Реализация этнорегионального компонента в курсе начальной школы «Окружающий мир»
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Панеш
Б.
Х. Реализация этнорегионального компонента в курсе начальной школы «Окружающий мир» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 8 (август). – С.
71–75. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14213.htm.
Аннотация. В статье актуализируется внедрение в образовательный процесс начальной школы национально-регионального компонента. Рассматриваются принципы, лежащие в основе этого процесса.
Ключевые слова:
национально-региональный компонент, этнопедагогика, экологическое воспитание и образование
Текст статьи
Панеш Бэла Хамзетовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественноматематических дисциплин и методики их преподавания в системе дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. Майкопbelapanesh1@yandex.ru
Реализация этнорегионального компонента
в курсе начальной школы «Окружающий мир»
Аннотация. В статье актуализируется внедрение в образовательный процесс начальной школы национальнорегионального компонента. Рассматриваются принципы, лежащие в основе этого процесса.Ключевые слова: национальнорегиональный компонент, этнопедагогика, экологическое воспитание и образование.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Обострение глобальных проблем современной цивилизации, ухудшение окружающей среды во многих частях земного шара обусловиливозрастающее внимание общества к экологическому воспитанию подрастающего поколения. Серьезные резервы развития экологического образования представляет региональный компонент.У каждого народа свой собственный язык, традиции и обычаи. Все народы имеют богатый опыт в воспитании подрастающего поколения. Этот воспитательный опыт влияет на все аспекты жизни людей, в том числе и на отношение к окружающей среде и природе. Способность видеть красоту природы и оценить ее значение ребенок приобреталс самого раннего возраста через наставления родителей, старших родственников в доступной форме–через рассказы, пословицы, загадки и т.д.С усилением регионального компонента экологического содержания идет возрождение элементов культуры, этнопедагогики, приобщение детей к народным традициям, уважению к природе, к грамотному и разумному природопользованию. Республика Адыгея–уникальный регион на Северном Кавказе. Изучение психологопедагогического, историкоэтнографического материала дает основание предполагать, что этнопедагогическое наследие народов Адыгеи содержит богатый опыт бережного, разумного отношения к родной земле и природной среде. Использование опыта народа в области экологического образования детей, на наш взгляд, необходимо и окажет действенную помощь в работе образовательных учреждений. В последние годы все большее внимание уделяется изучению наследия народа, освоению его векового опыта работы в различных областях жизни. Становятся популярными народная селекция, агрономия и фенология, а также народное искусство, архитектура, медицина, педагогика. В этом ряду особое место принадлежит народной экологии, тем обширным знаниям, которые накоплены народом при взаимодействии с природой. Это и народный опыт по рациональному использованию природных ресурсов, лесов, земли и воды, благоустройству и озеленению населенных пунктов, а также преобразованиюландшафта, окружающей среды и т.д.
Народные знания о природе нашли широкое отражение в легендах и сказках, былинах, пословицах и поговорках. Так, через сказки в простой и удобной форме передавалась масса разносторонних знаний, в том числе экологических: о характере и повадках животных, о съедобных, лекарственных и ядовитых растениях, различных явлениях неживой природы. Эти знаниявоспитывают у детей доброту, трудолюбие, терпение, мужество и верность, стремление к высокому, красоте. Воспитывают также чувство осторожности, знакомят детей с правилами поведения в лесу, на болоте и водоеме. По мнению Г. Н. Волкова, они передавали весь тот народный опыт, без которого трудно выжить среди дикой, суровой природы [1].С раннего детства, подражая взрослым, дети постепенно осваивали разнообразные трудовые умения и навыки, осваивали прочно, на всю жизнь. Концепция народной экологии была предложенав конце80х гг.ХХ в. Теперь мы можем утверждать, что народная экология как часть общей культуры общества имеет право на существование и прочную основу для дальнейшего развития. Главныеаргументы в пользу возможности и необходимости введения этого понятия и дажевыделения самостоятельного раздела в курсе начальной школы «Окружающий мир»следующие: 1.Эмпирические экологические знания, передаваемые из поколения в поколение,непременное условие для выживания человека на всех этапах его исторического становления и развития. Человек, вероятно, еще в глубокой древности интуитивно осознавал многие естественные законы. Не имея письменности и научных знаний, он, тем не менее, умел читать книгу природы и передавать знания о ней из поколения в поколение. 2.Народная экология как часть общей культуры населения имеет большойпотенциал для дальнейшего развитияи, несмотря на быстрый рост знаний научной экологии, не будет его ассимилировать. Перед народной экологией постоянно возникает множество бытовых экологических проблем, в частности, связанных с экологическим жизнеобеспечением, оздоровлением окружающей среды, с поддержанием здоровья.Народная экология может быть представлена в нескольких направлениях: Народная промысловая экология–эмпирические знания, методы, приемы, правила, обычаи и традиции использования природных ресурсов в процессе сбора (ягоды, грибы, орехи, лекарственные и другие хозяйственно ценные группы растений), охоты и рыбалки. Народная сельскохозяйственная экология–опыт людей по одомашниванию растений и животных, выращиванию экологически чистых продуктов, выведению устойчивых к вредителям и болезням сортов, созданию устойчивых агроэкосистем, поддержанию их продуктивного долголетия, разведениюсельскохозяйственных животных. Огромный интерес к народной сельскохозяйственной экологии в настоящее время появляется со стороны граждан, садоводов и огородников, сельских жителей, фермеров и крестьян. Прежде натуральное сельское хозяйство было хранителем природы. Оно практически не знало отходов. Природа обживалась, обогащалась. Нынешнее сельское хозяйство–опасный загрязнитель окружающей среды. Оно разрушает почву–главное богатство страны, загрязняет воздух и воду, уродует ландшафт. В настоящее время на смену крайнему увлечению химизацией сельского хозяйства, которое производит опасные для здоровьяпродукты, приходит биологическое земледелие без химических удобрений и пестицидов. Народная фенология и агроклиматология–комплекс знаний и наблюдений сезонного развития живой и неживой природы. Она включает в себя информацию от населения о местном климате и погоде, а также умения и навыки в краткосрочном и долгосрочном прогнозировании погодноклиматических явлений. Народные знания в этой области необычайно обширны и отражены в многочисленных пословицах, поговорках, приметах. Народная природотерапия–народные знания, приемы и методы использования природных лечебных факторов для профилактики и лечения заболеваний, для поддержания, развития и укрепления здоровья. Народная строительная экология–практический опыт народа по созданию экологического жилья, мебели, товаров для дома, экологической домашней утвари, удобных для проживания сельских поселений, помещений по производству стройматериалов из местного сырья.Народная ландшафтная экология сложилась в ходе многовекового опыта обживания, облагораживания дикой природы, ее адаптации для удовлетворения потребностей местного населения. Она также включает опыт оптимизации, восстановления и защиты всей совокупности местных природных ресурсов и ландшафтов в целом [2].Народная экология связана со многими разделами научной экологии: с этноэкологией, экологией человека, социальной экологией и т.д.В свою очередь, она может оказывать благотворное влияние на развитие прикладных разделов. Как в искусстве связь с народом –важнейшее условие успеха художественного произведения, так и в природопользовании эффективность его немыслима без учета многовекового опыта народной экологии. Народная педагогика является кладезем мудрости, запасником педагогической мысли и нравственного здоровья, нашим истоком. Забыв свои корни, человек ломает связь времен и поколений. Об этом говорил еще историк В.О.Ключевский: «Я не знаю, каков будет человек через тысячу лет, но отнимите у современного человека этот нажитой скарб обрядов, обычаев и всяких условностей, и он всё забудет, всему разучится и должен будет начинать сначала» [3].Принципы народной педагогики
Среди общих закономерностей и характеристик народных педагогических систем, дающих возможность для «переноса» знаний от одной этнической педагогики к другой,выделяют: наличие идеала личности, зафиксированного в фольклоре, эпосе, мифологии и других источниках духовной народной культуры и представляющего систему общечеловеческих ценностей; единство естественного механизма развития народных педагогик,которое выражается во взаимодействии социальных (общественных) требований и народности; общность факторов воспитания, позволяющих ребенку активно включаться в реальную человеческую деятельность и общение (природа, труд, игра и т.д.); общинногрупповой и гуманистически направленный характер обучения и воспитания. Эти закономерности и характеристики составляют сущностное ядро народной педагогики, общей для всех народов. В качестве вариативных характеристик народных педагогик различных этносов выступают природногеографические условия и исторические особенности развития народов, определяющие характер труда, игр, праздников, традиций и обрядов, содержание устного народного творчества, изобразительного искусства и народных промыслов, специфику отношений людей друг к другу и окружающей природе.В основу построенияметодики образовательного процесса, основанного на законах и принципах народной педагогики, следует положить идеал личности как цель воспитания и обучения. Этот идеал органически включен в систему современных социальных целей и играетпо отношению к учебновоспитательным системам роль программы обучения и воспитания и критерия эффективности данного процесса.Народная культура как определенный комплекс знаний, умений, обычаев, традиций, ритуалов, стереотипов поведения накапливается по крупицам на протяжении веков, тщательно отбирается и систематизируется, приспосабливается и, что особенно важно, различными путями (через фольклор, систему образования, приучение) передается в виде живогоопыта от поколения к поколению. К сожалению, по разным причинамопыттрадиционной экологии, будучи непонятым, былпочти утрачен. Человек должен настойчиво изучать процессы взаимосвязи природных компонентов на практике, чтобы в своей практической деятельности усвоить эти процессы, разрабатывать баланс в организации производства и управлении состоянием природной среды. Это издавна заложено в основу экологической культуры, в традиции народов Республики Адыгея, распространено на этические нормы отношения отдельных людей и общества в целом, закреплено в общественном сознании, повседневной деятельности.Значительное внимание в нашей республике уделяется экологическому и культурному воспитанию в традициях народов Адыгеи, начиная с дошкольного возраста, в детских яслях и садах.Сегодня главное состоит в том, чтобы остановить нарастание кризисных тенденций во взаимоотношениях между человеком и природой, ибо ассимиляционные возможности биосферы небесконечны.Перед нами –черта, за которой деградационные изменения природной среды могут принять необратимый характер. Чтобы уметь правильно использовать свои права и обязанности, необходимо учиться. Нет сферы человеческой деятельности, где бы нитребовалось экологическое образование.Овладение минимумом экологических знаний, необходимых для экологической культуры граждан, независимо от их профиля работы, специальности, обеспечивается в процессе экологического образования [4].Ведущие идеи содержания экологического образования в начальной школе создают основу для группировки и раскрытия как общих, так и некоторых частных понятий о взаимодействии человека и природы. По мере изучения тем о природе на уроках «Окружающего мира»понятие «природа» постепенно обогащается, наполняясь конкретным содержанием: знанием об объектах иявлениях природы, природных сообществах и ландшафтах. Нужно сказать, что определен для изучения довольно широкий круг самых разных объектов и явлений природы. Знание этих объектов и явлений позволяет учащимся достаточно хорошо ориентироваться в окружающеммире и готовит базу для изучения основ наук в общеобразовательных школах. К числу важнейших понятий, обязательных для экологического образования школьников, принадлежит понятие человека как биосоциального существа, кровно связанного со средой обитания, хотя и сумевшего преодолеть свою полную зависимость от неблагоприятных природных условий и явлений.На доступных, наглядных примерах дети учатся понимать, что можно, а что нельзя делать в природе, чтобы не вызвать нежелательных последствий. Необходимым элементом формирования бережного отношения к природе является целостный аспект, раскрывающий многообразную роль природы в жизни человека, является важнейшим мотивом охраны природы. Так, при обучении чтению подчеркивается эстетическая сторона охраны природы родного края, развивается умение учащихся эстетически воспринимать красоту природы. Эта же задача решается при обучении изобразительному искусству. В то же время на уроках трудового обучения и обучения предмету «Окружающий мир» часть вопросов по охране природырассматривается только с позиции «полезности», что при одностороннем воздействии на детей может привести к формированию у них утилитарнопотребительского отношения к природе. В связи с этим очевидна необходимость использования в экологическом образовании и воспитании младших школьников межпредметных связей для того, чтобы показать детям красоту природы, ее познавательную, оздоровительную и практическую деятельность, пробудить у них стремление беречь ее как источник красоты, радости, вдохновения, как условие существования человечества. Важнейший компонент экологического воспитания–деятельность младших школьников. Ее разные виды дополняют друг друга: учебная способствует теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления в области экологии; игра формирует опыт понятия экологически целесообразных решений, общественнополезная деятельность служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей. В системе экологического воспитания Л.В.Моисеева выделяет ряд основополагающих принципов:1)междисциплинарность:экологизация предметов, т.е.внедрение экологических идей в содержание и методы обучения отдельных предметов;интегрированные экологические модули, комплексные межпредметные знания экологического содержания;2)единство познания, переживания и действия:целостные ориентации личности;мотивы деятельности;природоохранная деятельность;3)педагогическое целенаправленное общение школьников с окружающей средой (природой);4)взаимосвязь глобального, национального и локального (краеведческого) уровней экологических проблем[5].Непосредственно в качестве принципов национальнорегионального компонента учебного предмета «Окружающий мир» мы рассматриваем принцип поликультурностисодержания образования как восхождение ребенка от родной культуры к российской и мировой, как преемственность традиций и современных достижений культуры. Важнейшим принципом отбора содержания материала учебного предмета «Окружающий мир» явилась природосообразность: человек рассматривается как составная часть природы и ее творец, т.е.как объект и субъект мира. Необходимо учитывать такжекультурологический подход, обусловленный объективной связью человека с культурой как системой ценностей (он требует освоения культуры как системы ценностей, способствует развитию самого человека, с одной стороны, и, с другой стороны, становлению его как творческой личности), иэтнопедагогический подход(образование с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национальноэтническую обрядность, обычаи, привычки). Национальнорегиональный компонент учебного предмета «Окружающий мир» является дополнением к содержанию федерального учебника и может быть представлен несколькими блоками:ребенок и его ближайшее окружение;местоположение и природные условия Адыгеи;растительный и животный мир родного края;история и культура народов Адыгеи. При этом человек, природа и культура в предмете «Окружающий мир» раскрываются в их органическом единстве. Это позволяет на начальном этапе образования формировать у детей целостное представление об окружающем мире.Мы полагаем, что учебный материал по национальнорегиональному компоненту может изучаться на занятиях по федеральному компоненту, а также в игровой, художественноэстетической, трудовой деятельности, в процессе общения детей со сверстниками и взрослыми.В содержание образования включены не только знания и умения, но и формирование нравственных отношений и опыта творческой деятельности в различных видах занятий. Учащиеся начальной школы должны иметь следующие представления:о семье, роде;традиционном быте, национальных блюдах;местонахождении Республики Адыгея, о ее столице, территориальном делении (города, района);символике республики (флаг, герб, гимн);праздниках, отмечаемых в Адыгее;рельефе республики: наиболее крупные реки (Кубань, Лаба, Белая), горы (Фишт, Оштен);народах, проживающих в Адыгее (адыги, русские, армяне, греки);наиболее распространенных в республике растениях и животных;климатических условиях;истории коренного народа;нартском эпосе, фольклоре, малых формах фольклора (пословицы, поговорки, потешки, песни);традиционных и современных нормах этикета.Ориентирами в разработкемодели реализации национальнорегионального компонента в педагогическом процессе начальной школы явились положения о том, что педагогический процесс–это система целенаправленных воздействий, способствующих развитию, воспитанию и формированию личности,и что этот процесс характеризуется совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов: воспитателей и воспитуемых.Окружающая действительность превращается из источника в средство обучения при условии, когда педагог организует целенаправленное наблюдение за предметами и явлениями, их сравнение и классификацию, подводит детей к определенным выводам. Таким образом, не любой объект природного и социального мира является средством развития, обучения и воспитания ребенка, а лишь тот, который может быть понят на основе использования адекватных педагогических методов. Таким образом, процесс экологического воспитания посредством реализации этнорегионального компонента должен основываться на изучении фольклора, обычаев, традиций, имеющих экологическую направленность, разных национальностей, населяющих Адыгею. Это будет содействовать объединению детей разных национальностей, развитию у них чувства толерантности, доброты, дружбы. Национальнорегиональный компонент учебного предмета «Окружающий мир» служит, на наш взгляд,средством усвоения краеведческого материала, в том числе формирования у детей первоначальных представлений о природном и культурном своеобразии народов, населяющих Адыгею, воспитания любви к родному краю.Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, на доступном детям языке через пословицы, поговорки, сказки, загадкипоможет учащимся начальных классов в процессе освоения правил и норм поведения в природе.
Ссылки на источники1.Волков Г. Н. Этнопедагогика. –М.,1999. –С.32.2.Соколова А. Н., Унарокова Р.Б.Этюды по истории и культуре адыгов.–Майкоп, 1999.–С.36.3.Ключевский В.О. Курс русской истории: историческая литература: в 9 т.–М.: Мысль, 1987–1990.–Т.2.–446 с.4.Козлов В. И. Основные проблемы этнической экологии. –М.: Народная энциклопедия,2005. –134 с.5.Салеева Л. П. О формировании отношения младшего школьника к природ. –М., 1996. –322с.
BelaPanesh, Candidateof Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of natural and mathematical sciences and teaching methods in preschool and primary education, Adyghe State University, Maykopbelapanesh1@yandex.ruImplementation of ethnoregional component in the primary school course “Environment”Abstract. The author updates the introduction of national and regional components to the educational process of primary school and discusses the principles, underlying in this process. Key words: nationalregional component, pedagogy, ecological education.References1.Volkov, G.N. (1999) Jetnopedagogika,Moscow,p.32(in Russian).2.Sokolova, A.N. & Unarokova, R.B. (1999) Jetjudy po istorii i kul'ture adygov,Majkop, p.36(in Russian).3.Kljuchevskij,V.O. (1987–1990) Kurs russkoj istorii: istoricheskaja literatura: v 9 vol.,Mysl', Moscow,vol.2,446 p. (in Russian).4.Kozlov,V.I. (2005) Osnovnye problemy jetnicheskoj jekologii,Narodnaja jenciklopedija, Moscow, 134 p. (in Russian).5.Saleeva, L.P. (1996) O formirovanii otnoshenija mladshego shkol'nika k prirod, Moscow, 322 p. (in Russian).
Рекомендовано к публикации:Горевым П. М.,кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Реализация этнорегионального компонента
в курсе начальной школы «Окружающий мир»
Аннотация. В статье актуализируется внедрение в образовательный процесс начальной школы национальнорегионального компонента. Рассматриваются принципы, лежащие в основе этого процесса.Ключевые слова: национальнорегиональный компонент, этнопедагогика, экологическое воспитание и образование.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Обострение глобальных проблем современной цивилизации, ухудшение окружающей среды во многих частях земного шара обусловиливозрастающее внимание общества к экологическому воспитанию подрастающего поколения. Серьезные резервы развития экологического образования представляет региональный компонент.У каждого народа свой собственный язык, традиции и обычаи. Все народы имеют богатый опыт в воспитании подрастающего поколения. Этот воспитательный опыт влияет на все аспекты жизни людей, в том числе и на отношение к окружающей среде и природе. Способность видеть красоту природы и оценить ее значение ребенок приобреталс самого раннего возраста через наставления родителей, старших родственников в доступной форме–через рассказы, пословицы, загадки и т.д.С усилением регионального компонента экологического содержания идет возрождение элементов культуры, этнопедагогики, приобщение детей к народным традициям, уважению к природе, к грамотному и разумному природопользованию. Республика Адыгея–уникальный регион на Северном Кавказе. Изучение психологопедагогического, историкоэтнографического материала дает основание предполагать, что этнопедагогическое наследие народов Адыгеи содержит богатый опыт бережного, разумного отношения к родной земле и природной среде. Использование опыта народа в области экологического образования детей, на наш взгляд, необходимо и окажет действенную помощь в работе образовательных учреждений. В последние годы все большее внимание уделяется изучению наследия народа, освоению его векового опыта работы в различных областях жизни. Становятся популярными народная селекция, агрономия и фенология, а также народное искусство, архитектура, медицина, педагогика. В этом ряду особое место принадлежит народной экологии, тем обширным знаниям, которые накоплены народом при взаимодействии с природой. Это и народный опыт по рациональному использованию природных ресурсов, лесов, земли и воды, благоустройству и озеленению населенных пунктов, а также преобразованиюландшафта, окружающей среды и т.д.
Народные знания о природе нашли широкое отражение в легендах и сказках, былинах, пословицах и поговорках. Так, через сказки в простой и удобной форме передавалась масса разносторонних знаний, в том числе экологических: о характере и повадках животных, о съедобных, лекарственных и ядовитых растениях, различных явлениях неживой природы. Эти знаниявоспитывают у детей доброту, трудолюбие, терпение, мужество и верность, стремление к высокому, красоте. Воспитывают также чувство осторожности, знакомят детей с правилами поведения в лесу, на болоте и водоеме. По мнению Г. Н. Волкова, они передавали весь тот народный опыт, без которого трудно выжить среди дикой, суровой природы [1].С раннего детства, подражая взрослым, дети постепенно осваивали разнообразные трудовые умения и навыки, осваивали прочно, на всю жизнь. Концепция народной экологии была предложенав конце80х гг.ХХ в. Теперь мы можем утверждать, что народная экология как часть общей культуры общества имеет право на существование и прочную основу для дальнейшего развития. Главныеаргументы в пользу возможности и необходимости введения этого понятия и дажевыделения самостоятельного раздела в курсе начальной школы «Окружающий мир»следующие: 1.Эмпирические экологические знания, передаваемые из поколения в поколение,непременное условие для выживания человека на всех этапах его исторического становления и развития. Человек, вероятно, еще в глубокой древности интуитивно осознавал многие естественные законы. Не имея письменности и научных знаний, он, тем не менее, умел читать книгу природы и передавать знания о ней из поколения в поколение. 2.Народная экология как часть общей культуры населения имеет большойпотенциал для дальнейшего развитияи, несмотря на быстрый рост знаний научной экологии, не будет его ассимилировать. Перед народной экологией постоянно возникает множество бытовых экологических проблем, в частности, связанных с экологическим жизнеобеспечением, оздоровлением окружающей среды, с поддержанием здоровья.Народная экология может быть представлена в нескольких направлениях: Народная промысловая экология–эмпирические знания, методы, приемы, правила, обычаи и традиции использования природных ресурсов в процессе сбора (ягоды, грибы, орехи, лекарственные и другие хозяйственно ценные группы растений), охоты и рыбалки. Народная сельскохозяйственная экология–опыт людей по одомашниванию растений и животных, выращиванию экологически чистых продуктов, выведению устойчивых к вредителям и болезням сортов, созданию устойчивых агроэкосистем, поддержанию их продуктивного долголетия, разведениюсельскохозяйственных животных. Огромный интерес к народной сельскохозяйственной экологии в настоящее время появляется со стороны граждан, садоводов и огородников, сельских жителей, фермеров и крестьян. Прежде натуральное сельское хозяйство было хранителем природы. Оно практически не знало отходов. Природа обживалась, обогащалась. Нынешнее сельское хозяйство–опасный загрязнитель окружающей среды. Оно разрушает почву–главное богатство страны, загрязняет воздух и воду, уродует ландшафт. В настоящее время на смену крайнему увлечению химизацией сельского хозяйства, которое производит опасные для здоровьяпродукты, приходит биологическое земледелие без химических удобрений и пестицидов. Народная фенология и агроклиматология–комплекс знаний и наблюдений сезонного развития живой и неживой природы. Она включает в себя информацию от населения о местном климате и погоде, а также умения и навыки в краткосрочном и долгосрочном прогнозировании погодноклиматических явлений. Народные знания в этой области необычайно обширны и отражены в многочисленных пословицах, поговорках, приметах. Народная природотерапия–народные знания, приемы и методы использования природных лечебных факторов для профилактики и лечения заболеваний, для поддержания, развития и укрепления здоровья. Народная строительная экология–практический опыт народа по созданию экологического жилья, мебели, товаров для дома, экологической домашней утвари, удобных для проживания сельских поселений, помещений по производству стройматериалов из местного сырья.Народная ландшафтная экология сложилась в ходе многовекового опыта обживания, облагораживания дикой природы, ее адаптации для удовлетворения потребностей местного населения. Она также включает опыт оптимизации, восстановления и защиты всей совокупности местных природных ресурсов и ландшафтов в целом [2].Народная экология связана со многими разделами научной экологии: с этноэкологией, экологией человека, социальной экологией и т.д.В свою очередь, она может оказывать благотворное влияние на развитие прикладных разделов. Как в искусстве связь с народом –важнейшее условие успеха художественного произведения, так и в природопользовании эффективность его немыслима без учета многовекового опыта народной экологии. Народная педагогика является кладезем мудрости, запасником педагогической мысли и нравственного здоровья, нашим истоком. Забыв свои корни, человек ломает связь времен и поколений. Об этом говорил еще историк В.О.Ключевский: «Я не знаю, каков будет человек через тысячу лет, но отнимите у современного человека этот нажитой скарб обрядов, обычаев и всяких условностей, и он всё забудет, всему разучится и должен будет начинать сначала» [3].Принципы народной педагогики
Среди общих закономерностей и характеристик народных педагогических систем, дающих возможность для «переноса» знаний от одной этнической педагогики к другой,выделяют: наличие идеала личности, зафиксированного в фольклоре, эпосе, мифологии и других источниках духовной народной культуры и представляющего систему общечеловеческих ценностей; единство естественного механизма развития народных педагогик,которое выражается во взаимодействии социальных (общественных) требований и народности; общность факторов воспитания, позволяющих ребенку активно включаться в реальную человеческую деятельность и общение (природа, труд, игра и т.д.); общинногрупповой и гуманистически направленный характер обучения и воспитания. Эти закономерности и характеристики составляют сущностное ядро народной педагогики, общей для всех народов. В качестве вариативных характеристик народных педагогик различных этносов выступают природногеографические условия и исторические особенности развития народов, определяющие характер труда, игр, праздников, традиций и обрядов, содержание устного народного творчества, изобразительного искусства и народных промыслов, специфику отношений людей друг к другу и окружающей природе.В основу построенияметодики образовательного процесса, основанного на законах и принципах народной педагогики, следует положить идеал личности как цель воспитания и обучения. Этот идеал органически включен в систему современных социальных целей и играетпо отношению к учебновоспитательным системам роль программы обучения и воспитания и критерия эффективности данного процесса.Народная культура как определенный комплекс знаний, умений, обычаев, традиций, ритуалов, стереотипов поведения накапливается по крупицам на протяжении веков, тщательно отбирается и систематизируется, приспосабливается и, что особенно важно, различными путями (через фольклор, систему образования, приучение) передается в виде живогоопыта от поколения к поколению. К сожалению, по разным причинамопыттрадиционной экологии, будучи непонятым, былпочти утрачен. Человек должен настойчиво изучать процессы взаимосвязи природных компонентов на практике, чтобы в своей практической деятельности усвоить эти процессы, разрабатывать баланс в организации производства и управлении состоянием природной среды. Это издавна заложено в основу экологической культуры, в традиции народов Республики Адыгея, распространено на этические нормы отношения отдельных людей и общества в целом, закреплено в общественном сознании, повседневной деятельности.Значительное внимание в нашей республике уделяется экологическому и культурному воспитанию в традициях народов Адыгеи, начиная с дошкольного возраста, в детских яслях и садах.Сегодня главное состоит в том, чтобы остановить нарастание кризисных тенденций во взаимоотношениях между человеком и природой, ибо ассимиляционные возможности биосферы небесконечны.Перед нами –черта, за которой деградационные изменения природной среды могут принять необратимый характер. Чтобы уметь правильно использовать свои права и обязанности, необходимо учиться. Нет сферы человеческой деятельности, где бы нитребовалось экологическое образование.Овладение минимумом экологических знаний, необходимых для экологической культуры граждан, независимо от их профиля работы, специальности, обеспечивается в процессе экологического образования [4].Ведущие идеи содержания экологического образования в начальной школе создают основу для группировки и раскрытия как общих, так и некоторых частных понятий о взаимодействии человека и природы. По мере изучения тем о природе на уроках «Окружающего мира»понятие «природа» постепенно обогащается, наполняясь конкретным содержанием: знанием об объектах иявлениях природы, природных сообществах и ландшафтах. Нужно сказать, что определен для изучения довольно широкий круг самых разных объектов и явлений природы. Знание этих объектов и явлений позволяет учащимся достаточно хорошо ориентироваться в окружающеммире и готовит базу для изучения основ наук в общеобразовательных школах. К числу важнейших понятий, обязательных для экологического образования школьников, принадлежит понятие человека как биосоциального существа, кровно связанного со средой обитания, хотя и сумевшего преодолеть свою полную зависимость от неблагоприятных природных условий и явлений.На доступных, наглядных примерах дети учатся понимать, что можно, а что нельзя делать в природе, чтобы не вызвать нежелательных последствий. Необходимым элементом формирования бережного отношения к природе является целостный аспект, раскрывающий многообразную роль природы в жизни человека, является важнейшим мотивом охраны природы. Так, при обучении чтению подчеркивается эстетическая сторона охраны природы родного края, развивается умение учащихся эстетически воспринимать красоту природы. Эта же задача решается при обучении изобразительному искусству. В то же время на уроках трудового обучения и обучения предмету «Окружающий мир» часть вопросов по охране природырассматривается только с позиции «полезности», что при одностороннем воздействии на детей может привести к формированию у них утилитарнопотребительского отношения к природе. В связи с этим очевидна необходимость использования в экологическом образовании и воспитании младших школьников межпредметных связей для того, чтобы показать детям красоту природы, ее познавательную, оздоровительную и практическую деятельность, пробудить у них стремление беречь ее как источник красоты, радости, вдохновения, как условие существования человечества. Важнейший компонент экологического воспитания–деятельность младших школьников. Ее разные виды дополняют друг друга: учебная способствует теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления в области экологии; игра формирует опыт понятия экологически целесообразных решений, общественнополезная деятельность служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей. В системе экологического воспитания Л.В.Моисеева выделяет ряд основополагающих принципов:1)междисциплинарность:экологизация предметов, т.е.внедрение экологических идей в содержание и методы обучения отдельных предметов;интегрированные экологические модули, комплексные межпредметные знания экологического содержания;2)единство познания, переживания и действия:целостные ориентации личности;мотивы деятельности;природоохранная деятельность;3)педагогическое целенаправленное общение школьников с окружающей средой (природой);4)взаимосвязь глобального, национального и локального (краеведческого) уровней экологических проблем[5].Непосредственно в качестве принципов национальнорегионального компонента учебного предмета «Окружающий мир» мы рассматриваем принцип поликультурностисодержания образования как восхождение ребенка от родной культуры к российской и мировой, как преемственность традиций и современных достижений культуры. Важнейшим принципом отбора содержания материала учебного предмета «Окружающий мир» явилась природосообразность: человек рассматривается как составная часть природы и ее творец, т.е.как объект и субъект мира. Необходимо учитывать такжекультурологический подход, обусловленный объективной связью человека с культурой как системой ценностей (он требует освоения культуры как системы ценностей, способствует развитию самого человека, с одной стороны, и, с другой стороны, становлению его как творческой личности), иэтнопедагогический подход(образование с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национальноэтническую обрядность, обычаи, привычки). Национальнорегиональный компонент учебного предмета «Окружающий мир» является дополнением к содержанию федерального учебника и может быть представлен несколькими блоками:ребенок и его ближайшее окружение;местоположение и природные условия Адыгеи;растительный и животный мир родного края;история и культура народов Адыгеи. При этом человек, природа и культура в предмете «Окружающий мир» раскрываются в их органическом единстве. Это позволяет на начальном этапе образования формировать у детей целостное представление об окружающем мире.Мы полагаем, что учебный материал по национальнорегиональному компоненту может изучаться на занятиях по федеральному компоненту, а также в игровой, художественноэстетической, трудовой деятельности, в процессе общения детей со сверстниками и взрослыми.В содержание образования включены не только знания и умения, но и формирование нравственных отношений и опыта творческой деятельности в различных видах занятий. Учащиеся начальной школы должны иметь следующие представления:о семье, роде;традиционном быте, национальных блюдах;местонахождении Республики Адыгея, о ее столице, территориальном делении (города, района);символике республики (флаг, герб, гимн);праздниках, отмечаемых в Адыгее;рельефе республики: наиболее крупные реки (Кубань, Лаба, Белая), горы (Фишт, Оштен);народах, проживающих в Адыгее (адыги, русские, армяне, греки);наиболее распространенных в республике растениях и животных;климатических условиях;истории коренного народа;нартском эпосе, фольклоре, малых формах фольклора (пословицы, поговорки, потешки, песни);традиционных и современных нормах этикета.Ориентирами в разработкемодели реализации национальнорегионального компонента в педагогическом процессе начальной школы явились положения о том, что педагогический процесс–это система целенаправленных воздействий, способствующих развитию, воспитанию и формированию личности,и что этот процесс характеризуется совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов: воспитателей и воспитуемых.Окружающая действительность превращается из источника в средство обучения при условии, когда педагог организует целенаправленное наблюдение за предметами и явлениями, их сравнение и классификацию, подводит детей к определенным выводам. Таким образом, не любой объект природного и социального мира является средством развития, обучения и воспитания ребенка, а лишь тот, который может быть понят на основе использования адекватных педагогических методов. Таким образом, процесс экологического воспитания посредством реализации этнорегионального компонента должен основываться на изучении фольклора, обычаев, традиций, имеющих экологическую направленность, разных национальностей, населяющих Адыгею. Это будет содействовать объединению детей разных национальностей, развитию у них чувства толерантности, доброты, дружбы. Национальнорегиональный компонент учебного предмета «Окружающий мир» служит, на наш взгляд,средством усвоения краеведческого материала, в том числе формирования у детей первоначальных представлений о природном и культурном своеобразии народов, населяющих Адыгею, воспитания любви к родному краю.Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, на доступном детям языке через пословицы, поговорки, сказки, загадкипоможет учащимся начальных классов в процессе освоения правил и норм поведения в природе.
Ссылки на источники1.Волков Г. Н. Этнопедагогика. –М.,1999. –С.32.2.Соколова А. Н., Унарокова Р.Б.Этюды по истории и культуре адыгов.–Майкоп, 1999.–С.36.3.Ключевский В.О. Курс русской истории: историческая литература: в 9 т.–М.: Мысль, 1987–1990.–Т.2.–446 с.4.Козлов В. И. Основные проблемы этнической экологии. –М.: Народная энциклопедия,2005. –134 с.5.Салеева Л. П. О формировании отношения младшего школьника к природ. –М., 1996. –322с.
BelaPanesh, Candidateof Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of natural and mathematical sciences and teaching methods in preschool and primary education, Adyghe State University, Maykopbelapanesh1@yandex.ruImplementation of ethnoregional component in the primary school course “Environment”Abstract. The author updates the introduction of national and regional components to the educational process of primary school and discusses the principles, underlying in this process. Key words: nationalregional component, pedagogy, ecological education.References1.Volkov, G.N. (1999) Jetnopedagogika,Moscow,p.32(in Russian).2.Sokolova, A.N. & Unarokova, R.B. (1999) Jetjudy po istorii i kul'ture adygov,Majkop, p.36(in Russian).3.Kljuchevskij,V.O. (1987–1990) Kurs russkoj istorii: istoricheskaja literatura: v 9 vol.,Mysl', Moscow,vol.2,446 p. (in Russian).4.Kozlov,V.I. (2005) Osnovnye problemy jetnicheskoj jekologii,Narodnaja jenciklopedija, Moscow, 134 p. (in Russian).5.Saleeva, L.P. (1996) O formirovanii otnoshenija mladshego shkol'nika k prirod, Moscow, 322 p. (in Russian).
Рекомендовано к публикации:Горевым П. М.,кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»