Профильная школа в Украине: исследование мотивации выбора профиля обучения
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ордановская
А.
И. Профильная школа в Украине: исследование мотивации выбора профиля обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 12 (декабрь). – С.
171–175. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14367.htm.
Аннотация. В статье представлены результаты исследования мотивации школьников при выборе профиля обучения в старшей школе. Статья адресована учителям школ, школьным психологам, аспирантам, специалистам, исследующим проблемы профильного образования.
Похожие статьи
Текст статьи
Ордановская Александра Игоревна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики Южноукраинского национального педагогического университета имени К. Д.Ушинского, г.Одессаaleksordanovskaya@rambler.ru
Профильная школа в Украине: исследование мотивации выбора профиля обучения
Аннотация. В статье представлены результаты исследования мотивации школьников при выборе профиля обучения в старшей школе. Статья адресована учителям школ, школьным психологам, аспирантам, специалистам, исследующим проблемы профильного образования.Ключевые слова:профильная школа, профильное обучение, мотив, мотивация.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В Государственной национальной программе «Образование (Украина XXIвека)» (1993г.) были определены основные стратегические задачи, в соответствии с которыми в течение более 20лет реформируется и совершенствуется украинская образовательная отрасль. В частности, средняя общеобразовательная школа за последнее десятилетие претерпела ряд радикальных реформ,а именно:введение 12балльной шкалы оценивания учебных достижений учеников с 2000/2001 учебного года (Приказ Министерства образования Украины №459 от 14.06.2001 г.);переход общеобразовательных учебных заведений с 2001/2002 учебного года на новое содержание, структуру и 12летний срок обучения, который был трансформирован в 11летний срок обучения с 2010/2011учебного года Законом Украины №2442VI от 06.07.2010г. «О внесении изменений в законодательные акты по вопросам общего среднего и дошкольного образования по организации учебновоспитательного процесса»;утверждение государственных стандартов начального, базового и полного общего среднего образования (постановления Кабинета Министров Украины № 1717 от 16.11.2000 г., № 24 от 14.01.2004 г.), которые постепенно теряют силу с 1.09.2012г.в связи с принятием новых стандартов (постановления Кабинета Министров Украины №462 от 20.04.2011г., №1392 от 23.11.2011 г.);введение внешнего независимого оценивания учебных достижений выпускников учебных заведений системы общего среднего образования, изъявивших желание поступать в высшие учебные заведения с 2008 г.(Приказ Министерства образованияУкраины № 1171 от 25.12.2007 г.);утверждение Концепции профильного обучения (Решение коллегии Министерства образования Украины № 10/122 от 25.09.2003 г.) и ее новая редакция (Приказ Министерства образованияУкраины № 854 от 11.09.2009 г.).В то же времяэти процессы проходилипод влиянием сложных социальноэкономических факторов, в связис чем задекларированные стратегические задачи по обеспечению равного доступа детей и молодежи к качественному образованию, стабильного и современного развития, демократизации, переориентациисодержания и организации на личность ребенка, обеспечениюквалифицированными педагогическими кадрами, улучшениюучебноматериальной базы не былиполностьюрешены. Именно такой вывод был сделан на основе анализа современного состояния системы образования и представлен в Национальной стратегии развития образования вУкраине на 2012–2021 годы [1]. В этом документе перечислены основные проблемы, вызовы и риски, которые требуют критического осмысления достигнутого и сосредоточения усилий и ресурсов на их решении[2].Внедрение профильного обучения в среднююобщеобразовательнуюшколустало одним из существенных изменений, за короткое время выделилось в мощное инновационное направление, на котором сосредоточились научные поиски ученых, педагогов, методистов, учителей, управленцев. Со времени принятия Концепции профильного обучения в украинском образовательном пространстве ускорилось открытие профильных учебных заведений, положено начало формированию образовательных округов, усилена работа по методическому обеспечению профильного обучения.В то же время мониторинговые исследования, которые регулярно проводятся с целью выявления реальной картины знаний учащихся профильных классов, классов с углубленным изучением предметов, профильных интересов учащихся, выявляют факты несоответствия познавательных интересов выбранномупрофилюобучения и состояниюуспеваемости школьников по предметам выбранного профиля.Так, например, методисты департамента образования и науки, молодежи и спорта исполнительного органа Киевского городского совета (Киевской городской государственной администрации) говорилио ряде нерешенных проблем, таких какколичество и объемы предметов, перегрузки учеников, ограничение выбора, ненадлежащая кадровая подготовка, низкий уровень материального и учебнометодического обеспечения [3].Эти выводы поддержали методисты Харьковского региона, проведя мониторинговое исследование по внедрению профильного обучения в старшей школе. По результатам мониторинга кроме вышеупомянутой проблемы неудовлетворительного учебнометодического обеспечения были обнаружены тенденции несформированности у учащихся старших классов профильной мотивации, неспособностиили случайностиопределения ими профессиональных намерений [4].Аналогичные данные были получены методистами Катеринопольского районного методического центра (Черкасская область) в 2009–2010 гг., а именно: интересы и успешность полностью совпали у 62,5% учеников, не совпали у 15,2%; интересы и выбранный профиль полностью совпали у 32,6%, не совпали у 53,5%; выбранный профиль и успешность полностью совпали у 69,6%, не совпали у 15,6%. Все показатели − интересы, успешность, профиль − совпали только у 14,2%опрошенных школьников. Кроме того, выявилось снижение количества учащихся профильных классов с высоким уровнем знаний и увеличение количества учащихся с начальным уровнем обучения. Методистами были сделаны выводы относительно немотивированного выбора профиля частью учеников, что связано либо с низкой информированностью учеников основной школы об имеющихся направлениях и профилях обучения, либо снавязываниемадминистрацией учебных заведений тех профилей обучения, которые являются традиционными для этого заведения [5].Итак, как свидетельствуют результаты многочисленных исследований, одним из решающих факторов, влияющих на успешность профильного обучения, является мотивация учеников в избрании профиля обучения.В течение 2011–2014гг. мы проводили исследование в общеобразовательных школах Одессы и Одесской области, целью которого было выявить распределение первоочередности мотивов избрания школьниками профиля обучения, а также выяснить соответствие психотипа ученика выбранному профессиональному направлению и профилю обучения.Цель статьи − представить результаты данного исследования.
Исследование проводилось в форме анкетирования учеников старшей школы (10–11еклассы) с различными профилями обучения по модифицированной методике А. Реана и В. Якунина [6].В исследовании ученикам был предложен перечень причин избрания профиля обучения, которые они должны были оценить по значимости для них по пятибалльной шкале (при этом считалось, что 1 балл соответствует минимальной значимости причины, а 5 баллов − максимальной):1.Это связано с моей будущей профессией.2.В этом классе учится наибольшее количество моих бывших одноклассников.3.В этом классе учатся мои друзья.4.Мнение родителей.5.Мнение классного руководителя (учителей).6.Рекомендации школьного психолога.7.Мнение одноклассников, друзей.8.Мне интересны профильные дисциплины, изучаемые углубленно.9.В этом классе учатся сильнее уровнем обучения ученики.10.В этом классе мне учиться легче.11.Сложные для меня предметы изучаются в этом классе меньше.12.Я не задумывался над выбором профиля обучения.Как видим, первый и восьмой мотивы связаны с собственными интересами, наклонностями, будущей профессиональной деятельностью; второй и третий мотивы − «знакомое окружение»; девятый, десятый и одиннадцатый мотивы − «комфортные условия»; с третьего по седьмой мотив− «внешний совет».В результате опроса были выявлены следующие тенденции. Наиболее актуальными мотивами для избрания профиля обучения учащимися 10хклассов стали: 1) мнение родителей; 2) знакомое и привычное окружение, комфортная учебная среда (в классе наибольшее количество бывших одноклассников); 3) мнение одноклассников и друзей. Избрание профиля обучения,мотивированное выбором будущей профессии,− на четвертом месте (см. рисунок).Для учащихся 11х классоввнешние воздействия на мотивацию избрания профиля обучения: 1) мнение родителей; 2) комфортное общение (обучение в классе друзей). Интересным оказалось значение показателя «Я не задумывался над выбором профиля»: его среднее значение для учащихся 11хклассовсоставило 4,22, что позволило ему занять третье место среди мотивов. Избрание профиля обучения, связанное с будущей профессией,также на четвертом месте.Как видим,выбор школьниками профиля обучения в соответствии с будущей профессиональной деятельностью не былпреобладающим мотивом: ученики скорее выбирали комфортные условия, приятное окружение, общение с друзьями, а не углубление знаний по профильным дисциплинам.Второй вопрос в анкете касался изменения профиля обучения, если бы была такая возможность. Оказалось, что количество желающих изменить профиль обучения среди учеников 10хклассов (в процентном отношении) составило4%, а 11хклассов–38%. Тех, кто затруднилсяответить, оказалось соответственно0,8%и 11%.Рис. 1. Распределение значимости мотивов избрания профиля обучения
Следовательно, можно утверждать, что половина опрошенных школьников 11хклассов недовольна выбранным профилем обучения и желает его изменить. Причины такого желания былиследующими:1.Другой профиль был бы больше связан с моей будущей профессией.2.Интересные для меня предметы в этом классе изучаются меньше.3.Для меня оказались сложны профильные дисциплины, которые преподаются углубленно.4.У меня изменилось отношение к профильным дисциплинам: они не так интересны.5.В моем классе учатся слабые ученики, я чувствую, что мой уровень выше.6.Раньше я не задумывался над выбором профиля обучения.7.В моем классе учатся сильные по уровню знаний ученики, я чувствую дискомфорт вовремя учебы.8.Для меня оказались просты дисциплины, изучаемые углубленно.9.Мнение родителей.10.Рекомендации психолога, классного руководителя, учителей.Эти данные свидетельствуют о анализеучащимися 11хклассов собственных способностей, стремлений, а также о влиянии профориентационной работы, активно проводимой высшими учебными заведениями среди старшеклассников. Как видим, мотив «мнение родителей» в результате такой работы с первого места перешел на предпоследнее.Как упоминалось выше, в пределах нашего исследования проводилось выявление связей между избранием учеником профиля обучения и склонностями к виду профессиональной деятельности по методике Е. Климова (профессии типа «человек− человек», «человек− техника», «человек − природа», «человек − знак», «человек − художественный образ») [7]. Прямой связи обнаружить не удалось, поскольку полученные нами данные свидетельствовали о равнозначности количества учеников одного класса со склонностями к различнымтипам профессий. На наш взгляд, это связано с тем, что у большинства учащихся превосходящими мотивами являлись «внешнее воздействие» и «приятное общение», а не «профессиональная направленность, стремления, наклонности».Итак, анализ практики внедрения профильного обучения в средней общеобразовательной школе позволяет сделать вывод, что, несмотря на значительные научнометодические наработки отечественных и зарубежных ученых, методистов, учителей, богатое наследие педагогической мысли, психологопедагогических теорий профилирования образования, реалии функционирования средней общеобразовательной школы иногда сводят на нет идеальные теоретические конструкты, разводят в противоположные стороны теорию и практику. В частности, теоретические представления педагогов об общности в профессиональных склонностях у учащихся, обучающихся по соответствующему профилю, не всегда совпадают с реальным положением. Мотивы избрания школьниками профиля обучения зачастую не связаны с выбором будущей профессии, интересами, наклонностями, поэтому они почти не коррелируют со склонностями к определенному типу профессии. Этим можно объяснить в половине случаев явление разочарования сделанным собственным выбором.Порезультатам исследования следует вывод, что при избрании учителем методик и технологий обучения в профильной школе должен учитываться фактор низкой или средней установки учеников,даже по профильным дисциплинам.
Ссылки на источники1.Національна стратегія розвитку освіти в Україні на 20122021 роки.–URL:http://www.mon.gov.ua/images/files/news/12/05/4455.pdf.2.Там же. –С.4–7.3.Інформаційний портал "Освіта Києва". Проект 4. Профільне навчання.–URL:http://www.guon.kiev.ua/?q=node/33.4.ВольянськаС.Є. Програмноцільове проектування та моніторинг упровадження профільного навчання в старшій школі регіону // Народна освіта. Електронне наукове фахове видання,2008.–№2(5).–URL:http://narodnaosvita.kiev.ua/Narodna_osvita/vupysku/5/statti/4volyanska.htm.5.Моніторингове дослідження стану організації профільного навчання загальноосвітніх навчальних закладах Черкаської області.− Черкаси: ЧОІПОПП, 2010. − 88 с.6.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. –СПб.: Питер, 2002.–C. 434–437.7.Там же. –C. 437–440.
Aleksandra Ordanovskaya,
Candidate of PedagogicSciences, Associate Professor at the chair of Physics, South Ukrainian National Pedagogical University named after K.D.Ushynsky, Odessaaleksordanovskaya@rambler.ruProfile schoolsin Ukraine: the research of the motivation of the choosing of an educational profileAbstract.The paper presents the results of the research of motivation of pupils,when they choose a profile of education at school. The paperis addressed to school teachers, school psychologists, graduate students and experts, studyingthe problem of professional education.Keywords: profile school, profile education, motive, motivation.References1.Nacіonal'na strategіja rozvitku osvіti v Ukraїnі na 20122021 roki.Available at: http://www.mon.gov.ua/images/files/news/12/05/4455.pdf(in Ukrainian).2.Op. cit.,pp.4–7.3.Іnformacіjnij portal "Osvіta Kiєva". Proekt 4. Profіl'ne navchannja. Available at: http://www.guon.kiev.ua/?q=node/33(in Ukrainian).4.Vol'jans'ka,S. Є. (2008) “Programnocіl'ove proektuvannja ta monіtoring uprovadzhennja profіl'nogo navchannja v starshіj shkolіregіonu”,Narodna osvіta. Elektronne naukove fahove vidannja, № 2(5). Available at: http://narodnaosvita.kiev.ua/Narodna_osvita/vupysku/5/statti/4volyanska.htm(in Ukrainian).5.(2010) Monіtoringove doslіdzhennja stanu organіzacіїprofіl'nogo navchannja zagal'noosvіtnіh navchal'nih zakladah Cherkas'koїoblastі, ChOІPOPP, Cherkasi,88 p.(inUkrainian).6.Il'in,E. P. (2002) Motivacija i motivy, Piter, St. Peterburg, pp. 434–437(in Russian).7.Op. cit.,pp. 437–440.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Профильная школа в Украине: исследование мотивации выбора профиля обучения
Аннотация. В статье представлены результаты исследования мотивации школьников при выборе профиля обучения в старшей школе. Статья адресована учителям школ, школьным психологам, аспирантам, специалистам, исследующим проблемы профильного образования.Ключевые слова:профильная школа, профильное обучение, мотив, мотивация.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В Государственной национальной программе «Образование (Украина XXIвека)» (1993г.) были определены основные стратегические задачи, в соответствии с которыми в течение более 20лет реформируется и совершенствуется украинская образовательная отрасль. В частности, средняя общеобразовательная школа за последнее десятилетие претерпела ряд радикальных реформ,а именно:введение 12балльной шкалы оценивания учебных достижений учеников с 2000/2001 учебного года (Приказ Министерства образования Украины №459 от 14.06.2001 г.);переход общеобразовательных учебных заведений с 2001/2002 учебного года на новое содержание, структуру и 12летний срок обучения, который был трансформирован в 11летний срок обучения с 2010/2011учебного года Законом Украины №2442VI от 06.07.2010г. «О внесении изменений в законодательные акты по вопросам общего среднего и дошкольного образования по организации учебновоспитательного процесса»;утверждение государственных стандартов начального, базового и полного общего среднего образования (постановления Кабинета Министров Украины № 1717 от 16.11.2000 г., № 24 от 14.01.2004 г.), которые постепенно теряют силу с 1.09.2012г.в связи с принятием новых стандартов (постановления Кабинета Министров Украины №462 от 20.04.2011г., №1392 от 23.11.2011 г.);введение внешнего независимого оценивания учебных достижений выпускников учебных заведений системы общего среднего образования, изъявивших желание поступать в высшие учебные заведения с 2008 г.(Приказ Министерства образованияУкраины № 1171 от 25.12.2007 г.);утверждение Концепции профильного обучения (Решение коллегии Министерства образования Украины № 10/122 от 25.09.2003 г.) и ее новая редакция (Приказ Министерства образованияУкраины № 854 от 11.09.2009 г.).В то же времяэти процессы проходилипод влиянием сложных социальноэкономических факторов, в связис чем задекларированные стратегические задачи по обеспечению равного доступа детей и молодежи к качественному образованию, стабильного и современного развития, демократизации, переориентациисодержания и организации на личность ребенка, обеспечениюквалифицированными педагогическими кадрами, улучшениюучебноматериальной базы не былиполностьюрешены. Именно такой вывод был сделан на основе анализа современного состояния системы образования и представлен в Национальной стратегии развития образования вУкраине на 2012–2021 годы [1]. В этом документе перечислены основные проблемы, вызовы и риски, которые требуют критического осмысления достигнутого и сосредоточения усилий и ресурсов на их решении[2].Внедрение профильного обучения в среднююобщеобразовательнуюшколустало одним из существенных изменений, за короткое время выделилось в мощное инновационное направление, на котором сосредоточились научные поиски ученых, педагогов, методистов, учителей, управленцев. Со времени принятия Концепции профильного обучения в украинском образовательном пространстве ускорилось открытие профильных учебных заведений, положено начало формированию образовательных округов, усилена работа по методическому обеспечению профильного обучения.В то же время мониторинговые исследования, которые регулярно проводятся с целью выявления реальной картины знаний учащихся профильных классов, классов с углубленным изучением предметов, профильных интересов учащихся, выявляют факты несоответствия познавательных интересов выбранномупрофилюобучения и состояниюуспеваемости школьников по предметам выбранного профиля.Так, например, методисты департамента образования и науки, молодежи и спорта исполнительного органа Киевского городского совета (Киевской городской государственной администрации) говорилио ряде нерешенных проблем, таких какколичество и объемы предметов, перегрузки учеников, ограничение выбора, ненадлежащая кадровая подготовка, низкий уровень материального и учебнометодического обеспечения [3].Эти выводы поддержали методисты Харьковского региона, проведя мониторинговое исследование по внедрению профильного обучения в старшей школе. По результатам мониторинга кроме вышеупомянутой проблемы неудовлетворительного учебнометодического обеспечения были обнаружены тенденции несформированности у учащихся старших классов профильной мотивации, неспособностиили случайностиопределения ими профессиональных намерений [4].Аналогичные данные были получены методистами Катеринопольского районного методического центра (Черкасская область) в 2009–2010 гг., а именно: интересы и успешность полностью совпали у 62,5% учеников, не совпали у 15,2%; интересы и выбранный профиль полностью совпали у 32,6%, не совпали у 53,5%; выбранный профиль и успешность полностью совпали у 69,6%, не совпали у 15,6%. Все показатели − интересы, успешность, профиль − совпали только у 14,2%опрошенных школьников. Кроме того, выявилось снижение количества учащихся профильных классов с высоким уровнем знаний и увеличение количества учащихся с начальным уровнем обучения. Методистами были сделаны выводы относительно немотивированного выбора профиля частью учеников, что связано либо с низкой информированностью учеников основной школы об имеющихся направлениях и профилях обучения, либо снавязываниемадминистрацией учебных заведений тех профилей обучения, которые являются традиционными для этого заведения [5].Итак, как свидетельствуют результаты многочисленных исследований, одним из решающих факторов, влияющих на успешность профильного обучения, является мотивация учеников в избрании профиля обучения.В течение 2011–2014гг. мы проводили исследование в общеобразовательных школах Одессы и Одесской области, целью которого было выявить распределение первоочередности мотивов избрания школьниками профиля обучения, а также выяснить соответствие психотипа ученика выбранному профессиональному направлению и профилю обучения.Цель статьи − представить результаты данного исследования.
Исследование проводилось в форме анкетирования учеников старшей школы (10–11еклассы) с различными профилями обучения по модифицированной методике А. Реана и В. Якунина [6].В исследовании ученикам был предложен перечень причин избрания профиля обучения, которые они должны были оценить по значимости для них по пятибалльной шкале (при этом считалось, что 1 балл соответствует минимальной значимости причины, а 5 баллов − максимальной):1.Это связано с моей будущей профессией.2.В этом классе учится наибольшее количество моих бывших одноклассников.3.В этом классе учатся мои друзья.4.Мнение родителей.5.Мнение классного руководителя (учителей).6.Рекомендации школьного психолога.7.Мнение одноклассников, друзей.8.Мне интересны профильные дисциплины, изучаемые углубленно.9.В этом классе учатся сильнее уровнем обучения ученики.10.В этом классе мне учиться легче.11.Сложные для меня предметы изучаются в этом классе меньше.12.Я не задумывался над выбором профиля обучения.Как видим, первый и восьмой мотивы связаны с собственными интересами, наклонностями, будущей профессиональной деятельностью; второй и третий мотивы − «знакомое окружение»; девятый, десятый и одиннадцатый мотивы − «комфортные условия»; с третьего по седьмой мотив− «внешний совет».В результате опроса были выявлены следующие тенденции. Наиболее актуальными мотивами для избрания профиля обучения учащимися 10хклассов стали: 1) мнение родителей; 2) знакомое и привычное окружение, комфортная учебная среда (в классе наибольшее количество бывших одноклассников); 3) мнение одноклассников и друзей. Избрание профиля обучения,мотивированное выбором будущей профессии,− на четвертом месте (см. рисунок).Для учащихся 11х классоввнешние воздействия на мотивацию избрания профиля обучения: 1) мнение родителей; 2) комфортное общение (обучение в классе друзей). Интересным оказалось значение показателя «Я не задумывался над выбором профиля»: его среднее значение для учащихся 11хклассовсоставило 4,22, что позволило ему занять третье место среди мотивов. Избрание профиля обучения, связанное с будущей профессией,также на четвертом месте.Как видим,выбор школьниками профиля обучения в соответствии с будущей профессиональной деятельностью не былпреобладающим мотивом: ученики скорее выбирали комфортные условия, приятное окружение, общение с друзьями, а не углубление знаний по профильным дисциплинам.Второй вопрос в анкете касался изменения профиля обучения, если бы была такая возможность. Оказалось, что количество желающих изменить профиль обучения среди учеников 10хклассов (в процентном отношении) составило4%, а 11хклассов–38%. Тех, кто затруднилсяответить, оказалось соответственно0,8%и 11%.Рис. 1. Распределение значимости мотивов избрания профиля обучения
Следовательно, можно утверждать, что половина опрошенных школьников 11хклассов недовольна выбранным профилем обучения и желает его изменить. Причины такого желания былиследующими:1.Другой профиль был бы больше связан с моей будущей профессией.2.Интересные для меня предметы в этом классе изучаются меньше.3.Для меня оказались сложны профильные дисциплины, которые преподаются углубленно.4.У меня изменилось отношение к профильным дисциплинам: они не так интересны.5.В моем классе учатся слабые ученики, я чувствую, что мой уровень выше.6.Раньше я не задумывался над выбором профиля обучения.7.В моем классе учатся сильные по уровню знаний ученики, я чувствую дискомфорт вовремя учебы.8.Для меня оказались просты дисциплины, изучаемые углубленно.9.Мнение родителей.10.Рекомендации психолога, классного руководителя, учителей.Эти данные свидетельствуют о анализеучащимися 11хклассов собственных способностей, стремлений, а также о влиянии профориентационной работы, активно проводимой высшими учебными заведениями среди старшеклассников. Как видим, мотив «мнение родителей» в результате такой работы с первого места перешел на предпоследнее.Как упоминалось выше, в пределах нашего исследования проводилось выявление связей между избранием учеником профиля обучения и склонностями к виду профессиональной деятельности по методике Е. Климова (профессии типа «человек− человек», «человек− техника», «человек − природа», «человек − знак», «человек − художественный образ») [7]. Прямой связи обнаружить не удалось, поскольку полученные нами данные свидетельствовали о равнозначности количества учеников одного класса со склонностями к различнымтипам профессий. На наш взгляд, это связано с тем, что у большинства учащихся превосходящими мотивами являлись «внешнее воздействие» и «приятное общение», а не «профессиональная направленность, стремления, наклонности».Итак, анализ практики внедрения профильного обучения в средней общеобразовательной школе позволяет сделать вывод, что, несмотря на значительные научнометодические наработки отечественных и зарубежных ученых, методистов, учителей, богатое наследие педагогической мысли, психологопедагогических теорий профилирования образования, реалии функционирования средней общеобразовательной школы иногда сводят на нет идеальные теоретические конструкты, разводят в противоположные стороны теорию и практику. В частности, теоретические представления педагогов об общности в профессиональных склонностях у учащихся, обучающихся по соответствующему профилю, не всегда совпадают с реальным положением. Мотивы избрания школьниками профиля обучения зачастую не связаны с выбором будущей профессии, интересами, наклонностями, поэтому они почти не коррелируют со склонностями к определенному типу профессии. Этим можно объяснить в половине случаев явление разочарования сделанным собственным выбором.Порезультатам исследования следует вывод, что при избрании учителем методик и технологий обучения в профильной школе должен учитываться фактор низкой или средней установки учеников,даже по профильным дисциплинам.
Ссылки на источники1.Національна стратегія розвитку освіти в Україні на 20122021 роки.–URL:http://www.mon.gov.ua/images/files/news/12/05/4455.pdf.2.Там же. –С.4–7.3.Інформаційний портал "Освіта Києва". Проект 4. Профільне навчання.–URL:http://www.guon.kiev.ua/?q=node/33.4.ВольянськаС.Є. Програмноцільове проектування та моніторинг упровадження профільного навчання в старшій школі регіону // Народна освіта. Електронне наукове фахове видання,2008.–№2(5).–URL:http://narodnaosvita.kiev.ua/Narodna_osvita/vupysku/5/statti/4volyanska.htm.5.Моніторингове дослідження стану організації профільного навчання загальноосвітніх навчальних закладах Черкаської області.− Черкаси: ЧОІПОПП, 2010. − 88 с.6.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. –СПб.: Питер, 2002.–C. 434–437.7.Там же. –C. 437–440.
Aleksandra Ordanovskaya,
Candidate of PedagogicSciences, Associate Professor at the chair of Physics, South Ukrainian National Pedagogical University named after K.D.Ushynsky, Odessaaleksordanovskaya@rambler.ruProfile schoolsin Ukraine: the research of the motivation of the choosing of an educational profileAbstract.The paper presents the results of the research of motivation of pupils,when they choose a profile of education at school. The paperis addressed to school teachers, school psychologists, graduate students and experts, studyingthe problem of professional education.Keywords: profile school, profile education, motive, motivation.References1.Nacіonal'na strategіja rozvitku osvіti v Ukraїnі na 20122021 roki.Available at: http://www.mon.gov.ua/images/files/news/12/05/4455.pdf(in Ukrainian).2.Op. cit.,pp.4–7.3.Іnformacіjnij portal "Osvіta Kiєva". Proekt 4. Profіl'ne navchannja. Available at: http://www.guon.kiev.ua/?q=node/33(in Ukrainian).4.Vol'jans'ka,S. Є. (2008) “Programnocіl'ove proektuvannja ta monіtoring uprovadzhennja profіl'nogo navchannja v starshіj shkolіregіonu”,Narodna osvіta. Elektronne naukove fahove vidannja, № 2(5). Available at: http://narodnaosvita.kiev.ua/Narodna_osvita/vupysku/5/statti/4volyanska.htm(in Ukrainian).5.(2010) Monіtoringove doslіdzhennja stanu organіzacіїprofіl'nogo navchannja zagal'noosvіtnіh navchal'nih zakladah Cherkas'koїoblastі, ChOІPOPP, Cherkasi,88 p.(inUkrainian).6.Il'in,E. P. (2002) Motivacija i motivy, Piter, St. Peterburg, pp. 434–437(in Russian).7.Op. cit.,pp. 437–440.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»