Оптимизирующая модель развития и воспитания подростка в системе образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Исенко С. П. Оптимизирующая модель развития и воспитания подростка в системе образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 3 (март). – С. 116–120. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14076.htm.
Аннотация. В статье излагается оптимизирующая модель развития и воспитания подростков, призванная удовлетворить актуальные для них потребности в самопознании, осознанной социализации, самосовершенствовании посредством овладения технологиями личностного роста.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Исенко Светлана Петровна,доктор культурологии, доцент, г. Москваisenkos@mail.ru

Оптимизирующая модель развития и воспитания подросткав системе образования

Аннотация.В статье излагается оптимизирующая модель развития и воспитания подростков, призванная удовлетворить актуальные для них потребности в самопознании, осознанной социализации, самосовершенствовании посредством овладениятехнологиями личностного роста. Ключевые слова:оптимизирующая модель, развитие и воспитание, психологическое здоровье, компетентностный подход, технология личностного роста, самосознание, самовоспитание, осознанная социализация.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Все государственные документы, посвященные положению детей в РФ, на протяжении более трех десятилетий отмечают резкое ухудшение условий для развития и воспитания детей. «Катастрофическое падение жизненного уровня большинства семей, психоэмоциональные и физические перегрузки родителей, порожденные безработицей, отказом многих от профессиональной деятельности, резким снижением качества жизни, неуверенностью в завтрашнем дне, беспомощностью в обеспечении благоприятных условий для развития детей, организации их отдыха и досуга, –все это усугубляет семейное неблагополучие, болезненно отражается на детях. Нельзя не отметить низкий воспитательный потенциал семьи, усиление жестокости в отношениях между супругами, родителями и детьми, возрастание числа семей, которые ведут асоциальный образ жизни» [1]. Кризис семьи как важнейшего института социализации подрастающих граждан ведет к крайне нежелательным последствиям.Так, например, статистические сведения оросте числа безнадзорных детей, социальных сирот, самоубийств и тяжких преступлений среди детей и подростков, алкоголизации и наркотизации молодежи, ее сексуальной распущенности, актов жестокости, вандализма, неофашистских выступлений демонстрируют мировое лидерство нашей страны по некоторым из указанных явлений. Это свидетельствует о том, что общество вплотную приблизилось к грани, за которой могут последовать необратимые процессы духовнонравственной и психофизической деградации, фактического вырождения российского народа. В связи с этим сохранение психологического, социального, физического здоровья детей в системе образования, являющейся вторым после семьи институтом их личностного развития и воспитания, должно стать приоритетной задачей и важнейшим критерием качества образовательного процесса.Предпосылки для разработки концепцииздоровьесберегающей школы, реализующей комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья своих учащихся, возникли в середине 90х годов. Тогда же были определены основные компоненты здоровьесберегающей деятельности школы, включающие не только наблюдение за состоянием здоровья детей, но и здоровьесберегающую организацию учебного процесса,здоровьесберегающие (т. е. соответствующие возрастным ииндивидуальным возможностям) методики обучения и специальные учебные программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.Примечательно,чтов первоначальной хартии Всемирной организации здравоохранения здоровье определялось как «состояние полного физического, психического исоциального благополучия, а не просто отсутствие болезни или немощи». Еще одна из сотен трактовок понятия здоровья рассматривает его как целостное многомерное динамическое состояние, в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической средыпозволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.Восточная традицияв определении понятия здоровья исходит из того, что качества здорового человека включают решимость и усилие, гибкость и приспособляемость, осмысленность, принятие жизни, проникновение в свое конечное Я, утрату чувства собственной важности, развитие в себе сострадания и стремления к бескорыстной помощи другим людям, углубление близких отношений с окружающими, повышение контроля над своим духом и телом иэтические качества, такие каксострадание (compassion), благожелательная радость (sympathetic joy), всеобъемлющая доброта (allembracing kindness) и невозмутимость (equanimity). Психологическое здоровье принято определять как фундаментальную способность человека и общества адекватно усваивать, перерабатывать и генерировать новую информацию, позволяющуюгибко, мобильно выстраивать конструктивные жизненные сценарии и успешно реализовать их в быстроменяющейся, агрессивной среде. В качестве главных критериев психологического здоровья можно выделить следующие:–личностная целостность индивидуума;–позитивность самооценки и умение демонстрировать самоуважение;

–позитивность основного эмоционального настроения(наличие душевного равновесия, т. е. способности в различных ситуациях приходить к состоянию внутреннего покоя);–оптимизм (способ объяснения и описания неудачи, заключающийся в ее адекватном описании, отсутствии самообвинений и неправомерном ее обобщении, к примеру, на всю оставшуюся жизнь, и способность фокусироваться даже на незначительных признаках прогресса);–высокий уровень рефлексии, а также способностей интегрировать и обобщать опыт, получаемый в процессе жизнедеятельности;–умения и навыки внутренней и внешней саморегуляции;

–самостоятельность суждений и поступков;–гармония между умением человека адаптироваться к среде и умением адаптировать ее в соответствии со своими потребностями;–адекватное выполнениеосновных возрастных, семейных, социальных и культурных ролей;–наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности;–способность к целеполаганию, структурированию жизни и управлению временем жизнедеятельности;–успешное прохождение возрастных кризисов.Следует подчеркнуть, что вслучае психологического здоровья альтернативой норме является отнюдь не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.Понятно, что идеальным психологическим здоровьем не обладает ни один человек. Вбольшинстве своем дети, как и взрослые, имеют те или иные отклонения от него, и это нормально. Когда появляются существенные нарушения психологического здоровья ребенка, это серьезныйповод длятого, чтобы обратиться за консультацией кпсихологу.Если даже не принимать в расчет удручающие статистические данные, а, ориентируясь на изложенные показатели психологического здоровья, просто со стороны понаблюдать за учащимисясовременной школы, например, на перемене или после окончания занятий, то становится очевидным, что проблем у них со здоровьем и, прежде всегопсихологическим (духовным) и социальным,очень много. Из этого следует, чтовышеперечисленныемероприятия по сбережению здоровья в школе в конечном итоге оказались недостаточно эффективными, что обусловливает необходимость поиска новых, дополнительных ресурсов для решения проблемы оптимизации процесса развития и воспитания детей в системе образования. Проведенный автором анализ требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)к содержаниюобщего образования и сопроводительного пакета документов позволил обнаружить, что в предусмотренном ими фундаментальном ядре содержания общего образования не представлены такие области знания, как психология личности,психология общения, семиотика и культура общения (являющегося, как известно, главным видом человеческой деятельности и условием личностного и социального развития). Говоря иначе, овладение фундаментальными основами познания ребенком структуры своей личности (аутопсихологии) и своих потребностей (внутренних факторов, которые ими управляют)ФГОС общего образования не предусмотрено, а ведь именно данные внутренние факторы наряду с коммуникативной деятельностью являются первоосновойего активного личностного развития. Заметим, что если в середине ХХ в. все советские старшеклассники изучали основы психологии, то в настоящий период–только учащиеся некоторых школ и то лишьна факультативных занятиях или в качестве предмета по выбору, впрочем, как этикет, риторикуи коммуникативную культуру. Таким образом, внастоящий период ФГОС, провозгласившимикомпетентностный подход в общем образовании, не предусмотрено формирование психологической компетентности учащихся.Эта компетентностьв самом общем виде представляет собой систему, обеспечивающую устойчивость компетентного стиля и включающую:а)интериоризированные знания о человеке как индивиде, субъекте труда и личности, включенном в индивидуальную или совместную деятельность, осуществляющем профессиональные или иныевзаимодействия; б)действующие комплексы умений, личностных качеств, способов субъективного контроля.Высокий уровень психологической компетентности обеспечивает успешную деятельность и взаимодействия в системах «человек–человек», «человек–коллектив»,«человек–большие социальные группы». Психологическая компетентность состоит из нескольких взаимосвязанных подструктур: социальноперцептивной компетентности; социальнопсихологической компетентности; аутопсихологической компетентности и коммуникативной компетентности. Высокий уровень психологической компетентности позволяет субъекту целесообразно использовать личностные ресурсы, минимизировать затраты, оптимизировать внешнюю и внутреннюю активность, актуализировать скрытые возможности других, прогнозировать отставленные эффекты поведенческой активности, конструировать продуктивные модели саморазвития. Психологическая компетентность имеет содержательную и технологическую стороны, которые развиваются в процессе накопления и присвоения психологической информации узкопрофессионального и широкого профиляи расширения тезауруса психологически грамотных способов взаимодействия с самим собой и миром. Особая значимость для развития и воспитания освоения предлагаемого в статье содержания общего образования обусловлена тем, что высшие духовные потребности человека в познании, безопасности, самоутверждении, самовыражении, самоопределении, самоактуализации выражают в конечном счете его стремления к саморазвитию, самосовершенствованию. Поэтому использование потребностейсаморазвития для мотивации образовательного процесса и сохранения здоровья, в том числе психологического, является важнейшей задачей технологии самовоспитания школьника и значимым ресурсом укрепления его психологического здоровья.Заметим, что ведущей мотивацией в среднем и старшем звене школьного образования должна стать не только познавательная ивнешняя социальная, но прежде всего внутренняя, нравственноволевая, основанная на всем спектре осознанных личностью особенностей своего внутреннего мира и потребностей саморазвития. Целенаправленное познание подростком внутренней структуры, своей личности, пирамиды потребностей, значимости общения, его функций, знаковосимволических систем, норм и правилстановится важным фактором самовоспитания.Оно является сознательной и целенаправленной работой личности по формированию и совершенствованию у себя положительных качеств и минимизации отрицательных. Необходимым условием самовоспитания является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания. «Самовоспитание обусловлено рядом субъективных и объективных причин: стремлением стать лучше, требованиями общества к гражданам, их образованию и качествам; педагогическими воздействиями, которым подвергался учащийся в процессе обучения и воспитания. Под влиянием этих причин создаются внутренние предпосылки для самовоспитания, формируются потребности, взгляды и убеждения, уточняются или складываются жизненные идеалы и цели. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагаетналичие ясно осознанных целей, личностных смыслов» [2]. Необходимыми компонентамисамовоспитания являютсярефлексия личностного развития, самоотчет, самоконтроль. В приемы самовоспитания входят: удовлетворенность, самоосуждение, самовнушение, самоубеждение,самоприказ, эмоциональномысленныйперенос в положение другого человека. Следует отметить, что самовоспитание чаще возникает в подростковом возрасте, но его можно наблюдать и в поведении людей более взрослых. В подростковом возрасте решающую роль в самовоспитании играет самооценка. Важным мотивом становится недовольство собой, своими достижениями, несоответствие своим идеалам. Большинство людей занимаются самовоспитанием практически всю жизнь.Целенаправленное и систематичное (а не от случая к случаю) овладение ребенком социально приемлемыми способами удовлетворения своихбазовых потребностей, а также психологическими закономерностями и знаковосимволическими системамиобщенияспособствуетовладению имспособами самопознания, самооценки, самовоспитания, самоутверждения, самовыражения, самоактуализации, осознаниюи реализациистремления ксоциализации, которая в результате этого станетосознанной иболее мотивированной.

Исходя из всего сказанного выше, автор пришел к выводу о необходимости разработки концепции нового учебного курса, которыйможет называться, например, «Технология личностного роста» или «Технология личностного развития». Данный курсдолжен интегрироватьв своем содержании элементы аксиологии,этики, психологии личности, социальной психологии, психологии общения, семиотики, культурологии, теории коммуникации, риторики, этикета.Целью нового курса должно стать формирование тех компетентностей личности, которые в рамках других ученых дисциплин не формируются или формируются в недостаточной мере. Говоря иначе, интегрированный курс нацелен на то, чтобы в сложных условиях современной российской действительности помочь подросткам овладеть такими способами деятельности, которые помогут им успешно справляться сцелым рядом труднейших проблем, связанных с активной подготовкой к самостоятельной деятельности в различных сферах личной, общественной и профессиональной жизни, в том числе с задачами сохранения своего психологического, социального и физического здоровья. Желательно, чтобы подобный курс былвключен в учебный план всех школ и реализовывался квалифицированными педагогамипсихологами, штат которых, согласно заявлениям в СМИ представителей власти (вызванных трагическими событиями расстрела людей московским школьником), должен быть существенно увеличен в ближайшее время в каждом общеобразовательном учреждении. Предлагаемая оптимизирующая модель развития и воспитания нравственного, инициативного и компетентного гражданина России и включенная в нее программа учебного курса «Технология личностного роста» базируются на базовых национальных ценностях, изложенных в Концепции духовнонравственного воспитания и развития гражданина России, на осмыслении закономерности общественного развития, на осознании приоритета общественного интереса над личностным, признании уникальности и самоценности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество. При разработке курса была учтена и сложная структура ключевых компетенций, предусмотренных Стратегией развития общего образования в РФ. Основнымизадачамиреализации программы нового курса стало формирование следующих компетентностей учащихся: компетентностив сфере базовых смысложизненных ориентаций личности, эгокомпетентности(или аутопсихологическойкомпетентности), компетентностив сфере психологического здоровья и личностного самосовершенствования, компетентностив сфере самостоятельной познавательной деятельности, коммуникативнойкомпетентности, компетентности в семейнобытовой и социальнотрудовой сферах.Признавая в полной мере значимость для личностного роста учащихся компетентностей всферах гражданскообщественной, культурнодосуговой и экологической деятельности, автор не включил их в содержание программ курса, так как они формируются в рамках другихдисциплин.

В программенового курса для формирования запланированных компетенций выделяются отдельные одноименные содержательные модули. В основу разработки и реализации всех этих модулей положены общие для них принципы:–опережающего изучения теоретического материала;

–освоения учащимися таких важных аспектов деятельности, как теоретикометодический, практикотренировочный, аналитикооценочный;–сочетания интегрирующих и частных дидактических целей,учета структуры формируемых компетенций (общенаучный уровень, технологический уровень);

–относительной самостоятельностиэлементов, составляющих модуль;–возможности повторения ранее изучаемогоматериала.Наряду с этими принципами автор опирался на частные принципы, отражающиеспецифику формируемых в рамках конкретных модулей компетенций. При разработке содержания курса были учтены общие требования к содержанию образования, выдвинутые Федеральным законом «Об образовании», том числеориентация на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, а также четыре блокауниверсальных учебных действий, диктуемых ключевыми целями общего образования: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции),познавательный,коммуникативный.На основе этого в предлагаемой автором оптимизирующей моделиразвития и воспитания подростков в системе образования выделяются основные результаты образования, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности: личностную, семейную и социальную культуры. Курс «Технология личностного роста»адресован учащимся среднего и старшего подросткового возраста. Срок освоения данных инвариантных модулей долженопределяться реализуемым учебным планом образовательного учреждения. Рамки статьи обусловили необходимость ограничиться перечислением областей фундаментального знания, которые составляют содержательное ядро курса, а также основных форм деятельности, соответствующих им классов задач и компетентностей, которыми должен овладеть учащийся в результате. К числу главных результатов освоения нового курса отнесены:1. Компетентность в сфере базовых смысложизненных ориентаций личности,основанная:на принятиив качестве руководства к собственному действию исторически сложившейся на социокультурном уровне установки: «Смысл жизни не приходит извне; человеку дается жизнь, а чем ее наполнить и во что превратить, решает каждый сам за себя»;принятии базовых национальных ценностей и норм человеческой жизни, обусловленных следующими типологическими смысложизненными ориентациями(универсальными смыслами):–человеческая жизнь и здоровье;–свобода (свобода выбора, свобода слова и т. д.);–любовь, дом; семья, дети, род, друзья, народ;–общение и гармонизация отношений с людьми;–образование (общее и профессиональное); самообразование;–самореализация в труде; получение удовлетворения от работы;–материальное благополучие (при этом признание потребительства как тупикового пути жизнедеятельности);–духовные ценности, духовнонравственное самосовершенствование;–творческая самореализация;–досуг –удовольствия, хобби, развлечения;–высокий социальный статус и положение в обществе;–Отечество, малая родина, родная земля и ее природные богатства;–стабильность.2.Эгокомпетентность (аутопсихологическая компетентность), включающая:знания о личности как предмете психологии, о ее четырех подструктурах: 1)направленности, то есть мировоззрении, определяемом совокупностью влечений, желаний, интересов, склонностей, идеалов, убеждений, степень активности которых определяется волевыми качествами личности; 2) опыте; 3)совокупности закрепленных индивидуальных особенностей отдельных психических процессов (функций): памяти, ощущений, восприятия, мышления, эмоций, чувств, воли, формирующихся путем упражнения, то есть частоты и способа использования данной функции;4)совокупности свойств темперамента, механизмах самопознания и самооценки, локусе контроля и его влиянии на жизнь личности;опыт самоанализа (развивающей самодиагностики), самоидентификации, самооценки (психофизических возможностей, социального статуса, потребностей, способностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий);выработка установки: «Я счастлив, потому что живу, потому что в мире есть очень много прекрасного, удивительного и радостного, потому что я творец своей жизни»;овладение способами выявления и адекватной оценки шансов своего развития, требований и ограничений в семье, профессии, общественной жизни, освоения системы национальных базовых ценностей;осмысление основных витальных и экзистенциальных потребностей человека и определение собственной иерархии ценностей (онтологической основы личности);овладение способами создания на этой основе мысленного «Яобраза». 3. Компетентность в сфере психологического здоровья и личностногосамосовершенствования, основанная:

напринятииценности человека как личности, его прав и свобод;принятииценности психологического здоровья и соблюдения правил психогигиены эмоций и чувств;осмыслениисущности самовоспитания и признанииего личностной ценности;постижении понятия счастья как состояния человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения, а также того, что каждый человек стремится к счастью, что оно является великой движущей силой жизнедеятельности;опыте целенаправленного восприятия и осмысления удовлетворения витальных и экзистенциальных потребностей как способов, позволяющих пережить состояние радости и счастья;воспитании оптимизма; освоении общедоступных способов преодоления негативных эмоциональных состояний: общение с природой, искусством, приятными людьми, занятие физкультурой и спортом, любимым делом, специальные аутотренинги;формировании привычки к самоанализусвоих желаний и выборов: «Для чего я это делаю? Я действительно этого хочу или я завишу от желания противоречить и чтото доказывать?»;выработке установок: «Для тогочтобы жить комфортно, благополучно и счастливо,я должен, могу и буду много трудиться»; «Для того чтобы быть счастливым, я должен уметь, если этого требуют обстоятельства, отложить получение любого удовольствия –тем больше будет наслаждение, когда я смогу его себе позволить. Удовлетворение от того, что удовольствие заслужено, делает его особенно глубоким»;овладении способами развития чувствительности, воображения, эмоционального интеллекта и подлинной культуры чувств;осмыслении неотвратимости ответственности за любое свое решение и каждый поступок;самовоспитании высоких нравственных качеств: гуманизма, доброты, совести, справедливости, правдивости, целеустремленности, чувства долга, эмпатии, гражданственности и патриотизма,единства убеждений и действий (целостности),чувства собственного достоинства; овладении способами развития эмоциональноволевых качеств (выдержки, сдержанности, смелости и решительности), позволяющих сознательно регулировать свое психоэнергетическое состояние, поведение и деятельность, преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков; выработке отношения к непрерывному образованию, самосовершенствованию иполному проявлению духовных, интеллектуальных, эмоциональноволевых, творческих и физических возможностей в личной, профессиональной и общественной деятельности как к главным факторам обретения счастья и смысла жизни;формировании отношения к течению жизни: «То, что было, уже прошло,и его не вернешь, то, что будет, еще не наступило, но то, каким будет это будущее, зависит от сегодняшнего дня»;

постижении значения (смысла) своей жизни, на осознании жизни как цельного процесса, имеющего направленность, содержание и преемственность между прошлым, настоящим и будущим, на выработке готовности при необходимости изменять временную перспективу своей жизни [3];

приобретении опыта проектирования и моделирования (можно эмоциональномысленного или художественного) идеального «Яобраза» и собственной «Дорожной карты жизни»;овладении способами и алгоритмами управления временем жизнедеятельностив личной, учебной (впоследствии–в профессиональной) и общественной сферах, включающего: а)анализ имеющихся потребностей и возможностей; постановку сознательно выбранных реалистичных целей (осмысленных в контексте гражданских прав, свобод и общественныхинтересов) или определенного направления развития на ближайшую («зона ближайшего развития»), среднюю и дальнюю перспективу; б)планирование своей жизнедеятельности и расстановка приоритетов; в)определение конкретных шагов и действий в соответствии с намеченным порядком достижения цели и экономией в расходовании сил и средств; г)реализацию и контроль выполнения планов и подведение итогов. 4.Компетентность в самостоятельной познавательной деятельности, основанная:на усвоении способов приобретения знанийиз различных источников информации и овладении навыками критического мышления для адекватной оценки получаемой информации (т. е. универсальными учебными навыками информационной переработки текста);овладении способами самодиагностикии развития познавательных функций: внимания, памяти, мышления, в том числе с использованиемкомпьютерных диагностических и развивающих программ [4,5].5.Коммуникативная компетентность–свойство личности, обобщающееее коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере общения. Она проявляется в ассертивном стилеобщения, в соблюдении таких основных культурных норм, каксвоевременность и уместность общения, а также в понятности и конкретности сообщения, постоянно внимательном восприятии и адекватной трактовке речи и невербальных коммуникативных сигналов партнеров, в активном и конструктивном слушании, в готовности к пониманию, эмпатии и преодолению коммуникативных барьеров;в допущении собственной неправоты, в открытости (готовности к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств,к принятию и учету точки зрения собеседника), в обратной связи.Коммуникативная компетентность формируется на основе принятия ценности общения, приобретения проблемноориентированных знаний, овладения способами социальнопсихологического прогнозирования, программирования и управления процессами общения в различных коммуникативных ситуациях (обращения, приветствия, прощания, поздравления, поддержки при негативных эмоциях, провоцирования улыбки и смеха, благодарственной деятельности, критики и реагирования на конструктивные и деструктивные критические замечания и проч.).Коммуникативная компетентность в сфере делового общения основана на владении способами:эффективной самопрезентации, в т. ч. в ситуациях знакомства, трудоустройства и рационального поведения на работе (в соответствии с принятым там социальным договором);адекватного применения принципов деловой аргументации (утилитаризма, морального императива);

соблюденияосновных принципов этики делового общения (пунктуальности; конфиденциальности; любезности и внимания ко всем окружающим; соблюденияпринятого дресcкода, этикета, Сетикета).6.Компетентность в семейнобытовой сфере, основанная:на знании типов, видов и функций семьи; принятии ценности родного дома и семьи как образа жизни и важнейшей формы организации личного быта, основанной на супружеском союзе и родственных связях, характеризующейсявзаимной моральной ответственностью и позволяющей оптимально удовлетворять базовые витальные и экзистенциальные потребности человека; приобщении к лучшим традициям, касающимся семьи и брака, характерным для собственной семьи, культурнорегионального сообщества,своего народа и российской нации; осмыслении самоценности любви как высшего нравственного чувства, объединяющего всех членов семьи;постижении значимости духовнонравственных этнокультурных ценностей семьи, моральных обязанностей и норм полоролевого поведения, общения и взаимодействия всех ее членов (факторы этнокультурной и гендерной социализации);восприятиирождения и воспитания детей как главных функций семьи; раннем осмыслении ответственности за обеспечение условий для формирования личности ребенка, его социокультурной и семейной адаптации на основе постоянного согласованного психологопедагогического влияния на него родителей и других взрослых членов семьи, эффективность которого обусловлена уровнем их нравственности, образованности, в т. ч.психологопедагогической, социальноролевой адекватностью и функциональноролевой согласованностью, следованиемлучшим этнопедагогическим традициям; овладении способами рациональной хозяйственнобытовойдеятельности: ведения своего хозяйства, управления семейным бюджетом, организации потребительской деятельности и всей сферы домашних дел;овладении способами ответственного добрачного поведения и выборабудущего спутника/спутницы жизни (факторов дальнейшей благополучной семейной жизни) с учетом наиболее типичных ошибок.7.Компетентность в сфере социальнотрудовой деятельности, основаннаяна ценностном отношении к труду и правильном выборепрофессии (востребованной в современном обществе и соответствующейимеющимся личностным способностям, наклонностям, возможностям),на овладении способами:ознакомления с миром профессий и соответствующих учреждений профессионального образования;анализа ситуации на рынке труда, оценки собственных профессиональных возможностей, ориентировки в нормах и этике деловых взаимоотношений, самоорганизации (рационального планирования времени и деятельности); получения специального образования, непрерывного профессионального самообразования и повышения квалификации в целяхдостижения высокого профессионального мастерства и получения удовлетворения от работы.Наряду с компетентностным подходомосновнымипринципамиотбора и структурирования содержания курса «Технология личностного роста»и методики его реализации стали принципыонтологичности, антропологичностии психологизации, а также гуманистического, культуросообразного, личностнодеятельностного, ценностноориентированного,здоровьесберегающегои творческого подходов; принципы профилактической, профорентационной ифеликсологической направленности образовательного процесса.Наряду с традиционными методами педагогической работыпо развитию и воспитанию подростков реализация предлагаемой модели предусматривает использование следующихпсихологопедагогических методов:

фронтальная психологическая диагностика и создание на основе ее результатов психологических паспортов учащихся,ихрегулярное заполнение (например, 1 раз в полгода) с помощью специальных компьютерных программдлявыявлениядетей «группы риска», с которыми должны проводиться индивидуальные занятия психолога по определенной программе)[6,7];развивающая самодиагностика учащихся[8, 9];

статистический анализ психологических диагностикс помощью компьютерных программ [10]; консультации; инструктаж; тренинг; рефлексивные игрызадания на самоанализ и самооценивание детьми собственных личностных качеств, притязаний, социально неодобряемых действий, поступков в ситуациях нравственного выбора и успеха, самоидентификация, самосравнение,самооценка; самоорганизация; самоконтроль; самоотчет; исповедальная деятельность: «Кто я?», «Какой я?» (Я–реальный, идеальный, Я–глазами других), «Мои идеалы», «Мои проблемы», «Мои эмоции и чувства» [11], «Карта моих интересов»;рефлексивные и обучающие игрызадания на освоение опыта коммуникативной, и в том числе благодарственной, деятельности (вербальной, невербальной: «Рассказ о друге», «Особые дары» (осмысление «даров», полученных от разных людей в разные периоды своей жизни) «Благодарность без слов» [12], «Благодарственная телеграмма»);

обучающие диагностическиетесты и игры,развивающие временную трансспективу, навыки целеполагания и проектирования благополучного будущего: тест смысложизненных ориентаций [13], «Линия моей жизни», «Дорожная карта моей жизни» и т. п.;

диагностические методики, направленные на развитие нравственности [14];

ролевые игры (ролевая гимнастика, психодрама, ролевые ситуации), формирующие навыки принятия решения в типичных и сложных ситуациях на основе нравственного разума, эмоционального интеллекта, социальных норм и правил;логотерапия (сократический диалог об индивидуальном смысле жизни) [15]; сказкотерапия; арттерапия; песочная терапия; трудотерапия; задания с использованием терапевтических метафор;игры на развитие представлений (зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых, тактильных), воображения (мысленных фантазийных картинок) и их вербального описания и невербальной передачи их содержания [16]; игры на развитие эмоциональноинтеллектуальной компетенции (например, восприятиеи словесноеописаниекак собственных эмоциональных состояний, так и состояний окружающих людей в реальной жизни, в произведениях изобразительных искусств, кинематографе и проч.); релаксационные методы;

моделирование в игреразличныхличностнозначимых ситуаций (самопрезентации при поступлении в образовательное учреждение, при приеме на работу, при знакомстве и проч.) и др.;работа с портфолио.В заключение следует отметить, что изложенная оптимизирующая модель личностного развития и воспитания подростков может быть в той или иной мере использована и при разработке программ внеурочной деятельности классных руководителей, педагоговпсихологов, социальных педагогов, старших вожатых и других специалистов общего и дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта, а также в социальнонеобилитационной и социальнореабилитационной работе с несовершеннолетними в системе социальной защиты населения.

Ссылки на источники1.Социальнореабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности: пособие для сотрудников центров /под ред. Г.М. Иващенко. –М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 1999. –С. 3–4.2.Акмеологический словарь/под общ. ред. А.А. Деркача. –М.: Издво РАГС, 2004. –161 с.3.Камнева Е.В. Анализ психологического содержания временной перспективы в образе «Я» субъекта: ввозрастном диапазоне от 6 до 18 лет: дис. ... канд. психол. наук.–Тула, 2002. –191 с.

4.Левченко А. Н.Временная трансспектива самоактуализирующейся личности//Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. –2011. –Вып.: 6(76). –С. 97–101.5.Пакеты компьютерныхдиагностических программ. –URL:http://effecton.su/11.html.6.Левченко А. Н. Указ. соч.7.Пакеты компьютерныхдиагностических программ.8.Левченко А. Н. Указ. соч.9.Пакеты компьютерныхдиагностических программ.10.Левченко А. Н. Указ. соч.11.Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/под ред.И.В. Дубровиной. –М.: Академический Проект, 2002.–С. 60.(Серия «Руководство практического психолога»).12.Там же.13.Там же.–С. 64.14.Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Джеймс Крамбо (Crumbaugh J., 1968) и Леонард Махолик, адаптация Д.А. Леонтьева. –URL:brunner.kgu.edu.ua/index.php/cv/703sjo.15.Шемшурина А.И. Методы диагностики нравственного развития учащихся 5–7 классов. –URL://ethos. narod.ru.16.ФранклВ.Основные понятия логотерапии /пер. А. Бореев, ред. В. Данченко // В.Франкл. Доктор и душа. –СПб.: Ювента, 1997. –С.242–279.

Svetlana Isenko,Doctor of Culturology, Associate Professor, Moscowisenkos@mail.ruOptimization model of development and education of the teenager in the system of educationAbstract.The author describes the optimization model of development and upbringing of the young generation, designed to meet the pressing needs of selfknowledge, conscious of socialization and selfimprovement by means of technologies of personal growth. Key words:optimization model, development and upbringing, psychological health, competence approach, technology, personal growth, selfawareness, selfconscious socialization.References1.Ivashhenko, G.M. (ed.) (1999) Socialnoreabilitacionnyicentr dlya nesovershennoletnih: soderzhanie i organizaciya deyatelnosti: Posobie dlya sotrudnikov centrov,Gos. NII semii i vospitaniya,Moscow,рр. 3–4.2.Derkach,A.A. (ed.) (2004) Akmeologicheskiy slovar, Izdvo RAGS,

Moscow,161р.3.Kamneva,E.V. (2002) Analiz psihologicheskogo soderzhaniya vremennoy perspektivy v obraze «Ja» subyekta: V vozrastnom diapazone ot 6 do 18 let: Dis. …kand. psiholog. n.,Tula,191 р. 4.Levchenko,A. N. (2011) “Vremennaya transspektiva samoaktualiziruyushheysya lichnosti”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta,Vyp. 6(76), рр.97–101.5.(2014) Pakety komp'juternyh diagnosticheskih program. Аvailable at:http://effecton.su/11.html6.

Levchenko, A. N. (2011) “Vremennaya transspektiva samoaktualiziruyushheysya lichnosti”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta,Vyp. 6(76), рр. 97–101.7.(2014) Pakety komp'juternyh diagnosticheskih program. Аvailable at: http://effecton.su/11.html8.Levchenko, A. N. (2011) “Vremennaya transspektiva samoaktualiziruyushheysya lichnosti”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta,Vyp. 6(76), рр. 97–101.9.(2014) Pakety komp'juternyh diagnosticheskih program. Аvailable at: http://effecton.su/11.html10.

Levchenko, A. N. (2011) “Vremennaya transspektiva samoaktualiziruyushheysya lichnosti”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta,Vyp. 6(76), рр. 97–101.11.

Dubrovinа,I.V. (ed.) (2002) Psihologicheskie programmy razvitiya lichnosti v podrostkovom i starshem shkolnom vozraste,Akademicheskiy Proekt, Moscow,р. 60.12.

Dubrovinа,I.V. (ed.) (2002) Psihologicheskie programmy razvitiya lichnosti v podrostkovom i starshem shkolnom vozraste,Akademicheskiy Proekt, Moscow,р. 60.13.

Dubrovinа,I.V. (ed.) (2002) Psihologicheskie programmy razvitiya lichnosti v podrostkovom i starshem shkolnom vozraste,Akademicheskiy Proekt, Moscow,р. 64.14.

(2014) “Test smyslozhiznennyh orientacij (SZhO) Dzhejms Krambo (Crumbaugh J., 1968) i LeonardMaholik, adaptacija D.A. Leont'eva”.Аvailable at: brunner.kgu.edu.ua/index.php/cv/703sjo 15.

Shemshurina,A.I. (2012) “Metody diagnostiki nravstvennogo razvitija uchashhihsya 57 klassov”. Аvailable at:ethos. narod.ru 16.Frankl,V. (1997) “Osnovnye ponjatija logoterapii”,translated byA. Boreev, ed. V. Danchenko in V.Frankl. Doktor i dusha,Juventa, Saint Petersburg,рр.242–279.

Рекомендованок публикации:Зиновкиной М.М., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»