Полный текст статьи
Печать

На сегодняшний день условием для развития экономической системы становится трансформация и модернизация современного общества, вызванная обширным, глубоким проникновением современных информационных технологий во все сферы деятельности общества, особенно в ее экономическую составляющую. При этом происходящие в настоящее время процессы трансформации общественного развития, под влиянием новейших информационных технологий,   столь фундаментальны и глобальны, что, кроме положительного влияния, закономерно несут с собой серьезные проблемы, угрозы и риски в случае недооценки новых факторов и условий. Кроме того необходимо учитывать, что темп и скорость преобразований настолько  высоки и динамичны, что, если не принять во внимание характер происходящих глобальных изменений сегодня, завтра догнать и исправить складывающуюся ситуацию будет невозможно: не будет ни времени, ни возможностей.

Новая экономическая система формируется в условиях функционирования информационного общества.

Под информационным обществом можно рассматривать общество, в котором информация становится основой для  сдвигов в области производства, знаний, технологий, которые несет глобальная информатизация. При этом главными движущими силами становления и развития информационного общества становятся технологии получения и практического применения новых знаний в общественной жизни и производстве, а также технологии формирования, обработки, обмена и практического использования информации в целях повышения уровня социально-экономического развития производства и общества в целом.

В соответствии с указанным определением информационного общества можно выделить некоторые ключевые проблемы и условия развития информационного общества в условиях России.[3]

Во-первых, для формирования информационного общества необходимо развертывание единого информационного пространства. В рамках информационного общества создается информационная экономика, которая связана с автоматизированной обработкой данных, обменом по каналам связи и практическим использованием информации. Эти требования диктуют необходимость создания и ведения в стране единого информационного пространства формализованных данных, когда локальные сети предприятий соединены в общую глобальную сеть.

Во-вторых, для формирования информационного общества необходимо ведение и поддержания в актуальном состоянии единого информационного пространства формализованных данных, потому что при отсутствии данного условия не может быть организовано и обеспечено практическое осуществление процесса взаимообмена между различными объектами и субъектами информационного взаимодействия  необходимой информацией.

В-третьих, для развития информационного общества его главной основой являются информационно-коммуникационные технологии, реализующие обмен информацией между всеми элементами информационного общества, базой которых на сегодняшний день является глобальная информационная сеть Интернет.

Создание информационной экономики, на базе широкого внедрения цифровых методов обработки информации в различных отраслях экономики, что объективно приводит в информационном обществе к:

- повышению скорости реакции на внешние и внутренние изменения и оперативности принятий управленческих решений;

- повышению точности и качества выполнения непосредственных производственных операций;

- повышению производительности производственного оборудования;

- снижению трудоемкости человеческого труда, используемого в непосредственном производстве промышленных изделий, товаров и услуг;

- созданию полностью автоматизированных производств за счет компьютеризации и роботизации производственных операций;

- существенному сокращению сроков производства промышленностью конечных изделий и товаров, за счет сокращения сроков разработки, испытаний и постановки на серийное производство создаваемых промышленных изделий и товаров, а также непосредственного их серийного изготовления;

- снижению себестоимости и повышению рентабельности производства создаваемых промышленных изделий, товаров и услуг;

- повышению конкурентоспособности создаваемых промышленных изделий и товаров, за счет повышения их качества, а также функциональных и эксплуатационных характеристик.[1]

Информационное общество в своем становлении и развитии базируется на знаниях, поэтому четвертым условием развития информационного общества является решение двух взаимосвязанных постоянных фундаментальных цивилизационных проблем:

- прогноз развития существующих знаний во всех областях человеческой деятельности, накопленных за предшествующие периоды социально-экономического развития;

- формирование новых знаний и их последующим практическим использованием в социально-экономической деятельности человека, в том числе с использованием технологии форсайт;

- прогрессирующая интеллектуализация товаров и услуг.

Прогноз развития накопленных знаний осуществляется человечеством постоянно на всех этапах социально-экономического развития. При этом для осуществления прогноза существующих знаний в какой-либо анализируемой конкретной сфере человеческой деятельности использовался  и продолжает использоваться информационно-логический способ, базирующийся на синтаксическом (количественном) анализе человеком обрабатываемой им информации. На результаты такого прогноза весьма существенное влияние оказывает субъективный фактор (человека-эксперта, непосредственно осуществляющего прогноз), который устранить в полной мере (для получения объективного прогноза) пока еще не удавалось.[1]

При этом, если ранее, на всех предшествующих этапах социально-экономического развития человечества, информационно-логический способ синтаксического (количественного) анализа обрабатываемой человеком информации был объективно предопределен (как единственно возможный способ прогноза развития существующих знаний), то в настоящее время, созданные человеком современные мощные программно-информационные комплексы и системы обработки информации различного класса и назначения, открывают возможность разработки и применения для решения указанных выше двух постоянных фундаментальных цивилизационных проблем, уже совершенно нового способа анализа информации, - семантического (т.е. смыслового) способа анализа обрабатываемых массивов синтаксической (текстовой) информации, который неизбежно сменит синтаксический способ, и который позволит, во-первых, на основе проведенного смыслового анализа обрабатываемой информации осуществлять объективный прогноз развития существующих знаний, и, во-вторых, на основе этого прогноза формировать новые знания.

Создание в России информационного общества, а соответственно информационной экономики, сопряжено и с рядом ключевых проблем. Анализ западного опыта, а также состояния развития информатизации в России, позволил нам выделить следующие ключевые проблемы формирования информационного общества.[2]

Первой комплексной ключевой проблемой формирования и развития информационного общества, для любой страны, в том числе и для России, является проблема формирования и ведения единого информационного пространства формализованных данных.

Отсутствие же в настоящее время у нас в стране условий для практической реализации информационной экономики детерминирует тем самым вторую комплексную ключевую проблему формирования и развития информационного общества, а именно - создание всех необходимых условий для использования в производственном оборудовании и промышленных технологиях современных средств и методов цифровой обработки информации, на основе которых может быть создана в Российской Федерации информационная экономика.

Третьей комплексной ключевой проблемой формирования и развития информационного общества в нашей стране является проблема создания и развертывания во всех регионах Российской Федерации и во всей стране в целом необходимых элементов инфраструктуры различных информационных и телекоммуникационных сетей, информационно сопрягаемых и взаимодействующих как между собой, так и с глобальной сетью Интернет. При этом, в рамках решения этой комплексной ключевой проблемы, необходимо решить также проблему преодоления «цифрового разрыва» различных регионов Российской Федерации.

Данная проблема имеет две стороны своего проявления. Первая - это развертывание в стране всех необходимых элементов инфраструктуры различных информационных и телекоммуникационных сетей, информационно сопрягаемых и взаимодействующих как между собой, так и с глобальной сетью Интернет.

А вторая сторона - это преодоление цифрового разрыва различных групп населения, городов и регионов Российской Федерации, и связана она, во-первых, с различными их возможностями доступа к информационным технологиям и информационным ресурсам и использованием последних при реализации процессов своей жизнедеятельности, и, во-вторых, с разрывом информационного пространства взаимодействующих между собой автоматизированных и информационных систем различных объектов и субъектов информационного взаимодействия.[3]

Главной причиной цифрового разрыва различных социальных групп населения (а практически основной массы социально и производственно активного населения страны) с различными возможностями доступа к информационным технологиям и их использованию при реализации процессов своей жизнедеятельности, является, прежде всего, чрезвычайно низкий уровень жизни большинства населения нашей страны в целом. И для преодоления этой стороны проблемы цифрового разрыва должно быть обеспечено, в качестве главного фактора и условия, существенное повышение жизненного уровня большинства социально и производственно активного населения страны до уровня, на котором оно будет способно стать активным субъектом информационного общества.

Четвертой же ключевой проблемой становления и развития информационного общества для любой страны, и для нашей в том числе, является проблема разработки принципиально новой технологии формирования новых знаний - как базовой фундаментальной основы информационного общества.

Формирование информационного общества без должного внимания к данному процессу может создать ряд угроз. Можно классифицировать угрозы перехода России к информационному обществу, а соответственно и к информационной экономике по следующим признакам:

по характеру источников угроз:

-     внешние угрозы, источники (действия) которых находятся за пределами границ Российской Федерации;

-     внутренние угрозы, источники (действия) которых находятся на территории Российской Федерации;

по вероятности реализации:

-     реальные угрозы, которые уже осуществляются или могут осуществляться в любой момент времени;

-     потенциальные угрозы, которые могут быть реализованы при определенных условиях;

-     мнимые угрозы, которые в результате неверной оценки информации (дезинформации) интерпретируются как данность при их реальном отсутствии;

экономические угрозы  - явления, процессы и действия, ведущие к деградации хозяйства Российской Федерации, снижению жизненного уровня большинства населения страны, подрыву социально-политической стабильности, утрате экономических позиций на внутригосударственном и международном рынках;

экологические угрозы:

-     непосредственные опасности нарушения устойчивости и надежности экосистем в результате человеческой деятельности или естественных катастроф, которые могут привести к необратимым изменениям окружающей природной среды;

-     информационные угрозы - факторы, создающие опасность функционированию, сохранению и развитию информационной инфраструктуры страны;

техногенные угрозы - возможные физические, химические и механические воздействия на население страны и среду обитания в результате производственной деятельности человека, а также аварий (катастроф) на предприятиях;

по масштабу (уровню) действия:

-     глобальные - в мировом масштабе;

-     региональные - в масштабе какого-либо одного региона мира;

-     субрегиональные - в масштабе нескольких регионов мира;

-     государственные - в масштабе Российской Федерации в целом;

-     локальные - в пределах одного отдельного субъекта Российской Федерации (края, области, округа).

Угрозы перехода России в информационное общество могут иметь различный характер и вызывать различные по значимости и объему последствия. В зависимости от наличия угроз изменяться и их значимость для удовлетворения жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также обеспечения безопасности социально-экономического развития страны в целом.[3]

Нейтрализовать и устранить все угрозы не представляется возможным, но их можно и нужно предвидеть, попытаться снизить их влияние. Поэтому очень важным является правильное и своевременное определение и прогнозирование приоритетов угроз, что позволит наиболее оптимально распределить ресурсы, обеспечивающие реализацию жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также безопасности социально-экономического развития Российской Федерации.

Ранжирование угроз, прогнозирование степени угроз и возможных последствий их реализации, а также мероприятия по нейтрализации угроз являют собою суть очень сложного процесса управления рисками.

Таким образом, подводя итог рассмотрению структуры и состава угроз перехода Российской Федерации в информационное общество, необходимо подчеркнуть, что их анализ и оценка по всем основным видам и сферам общественной жизни и человеческой деятельности должны быть обязательными в деятельности соответствующих государственных структур, что позволит обеспечить своевременное и адекватное реагирование на них и их дальнейшую их нейтрализацию.

Ссылки на источники 

1. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук «Информатизация общества в России: принципы и специфика», Юшкина И.В., Москва, 2011 г.

2. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук «Информатизация как фактор развития современного российского общества», Вальвачев В.В., Москва, 2012 г.

3. Информационная эпоха: вызовы человеку / Под ред. Алексеевой И.Ю., Сидорова А.Ю. – М., 2010.