становление дистанционного обучения обусловлено различием подходов, образовательной политики, национальных традиций. Конечно же, прямое копирование одной модели во многих странах невозможно. Вместе с тем использование опыта ведущих зарубежных центров позволяет создать оптимальную модель развития системы дистанционного обучения, приспособленную к национальным особенностям России. Очевидно также, что в целом развитие дистанционного обучения в стране должно учитывать достижения как отечественной, так и зарубежной педагогики, расширять область их применения и аудиторию на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Система дистанционного обучения – информационная система, предназначенная для планирования, проведения и управления всеми учебными мероприятиями в организации, включая обучение, проводимое как в очной, так и в дистанционной форме. Более точным названием системы дистанционного обучения, отражающим функциональные возможности, которыми обладают современные системы дистанционного обучения, является система управления обучением (Learning management system).
Среди возможностей использования системы дистанционного обучения можно выделить прохождение обучения самостоятельно, наряду с возможностью удаленного обучения. Дистанционное обучение сегодня в первую очередь ориентировано на организацию корпоративного обучения. При прохождении дистанционного обучения большинство слушателей дистанционного обучения должны одновременно выполнять свои должностные обязанности. В результате для них трудно составить график обучения для прохождения ими традиционного очного обучения. Возможность самостоятельно проходить обучение, когда им удобно, является ключевой для этой категории учащихся.
Функционал современных систем дистанционного обучения можно разделить на три основных блока: управление обучением, обеспечение взаимодействия участников учебного процесса, разработка учебного контента.
В рамках блока управления обучением системы дистанционного обучения предоставляют следующие основные функциональные возможности:
‒ управление компетенциями;
‒ автоматизированное формирование учебных программ;
‒ управление профилями пользователей;
‒ управление доступом к дистанционным курсам и тестам;
‒ журналирование деятельности пользователей;
‒ обеспечение технической и методической поддержки пользователей;
‒ формирование отчетов;
‒ анализ процесса обучения.
В обеспечении взаимодействия участников учебного процесса системы дистанционного обучения предоставляют такие средства организации общения пользователей, как форум, чат, блог, видеоконференция.
Разработка учебного контента содержит набор инструментов, которые решают широкий диапазон задач. От создания простых тестов для проведения тестирования слушателей, до разработки сложных мультимедийных курсов.
Дистанционное обучение тесно связано с информационными технологиями, по сути, являясь в некотором смысле их частью. По этой причине большинство появляющихся новых возможностей в сфере информационных технологий быстро находят свое применение в дистанционном обучении, которое намного быстрее принимает их на вооружение по сравнению с другими формами обучения.
Дистанционное обучение большинство слушателей проходят самостоятельно. Безусловно, в рамках дистанционного обучения слушателям предоставляется методическая поддержки. В том числе они имеют возможность периодического on-line общения с преподавателем. Однако, во время обучения слушатели часто сталкиваются с необходимостью получения дополнительной информации. Дистанционное обучение, в отличие от других форм обучения, предоставляет возможность дать слушателю доступ к большому количеству дополнительного материала, которым он может воспользоваться непосредственно во время обучения. [5]
Кроме того, в рамках дистанционного обучения очень важную роль играет организация групповой работы с участниками определенного курса. Должны быть предусмотрены совместные телекоммуникационные проекты участников курса с партнерами, организуя обсуждения, презентации групп и индивидуальные презентации промежуточных и итоговых результатов в ходе электронных телеконференций, обмена мнениями, информацией с участниками курса, а также при необходимости с любыми другими партнерами, в том числе и зарубежными через сеть Internet. Контроль успешности подобного обучения должен быть оперативным при разработке соответствующих учебных материалов и итоговым со стороны ведущего преподавателя и консультантов-координаторов в виде тестов, презентаций, творческих работ. В последнее время для таких целей все больше используются специальные WEB-страницы, которые может для себя организовывать каждый обучаемый или группа. Работа с такими страницами значительно облегчает весь процесс взаимодействия. В данном случае речь идет фактически об электронных учебниках (электронных книгах) модульного характера, имеющих очень большую специфику, и поэтому разрабатывать их должны квалифицированные ученые-методисты, владеющие компьютерными телекоммуникационными технологиями. [2]
Одним из направлений перспектив развития дистанционного обучения является возможность асинхронного обучения, т.е. студент, получает и накапливает знания, умения, а учебное заведение контролирует этот процесс, и возможность синхронного обучения, т.е. в основном студенты взаимодействуют с тьютором, педагогом, и информационной базой.
Перспективы развития дистанционного образования содержаться в расширении объема образовательных услуг. Используя, дистанционное обучение, можно повысить квалификацию населения, осуществить переподготовку кадров, организовать процесс обучения для тех, кто не может получить образование по традиционной форме обучения: очной или заочной.
Развитие дистанционного обучения позволяет создать дополнительные рабочие места для кадров, т.е. преподавателей и сотрудников, которые будут контролировать и организовывать процесс обучения – это также перспектива развития дистанционного образования. Получая образование дистанционно, население сокращает затраты на обучение, а материальная сторона обучения – это один из ключевых моментов при получении образования.
Перспективы развития дистанционного образования отмечаются и при оценке качества обучения. Используя современные средства обучения, компьютерные программы, информационные технологии, интернет, дистанционные формы, возможно, повысить качество образования, так как студент имеет больше возможностей доступа к учебному и дополнительному материалу, имеет более быстрый способ передачи информации и взаимодействия с преподавателями и организаторами учебного процесса.
Одним из плюсов системы дистанционного обучения для института образования является компенсация дефицита профессорско-преподавательского состава. Благодаря этой форме обучения студентам доступны знания от ведущих специалистов, обучение в различных престижных вузах нашей страны и за границей. [5]
Дистанционное обучение должно использовать в ходе образовательного процесса лучшие традиционные и инновационные методики, средства и формы обучения, основываясь на современных компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Слушатели курсов могут учиться по индивидуальному расписанию в удобное для него время, они имеют право выбрать комфортное место для учебы, обеспечивается комплектом специальных средств обучения, имеют право на согласованную возможность для контакта с преподавателем очно или заочно: по телефону, факсу, электронной или обычной почтой. [2]
Moodle – система дистанционного обучения, включающая в себя средства для разработки дистанционных курсов.
Разработка системы дистанционного обучения Moodle продолжается, начиная с 1999 г., с 2001 года в текущей архитектуре. Интерфейс системы дистанционного обучения Moodle переведен на 82 языка и используется почти в 50 тыс. организаций из более чем 200 стран мира. В России зарегистрировано более 600 инсталляций. Количество пользователей Moodle в некоторых инсталляциях достигает 500 тыс. человек. На сегодняшний день система дистанционного обучения Moodle является самой распространенной системой дистанционного обучения с самым большим количеством пользователей и разработчиков. [6]
Поставка Moodle осуществляется свободно, так как Moodle является программным обеспечением с открытым исходным. Это означает, что Moodle охраняется законом об авторском праве, но университеты имеют широкие возможности по его использованию.
Moodle может быть установлен на любом компьютере, на котором установлен Web-сервер, поддерживающий PHP, а также установлена база данных SQL-типа. Он может быть запущен на Windows и Mac операционных системах и многих разновидностях Linux.
Для использования Moodle достаточно иметь любой web-браузер, что делает использование этой учебной среды удобной как для преподавателя, так и для обучаемых. По результатам выполнения учениками заданий, преподаватель может высталять оценки и давать комментарии. Таким образом Moodle является и центром создания учебного материала и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса. [3]
В системе представляются сведения о курсах, их инструкторах и сроках проведения. А пользователи системы имеют возможность регистрироваться в системе, ознакамливаться со сведениями о курсах и записываться на них. После зачисления студента на некоторый курс он получает доступ к соответствующим учебным материалам, выполняет задания и взаимодействует с инструкторами и другими обучаемыми.
Авторы курсов формируют соответствующие учебные материалы, а инструкторы производят зачисление студентов и организуют учебный процесс. Администраторы системы назначают авторов, инструкторов, а также других администраторов системы. Особую популярность получило дистанционное образование в регионах, где ощущается нехватка соответствующих международному или столичному уровню образовательных учреждений. [4]
В октябре 2012 г. система дистанционного обучения Moodle признана лучшей системой управления курсами в Топ-100 инструментов для обучения. Более 500 профессионалов со всего мира приняли участие в опросе, в котором они выбрали 10 лучших, по их мнению, инструментов для проведения обучения. Опрос специалистов со всего мира на тему, какими инструментами они пользуются для самообучения и обучения других людей, на протяжении 3х лет проводила Джейн Харт, глава британской компании Centre for Learning & Performance Technologies. Система дистанционного обучения Moodle заняла 11 место в списке Топ-100 инструментов для проведения обучения, хотя в 2009 г. система дистанционного обучения Moodle занимала 16 место. Одновременно с этим в категории лучшая система управления курсами система дистанционного обучения Moodle заняла первое место.
Таким образом, дистанционное обучение, обладая такими преимуществами как эффективность, гибкость, модульность и параллельность, отвечает требованиям современной жизни. Отсюда все повышающийся интерес к дистанционному обучению не только высшему, но к самым различным его формам. В образовательном сообществе осознано, что у дистанционного обучения хорошие перспективы, связанные с реализацией обучения через всю жизнь. Но помимо преимуществ, здесь существует и ряд недостатков. К примеру, при этой форме обучения студент не всегда может научиться достаточно грамотно, изложить полученные знания в устной форме. Поэтому в качестве основного образования дистанционное обучение лучше выбирать, только если действительно по каким-либо причинам недоступны традиционные варианты. В то время как для получения дополнительного, или второго высшего образования, дистанционные формы достаточно эффективны.
Ссылки на источники
1. Алексей Дьяченко, Евгений Цыганцов, Виктор Мяэотс Статья «Среда дистанционного обучения Moodle»,
2. Артемова О.Г., Мальцева Н.А. Проблемы использования дистанционного обучения - Современные образовательные технологии и методы их внедрения в систему обучения: Материалы научно–методической конференции. Вязьма: ВФ ГОУ МГИУ, 2011. – 282с.
3. Викторова Т.С., Бармашов К.С., Мушкатова М.С. Организация самостоятельной работы студентов с использованием информационных технологий - Современные образовательные технологии и методы их внедрения в систему обучения: Материалы научно–методической конференции. Вязьма: ВФ ГОУ МГИУ, 2011. – 282с.
4. Бекетова М.В., Каткова Ю.А. Использование системы дистанционного обучения MOODLE в учебном процессе: методические указания для пользователей курсов, размещенных в системе СДО MOODLE – Самара: Издательство «Самарская академия государственного и муниципального управления», 2010 г.
5. Шаров В. С. Статья Дистанционное обучение: форма, технология, средство, 2009 г.
6. Сайт Moodle (https://moodle.org)