Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности обучающихся на уроках музыки
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Коченкова
Л.
П.,
Сергеева
П.
А. Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности обучающихся на уроках музыки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 9 (сентябрь). – С.
131–135. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14253.htm.
Аннотация. Статья посвящена малоисследованной проблеме формирования индивидуального стиля познавательной деятельности обучающихся на уроках музыки. Авторы представляют результаты исследования по реализации программы формирования индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников на уроках музыки.
Ключевые слова:
познавательная деятельность, универсальные учебные действия, индивидуальный стиль познавательной деятельности
Текст статьи
Коченкова Любовь Павловна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических наук ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г.Майкопkochenkova59@yandex.ru
Сергеева Пелагея Александровна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкальноисполнительских дисциплин ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г.Майкоп
Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности обучающихся на уроках музыки
Аннотация. Статья посвящена малоисследованной проблеме формирования индивидуального стиля познавательной деятельности обучающихся на уроках музыки.Авторы представляют результаты исследования по реализации программы формирования индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников на уроках музыки.Ключевые слова: познавательная деятельность,индивидуальный стиль познавательной деятельности, универсальные учебные действия.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В условиях стремительного роста объёма информации и постоянного обновления научных сведений становится невозможным хранение в сознании всего массива жизненно и профессиональнозначимой информации, что вызывает необходимость подготовки выпускников, готовых грамотноработать с информацией, находить пути рационального решения проблем, возникающих в реальной действительности, самостоятельно работать над своим развитием и совершенствованием, готовых к непрерывному образованию. Одной из современных глобальных образовательных тенденций является ориентация на активное освоение человеком не столько знаний, умений инавыков, сколько способов познавательной деятельности, поэтому важной целью обучения становится формирование умений самостоятельно осуществлятьпознавательнуюдеятельность, постоянно обновлять и пополнять имеющийся запас знаний, используя продуктивные приёмы поиска и переработки информации.
Выделим две особенностипознавательнойдеятельности.Первая особенность заключается в индивидуальном характере познания.Следовательно, в соответствии с гуманистическойобразовательной парадигмой, зафиксированной в новом Законе Российской Федерации «Об образовании», учебновоспитательный процесс в школе должен быть направлен на обеспечение максимального психологического комфорта в познавательной деятельности обучающихся и условий для их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными особенностями.Необходим индивидуальный подход, включающий оказание помощи в становлениисубъектностии развитии индивидуальности. Вторая особенность заключается в сложной организации познавательнойдеятельности, которая требует от субъекта, осуществляющего деятельность, использования адекватной системы методов, средств и разнообразия операционных возможностей.Н. А.Менчинская указывает, что «каждому ребенку присущи индивидуальные способы познания мира.Их изучение имеет большое значение для педагогической науки, так как познавательная деятельность является основным видом деятельности школьника, а научить детей учиться, сформировать у них умения осуществлять познавательную деятельность самостоятельноявляется одной из главных задач педагога» [1].Успеха в процессе решения определённых познавательных задач школьник может достичь при условии, если он использует сильные стороны своей индивидуальности, компенсируя её слабые стороны.Этому способствует сформированный у обучающегося индивидуальный стиль познавательной деятельности (ИСПД), который также позволяет личности стать более успешной, является важным условием развития ее индивидуальности и сохранения здоровья школьника, снижая уровень утомляемости, тревожности.
Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности начинается в начальных классах, так как именно в младшем школьном возрасте закладываются основы осознанной познавательной деятельности, развиваются произвольность, анализ, внутренний план действий,рефлексияи саморегуляция, осваиваются приёмы познания. Особенности организации процесса познания и освоения обучающимися приёмов познавательной деятельности в учебном процессе рассматривали многиепедагогии психологи: В. А.Беликов, П. П.Блонский, A. К.Громцева, В. В.Давыдовидр.Но ответ на вопрос о том, как осуществить формирование единообразныхпознавательныхприёмов у школьников с учётом их индивидуального своеобразия, развить индивидуальный стиль познавательной деятельности в условиях массовой школы, требует уточнения.В работах Я. А. Коменского,З. И.Калмыковой, А.А.Кирсанова, и других раскрываются значение и механизмыиндивидуализацииобучения.Проблемы развития индивидуальности и субъектностиобучающихся рассматриваются в исследованиях К. А.АбульхановойСлавской, В. В.Давыдова, А.В.Либина, В. С.Мерлинаи др.Теория индивидуального стиля деятельности и его формирования разрабатывалась В. С.Мерлиным, М. Р.Щукиным, О. С.Самбикиной и другими учёнымив основном в рамках общей, дифференциальной и педагогической психологии.
Изучение формирования индивидуального стиля познавательной деятельностиобучающихся на уроках музыкив педагогике ранее специально не проводилось, недостаточно разработаны понятийный аппарат и теория формирования стиля, а также методика формирования стиля познавательной деятельности младшихшкольникови способы оценки уровня егосформированности.Анализ литературы и деятельности образовательных учреждений позволил выявитьследующие противоречия:между необходимостью развития индивидуальности, индивидуального стиля деятельностишкольникаи недостаточной разработанностью теоретических вопросов формирования индивидуального стиля познавательной деятельности на уроках музыки;между тенденциейгуманизацииобразования, стремлением педагогов обеспечить построение индивидуальных способов познания обучающихся и малой разработанностью приёмов, позволяющих осуществить формирование индивидуального стиля познавательной деятельности на уроках музыки. Указанные противоречия обусловили актуальность исследования и определили выбор его темы:«Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности обучающихся на уроках музыки». Для каждогообучающегося характерен индивидуальный стиль познавательной деятельности.По определению В. А.Рожиной, «под индивидуальным стилем познавательной деятельности следует понимать систему индивидуальносвоеобразных способов активного взаимодействия субъекта с объектом познания (природой, обществом, культурными ценностями, самим собой, опытом познания и деятельности и т. д.)» [2]. В структуре индивидуального стиля познавательной деятельности В. С.Мерлиным выделены три компонента: 1.Субъективный (особенности мотивационной, волевой, эмоциональной сфер, познавательные интересы, знание своих познавательных возможностей, умения рефлексии и саморегуляции). Операциональный (система познавательных приёмов, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуальных свойств, приобретённые познавательные знания, умения и навыки).
3.Результативный (индивидуальное своеобразие продуктов познавательной деятельности) [3]. Психические процессы (восприятие, внимание, воображение, память, мышление) являются необходимыми аспектами в формировании индивидуального стиля познавательной деятельности.О. С.Самбикина обращает наше внимание на то, что все процессы познания направлены на тот или инойобъект,который в них отражается: мы воспринимаемчтото,думаем очемто, чтотосебе представляем или воображаем.Совокупность ощущений формирует чувственный состав предметных образов реальности.Ощущения дают первичную информацию о предмете [4].Восприятие, по мнению Э. А.Бараз, есть целостное чувственное отображение предмета в единстве его чувственных образов.Восприятие нетолько даёт целостный образ, но и осуществляет ориентацию человека в мире.Оно тесно связано с мышлением, памятью, вниманием и воображением.Внимание проявляется внутри восприятия, мышления.Внимание сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.Воображение характеризуется как способность сознания создавать образы, представления, идеии манипулировать ими [5].В широком смыслевсякий процесс, протекающий «в образах»,является воображением.Память же можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта.Мышление же представляет собой опосредованное или обобщенное отражение действительности окружающего нас мира [6]. Для формирования индивидуального стиля познавательной деятельности обучающихся необходима целенаправленная систематическая работа педагога совместно с учителями, родителями, обучающимися.Также, прежде всего, необходима специальная подготовка самих учителей по данной проблеме.Для этих целей разработчики программ предлагают использовать различные методические приемы, направленные на просвещение учителей;это может быть анкетирование или интервьюирование для выявления профессиональной направленности педагога, проектирование уроков, мероприятий по формированию ИСПД, ознакомление с особенностями организации работы и др.Работа с обучающимися может состоять в организации системы занятий по формированию ИСПД.Работа с родителями предполагает проведение родительских собраний, лекций, индивидуальных консультаций.
Наше экспериментальное исследование содержало три основных этапа.На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент по изучению уровня развития школьной мотивации; развития у обучающихся познавательных умений: анализа, планирования, синтеза; уровняразвития познавательных способностей: памяти, мышления, внимания, воображения.Второй этап предполагал реализацию разработанной нами программы по формированию ИСПД обучающихся третьих классов на уроках музыки.Третий этап основывался на выявлении результативности программы. Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 2» г.Майкопа.В эксперименте приняли участие учащиеся 3 «А» и 3 «Б» классов в количестве 34 человек.3«А» составил экспериментальную группу (ЭГ), 3 «Б» контрольную группу (КГ) по 17 человек в каждой.
Для диагностики мотивационной направленности детей были проведены: анализ музыкальноинтонационных данных, минисочинение в игровой форме, опросники, анкетирование.Выявилось, что у детей экспериментальной и контрольной группнаиболее ярко были выражены такие качества,как интерес к художественному исполнению песен, желание инсценировать (ритмом, игрой на инструментах, мимикой,пантомимой), импровизировать голосом, а стремление к спору (дискуссиям), активности обнаружения общих проблемных вопросов в формировании сюжетной линии, логике построения песни почти отсутствовало. Для исследования уровня развития школьной мотивации намибыла выбрана методика Н. Г.Лускановой «Уровень школьной мотивации», для определения уровня развития познавательных умений были использованы следующие методики: методика «Полоска» Л. И.Аршавиной, определяющая уровень сформированности теоретических действий анализа, методика «Найди фигуру» Л. И.Аршавиной для определения уровня сформированности теоретических действий планирования, методика «Анаграммы» А. З.Зака, определяющая уровень сформированности познавательного умения рефлексии.
Для определения уровня познавательных способностеймы использовали такие методики: методика «Оценка объема кратковременной слуховой памяти» А. Г.Лурия, методика «Сравнение понятий» выявлениеуровня развития мышления, методика «Изучение произвольности внимания» выявлениеуровня развития внимания, методика «Дорисовывание фигур» О. М.Дьяченко выявлениеуровня воображения.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что в ЭГ высокий уровень индивидуального стиля познавательной деятельности имеют 24% обучающихся, средний уровень 41%, низкий 35%, в КГ высокий уровень имеют 29% обучающихся, средний уровень 36%, низкий 35%.На заключительном этапе эксперимента были применены те же методики, что и на констатирующем этапе.
Нами были выделены критерии сформированности индивидуального стиля познавательной деятельности детей младшего школьного возраста:положительная школьная мотивация;развитие познавательных умений: анализа, синтеза, планирования, рефлексии;развитие познавательных способностей: внимания, памяти, мышления, воображения.
На основе данных критериев нами была разработана программа по формированию индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников на уроках музыки.Среди детей, обучающихся в массовой школе, нет таких, которые были бы не способны к обучению, усвоению значительного объёма учебных знаний и навыков.Отсутствие достижений, низкие школьные результатысвязанысо многими внешними и внутренними причинами, и важное место среди них занимает неумение детей опираться в учебной работе на особенности и возможности своей психики.Для того чтобы учебная деятельность детей на уроках музыки была более успешной,и была разработана программа.
Содержательный компонент программы предполагает формирование у учащихся определенных умений: а) попоиску и передаче певческой информации; б)владению различными способами познавательной деятельности в раскрытии художественного образа; в) владению вербальными коммуникациями; г) планированию своих действий, выражающихся в творческих процедурах; д) составлению последовательности наглядносмысловых знаков, передающих правильность раскрытия художественного образа; е) использованию дедуктивных и индуктивных методов познания многообразных аспектов бытия; ж)анализированию художественных образов; з) переходу из одной образной ситуации в другую, преобразующую своим «Я»; и)интерпретации (нахождении основных точек опоры в раскрытии художественного образа); к) импровизации. Данная программа состоит из трех разделов. Раздел №1.Формирование учебнопознавательноймотивации на уроках музыки
Музыка как искусство и музыка как учебный предмет обладают значительным воспитательным потенциалом.Чтобы способствовать формированию ИСПД,организуется такое учебновоспитательное пространство, которое обеспечивает реализацию на практике принципа свободы, предоставляющего обучающемуся реальную возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирования чувства ответственности за её результаты.
Предлагаемые занятия построены таким образом, что в их основу положена учебнопознавательная деятельность обучающихся, направленная на стимулирование личностного восприятия музыкального произведения, когда каждый ученик, постигая объективное содержание произведений музыкального искусства, находит в них пищу для размышленийи глубоких переживаний.Музыкальный материал подобран с яркими художественными образами, связанными с жизненными явлениями, воздействующими на эмоции детей, развивающими художественномотивационную сферу чувства, эмоциональноценностное отношение к миручерез художественномузыкальные образы, и учебнопознавательную сферу устойчивого интереса к музыкальному искусству и музыкальным занятиям, позитивного эмоционального отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в разнообразных видах музыкальнотворческой деятельности. В процессе обучения создавались психологические условия, возбуждающие у детей многогранные эмоции, способствующие формированию положительного отношения к учебе.Свобода мысли, самопроявление, самоорганизация создаются атмосферой доброжелательности, творческим энтузиазмом, позицией нравственного самосовершенствования учителя.Деятельность индивида, как пишут многие ученые, является творческой в том случае, когда она не осуществляется по заданному образцу, не является чисто репродуктивным повторением, а есть результат рефлексии.От совместных поисков, от общения с товарищами, от преодоления трудностей у ребёнка возникает чувство удовлетворения, которое побуждает и формирует стремление к дальнейшему совершенствованию своих способностей по усвоению программного материала. Раздел №2.Формирование познавательных умений: анализа, планирования, рефлексииПри изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия ианализа музыкальных художественных образов, планирования и рефлексии своей деятельности, что обеспечивается прежде всегочерез формирование познавательных универсальных учебных действий.
Мелодия это мысль, выраженная в знаковосимволическом виде, т. е.с помощью звуков.Таким образом, знаковосимволические универсальные учебные действия являются основными для предмета «Музыка».Основная идея произведения понимается с помощью анализа мелодии произведения, его интонации.Знаковосимволические учебные действияобеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала и представляют действия планирования, выделения существенного, а затем и рефлексиив процессе приобщения к шедеврам мировой музыкальной культуры народного, профессионального музыкального творчества. Опираясь на концепции об обучении операциям мышления анализу и синтезу (Д. Н.Богоявленский, Е. Н.КабановаМеллер, Н. А.Менчинская и др.), мыпредполагалиформирование у детей умения мысленно разлагать музыкальный материал по принципу формообразования на составные части в двух направлениях: по горизонтали (куплетная форма, структура) и по вертикали (ритмический рисунок, темп, тембр, лад и т. д.).При прослушивании музыкального материала предполагалась ориентация детей на концентрирование внимания поочередно на всех составляющих его элементах, обращая внимание на самостоятельный процесс разделения музыкальной ткани на элементы, сообщая детям, что этот мыслительный процесс называется анализом ичто,пользуясь им, человек может познать всё вокруг себя.Чтобы дети поняли, что этим методом можно пользоваться везде и всюду, анализу подвергались предметы, качество различных голосов, музыкальные инструменты и т. д.
Использование элементов анализа и синтеза в работе с детьми объяснялось стремлением внушить детям, что мир вокруг нас не замыкается на конкретном музыкальном творчестве, а методы, применяемые на занятиях музыки, можно использовать как «ключик», открывающийдвери в другие области человеческого знания и практики, и что человек, умеющий пользоваться этими методами, может самостоятельно осваивать новые формы деятельности и творчества, что пользоваться методом анализа значит стать первооткрывателем истин для самого себя, значит уметь выделять существенные стороны объекта.На новом музыкальном материале учащиеся побуждались из цельной музыкальной канвы самостоятельно выделять то ритм, то смысл слова, то особенности лада, то интонационнотесситурные элементы.На этом основывались и проводимые нами разнохарактерные музыкальные игры, где ставились познавательные проблемные задачи.
Уроки музыки способствовали формированию умений самостоятельного интонационнообразного и жанровостилевого анализа музыкальных сочинений на основе понимания интонационной природы музыки и использования различных видов музыкальнопрактической деятельности; планирования собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки, создания музыкальных композиций; музицирования на основе разработанного исполнительского плана с учетом особенностей развития образов.Таким образом, музыкальноаналитическая деятельность, наряду с исполнительской (вокальнохоровой), становилась приоритетной.
Формирование такой мыслительной операции, как синтез,проводилось также в игровой форме.Давался набор различных ритмических структур, элементов, различных стихотворных текстов.Задание:подобрать соответствующие друг другу пары музыкальный ритм и стих.Проводились также игры, в которых необходимо сочинитьмузыку на заданный стих, поменять слова в песне на другие, изменить ритм песни, темп, тембр и т. д. Развитие умений планирования собственных действий осуществлялось в процессе восприятия и исполнения музыки, создания музыкальных композиций, музицированияна основе разработанного исполнительского плана с учетом особенностей развития образов.Например, в процессе работы учащимся предлагалось задание: «Поделись с нами своими дальнейшими планами, расскажи свой замысел, свое представление, воображение о том, как должна звучать песня в твоем исполнении».Детьми осуществлялось и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия в процессе музыкальной деятельности, а также при организациипроектноисследовательской деятельности.
Формирование умений владения формами рефлексии осуществлялось при индивидуальной оценке восприятия и исполнения музыкальных произведений разных жанров, стилей, эпох, оценивания собственной музыкальнотворческой деятельности и деятельности одноклассников.Осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнера происходило в процессе анализа музыки, в коллективном, ансамблевом музицировании. Раздел №3.Развитие познавательных способностей: внимания, памяти, воображения, мышленияПрограмма формирования ИСПД на уроках музыки представляет комплекс занятий, сочетающих в себе развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом, что обеспечивает развитие как познавательных потребностей, так и их психических качеств, являющихся необходимым условием формирования ИСПД. В основе развития познавательных способностей лежит принцип разнообразия творческопоисковых задач.При этомосновными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Основное время на занятиях отведено самостоятельному выполнению детьми логическипоисковых заданий, благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: действовать самостоятельно, принимать решения. Данный раздел создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поисковой деятельности, вызывает у него чувство уверенности в своих силах.Во время занятийпроисходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных действий, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Процессуальнометодический аспект формирования ИСПД у обучающихся предполагал следующие виды деятельности учителя: организаторскую, диагностическую, информационнообъяснительную, коммуникативностимулирующую, аналитикооценочную, исследовательскотворческую.
В содержании уроков предусматривались внешние и внутренние действия учащихся: предметные (пение); перцептивные (слушание, наблюдение и др.); символические, связанные с использованием речи; мнемические (запоминание материала, воображение и др.); интеллектуальные (анализ,синтез, сравнение, обобщение ит.д.); самоконтроль, самооценка, анализ и оценка результатов деятельности. В качестве одной из теоретических основ организации обучения на уроках музыки служила теория проблемного обучения (И. Я.Лернер, А. И.Матюшкин, М.И.Махмутов и др.), ориентирующая на систематическое и целенаправленное включение обучаемых в решение проблемных вопросов, проблемных ситуаций,проблемных задач, что приводит к формированию как творческих способностей, так и познавательных, развитиюпознавательных умений. Если такие методы, как информационнорецептивный, инструктивнорепродуктивный,организуют восприятие и воспроизведение музыкального репертуара, т. е.рецептивное и репродуктивное мышление, то функцию творческого мышления, способность чувствовать красоту, колорит песни, эмоциональнообразное переживание реализуют методы проблемного изложения (например, сопоставление разнообразия тембральных красок при исполнении одного и того же произведения) и частичнопоисковый метод (через эвристические беседы).
При структурировании проблемных задач мы опирались на формулуЗ. К.Меретуковой, имеющую следующую структуру:ФУ(формулирование условия);ФВ(формулирование вопроса);ОПР (организация поиска решения). В процессе изложения информационного материала педагог стремится выстроить диалог с учениками.Для такого учителя характерен творческий и эмоциональноценностный стиль обучения (Н. В.Бордовская).Творческому стилю обучения присущи следующие линии поведения учителя:умение поставить творческие проблемы так, чтобы вызвать интерес к размышлению, анализу и сравнению известных фактов, событий,явлений;стимулирование к поиску новых знаний и нестандартных способов решения задач и проблем;поддержка ученика на пути к самостоятельным выводам и обобщениям.
Активный поиск решения познавательных задач средствами музыкальной художественной выразительности, предложенный учителем, приобретает продуктивный характер, активизирует мышление, пробуждает интерес к познанию. Кроме того, дети включались в решение таких заданий, как сравнивать все элементы одной песни с другой: ритмическую структуру, текст, аккомпанементы, высоту звуков, певческую атаку звука с различной подачей певческого стиля, певческой манеры (народной, академической, бытовой).При этом объяснялось, что всем явлениям, процессам, предметам действительности присущи признаки сходства и различия, а мыслительная операция, как определяющая эти признаки, называется сравнением.Для лучшего осознания предлагался алгоритм (последовательных шагов) для сравнения:
а)выяснить, можно ли сравнивать и какие признаки являются основой для сравнения;б)сформироватьпризнаки двух объектов;в)найти сходные и отличительные признаки, выделив самые существенные;г)оформить выводы и сравнения. На этапе упражнений тренировалось внимание детей на сравнении тембров, ритма, целых песен, движений.
Разрабатываяпроцессуальнометодический аспект программы, мы определяли не только пути и способы усвоения программного материала, но и способы организации развивающей учебной деятельности, направленной на восприятие, понимание, анализ художественного образа, на образное сравнение. Основными формами работы уроках музыки по реализации программы являлись: фронтальная, групповая, индивидуальная.Активно использовалась самостоятельная работа на занятиях и домашняя самостоятельная работа.На занятиях применялиследующие формы работы учащихся: мозговая атака, игра, диалог, дискуссия, интерпретация, импровизация, декламация и др. Условия, необходимые для организации систематической работы по формированию индивидуального стиля познавательной деятельности, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом.Этому может служить специальная организация кружков, детских музыкальных коллективов и др.Программа таких занятий может предусматривать проведение занятий в различных формах: групповой, индивидуальной.
После проведения формирующего эксперимента в ЭГ были получены следующие результаты: высокий уровень сформированности ИСПД повысился с 24% до 47% и,соответственно,понизился низкий уровень с 35% до 12%, в контрольной же группе таких изменений не наблюдалось.Для того чтобы достоверно установить, оказалась ли программа результативной, мы применяли знаковый критерий для выявления тенденции изменения уровня сформированности индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников.Нами было выявлено статистически значимое повышение результативности после реализации программы. Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы.После проведения формирующего эксперимента уровень формирования ИСПД младших школьников экспериментальной и контрольной группстал значительно отличаться.У детей экспериментальной группы уровень значительно вырос, в то время как у детей контрольной группы остался без изменений.Формирующий эксперимент оказал позитивное влияние на стилеобразование у учащихся экспериментального класса, с которыми проводилась систематическая работа на уроках музыки по формированию ИСПД.
Таким образом, анализ полученных результатов показывает, что разработанная нами программа по формированию ИСПД у обучающихся является эффективной.
Ссылки на источники1.МенчинскаяН.А. Психологические вопросы анализа развивающего эффекта обучения //Вопросы организации и методов исследования знаний, умений и навыков учащихся. М.: Педагогика, 2009. С.123.2.РожинаВ.А. Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников // Начальная школа. 2011. № 12. С. 56.3.МерлинВ.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Просвещение, 2010. 254 с.4.СамбикинаО.С. Индивидуальный стиль учебной деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук. Пермь, 2009. 20 с.5.БаразЭ.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе личностноориентированного взаимодействия участников обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2009. 19 с.6.ДубровинаИ.В.,Данилова Е. Е., Прихожан A. M. Психология: учеб.для студ. сред. пед. учеб. завед./под ред. И.В.Дубровиной. М.: Изд.центр «Академия», 2009. 464 с.
LubovKochenkova, CandidateofPedagogicalSciences, associateprofessoratthechairofPedagogyandEducationalSciencesAdyghe State University, Maikop kochenkova59@yandex.ruPelagia Sergeeva, Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor at the chair of Music and performing disciplines Adyghe State University, Maikop Formation of individual style of cognitive activity of students at music lessonsAbstract.The article is devoted to the littlestudied problem of formation of the individual style of the cognitive activity of students at music lessons. The authors present the results of studies on the implementation of the program of formation of the individual style of informative activity of younger students in music lessons. Keywords:cognitive activity, individual style of cognitive activity, universal learning activities.References1.Menchinskaja, N. A. (2009) “Psihologicheskievoprosyanalizarazvivajushhegojeffektaobuchenija”,inVoprosyorganizaciiimetodovissledovanijaznanij, umenijinavykovuchashhihsja, Pedagogika, Moscow,p. 123(inRussian).2.Rozhina, V. A. (2011) “Formirovanieindividual'nogostiljapoznavatel'nojdejatel'nostimladshihshkol'nikov”,Nachal'najashkola, № 12, p. 56(inRussian).3.Merlin, V. S. (2010) Ocherk integral'nogo issledovanija individual'nosti, Prosveshhenie, Moscow, 254 p.4.Sambikina, O. S. (2009) Individual'nyj stil' uchebnoj dejatel'nosti: avtoref. dis. kand. psihol. nauk, Perm', 20 p.(in Russian).5.Baraz, Je. A. (2009) Formirovanie poznavatel'nyh interesov mladshih shkol'nikov v processe lichnostnoorientirovannogo vzaimodejstvija uchastnikov obuchenija: avtoref. dis. kand. ped. nauk,Cheljabinsk, 19p.(in Russian).6.Dubrovina, I. V. (ed.), Danilova, E. E. &Prihozhan A. M.(2009)Psihologija: Uchebnik dlja stud. sred. ped. ucheb. zavedenij, Izdatel'skij centr “Akademija”, Moscow, 464 p.(in Russian).
Рекомендованокпубликации:
ГоревымП. М.,кандидатомпедагогическихнаук, главнымредакторомжурнала «Концепт»
Сергеева Пелагея Александровна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкальноисполнительских дисциплин ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г.Майкоп
Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности обучающихся на уроках музыки
Аннотация. Статья посвящена малоисследованной проблеме формирования индивидуального стиля познавательной деятельности обучающихся на уроках музыки.Авторы представляют результаты исследования по реализации программы формирования индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников на уроках музыки.Ключевые слова: познавательная деятельность,индивидуальный стиль познавательной деятельности, универсальные учебные действия.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В условиях стремительного роста объёма информации и постоянного обновления научных сведений становится невозможным хранение в сознании всего массива жизненно и профессиональнозначимой информации, что вызывает необходимость подготовки выпускников, готовых грамотноработать с информацией, находить пути рационального решения проблем, возникающих в реальной действительности, самостоятельно работать над своим развитием и совершенствованием, готовых к непрерывному образованию. Одной из современных глобальных образовательных тенденций является ориентация на активное освоение человеком не столько знаний, умений инавыков, сколько способов познавательной деятельности, поэтому важной целью обучения становится формирование умений самостоятельно осуществлятьпознавательнуюдеятельность, постоянно обновлять и пополнять имеющийся запас знаний, используя продуктивные приёмы поиска и переработки информации.
Выделим две особенностипознавательнойдеятельности.Первая особенность заключается в индивидуальном характере познания.Следовательно, в соответствии с гуманистическойобразовательной парадигмой, зафиксированной в новом Законе Российской Федерации «Об образовании», учебновоспитательный процесс в школе должен быть направлен на обеспечение максимального психологического комфорта в познавательной деятельности обучающихся и условий для их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными особенностями.Необходим индивидуальный подход, включающий оказание помощи в становлениисубъектностии развитии индивидуальности. Вторая особенность заключается в сложной организации познавательнойдеятельности, которая требует от субъекта, осуществляющего деятельность, использования адекватной системы методов, средств и разнообразия операционных возможностей.Н. А.Менчинская указывает, что «каждому ребенку присущи индивидуальные способы познания мира.Их изучение имеет большое значение для педагогической науки, так как познавательная деятельность является основным видом деятельности школьника, а научить детей учиться, сформировать у них умения осуществлять познавательную деятельность самостоятельноявляется одной из главных задач педагога» [1].Успеха в процессе решения определённых познавательных задач школьник может достичь при условии, если он использует сильные стороны своей индивидуальности, компенсируя её слабые стороны.Этому способствует сформированный у обучающегося индивидуальный стиль познавательной деятельности (ИСПД), который также позволяет личности стать более успешной, является важным условием развития ее индивидуальности и сохранения здоровья школьника, снижая уровень утомляемости, тревожности.
Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности начинается в начальных классах, так как именно в младшем школьном возрасте закладываются основы осознанной познавательной деятельности, развиваются произвольность, анализ, внутренний план действий,рефлексияи саморегуляция, осваиваются приёмы познания. Особенности организации процесса познания и освоения обучающимися приёмов познавательной деятельности в учебном процессе рассматривали многиепедагогии психологи: В. А.Беликов, П. П.Блонский, A. К.Громцева, В. В.Давыдовидр.Но ответ на вопрос о том, как осуществить формирование единообразныхпознавательныхприёмов у школьников с учётом их индивидуального своеобразия, развить индивидуальный стиль познавательной деятельности в условиях массовой школы, требует уточнения.В работах Я. А. Коменского,З. И.Калмыковой, А.А.Кирсанова, и других раскрываются значение и механизмыиндивидуализацииобучения.Проблемы развития индивидуальности и субъектностиобучающихся рассматриваются в исследованиях К. А.АбульхановойСлавской, В. В.Давыдова, А.В.Либина, В. С.Мерлинаи др.Теория индивидуального стиля деятельности и его формирования разрабатывалась В. С.Мерлиным, М. Р.Щукиным, О. С.Самбикиной и другими учёнымив основном в рамках общей, дифференциальной и педагогической психологии.
Изучение формирования индивидуального стиля познавательной деятельностиобучающихся на уроках музыкив педагогике ранее специально не проводилось, недостаточно разработаны понятийный аппарат и теория формирования стиля, а также методика формирования стиля познавательной деятельности младшихшкольникови способы оценки уровня егосформированности.Анализ литературы и деятельности образовательных учреждений позволил выявитьследующие противоречия:между необходимостью развития индивидуальности, индивидуального стиля деятельностишкольникаи недостаточной разработанностью теоретических вопросов формирования индивидуального стиля познавательной деятельности на уроках музыки;между тенденциейгуманизацииобразования, стремлением педагогов обеспечить построение индивидуальных способов познания обучающихся и малой разработанностью приёмов, позволяющих осуществить формирование индивидуального стиля познавательной деятельности на уроках музыки. Указанные противоречия обусловили актуальность исследования и определили выбор его темы:«Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности обучающихся на уроках музыки». Для каждогообучающегося характерен индивидуальный стиль познавательной деятельности.По определению В. А.Рожиной, «под индивидуальным стилем познавательной деятельности следует понимать систему индивидуальносвоеобразных способов активного взаимодействия субъекта с объектом познания (природой, обществом, культурными ценностями, самим собой, опытом познания и деятельности и т. д.)» [2]. В структуре индивидуального стиля познавательной деятельности В. С.Мерлиным выделены три компонента: 1.Субъективный (особенности мотивационной, волевой, эмоциональной сфер, познавательные интересы, знание своих познавательных возможностей, умения рефлексии и саморегуляции). Операциональный (система познавательных приёмов, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуальных свойств, приобретённые познавательные знания, умения и навыки).
3.Результативный (индивидуальное своеобразие продуктов познавательной деятельности) [3]. Психические процессы (восприятие, внимание, воображение, память, мышление) являются необходимыми аспектами в формировании индивидуального стиля познавательной деятельности.О. С.Самбикина обращает наше внимание на то, что все процессы познания направлены на тот или инойобъект,который в них отражается: мы воспринимаемчтото,думаем очемто, чтотосебе представляем или воображаем.Совокупность ощущений формирует чувственный состав предметных образов реальности.Ощущения дают первичную информацию о предмете [4].Восприятие, по мнению Э. А.Бараз, есть целостное чувственное отображение предмета в единстве его чувственных образов.Восприятие нетолько даёт целостный образ, но и осуществляет ориентацию человека в мире.Оно тесно связано с мышлением, памятью, вниманием и воображением.Внимание проявляется внутри восприятия, мышления.Внимание сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.Воображение характеризуется как способность сознания создавать образы, представления, идеии манипулировать ими [5].В широком смыслевсякий процесс, протекающий «в образах»,является воображением.Память же можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта.Мышление же представляет собой опосредованное или обобщенное отражение действительности окружающего нас мира [6]. Для формирования индивидуального стиля познавательной деятельности обучающихся необходима целенаправленная систематическая работа педагога совместно с учителями, родителями, обучающимися.Также, прежде всего, необходима специальная подготовка самих учителей по данной проблеме.Для этих целей разработчики программ предлагают использовать различные методические приемы, направленные на просвещение учителей;это может быть анкетирование или интервьюирование для выявления профессиональной направленности педагога, проектирование уроков, мероприятий по формированию ИСПД, ознакомление с особенностями организации работы и др.Работа с обучающимися может состоять в организации системы занятий по формированию ИСПД.Работа с родителями предполагает проведение родительских собраний, лекций, индивидуальных консультаций.
Наше экспериментальное исследование содержало три основных этапа.На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент по изучению уровня развития школьной мотивации; развития у обучающихся познавательных умений: анализа, планирования, синтеза; уровняразвития познавательных способностей: памяти, мышления, внимания, воображения.Второй этап предполагал реализацию разработанной нами программы по формированию ИСПД обучающихся третьих классов на уроках музыки.Третий этап основывался на выявлении результативности программы. Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 2» г.Майкопа.В эксперименте приняли участие учащиеся 3 «А» и 3 «Б» классов в количестве 34 человек.3«А» составил экспериментальную группу (ЭГ), 3 «Б» контрольную группу (КГ) по 17 человек в каждой.
Для диагностики мотивационной направленности детей были проведены: анализ музыкальноинтонационных данных, минисочинение в игровой форме, опросники, анкетирование.Выявилось, что у детей экспериментальной и контрольной группнаиболее ярко были выражены такие качества,как интерес к художественному исполнению песен, желание инсценировать (ритмом, игрой на инструментах, мимикой,пантомимой), импровизировать голосом, а стремление к спору (дискуссиям), активности обнаружения общих проблемных вопросов в формировании сюжетной линии, логике построения песни почти отсутствовало. Для исследования уровня развития школьной мотивации намибыла выбрана методика Н. Г.Лускановой «Уровень школьной мотивации», для определения уровня развития познавательных умений были использованы следующие методики: методика «Полоска» Л. И.Аршавиной, определяющая уровень сформированности теоретических действий анализа, методика «Найди фигуру» Л. И.Аршавиной для определения уровня сформированности теоретических действий планирования, методика «Анаграммы» А. З.Зака, определяющая уровень сформированности познавательного умения рефлексии.
Для определения уровня познавательных способностеймы использовали такие методики: методика «Оценка объема кратковременной слуховой памяти» А. Г.Лурия, методика «Сравнение понятий» выявлениеуровня развития мышления, методика «Изучение произвольности внимания» выявлениеуровня развития внимания, методика «Дорисовывание фигур» О. М.Дьяченко выявлениеуровня воображения.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что в ЭГ высокий уровень индивидуального стиля познавательной деятельности имеют 24% обучающихся, средний уровень 41%, низкий 35%, в КГ высокий уровень имеют 29% обучающихся, средний уровень 36%, низкий 35%.На заключительном этапе эксперимента были применены те же методики, что и на констатирующем этапе.
Нами были выделены критерии сформированности индивидуального стиля познавательной деятельности детей младшего школьного возраста:положительная школьная мотивация;развитие познавательных умений: анализа, синтеза, планирования, рефлексии;развитие познавательных способностей: внимания, памяти, мышления, воображения.
На основе данных критериев нами была разработана программа по формированию индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников на уроках музыки.Среди детей, обучающихся в массовой школе, нет таких, которые были бы не способны к обучению, усвоению значительного объёма учебных знаний и навыков.Отсутствие достижений, низкие школьные результатысвязанысо многими внешними и внутренними причинами, и важное место среди них занимает неумение детей опираться в учебной работе на особенности и возможности своей психики.Для того чтобы учебная деятельность детей на уроках музыки была более успешной,и была разработана программа.
Содержательный компонент программы предполагает формирование у учащихся определенных умений: а) попоиску и передаче певческой информации; б)владению различными способами познавательной деятельности в раскрытии художественного образа; в) владению вербальными коммуникациями; г) планированию своих действий, выражающихся в творческих процедурах; д) составлению последовательности наглядносмысловых знаков, передающих правильность раскрытия художественного образа; е) использованию дедуктивных и индуктивных методов познания многообразных аспектов бытия; ж)анализированию художественных образов; з) переходу из одной образной ситуации в другую, преобразующую своим «Я»; и)интерпретации (нахождении основных точек опоры в раскрытии художественного образа); к) импровизации. Данная программа состоит из трех разделов. Раздел №1.Формирование учебнопознавательноймотивации на уроках музыки
Музыка как искусство и музыка как учебный предмет обладают значительным воспитательным потенциалом.Чтобы способствовать формированию ИСПД,организуется такое учебновоспитательное пространство, которое обеспечивает реализацию на практике принципа свободы, предоставляющего обучающемуся реальную возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирования чувства ответственности за её результаты.
Предлагаемые занятия построены таким образом, что в их основу положена учебнопознавательная деятельность обучающихся, направленная на стимулирование личностного восприятия музыкального произведения, когда каждый ученик, постигая объективное содержание произведений музыкального искусства, находит в них пищу для размышленийи глубоких переживаний.Музыкальный материал подобран с яркими художественными образами, связанными с жизненными явлениями, воздействующими на эмоции детей, развивающими художественномотивационную сферу чувства, эмоциональноценностное отношение к миручерез художественномузыкальные образы, и учебнопознавательную сферу устойчивого интереса к музыкальному искусству и музыкальным занятиям, позитивного эмоционального отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в разнообразных видах музыкальнотворческой деятельности. В процессе обучения создавались психологические условия, возбуждающие у детей многогранные эмоции, способствующие формированию положительного отношения к учебе.Свобода мысли, самопроявление, самоорганизация создаются атмосферой доброжелательности, творческим энтузиазмом, позицией нравственного самосовершенствования учителя.Деятельность индивида, как пишут многие ученые, является творческой в том случае, когда она не осуществляется по заданному образцу, не является чисто репродуктивным повторением, а есть результат рефлексии.От совместных поисков, от общения с товарищами, от преодоления трудностей у ребёнка возникает чувство удовлетворения, которое побуждает и формирует стремление к дальнейшему совершенствованию своих способностей по усвоению программного материала. Раздел №2.Формирование познавательных умений: анализа, планирования, рефлексииПри изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия ианализа музыкальных художественных образов, планирования и рефлексии своей деятельности, что обеспечивается прежде всегочерез формирование познавательных универсальных учебных действий.
Мелодия это мысль, выраженная в знаковосимволическом виде, т. е.с помощью звуков.Таким образом, знаковосимволические универсальные учебные действия являются основными для предмета «Музыка».Основная идея произведения понимается с помощью анализа мелодии произведения, его интонации.Знаковосимволические учебные действияобеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала и представляют действия планирования, выделения существенного, а затем и рефлексиив процессе приобщения к шедеврам мировой музыкальной культуры народного, профессионального музыкального творчества. Опираясь на концепции об обучении операциям мышления анализу и синтезу (Д. Н.Богоявленский, Е. Н.КабановаМеллер, Н. А.Менчинская и др.), мыпредполагалиформирование у детей умения мысленно разлагать музыкальный материал по принципу формообразования на составные части в двух направлениях: по горизонтали (куплетная форма, структура) и по вертикали (ритмический рисунок, темп, тембр, лад и т. д.).При прослушивании музыкального материала предполагалась ориентация детей на концентрирование внимания поочередно на всех составляющих его элементах, обращая внимание на самостоятельный процесс разделения музыкальной ткани на элементы, сообщая детям, что этот мыслительный процесс называется анализом ичто,пользуясь им, человек может познать всё вокруг себя.Чтобы дети поняли, что этим методом можно пользоваться везде и всюду, анализу подвергались предметы, качество различных голосов, музыкальные инструменты и т. д.
Использование элементов анализа и синтеза в работе с детьми объяснялось стремлением внушить детям, что мир вокруг нас не замыкается на конкретном музыкальном творчестве, а методы, применяемые на занятиях музыки, можно использовать как «ключик», открывающийдвери в другие области человеческого знания и практики, и что человек, умеющий пользоваться этими методами, может самостоятельно осваивать новые формы деятельности и творчества, что пользоваться методом анализа значит стать первооткрывателем истин для самого себя, значит уметь выделять существенные стороны объекта.На новом музыкальном материале учащиеся побуждались из цельной музыкальной канвы самостоятельно выделять то ритм, то смысл слова, то особенности лада, то интонационнотесситурные элементы.На этом основывались и проводимые нами разнохарактерные музыкальные игры, где ставились познавательные проблемные задачи.
Уроки музыки способствовали формированию умений самостоятельного интонационнообразного и жанровостилевого анализа музыкальных сочинений на основе понимания интонационной природы музыки и использования различных видов музыкальнопрактической деятельности; планирования собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки, создания музыкальных композиций; музицирования на основе разработанного исполнительского плана с учетом особенностей развития образов.Таким образом, музыкальноаналитическая деятельность, наряду с исполнительской (вокальнохоровой), становилась приоритетной.
Формирование такой мыслительной операции, как синтез,проводилось также в игровой форме.Давался набор различных ритмических структур, элементов, различных стихотворных текстов.Задание:подобрать соответствующие друг другу пары музыкальный ритм и стих.Проводились также игры, в которых необходимо сочинитьмузыку на заданный стих, поменять слова в песне на другие, изменить ритм песни, темп, тембр и т. д. Развитие умений планирования собственных действий осуществлялось в процессе восприятия и исполнения музыки, создания музыкальных композиций, музицированияна основе разработанного исполнительского плана с учетом особенностей развития образов.Например, в процессе работы учащимся предлагалось задание: «Поделись с нами своими дальнейшими планами, расскажи свой замысел, свое представление, воображение о том, как должна звучать песня в твоем исполнении».Детьми осуществлялось и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия в процессе музыкальной деятельности, а также при организациипроектноисследовательской деятельности.
Формирование умений владения формами рефлексии осуществлялось при индивидуальной оценке восприятия и исполнения музыкальных произведений разных жанров, стилей, эпох, оценивания собственной музыкальнотворческой деятельности и деятельности одноклассников.Осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнера происходило в процессе анализа музыки, в коллективном, ансамблевом музицировании. Раздел №3.Развитие познавательных способностей: внимания, памяти, воображения, мышленияПрограмма формирования ИСПД на уроках музыки представляет комплекс занятий, сочетающих в себе развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом, что обеспечивает развитие как познавательных потребностей, так и их психических качеств, являющихся необходимым условием формирования ИСПД. В основе развития познавательных способностей лежит принцип разнообразия творческопоисковых задач.При этомосновными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Основное время на занятиях отведено самостоятельному выполнению детьми логическипоисковых заданий, благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: действовать самостоятельно, принимать решения. Данный раздел создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поисковой деятельности, вызывает у него чувство уверенности в своих силах.Во время занятийпроисходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных действий, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Процессуальнометодический аспект формирования ИСПД у обучающихся предполагал следующие виды деятельности учителя: организаторскую, диагностическую, информационнообъяснительную, коммуникативностимулирующую, аналитикооценочную, исследовательскотворческую.
В содержании уроков предусматривались внешние и внутренние действия учащихся: предметные (пение); перцептивные (слушание, наблюдение и др.); символические, связанные с использованием речи; мнемические (запоминание материала, воображение и др.); интеллектуальные (анализ,синтез, сравнение, обобщение ит.д.); самоконтроль, самооценка, анализ и оценка результатов деятельности. В качестве одной из теоретических основ организации обучения на уроках музыки служила теория проблемного обучения (И. Я.Лернер, А. И.Матюшкин, М.И.Махмутов и др.), ориентирующая на систематическое и целенаправленное включение обучаемых в решение проблемных вопросов, проблемных ситуаций,проблемных задач, что приводит к формированию как творческих способностей, так и познавательных, развитиюпознавательных умений. Если такие методы, как информационнорецептивный, инструктивнорепродуктивный,организуют восприятие и воспроизведение музыкального репертуара, т. е.рецептивное и репродуктивное мышление, то функцию творческого мышления, способность чувствовать красоту, колорит песни, эмоциональнообразное переживание реализуют методы проблемного изложения (например, сопоставление разнообразия тембральных красок при исполнении одного и того же произведения) и частичнопоисковый метод (через эвристические беседы).
При структурировании проблемных задач мы опирались на формулуЗ. К.Меретуковой, имеющую следующую структуру:ФУ(формулирование условия);ФВ(формулирование вопроса);ОПР (организация поиска решения). В процессе изложения информационного материала педагог стремится выстроить диалог с учениками.Для такого учителя характерен творческий и эмоциональноценностный стиль обучения (Н. В.Бордовская).Творческому стилю обучения присущи следующие линии поведения учителя:умение поставить творческие проблемы так, чтобы вызвать интерес к размышлению, анализу и сравнению известных фактов, событий,явлений;стимулирование к поиску новых знаний и нестандартных способов решения задач и проблем;поддержка ученика на пути к самостоятельным выводам и обобщениям.
Активный поиск решения познавательных задач средствами музыкальной художественной выразительности, предложенный учителем, приобретает продуктивный характер, активизирует мышление, пробуждает интерес к познанию. Кроме того, дети включались в решение таких заданий, как сравнивать все элементы одной песни с другой: ритмическую структуру, текст, аккомпанементы, высоту звуков, певческую атаку звука с различной подачей певческого стиля, певческой манеры (народной, академической, бытовой).При этом объяснялось, что всем явлениям, процессам, предметам действительности присущи признаки сходства и различия, а мыслительная операция, как определяющая эти признаки, называется сравнением.Для лучшего осознания предлагался алгоритм (последовательных шагов) для сравнения:
а)выяснить, можно ли сравнивать и какие признаки являются основой для сравнения;б)сформироватьпризнаки двух объектов;в)найти сходные и отличительные признаки, выделив самые существенные;г)оформить выводы и сравнения. На этапе упражнений тренировалось внимание детей на сравнении тембров, ритма, целых песен, движений.
Разрабатываяпроцессуальнометодический аспект программы, мы определяли не только пути и способы усвоения программного материала, но и способы организации развивающей учебной деятельности, направленной на восприятие, понимание, анализ художественного образа, на образное сравнение. Основными формами работы уроках музыки по реализации программы являлись: фронтальная, групповая, индивидуальная.Активно использовалась самостоятельная работа на занятиях и домашняя самостоятельная работа.На занятиях применялиследующие формы работы учащихся: мозговая атака, игра, диалог, дискуссия, интерпретация, импровизация, декламация и др. Условия, необходимые для организации систематической работы по формированию индивидуального стиля познавательной деятельности, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом.Этому может служить специальная организация кружков, детских музыкальных коллективов и др.Программа таких занятий может предусматривать проведение занятий в различных формах: групповой, индивидуальной.
После проведения формирующего эксперимента в ЭГ были получены следующие результаты: высокий уровень сформированности ИСПД повысился с 24% до 47% и,соответственно,понизился низкий уровень с 35% до 12%, в контрольной же группе таких изменений не наблюдалось.Для того чтобы достоверно установить, оказалась ли программа результативной, мы применяли знаковый критерий для выявления тенденции изменения уровня сформированности индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников.Нами было выявлено статистически значимое повышение результативности после реализации программы. Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы.После проведения формирующего эксперимента уровень формирования ИСПД младших школьников экспериментальной и контрольной группстал значительно отличаться.У детей экспериментальной группы уровень значительно вырос, в то время как у детей контрольной группы остался без изменений.Формирующий эксперимент оказал позитивное влияние на стилеобразование у учащихся экспериментального класса, с которыми проводилась систематическая работа на уроках музыки по формированию ИСПД.
Таким образом, анализ полученных результатов показывает, что разработанная нами программа по формированию ИСПД у обучающихся является эффективной.
Ссылки на источники1.МенчинскаяН.А. Психологические вопросы анализа развивающего эффекта обучения //Вопросы организации и методов исследования знаний, умений и навыков учащихся. М.: Педагогика, 2009. С.123.2.РожинаВ.А. Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников // Начальная школа. 2011. № 12. С. 56.3.МерлинВ.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Просвещение, 2010. 254 с.4.СамбикинаО.С. Индивидуальный стиль учебной деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук. Пермь, 2009. 20 с.5.БаразЭ.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе личностноориентированного взаимодействия участников обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2009. 19 с.6.ДубровинаИ.В.,Данилова Е. Е., Прихожан A. M. Психология: учеб.для студ. сред. пед. учеб. завед./под ред. И.В.Дубровиной. М.: Изд.центр «Академия», 2009. 464 с.
LubovKochenkova, CandidateofPedagogicalSciences, associateprofessoratthechairofPedagogyandEducationalSciencesAdyghe State University, Maikop kochenkova59@yandex.ruPelagia Sergeeva, Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor at the chair of Music and performing disciplines Adyghe State University, Maikop Formation of individual style of cognitive activity of students at music lessonsAbstract.The article is devoted to the littlestudied problem of formation of the individual style of the cognitive activity of students at music lessons. The authors present the results of studies on the implementation of the program of formation of the individual style of informative activity of younger students in music lessons. Keywords:cognitive activity, individual style of cognitive activity, universal learning activities.References1.Menchinskaja, N. A. (2009) “Psihologicheskievoprosyanalizarazvivajushhegojeffektaobuchenija”,inVoprosyorganizaciiimetodovissledovanijaznanij, umenijinavykovuchashhihsja, Pedagogika, Moscow,p. 123(inRussian).2.Rozhina, V. A. (2011) “Formirovanieindividual'nogostiljapoznavatel'nojdejatel'nostimladshihshkol'nikov”,Nachal'najashkola, № 12, p. 56(inRussian).3.Merlin, V. S. (2010) Ocherk integral'nogo issledovanija individual'nosti, Prosveshhenie, Moscow, 254 p.4.Sambikina, O. S. (2009) Individual'nyj stil' uchebnoj dejatel'nosti: avtoref. dis. kand. psihol. nauk, Perm', 20 p.(in Russian).5.Baraz, Je. A. (2009) Formirovanie poznavatel'nyh interesov mladshih shkol'nikov v processe lichnostnoorientirovannogo vzaimodejstvija uchastnikov obuchenija: avtoref. dis. kand. ped. nauk,Cheljabinsk, 19p.(in Russian).6.Dubrovina, I. V. (ed.), Danilova, E. E. &Prihozhan A. M.(2009)Psihologija: Uchebnik dlja stud. sred. ped. ucheb. zavedenij, Izdatel'skij centr “Akademija”, Moscow, 464 p.(in Russian).
Рекомендованокпубликации:
ГоревымП. М.,кандидатомпедагогическихнаук, главнымредакторомжурнала «Концепт»