Практические задания с применением прикладных знаний о цвете на уроках технологии

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лебедева Е. Г. Практические задания с применением прикладных знаний о цвете на уроках технологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S6. – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14564.htm.
Аннотация. В статье представлены анализ изучения возможностей применения знаний о цвете на уроках технологии в общеобразовательной школе, принципы формирования практических заданий с применением прикладных знаний о цвете на уроках технологии, содержание практических заданий для раздела «Кулинария» (5–8-е классы).
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Лебедева Елена Геннадьевна,старший преподаватель кафедры дизайна и изобразительного искусства ФГБОУВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Кировzvetosfera@yandex.ru

Практические задания с применением прикладных знаний о цвете

на уроках технологии

Аннотация. В статье представлены анализ изучения возможностейприменения знаний о цвете на уроках технологиив общеобразовательной школе, принципы формирования практических заданий сприменением прикладных знаний о цвете на уроках технологии, содержание практических заданий для раздела «Кулинария»(5–8еклассы).Ключевые слова: школьное образование, технология,прикладные знания о цвете, практические задания.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Знания о цвете являются универсальными и связаны со всеми сферами деятельности человека. Цветовая значимость окружающей среды стала актуальной не только для специалистов (архитекторов, дизайнеров, художников и т. д.), но и для общества в целом.Современному человеку необходимы чёткие ориентиры для аналитической оценки качества цветового содержанияпотребительских товаров и услуг, для компетентного решения повседневных цветовых ситуаций личного бизнеса, для организации индивидуальной гармоничной цветовой среды, сохраняющей здоровье. При этом выбор цвета для решения практических цветовых задач часто возникает спонтанно, без чёткого анализа цветовой ситуации.Современная система образования отстаёт от потребностей общества, что тормозит развитие личности обучаемого. Особое значение необходимо уделять вопросам обучения «цвету» как фактору,способствующему формированию с детства цветовой культуры, а также позитивно влияющему на индивидуальное и профессиональное развитие личности. В связи с этим возникла необходимость в создании базовой системы знаний о цвете и развитииколористических навыков практического применения цвета в условиях общеобразовательной школы. Такие знания и умения необходимы современному образованному человекудля формирования культуры применения знаний о цвете в повседневной жизни,чтобыправильно оценитьцветовуюситуацию,влияющуюна физиологическое и эмоциональное здоровье. Сегодня необходимо постепенное освоение пространства науки о цветев системе общего образования. Ключевая роль в этом отводится дисциплинам практической направленности, таким как изобразительное искусство и технология, которые имеют более гибкую программу, способную быстро адаптироваться к требованиям современной жизни. В то же время характер этих предметов даёт возможность практического осмысления решения цветовых задач, что в дальнейшем будет актуально для повседневной и профессиональной жизни молодого поколения. Программа по изобразительному искусству массовой школы эту проблему не решит, так как сферы влияния цвета гораздо шире рамок этого предмета, а каждая сфера требует компетентного отношения. Такжехарактер цветового образования учителей изобразительного искусства направлен на практическое применение цвета в сфере именно изобразительного искусства (видение цвета конкретного художника, цвет как средство выражения художественного образа, цветовые характеристики художественных материалов и т.д.) ипоэтому не связан или мало связан с утилитарными вопросами повседневной жизни.Единственным предметом школьной программы не абстрактно, а непосредственно связанным с повседневной жизнью человека является технология. Эта дисциплина способна дать основу знаний и умений во многих сферах жизнеобеспечения человека, к которым можно отнести знание и умение создания гармоничной цветовой среды. В современной школе на уроках технологии уделяется большое внимание художественному проектированию творческих объектов различного характера: декоративных панно в различных техниках, одежды, аксессуаров, дизайна интерьера и т. д. Наиболее значимым художественным средством выразительности таких объектов всегда является цвет.Для формирования прикладных знаний о цвете необходимо сформулировать и реализовать в процессе художественного проектирования основные принципы практического применения цвета: ассоциативная связь цвета с художественным образом объекта, независимость выбора цвета от личных предпочтений, оригинальность цветовых сочетаний, гармоничность цветовых сочетаний. Для тогочтобы школьник мог уверенно предлагать цветовые решения в проектной деятельности,на уроках технологии необходимо дать ему навыки практического применения цвета через серию практических заданий для всех разделов области «Технология», имеющих единый алгоритм выполнения.Важным этапом создания системы прикладных знаний о цвете для уроков технологии является определение принципов формирования практических заданийс применением прикладных знаний о цвете. Самый важный принцип –строгое соответствие содержанию программы образовательной области «Технология», то есть задания должны быть адаптированы практическим целям и задачам предмета по определённому разделу и иллюстрировать решение конкретного вопроса, связанного с цветовым оформлением. Второй по значимости принцип –практикоориентированный подход (моделирование практической ситуации применения цвета) –также имеет значение и отражает прикладной характер образовательной области «Технология». Третий принцип –единый алгоритм выполнения заданий (подбор цветов, заполнение цветовой палитры, выполнение цветового решения), что позволит создать универсальный инструмент решения различных по содержанию цветовых задач. Четвёртый принцип –постепенное усложнение заданий –создаёт условия для своего рода тренинга от ознакомления, закрепления навыков применения цвета до уверенного использования навыков применения цвета. Для реализации первого принципа было проанализировано содержание серии учебников по технологии для 5, 6, 7 и 8хклассов авторского коллектива О. А. Кожиной, Е. Н. Кундаковой, С. Э. Маркуцкой, которые пользуются популярностью у учителей и отражают качественное изложение материала[1; 2; 3; 4]. В данной статье проиллюстрируемэтот процесс на примере раздела «Кулинария». На уроках технологии с 5гопо 8йклассв разделе «Кулинария» изучаются следующие темы.5йкласс –основы рационального питания; правила санитарии, гигиены и безопасной работы; кухонная посуда; интерьер кухнистоловой;оборудование кухни; приготовление бутербродов и горячих напитков; приготовление блюд из яиц;сервировка стола к завтраку; овощи в питании человека; заготовка продуктов.6йкласс –физиология питания; молоко, блюда из молока; кисломолочные продукты и блюда из них; рыба, блюда из рыбы; морепродукты; рыбные консервы; сервировка стола; приготовление обеда в походных условиях, заготовка продуктов.йкласс –понятие о микроорганизмах; виды теста, приготовление теста; приготовление холодных десертов; приготовление горячих сладких блюд; сервировка десертного стола; консервирование плодов и ягод.8йкласс –физиология питания; расчёт калорийности блюд; блюда из птицы; блюда национальной кухни; сервировка стола к обеду; консервирование плодов и ягод; упаковка пищевых продуктов и товаров.

Далее были определены темы, в которых есть необходимость цветового решения, а к ним ужепредложены темы и практические задания,формирующиеприкладные знания о цвете, что наглядно отражено в таблице.

№п/пТемы раздела «Кулинария»

Формирование теоретических знаний о цветеФормирование практических цветовых умений и навыков

5йкласс1Кухонная посудаВлияние цвета посуды на восприятие пищи

2Сервировка стола к завтракуПравила цветовой сервировки столаЦветовое решение сервировки столакзавтраку.

Цветовое решение сервировки стола к ужину3Овощи в питании человекаЦвет пищи и его влияние на организм человека

6йкласс4Сервировка столаЦвет в тематическом оформлении столаЦветовое решение тематической сервировкистола

7йкласс5Сервировка десертного столаЦвет в праздничном оформлениистолаЦветовое решение праздничнойсервировки стола

8йкласс6Сервировка стола к обедуПравила цветового решения сервировки стола в национальном стилеЦветовое решение сервировки столав национальном стиле

Следующим этапом создания системы прикладных знаний о цвете для уроков технологии является разработка единой модели практического задания с учётом практикоориентированного подхода для подготовки школьника к успешной практической деятельности и на уроках технологии,и в повседневной жизни. Визуальная часть единой модели практического задания с применением прикладных знаний о цвете на уроках технологии содержит следующие части:Тема урока.Палитра цветов.Схема сервировки стола.Формулировка задания.В формулировке задания отражена содержательная часть единой модели, в которой заключается единый алгоритм выполнения действий:Подбор цветов.Заполнение цветовой палитры.Выполнение цветового решения.В качестве примера реализации предложенной модели приводим задание для 5гокласса «Цветовое решение сервировки стола», с помощью которого школьник закрепляет полученные новые теоретические знания о цвете в практической деятельности и знакомится с алгоритмом выполнения задания (рис. 1).Рис. 1. Практическое задание «Цветовое решение сервировки стола» из рабочей тетради для уроков технологии в 5м классе

В 6мклассе практическое задание «Цветовое решение тематической сервировкистола» состоит из трёх самостоятельных частей,направленных на последовательное освоениеалгоритма выполнения задания. На первом этапе иллюстрируется последовательность действий: выбор образа темы –определение палитры цветов –применение цветов из палитры в цветовом решении сервировки стола (Рис. 2).

Рис. 2. Практическое задание «Цветовое решение тематической сервировки стола» из рабочей тетради для уроков технологии в 6мклассе

На втором этапе с помощью предложенных темы и палитры цветов самостоятельно выполняется цветовое решение сервировки стола (рис. 3).

Рис. 3. Практическое задание «Цветовое решение тематической сервировки стола» из рабочей тетради для уроков технологии в 6мклассе

Третий этап направлен на закрепление алгоритма выполнения задания и осознанное использование прикладных знаний о цвете. На основе предложенной темы необходимо самостоятельно заполнить палитру цветов, с помощью которых выполнить цветовое решение сервировки стола (рис. 4).

Рис. 4. Практическое задание «Цветовое решение тематической сервировки стола» из рабочей тетради для уроков технологии в 6мклассе

В 7мклассе практическое задание «Цветовое решение праздничнойсервировки стола» даёт возможность школьникуприменения и закрепления уже известногоалгоритма выполнения задания (рис. 5).

Рис. 5. Практическое задание «Цветовое решение праздничной сервировки стола» из рабочей тетради для уроков технологии в 7мклассе

В 8мклассе,выполняя практическое задание «Цветовое решение сервировки стола в национальном стиле», школьник самостоятельно использует алгоритм выполнения задания и закрепляет данный опыт для практики в повседневной жизни (рис. 6).

Рис. 6. Практическое задание «Цветовое решение сервировки столав национальном стиле» из рабочей тетради для уроков технологии в 8мклассе

Таким образом, при сохранении едиными модели и алгоритма выполнения практических заданийс применением прикладных знаний о цвете формируетсясистема применения прикладных знаний о цвете на уроках технологии для раздела «Кулинария», а также для других разделов предметной области «Технология», связанных с применением цвета. Данная система цветовой подготовки школьников на уроках технологии позволит им более уверенно и грамотно применять полученные в школе знания о цвете в учебной, практической и проектной деятельности в рамках школьного образования, аперспективе успешно решать все вопросы, связанные с применением цвета в повседневной жизни и профессиональной сфере.

Ссылки на источники1.КожинаО. А.,КудаковаЕ. Н., Маркуцкая С. Э. Технология. Обслуживающий труд:5 класс: учеб.для общеобразоват. учрежд.–М.:Дрофа, 2011. –238 c.2.КожинаО. А.,КудаковаЕ. Н., Маркуцкая С. Э.Технология. Обслуживающий труд:6 класс: учеб.для общеобразоват. учрежд.–М.:Дрофа, 2011. –238 c.3.КожинаО. А.,КудаковаЕ. Н., Маркуцкая С. Э.Технология. Обслуживающий труд:7 класс: учеб.для общеобразоват. учрежд.–М.:Дрофа, 2013. –254 c.4.КожинаО. А.,КудаковаЕ. Н., Рыкова Н.Б. Технология. Обслуживающий труд:8 класс: учеб.для общеобразоват. учрежд.–М.:Дрофа, 2011. –222 c.

Elena Lebedeva,

Senior lecturer at the chair of design and fine arts, Vyatka State Universityof Humanities, Kirovzvetosfera@yandex.ruPractical tasks based on applied knowledge of color at technology lessonsAbstract. The principles of formation of practicaltasks based on applied knowledge of color at technology lessons, the maintenance of practical tasks for the section "Cookery" for5–8 grades,the analysis theanalysis of color application at technology lessons in comprehensive school are presented in article.Keywords: school education, technology, applied knowledge of color, practical tasks.References1.Kozhina, O.A., Kudakova, E.N., Markuckaja S.Je. (2011) Tehnologija. Obsluzhivajushhij trud: 5 klass: ucheb. dlja obshheobrazovat. uchrezhd., Drofa, Moscow, 238 p. (in Russian).2.Kozhina, O.A., Kudakova, E.N., Markuckaja S.Je. (2011) Tehnologija. Obsluzhivajushhij trud: 6 klass: ucheb. dlja obshheobrazovat. uchrezhd.Drofa, Moscow, 238 p.(in Russian).3.Kozhina, O.A., Kudakova, E.N., Markuckaja S.Je. (2013) Tehnologija. Obsluzhivajushhij trud: 7 klass: ucheb. dlja obshheobrazovat. uchrezhd., Drofa, Moscow, 254 p.(in Russian).4.Kozhina, O.A., Kudakova, E.N., Rykova, N.B. (2011)Tehnologija. Obsluzhivajushhij trud: 8 klass: ucheb. dlja obshheobrazovat. uchrezhd., Drofa, Moscow, 222 p.(in Russian).

Рекомендовано к публикации:Некрасовой Г.Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»