Традиции и инновации графической подготовки в техническом вузе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Черноталова К. Л., Гареева Л. В. Традиции и инновации графической подготовки в техническом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 12 (декабрь). – С. 96–100. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14352.htm.
Аннотация. Статья посвящена организации графической подготовки в условиях ФГОС ВПО третьего поколения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Черноталова Кира Львовна,кандидат педагогических наук, заведующаякафедройинженернойграфикиФГБОУВПО «Нижегородский государственный технический университет им.Р.Е. Алексеева», г. Нижний Новгородchernotalov@mail.ru

Гареева Людмила Васильевна,старший преподаватель кафедры инженернойграфикиФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева», г. Нижний Новгород

Традиции и инновации графической подготовки в техническом вузе

Аннотация.Статья посвящена организации графическойподготовки в условиях ФГОС ВПО третьего поколения.Ключевые слова:профессиональное образование, профессиональная мотивация, содержание графического образования, традиционные и инновационные образовательные технологии.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В основе всех преобразований в современном мире лежит инновационная высокотехнологичная инженерная деятельность. Это требует от будущих инженеров активизации их интеллектуального потенциала, проявления инициативы, профессиональной компетентности, коммуникабельности, творческого и ответственного отношения к решению производственных проблем.Возраст 18–20 лет –это период формирования мировоззрения, самосознания, становления характера, и от того,каким будет его результат, зависит основа отношений человека к миру, к другим людям, к самому себе и к профессиональной деятельности. Главным критерием образованности должнастать системность знаний и мышления, проявляющаяся в том, что молодой человек способен самостоятельно достраивать недостающие элементы в системе знаний:«Главное –не передача знаний, а овладение способами пополнения знаний и быстрой ориентацией в разветвленной системе знания, способами самообразования» [1]. Ценность полученных знаний неизменно устаревает или оказывается недостаточной ввиду появления новых технологийили открытий. Следовательно, одной из важнейших проблем высшей школы на современном этапе является проблема формирования личности будущего специалиста в соответствии с требованиями современной действительности. Сегодняшний выпускник вуза, несомненно,овладевает определенным запасом знаний и умений работы с конкретным видом компьютерной техники и программного обеспечения, но эти умения остаются в пассивном состоянии до момента их непосредственного востребования. Молодой специалист должен не просто владеть некоторыми навыками работы с все возрастающими по объему и усложняющимися по содержанию информационными потоками, а должен быть способен с их помощью извлекать это новое знание, самостоятельно выстраивать познавательный процесс в информационной среде (восприятие–мышление–применение). Стремительное развитие науки и техники требует прежде всего поиска наиболее эффективных педагогических подходов, которые способствуют развитию у студентов профессионального мышления и творческих способностей. Одна из главных целей профессионального образования –не только научить, но и обеспечить профессиональное развитие специалиста [2].

Сегодня одним из приоритетных направленийпрофессионального образования является подготовка к инновационному инженерному труду–подготовка специалистов высшей квалификации, ориентированных на инновации и обладающих современными знаниями на уровне новейших достижений науки, техники и технологий. Совершенно ясно, что традиционными методами и средствами образовательного процесса невозможно осуществить подготовку специалистов такого уровня. Следовательно, необходимо внести существенные изменения в цели, содержание и технологии подготовки инженерных кадров, формы организации и управления процессом обучения, образовательныепрограммы, систему контроля и оценки уровня и качества инженерного образования, учебнометодическое обеспечение, произвести корректировку существующих государственных образовательныхстандартов, придать образовательному процессу личностноориентированный, гуманистический характер. Все это,собственно,и является главным показателем инноваций в системе образования и отвечает концепции модернизации российского образования на современномэтапе. Преподаватель образовательной организации высшего образования должен не только выполнять функцию транслятора научных знаний, но и выбирать оптимальную стратегию преподавания, использовать современные образовательные технологии при организации и проведении аудиторной работы, направленной на создание творческой атмосферы образовательного процесса. Правительством Российской Федерации разработана стратегия развития образования, науки и экономики инновационного типа на длительный период вплоть до 2015 г. Инновационная образовательная деятельность призвана обеспечить также развитие и самой высшей технической школы, основным отличием которой традиционно являлась фундаментальная профессиональная подготовка инженеров, соединение фундаментальных, т.е.сквозных системообразующих,научных знаний с инженерными знаниями, умениями и навыками [3]. Отмечено, чтокак и традиционная, так и инновационная модель образования придает большое значение когнитивному компоненту обучения: знаниям, умениям, навыкам, наделяя их другим смыслом, так как меняет технологию их освоения. Традиционное и инновационное образование как разные образовательные модели отличаются целевыми, содержательными и процессуальными аспектами. Традиционная парадигма ориентирована на ценности, нормы и образцы деятельности, унаследованные от других поколений. Инновационная модель образования, базируясь на культурных и национальных традициях и особенностях,устремлена в будущее, носит опережающий и прогностический характер. Традиционное и инновационное образование представляют собой две противоположные стороны единого образовательного процесса, взаимодействие и противоречие между которыми выступает внутренним источником самодвижения, т.е.перехода к более высокому и качественному уровню развития образования.Концепция модернизации российского образования в качестве основной цели профессионального образования определяет подготовку квалифицированного работника, соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, атакже готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, способного к удовлетворению потребностей личности в получении соответствующего образования.Производство любого технического изделия, детали, строительного объекта и сооружения невозможно без предварительной разработки и выполнения проектноконструкторской и другой технической документации (эскизов, чертежей и т.д.). Научить студентов применять знания основных положений ЕСКД, использовать методы технического черчения и рисования в конструкторской практике с применением автоматизированных систем проектирования является целью графического образования будущих инженеров и необходимым условием для их дальнейшей успешной профессиональной деятельности. Графические дисциплины занимают особое место в общей системе профессиональной подготовки современных специалистов. Их изучение закладывает основу знаний и умений, необходимых для успешного освоения других дисциплин технического профиля, и оказывает значительное влияние на профессиональное становление будущих инженеров, развитие их графической культуры, логики мышления, интеллекта личности. Однако освоение дисциплин графического профиля вызывает у большинства студентов определенные трудности. Одна из главных трудностей состоит в слабой или нулевой школьной графической подготовке.Содержание графического образования инженера в инновационной парадигме составляет опыт, приобретаемый будущим специалистом в процессе обучения с помощью современных форм и технологий проведения занятий. Именно они развивают профессиональные и общекультурные компетенции студента, формируют необходимые для профессии умения и навыки, создают предпосылки для психологической готовности внедрять в реальную практику освоенные умения и навыки. В соответствии с этим традиционное содержание графической подготовки студентов должно быть реконструировано. Необходимо актуализировать: понимание и изучение принципов конструирования, опыт мотивации достижения успеха и личнойответственности, представления о творчестве, опыт сознательного выбора более трудных задач и возврата к неуспешно выполненным, самостоятельного поиска своих ошибок, их анализа и оценки. Профессионально направленные, инженернотворческие задачи, приближающие будущего специалиста к реальнойпрофессии, должны быть в основе любой проектируемой (учебной) ситуации. Для современной графической подготовки инженеров большоезначение имеют разработка и внедрение нетрадиционных образовательных технологий, применение которых требует коренных изменений в методах и средствах обучения, формах организации образовательного процесса, теории и методологии современного графического образования.Традиционные методы преподавания графических дисциплин, таких как инженернаякомпьютерная графика, начертательная геометрия, в определенной мере вошли в противоречие с требованиями времени. Замечено, что наиболее эффективноразвивается пространственное мышление при рациональной организации всего цикла графических дисциплин, предусмотренных учебной программой, а также достаточном количестве часов, выделенных на изучение данной дисциплины. В процессе обучения возникает необходимость в использовании наиболее оптимальных технологий, которые позволяют сократить время на предъявление обучающей информации и отследить качество усвоения базовогокомпонентасодержательной части изучаемого материала. Компьютерная графика вызывает у студентов повышенный интерес к изучаемой дисциплине, значительно упрощает выполнение графических заданий, развивает творческий подход к решению инженерных задач. Все это способствуетпроцессуобучения инженерной графике и геометрическому моделированию. Актуальность проблемы эффективного использования компьютерных технологий в процессе обучения графическим дисциплинамотражена во многих публикациях на данную тему [4]. Внедряются различные методики использования автоматизированных систем проектирования. Вышло достаточно много учебных пособий с различными технологиями внедрения геометрического моделирования, в которых проработаны как теоретические вопросы, так и конкретные задачи с описанием алгоритма–технологии созданияобъекта. На кафедре «Инженерная графика» проводится работа по разработке и внедрению в учебный процесс методики преподавания графических дисциплин на основе геометрического моделирования. Хотелось бы остановиться на некоторых задачахэтой методики:

усиление акцента на развитие пространственного мышления;

формирование устойчивыхнавыков создания трехмерных моделей объектов в системах автоматизированного проектирования (AutoCAD, SolidWorksCOSMOWSWorks);расширениевозможности самостоятельной работы [5];повышение результативностиучебной деятельности студентов;разработка и создание банказаданий,ориентированного на соответствующиенаправления специальностей (профессиональная направленность заданий);мультимедийная обработка информации для проведения аудиторных занятий.При разработке учебных планов занятий, заданий основным элементом является использование геометрического моделирования. В курсеинженерной графики, ориентированной на выполнение изображений по стандартам,решаются следующие задачи:создание геометрических моделей различных деталей (по степени сложности, исходным данным);формирование изображение (видов, разрезов, сечений) на основе геометрических моделей;деталирование и моделирование сборочных единиц; изучение возможностей поверхностного моделирования сложных форм.Кафедра инженерной графикиНГТУ ведет работу со студентами I–IVкурсов различных факультетов технических специальностей. Необходимо отметить, что существуют определенные трудности в обучении студентов Iкурсов. Это объясняется тем, что вчерашние школьники, по сути, дети, еще безответственно и несерьезно относятся к учебе в вузе, в то время как на старших курсах появляется профессиональный интерес к предметам, когда будущий выпускник начинает заниматься поиском работы. Степень мотивации к изучению какойлибо дисциплины у студента значительно повышается, если она достаточно тесно связана с его будущей специальностью,выбором престижной и востребованной специальности.Следует отметить три основныхфактора, влияющихна отсутствие мотивации к учебе у студентов младших курсов:1)слабая успеваемость по основным общеобразовательным дисциплинам, таким как математика, физика, начертательная геометрия и другие, объясняется это тем, что студент видит связи этих дисциплин со своей будущей специальностью и считает их как бы второстепенными. Отсюда нежелание глубоко вникать в суть предмета;2)в условиях рыночной экономики, когда спросопределяет предложение, становится сложно предусмотреть востребованность специалиста через пять лет обучения, поэтому студент не до конца осознает, чем он будет заниматься после окончания вуза. Такая неопределенность порождает равнодушное отношение к учебе в вузе, так как целью становится получение диплома престижного вуза, а не знаний;3)недостаточная работа по профориентации со школьниками в старших классах приводит к тому, что абитуриент выбирает специальность чаще всегопо настоянию родителей или поступает в вуз по результатам ЕГЭ (все равно в какой). В этом случае часто эйфория поступления в престижный вуз сменяется разочарованием в будущей специальности и студент учится с неохотой все пять лет.Навыки, приобретенные студентами при изучении инженерной графики, помогут им в дальнейшем обучении при оформлении курсовых, лабораторных работ, дипломного проекта.Положительным образом влияет на успеваемость тот факт, что в последнее время предприятия и фирмы, предлагающие работу выпускникам вузов, стали интересоваться не только наличием диплома престижного вуза, но и качеством полученного образования будущего инженера. Стратегия современной системы высшего и послевузовскогопрофессионального образованиясостоит в том, чтобы обеспечить усиление профессиональной мотивации и профессиональной деятельности будущего специалиста, стимулирование творческого потенциала, развитие интеллектуальных, эмоциональных, волевых и духовных качеств.

Одним из требований к организации учебного процесса согласно ФГОСВПО третьего поколения является использование активных и интерактивных форм проведения аудиторных занятий. С помощью активных форм обучения студенты, с одной стороны, легче вникаютв материал, понимают и запоминаютего.С другой стороны, студенты не только осваивают информацию, но и учатся «учиться, общаться, мыслить творчески и критически и эффективно работать в группе» [6], т. е. приобретать те качества, которые чрезвычайно востребованы на современном рынке труда. Как отмечает П. Хатчингс, в современном мире «значимо не то,что студенты знают, но что они могут сделать с тем, что они знают» [7].Активное применение в обучении компьютерных технологий и формирование творческого мышления, конструкторских навыков позволит сделать обучение более эффективным и интересным для студентов, а также станет основой для их последующего обучения и будущей профессиональной деятельности.Необходимо всячески стимулировать и поощрять интерес студента к изучаемой дисциплине, так как развитие пространственных представлений, образного мышления и памяти–это обязательное и необходимое условие для формирования его профессиональных качеств. В начале работы над проектом специалист создает модель инженерного объекта, затем исследует его по модели и, наконец, изготавливает объект по его модели. Для современного специалиста важно обладать навыками и технологиями, позволяющими создавать геометрические модели инженерных изделий и конструкций.Инновационные образовательные технологии способствуют также развитию индивидуальных способностей личности, повышению уровня креативности мышления, формированию навыков активного поиска решения как учебных, так и практических задач и прогнозированиюрезультатов реализации принятых решений. С переходом на новые технологии коренным образом меняется воздействие обучения на исходные функциональные и психофизиологические возможности обучаемого и характер его собственных интеллектуальных усилий.Сочетание традиционных и новых технологий –явление инновационное. Синтез традиций и инноваций всегда присутствовал в графическом образовании инженера и служил своеобразным толчком к формированию и развитию новой педагогической практики и нового инновационного опыта.Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на ее основе возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности. Таким образом, повышениемотивации к изучению графических дисциплин заключается во внедрении научнообоснованных педагогических, информационных и традиционных технологий, а также в создании условий для реализации творческого потенциала наших студентов.

Ссылки на источники1.Курдюмов С.П., Князева Е.Н. Синергетика и новые подходы к процессу обучения // Синергетика и учебный процесс. –М., 1999.–С. 8–18. 2.Лебедева Е.Н. Повышение уровня культуры современного специалиста// VIIВсероссийская научнометодическая конференция «Проблемы подготовки специалистов в технических вузах»: тез. докл. –Н. Новгород: НГТУ, 2003. –С. 358–361.3.ОбразовательнаяполитикаРоссиинасовременномэтапе(издоклада Государственному Совету Российской Федерации) // Высшее образование в России. –2002. –№1.4.Хейфец А.Л. Концепции нового учебного курса «Теоретические основы 3Dкомпьютерного геометрического моделирования»// Проблемы геометрического моделирования в автоматизированном проектировании и производстве: сб. материалов 1й Междунар.науч.конф. /под ред. В.И.Якунина. М.:МГИУ, 2008. –С. 373–377.5.Черноталова К. Л. Организация самостоятельной работы студентов как фактор формирования профессиональной инициативы // Концепт. –2012. –№11 (ноябрь). –ART 12147. –URL: http://ekoncept.ru/2012/12147.htm. –Гос. рег. Эл No ФС 7749965. –ISSN 2304120X.6.Ренегар С. «Вместе мы знаем больше, чем каждый из нас»: кооперативное обучение в высшем образовании // Дидактика высшей школы: сб. рефератов/редкол.: М. А. Русаковский (отв. ред.) [и др.].–Минск: БГУ, 2005. –С. 105.7.Мейерс Ч., Джонс Т. «Активное обучение» как понятие // Дидактика высшей школы: сб. рефератов.–С. 40–77.

Kira Chernotalova,

Candidate of Pedagogic Sciences,Associate Professor at the chair of Engineering Graphics,Nizhny Novgorod State Technical University named after R.E. Alekseev, Nizhny NovgorodChernotalov@mail.ru

Lyodmila Gareeva,Senoir lecturer at the chair of Engineering Graphics,NizhnyNovgorodStateTechnicalUniversitynamedafterR.E. Alekseev, Nizhny NovgorodTraditions and innovations of graphic education in a technical universityAbstract.The paperdescribes theprocess of graphic education in conditions of Federal State Educational Standard of 3rdgeneration.Keywords: professional education, professional motivation, content of the graphic education, traditional and innovative educational technologies.References1.Kurdjumov,S. P.&Knjazeva,E. N. (1999) “Sinergetika i novye podhody k processu obuchenija”, Sinergetika i uchebnyj process, Moscow, pp. 8–18(in Russian). 2.Lebedeva,E. N. (2003) “Povyshenie urovnja kul'tury sovremennogo specialista”, in VII Vserossijskaja nauchnometodicheskaja konferencija “Problemy podgotovki specialistov v tehnicheskih vuzah”: tez. Dokl.,NGTU, N. Novgorod,pp.358–361(in Russian).3.“Obrazovatel'naja politika Rossii na sovremennom jetape (iz doklada Gosudarstvennomu Sovetu Rossijskoj Federacii)”, Vysshee obrazovanie v Rossii, 2002, № 1(in Russian).4.Hejfec,A. L. (2008) “Koncepcii novogo uchebnogo kursa «Teoreticheskie osnovy 3Dkomp'juternogo geometricheskogo modelirovanij”, in Jakunin,V. I.(ed.)Problemy geometricheskogo modelirovanija v avtomatizirovannom proektirovanii i proizvodstve: sb. materialov 1j Mezhdunar. nauch. konf., MGIU, Moscow, pp. 373–377(in Russian).5.Chernotalova,K. L. (2012) “Organizacija samostojatel'noj raboty studentov kak faktor formirovanija professional'noj iniciativy”, Koncept, №11 (nojabr'), ART 12147/ Available at: http://ekoncept.ru/2012/12147.htm, Gos. reg. Jel No FS 7749965,ISSN 2304120X(in Russian).6.Renegar,S. (2005) “’Vmeste my znaem bol'she, chem kazhdyj iz nas’: kooperativnoe obuchenie v vysshem obrazovanii”, in Rusakovskij,M. A. (ed.) Didaktika vysshej shkoly: sb. referatov,BGU, Minsk, p. 105(in Russian).7.Mejers,Ch.&Dzhons,T. (2005) “’Aktivnoe obuchenie’kak ponjatie”, Didaktika vysshej shkoly: sb. referatov, pp. 40–77(in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»