Проявление эгоцентризма у младших школьников с признаками одаренности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Хапачева С. М., Кагазежева С. Ш. Проявление эгоцентризма у младших школьников с признаками одаренности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 11 (ноябрь). – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14304.htm.
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о проявлении эгоцентризма у младших школьников с признаками одаренности. Обществу нужны люди с самыми разнообразными видами одаренности, и это разнообразие подготавливается и проявляется уже в младшем школьном возрасте. Проявление эгоцентризма у младших школьников с признаками одаренности также вызывает трудности во взаимоотношениях со сверстниками – эгоцентричным детям довольно трудно находить с ними общий язык. Проявление эгоцентризма у младших школьников с признаками одаренности привносит в жизнь ребенка множество проблем, помочь решить которые должны учителя и психологи.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Хапачева Сара Муратовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. Майкопsara.xapacheva@mail.ru

Кагазежева Саида Шумафовна, студентка Vкурса факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. МайкопSaida051292@yandex.ru

Проявление эгоцентризма у младших школьников с признаками одаренности

Аннотация.В статье рассматривается вопрос о проявлении эгоцентризма у младших школьников с признаками одаренности.Обществу нужны люди с самыми разнообразными видами одаренности, и это разнообразие подготавливается и проявляется уже в младшем школьном возрасте.Проявление эгоцентризма у младших школьников с признаками одаренности также вызывает трудности во взаимоотношениях со сверстниками –эгоцентричным детям довольно трудно находить с ними общий язык. Проявление эгоцентризма у младших школьников с признаками одаренности привносит в жизнь ребенка множество проблем, помочь решить которые должны учителя и психологи. Ключевые слова: одаренность, признаки одаренности, эгоцентризм, проявление эгоцентризма, младший школьник, возрастное развитие, интеллект, социальные отношения.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Психология нового века констатирует, чтодети с признаками одаренности очень ценная, но весьма хрупкая часть нашего общества. Именно поэтому в настоящее время одной из актуальных остается проблема психического и личностного развития детей, превосходящих своих ровесников по общему интеллектуальному развитию или талантливых в какойлибо области. Осознавая ответственность за судьбы этих детей,психологиисследователи и психологипрактики ведут активные поиски концептуальных психологических идей, затрагивающих проблемы личностного развития детей данной категории, а также определяют содержание коррекционной работы с ними. Понимание одаренностикак только интеллектуальной характеристики не соответствует подлинному представлению о высоком развитии возможностей ребенка. Одарен, необычно развит не сам по себе ум человека –одарена его личность. Ребенок, наделенный развитыми способностями,другой и по характеру, и по восприятию мира. Он подругому строит отношения с окружающими, со своими сверстниками. Целостный подход к одаренному человеку, прежде всего к ребенку (особенно младшего школьного возраста),как к личности необходим, чтобы суметь развить его способности, реализовать его дар.Дети с незаурядным интеллектом отличаются от многих своих сверстников не столько по степени, сколько по своеобразию своих возможностей. Обществу нужны люди с самыми разнообразными видами одаренности, и это разнообразиеподготавливается и проявляется уже в младшем школьном возрасте.Чтобы не упустить учеников с ранними признаками одаренности –помочь их многостороннему развитию и своевременному самоопределению, учителям и воспитателям важно опираться на положения современной психологии о детских способностях и одаренности, начиная с младшего школьного возраста.По мнению многих исследователей (Д.Б. Богоявленская, А.И. Савенков и другие), одной из проблем личностного развития детей с признаками одаренности является высокая степень выраженности эгоцентризма –неспособности вырабатывать и проявлять толерантноеи дружественное отношение к менее одаренному сверстнику. Зачастую дети с признаками одаренности утверждают, что чем лучше и больше они чтолибо знают, тем больше у них привилегий в связи со своим знанием вести себя эгоцентрично. В этом плане ребенок с признаками одаренности часто обнаруживает превосходство над своими сверстниками. Многое в способностях растущего человека зависит от того, что же сохранится и будет развито из тех свойств, которые выступают в различные периоды детства,–и насколько скажется это на чертах интеллекта.Известно, что темп возрастного развитиянеравномерен. Наблюдения ряда психологов (Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова, Н.С. Лейтеса, В.В. Клименко) за умственным ростом учеников на протяжении ряда летсвидетельствуют о таких явлениях, как убыстрение или замедление умственного подъема, неожиданные «взлеты» или задержки, причем у каждого–в свои возрастные сроки. Это обнаруживается и в относительно одинаковых условиях обучения и воспитания. Такого рода различия между детьми позволяют говорить о разных вариантах, типах возрастного развития. Основываясь на этих наблюдениях, Н.С. Лейтес выдвинул следующую гипотезу возникновения одаренности. Ключ к пониманию раннего расцвета интеллекта в том, что у таких детейвследствие очень быстрого темпа развития происходит сближение, а затем и совмещение во времени возрастной чувствительности, свойств возрастной одаренности, идущих от разных периодов детства.Природа и возрастная динамика феномена эгоцентризма многозначно понимается в разных психологических направлениях–когнитивной психологии, психоанализе, теории деятельности и др. Изучение творчества в таких его проявлениях, как творческая личность, творческий процесс, творческий продукт, творческий климат, постановка творческой задачи и т. д., помогло более полно раскрыть природу одаренности, включив в нее креативность, определяемую либо как компонент одаренности, либо как вид одаренности, который необходимо выявлять и развивать. И одаренные дети, и в большей мере их «нормальные» сверстники часто не понимают, что окружающие существенно отличаются от них и в мыслях, и в желаниях, и в поступках. Это качество свойственно и многим взрослым, но если эгоцентризм взрослого в значительной мере результат эгоизма, то эгоцентризм ребенка имеет иную природу. Он закономерен и определен особенностями возрастного развития. Выражается это в неспособности встать на позицию другого человека, что связано с ограниченностьюопыта ребенка. У большинства людей с возрастом это проходит. Однако многие исследователи отмечают высокую степень выраженности эгоцентризма именно у одаренных детей [1]. Эгоцентризм, как всякое сложное личностное свойство, нельзя рассматривать упрощенно,одномерно. Одаренные дети практически неспособны понять, как то, что просто и понятно им, не могут постичь окружающие. Данный вид эгоцентризма отличается устойчивостью и в значительной мере сохраняется в дальнейшем. Одаренному ребенку, так же как и его «нормальному»сверстнику, бывает нелегко выявить основания моральных действий и поступков других людей. Однако в этом плане одаренный ребенок часто обнаруживает превосходство над сверстниками. Более высокий уровень умственного развития, способность улавливать причинноследственные связи, глубже и тоньше воспринимать происходящее–все это создает хорошую базу для понимания мотивов поведения других людей. Эгоцентризм, проявляющийся у одаренного ребенка, не следует относить к числу негативных качеств. Он практически не имеет ничего общего с эгоизмом и реально проявляется только в познавательной сфере. Эгоцентризм в данном случае–особенность возрастного развития. Он преодолевается со временем. Сложность преодоления познавательного эгоцентризма определяется нетрудностью восприятия одаренным ребенком иной точки зрения: она зависит от оптимистичной веры одаренного ребенка в интеллектуальные способности окружающих. Все это ни в коей мере не ставит под сомнение важность педагогической работы по преодолению эгоцентризма у одаренных детей. В зрелом возрасте это свойство приводит к крайне негативным последствиям. Проявление эгоцентризма у младших школьников с признаками одаренности также вызывает трудности во взаимоотношениях со сверстниками. В отношении одаренных детей ситуация осложняется тем, что трудности, которые испытывают дети в установлении и поддержании хороших отношений со своими сверстниками, усиливаются изза их высокого умственного и речевого развития. Такие дети схватывают мысль на лету, даже если им сообщается чтото новое, и стремятся продемонстрировать свое понимание. Проявление эгоцентризма у младших школьников с признаками одаренности также вызывает трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Эгоцентричным детям довольно трудно находить общий язык со сверстниками. В связи с этимучителя одаренных детей часто отмечают их стремление прерывать собеседника, поправлять его, демонстрировать собственные знания и превращать окружающих в предмет насмешек. При обследовании психологических особенностей одаренных детей представляется важным сравнительное с нормой изучение выраженности их эгоцентрической позиции. Данная проблема актуальна ввиду часто встречающейся отчужденности таких детей от остального мира.У чрезвычайно одаренного ребенка складывается устойчивая положительная самооценка, высокая и даже завышенная. Он довольно тщательно выбирает среди сверстников, с кем ему дружить, общаться. Изза этого у него не всегда формируются достаточные навыки общения со сверстниками, результатом чего являются замкнутость, отгороженность от людей.Отправной точкой исследования послужили представления Жана Пиаже об эгоцентризме и их анализ в современных исследованиях зарубежных и отечественных авторов.Эгоцентризм Ж. Пиаже описывал как умственную позицию, которую занимает ребенок в процессе познания самого себя и окружающего мира на протяжении ряда стадий интеллектуального развития. Ж. Пиаже сосредоточил внимание на интеллектуальном развитии ребенка, оставляя без экспериментального анализа специфику развития аффективной сферы личности. Последователи Ж. Пиаже полагали, что феномен эгоцентризма целесообразно рассматривать не только в связи с развитием когнитивной сферы, но и в связи с аффективным опытом личности (H. Hoffman, R.Selman, Г. Дюпон). В исследованиях феномена эгоцентризма (понимаемого в традиции Ж. Пиаже) отмечается, что он проявляется как в интеллектуальной, так и в мотивационнопотребностной сфере личности. Представления о явлениях эгоцентризма в личностноаффективной сфере, в свою очередь, также не согласованы между собой. В ряде исследований указывается на то, что между эгоцентризмом в познавательной и в личностноаффективной сфересуществуют генетические взаимосвязи, однако теоретически предполагаемые взаимосвязи не обнаруживаются в эмпирических исследованиях (D. Elkind, R. Enright et al. и др.).Термин «эгоцентризм» вызвал ряд недоразумений. Ж.Пиаже признал неудачность выбора слова, но, поскольку этот термин уже стал широко распространенным, он попытался уточнить его смысл. Эгоцентризм, по Пиаже,–это фактор познания. Это определенная совокупность докритических и, следовательно, дообъективных позиций в познании вещей, других людей и себя самого. Эгоцентризм–разновидность систематической и неосознанной иллюзии познания, форма первоначальной центрации ума, когда отсутствует интеллектуальная релятивность и реципрокность. Поэтому более удачным термином позже Пиаже считал термин «центрация» [2].Ж. Пиаже описал три формы эгоцентризма в соответствии с тремя основными периодами развития интеллекта. Это эгоцентризм в период становления сенсомоторного интеллекта (от 0 до 2 лет), эгоцентризм на стадии дооперационального мышления (от 2 до 7 лет) и эгоцентризм в период формирования понятийного мышления (от 11до 15 лет). Приобретаемая в 12–15 лет способность строить умозаключения, следуя правилам комбинаторики и формальной логики, позволяет ребенку выдвигать гипотезы, делать из них выводы и экспериментально проверять их истинность. При этом ребенок может строить идеализированные представления, которые не всегда поддаются проверке и часто противоречат реальным фактам. Подростковую форму когнитивного эгоцентризма Ж. Пиаже назвал «наивным идеализмом» подростка, стремящегося к переустройству мира, приписывающего своему мышлению неограниченную силу. Интеллектуальная децентрация ведет к тому, что подросток начинает принимать во внимание внешние обстоятельства, становясь реальным и активным деятелем. У взрослых также возможно проявление центрации субъекта на себе в процессе познания. Согласно Ж. Пиаже, эгоцентризм имеет тенденцию усиливаться всякий раз, когда в ходе развития приходится соприкасаться с чемто новым, незнакомой прежде сферой познавательной деятельности. «Взрыв» эгоцентризма постепенно затухает по мере того, как человек осваивается в новой области [3].Именноисходя из этой общей цели, он сначала выделил и исследовал частную проблему–изучил скрытые умственные тенденции, придающие качественное своеобразие детскому мышлению, и наметил механизмы их возникновения и смены. С помощью клинического метода Ж.Пиаже установил новые факты в области детского развития. Важнейшие из них–открытие эгоцентрического характера детской речи, качественных особенностей детской логики, своеобразных по своему содержанию представлений ребенка о мире. Однакоосновное достижение Ж.Пиаже, сделавшее его всемирно известным ученым,–открытие эгоцентризма ребенка. Эгоцентризм–это основная особенность мышления, скрытая умственная позиция ребенка. Своеобразие детской логики, детской речи, детских представлений о мирелишь следствие этой эгоцентрической умственной позиции. Вербальный эгоцентризм служит внешним выражением более глубокой интеллектуальной и социальной позиции ребенка. Пиаже назвал такую спонтанную умственную позицию эгоцентризмом [4]. Первоначально он характеризовал эгоцентризм как состояние, когда ребенок рассматривает весь мир со своей точки зрения, которую он не осознает; она выступает как абсолютная.Ребенок еще не догадывается о том, что вещи могут выглядеть иначе, чем ему представляется. Эгоцентризм означает отсутствие осознания собственной субъективности, отсутствие объективной меры вещей.С одной стороны, эгоцентризм означает отсутствие понимания относительности познания мира и координации точек зрения. С другой стороны, это позиция неосознанного приписывания качеств собственного «Я» и собственной перспективы вещам и другим людям. Изначальный эгоцентризм познания–это не гипертрофия осознания «Я». Это, напротив, непосредственное отношение к объектам, где субъект, игнорируя «Я», не может выйти из «Я», чтобы найти свое место в мире отношений, освобожденных от субъективных связей.Если в развитии происходит смена умственных позиций, их трансформация, точто же движет этим процессом? Ж.Пиаже считал, что к этому может привести только качественное развитие детского ума, то есть прогрессивно развивающееся осознание своего «Я». Для того чтобы преодолеть эгоцентризм, необходимы два условия: первое–осознать свое «Я» в качестве субъекта и отделить субъект от объекта; второе–координировать свою собственную точку зрения с другими, а не рассматривать ее как единственно возможную.Развитие знаний о себе возникает у ребенка, по мнению Ж.Пиаже, из социального взаимодействия [5]. Смена умственных позиций осуществляется под влиянием развивающихся социальных взаимоотношений индивидов. Общество Пиаже рассматривает таким, как оно выступает для ребенка, то есть как сумму социальных отношений, среди которых можно выделить два крайних типа: отношения принуждения и отношения кооперации.Отношения принуждения навязывают ребенку систему правил обязательного характера. Этот тип отношений характеризует, по Пиаже, общество, особенно в сфере отношений ребенка и окружающих его взрослых. Отношения принуждения не способствуют смене умственной позиции. Напротив, вследствие принуждения возникает «реализм»моральный и интеллектуальный, чисто внешние представления о правилах. Когда законы навязываются ребенку взрослым, неизбежны суждения по внешнему впечатлению. Реальное столкновение между мышлением ребенка и окружающими его взрослыми выражается в систематическом искажении ребенком информации, сообщаемой ему взрослыми. Когда ребенок конструирует новое понятие, пользуясь языком взрослых, то это понятие остается всецело детским, так как ребенок изменяет и ассимилирует его соответственно своей умственной структуре. Социальные отношения междувзрослыми и ребенком, особенноесли они опираются на принуждение, не приводят к осознанию ребенком своей субъективности. Для того чтобы осознать свое «Я», необходимо освободиться от принуждения, необходимо взаимодействие мнений. Это взаимодействие сначала невозможно между ребенком и взрослым, потому что неравенство слишком велико. Ребенок старается подражать взрослому и в то же время защищать себя от него, а не обмениваться мнениями. Только индивиды, считающие друг друга равными, могут осуществлять «развивающий» взаимный контроль. Такие отношения появляются с момента установления кооперации среди детей.При кооперировании возникает потребность приспособиться к другому лицу. Столкновение своей мысли с чужой вызывает сомнение и необходимость доказательства. Благодаря установлению отношений кооперации происходит осознание существования других точек зрения. Вследствие этого формируются рациональные элементы в логике и этике. Пиаже считал установление этих отношений необычайно важнымфактом. По его мнению, социальная жизнь создает необходимость логических норм.Одно из важнейших понятий в системе психологических взглядов Пиаже–понятие социализации [6]. По его мнению, термин «социальный» имеет два разных смысла. Существуют социальныеотношения между ребенком и взрослым. Взрослый для ребенка–источник воспитательных воздействий, он передает ему культуру общества. Ребенок воспринимает взрослого как источник специфически человеческих чувств. При таком понимании терминаребенок социален с самого начала.Кроме этих отношений существуют социальные отношения между самими детьми (отношения кооперации) и между ребенком и взрослым (отношения принуждения), которые Ж.Пиаже называет социализацией [7]. Будучи с самого начала существом социальным, ребенок социализируется только постепенно. Согласно Ж.Пиаже, процесс социализации не регрессирует, анаоборот, прогрессирует. Социальные отношения детей от 2 до 7лет представляют собой минимум социализации. У ребенка еще не сформированы орудия социализации, он не осознает свое «Я», не координирует точки зрения других людей со своей собственной. Для этого еще не сформирован соответствующий интеллектуальный аппарат.Характеризуя особенности мышления ребенка в младшем школьном возрасте, Л.С. Выготский отмечал, что ребенок «еще недостаточно осознает собственные мыслительные операции и поэтому не может в полной мере овладеть ими. Он еще мало способен к внутреннему наблюдению, к интроспекции. Только под давлением спора и возражений ребенок начинает пытаться оправдать свою мысль в глазах других и начинает наблюдать собственное мышление, т.е.искать и различать с помощью интроспекции мотивы, которые его ведут, и направление, которому он следует. Стараясь подтвердить свою мысль в глазах других, он начинает подтверждать ее и для самого себя»[8].Так, учитывая все вышеперечисленное, можно сделать вывод, что проявлениеэгоцентризма у младших школьников с признаками одаренности привносит в жизнь ребенка множество проблем, помочь решить их должен психолог.

Ссылкина источники1.Психология одаренности детей и подростков: учеб. пос. для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. / под ред. Н. С. Лейтеса. –М.: Академия, 2000. –336 с.2.Рубинштейн С. Л. Способности // Психология индивидуальных различий / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. –М., 2000. –С. 20–40.3.Пашукова Т.И. Эгоцентризм: феноменология, закономерности формирования и коррекции // Эгоцентризм: феноменология, закономерности формирования и коррекции. –Кировоград, 2001.–338 с.4.ОбуховаЛ.Ф. Возрастная психология: учеб.–4е изд.–М.: Пед.ово России, 2004.–402 с.5.Психология одаренности детей и подростков.6.Пашукова Т. И. Указ. соч.7.Там же.8.Там же.

SarahHapacheva,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the chairof Pedagogy and Pedagogical Techniques, Adyghe State University, Maikop

sara.xapacheva @ mail.ruSaidаKagazezheva,

Student, departmentof Pedagogy and Psychology,Adyghe State University, Maikop

Saida051292@yandex.ruEgocentrism amongprimary school children with signs of giftednessAbstract.The paperdiscusses the issue of egocentrism amongprimary school children with signs of giftedness. Society needs people with all kinds of talent, and this diversity is prepared and already apparent in the early school years. Egocentrism amongprimary school children with signs of giftedness also causes difficulties in relationships with peers. Egocentrism amongprimary school children with signs of giftedness brings manyproblems, which can be solved by the help of teachers and psychologists.Key words:gifts, signs of giftedness, egocentricity, egocentrism, primary school children, developmental age, intelligence, social relations.References1.Lejtes, N. S. (ed.) (2000) Psihologija odarennosti detej i podrostkov: ucheb. pos. dlja stud. vyssh. i sred. ped. ucheb. zaved.,Akademija, Moscow,336 p.(in Russian).2.Rubinshtejn,S. L. (2000) “Sposobnosti”, inGippenrejter,Ju. B. &Romanov,V. Ja. (eds.) Psihologija individual'nyh razlichij,Moscow,pp. 20–40 (in Russian).3.Pashukova,T. I. (2001) “Jegocentrizm: fenomenologija, zakonomernosti formirovanija i korrekcii”, inJegocentrizm: fenomenologija, zakonomernosti formirovanija i korrekcii,Kirovograd, 338 p. (in Russian).4.Obuhova,L. F. (2004) Vozrastnaja psihologija: ucheb,4e izd. Ped. ovo Rossii, Moscow,402 p. (in Russian).5.Lejtes, N. S. (ed.) (2000) Op. cit.6.Pashukova, T. I. (2001) Op. cit.7.Ibid.8.Ibid.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»