Роль психологической службы вуза в оценке компетенций студентов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Харитонова Т. Г. Роль психологической службы вуза в оценке компетенций студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 2 (февраль). – С. 131–135. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14051.htm.
Аннотация. В статье актуализируется вопрос выбора методологии оценки результатов обучения студентов в вузе; предлагается технология оценки компетенций; показывается роль деятельности психологической службы в ее реализации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Харитонова Тамара Геннадьевна,кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО«Нижегородский государственный архитектурностроительный университет», г. Нижний НовгородKharitonovaTG@mail.ru

Роль психологической службы вуза в оценке компетенций студентов

Аннотация.В статье актуализируется вопрос выбора методологии оценки результатов обучения студентов в вузе; предлагается технология оценки компетенций; показывается роль деятельности психологической службы в ее реализации.

Ключевые слова:компетенции, способности, самооценка, экспертиза, психопрофилактика.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Внедрение компетентностного подхода в высшее профессиональное образованиепризвано обеспечить повышение его качестваи способствовать эффективной подготовкеконкурентноспособногона рынке труда специалиста, который будет свободно владеть своей профессией (в форме мастерства или творчества), эффективно работать на уровне мировых стандартов, а также будет готов к самоорганизации и самоуправлению, постоянному профессиональному росту,социальной и профессиональной мобильности.В действующих стандартах (ФГОС ВПО) разработан перечень компетенций, которые определенным образом сгруппированы и распределены по циклам учебных дисциплин. Но большоеколичествозаявленныхкомпетенций, некоторая неоднозначность их формулировок, сложность измерения,разночтение в описании общекультурных (ОК) компетенций в разных направлениях подготовки, а также отсутствие единых механизмовоценкии способов отражения осваиваемых компетенций при разработке фонда оценочных средстввызывают много дискуссий,как в среде разработчиков данной проблемы, так и преподавателей высшей школы [1–8 и др.].

Изначально целью нашей работы в контексте деятельности психологической службы университета была разработка оценочных средствобщекультурных компетенций для конкретного направления подготовки (250700 «Ландшафтная архитектура», квалификация (степень) «магистр»). Мы поставили перед собой задачи: 1)обозначить общий подход к решению проблемы; 2)выявить психологическую составляющую в предлагаемых ФГОС компетенциях; 3)предложить вариант возможных диагностических средств для реализации технологии отслеживания результатов обучения.В период неопределенности и отсутствия четких ориентиров рассмотрения данной проблемы для нас особо актуализировался вопрос выбора методологических подходов к описанию технологии оценки компетенций (т.е. отслеживания результатов обучения студентов в вузе). Анализ существующих методов оценки компетенций показал, что наиболее объективными и надежными являются такие оценочные технологии, которые опираются на целостный (организмический),компенсаторный и уровневый подходы.Проведенный нами контентанализ описания компетенций позволилконстатировать, что они чаще всего представляютсяв категории «способности». Способностив психологии:

–рассматриваются каксовокупность врожденных анатомофизиологических и приобретенных регуляционных свойствчеловека,которые определяют его психические возможностив различных видах деятельности;