Урок музыки как средство укрепления здоровья учащихся начальной школы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сорокина Н. М. Урок музыки как средство укрепления здоровья учащихся начальной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 9 (сентябрь). – С. 166–170. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14260.htm.
Аннотация. В статье затронут вопрос о возможностях урока музыки как одной из составляющих использования здоровьесберегающих технологий в современной начальной школе. Обозначены основные характеристики здоровьесберегающих технологий на уроке музыки, приводятся в качестве примеров упражнения, использование которых на уроке музыки позволяет сохранить здоровье ученика.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сорокина Наталья Михайловна,учитель музыкиГБОУ СОШ № 2073, г. Москва

Урок музыки как средство укрепления здоровья учащихся начальной школы

Аннотация. В статьезатронут вопрос о возможностях урока музыки как одной из составляющих использования здоровьесберегающих технологий в современной начальной школе.Обозначены основные характеристики здоровьесберегающих технологий на уроке музыки, приводятся в качестве примеров упражнения, использование которых на уроке музыки позволяет сохранить здоровье ученика. Ключевые слова: здоровьесбережение, вокалотерапия, ритмотерапия, логоритмическая гимнастика, интерес, инициативность, творчество, восприятие.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка –… это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества. В. А. Сухомлинский

В последнее время состояние здоровья многих детей в нашей стране вызывает тревогу врачей и родителей. Постоянно возрастающая по объему и усложняющаяся по содержанию учебнаяинформация приводит к хронической перегрузке обучающихся и ухудшению здоровья. Согласно статистике, 30–35% учащихся первых классов к началу учебного года уже имеют хронические заболевания. Как отмечают специалисты в 3 раза возрастает число больных с нарушением деятельности органов желудочнокишечного тракта, в 5 раз увеличивается число больных с нарушением зрения, опорнодвигательного аппарата, в 4 раза –количество детей с нарушением психики.История оставила немало фактов, которые свидетельствуют об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностей музыкального искусства. Музыкальная терапия вместе с арттерапией (терапия средствами изобразительного искусства) может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают учащихся как в процессе получения образования, так и в современной жизни. Нынешняя школа должна всеми возможными средствами помочь решать эти проблемы. В этой связи представляется уникальным возможности урока музыки как укрепление здоровья младших школьников.Одна из современных образовательных технологий –технология здоровьесбережения. Термин «здоровьесбережение»получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Это система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса[1, 2].

Урок музыки сам по себе –здоровьесберегающая технология. Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Каждый урок музыки содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшать здоровье, а способствовать его сохранению, укреплению и развитию.Одним из главных направлений укрепления здоровья на уроке является создание здорового психологического климата на уроках. Музыкальное искусство наряду с выполнением воспитательноэстетических функций, обладает мощным оздоровительноразвивающим потенциалом.

При рациональной организации, уроки музыки способствуют снятию нервнопсихических перегрузок, восстановлению положительного эмоционально –энергетического тонуса учащихся. Поэтому педагог должен стараться творчески подходить к планированию урока и его проведению. На уроке применять и чередовать различные виды учебной деятельности. Такой подход к ведению урока способствует концентрации внимания, развитию познавательного интереса у учащихся к предмету и сохранению здоровья.Урок музыки может включать в себя такие здоровьесберегающие технологии как вокалотерапия, ритмотерапия, логоритмика, музыкотерапия, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика[3].Голос–это уникальный музыкальный «инструмент», данный человеку самой Природой. Голос человека вибрирует всегда, когда онзвучит (при разговоре, пении, шепоте). Иболее совершенного музыкального инструмента, подходящего для конкретного человека, просто несуществует Свойства голоса выражать чувства иэмоции наилучшим образом проявляются вискусстве пения.Петь влюбом случае полезно, даже если нет нислуха, ниголоса. Научившись выражать свое состояние голосом, человек получает эффективнейшее средство для снятия внутреннего напряжения идля самовыражения.Вокалотерапия–это лечение пением. После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным от этого на прямую зависит работоспособность ребенка. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает более качественное функционирование сердечнососудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.Пение обычных песен используется не только как один из наиболее любимых видов деятельности детей, но и как средство оздоровления.Занятия вокалом укрепляют и оздоровляют организм детей. По мнению врачей, вокализация является лучшей формой оздоровления органов дыхания, развития артикуляционного аппарата, формирования правильной осанки.Чрезвычайно важно знать влияние певческой нагрузки на состояние здоровья обучающихся. Знание преподавателем возрастных особенностей развития детского голоса способствует правильному формированию вокальных навыков, несоблюдение же их ведёт к нарушению и даже заболеваниям голосового аппарата. Пение –сложный психофизический процесс, в котором задействованы все жизненно важные системы организма. На певческую нагрузку, кроме певческих органов реагируют также сердечнососудистая и нейроэндокринная системы, отвечающие на пение изменением пульса, артериального давления, температуры тела. При правильной певческой нагрузке эти изменения незначительны и не опасны для организма. Более того: систематические занятия пением при постоянном контроле педагога могут играть оздоравливающую роль, в частности улучшается дыхание и кровообращение, снижается внутричерепное давление, смягчаются последствия логоневроза и т.д. Также исследования врачейотоларингологов показывают, что лечение тонзиллита, обострений катаров носоглотки и верхних дыхательных путей облегчается у детей, занимающихся пением в европейской академической смешанноприкрытой манере. Нельзя также исключить важность овладения навыком певческого дыхания на опоре для снятия бронхоспазма, что немаловажно для лечения детей, страдающих бронхиальной астмой.Вокалотерапевтические упражненияПесенки –распевки.Приветствие. С них начинаются все уроки. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на уроке, подготавливают голос к пению.

Упражнение «Поющий динозавр». Этот динозавр не обычный, он волшебный. У него туловище, шея, лапы и даже хвост поют. Учитель проводит по контурам «динозавра» рукой и весь класс тянет гласные звуки «А», «О», «У», «Э», «И». Это упражнение направлено на развитие дыхания, снятие нервного напряжения, раскрепощения ребенка, развития певческого диапазона.Упражнение «Самолет».Учащиеся разводят руки в стороны, изображая крылья самолета и поют на свободной высоте звук «Ууууу». Если самолет «летит» вниз выполняем глиссандо вниз, если самолет «полетел» вверх выполняем глиссандо вверх. Это упражнение способствует увеличению продолжительности выдоха, развивает силу и гибкость голоса, развивает грудной резонатор.Искусство пения –это прежде всего правильное дыхание, которое иявляется одним изважнейших факторов здоровой жизни. Извсех средств музыкотерапии самое сильное воздействие наорганизм оказывает именно пение. Когда человек болеет, голос его «садится», становясь глухим ибескрасочным. Собственным пением мыможем воздействовать набольной орган или систему, возвращая внего здоровую вибрацию.Перед вокалотерапевтическими упражнениями хорошо выполнять дыхательные упражнения, которые способствуют не только нормальному развитию голоса, но и служат охране голоса от заболеваний и направлены на формирование правильного дыхания. Упражнение «Хомячок».Пошмыгать носом с закрытым ртом.Упражнение «Собачке жарко».Часто подышать носом с высунутым языком.Упражнение «Воротики», или «Паровозик».Глубокий вдох через нос –«воротики»открылись, воображаемый паровозик может в них въехать. Задержка дыхания и мягкий длинный выдох на звук «Ф» –закрыли «воротики». Учитель считает: «Едет паровозик с вагончиками». Для наглядности дети во время упражнения могут помогать себе руками: раскрывать их на вдохе и закрывать на выдохе –открывать и закрывать «воротики».Упражнение «Воздушный шарик». Резкий выдох –живот втянули. Затем расслабить или «отпустить» мышцы живота. При вдохе живот естественно «выталкивается» вперед, как шарик.Когда ребята становятся постарше, можно вводить постепенно упражнения дыхательной гимнастики по А. Н. Стрельниковой. Речевые упражнения. Основная цель –выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции. Артикуляционная гимнастика –способствует тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве. В результате повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.Артикуляционная гимнастика «Приключение язычка».Проснулся однажды язычок, а вокруг темно и страшно (рот закрыт, губы сомкнуты).В одну щечку постучал, в другую –(«проткнуть» языком щеку, одну, другую), не открывается. «Толкнука я по сильнее!» –подумал язычок и стал толкать сначала одну щечку, а потом и другу (повторить то, что было в предыдущих фразах).Решил тогда язычок поискать выход в другом месте и ткнул сначала верхнюю, а затем нижнюю губу («проткнуть» языком верхнюю губу, нижнюю губу). В это время ротик зевнул и открылся (зевнуть).Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки не пропустили его, а стали тихонько покусывать (покусать кончик я зыка).«Что вы делаете? Почему вы меня кусаете?!» –возмутился язычок. А зубки ответили: «Мы сегодня еще ничего не жевали». И стали жевать язычок сначала с одной стороны (пожевать язык боковыми зубами),а потом и с другой (пожевать язык с другой стороны).Язычок спрятался за зубками. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу(покусать нижнюю губу по всей длине), а затем верхнюю (а потом верхнюю).Зубки не унимались. Они попытались откусить кусочек щеки (закусить изнутри щеку боковыми зубами).Язычок смотрел на зубки и думал: «Почему они такие сердитые! Может от того, что сегодня еще никто не сделал им ничего приятного?!» Язычок принялся мыть сначала верхние, а потом нижние зубки(провести языком между губами и верхними зубами, как бы очищая их), а потом нижние зубки.Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Ах, какая красота!» Спасибо тебе, язычок. Мы больше не станем тебя кусать» (обнажить зубы, растянув губы в улыбке).Логоритмическая гимнастика–одна из форм активного отдыха, наиболее благоприятного для снятия напряжения после долгого сидения. Двигательные паузы просто жизненно необходимы для детей младшего школьного возраста. Ребенок еще не привык долго учиться, а умственная работа связана с возбуждением отдельных участков головного мозга, которое затем сменяется внутренним торможением, в следствии чего внимание детей ослабевает. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждения других отделов головоного мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После таких упражненийвнимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается. Логоритмические упражнения могут выполнятся в положении стоя и сидя. В них задействованы все группы мышц. «Двигательные» песенки направлены на то, чтобы младший школьник не только радовался движениям, но и получил пользу для позвоночника[4–6].Упражнение «Страус»увеличивает подвижность плечевого пояса, расслабляет трапециевидные мышцы.Упражнение «Аист»направленно на тренировку чувства равновесия, развития осанки, укрепления мышц нижних конечностей.Упражнение «Бабочка»направленно на развитие силы грудных мышц, тренировки правильной осанки.Различные четверостишиясопровождающиеся движениями в четком ритме.Ритмотерапия–терапия ритмом. Музыкальноритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную нагрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Движение и танец помогают младшему школьнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это так же дает психотерапевтический эффект. Упражнение «Зеркало»(в парах). Один ученик выполняет произвольные ритмические движения под музыку, другой повторяет их в зеркальном отражении.Упражнение «Вечное движение».Групповая ритмикодвигательная композиция, исполняемая под современную танцевальную музыку. Каждый ребенок придумывает собственное оригинальное движение.Упражнение «Ритмическое эхо».Учитель дает ритмический рисунок, который вседети, хлопая в ладоши, должны повторить.Ритмизация собственных имен.В качестве примера приведем фрагмент занятия с игрой«Ежик».

Цель: воспроизведение ребенком ритмического рисунка с помощью хлопков или детских музыкальных инструментов (барабан, бубен).Учитель: Не приходилось ли вам встречать музыкальных ежиков? Например, таких, которые играют на барабане? А вот молдавскому поэту Георгию Виеру приходилось! Послушайте, как он изобразил такого ежика (читает стихотворение):С барабаном ходит ежик.Бумбумбум!Целый день играет ежик:Бумбумбум!С барабаном за плечами...Бумбумбум!Ежик в сад забрел случайно.Бумбумбум!Очень яблоки любил он.Бумбумбум!Барабан в саду забыл он.Бумбумбум!Ночью яблоки срывались:Бумбумбум!И об землю ударялись:Бумбумбум!Ой, как зайчики струхнули!Бумбумбум!Глаз до зорьки не сомкнули!Бумбумбум!Забавное стихотворение, не правда ли? Сейчас мы устроим интересную игру. Какие слова все время повторяются в стихах? Сколько ударов барабана изображают этислова? Попробуем сопровождать это стихотворение хлопками. Делать мы это должны одновременно, ведь у ежика был всего один барабан. Сейчас мы достанем игрушечные барабаны и на слова «бумбумбум» будем исполнять три удара двумя палочками –правой, левой, правой, вот так. (Дети под чтение педагогом стихотворения выполняют соответствующие движения.)А теперь поиграем подругому. Отметьте в стихах место, где «ночью яблоки срывались» –как это можно озвучить, иначе ведь, когда яблоки падают, их звук не похож на удар барабана? (Дети предлагают озвучить падение яблок мягкими хлопками; бубном и т. п. Игра повторяется с музыкальным оформлением.)

Музыка сама по себе благо для ребёнка. Она имеет и мелодию, и ритм, и гармонию, что позволяет ребёнку раскрыться, ощутить гармонию внутри себя и с окружающим миром.Лечение музыкой –это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство.Человечеству многие тысячелетия известно о врачующем воздействии музыки. Музыкотерапия –удачное дополнение к другим методам лечения, профилактики и оздоров ления. Так, мелодии некоторых произведений И. С. Баха позволяет получить расслабляющий эффект: установку на состояние покоя может создать «Прелюдия №1», расслабление мимических мышц –«Прелюдия № 8». Произведения Ф. Шопена позволяют ощутить расслабление мышц туловища –«Прелюдия № 4», мышц ног –«Прелюдия №13». Некоторые произведения Ф. Шопена способствуют нормализации регуляторных функций: регуляции ритма сердечных сокращений и дыхания –«Прелюдия № 15», общей активации –«Прелюдия № 17». Формированию состояния уверенности помогают произведения М. Таривердиева «Мгновение», Ж. Бизе –Р. Щедрина на тему «Тореадор»; для поднятия настроения –«Рондо в турецком стиле» В. А. Моцарта, для успокоения и умиротворения –«Аве Мария» Ф. Шуберта, «Колыбельная» И. Брамса.Для того, чтобы музыка подействовала на ученика наибольшим образом, его необходимо специально настроить и подготовить. Надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках. Так же просмотр репродукций произведений изобразительного искусства одновременно с восприятием музыки положительно влияет на психоэмоциональное состояние.Пальчиковая гимнастика.Кончики пальцев–есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни.Дотрагиваясь до чеголибо рукой, человек сразу же узнает, что это за вещь. Работа пальцев рук действительно бесконечно разнообразна и важна длякаждого человека. Пальцами можно трогать, брать, поглаживать, зажимать ... Невозможно перечислить все глаголы, описывающие все, что можно делать нашими руками, пальцами.Развивает речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонировании. Упражнение «Пальчики».Исходное положение –ладошки раскрыты. Дети проговаривают стихотворение параллельно загибая пальцы.Пальчик –мальчик, где ты был? (пошевелить большим пальцем правой руки).С этим братцем в лес ходил! (загибать левой рукой указательный палец).С этим братцем щи варил! (средний палец).С этим братцем песни пел (безымянный палец).С этим братцем кашу ел! (мизинец).Результатами музыкальнооздоровительной работы являются:снижение уровня заболеваемости;стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года, не зависимо от погоды.повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;стабильность эмоционального благополучия каждого ученика;повышение уровня речевого развития.

Ссылки на источники1.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. –М.,2004.2.Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. –М., 2002.3.Иванов В. Физвокализ –голос здоровья // Физкультура и спорт. –2012. –№ 2. –С. 2.4.Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. –М., 1999.5.Буренина А. И.Ритмическая мозаика. –СПб.: ЛОИРО, 2000. –220 с.6.Петрушин В.И. Слушай. Пой. Играй. –М.: Музыка, 2000.

Natalia Sorokina, music teacher of the school 2073, Moscow

Music lesson as a means of promoting health of primary school students Abstract. The article raised the issue about the possibilities of music lessons as a component of the useof healthtechnology in the modern elementary school. Identified the main characteristics of healthtechnology in the classroom music, cited as examples of exercises which use music in the classroom allows you to save the health of the student.

Keywords:health preservation, vocaltherapy, rhythmtherapy, rave rhythmicalgymnastics, interest, initiative, creativity, perception.References1.Koval'ko V. I. Zdorov'esberegajushhie tehnologii. –M.,2004.2.Smirnov N. K. Zdorov'esberegajushhie obrazovatel'nye tehnologii v sovremennoj shkole. –M., 2002.3.Ivanov V. Fizvokaliz –golos zdorov'ja // Fizkul'tura i sport. –2012. –#2. –P. 2.4.Belaja A. E., Mirjasova V. I. Pal'chikovye igry. –M., 1999.5.Burenina A. I. Ritmicheskaja mozaika. –SPb.: LOIRO, 2000. –220 s.6.Petrushin V. I. Slushaj. Poj. Igraj. –M.: Muzyka, 2000.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук