Роль психологической службы вуза в оценке компетенций студентов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Харитонова Т. Г. Роль психологической службы вуза в оценке компетенций студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 2 (февраль). – С. 131–135. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14051.htm.
Аннотация. В статье актуализируется вопрос выбора методологии оценки результатов обучения студентов в вузе; предлагается технология оценки компетенций; показывается роль деятельности психологической службы в ее реализации.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Харитонова Тамара Геннадьевна,кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО«Нижегородский государственный архитектурностроительный университет», г. Нижний НовгородKharitonovaTG@mail.ru

Роль психологической службы вуза в оценке компетенций студентов

Аннотация.В статье актуализируется вопрос выбора методологии оценки результатов обучения студентов в вузе; предлагается технология оценки компетенций; показывается роль деятельности психологической службы в ее реализации.

Ключевые слова:компетенции, способности, самооценка, экспертиза, психопрофилактика.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Внедрение компетентностного подхода в высшее профессиональное образованиепризвано обеспечить повышение его качестваи способствовать эффективной подготовкеконкурентноспособногона рынке труда специалиста, который будет свободно владеть своей профессией (в форме мастерства или творчества), эффективно работать на уровне мировых стандартов, а также будет готов к самоорганизации и самоуправлению, постоянному профессиональному росту,социальной и профессиональной мобильности.В действующих стандартах (ФГОС ВПО) разработан перечень компетенций, которые определенным образом сгруппированы и распределены по циклам учебных дисциплин. Но большоеколичествозаявленныхкомпетенций, некоторая неоднозначность их формулировок, сложность измерения,разночтение в описании общекультурных (ОК) компетенций в разных направлениях подготовки, а также отсутствие единых механизмовоценкии способов отражения осваиваемых компетенций при разработке фонда оценочных средстввызывают много дискуссий,как в среде разработчиков данной проблемы, так и преподавателей высшей школы [1–8 и др.].

Изначально целью нашей работы в контексте деятельности психологической службы университета была разработка оценочных средствобщекультурных компетенций для конкретного направления подготовки (250700 «Ландшафтная архитектура», квалификация (степень) «магистр»). Мы поставили перед собой задачи: 1)обозначить общий подход к решению проблемы; 2)выявить психологическую составляющую в предлагаемых ФГОС компетенциях; 3)предложить вариант возможных диагностических средств для реализации технологии отслеживания результатов обучения.В период неопределенности и отсутствия четких ориентиров рассмотрения данной проблемы для нас особо актуализировался вопрос выбора методологических подходов к описанию технологии оценки компетенций (т.е. отслеживания результатов обучения студентов в вузе). Анализ существующих методов оценки компетенций показал, что наиболее объективными и надежными являются такие оценочные технологии, которые опираются на целостный (организмический),компенсаторный и уровневый подходы.Проведенный нами контентанализ описания компетенций позволилконстатировать, что они чаще всего представляютсяв категории «способности». Способностив психологии:

–рассматриваются каксовокупность врожденных анатомофизиологических и приобретенных регуляционных свойствчеловека,которые определяют его психические возможностив различных видах деятельности;