Кафедра отечественной истории ДВГТУ в структуре учебного процесса технического университета

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Крупа Т. А., Охонько О. И. Кафедра отечественной истории ДВГТУ в структуре учебного процесса технического университета // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 7 (июль). – С. 61–65. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14185.htm.
Аннотация. В статье рассматривается история становления и развития кафедры отечественной истории Дальневосточного государственного технического университета. Рассматриваемый период охватывает 1990–2000-е гг. – с момента создания и до реорганизации кафедры в результате слияния вузов региона. В статье дается анализ особенностей существования кафедры в постсоветский период. Подробно рассматриваются биографии сотрудников кафедры, отмечаются их педагогические и научные достижения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Крупа Татьяна Альбертовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры отечественной истории и архивоведения ФГАОУ ВПО «Дальневосточный Федеральный университет», г. Владивостокtatianakrupa@yandex. ru

Охонько Ольга Ивановна,кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории и архивоведения, ФГАОУ ВПО «Дальневосточный Федеральный университет», г. Владивостокokhonko. oi@dvfu. ru

Кафедра отечественной истории ДВГТУ

в структуре учебного процесса технического университета

Аннотация. В статье рассматривается история становления и развития кафедры отечественной истории Дальневосточного государственного технического университета. Рассматриваемый период охватывает 1990–2000е гг. –с момента создания и до реорганизации кафедры в результате слияния вузов региона. В статье дается анализ особенностей существования кафедры в постсоветский период. Подробно рассматриваются биографиисотрудников кафедры, отмечаются их педагогические и научные достижения. Ключевые слова: гуманитаризация, кафедра, наука, образование, отечественная история, преподаватель, студенты, технический университет. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Выбор указанной темы обусловлен 95летием исторического образования на Дальнем Востоке. Кроме того, актуальность темы определяется значимостью истории как базовой дисциплины, изучаемой студентами всех специальностей иформ обучения. История –базовая дисциплина, она связана смировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами образования. В данной статье авторы делают акцент на становлении и развитии исторической науки в условиях постсоветского государства и современной Российской Федерации. Целью работы является исторический анализ научной и методической работы коллектива кафедры отечественной истории ДВГТУ. Задачи: 1.Рассмотрение истории кафедры в 1990–2000хгг. в контексте структурной перестройки гуманитарной составляющей инженерного образования. 2.Описание основных направлений научной работы кафедры. 3.Анализ специфики научноисследовательской и воспитательной работы со студентами инженерного направления. 4.Выявлениезначимостидеятельностидиссертационного совета, работавшего при кафедре для развития процесса гуманитаризации в техническом вузе. 5.Оценкавкладапреподавателей кафедры в развитие гуманитарной составляющей инженерного образования. Методы исследования. Описательный метод направлен на описание факторов, событий и явлений, связанных с существованием гуманитарной кафедры в рамках технического университета. Системный метод позволил раскрыть внутренние механизмы функционирования кафедры в сложный переходный период. Контентанализ документов позволил с помощью изучения документов (планов, отчетов, характеристик)восстановить картину эволюции кафедры. Хронологический метод использовался для выстраивания последовательности событий в развитии кафедры в 1990–2000хгг. Автобиографический метод позволил описать развитие трудовой биографии преподавателей кафедры на протяжении длительного периода времени, описаниебиографий основано на собственных впечатлениях и ретроспективном опыте. История кафедры началась в нестабильные 1990е гг. Глубокие измененияв исторической судьбе Российского государства коснулись непосредственно такой науки,как история. С исчезновением СССР, разрушением партийной доктрины и монополии коммунистической партии на властьпоявилась необходимость новой научной парадигмы освещения истории, основанной на цивилизационном подходе, историческом знании, принципах гуманитаризации [1]. Все это потребовало изменений в реорганизации общеобразовательного гуманитарного цикла. В начале 1990х трудно шел процесс оформления названия и содержания дисциплины, она приобретала разные названия: «Социальнополитическая история XXв.», в сокращенном варианте названная студентами «СПИД», затем была заменена «Политической историей», а в конечном итоге «Историей Отечества» и «Отечественной историей». В 1992 г. прежние кафедры, составлявшие гуманитарное звено политехнического институтаи являвшиеся политически ориентированными, были распущены. Преподаватели гуманитарных дисциплин вынуждены были выживать в таких сложных условиях, когда происходил процесс структурной перестройки гуманитарной составляющей инженерного образования. Начатыйпроцесс гуманитаризации высшего образования, казалось, несколько облегчил ситуацию, но необходимость своего существования кафедрам и преподавателям приходилось доказывать ежедневно [2]. В 1992 г.на совершенно новой основе была создана кафедра истории Отечества и мировой культуры. При этом приходилось оспаривать и название кафедры, и ее кадровый состав, и название читаемых дисциплин. В этот период преподавателями кафедры читались исторические,культурологические и другие дисциплины: отечественная история, культурология, риторика,эзотерические знания, психология активности. С 1993 г. кафедраперешла в подчинение факультетагуманитарной подготовки, а затем вошла в состав Гуманитарного института ДВГТУ [3]. Техническому университету повезло, что на этом этапе среди руководителей находились такие люди, как ректор Г. П. Турмов, проректор В. В. Зауткин, директор Гуманитарного института Е.Я. Городецкая, начальник учебнометодического управления В. Г. Шамшин, которые понимали необходимость и значимость изучения гуманитарных дисциплин студентами инженерного направления. На начальном этапе кафедру возглавляла доцент Елена Юрьевна Кудинова, которая с 1995 г. перешла на обучение в докторантуру. Именно ею была заложена основа кафедры, создан качественный кадровый и материальный потенциал. С 1995 по 2011 г. кафедрой заведовала кандидат исторических наук, доцент Ольга ИвановнаОхонько, которая с большим энтузиазмом, огромным чувством ответственности и любви к своему делу посвятила часть своей жизни руководству коллективом кафедры.

До 15 марта 1998 г. в составе кафедры было два направления: истории Отечества и мировой культуры. В этом же году в связи с реорганизацией в рамках Гуманитарного института ДВГТУ появился факультет культурной антропологии (возглавляемый профессором С. Е. Ячиным), поэтому единая кафедра была разделена на две самостоятельные –кафедру отечественной истории во главе с О. И. Охонько и кафедру истории и теории культуры во главе с доцентом Л. Г. Гороховской. Долгое время кафедра обеспечивала чтение исторических дисциплин для студентов инженерных и гуманитарных специальностей ДВГТУ. В связи с расширением спектра образовательных услуг в Гуманитарном институте ДВГТУ появилось новое направление обучения: «Лингвистика и межкультурная коммуникация», на базе которого образовались отделения английского, немецкого и французского языков [4]. Поэтому кафедра вела чтение пяти дисциплин: «Отечественная история»,«История англоязычных стран», «История культуры Великобритании и англоязычных стран АТР», «История Франции», «История Германии». Эта работа была завершена созданием соответствующих учебных и методических пособий: «История англоязычных стран: Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии», 2006 г., авторы О.И.Охонько, Т. А. Крупа; «История Франции», 2011 г.,автор О. Д. Исхакова; «История культуры Великобритании и англоязычных стран АТР: методические указания к практическим занятиям», 2004г., автор Е. П. Супрунова; «История англоязычных стран: рабочая программа дисциплины», 1999 г.,автор О. И. Охонько;«История Франции: программа курса для студентов специальности “Перевод и переводоведение”»,2006 г.,автор О. Д. Исхакова. Кроме того, с появлением в составе ГУМИмеждународного факультета, где обучались китайские студенты, преподаватели кафедры (Т. А. Крупа и Е. А. Харитонова) вели занятия по истории для иностранцев, что требовало разработки новых подходов и иной методики преподавания. Направление научной работы кафедры было обусловлено существованием в рамках инженерного вуза, поэтому научная тема, над которой работала кафедра, определялась как «Роль исторических дисциплин в структуре формирования ценностных ориентаций специалистов технического профиля» [5]. В рамках этого научного интереса преподаватели подготовили ряд методических и учебных пособий для студентовинженеров.

Кафедра на 90% была остепененной, поэтому обладала большим научнометодическим потенциалом. Результатом стало издание серии учебников для студентов неисторических специальностей: «ИсторияРоссии» в 2 частях (2003–2004 гг.);электронногоучебника «История: Россия и мир» под редакцией О. И. Охонько (2007г.); «История России»(2009 г.). На кафедре существовалиаспирантура идиссертационныйсовет по специальности 02. 00. 07 Отечественная история, который возглавлял дрист. н.,профессор А. П. Деревянко, где было защищено 8 кандидатских и докторских диссертаций, ученым секретарем была О. И. Охонько. Тематика научных направлений диссертантов была связана с историей меценатства на Дальнем Востоке, историей колонизационных процессов, историей освоения БайкалоАмурской магистрали, историей периодической печати, историей востоковедения, историей взаимодействия русской администрации и китайских мигрантов на Дальнем Востоке, историеймолодежной политики и др. Кандидаты и доктора исторических наук, защитившиеся в диссертационном совете ДВГТУ, работают в ведущих вузах Дальневосточного региона и Москвы. Среди защитившихся –профессор ВГУЭС А. А. Хисамутдинов, дртехн. н.,контрадмирал А. А. Белоусов, профессор ДВФУ О. П. Еланцева, директор издательскополиграфического комплекса ДВГУ Т. В. Прудкогляд, доцент РГГУ Е.И.Нестерова, доцент ДВФУ В. А. Печенкина и др. В диссертационном совете работаливедущие ученые региона, профессораВ. Ф. Печерица, Н. Н. Крадин, И.Г.Стрюченко, Б. И. Мухачев и др. Традицией кафедры являлось участие преподавателей в ежегодных научных конференциях ДВГТУ:«Вологдинскихчтениях» и «Актуальныхпроблемахобразования и культуры в контексте XXIвека». Проблемное поле тематики публикаций преподавателей определялось их научными интересами, а именно: особенности единства и многообразия цивилизаций,вопросы новейшей истории России и мира, проблема Запад –Восток в современном мире, инновационные технологии в процессе изучения отечественной истории,вызовы глобализации и российская цивилизация, феномен образования в современных исследованиях и др.

Кроме того, преподавателей кафедры регулярно приглашали для участия в международных и всероссийских конференциях г.г. Москвы, СанктПетербурга, Новосибирска и др. Кафедра отечественной истории вела огромную работу по совершенствованию учебного и научного процесса. Е. П. Супрунова была членом технического Совета ДВГТУ и заместителем директора ГУМИ по научной работе, О. Д. Исхакова –членом методического Совета ГУМИ и университета. На достаточно высоком уровне велась научноисследовательская работа со студентами. С первых занятий студентыпервокурсники были мотивированы на реализацию своей творческой активности. Перед преподавателями кафедры ежегодно ставилась задача–предоставление студентам возможности реализовать свой творческий потенциал именно в процессе изучения исторической дисциплины. Научноисследовательская работа со студентамивелась в двух плоскостях: в процессе обучения и во внеучебное время [6]. Кафедра с первых курсов начинала выявлять и поддерживать молодежь, способную к научному, творческому труду. Преподаватели имели возможность активно включать в эту работу студентов технического и гуманитарного профиля. С ними проводились различные формы аудиторной и внеаудиторной работы: круглые столы,конференции, презентации, мастерклассы, тематические семинары, работа в малых группах, коллоквиумы, конкурсы творческих работ, занятия в музеях, посещение выставок, тематические встречи со специалистами и пр. С последними работа продолжалась практически до пятого курса и велась в разных формах: самостоятельное изучение проблем с последующим их обсуждением, подготовка докладов, рефератов, тезисов, выступления на поточных, региональных и международных конференциях. Спектр интересов самый разнообразный: история предприятий, историкокультурных памятников, глобальные проблемы современности и др. Преподавателями кафедры была отработана система стимулирования данной категории студентов. Она могла носить характер морального поощрения: учет участия в НИР при сдаче зачетов и экзаменов. Студенты имели возможность получить и материальное поощрение –статьлауреатами конкурса, получить диплом либо престижную стипендию (губернаторскую, президентскую). Примечательно было то, что студенты, постоянно занимающиеся научной работой, руководствовались не соображениями престижа и выгоды, а мотивами интеллектуальными и ценностными. Ежегодно в рамках университета к участию в конференции привлекалось 120–140человек, т. е. 9–10% обучающихся. Итогом этой разносторонней и кропотливой работы являлись конференции, которые к тому же влияли на результат балльнорейтинговой системы оценки знаний студентов. Практически каждый семестр заканчивался проведением поточныхлибо научнопрактических молодежных конференций разных тематик. Конференции были приурочены к важным историческим датамилимогли обозначаться как «Актуальные проблемы отечественной и всеобщей истории», «Актуальные проблемы истории и культуры» и др. Результатом конференции являлось издание ежегодного сборника трудов. В ДВГТУ существовала практика формирования сборника студенческих работ под названием «Молодежь и научнотехнический прогресс», гдепубликовались результаты как гуманитарных, так и технических направлений исследований [7]. При этом каждый студент, имевший желание, мог опубликовать свою статью в сборнике, который выходил из печати регулярно в течение 13 лет на русском и английском языках.

Постоянно велась и воспитательнаяработа среди студентов. Этоучастие в подготовке дня первокурсника, фестиваля«Болдинская осень»,Дня гуманитария, Студенческой весны, проведение викторин, дней профориентации в лицее «Буревестник», работа в центре«Человекознание» при краевой библиотеке им. М. Горького (О. И. Охонько, Е. П. Супрунова), посещение театральных постановок и просмотр кинофильмов, связанных с исторической тематикой, выпуск газеты «Век», которую редактировала Е. А. Харитонова.

В составе кафедры работали преподаватели, располагавшие высоким научным потенциалом, среди преподавателей были лауреаты, отличники высшей школы, заслуженные работники образования. В штатном составе кафедры работали опытные, заслуженные преподаватели. Следует сказать о каждом из них отдельно. Ветеранами кафедры являются М.Е.Огурцова,О. И. Охонько и Э. Н. Синеокая.Ими был накоплен огромный научный потенциал и неоценимый опыт, который они передавали более молодым поколениям преподавателей ДВПИ –ДВГТУ. Ольга ИвановнаОхонько,1938 г.р., ветеран труда, отличник высшей школы. Область научных интересов: проблемыобразования, гуманитаризация образования, проблемы цивилизации: ее единство и многообразие, проблемы новых технологий обучения. Читаемые курсы–«Отечественная история», «История англоязычных стран».

Окончила историкоправовой факультет ДВГУ в 1960 г. Специальность –учитель истории и правоведения. В ДВГТУ начала работать с 1968 г. В 1973 г.окончила аспирантуру института истории ДВНЦ, досрочно защитила диссертацию. Работая старшим преподавателем, доцентом, О. И. Охонько всегда вела большую учебную и учебнометодическую работу, возглавляя методические комиссии, входя в методические советы кафедры, института, университета. При этом всегда выполнялаучебновоспитательную работу. Ее студенты активно участвовали в конкурсах, готовили творческие заданияи получали высокие оценки на всех уровнях. И в настоящее время Ольга Ивановна продолжает активно и заинтересованно работать со студентами. С 1995 по 2011 г. она возглавляла кафедру отечественной истории ДВГТУ. Коллектив кафедры под ее руководством добился определенных успехов в научной, учебнометодической, учебновоспитательной работе. Результатом долголетней научноисследовательской деятельностиявиласьподготовка серии учебников и учебных пособий, которые получали различные награды: Диплом участника Всероссийской издательской программы «300 лучших учебников для высшей школы в честь 300летия СанктПетербурга» при информационной поддержке Министерства образования РФ; диплом на конкурсе имени профессора В. М. Мендрина и имени профессора Вологдина. О. И. Охонько в соавторстве с Т. А. Крупой написала учебное пособие «История англоязычных стран» и получила диплом за лучшее учебное пособие в номинации «История» на Первом дальневосточном региональном конкурсе на лучшее вузовское учебное издание «Университетская книга –2007». О. И. Охонько активно участвовала в научных и методических конференциях республиканского и международного уровней. Ее труды, тезисы опубликованы в центральных изданиях (Москва, СанктПетербург, Новосибирск). Она вела большую работу в диссертационном совете (специальность «Отечественная история») по защите кандидатских и докторских диссертаций, где выполняла на общественных началах функции ученого секретаря. Элеонора Николаевна Синеокаязакончила ДВГУ,в 1965 г. поступила на работу в Дальневосточный политехнический институт и с этого времени работала преподавателем, успешно проходя все ступени педагогической деятельности. В 1976 г. закончила аспирантуру МГУ имени М. В. Ломоносова, защитив диссертацию на звание кандидата исторических наук. В том же1976 г.получила звание доцента. За период работы в политехническом институте (ДВПИ), затем в техническом университете –ДВГТУЭ. Н. Синеокая зарекомендовала себя каквысококвалифицированный специалист, глубоко знающий все дисциплины, которые ей приходилось осваивать в течение педагогической деятельности, замечательный педагог, умеющий строить корректные отношения со студентами и находить общий язык с коллегами в сложных ситуациях. На разных участках работы она проявила себя как человек добросовестный, ответственный, глубоко порядочный в отношениях с коллегами и студентами. Занятия проводилас использованием активных методов обучения: малых групп, коллоквиумов, круглых столов и т. д. В 1990–2000егг.на кафедре отечественной истории она отвечала за сложный и важный участок–учебную работу, занималась распределением учебной нагрузки, успешно справляясь с этой деятельностью благодаря своему скрупулезному, ответственному подходу. В течение многих лет добросовестно выполняла обязанности ученого секретаря Ученого совета Гуманитарного института ДВГТУ. За успехи в труде Э.Н.Синеокая неоднократно награждалась почетными грамотами, участвовала в конкурсах на звание лучшего преподавателя и заслуженно удостаивалась этих званий. За достижения в сфере научнопедагогической деятельности Э.Н.Синеокая награждена грамотой Министерства образования Российской Федерации.

В 1960–1990е гг. на кафедре работала Маргарита ЕвгеньевнаОгурцова, кандидат исторических наук, доцент, ветеран труда, отличник высшей школы. Область научных интересов была связана с проблемами воспитательной работы, историей молодежных организаций Дальнего Востока, историей российской интеллигенции. Следующие поколения кафедры представляют преподаватели, начавшие свой серьезный трудовой путь в ДВПИ–ДВГТУ в 1970–1980е и 1990–2000е гг. –это доценты Е. П. Супрунова и О. Д.Исхакова,Т. А.Крупа,старшие преподаватели Г.В.Лизогуб и Е. А. Харитонова. Каждый из них оставил свой след в истории кафедры и университета, отдав работе со студентамиинженерами важную часть своей жизни. Елена ПетровнаСупрунова, кандидат исторических наук, доцент, закончила ДВГУ, обучалась в аспирантуре МГУ им. М. В. Ломоносова. В сферу научных интересов входят проблемы, связанные с историей и теорией мировой и российской цивилизации, мировой и русской культуры. Свою трудовую деятельность в ДВПИ начала в1975 г.,а с 1983 по 1985 г. занимала должность преподавателя Новороссийского филиала Краснодарского политехнического института. В 1985 г. вернулась в ДВПИ и до 2011 г. работала в ДВФУ. С 2001 г. занималадолжность заместителя директора Гуманитарного института ДВГТУ по научной работе. Читала курсы: история России (в сообществе мировых цивилизаций); история мировой культуры; история культуры англоязычных стран. Научные интересы: Российская цивилизация: истоки, факторы влияния; Проблемы глобализации и современная Россия. В рамках Гуманитарного института ДВГТУ организовала и провела 5 научнопрактических конференций (2 региональныеи три международные). Е. П. Супрунова принимала активное участие в научной и методической работе кафедры, являлась соавтором трудов: «История России в сообществе мировых цивилизаций», 2003г.; «История России», 2009 г. Всего имеет более 80 научных и научнометодических статей и материалов. НагражденаГрамотой Министерства образования РФ.

Ольга ДмитриевнаИсхакова, кандидат исторических наук, доцент, окончила ДВГУ, а затем–аспирантуру Ленинградского государственного университета. С 1992г. работала в ДВГТУ на кафедре отечественной истории. В ходе работы в ДВГТУ О. Д. Исхакова занималась усовершенствованием учебного процесса, повышением эффективности и качества обучения студентов. С самого начала работына кафедре отечественной истории она возглавляла один из важнейших участковработы. Ольга Дмитриевнаявлялась председателем Учебнометодической комиссии ГУМИ и членом Методического Совета ДВГТУ. Она принимала активное участие во внедрении стандартов нового поколения (разработке перечня обязательных гуманитарных дисциплин, расчасовки для технических и гуманитарных специальностей; работе в секции по подготовке материалов рейтинга преподавателей; разработке системы управления качеством образования ит. д.). Она не только разрабатывала эти методики, но и старалась внедрять их в практику при проведении практических занятий и чтении лекций по отечественной истории. Ею велась большая научная работа в рамках кафедральнойтемы. Она является лауреатом Вологдинской премии за учебник «История России в сообществе мировых цивилизаций». Ею опубликовано более 20 статей. Ольга Дмитриевна Исхакова зарекомендовала себя как высококвалифицированный преподаватель, пользующийся уважением у студентов. Читаемые курсы –Отечественная история, Политическая история России, ИсторияФранции, Новейшая история зарубежных стран. С 1992 по 2003 г. на кафедре работала Галина ВитальевнаЛизогуб, старший преподаватель. Обучалась в аспирантуре ДВГТУ, областью ее научных интересов являлись: история крестьянства на Дальнем Востоке; проблемы преемственности исторического образования; активные методы обучения. Галина Витальевна очень ответственно подходила к процессу обучения студентовинженеров, неоднократно выручала кафедру, выполняя большую учебную нагрузку, работала с большими потоками студентов и успешно справлялась с этой трудоемкой работой, за что заслужила признательность коллег по работе и студентов.

В 2000е гг. на кафедре работала Елена АндреевнаХаритонова, старший преподаватель. Свою трудовую деятельность в ДВГТУ она начала с 1995 г., работая сначала в Тихоокеанском институте политики и права, а затем –в Гуманитарном институте. Область научных интересов –политический этикет, политические элиты, культура умственного труда преподавателя, вхождение России в постиндустриальную цивилизацию, СССР в эпоху застоя. В течениедлительного времени Елена Андреевна читала курсы лекций по отечественной истории, истории международных отношений, дипломатическому и политическому этикету. Лекции и семинарские занятия по истории Отечества Елена Андреевна вела практически на всех факультетах вуза. Лекции и практические занятия проводились ею на высоком научнометодическом уровне, с учетом многообразия подходов в освещении исторического прошлого страны. Умелое, всестороннее освещение истории нашего Отечества, духовной жизни русского народа, его быта и нравов не только вызывало живой интерес студентов к читаемому курсу и личности преподавателя, но и свидетельствовало о глубокомзнании и любви преподавателя к предмету.

Е. А. Харитонова активно занималась научноисследовательской работой кафедры. Ею написанаглава «СССР в годы “застоя”»в учебном пособии «История России в сообществе мировых цивилизаций», выпущенном в 2003 и переизданном в 2009 гг.

В период работы в ДВГТУ Е. А. Харитонова опубликовала более 20 научных и научнометодических статей. Работала над диссертацией «Политическийэтикет как элемент регулирования политического конфликта». Она принимала активное участие в международных, всероссийских, региональных и вузовских конференциях. Активно привлекала к научной работе студентов.

Е. А. Харитонова в рамках Гуманитарного института вела большую воспитательную работу со студентами, принимала активное участие в общественной и культурной жизни ДВГТУ, Гуманитарного института и кафедры. Результаты нелегкого труда Е. А. Харитоновой в вузе отмечены коллегами по работе, студентами, а также зафиксированы благодарностями и почетными грамотами. Татьяна Альбертовна Крупа–кандидат социологических наук, доцент, начала работать на кафедре в 1996 г. Трудовая деятельность Татьяны Альбертовны с 1991 г. связана с техническим университетом, так как с юных лет она работала на одном из факультетов ДВГТУ, поэтому ей досконально знакома специфика работы со студентами инженерного профиля. Окончив СанктПетербургский гуманитарный университет профсоюзов, Т. А. Крупа получила профессию преподавателяисторикокультурных и культурологических дисциплин. С 1996 г. обучалась в аспирантуре ДВГТУ под руководствомпрофессора А. П. Деревянко. Затем окончила аспирантуруи в 2002 г. защитила кандидатскую диссертацию. Учебная работа Т. А. Крупыбыла сосредоточена наодном из самых сложных секторов ДВГТУ –она обеспечивала чтение дисциплины в Горном институте и в Институте механики и автоматики, где приходилось обучатьдостаточно слабый и не очень дисциплинированный контингент студентов, но она успешно справлялась с этой задачей. В силу постоянных нововведений и перемен в структуре учебного процессаей приходилось читать разные курсыпомимо базовойотечественной истории. Она обеспечивала ведение дисциплин широкогоспектра на дневном,вечернем и заочном отделениях, а также в структуре довузовской подготовки при лицее ДВГТУи на международном факультете. Читала дисциплины: История англоязычных стран, История Германии, Новая и новейшая история зарубежных стран, История России для иностранных студентов, а такжеСоциальные технологии, Теория и практика социальной работы, Социология духовной жизни. С 2006 по 2011 г. являлась председателем методической секции кафедры отечественной истории ДВГТУ. Научная деятельность Т. А. Крупыопределялась кафедральной научной темой, выполняемой по аналитической ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы (2006–2008гг.)», имеет около 40публикаций. Являлась соавтором учебников «История англоязычных стран»и «История России». В 2004 г. ею издана монография «Семья в условиях кризиса», написанная на основании материалов кандидатской диссертации. Научные интересы –демографическая история Дальнего Востока, региональная социальная политика, а такжеценностные и качественные характеристики человеческихресурсов высшей школы. Т. А. Крупа являетсядипломантом Первого регионального дальневосточного конкурса за лучшее вузовское учебноеиздание «Университетская книга –2007»; лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере»; лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшая научная статья». Ею совместно с О. И. Охонько подготовлен ряд методических и учебных пособий, обеспечивающих эффективность учебного процесса для студентов инженерных направлений обучения. В воспитательной работе со студентами Т. А. Крупа использовала самые различные формы: проводила конференции (групповые, поточные), участвовала в круглых столах «Актуальные проблемы отечественной истории», вела работу по патриотическому и нравственному воспитанию студентов. В разное время на кафедре работали ведущие ученыеисторики региона: профессораА. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова, а также специалистыпрактики –профессорконсультант, капитан Iранга А. И. Груздев; директормузейновыставочного центра Приморского государственного объединённого музея им. В. К. АрсеньеваД. Э. Рыкунов;директор Пушкинского культурноисторического музея Д.А.Бутырин. Они вели активную воспитательную и просветительскую работу среди студентовинженеров. А. И. Груздев читал тематические лекции по миротворческой деятельности военноморских флотов в зоне Тихого и Индийского океанов, исторической географии и гидрографии Дальнего Востока и Тихого океана, морской топонимике Приморья. Д. А. Бутырин проводил тематические занятия в музее, посвященные периодамистории России, связанным с именем Пушкина, Д. Э. Рыкунов читал тематические лекции по истории кино, знакомилстудентовинженеров сэкспозициямимузеев города Владивостока. Итак, можно сделать вывод, что гуманитарная кафедра в рамках технического университета имела большое поле деятельности, не встречая на этом пути серьезныхограничений,наоборот, ей оказывалась поддержка на всех уровнях администрации университета. В рамках университета кафедра проводила огромную воспитательную и научную работу, преподаватели имели возможность постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство. Кафедра пользовалась уважением, к ее требованиям в плане унификации и усовершенствования качества учебного процесса администрация прислушивалась и по мере возможностей старалась выполнять пожелания преподавателей. В процессе описания работы кафедры отечественной истории в техническом университете можно обозначить следующие результаты:

1.Рассмотрена история кафедры в 1990–2000егг.,описаны трудностистановления кафедрыи особенности ее формирования в ходе развития процесса гуманитаризации образования. 2.Дана высокая оценка результатам научной работы кафедры, которые были обусловлены существованием в рамках инженерного вуза, описанынаучные традиции, обозначено проблемноеполе публикаций преподавателей. 3.Специфика научноисследовательской и воспитательной работы со студентами инженерного направления базировалась на предоставлении студентам возможности реализовать свой творческий потенциал именно в процессе изучения исторической дисциплины. 4.Работа аспирантуры и диссертационного совета, работавших при кафедре, имела большую значимость для развития гуманитарной науки в техническом вузе. Результатом работы аспирантуры и совета стал выпуск квалифицированных кадров, работающих внастоящее время в ведущих вузах региона и Москвы. Крупа Т. А., Охонько О. И. Кафедра отечественной истории ДВГТУ в структуре учебного процесса технического университета// Концепт. –2014. –№ 07 (июль).–ART14185. –0,7п. л. –URL: http://ekoncept. ru/2014/14185. htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965. –ISSN 2304120X.

Оценен вклад преподавателей кафедры в развитие гуманитарной составляющей инженерного образования. Проанализирован вклад каждого преподавателя в научную и воспитательную работу со студентами в рамках ДВГТУ.

Ссылки на источники1.Инженерное образование на Дальнем Востоке: история, проблемы и перспективы: сб. ст.–Владивосток: Издво ДВГТУ, 2001. –C. 12. 2.Турмов Г. П. Университетское образование в техническом вузе: [в2 кн.]. Кн. 1.–Владивосток: Уссури, 1997. –С 112.3.Кафедра истории Отечества // Политехник. –1999.–26 апр. –С. 11. 4.Крупа Т. А.,Охонько О. И. Кафедра Отечественной истории ДВГТУ в структуре учебного процесса технического университета // Тезисы докладов международной научной конференции, посвященной 95летию исторического образования на российском Дальнем Востоке: проблемы преподавания истории на современном этапе. –Владивосток: ДВФУ, 2013.–С. 72. 5.Охонько О. И. Научноисследовательская работа студентов в процессе изучения отечественнойистории // Материалы третьей международной научнопрактической конференции «Актуальные проблемы образования и культуры в контексте XXIвека». –Владивосток:ДВГТУ, 2009.–С. 58. 6.Тамже. –С. 59.7.Там же.

Tatyana Krupa, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor at the chair of the Russian history and archival science, Far Eastern Federal University, Vladivostoktatianakrupa@yandex. ruOlga Okhonko,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at the chair of the Russian history and archival science, Far Eastern Federal University, Vladivostokokhonko. oi@dvfu. ruChair of the Russian history of Far Eastern State Technical University in structure of the educational process in technical universityAbstract. The authors consider history of the formation and development of the chair of the Russian history of the Far Eastern State Technical University: analyze the particularities of existence of the chair in past soviet period and particularities of existence of the chair in condition humanitarisation of higher education within the framework of technical high school. It is given the detailed description of scientifically methodical work of the employees of the chair in structure of the engineering high school and the biography of the employees, their pedagogical and scientific achievements. Key words:humanitarisation, chair, science, formation, domestic history, teacher, students, technical university.

References1.(2001) Inzhenernoe obrazovanie na Dal'nem Vostoke: istorija,problemy i perspektivy: sb. st., Izdvo DVGTU, Vladivostok, p. 12 (in Russian).2.Turmov, G.P. (1997) Universitetskoe obrazovanie v tehnicheskom vuze: [v 2 kn.]. Kn. 1,Ussuri,Vladivostok, p. 112 (in Russian).3.(1999) “Kafedra istorii Otechestva”, Politehnik, 26 apr., p. 11(in Russian).4.Krupa, T.A. &Ohon'ko, O.I. (2013) “Kafedra Otechestvennoj istorii DVGTU v strukture uchebnogo processa tehnicheskogo universiteta”, inTezisy dokladov mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, posvjashhennoj 95letiju istoricheskogo obrazovanija na rossijskom Dal'nem Vostoke: problemy prepodavanija istorii na sovremennom jetape, DVFU,Vladivostok, p. 72(in Russian).5.Ohon'ko, O.I. (2009) “Nauchnoissledovatel'skaja rabota studentov v processe izuchenija otechestvennoj istorii”, inMaterialy tret'ej mezhdunarodnoj nauchnoprakticheskoj konferencii “Aktual'nye problemy obrazovanija ikul'tury v kontekste XXI veka”,DVGTU,Vladivostok, p. 58 (in Russian).6.Ibid.,p. 59.7.Ibid.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М.,кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»