Психолого-педагогическое сопровождение психического и личностного здоровья подростков-инвалидов в образовательном процессе
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гусева
И.
В.,
Мелешкина
М.
С. Психолого-педагогическое сопровождение психического и личностного здоровья подростков-инвалидов в образовательном процессе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 9 (сентябрь). – С.
116–120. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14250.htm.
Аннотация. В статье рассматривается психологическое, социальное и педагогическое сопровождение – особый вид помощи ребенку, обеспечивающей его развитие в условиях образовательного учреждения. Выделяются наиболее важные критерии и параметры психического и личностного здоровья, лежащие в основе психологического сопровождения, конечной целью которого является социально-психологическая полноценность подростка с ограниченными возможностями здоровья, адаптивность личности.
Ключевые слова:
психолого-педагогическое сопровождение, социально-психологическая помощь, психическое и личностное здоровье, подросток-инвалид
Текст статьи
Гусева Ирина Викторовна,кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии ФГБОУВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г.Оренбургpopova_ira_78@mail. ru
Мелешкина Мария Сергеевна,старший преподаватель кафедры специальной психологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбургmariyamc@mail. ru
Психологопедагогическое сопровождение психического и личностного здоровьяподростковинвалидов в образовательном процессе
Аннотация. В статье рассматривается психологическое, социальное и педагогическое сопровождение–особый вид помощи ребенку, обеспечивающей его развитие в условиях образовательного учреждения. Выделяются наиболее важныекритерии и параметры психического и личностного здоровья, лежащие в основе психологического сопровождения, конечной целью которого является социальнопсихологическая полноценность подростка с ограниченными возможностями здоровья, адаптивность личности. Ключевые слова:психологопедагогическое сопровождение, социальнопсихологическая помощь, психическое и личностное здоровье, подростокинвалид. Раздел:(02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
На протяжении нескольких десятилетий в исследованиях разных авторов разрабатываются подходы и направления психологической помощи детям с трудностями в обучении. Усилиями отечественных дефектологов разработана система специализированной помощи детям с психическим недоразвитием (Т. В. Егорова, Е.А.Стребелева, У. В. Ульенкова, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, Ю. Т. Матасов, М. С. Певзнер,В. Г. Петрова, Е. С. Слепович, Н. П. Слободяник и др.). Специалисты особо отмечают качественное своеобразие развития человека, имеющего дефект, недостаток. Согласно Л. С. Выготскому,органический (первичный) дефект реализуется как социальная ненормальность поведения. В. В. Лебединский выделяет следующие психологические параметры нарушенного развития: время поражения, взаимоотношения между первичным и вторичным дефектами, локализация нарушения, нарушение межфункциональных взаимодействий, приводящих к дисгармониям развития[1].По мнению Л. С. Выготского, именно вторичный дефектявляется основным объектом психологического изучения, поддающийся большей коррекции. Для психолога подростокинвалид в первую очередь должен выступать как носитель собственных ресурсных возможностей для преодоления своих проблем, а не как результат биологического дефекта[2].В процессе всего периода сопровождения психолог движется в направлении актуализации, поддержания и развития сохранных элементов психического и личностного здоровья ребенка с нарушениями в развитии. В процессе психологического сопровождения подростковинвалидов первостепенно важно увидеть позитивное ресурсное начало, степень психической сохранности, а не диагностировать степень отклонения, аномалии и нездоровья (И. В. Кузодова). В медицине «инвалид»–это лицо, имеющее нарушение со стойким расстройством функций его жизнедеятельности и трудоспособности. Однако следует отметить, что уровень социальной и профессиональной адаптации инвалидов–лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)–зависит не только от состояния их физического развития, но и от многих психологических параметров развития личности. Исследуя подростковинвалидов, специалисты пришли к выводу о ведущей роли психического и личностного здоровья в «инвалидизации» человека. Оно понимается как определенный уровень развития, сформированности и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция и т. д.)[3].Рассмотрим сущность и критерии оценки психического и личностного здоровья человека, придерживаясь которых необходимо строить маршрут психологопедагогического сопровождения лиц с ОВЗ, в том числе подростков с умственной отсталостью. Психическое здоровье. В литературе нет однозначного толкования данногопонятия, равно как и его критериев. Этот термин часто используют в медицинской практике, в том числе в психиатрии, разграничивая «норму» и «аномалию» и особо акцентируя условия психосоциального развития детей. Понятие психического здоровья тесно связано с психосоматической медициной, связывающей любое соматическое нарушение с изменениями в психическом состоянии. Психологический словарь: «психическое здоровье»–состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности. Отмечается также, что содержание понятия психического здоровья не исчерпывается только медицинскими и психологическими критериями, в нем отражены также общественные и групповые нормы и ценности. Для оценки психического здоровья используются следующие критерии:осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;критичность к себе, своей деятельности, ее результатам;адекватность психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;способность к самоуправлению поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;способность планировать свою собственную жизнь и реализовывать это;способность изменить способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств[4].Экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) установлено, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниямиили дефектами физического развития, так и с различными внешними неблагоприятными факторами, оказывающими воздействие на психику ребенка. Исследования проблемы воспитания родителями детей, чье поведение отклоняется от нормы, показали, что среди детей преступников и лиц, страдающих психическими расстройствами, чаще встречаются нарушения психического здоровья. Генетические факторы играют некую роль, однако совершенно очевидно, что основная причина этих нарушений связана с неблагоприятной обстановкой в семье и неправильным, ненормативным, возможно,жестоким отношением родителей к детям. В материалах ВОЗ уделяется большое внимание воспитанию ребенка не только в семье, но и в школе, которая оказывает существеннейшее влияние на психосоциальное развитие детей. Подчеркивается решающая роль нравственной атмосфере, которая существует в школе, еестандартовкак социального учреждения и характеравзаимоотношений между ее сотрудниками и детьми[5].Таким образом, нарушения психического здоровья в детском возрасте имеют две важные характерные черты: вопервых, они представляют собой количественные отклонения от нормального процесса психического развития; вовторых, многие проявления можно рассматривать как ответную реакцию на социальное окружение, на происходящие ситуации. В связи с этимнеобходимо выделить и социальное (личностное) здоровье индивида.
Социальное (личностное) здоровье –это определенный уровень развития,сформированности и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция); определенный уровень психического и личностного развития, позволяющий успешно реализовывать это взаимодействие (И. В. Кузнецова). Противоположностью социального здоровья является состояние социальной запущенности. Критериями социального здоровья детей и подростков могут служить:адаптация в референтных общностях (семья, группа детского сада, класс);овладение ведущими и другими видами деятельности (игровая, учебная, учебнопрофессиональная);овладение нормативным, правилосообразным поведением;уравновешенность процессов социализации и индивидуализации;выработка индивидуального стиля поведения (деятельности);наличие самоконтроля и саморегуляции поведения в зависимости от обстоятельств;общая средовая адаптация –интеграция в общество[6].Исходя из вышеперечисленных критериев, выделяютпсихологические параметры психического и личностного здоровья подросткаинвалида, которые следует учитывать при построении программы и выборе стратегии психологического сопровождения в специальной (коррекционной) школе:1.Отношение к себе, Яконцепция.Это система представлений о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. В Яконцепцию входит несколько компонентов:когнитивный (образ своих способностей, внешности, социальной значимости);эмоциональный (самоуважение, самолюбие и т. д.);оценочноволевой (стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.д.). Важно также сравнение реального «Я» с идеальным как степень адекватности Яконцепциив плане ее формирования, развития и коррекции. 2.Отношение к другим. Этот параметр касается характера взаимодействия в микросоциальных отношениях, в кругу значимых других. Отношение к другому человеку является наиболее приемлемым критерием, позволяющим разграничивать нормальное и аномальное развитие (Б. С. Братусь). При наблюдении наиболее важными являются три характеристики взаимодействия: позиция, дистанция, валентность. В межличностных отношениях подростковинвалидов часто встречается эгоцентрическая направленность установок, избираемые социальные роли типа «жертвы» или «обиженного ребенка». 3.Отношение к дефекту.Это комплекс переживаний и ощущений ребенка, интеллектуальных и эмоциональных реакций на дефект, лечение и взаимодействие с окружающими. Установление отношения к болезни является основой коррекции неадекватных позиций и выбора адаптивных стратегий поведения. 4.Специфика развития эмоциональноволевой и интеллектуальной сфер. Важно увидеть, что наиболее подвержено дефекту, что сохранно. Для задач психологического консультирования и дальнейшего сопровождения наиболее значимы оценка уровня зрелости психических функций, наличие или отсутствие элементов психического инфантилизма, установление зоны ближайшегои актуального развития, выделение благоприятных прогностических факторов как предпосылок успешной социальной адаптации клиента. 5.Характеристика типа личности.В основе лежит концепция эмоциональнодинамического паттерна личности, проявляющегося одной или несколькими ведущими тенденциями, т. е. тип личности определяется как конституционально заданным темпераментом, так и социальными аспектами жизни человека. 6.Тип и уровень адаптации.Это характеристика процесса приспособления к условиям и требованиям социальной среды. В работе с подросткамиинвалидами психолог учитывает отклонения в развитии, вызванные первичным дефектом и его последствиями. Болезнь, вызывая нарушения биологического развития, создает препятствия и для социальнопсихологического становления личности. Вторично возникающие явления психического недоразвития, а также личностные установки нередко становятся главным препятствием социальной адаптации. 7.Уровень регуляции поведения и деятельности.Это единство энергетических, динамических и содержательносмысловых аспектов, которое включает в себя: способность к целеполаганию, планированию жизненных целей;степень произвольности, осознанности, опосредованности речью психической деятельности; степень рефлексии; энергетический фон и т. д.[7]Основываясь на принципе функционального единства организма (П. К. Анохин), обусловливающего взаимосвязь и взаимовлияние всех видов здоровья, педагогпсихолог ориентирован на сохранение и укрепление психологического и личностного здоровья детей и подростков как средства и условия их полноценного психического здоровья. Для полноценного развития необходимо подходить к решению данной проблемы комплексно, т. е. работать с детьми, педагогами и родителями, осуществляя их психологопедагогическое сопровождение. Обучение в школе с неизбежностью выявляет недостатки психического развития, обусловленные комплексом причин биологического и социального характера. Мнения о влиянии психотравмирующей для ребенка ситуации, связанной с его несостоятельностью в условиях массовой школы, можно увидеть в работах Н. Л. Белопольской, Т. А. Власовой, В. В. Лебединского, К. С. Лебединской, Г. Е. Сухаревой. Одни исследователи говорят о высокой вероятности возникновения невротических расстройств, патологических реакций протеста в этой ситуации. Другие, в частностиВ. В. Лебединский,подчеркивают, что ситуация систематического неуспеха, в которую дети с отклонениями в развитии попадают, поступая в массовую школу, не только отрицательно влияет на их дальнейшее интеллектуальное развитие, но и способствует аномальному формированию личности. Н. Л. Белопольская доказывает, что в такой ситуации удетей формируется заниженный уровень притязаний, который отмечается не только в отношении к учебным предметам, но и клюбой другой деятельности, содержащей оценочные моменты. Неблагополучие межличностных отношений, неблагоприятное положение детей с нарушениями в развитии в среде сверстников рождают у них ряд гиперкомпенсаторных реакций. Стремясь обеспечить себе успех, они еще прочнее фиксируются в своей деятельности на более раннем уровне развития, концентрируясь, в частности, на игре, дающей больше шансов на успех. Невозможность полноценно реализовать себя в сложившихся условиях становится причиной изменения поведения ребенкаинвалида, возникновения в классе неприятной атмосферы, изза которой уроки проходят не столь эффективно, как планируются. Нарушения правил поведения на уроке и отрицательная реакция учителя на ребенка приводят к формированию стойких защит и потере ребенком интереса к обучению[8].Ребенок является активным участником взаимодействия. Педагоги транслируют ему общекультурные и социальные ценности, ориентируя на определенные пути развития: их роль носит формирующий характер. Родители являются носителями социокультурных ценностей и выполняют регулирующие функции. Психолог преимущественно участвует в развитии как сопровождающий, он создает условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые он выбрал сам и на которые его ориентировали педагоги и родители. Важнейший принцип сопровождения –безусловная ценность внутреннего мира каждого ребенка, приоритетность потребностей его развития. Г. Бардиер (1989), И. Ромазан (1991), Т. Чередникова (1993) считают, что взрослый должен ценить естественные механизмы развития ребенка, не разрушать их, а раскрывать, при этом самому быть и наблюдателем, и соучастником, и исследователем. В зависимости от ситуации развития группы, межличностных отношений отдельных детей психологическое сопровождение предстает в различных формах психологических развивающих занятий. Качественное своеобразие подросткаинвалида задается законом о диалектическом превращении органической неполноценности через субъективное чувство неполноценности и стремление к компенсации и сверхкомпенсации[9].При рассмотрении процесса компенсации в психологическом консультированиикак одного из компонентовпсихологического сопровожденияважно ориентироваться на ряд положений, раскрывающих ее сущность и механизмы:1.Дефект, нарушение является препятствием, которое актуализирует внутренние силы к выздоровлению и социальной полноценности. 2.Любая помощь человеку с дефектом должна опираться на компенсаторные возможности –его движущие силы в развитии. 3.Компенсация имеет целенаправленный характер. Ее цели зависят, с одной стороны, от внутренних стремлений человека к целостности, с другой –от социальных требований и ожиданий и направлены на достижение определенного социального типа (А. Адлер). Социальная полноценностьесть конечная цель, так как все процессы сверхкомпенсации направлены на достижение определенного социального типа, т. е. устранение социальных последствий, связанных с дефектом. 4.Успешность компенсации имеет двойную обусловленность факторами внешнего (социального) и внутреннего (психологического) характера. 5.Компенсация –это результат целенаправленных действий. Компенсаторные силы создают возможность преодоления. Сверхкомпенсация есть крайняя точка одного из двух возможных исходов. Другой полюс –неудача компенсации, бегство в болезнь, полная асоциальность психологической позиции. 6.Путь к полной компенсации сложен и тяжел. Ценность для человека имеет преодоление дефекта, страданий, вызванных им наличием, всвязи счемиспытания выступают как средство для пробуждения,сопротивления и развития ранее не задействованных сил и резервов[10].В связи с этим можно судить о необходимости осуществления психологопедагогического сопровождения лиц с ОВЗ в процессе всего периода обучения в специальной (коррекционной) школе. В психологопедагогической литературе понятие «сопровождение», «психологическое сопровождение» рассматривается достаточно широко. Стратегия психологического сопровождения ребенка в образовательном пространстве, его основные модели и направления являются предметом интенсивного обсуждения в отечественной науке на протяжении нескольких десятилетий (Р. М. Битянова, Е. И. Казакова, И. И. Мамайчук, Л. М. Шипицына и др.). Психологическое сопровождение, по определению И. И. Мамайчук, этодеятельность психолога, направленная на созданиекомплексной системы клиникопсихологических, психологопедагогических и психотерапевтических условий, способствующих успешной их адаптации, реабилитации и личностному росту в социуме (школе, семье, медицинском учреждении) [11]. Р. М. Битяноваговорит о том, чтопсихологическое сопровождение –это вся система профессиональной деятельности психолога, которая направлена на созданиесоциальнопсихологических условий для эмоционального благополучия, успешного развития, воспитания и обучения ребенка в ситуациях социальнопедагогических взаимодействий, организуемых в рамках образовательного учреждения[12].Ю. В. Слюсарев (1989) понятие «сопровождение» употреблял для обозначения недирективной формы оказания людям психологической помощи, направленной «не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности», помощи, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека. Сопровождение понимается как поддержка людей, у которых на определенном этапе развития возникают личностные трудности. Сопровождение рассматривают как системную интегративную технологию социальнопсихологической помощи семье и личности и как один из видов социального патронажа–социальнопсихологический патронаж (Г. Бардиер, 1989, Р. Битянова, 1987, А. Волосников, 1990, А. Деркач, 1991, Л. Митина, 1994). В качестве терминов, обозначающих социальнопсихологическую помощь,предлагаются «содействие» (К. Гуревич, 1987, И. Дубровина, 1989; Э. Верник, 1990, Х. Лийметс, 1992, Ю. Сыэрда, 1993); «событие» (В. Слободчиков, 1995), «соработничество» (С. Хоружий, 1997), «психологическое, или социальнопсихологическое, сопровождение» (Р. Битянова, 1987, Ю. Слюсарев, 1989, Г. Бардиер, 1989, А. Волосников, 1990, А. Деркач, 1991, В. Мухина, 1987). Из всех этих понятий понастоящему прижился в практике лишь термин«сопровождение». Одна из основных причин этого –смысловое совпадение слова «сопровождение» и сущности социальнопсихологической помощи семье или личности в кризисные периоды жизни. Многие исследователи (Л. С. Алексеева, И. В. Ромазан, Т. С. Чередникова, Р.Кочюнас, В. С. Мухина, В. А. Горянина) отмечают, что сопровождение предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности, а успешно организованное социальнопсихологическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему была еще недоступна. По мнению П. И. Зинченко (1998), сущностной характеристикой психологического сопровождения является создание условий для перехода личности и/или семьи к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями». По мнению Л. Б. Филонова (1999), в отличие от коррекции оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на его (ее) собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с миром людей. В процессе психологического сопровождения ребенкаинвалида, ребенка с ОВЗ, происходит его адаптация к жизни, о которой говорилось выше. Ключевым в этом процессе является изменение личностных установок. Важен возникающий в этот момент уровень творческих способностей, направленных на созидание нового. Психологическое сопровождение школьника, особенно инвалида, –это поддержка его на всех этапах формирования новых отношений человека с собой и миром. Результатом психологического сопровождения личности в процессе адаптации к жизни становится новое жизненное качество–адаптивность, то есть способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях. Адаптивность предполагает принятие жизни (и себя как ее части) во всех проявлениях, относительную автономность, готовность и способность изменяться во времени и изменять условия своей жизни–быть ее автором и творцом. Психологопедагогическое сопровождение рассматривают как особый вид помощи ребенку, обеспечивающей его развитие в условиях образовательного процесса, в том числе и специального (коррекционного) (Л. М. Шипицына, Е. И. Казакова, 2001). Основными принципами психологического сопровождения являются: гуманное отношение к ребенку и вера в его силы; квалифицированная помощь и поддержка естественного развития; признание безусловной ценности индивида –приоритет потребностей каждого человека, целей и ценностей его развития; признаниеавтономности и независимости внутреннего мира человека[13].В контексте комплексности психологопедагогического сопровождения, по мнению Е. А. Козырева (1994), основными положениями являются следующие:1.Психологическое сопровождение детей и взрослых отражает содержание запросов, задачи, поставленные участниками школьной жизни. Психологическое сопровождение неэффективно, если оно дублирует учебный процесс во всех его проявлениях, не отвечает интересам школьников. 2.Программа психологических занятий является практическим воплощением идеи о непрерывности психологического сопровождения детей и взрослых в школьной ситуации развития. Принципиально не называются психологические занятия уроками, тем самым подчеркиваются существенные различия между школьными уроками и встречами с психологом. По сути, это программа встреч, общения психолога с детьми, направленная на создание условий для проявления и развития личностных «устремлений»(В. А. Петровский). 3.Психологическое сопровождение ведется в аспекте профилактики, развития, диагностики, социальнопсихологического образования и консультирования детей и взрослых. Виды деятельности, составляющие программу психологического сопровождения, имеют выраженный практикоориентированный характер (развитие умений и навыков в области общения, взаимоотношений, познания, самообладания и т. д.). 4.Личность обладает пятью потенциалами (М. С. Каган). Психологическое сопровождение создает условия, чтобы дети и взрослые почувствовалисвои разносторонние способности, поверили вних. 5.Аксиома психологического сопровождения: индивидуальная жизнь человека самоценна, уникальна, должна быть лишена насилия. 6.Опыт и активность в его накоплении способствуют личностному развитию. 7.Взрослые и дети лучше понимают и развивают друг друга, когда совместно решают значимые задачи. 8.Дети, учителя, родители от конфронтации приходят к взаимопониманию, если они уважительно относятся друг к другу, ответственно подходят к решению жизненных проблем, имеют право и навыки самостоятельного выбора. 9.Формирование содержания психологического сопровождения происходит исходя из опыта участников психологических занятий, закономерностей возрастного развития детей, школьной и внутриклассной ситуации развития отношений и взаимоотношений, интереса детей и взрослых. 10.Программа психологического сопровождения школьников должна быть ориентирована на всех детей независимо от их развития, склонностей, национальности, социального происхождения. Также в ней могут принимать участие все учителя и родители любого возраста, профессии, взглядов. Таким образом, согласно вышеизложенному материалу, психологическое сопровождение инвалидов –это один из видов специализированной психологической помощи, включающий комплексные методы воздействия в виде патронажа специалистов: психолога, клинического психолога, социального педагога, педагоговдефектологов, логопедов, воспитателей и родителей. Психологическое сопровождение–это, вопервых, один из видов патронажа как целостной и комплексной системы поддержки и психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности психологических служб образования; вовторых, интегративная технология, основа которой–создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития личности и в результате эффективного выполнения своих основных функций–адаптивность организма; втретьих, процесс особого рода бытийных отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в помощи; вчетвертых,специально организованный процесс регуляции, развития, повышения уровня психического и личностного здоровья, позволяющий успешно реализовывать взаимодействие индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание ит.д.), формируя и совершенствуя формы и способы этого взаимодействия.
Ссылки на источники1.Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. –М.:МГУ, 1985. 2.ВыготскийЛ. С. Собр. соч.:в6 т. –М.,1993. –Т. 5. 3.Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. –СПб.,1988. 4.ОвчароваР. В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. психол. фак. унтов. –М.:Изд.центр «Академия», 2003. –448 с. 5.Практическая психология образования:учеб.пособие.4е изд. / под ред.И.В.Дубровиной.–СПб.:Питер, 2004. –592 с. 6.Психологическое консультирование подростковинвалидов / И. В. Кузнецова, О. В. Большакова, О. Н. Посысоев и др. –Ярославль, 1996. 7.ОвчароваР. В.Указ. соч.8.КоролеваЮ. А. Психологическое сопровождение социального взаимодействия детей с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения в школеинтернате // Педагогика и психология: становление, ценности и приоритеты: кол.монография / под общ. ред. О. И. Кирикова. –Воронеж: ВГПУ, 2011. –С. 84–98. 9.Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского.10.ОвчароваР. В.Указ. соч.11.МамайчукИ. И.,ИльинаМ. Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития –СПб.:Речь, 2004. –352 с. 12.КузнецоваИ. В.,АхутинаТ. В.,БитяноваР. М. и др. Психологопедагогическое обеспечение коррекционноразвивающей работы в школе: пособие для администрации школ, педагогов и школьных психологов. Кн. 1. –М.:НМЦ «ДАР» им. Л. С. Выготского;Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. 13.Казакова Е. И. Психологопедагогическое, медикосоциальное сопровождение ребенка: проблема развития диагностических исследований // Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития:материалы Всерос.науч.практ.конф.и семинара«Современная психологическая диагностика отклоняющегося развития: методы и средства. Проблемы специальной психологии в образовании». 25–27 ноября 1998 г. –М.,1998.
IrinaGuseva,CandidateofpsychologySciences, associate Professor of the Department of special psychologypopova_ira_78@mail. ruMariya Meleshkina, Senior lecturer at the chair of special psychology, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg mariyamc@mail. ruPsychology and pedagogical support of mental and personality health of disabled teenagers in the educational processAbstract. The article considers the psychological, social and educational support–a special kind of help to the child that ensures its development in terms of the educational institution. Outlines key criteria and parameters of mental and personal health, underlying psychological support, the ultimate goal of which is a sociopsychological usefulness of a teenager with disabilities, adaptive personality. Keywords: psychology and pedagogical support, psychosocial support, mental and personality health, disabled teenagers. References1.Lebedinskij, V. V. (1985) Narushenija psihicheskogo razvitija u detej,MGU, Moscow(in Russian). 2.Vygotskij, L. S. (1993) Sobr. soch.: V 6 vol.,vol. 5, Moscow(in Russian). 3.Karvasarskiy,B. D.(ed.) (1988)Psihoterapevticheskaja jenciklopedija,St. Peterburg(in Russian).
4.Ovcharova, R. V. (2003) Prakticheskaja psihologija obrazovanija: Ucheb. posobie dlja stud. psihol. fak. universitetov,Izdatel'skijcentr “Akademija”,Moscow,448 p. (in Russian) (in Russian).5.Dubrovina,I. V. (ed.) (2004) Prakticheskaja psihologija obrazovanija; Uchebnoe posobie 4e izd.,Piter,St. Peterburg,592 p. (in Russian).6.Kuznecova, I. V.,Bol'shakova, O. V.,Posysoev,O. N. et al. (1996) Psihologicheskoe konsul'tirovanie podrostkovinvalidov,Jaroslavl'(in Russian). 7.Ovcharova, R. V.Op. cit.8.Koroleva, Ju. A. (2011) “Psihologicheskoe soprovozhdenie social'nogo vzaimodejstvija detej s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija v uslovijah integrirovannogo obuchenija v shkoleinternate”, inKirikov,O. I. (ed.) Pedagogika i psihologija: stanovlenie, cennosti i prioritety: monografija kollektivnaja,VGPU, Voronezh,pp. 84–98(in Russian). 9.Karvasarskiy,B. D.(ed.) (1988)Psihoterapevticheskaja jenciklopedija.10.Ovcharova, R. V.Op. cit.11.Mamajchuk, I. I. &Il'ina, M. N. (2004) Pomoshh' psihologa rebenku s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija, Rech', St. Peterburg,352 p. (in Russian).12.Kuznecova, I. V., Ahutina, T. V., Bitjanova, R. M. et al. (1997) Psihologopedagogicheskoe obespechenie korrekcionnorazvivajushhej raboty v shkole: Posobie dlja administracii shkol, pedagogov i shkol'nyh psihologov, kn. 1,NMC “DAR”im. L. S. Vygotskogo,Obrazovatel'nyj centr “Pedagogicheskij poisk”,Moscow (in Russian). 13.Kazakova, E. I. (1998) “Psihologopedagogicheskoe, medikosocial'noe soprovozhdenie rebenka: problema razvitijadiagnosticheskih issledovanij”,in Problemy special'noj psihologii i psihodiagnostika otklonjajushhegosja razvitija:Materialy Vserossijskoj nauchnoprakticheskoj konferencii i seminara “Sovremennaja psihologicheskaja diagnostika otklonjajushhegosja razvitija: metody i sredstva. Problemyspecial'nojpsihologiivobrazovanii”. 2527 nojabrja1998 g., Moscow(in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М.,кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Мелешкина Мария Сергеевна,старший преподаватель кафедры специальной психологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбургmariyamc@mail. ru
Психологопедагогическое сопровождение психического и личностного здоровьяподростковинвалидов в образовательном процессе
Аннотация. В статье рассматривается психологическое, социальное и педагогическое сопровождение–особый вид помощи ребенку, обеспечивающей его развитие в условиях образовательного учреждения. Выделяются наиболее важныекритерии и параметры психического и личностного здоровья, лежащие в основе психологического сопровождения, конечной целью которого является социальнопсихологическая полноценность подростка с ограниченными возможностями здоровья, адаптивность личности. Ключевые слова:психологопедагогическое сопровождение, социальнопсихологическая помощь, психическое и личностное здоровье, подростокинвалид. Раздел:(02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
На протяжении нескольких десятилетий в исследованиях разных авторов разрабатываются подходы и направления психологической помощи детям с трудностями в обучении. Усилиями отечественных дефектологов разработана система специализированной помощи детям с психическим недоразвитием (Т. В. Егорова, Е.А.Стребелева, У. В. Ульенкова, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, Ю. Т. Матасов, М. С. Певзнер,В. Г. Петрова, Е. С. Слепович, Н. П. Слободяник и др.). Специалисты особо отмечают качественное своеобразие развития человека, имеющего дефект, недостаток. Согласно Л. С. Выготскому,органический (первичный) дефект реализуется как социальная ненормальность поведения. В. В. Лебединский выделяет следующие психологические параметры нарушенного развития: время поражения, взаимоотношения между первичным и вторичным дефектами, локализация нарушения, нарушение межфункциональных взаимодействий, приводящих к дисгармониям развития[1].По мнению Л. С. Выготского, именно вторичный дефектявляется основным объектом психологического изучения, поддающийся большей коррекции. Для психолога подростокинвалид в первую очередь должен выступать как носитель собственных ресурсных возможностей для преодоления своих проблем, а не как результат биологического дефекта[2].В процессе всего периода сопровождения психолог движется в направлении актуализации, поддержания и развития сохранных элементов психического и личностного здоровья ребенка с нарушениями в развитии. В процессе психологического сопровождения подростковинвалидов первостепенно важно увидеть позитивное ресурсное начало, степень психической сохранности, а не диагностировать степень отклонения, аномалии и нездоровья (И. В. Кузодова). В медицине «инвалид»–это лицо, имеющее нарушение со стойким расстройством функций его жизнедеятельности и трудоспособности. Однако следует отметить, что уровень социальной и профессиональной адаптации инвалидов–лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)–зависит не только от состояния их физического развития, но и от многих психологических параметров развития личности. Исследуя подростковинвалидов, специалисты пришли к выводу о ведущей роли психического и личностного здоровья в «инвалидизации» человека. Оно понимается как определенный уровень развития, сформированности и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция и т. д.)[3].Рассмотрим сущность и критерии оценки психического и личностного здоровья человека, придерживаясь которых необходимо строить маршрут психологопедагогического сопровождения лиц с ОВЗ, в том числе подростков с умственной отсталостью. Психическое здоровье. В литературе нет однозначного толкования данногопонятия, равно как и его критериев. Этот термин часто используют в медицинской практике, в том числе в психиатрии, разграничивая «норму» и «аномалию» и особо акцентируя условия психосоциального развития детей. Понятие психического здоровья тесно связано с психосоматической медициной, связывающей любое соматическое нарушение с изменениями в психическом состоянии. Психологический словарь: «психическое здоровье»–состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности. Отмечается также, что содержание понятия психического здоровья не исчерпывается только медицинскими и психологическими критериями, в нем отражены также общественные и групповые нормы и ценности. Для оценки психического здоровья используются следующие критерии:осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;критичность к себе, своей деятельности, ее результатам;адекватность психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;способность к самоуправлению поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;способность планировать свою собственную жизнь и реализовывать это;способность изменить способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств[4].Экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) установлено, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниямиили дефектами физического развития, так и с различными внешними неблагоприятными факторами, оказывающими воздействие на психику ребенка. Исследования проблемы воспитания родителями детей, чье поведение отклоняется от нормы, показали, что среди детей преступников и лиц, страдающих психическими расстройствами, чаще встречаются нарушения психического здоровья. Генетические факторы играют некую роль, однако совершенно очевидно, что основная причина этих нарушений связана с неблагоприятной обстановкой в семье и неправильным, ненормативным, возможно,жестоким отношением родителей к детям. В материалах ВОЗ уделяется большое внимание воспитанию ребенка не только в семье, но и в школе, которая оказывает существеннейшее влияние на психосоциальное развитие детей. Подчеркивается решающая роль нравственной атмосфере, которая существует в школе, еестандартовкак социального учреждения и характеравзаимоотношений между ее сотрудниками и детьми[5].Таким образом, нарушения психического здоровья в детском возрасте имеют две важные характерные черты: вопервых, они представляют собой количественные отклонения от нормального процесса психического развития; вовторых, многие проявления можно рассматривать как ответную реакцию на социальное окружение, на происходящие ситуации. В связи с этимнеобходимо выделить и социальное (личностное) здоровье индивида.
Социальное (личностное) здоровье –это определенный уровень развития,сформированности и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция); определенный уровень психического и личностного развития, позволяющий успешно реализовывать это взаимодействие (И. В. Кузнецова). Противоположностью социального здоровья является состояние социальной запущенности. Критериями социального здоровья детей и подростков могут служить:адаптация в референтных общностях (семья, группа детского сада, класс);овладение ведущими и другими видами деятельности (игровая, учебная, учебнопрофессиональная);овладение нормативным, правилосообразным поведением;уравновешенность процессов социализации и индивидуализации;выработка индивидуального стиля поведения (деятельности);наличие самоконтроля и саморегуляции поведения в зависимости от обстоятельств;общая средовая адаптация –интеграция в общество[6].Исходя из вышеперечисленных критериев, выделяютпсихологические параметры психического и личностного здоровья подросткаинвалида, которые следует учитывать при построении программы и выборе стратегии психологического сопровождения в специальной (коррекционной) школе:1.Отношение к себе, Яконцепция.Это система представлений о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. В Яконцепцию входит несколько компонентов:когнитивный (образ своих способностей, внешности, социальной значимости);эмоциональный (самоуважение, самолюбие и т. д.);оценочноволевой (стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.д.). Важно также сравнение реального «Я» с идеальным как степень адекватности Яконцепциив плане ее формирования, развития и коррекции. 2.Отношение к другим. Этот параметр касается характера взаимодействия в микросоциальных отношениях, в кругу значимых других. Отношение к другому человеку является наиболее приемлемым критерием, позволяющим разграничивать нормальное и аномальное развитие (Б. С. Братусь). При наблюдении наиболее важными являются три характеристики взаимодействия: позиция, дистанция, валентность. В межличностных отношениях подростковинвалидов часто встречается эгоцентрическая направленность установок, избираемые социальные роли типа «жертвы» или «обиженного ребенка». 3.Отношение к дефекту.Это комплекс переживаний и ощущений ребенка, интеллектуальных и эмоциональных реакций на дефект, лечение и взаимодействие с окружающими. Установление отношения к болезни является основой коррекции неадекватных позиций и выбора адаптивных стратегий поведения. 4.Специфика развития эмоциональноволевой и интеллектуальной сфер. Важно увидеть, что наиболее подвержено дефекту, что сохранно. Для задач психологического консультирования и дальнейшего сопровождения наиболее значимы оценка уровня зрелости психических функций, наличие или отсутствие элементов психического инфантилизма, установление зоны ближайшегои актуального развития, выделение благоприятных прогностических факторов как предпосылок успешной социальной адаптации клиента. 5.Характеристика типа личности.В основе лежит концепция эмоциональнодинамического паттерна личности, проявляющегося одной или несколькими ведущими тенденциями, т. е. тип личности определяется как конституционально заданным темпераментом, так и социальными аспектами жизни человека. 6.Тип и уровень адаптации.Это характеристика процесса приспособления к условиям и требованиям социальной среды. В работе с подросткамиинвалидами психолог учитывает отклонения в развитии, вызванные первичным дефектом и его последствиями. Болезнь, вызывая нарушения биологического развития, создает препятствия и для социальнопсихологического становления личности. Вторично возникающие явления психического недоразвития, а также личностные установки нередко становятся главным препятствием социальной адаптации. 7.Уровень регуляции поведения и деятельности.Это единство энергетических, динамических и содержательносмысловых аспектов, которое включает в себя: способность к целеполаганию, планированию жизненных целей;степень произвольности, осознанности, опосредованности речью психической деятельности; степень рефлексии; энергетический фон и т. д.[7]Основываясь на принципе функционального единства организма (П. К. Анохин), обусловливающего взаимосвязь и взаимовлияние всех видов здоровья, педагогпсихолог ориентирован на сохранение и укрепление психологического и личностного здоровья детей и подростков как средства и условия их полноценного психического здоровья. Для полноценного развития необходимо подходить к решению данной проблемы комплексно, т. е. работать с детьми, педагогами и родителями, осуществляя их психологопедагогическое сопровождение. Обучение в школе с неизбежностью выявляет недостатки психического развития, обусловленные комплексом причин биологического и социального характера. Мнения о влиянии психотравмирующей для ребенка ситуации, связанной с его несостоятельностью в условиях массовой школы, можно увидеть в работах Н. Л. Белопольской, Т. А. Власовой, В. В. Лебединского, К. С. Лебединской, Г. Е. Сухаревой. Одни исследователи говорят о высокой вероятности возникновения невротических расстройств, патологических реакций протеста в этой ситуации. Другие, в частностиВ. В. Лебединский,подчеркивают, что ситуация систематического неуспеха, в которую дети с отклонениями в развитии попадают, поступая в массовую школу, не только отрицательно влияет на их дальнейшее интеллектуальное развитие, но и способствует аномальному формированию личности. Н. Л. Белопольская доказывает, что в такой ситуации удетей формируется заниженный уровень притязаний, который отмечается не только в отношении к учебным предметам, но и клюбой другой деятельности, содержащей оценочные моменты. Неблагополучие межличностных отношений, неблагоприятное положение детей с нарушениями в развитии в среде сверстников рождают у них ряд гиперкомпенсаторных реакций. Стремясь обеспечить себе успех, они еще прочнее фиксируются в своей деятельности на более раннем уровне развития, концентрируясь, в частности, на игре, дающей больше шансов на успех. Невозможность полноценно реализовать себя в сложившихся условиях становится причиной изменения поведения ребенкаинвалида, возникновения в классе неприятной атмосферы, изза которой уроки проходят не столь эффективно, как планируются. Нарушения правил поведения на уроке и отрицательная реакция учителя на ребенка приводят к формированию стойких защит и потере ребенком интереса к обучению[8].Ребенок является активным участником взаимодействия. Педагоги транслируют ему общекультурные и социальные ценности, ориентируя на определенные пути развития: их роль носит формирующий характер. Родители являются носителями социокультурных ценностей и выполняют регулирующие функции. Психолог преимущественно участвует в развитии как сопровождающий, он создает условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые он выбрал сам и на которые его ориентировали педагоги и родители. Важнейший принцип сопровождения –безусловная ценность внутреннего мира каждого ребенка, приоритетность потребностей его развития. Г. Бардиер (1989), И. Ромазан (1991), Т. Чередникова (1993) считают, что взрослый должен ценить естественные механизмы развития ребенка, не разрушать их, а раскрывать, при этом самому быть и наблюдателем, и соучастником, и исследователем. В зависимости от ситуации развития группы, межличностных отношений отдельных детей психологическое сопровождение предстает в различных формах психологических развивающих занятий. Качественное своеобразие подросткаинвалида задается законом о диалектическом превращении органической неполноценности через субъективное чувство неполноценности и стремление к компенсации и сверхкомпенсации[9].При рассмотрении процесса компенсации в психологическом консультированиикак одного из компонентовпсихологического сопровожденияважно ориентироваться на ряд положений, раскрывающих ее сущность и механизмы:1.Дефект, нарушение является препятствием, которое актуализирует внутренние силы к выздоровлению и социальной полноценности. 2.Любая помощь человеку с дефектом должна опираться на компенсаторные возможности –его движущие силы в развитии. 3.Компенсация имеет целенаправленный характер. Ее цели зависят, с одной стороны, от внутренних стремлений человека к целостности, с другой –от социальных требований и ожиданий и направлены на достижение определенного социального типа (А. Адлер). Социальная полноценностьесть конечная цель, так как все процессы сверхкомпенсации направлены на достижение определенного социального типа, т. е. устранение социальных последствий, связанных с дефектом. 4.Успешность компенсации имеет двойную обусловленность факторами внешнего (социального) и внутреннего (психологического) характера. 5.Компенсация –это результат целенаправленных действий. Компенсаторные силы создают возможность преодоления. Сверхкомпенсация есть крайняя точка одного из двух возможных исходов. Другой полюс –неудача компенсации, бегство в болезнь, полная асоциальность психологической позиции. 6.Путь к полной компенсации сложен и тяжел. Ценность для человека имеет преодоление дефекта, страданий, вызванных им наличием, всвязи счемиспытания выступают как средство для пробуждения,сопротивления и развития ранее не задействованных сил и резервов[10].В связи с этим можно судить о необходимости осуществления психологопедагогического сопровождения лиц с ОВЗ в процессе всего периода обучения в специальной (коррекционной) школе. В психологопедагогической литературе понятие «сопровождение», «психологическое сопровождение» рассматривается достаточно широко. Стратегия психологического сопровождения ребенка в образовательном пространстве, его основные модели и направления являются предметом интенсивного обсуждения в отечественной науке на протяжении нескольких десятилетий (Р. М. Битянова, Е. И. Казакова, И. И. Мамайчук, Л. М. Шипицына и др.). Психологическое сопровождение, по определению И. И. Мамайчук, этодеятельность психолога, направленная на созданиекомплексной системы клиникопсихологических, психологопедагогических и психотерапевтических условий, способствующих успешной их адаптации, реабилитации и личностному росту в социуме (школе, семье, медицинском учреждении) [11]. Р. М. Битяноваговорит о том, чтопсихологическое сопровождение –это вся система профессиональной деятельности психолога, которая направлена на созданиесоциальнопсихологических условий для эмоционального благополучия, успешного развития, воспитания и обучения ребенка в ситуациях социальнопедагогических взаимодействий, организуемых в рамках образовательного учреждения[12].Ю. В. Слюсарев (1989) понятие «сопровождение» употреблял для обозначения недирективной формы оказания людям психологической помощи, направленной «не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности», помощи, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека. Сопровождение понимается как поддержка людей, у которых на определенном этапе развития возникают личностные трудности. Сопровождение рассматривают как системную интегративную технологию социальнопсихологической помощи семье и личности и как один из видов социального патронажа–социальнопсихологический патронаж (Г. Бардиер, 1989, Р. Битянова, 1987, А. Волосников, 1990, А. Деркач, 1991, Л. Митина, 1994). В качестве терминов, обозначающих социальнопсихологическую помощь,предлагаются «содействие» (К. Гуревич, 1987, И. Дубровина, 1989; Э. Верник, 1990, Х. Лийметс, 1992, Ю. Сыэрда, 1993); «событие» (В. Слободчиков, 1995), «соработничество» (С. Хоружий, 1997), «психологическое, или социальнопсихологическое, сопровождение» (Р. Битянова, 1987, Ю. Слюсарев, 1989, Г. Бардиер, 1989, А. Волосников, 1990, А. Деркач, 1991, В. Мухина, 1987). Из всех этих понятий понастоящему прижился в практике лишь термин«сопровождение». Одна из основных причин этого –смысловое совпадение слова «сопровождение» и сущности социальнопсихологической помощи семье или личности в кризисные периоды жизни. Многие исследователи (Л. С. Алексеева, И. В. Ромазан, Т. С. Чередникова, Р.Кочюнас, В. С. Мухина, В. А. Горянина) отмечают, что сопровождение предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности, а успешно организованное социальнопсихологическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему была еще недоступна. По мнению П. И. Зинченко (1998), сущностной характеристикой психологического сопровождения является создание условий для перехода личности и/или семьи к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями». По мнению Л. Б. Филонова (1999), в отличие от коррекции оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на его (ее) собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с миром людей. В процессе психологического сопровождения ребенкаинвалида, ребенка с ОВЗ, происходит его адаптация к жизни, о которой говорилось выше. Ключевым в этом процессе является изменение личностных установок. Важен возникающий в этот момент уровень творческих способностей, направленных на созидание нового. Психологическое сопровождение школьника, особенно инвалида, –это поддержка его на всех этапах формирования новых отношений человека с собой и миром. Результатом психологического сопровождения личности в процессе адаптации к жизни становится новое жизненное качество–адаптивность, то есть способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях. Адаптивность предполагает принятие жизни (и себя как ее части) во всех проявлениях, относительную автономность, готовность и способность изменяться во времени и изменять условия своей жизни–быть ее автором и творцом. Психологопедагогическое сопровождение рассматривают как особый вид помощи ребенку, обеспечивающей его развитие в условиях образовательного процесса, в том числе и специального (коррекционного) (Л. М. Шипицына, Е. И. Казакова, 2001). Основными принципами психологического сопровождения являются: гуманное отношение к ребенку и вера в его силы; квалифицированная помощь и поддержка естественного развития; признание безусловной ценности индивида –приоритет потребностей каждого человека, целей и ценностей его развития; признаниеавтономности и независимости внутреннего мира человека[13].В контексте комплексности психологопедагогического сопровождения, по мнению Е. А. Козырева (1994), основными положениями являются следующие:1.Психологическое сопровождение детей и взрослых отражает содержание запросов, задачи, поставленные участниками школьной жизни. Психологическое сопровождение неэффективно, если оно дублирует учебный процесс во всех его проявлениях, не отвечает интересам школьников. 2.Программа психологических занятий является практическим воплощением идеи о непрерывности психологического сопровождения детей и взрослых в школьной ситуации развития. Принципиально не называются психологические занятия уроками, тем самым подчеркиваются существенные различия между школьными уроками и встречами с психологом. По сути, это программа встреч, общения психолога с детьми, направленная на создание условий для проявления и развития личностных «устремлений»(В. А. Петровский). 3.Психологическое сопровождение ведется в аспекте профилактики, развития, диагностики, социальнопсихологического образования и консультирования детей и взрослых. Виды деятельности, составляющие программу психологического сопровождения, имеют выраженный практикоориентированный характер (развитие умений и навыков в области общения, взаимоотношений, познания, самообладания и т. д.). 4.Личность обладает пятью потенциалами (М. С. Каган). Психологическое сопровождение создает условия, чтобы дети и взрослые почувствовалисвои разносторонние способности, поверили вних. 5.Аксиома психологического сопровождения: индивидуальная жизнь человека самоценна, уникальна, должна быть лишена насилия. 6.Опыт и активность в его накоплении способствуют личностному развитию. 7.Взрослые и дети лучше понимают и развивают друг друга, когда совместно решают значимые задачи. 8.Дети, учителя, родители от конфронтации приходят к взаимопониманию, если они уважительно относятся друг к другу, ответственно подходят к решению жизненных проблем, имеют право и навыки самостоятельного выбора. 9.Формирование содержания психологического сопровождения происходит исходя из опыта участников психологических занятий, закономерностей возрастного развития детей, школьной и внутриклассной ситуации развития отношений и взаимоотношений, интереса детей и взрослых. 10.Программа психологического сопровождения школьников должна быть ориентирована на всех детей независимо от их развития, склонностей, национальности, социального происхождения. Также в ней могут принимать участие все учителя и родители любого возраста, профессии, взглядов. Таким образом, согласно вышеизложенному материалу, психологическое сопровождение инвалидов –это один из видов специализированной психологической помощи, включающий комплексные методы воздействия в виде патронажа специалистов: психолога, клинического психолога, социального педагога, педагоговдефектологов, логопедов, воспитателей и родителей. Психологическое сопровождение–это, вопервых, один из видов патронажа как целостной и комплексной системы поддержки и психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности психологических служб образования; вовторых, интегративная технология, основа которой–создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития личности и в результате эффективного выполнения своих основных функций–адаптивность организма; втретьих, процесс особого рода бытийных отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в помощи; вчетвертых,специально организованный процесс регуляции, развития, повышения уровня психического и личностного здоровья, позволяющий успешно реализовывать взаимодействие индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание ит.д.), формируя и совершенствуя формы и способы этого взаимодействия.
Ссылки на источники1.Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. –М.:МГУ, 1985. 2.ВыготскийЛ. С. Собр. соч.:в6 т. –М.,1993. –Т. 5. 3.Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. –СПб.,1988. 4.ОвчароваР. В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. психол. фак. унтов. –М.:Изд.центр «Академия», 2003. –448 с. 5.Практическая психология образования:учеб.пособие.4е изд. / под ред.И.В.Дубровиной.–СПб.:Питер, 2004. –592 с. 6.Психологическое консультирование подростковинвалидов / И. В. Кузнецова, О. В. Большакова, О. Н. Посысоев и др. –Ярославль, 1996. 7.ОвчароваР. В.Указ. соч.8.КоролеваЮ. А. Психологическое сопровождение социального взаимодействия детей с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения в школеинтернате // Педагогика и психология: становление, ценности и приоритеты: кол.монография / под общ. ред. О. И. Кирикова. –Воронеж: ВГПУ, 2011. –С. 84–98. 9.Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского.10.ОвчароваР. В.Указ. соч.11.МамайчукИ. И.,ИльинаМ. Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития –СПб.:Речь, 2004. –352 с. 12.КузнецоваИ. В.,АхутинаТ. В.,БитяноваР. М. и др. Психологопедагогическое обеспечение коррекционноразвивающей работы в школе: пособие для администрации школ, педагогов и школьных психологов. Кн. 1. –М.:НМЦ «ДАР» им. Л. С. Выготского;Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. 13.Казакова Е. И. Психологопедагогическое, медикосоциальное сопровождение ребенка: проблема развития диагностических исследований // Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития:материалы Всерос.науч.практ.конф.и семинара«Современная психологическая диагностика отклоняющегося развития: методы и средства. Проблемы специальной психологии в образовании». 25–27 ноября 1998 г. –М.,1998.
IrinaGuseva,CandidateofpsychologySciences, associate Professor of the Department of special psychologypopova_ira_78@mail. ruMariya Meleshkina, Senior lecturer at the chair of special psychology, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg mariyamc@mail. ruPsychology and pedagogical support of mental and personality health of disabled teenagers in the educational processAbstract. The article considers the psychological, social and educational support–a special kind of help to the child that ensures its development in terms of the educational institution. Outlines key criteria and parameters of mental and personal health, underlying psychological support, the ultimate goal of which is a sociopsychological usefulness of a teenager with disabilities, adaptive personality. Keywords: psychology and pedagogical support, psychosocial support, mental and personality health, disabled teenagers. References1.Lebedinskij, V. V. (1985) Narushenija psihicheskogo razvitija u detej,MGU, Moscow(in Russian). 2.Vygotskij, L. S. (1993) Sobr. soch.: V 6 vol.,vol. 5, Moscow(in Russian). 3.Karvasarskiy,B. D.(ed.) (1988)Psihoterapevticheskaja jenciklopedija,St. Peterburg(in Russian).
4.Ovcharova, R. V. (2003) Prakticheskaja psihologija obrazovanija: Ucheb. posobie dlja stud. psihol. fak. universitetov,Izdatel'skijcentr “Akademija”,Moscow,448 p. (in Russian) (in Russian).5.Dubrovina,I. V. (ed.) (2004) Prakticheskaja psihologija obrazovanija; Uchebnoe posobie 4e izd.,Piter,St. Peterburg,592 p. (in Russian).6.Kuznecova, I. V.,Bol'shakova, O. V.,Posysoev,O. N. et al. (1996) Psihologicheskoe konsul'tirovanie podrostkovinvalidov,Jaroslavl'(in Russian). 7.Ovcharova, R. V.Op. cit.8.Koroleva, Ju. A. (2011) “Psihologicheskoe soprovozhdenie social'nogo vzaimodejstvija detej s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija v uslovijah integrirovannogo obuchenija v shkoleinternate”, inKirikov,O. I. (ed.) Pedagogika i psihologija: stanovlenie, cennosti i prioritety: monografija kollektivnaja,VGPU, Voronezh,pp. 84–98(in Russian). 9.Karvasarskiy,B. D.(ed.) (1988)Psihoterapevticheskaja jenciklopedija.10.Ovcharova, R. V.Op. cit.11.Mamajchuk, I. I. &Il'ina, M. N. (2004) Pomoshh' psihologa rebenku s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija, Rech', St. Peterburg,352 p. (in Russian).12.Kuznecova, I. V., Ahutina, T. V., Bitjanova, R. M. et al. (1997) Psihologopedagogicheskoe obespechenie korrekcionnorazvivajushhej raboty v shkole: Posobie dlja administracii shkol, pedagogov i shkol'nyh psihologov, kn. 1,NMC “DAR”im. L. S. Vygotskogo,Obrazovatel'nyj centr “Pedagogicheskij poisk”,Moscow (in Russian). 13.Kazakova, E. I. (1998) “Psihologopedagogicheskoe, medikosocial'noe soprovozhdenie rebenka: problema razvitijadiagnosticheskih issledovanij”,in Problemy special'noj psihologii i psihodiagnostika otklonjajushhegosja razvitija:Materialy Vserossijskoj nauchnoprakticheskoj konferencii i seminara “Sovremennaja psihologicheskaja diagnostika otklonjajushhegosja razvitija: metody i sredstva. Problemyspecial'nojpsihologiivobrazovanii”. 2527 nojabrja1998 g., Moscow(in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М.,кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»