Формирование познавательной активности младших школьников средствами информационно-образовательной среды

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мозолевская Е. М., Слизкова Е. В. Формирование познавательной активности младших школьников средствами информационно-образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 2 (февраль). – С. 96–100. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14044.htm.
Аннотация. В статье представлены методологические основы формирования познавательной активности младших школьников средствами информационно-образовательной среды.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мозолевская Елена Михайловна,студентка педагогического факультета ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П.Ершова», г. Ишим

СлизковаЕлена Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и педагогики детства ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П.Ершова», г. Ишимlick_diana@mail.ru

Формирование познавательной активности младших школьников

средствами информационнообразовательной среды

Аннотация.В статье представлены методологические основы формирования познавательной активности младших школьников средствами информационнообразовательной среды.Ключевые слова:федеральный государственный образовательный стандарт,информационнообразовательная среда, познавательная активность, средовый подход.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Одним из направлений модернизации Российского образования сегодня является успешная апробация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, где акцент сделан на создании продуктивной информационнообразовательной среды, способствующей успешной социализации подрастающего поколения. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (далее ФГОС второго поколения) вносит определенные коррективы в наше представление об организации образовательной среды, ставит определенные акценты. В частности, стандарт начального общего образования выдвигает следующие требования к созданию комфортной развивающей образовательной среды для ребенка младшего школьного возраста [1]:обеспечение высокого качества образования, его доступности, открытости и привлекательности для учащихся, их родителей и всего социума, духовнонравственного развития и воспитания детей;гарантия охраны и укрепления физического, психологического и социального здоровья школьников;комфортность поотношению к учащимся и педагогическим работникам.Согласно ФГОС второго поколения, «информационнообразовательная среда образовательного учреждения» –это основанная на использовании компьютерной техники программнотелекоммуникационная среда, реализующая едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественного информационного обеспечения школьников, педагогов, родителей, администрацию учебного заведения и общественность [2].Кроме того, учитывая особенности развития современного общества, его ориентацию на информационнокоммуникативную составляющую, образовательная среда учреждения, в том числе начального общего образования, включает информационный компонент. Современная образовательная среда теснейшим образом связана с процессом информатизации образования в целом, и образовательной среды в частности. В качестве основных структурных компонентов образовательной среды В.И.Панов выделяет следующие:деятельностный компонент позволяет рассмотреть различные виды деятельности, необходимые для обучения, воспитания и развития учащихся;коммуникативный компонент представляет собой не только сферу межличностного взаимодействия в той или иной форме, но и различные способы взаимодействия учащихся с конкретной образовательной средой и всевозможными ее субъектами;пространственнопредметный компонент включает многообразие пространственнопредметных средств, множество которых дает возможность реализовать требуемые пространственные действия и поведение субъектов образовательной среды [3, c. 213–216].Ю.С.Мануйловым разработан средовой подход, который автор рассматривает в качестве важнейшего фактора формирования личности и формулирует основные правила использования всего воспитательного потенциала этого подхода [4, c. 137–138]: взаимное соответствие способов, средств, видов деятельности, возможностей использования среды и соответствие потребностям детей. В рамках нашего исследования важен один из выводов, полученных автором о том, что многообразие приемов использования возможностей среды дает возможность совмещать нововведения с использовавшимися ранее приемами и технологиями. Таким образом, среда, имеющая такой богатый образовательновоспитательный потенциал, является незаменимым средством образования, использование которого в образовательном учреждении позволит решать многие образовательные задачи.В.А.Ясвин, на наш взгляд, справедливо отмечает в своих работах, что окружающая среда становится образовательной только при целенаправленном использовании в образовательном процессе. Тогда она позволяет удовлетворять следующие потребности школьников:личностного саморазвития;социальные (в уважении, признании, общественном одобрении);в значимой деятельности (возможность реализовать свои способностив важном и серьезном деле);в сохранении и повышении самооценки;в развитии познавательных потребностей (в том числе через связи с другими образовательными учреждениями);в области склонностей и интересов;в самореализации [5, c. 177–188; 50].В условиях действия ФГОС второго поколения функции образовательной среды могут быть представлены следующим образом:Обучающая функция –достижение предметных, метапредметныхрезультатов через опору на образовательную среду, ее предметные аспекты, освоение универсальных учебных действий через практическое взаимодействие с технологиями среды, электронными образовательными ресурсами.Социокультурная функция –формирование субкультуры учащихся, восприятия ими нравственноэтических ценностей, общественной морали во взаимодействии в образовательной среде и со средой.Социальноправовая функция –социализация учащихся, формирования правосознания, развитие их информационноправовой культуры через самостоятельное погружение в образовательную среду.Развивающая функция –интеллектуальное и духовное развитие учащихся на основании образовательного взаимодействия, формирование способности к саморазвитию на основании систематизации личных отношений с образовательной среде, формировании личной образовательной среды.Воспитательная функция –воспитание гражданина, патриота, психологически устойчивой личности, устанавливающей толерантные отношения с обществом и средой на основании развития психологических и межличностных аспектов образовательной среды.Просветительная функция –формирование знаний и представлений о жизнедеятельности общества, принципах, перспективах и тенденциях его развития на основании познавательных ресурсов образовательной среды.Мировоззренческая функция –формирование мировоззрения в комплексном единстве мироощущения, мировосприятия, миропонимания и мироосмысления, в том числе, формирования современного информационного мировоззрения на основании развития знаний о мире и обществе, практического опыта во взаимодействии с образовательной средой [6].Управленческая функция –прямое воздействие на организацию и управление образованием на основании требований и условий образовательной средыВсе эти функции будут реализованы при условии соблюдения требований к организации образовательной среды школы. Только при их учете влияние образовательной среды может достигнуть положительных результатов. К таковым можно отнести:соответствие применяемых средств, методов и приемов образовательнойцели и личностным особенностям учащихся;проблемность;вариативность, т.е. образовательная среда и применяемые педагогом методы, приемы, технологии и т.п. должны создавать возможности для развития каждому учащемуся в зависимости от его индивидуальных особенностей и интересов;системность, целостность, т.е. все компоненты образовательной среды взаимосвязаны и взаимозависимы и оказывают комплексное воздействие на личность учащегося;активность субъектной позиции, как учителя, так и ученика [7].Информационнообразовательная среда дает возможность развитию познавательной активности младших школьников. Понятие «активность», по мнению ряда ученых [8], применяется в психологии и педагогике для обозначения трех взаимосвязанных явлений: готовности к деятельности, собственно активности и инициативности. А.М.Матюшкиным [9] в своих исследованиях, посвященных структуре данного понятия, отмечено, что процесс удовлетворения познавательной потребности осуществляется как поисковая познавательная активность,направленная на обнаружение, открытие неизвестного, его усвоение. Активность завершается актами решения проблемы, представленными субъективно в актах «понимания». О готовности к познавательной деятельности как о познавательной активности пишет и И.Г.Суслова [10, с. 252]. В ряде исследований познавательной активности показана важная роль рефлексии и умственного развития школьников в учебном процессе [11, с. 120–122].Е.А.Меньшикова выделяет следующие структурные компоненты познавательной (интеллектуальной) активности [12, c. 112–115]: мотивационный (реализуется через познавательную потребность, инициативу, самоактуализацию и самореализацию), эмоциональноволевой (предполагает нравственноволевую мобилизованность, стремление реализовать познавательные возможности), операциональный (осуществляется в учебнопознавательной деятельности, становясь привычной формой поведения) и рефлексивный.Таким образом, понятие «познавательная активность» включает кроме собственно интеллектуального и личностный аспект в видепознавательных потребностей как «внутренних источников активности» [13, с. 31]. Следовательно, с познавательной активностью связаны понятия любознательности, познавательного интереса, с помощью которых проявляется потребность в новой информации, готовность к ее переработке, инициативный и целеустремленный поиск нового.С нашей точки зрения, под познавательной активностью младших школьников следует понимать состояние личности, которое выражает отношение ребенка к процессу познания: стремление к получению знаний, проявление волевых усилий в процессе получения знаний, готовность ребенка к умственному напряжению при выполнении образовательной деятельности, интерес к деятельности взрослых и детей.В целом следует говорить о том, что познавательная активность, знания и процесс их приобретения становятся движущей силой развития интеллектуальных качеств личности и важным фактором всестороннего ее развития. Результатом познавательной активности со временем становятся нестандартность мышления, высокий уровень креативности и развития заложенных способностей. Именно познавательная активность является непременным условием формирования потребности учащихся в самостоятельном приобретении образовательных компетенций, творческого их использования и развития устойчивого познавательного интереса.Правильно организованная информационнообразовательная среда школы, в частности, грамотное использование информационнокоммуникационных технологий в образовательном процессе, позволяет на новом уровне: осуществить дифференциацию обучения; повысить мотивацию учащихся; обеспечить наглядность представления практически любого материала; обучать современным способам самостоятельного получения знаний, что, безусловно, явится условием достижения нового качества образования.Таким образом, с помощью информационнообразовательной среды педагоги имеют возможность решать следующие образовательные задачи развития познавательной активности:обеспечивать многообразие организационноучебных форм освоения программы (уроки, занятия, практики, тренинги, выставки, конкурсы, соревнования, конкурсы и т. д.);создавать условия для продуктивной творческой деятельности учащегося –совместно с учениками ставить творческие задачи и способствовать возникновению у детей собственных замыслов;создавать пространство для социальных практик школьников и приобщать их к общественно значимым делам.Соответственно задачами развития познавательной активности младших школьников посредством использования базовых компонентов информационнообразовательной среды школы являются:–формирование познавательного интереса как важного элемента познавательной активности школьников с помощью активных образовательных методов, средств и приемов;–тренировка и закрепление навыков самостоятельного или группового поиска информации;–развитие творческих способностей, инициативности, активности и самостоятельности через специально организованные виды деятельности;–формирование информационнокоммуникативных компетенций через различные виды работы;–развитие умений самостоятельно выбирать способы получения дополнительной информации;–обучение осуществлению алгоритмической деятельности.Перечисленные задачи определены нами как основные положения опытноэкспериментальной работы по формированию познавательной активности младших школьников средствами информационнообразовательной среды.Решая задачи, по формированию познавательной активности младших школьников средствами информационнообразовательной среды, нами были определены критерии оценки уровня сформированности познавательной активности младших школьников средствами информационнообразовательной среды, которые наиболее полно характеризуют содержательную сторону нашей темы исследования: характер мотивации (стремление к знаниям, новым впечатлениям, интерес к процессу деятельности), произвольность внимания, сосредоточенность, инициативность, познавательная самостоятельность. Учитывая содержательную сторону компонентов, нами определены уровни сформированности познавательной активности младших школьников и их качественные показатели: низкий уровень –требует стимулирования познавательной деятельности, постоянного контроля со стороны педагога; средний уровень –обучающемуся требуется руководство со стороны педагога при переходе к новым, нестандартным способам выполнения учебнопознавательных задач; выше среднего– помощь педагога используется на отдельных этапах при выборе способа выполнения или контроля за отдельными учебными действиями, формируется положительная установка на самостоятельное их выполнение; высокий уровень –обучаемый способен на самостоятельнуюпостановку учебнопознавательной задачи, прогнозирование и определение эффективных форм, методов и средств осуществления учебной деятельности, самоконтроль и оценку действий; мотивированное участие обучаемых в продуктивной учебнопознавательной деятельности.Основываясь на критериях оценки и уровнях сформированности познавательной активности младших школьников средствами информационнообразовательной среды, нами определен диагностический инструментарий для определения основных характеристик познавательной активности младших школьников: методика «Перечень любимых занятий» М.В.Матюхиной (направлена на выявление уровня развития интереса к содержанию и процессу учения); методика «Познавательная самостоятельность младшего школьника» А.А.Горчинской (направлена на выявление степени выраженности познавательной самостоятельности младшего школьника); диагностическая база для оценки сосредоточенности и внимания (И.И.Аргинская). Констатирующий этап показал, что в среднем уровень познавательной активности в двухклассах недостаточно высокий, менее 50%, что соответствует почти половине качественных и количественных характеристик высокого уровня демонстрации обучающимися характера познавательных интересов; познавательной самостоятельности и продуктивности выполнения практических заданий.Апробация теоретически обоснованной и апробированной программы формирования познавательной активности младших школьников средствами информационнообразовательной среды на этапе контрольного среза показала, то в экспериментальной группе повысился уровень сосредоточенности, внимания в значительной степени (на 25% увеличилось количество детей, имеющих высокий уровень, 6 % детей, характеризующихся низким уровнем, перешли на средний уровень); познавательная самостоятельность школьника возросла почти в два раза (на 38% увеличилось количество детей, имеющих высокий уровень, 26% детей, характеризующихся низким уровнем, перешли на средний уровень); среди направлений познавательного интереса значительное место занимают теперь не интерес к занимательности (снижение на20%) и интересным фактам и явлениям (снижение на 13%), а интерес к процессу деятельности (повышение на 26%), к выполнению заданий практического (повышение на 33%) и творческого характера (повышение на 32%).В целом следует говорить о том, что процесс формирования познавательной активности младших школьников средствами информационнообразовательной среды продуктивен, в том случае, если в образовательном процессе начальной школы осуществляется систематическая работа по активному включению детей в разнообразные виды практической и творческой деятельности, где ребенок наглядно видит динамику собственных изменений.

Ссылки на источники1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. –М.:Просвещение, 2009. –41с.2.КоротенковЮ.Г. Информационная образовательная среда основной школы. –URL: http://window.edu.ru/resource/849/74849.3.ПановВ. И. Экопсихологическая модель образовательной среды // IVРоссийская конференция по экологической психологии / Психологический институт РАО. –М.: УМК «Психология», 2005. –С. 213216.4.Там же.5.ЯсвинВ. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. –М.: Смысл, 2006. –366 с. 6.Федеральный государственныйобразовательный стандарт.Указ.соч.

7.ХуторскойА. В. Современная дидактика. –СПб.: Питер, 2011. –544 с.8.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. –Воронеж: НПО «МОДЭК», 2012. –383с.9.Психология активности и поведения/Авт.сост. И.А. Коверзнева. –Минск, 2010. –316с.10.Суслова И.Г. Познавательная активность младших школьников. –Казань: «Студент», 1999. –280с.11.Лурия А.И. Психология. –М.: Психология, 2009. –280с.12.Меньшикова Е.А. Психологопедагогические аспекты развития познавательной активности детей//Вестник ТГПУ. –2009. №5. –С.112–115.13.Суслова И.Г.Указ. соч.

Elena Mozolevskaya,student of the Pedagogical Faculty Federal State Educational Institution of Higher Professional Education “Ishim State Pedagogical InstitutenamedP. P.Yershov”, IshimElena Slizkova,Ph.D., assistant professor of social pedagogy and pedagogy of childhood Federal State Educational Institution of Higher Professional Education “Ishim State Pedagogical InstitutenamedP.P.Yershov», Ishimlick_diana@mail. ruFormation of informative activity of younger schoolboys means educational environmentAbstract.The article presents the methodological foundations of formation of informative activity of younger schoolboys by means of informationeducational environment.Keywords:Federal State Educational Standard, informational and educational environment, cognitive activity, the environmental approach.

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»